- 18.04.2012
- 2262 Просмотра
- Обсудить
ПОНЯТИЕ
Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (12)
...и родственных ему гносеологических направлений бытие есть лишь форма экзистенциального суждения. Природа дана лишь в естествознании, душевная жизнь – лишь в психологии, история – лишь в исторической науке....котором и дано всякое рационализированное бытие, а бытие для них само уже есть продукт рационализирования, остаются лишь иррациональные переживания, которые не есть бытие, которых нет.
Чистое бытие, (бытие) — философская категория в «Науке Логики» Гегеля, безо всякого дальнейшего определения.
В своей неопределенной непосредственности оно равно лишь самому себе, а также не неравно в отношении иного, не имеет никакого различия ни внутри себя, ни по отношению к внешнему.
Если бы в бытии было какое-либо различимое определение или содержание или же оно благодаря этому было бы положено как отличное от некоего иного, то оно не сохранило бы свою чистоту. Бытие есть чистая неопределенность и пустота.
Бытие, будучи неопределенным непосредственным, есть на деле ничто и не более и не менее, как ничто.
Мотрошилова Н. В. «Чистое бытие» // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9
Новая философская энциклопедия
«ЧИСТОЕ БЫТИЕ» (нем. reines Sein) – категория «Науки логики» Гегеля, открывающая 1-ю главу («Бытие»), ее 1-й раздел [«Определенность (качество)»]. Она фиксирует начальную характеристику бытия, когда оно берется в качестве лишенного каких-либо других определенностей, кроме того, что оно просто бытие. От «чистого бытия» Гегель переходит к категориям «ничто» и «становление». Однако из пропедевтического подраздела «С чего следует начинать науку?» выясняется, что вопрос о «чистом бытии» как начале «Науки логики» совпадает с проблемой начала науки, философии, логики, при чем проблема эта выступает в двух формах – исторической и логической.
В историческом плане категория «чистое бытие» фиксирует движение мысли от тех ступеней, когда категория «бытие» только появляется в философском лексиконе как символ первоначала, противопоставляемого «ничто», до развертывания из простого, нерасчлененного, т.е. «чистого бытия», бытийных характеристик, превращающихся в веер взаимосвязанных понятий («качество», «количество», «становление»). Гегель пишет: «Простую мысль о чистом бытии как абсолютном и как единственной истине впервые высказал Парменид, который в дошедших до нас фрагментах высказал ее с чистым воодушевлением мышления, в первый раз постигшего себя в своей абсолютной абстрактности: только бытие есть, а ничто вовсе нет. – В восточных системах, особенно в буддизме, ничто, пустота составляет, как известно, абсолютный принцип. – Глубокий мыслитель Гераклит выдвигал против указанной простой и односторонней абстракции более высокое, целокупное понятие становления...» (Наука логики, т. 1. М., 1970, с. 141). Что касается более поздних стадий истории философии, то «чистое бытие» вводится Гегелем в противовес давней, поддержанной и Кантом традиции философии и логики, согласно которой первый категориальный блок включает категории количества, качества, отношения, модальности. Гегель же начал не с количества, а с качества и его первого, одновременно простого и фундаментального категориального отношения, – «чистого бытия».
Определение «чистого бытия» в логической форме – это определение «начала», как абстрактного, являющегося «чем-то всецело непосредственным», еще не содержащим различия, отношения к другому (вот почему, в частности, нельзя начинать с количества, которое есть определенное качество). «Чистое бытие» – «бескачественное бытие», однако «сама его неопределенность составляет его качество» (там же, с. 139); с одной стороны, как начало оно есть исторический результат работы соответствующей науки (здесь – логики), с другой – начало совершенно абстрактное, в которое еще нельзя включать ничего конкретного; это «бытие, неопределенное непосредственное, есть на деле ничто и не более и не менее, как ничто» (Hegel G.W.F. Gesammelte Werke. Bd. 11. Hamb., 1986, S. 47).
H.В.Мотрошилова
Философия (13)
...общими характерными чертами являются понятия: бытия; сознания; системы; развития; истины и др. В социальной философии имеются те же основные функции, что и в философии: — мировоззренческие; — методологические....труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия); — духовную культуру (религия, наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, ...
Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (4)
— Подчинение морали может быть или рабским, или суетным, или своекорыстным, или самоотверженным, или глупо восторженным, или бессмысленным, или актом отчаяния: в самом по себе ...мыслей — что мы сами должны бытьпринципом блага, если по себе мы мерим добро и зло? Есть два рода людей, отрицающих нравственность.
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (16)
Непосредственное самобытие как двуединство непосредственного бытия и самости Если форма «есмь» непосредственного самобытия есть форма бытия и обнаружения непостижимого, то возникает тотчас же вопрос: идет ли ...
Бытие и сущность (фр. L’être et l’essence) — философский трактат написанный французским философом Этьеном Жильсоном (1948), посвященный проблемам онтологии. Композиционно состоит из 10 глав, раскрывающих онтологию в её истории от Парменида до философии экзистенциализма. Содержательно трактат исследует историю взаимоотношения сущности и существования, где особое внимание уделено экзистенциальному прочтению Фомы Аквинского. Различие существования и сущности позволяет избежать главной метафизической ошибки - сведения бытия к сущности. Заслуга Аристотеля заключается в том, что он первым начал мыслить бытие как акт, т.е. существование.
Оглавление
Бытие и Единое (о Пармениде и платониках). Жильсон возводит историю онтологии к Пармениду и утверждает, что тот брал бытие не абстрактно, а конкретно. Тем не менее, он противопоставил бытие существованию. Платон в этом вопросе следовал Пармениду. Платон помимо бытия открывает сущность (греч. ουσία, часто переводимая как фр. essence).
Сущее и субстанция (об аристотелизме). Сущность (греч. ουσία) Аристотеля переводят то как essence, то как substance и означает "то, что имеет в самом себе источник собственного существования". Эта сущность противопоставляется акциденциям. Жильсон отмечает "фундаментальную двойственность онтологии Аристотеля", которая то следует традиции Платона, то проявляет необычайный интерес к конкретным вещам. Эта двойственность спровоцировала спор об универсалиях между реалистами и номиналистами Средневековья.
Сущее и существование (о томизме: различение сущности и существования в рамках бытия)
Сущность против существования (продолжение томизма)
У истоков онтологии (о метафизике Нового Времени). Если метафизика была наукой о сущем, которая включала в себя как сущность, так и существование, то появившаяся в XVII веке онтология стала наукой о сущем взятом абстрактно.
Нейтрализация существования (о Канте)
Дедукция существования (о Гегеле)
Существование против философии (о Кьеркегоре)
Познание существования (о Бергсоне)
Существование и философия (об экзистенциализме)
Цитаты
Все существующее обладает сущностью, в силу которой оно есть то, что оно есть (402)
Декарт - ученик учеников Суареса (426)
Гегелевское Dasein - не существование (457)
Литература
Жильсон Э. Бытие и сущность /пер. с фр. Г.В. Вдовиной / Избранное: христианская философия. - М.: РОССПЭН, 2004.
ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (2)
Сращенность человека с пространством осуществляет иную жизненную стратегию по отношению к миру и бытию — стратегию "близости". Подобное отношение отличается от стратегии представляющего в мире по става, обладающего особым местонахождением в картине мира, берущим на ...взглядом, а близостью человека к бытию. "Близость" создает человеческий мир, а не образ или картину мира. Этот мир ацентричен — человек не занимает здесь господствующего центрального положения.
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (31)
...своему особенному содержанию и наличному бытию и позволяет им исчезнуть. Оно есть героизм служения – добродетель, которая жертвует единичным бытием для всеобщего и тем самым вводит последнее ...
Ансельм Кентерберийский Об истине. (3)
...в которой она могла бы быть, то нужно понимать так, что не имела начала та истина, которая является первой причиной данной истины....если никогда не могло не быть истинным то, что нечто будет, и никогда не сможет бытьнеистинным то, что нечто было, невозможно, чтобы было начало у ...
«Красота в природе» (1889) — статья Вл. Соловьева, одна из основных эстетических работ философа. Впервые опубликована в журнале Вопросы философии и психологии (1889, II).
В статье Соловьёв доказывает объективную реальность красоты, представляющей собой преображение материи через воплощение в ней сверхматериального начала — идеи положительного всеединства (т. е. органического единства целого при сохранении индивидуальности составляющих его частей).
Эти взгляды Соловьёва во многом совпадают с воззрениями неоплатоников и немецкой классической эстетики в лице Шеллинга, которых можно назвать его предшественниками.
Эстетика природы Соловьёва (как и его эстетика в целом) оказала существенное влияние на русских символистов (А. Блока, Андрея Белого и др.).
Целью искусства, — говорит Вл. Соловьев, — всегда было улучшение действительности — человеческой души или вещественной природы (ведь, например, скульптура есть более совершенный предмет по сравнению с куском мрамора, из которого она изготовлена).
«…В природе темные силы только побеждены, а не убеждены всемирным смыслом, самая эта победа есть поверхностная и неполная, и красота природы есть именно только покрывало, наброшенное на злую жизнь, а не преображение этой жизни. Поэтому-то человек с его разумным сознанием должен быть не только целью природного процесса, но и средством для обратного, более глубокого и полного воздействия на природу со стороны идеального начала». Но для начала нужно рассмотреть красоту в природе, существующую независимо от человека.
Что такое красота
Прекрасное несводимо к полезному. Красота есть нечто безусловно-ценное, то есть она ценится не как средство для достижения какой-то другой цели, а сама по себе. Будучи такой ценимой бесполезностью, красота является для нас предметом бескорыстного, безвольного созерцания.
Красота — это «преображение материи через воплощение в ней другого, сверхматериального начала».
Красота — не внешнее воплощение всякого внутреннего содержания, это обязательно воплощение идеального содержания: красота есть «воплощение идеи». Что касается различия между идеальным и материальным, то не только вещество в неорганическом мире, но и жизненные инстинкты в мире органическом материальны. Поэтому, к примеру, гусеницу или свинью, несмотря на то, что их внешний облик прекрасно воплощает их внутреннее содержание — прожорливость — никак нельзя назвать красивыми. Внешнее воплощение жизненного инстинкта, как у глистов (половой инстинкт), гусениц, каракатиц, свиней (инстинкт питания) становится даже безобразным, когда это материальное начало прорывается наружу там, где идеальное уже в какой-то степени подчинило материю.
Красота — «объективная форма вещей в природе». Это значит, что красота существует в природе, а не только в нашем восприятии природы; красота существует объективно, независимо от человека. Это связано с тем, что идея, воплощение которой в материи и создаёт красоту, существует объективно, а «в разумном познании мы находим только отражение всемирной идеи, а не действительное присутствие ее в познающем и познаваемом».
Что такое идея
Идея — «то, что само по себе достойно быть», это сущность, достойная существования. Идеальное — то, что достойно быть реальным. (Жизненные инстинкты (половой, питательный) — внутреннее содержание, воплощающееся во внешнем облике животных, но не идеальное содержание.) В безусловном смысле достойно бытия «только всесовершенное или абсолютное существо, вполне свободное от всяких ограничений и недостатков». Всемирный процесс есть постепенное воплощение идеи в реальность.
Идея, или «достойное бытие», — «полная свобода составных частей в совершенном единстве целого», «положительное всеединство, простор частного бытия в единстве всеобщего».
Становясь предметом желания, воли, идея предстаёт как добро (благо); будучи мыслимой, содержанием ума, идея есть истина; делаясь предметом чувственного восприятия, воплощённая идея есть красота.
Критерий красоты — совершенство, законченность, многосторонность воплощения идеи.
Основа красоты в природе — свет. «Свет — первичная реальность идеи в её противоположности весомому веществу», а все последующие проявления красоты — результат сочетания света с материей. «Зиждительное начало Вселенной (Логос), отражающееся от вещества снаружи как свет и изнутри зажигающее жизнь в веществе, образует в виде животных и растительных организмов определенные и устойчивые формы жизни, которые, восходя постепенно все к большему и большему совершенству, могут наконец послужить материалом и средою для настоящего воплощения всецелой и неделимой идеи». Последующие проявления красоты делятся на (1)механические (световые явления в природе) и (2)органические (жизнь, — которая сама есть превращение света). Механические явления, в свою очередь, делятся на (1.1)те, в которых материя в её покое непосредственно становится носителем света, и (1.2)те, которые в своём движении начинают напоминать жизнь.
Механические явления
1.1.1. Солнечный восход и ярко освещённое днём небо; лунная ночь; звёздное небо: всё это прекрасно как «выражение спокойного торжества, вечной победы светлого начала над хаотическим смятением, вечного воплощения идеи во всём объёме материального бытия».
1.1.2. Облака, озарённые солнцем, северное сияние; радуга; спокойное море, отражающее небо; освещённые благородные металлы и драгоценные камни: все эти явления прекрасны, так как в них материя оказывается в некоторой степени просветлённой, то есть воплощает в себе идеальное начало.
1.2. Жизнь — это «игра или свободное движение частных сил и положений, объединённых в индивидуальном целом». Когда неорганические явления своей игрой и движением уподобляются жизни, они также становятся прекрасными. Есть две разновидности движения неорганических явлений, уподобляющего их жизни: свободная игра и грозная борьба. Поэтому прекрасны: текущая вода (ручей, горная речка, водопад); волнующееся море; гроза. Звуки в неживой природе также могут быть прекрасными, если выражают идею. Таков, например, шум города.
Органические явления
Переходя к органическим явлениям, Соловьёв выделяет три стороны, с которых будут рассматриваться живые существа: «i) внутренняя сущность, или prima materia, жизни, стремление или хотение жить, то есть питаться и размножаться — голод и любовь (более страдательные в растениях, более деятельные в животных); ii) образ этой жизни, то есть те морфологические и физиологические условия, которыми определяются питание и размножение (а в связи с ними и прочие, второстепенные функции) каждого органического вида; и, наконец, iii) биологическая цель — не в смысле внешней телеологии, а с точки зрения сравнительной анатомии, определяющей относительно целого органического мира место и значение тех частных форм, которые в каждом виде поддерживаются питанием и увековечиваются размножением. Самая биологическая цель при этом является двоякою: с одной стороны, органические виды суть ступени (частью преходящие, частью пребывающие) общего биологического процесса, который от водяной плесени доходит до создания человеческого тела, а с другой стороны, эти виды можно рассматривать как члены всемирного организма, имеющие самостоятельное значение в жизни целого».
2.1. В растениях свет впервые проникает в материю и сливается с ней в неделимое целое (жизнь). Жизнь в растениях выражается по преимуществу объективно — в создании прекрасных органических форм. Внутренняя жизнь в растениях еще слабо выражена. «Из двух неразделенных, но тем не менее различных сторон органической жизни в растительном мире решительно преобладают стороны организации над стороною жизни. Растение хотя и живет, но оно есть более организованное тело, нежели живое существо: в нем видимые формы значительнее внутренних состояний». Поэтому растения в целом красивее, чем животные, и степень эстетического развития совпадает со степенью морфологического развития. У животных такого совпадения не наблюдается. «Очевидно, в животном царстве красота еще не есть достигнутая цель, органические формы существуют здесь не ради одного своего видимого совершенства, а служат также, и главным образом, как средство для развития наиболее интенсивных проявлений жизненности, пока наконец эти проявления не уравновешиваются и не входят в меру человеческого организма, где наибольшая сила и полнота внутренних жизненных состояний соединяется с наисовершеннейшею видимою формой в прекрасном женском теле, этом высшем синтезе животной и растительной красоты».
2.2.1. На стыке между растительным и животным царствами находятся имеющие эстетическое значение объекты, хотя и произведённые животными, но сами либо относящиеся к неорганическому миру, либо напоминающие внешне растения. Это кораллы, морские звёзды, раковины, жемчуг.
2.2.2. Как и моллюски, окрылённые насекомые имеют некрасивое тело. Однако, это некрасивое тело уже гораздо более крепко, чем у моллюсков, связано «со своим прекрасным облачением». Это облачение — крылья у бабочек и жуков.
2.2.3. Внешняя двойственность прекрасной формы и безобразной материи полностью преодолевается млекопитающими. Червь, которым было ранее тело, втягивается внутрь, превращаясь в чрево животного, снаружи же оно покрывается красивым облачением — чешуёй, перьями, шерстью, мехом.
2.2.4. Наконец, высшие животные (семейство кошачьих, олени, лани, серны, птицы) не только снаружи, но и всем своим телом воплощают идею жизни — «стройной силы, гармонического соотношения частей и свободной подвижности целого».
2.2.5. Высшим воплощением идеи жизни является «создание человека, то есть той формы, которая вместе с наибольшею телесною красотою представляет и высшее внутреннее потенцирование света и жизни, называемое самосознанием. Уже в мире животных […] общая космическая цель достигается при их собственном участии и содействии чрез возбуждение в них известных внутренних стремлений и чувств. Природа не устрояет и не украшает животных как внешний материал, а заставляет их самих устроять и украшать себя. Наконец, человек уже не только участвует в действии космических начал, но способен знать цель этого действия и, следовательно, трудиться над ее достижением осмысленно и свободно. Как человеческое самосознание относится к самочувствию животных, так красота в искусстве относится к природной красоте.»
Адорно Т. Негативная диалектика. (18)
...правомочным источником философии, признающей значение бытия. Познание как взаимопроникновение в этом случае существует благодаря спонтанности мышления – способности, весьма низко ценимой Хайдеггером....представляется пассивному, немыслящему мышлению самообнаруживающимся бытием. Фиктивный характер утверждаемого предопределяет профессиональный тембр Pronunciamenti. Невозможно определение и осуществление в мысли предданной вечной истины, невозможна ее критическая конфронтация ...
Владимир Сергеевич Соловьев (137)
VII Установление, покинутое Духом истины, не может быть истинной Церковью Бога. Чтобы признать это, нам нет надобности отрекаться от религии отцов наших, отказываться от благочестия православного народа, от ...на национальный дух России, могла быть благодетельной, когда этот дух был еще в детском состоянии; в настоящее время она может только придушить его.
Н.А.Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека. (16)
ТВОРЧЕСТВО И БЫТИЕ Бытие мира – тварное, сотворенное и творимое бытие. На всяком тварном бытии лежит печать творческого акта. Тварность говорит о Творце.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (9)
Это может быть сочтено ловким приемом христианства, когда оно столь громко проповедует полную нравственную негодность, греховность и презренность человека вообще, что при этом ...во всяком случае должен был быть глубоко неверующим; с тем, что давала ему народная вера, со скудным, грубым и отчасти ужасающим суеверием – он обращался так свободно, ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (36)
...состоящая именно в отпадении от бытия, в выпадении из бытия, все же фактически существует в мире; она есть эмпирическая реальность, развивающая в эмпирии огромную силу и ...
Адорно Т. Негативная диалектика. (23)
...онтологии онтически – психологическое) спрашивает о бытии. Это побуждает его к рефлексии; рефлексия рефлексии могла бы, как с давних пор в идеализме, исправить ошибку....подтверждается тем, что в рефлексии бытие и вещь отделяются друг от друга [4]. Язык превращается в инстанцию истины, только если осознается нетождественность выражения (Ausdruck) и помыс ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (3)
Быть может, научное доказательство какого либо метафизического мира уже настолько трудно, что человечество не может более отрешиться от недоверия к нему....же контраст нашего возбужденного эфемерного бытия по сравнению с медлительным спокойствием метафизических эпох действует еще слишком сильно, ибо обе эпохи стоят еще очень близко друг от ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (11)
...хочет плясать: может ли это быть трагичным? И все же это бывает трагично! – Под конец, в виде награды за это лишение, он имеет больше удовольствия от ...всей культуре, ко всему страдающему бытию, чувства, которые приобретают ценность лишь в сочетании с особенно трудными и далекими познаниями (сострадание само по себе имеет небольшую ценность).
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (7)
Быть моральным, нравственным, этичным – значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю. При этом безразлично, подчиняются ли ему насильно или охотно, ... Быть дурным – значит быть "ненравственным” (безнравственным), чинить безнравье, восставать против обычая, все равно, разумен ли он или глуп; но нанесение вреда ...
Ф. ЭНГЕЛЬС (4)
...существования, — принципы всего этого должны быть предметом философии. Эти принципы представляют собой простые — или предполагаемые до сих пор простыми — элементы, из которых может быть составлено все многообразное содержание знания ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (17)
...одним прыжком достигнуть средоточия всего бытия и исходя из него разрешить загадку мира. Эти философы имели осязательно крепкую веру в себя и свою "истину” и низвергали ... Быть может, счастье от веры в обладание истиной никогда не было большим на земле, но никогда также не были большими жестокость, ...
Владимир Сергеевич Соловьев (136)
...для Бога, то это должно быть так и для самих наций, поскольку они желают осуществить свою истинную идею, которая есть не что иное, как образ их бытия в вечной мысли Бога.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (8)
...его как блага, польза которого, быть может, уяснится нам позднее. Религия и искусство (равно как метафизическая философия) пытаются воздействовать на изменение сознания, отчасти через изменение нашего ...через заблуждения разума; она, может быть, когда нибудь, находясь в опасности от науки, волгала в свою систему какое либо философское учение для того, чтобы позднее в ...
Вольтер
предложил новое доказательство бытия Бога, которое утверждалось им аксиоматически, исходя из одной возможности логического обобщения понятия человеческой сущности: "Я существую, а следовательно нечто существует ... Так, опровержение бытия Бога сводилось ими к тому, что все в природе происходит исключительно в соответствии с законами математики.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (28)
...они шипят и дымят, они, быть может, интереснее, но бесполезны и слишком часто неудобны. – Человечество беспощадно употребляет каждую личность как материал для топки своих великих машин; ...присущие им "недостатки их добродетелей” – быть может, потому что мы сами преимущественно разделяли их. Тогда мы поворачиваемся к ним спиной и ищем противоположного направления; однако лучше ...
Владимир Сергеевич Соловьев (122)
...человек по существу своему мог быть только человеком, если бы так называемая "человеческая ограниченность", была не фактом только, а непременным и окончательным законом, для всех и ...назначению, — человека, каким он должен быть и бывает в известных случаях. Представительница христианского человечества признается царицей ангелов, а у апостола Павла читаем, что все истинные христиане ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (18)
...и гибкостью, что одновременно может быть чистым и строгим в познании и способен в других областях как бы давать фору в сто шагов поэзии, религии и ... Быть может, именно преимущества нашего времени обусловливают отступление на задний план, а иногда и низкую оценку vita contemplativa.
Философия (14)
...на искусство уже не могло быть и речи, государство продолжало накладывать жесткие цензурные запреты на литературу, требуя от нее послушного воспевания официального мировоззрения.... Неотомизм занимается: философским обоснованием бытия Бога; доказательством различных религиозных догм; рассмотрением «чистого бытия» как некоего духовного первоначала; толкованием естественно научныхтеорий и социальной практики.
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (5)
...НЕПОСТИЖИМОЕ ПО СУЩЕСТВУ В ПРЕДМЕТНОМ БЫТИИ Теперь нам надлежит обсудить вопрос, в какой мере правомерно упомянутое нами выше воззрение, что предмет знания, во всяком случае сам ...бесконечного познающего сознания, – не может быть непостижимым, – что, напротив, всякая реальность в принципе «изъяснима», т.е. выразима в «ясных и отчетливых» понятиях.
Философия (2)
...является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта ... Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует: — на первоначальные позиции ученого; — его ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (10)
...к редкому роду сладострастия – но, быть может, к тому сладострастию, в котором, как в узле, связаны все иные его роды. Новалис, один из авторитетов в вопросах ...чудесное, в религиозный смысл всего бытия, в предстоящий день последнего суда. В вечернем блеске закатывающегося солнца мира, которое сияло над христианскими народами, тень святого вырастала до ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (30)
...конечном счете совсем не может быть отделено от всей остальной реальности, в порождении и обосновании которой именно и состоит его существо....подлинной абсолютности, в его качестве быть всеобъемлющим и всепроникающим единством усматривается лишь в его связи со всей остальной реальностью. Так как Божество открывается мне ближайшим образом ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (35)
Если мы говорим в отношении бытия мира, что мир обладает бытием, отличным от бытия Бога и в этом смысле самостоятельным, – мы не должны забывать, что это ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (37)
...казалось бы, тем самым должен быть – прямо или косвенно – и первоисточником зла? Еще раз повторяем: логически согласовать это абсолютно невозможно, и первое, что мы обязаны сделать, ...и будучи в Боге, перестает быть Богом. Зло зарождается из несказанной бездны, которая лежит как бы как раз на пороге между Богом и «не Богом».
Маркс К. (17)
...внешности, и золото постоянно может быть превращено из одной формы в другую.[97] Путь, на который вступает золото, выйдя из монетного двора, ведет его, в конце ...и вместе с тем перестает быть действительным эквивалентом товаров, цены которых оно реализует. История этой неразберихи составляет главное содержание истории монетного дела в течение средних веков ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (21)
...реальности, особый характер или образ бытия, в котором сознательная мысль – по крайней мере в философии нового времени – едва ли вообще отдает себе отчет. Рассматриваемое извне, с точки зрения предметного наблюдателя,бытие «мы» – бытие в общении – кажется ...
Философия (9)
...истина многогранна, никогда не может быть выражена полностью, различные мнения об истине доказывают лишь ее различные стороны. Оторванность древневосточной философии от конкретных научных знаний привела к ... Предметом познания для Аристотеля является бытие. Основание познания заключается: — в ощущениях; — памяти; — привычке. Каждое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (34)
...которые определяют внутренний драматизм нашего бытия как духовного бытия (вспомним о борениях Киркегарда и Достоевского!), – они в конечном счете все же разрешаются в непосредственно открывающемся мне ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (32)
...2) смысле есть условие актуализованного бытия самого «я», то очевидно все же, что оно со своей стороны предполагает «я» как соотносительную себе инстанцию; всякое «ты» есть ...связи с тем моим собственным бытием, для которого оно есть «ты». Вопрос наш означает, следовательно: как может Бог в своей абсолютности вместе с тем мыслиться членом ...
С. Л. ФРАНК СМЫСЛ ЖИЗНИ (8)
...на великую реальность нашего собственного бытия, нашего внутреннего мира, чтобы удостовериться, что в мире все же не все бессмысленно и слепо, что в нем, в лице ... Она есть истинное бытие, непосредственно нам данное или, вернее, в нас раскрывающееся; она достовернее всего остального на свете, ибо о всем, что нам извне ...
Луций Анней Сенека (30)
...почему умеренная тяжесть болезни может быть целебной или полезной. Не бойся! Я не отнимаю у тебя ничего такого, что ты отдал бы против воли; я буду ... Естественно быть задетым людскими мнениями, огорчаться, если они неблагоприятны; почему же ты не допускаешь этого благородного страха перед дурным мнением?
Ансельм Кентерберийский Об истине. (2)
...истина и в действии должна быть усмотрена с помощью того же правила, с которым выше мы познали истину и прочих (вещах). Учитель. Это так.... Если огонь от источника своего бытия получает свойство греть(18), то когда он греет, он делает то, что должно. Потому не вижу, какая несообразность в том, ...
Философия (3)
...и мнение; — центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия; — по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия; — сущее ...
Адорно Т. Негативная диалектика. (22)
В опосредовании бытием, как и в опосредовании "Есть", присутствует субъект. Хайдеггер скрывает этот (если угодно, идеалистический) момент и тем самым возвышает субъективность до ...должно обозначать третье, а именно бытие. Но он ошибочен. Это акт насилия довольной собой семантки. Ошибочность заключения становится очевидной, потому что такой предположительно чистый субстрат "Есть" ...
Ф. ЭНГЕЛЬС (7)
...том «состояние газообразного рассеяния может быть исходным пунктом для выводов, имеющих серьезное значение, лишь в том случае, если предварительно определеннее охарактеризовать данную в нем механическую систему.... По Гегелю, бытие в себе содержит первоначальное тождество неразвитых противоположностей, скрытых в какой либо вещи, в каком либо процессе, в каком либо понятии; ...
Философия (7)
...мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня». Человек осознает себя: — через созданную им материальную и духовную культуру; — ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (23)
» – может быть поставлен, т.е. сохраняет смысл, и в отношении самойреальности как таковой, т.е. в отношении всеобъемлющего единства всего сущего». Стоя перед лицом самого бытия даже во всей его целостности ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (25)
...исследовали непостижимое в двух измерениях бытия: в предметном бытии, первооснова которого нам раскрылась как безусловное бытие, и в реальности, дающей о себе знать через самооткровение, как ...
Владимир Сергеевич Соловьев (111)
Оно должно быть, но и его недостаточно. Ибо оно оставляет весь общечеловеческий мир, все дела, общественные, гражданские и международные, все это оно оставляет ...истина, то так не должно быть. Истинное христианство не можетбыть только домашним, как и только храмовым, оно должно быть вселенским[11], оно должно распространяться на ...
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (22)
...тем, чтобы взглянуть в лицо бытию." Пауль Клее писал: „Художник не приписывает естественным внешним формам такое же убедительное значение, как это делают реалисты, являющиеся его критиками.... Это может быть достигнуто только путем „создания чистой формы", независимой от субъективных чувств и идей. „За изменяющимися естественными формами таится неизменная, чистая реальность", — ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (29)
...и второй вопрос касательно «доказательства бытия Бога» – именно то, что пытаются вообще его «доказать». Если понимать под доказательством такой ход мыслей, в котором нечто усматривается посредством ...убедительного умозаключения, то всякое доказательство «бытия» – или, скажем более точно: «очевидности» – Божества одновременно и излишне, и невозможно. Оно излишне, потому что очевидность Божества – несмотря на то, ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (37)
] – Это чистое знание есть непосредственно бытие для другого; ибо как чистое равенство себе самому оно есть непосредственность или бытие. Но это бытие в то же время ...
К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. (54)
Глава Десятая ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ 1. ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЩЕСТВЕННОМУ СОЗНАНИЮ "Не сознание людей определяет их бытие, а, ...
Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (12)
...и родственных ему гносеологических направлений бытие есть лишь форма экзистенциального суждения. Природа дана лишь в естествознании, душевная жизнь – лишь в психологии, история – лишь в исторической науке....котором и дано всякое рационализированное бытие, а бытие для них само уже есть продукт рационализирования, остаются лишь иррациональные переживания, которые не есть бытие, которых нет.
Чистое бытие, (бытие) — философская категория в «Науке Логики» Гегеля, безо всякого дальнейшего определения.
В своей неопределенной непосредственности оно равно лишь самому себе, а также не неравно в отношении иного, не имеет никакого различия ни внутри себя, ни по отношению к внешнему.
Если бы в бытии было какое-либо различимое определение или содержание или же оно благодаря этому было бы положено как отличное от некоего иного, то оно не сохранило бы свою чистоту. Бытие есть чистая неопределенность и пустота.
Бытие, будучи неопределенным непосредственным, есть на деле ничто и не более и не менее, как ничто.
Мотрошилова Н. В. «Чистое бытие» // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9
Новая философская энциклопедия
«ЧИСТОЕ БЫТИЕ» (нем. reines Sein) – категория «Науки логики» Гегеля, открывающая 1-ю главу («Бытие»), ее 1-й раздел [«Определенность (качество)»]. Она фиксирует начальную характеристику бытия, когда оно берется в качестве лишенного каких-либо других определенностей, кроме того, что оно просто бытие. От «чистого бытия» Гегель переходит к категориям «ничто» и «становление». Однако из пропедевтического подраздела «С чего следует начинать науку?» выясняется, что вопрос о «чистом бытии» как начале «Науки логики» совпадает с проблемой начала науки, философии, логики, при чем проблема эта выступает в двух формах – исторической и логической.
В историческом плане категория «чистое бытие» фиксирует движение мысли от тех ступеней, когда категория «бытие» только появляется в философском лексиконе как символ первоначала, противопоставляемого «ничто», до развертывания из простого, нерасчлененного, т.е. «чистого бытия», бытийных характеристик, превращающихся в веер взаимосвязанных понятий («качество», «количество», «становление»). Гегель пишет: «Простую мысль о чистом бытии как абсолютном и как единственной истине впервые высказал Парменид, который в дошедших до нас фрагментах высказал ее с чистым воодушевлением мышления, в первый раз постигшего себя в своей абсолютной абстрактности: только бытие есть, а ничто вовсе нет. – В восточных системах, особенно в буддизме, ничто, пустота составляет, как известно, абсолютный принцип. – Глубокий мыслитель Гераклит выдвигал против указанной простой и односторонней абстракции более высокое, целокупное понятие становления...» (Наука логики, т. 1. М., 1970, с. 141). Что касается более поздних стадий истории философии, то «чистое бытие» вводится Гегелем в противовес давней, поддержанной и Кантом традиции философии и логики, согласно которой первый категориальный блок включает категории количества, качества, отношения, модальности. Гегель же начал не с количества, а с качества и его первого, одновременно простого и фундаментального категориального отношения, – «чистого бытия».
Определение «чистого бытия» в логической форме – это определение «начала», как абстрактного, являющегося «чем-то всецело непосредственным», еще не содержащим различия, отношения к другому (вот почему, в частности, нельзя начинать с количества, которое есть определенное качество). «Чистое бытие» – «бескачественное бытие», однако «сама его неопределенность составляет его качество» (там же, с. 139); с одной стороны, как начало оно есть исторический результат работы соответствующей науки (здесь – логики), с другой – начало совершенно абстрактное, в которое еще нельзя включать ничего конкретного; это «бытие, неопределенное непосредственное, есть на деле ничто и не более и не менее, как ничто» (Hegel G.W.F. Gesammelte Werke. Bd. 11. Hamb., 1986, S. 47).
H.В.Мотрошилова
Философия (13)
...общими характерными чертами являются понятия: бытия; сознания; системы; развития; истины и др. В социальной философии имеются те же основные функции, что и в философии: — мировоззренческие; — методологические....труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия); — духовную культуру (религия, наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, ...
Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (4)
— Подчинение морали может быть или рабским, или суетным, или своекорыстным, или самоотверженным, или глупо восторженным, или бессмысленным, или актом отчаяния: в самом по себе ...мыслей — что мы сами должны бытьпринципом блага, если по себе мы мерим добро и зло? Есть два рода людей, отрицающих нравственность.
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (16)
Непосредственное самобытие как двуединство непосредственного бытия и самости Если форма «есмь» непосредственного самобытия есть форма бытия и обнаружения непостижимого, то возникает тотчас же вопрос: идет ли ...
Бытие и сущность (фр. L’être et l’essence) — философский трактат написанный французским философом Этьеном Жильсоном (1948), посвященный проблемам онтологии. Композиционно состоит из 10 глав, раскрывающих онтологию в её истории от Парменида до философии экзистенциализма. Содержательно трактат исследует историю взаимоотношения сущности и существования, где особое внимание уделено экзистенциальному прочтению Фомы Аквинского. Различие существования и сущности позволяет избежать главной метафизической ошибки - сведения бытия к сущности. Заслуга Аристотеля заключается в том, что он первым начал мыслить бытие как акт, т.е. существование.
Оглавление
Бытие и Единое (о Пармениде и платониках). Жильсон возводит историю онтологии к Пармениду и утверждает, что тот брал бытие не абстрактно, а конкретно. Тем не менее, он противопоставил бытие существованию. Платон в этом вопросе следовал Пармениду. Платон помимо бытия открывает сущность (греч. ουσία, часто переводимая как фр. essence).
Сущее и субстанция (об аристотелизме). Сущность (греч. ουσία) Аристотеля переводят то как essence, то как substance и означает "то, что имеет в самом себе источник собственного существования". Эта сущность противопоставляется акциденциям. Жильсон отмечает "фундаментальную двойственность онтологии Аристотеля", которая то следует традиции Платона, то проявляет необычайный интерес к конкретным вещам. Эта двойственность спровоцировала спор об универсалиях между реалистами и номиналистами Средневековья.
Сущее и существование (о томизме: различение сущности и существования в рамках бытия)
Сущность против существования (продолжение томизма)
У истоков онтологии (о метафизике Нового Времени). Если метафизика была наукой о сущем, которая включала в себя как сущность, так и существование, то появившаяся в XVII веке онтология стала наукой о сущем взятом абстрактно.
Нейтрализация существования (о Канте)
Дедукция существования (о Гегеле)
Существование против философии (о Кьеркегоре)
Познание существования (о Бергсоне)
Существование и философия (об экзистенциализме)
Цитаты
Все существующее обладает сущностью, в силу которой оно есть то, что оно есть (402)
Декарт - ученик учеников Суареса (426)
Гегелевское Dasein - не существование (457)
Литература
Жильсон Э. Бытие и сущность /пер. с фр. Г.В. Вдовиной / Избранное: христианская философия. - М.: РОССПЭН, 2004.
ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (2)
Сращенность человека с пространством осуществляет иную жизненную стратегию по отношению к миру и бытию — стратегию "близости". Подобное отношение отличается от стратегии представляющего в мире по става, обладающего особым местонахождением в картине мира, берущим на ...взглядом, а близостью человека к бытию. "Близость" создает человеческий мир, а не образ или картину мира. Этот мир ацентричен — человек не занимает здесь господствующего центрального положения.
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (31)
...своему особенному содержанию и наличному бытию и позволяет им исчезнуть. Оно есть героизм служения – добродетель, которая жертвует единичным бытием для всеобщего и тем самым вводит последнее ...
Ансельм Кентерберийский Об истине. (3)
...в которой она могла бы быть, то нужно понимать так, что не имела начала та истина, которая является первой причиной данной истины....если никогда не могло не быть истинным то, что нечто будет, и никогда не сможет бытьнеистинным то, что нечто было, невозможно, чтобы было начало у ...
«Красота в природе» (1889) — статья Вл. Соловьева, одна из основных эстетических работ философа. Впервые опубликована в журнале Вопросы философии и психологии (1889, II).
В статье Соловьёв доказывает объективную реальность красоты, представляющей собой преображение материи через воплощение в ней сверхматериального начала — идеи положительного всеединства (т. е. органического единства целого при сохранении индивидуальности составляющих его частей).
Эти взгляды Соловьёва во многом совпадают с воззрениями неоплатоников и немецкой классической эстетики в лице Шеллинга, которых можно назвать его предшественниками.
Эстетика природы Соловьёва (как и его эстетика в целом) оказала существенное влияние на русских символистов (А. Блока, Андрея Белого и др.).
Целью искусства, — говорит Вл. Соловьев, — всегда было улучшение действительности — человеческой души или вещественной природы (ведь, например, скульптура есть более совершенный предмет по сравнению с куском мрамора, из которого она изготовлена).
«…В природе темные силы только побеждены, а не убеждены всемирным смыслом, самая эта победа есть поверхностная и неполная, и красота природы есть именно только покрывало, наброшенное на злую жизнь, а не преображение этой жизни. Поэтому-то человек с его разумным сознанием должен быть не только целью природного процесса, но и средством для обратного, более глубокого и полного воздействия на природу со стороны идеального начала». Но для начала нужно рассмотреть красоту в природе, существующую независимо от человека.
Что такое красота
Прекрасное несводимо к полезному. Красота есть нечто безусловно-ценное, то есть она ценится не как средство для достижения какой-то другой цели, а сама по себе. Будучи такой ценимой бесполезностью, красота является для нас предметом бескорыстного, безвольного созерцания.
Красота — это «преображение материи через воплощение в ней другого, сверхматериального начала».
Красота — не внешнее воплощение всякого внутреннего содержания, это обязательно воплощение идеального содержания: красота есть «воплощение идеи». Что касается различия между идеальным и материальным, то не только вещество в неорганическом мире, но и жизненные инстинкты в мире органическом материальны. Поэтому, к примеру, гусеницу или свинью, несмотря на то, что их внешний облик прекрасно воплощает их внутреннее содержание — прожорливость — никак нельзя назвать красивыми. Внешнее воплощение жизненного инстинкта, как у глистов (половой инстинкт), гусениц, каракатиц, свиней (инстинкт питания) становится даже безобразным, когда это материальное начало прорывается наружу там, где идеальное уже в какой-то степени подчинило материю.
Красота — «объективная форма вещей в природе». Это значит, что красота существует в природе, а не только в нашем восприятии природы; красота существует объективно, независимо от человека. Это связано с тем, что идея, воплощение которой в материи и создаёт красоту, существует объективно, а «в разумном познании мы находим только отражение всемирной идеи, а не действительное присутствие ее в познающем и познаваемом».
Что такое идея
Идея — «то, что само по себе достойно быть», это сущность, достойная существования. Идеальное — то, что достойно быть реальным. (Жизненные инстинкты (половой, питательный) — внутреннее содержание, воплощающееся во внешнем облике животных, но не идеальное содержание.) В безусловном смысле достойно бытия «только всесовершенное или абсолютное существо, вполне свободное от всяких ограничений и недостатков». Всемирный процесс есть постепенное воплощение идеи в реальность.
Идея, или «достойное бытие», — «полная свобода составных частей в совершенном единстве целого», «положительное всеединство, простор частного бытия в единстве всеобщего».
Становясь предметом желания, воли, идея предстаёт как добро (благо); будучи мыслимой, содержанием ума, идея есть истина; делаясь предметом чувственного восприятия, воплощённая идея есть красота.
Критерий красоты — совершенство, законченность, многосторонность воплощения идеи.
Основа красоты в природе — свет. «Свет — первичная реальность идеи в её противоположности весомому веществу», а все последующие проявления красоты — результат сочетания света с материей. «Зиждительное начало Вселенной (Логос), отражающееся от вещества снаружи как свет и изнутри зажигающее жизнь в веществе, образует в виде животных и растительных организмов определенные и устойчивые формы жизни, которые, восходя постепенно все к большему и большему совершенству, могут наконец послужить материалом и средою для настоящего воплощения всецелой и неделимой идеи». Последующие проявления красоты делятся на (1)механические (световые явления в природе) и (2)органические (жизнь, — которая сама есть превращение света). Механические явления, в свою очередь, делятся на (1.1)те, в которых материя в её покое непосредственно становится носителем света, и (1.2)те, которые в своём движении начинают напоминать жизнь.
Механические явления
1.1.1. Солнечный восход и ярко освещённое днём небо; лунная ночь; звёздное небо: всё это прекрасно как «выражение спокойного торжества, вечной победы светлого начала над хаотическим смятением, вечного воплощения идеи во всём объёме материального бытия».
1.1.2. Облака, озарённые солнцем, северное сияние; радуга; спокойное море, отражающее небо; освещённые благородные металлы и драгоценные камни: все эти явления прекрасны, так как в них материя оказывается в некоторой степени просветлённой, то есть воплощает в себе идеальное начало.
1.2. Жизнь — это «игра или свободное движение частных сил и положений, объединённых в индивидуальном целом». Когда неорганические явления своей игрой и движением уподобляются жизни, они также становятся прекрасными. Есть две разновидности движения неорганических явлений, уподобляющего их жизни: свободная игра и грозная борьба. Поэтому прекрасны: текущая вода (ручей, горная речка, водопад); волнующееся море; гроза. Звуки в неживой природе также могут быть прекрасными, если выражают идею. Таков, например, шум города.
Органические явления
Переходя к органическим явлениям, Соловьёв выделяет три стороны, с которых будут рассматриваться живые существа: «i) внутренняя сущность, или prima materia, жизни, стремление или хотение жить, то есть питаться и размножаться — голод и любовь (более страдательные в растениях, более деятельные в животных); ii) образ этой жизни, то есть те морфологические и физиологические условия, которыми определяются питание и размножение (а в связи с ними и прочие, второстепенные функции) каждого органического вида; и, наконец, iii) биологическая цель — не в смысле внешней телеологии, а с точки зрения сравнительной анатомии, определяющей относительно целого органического мира место и значение тех частных форм, которые в каждом виде поддерживаются питанием и увековечиваются размножением. Самая биологическая цель при этом является двоякою: с одной стороны, органические виды суть ступени (частью преходящие, частью пребывающие) общего биологического процесса, который от водяной плесени доходит до создания человеческого тела, а с другой стороны, эти виды можно рассматривать как члены всемирного организма, имеющие самостоятельное значение в жизни целого».
2.1. В растениях свет впервые проникает в материю и сливается с ней в неделимое целое (жизнь). Жизнь в растениях выражается по преимуществу объективно — в создании прекрасных органических форм. Внутренняя жизнь в растениях еще слабо выражена. «Из двух неразделенных, но тем не менее различных сторон органической жизни в растительном мире решительно преобладают стороны организации над стороною жизни. Растение хотя и живет, но оно есть более организованное тело, нежели живое существо: в нем видимые формы значительнее внутренних состояний». Поэтому растения в целом красивее, чем животные, и степень эстетического развития совпадает со степенью морфологического развития. У животных такого совпадения не наблюдается. «Очевидно, в животном царстве красота еще не есть достигнутая цель, органические формы существуют здесь не ради одного своего видимого совершенства, а служат также, и главным образом, как средство для развития наиболее интенсивных проявлений жизненности, пока наконец эти проявления не уравновешиваются и не входят в меру человеческого организма, где наибольшая сила и полнота внутренних жизненных состояний соединяется с наисовершеннейшею видимою формой в прекрасном женском теле, этом высшем синтезе животной и растительной красоты».
2.2.1. На стыке между растительным и животным царствами находятся имеющие эстетическое значение объекты, хотя и произведённые животными, но сами либо относящиеся к неорганическому миру, либо напоминающие внешне растения. Это кораллы, морские звёзды, раковины, жемчуг.
2.2.2. Как и моллюски, окрылённые насекомые имеют некрасивое тело. Однако, это некрасивое тело уже гораздо более крепко, чем у моллюсков, связано «со своим прекрасным облачением». Это облачение — крылья у бабочек и жуков.
2.2.3. Внешняя двойственность прекрасной формы и безобразной материи полностью преодолевается млекопитающими. Червь, которым было ранее тело, втягивается внутрь, превращаясь в чрево животного, снаружи же оно покрывается красивым облачением — чешуёй, перьями, шерстью, мехом.
2.2.4. Наконец, высшие животные (семейство кошачьих, олени, лани, серны, птицы) не только снаружи, но и всем своим телом воплощают идею жизни — «стройной силы, гармонического соотношения частей и свободной подвижности целого».
2.2.5. Высшим воплощением идеи жизни является «создание человека, то есть той формы, которая вместе с наибольшею телесною красотою представляет и высшее внутреннее потенцирование света и жизни, называемое самосознанием. Уже в мире животных […] общая космическая цель достигается при их собственном участии и содействии чрез возбуждение в них известных внутренних стремлений и чувств. Природа не устрояет и не украшает животных как внешний материал, а заставляет их самих устроять и украшать себя. Наконец, человек уже не только участвует в действии космических начал, но способен знать цель этого действия и, следовательно, трудиться над ее достижением осмысленно и свободно. Как человеческое самосознание относится к самочувствию животных, так красота в искусстве относится к природной красоте.»
Адорно Т. Негативная диалектика. (18)
...правомочным источником философии, признающей значение бытия. Познание как взаимопроникновение в этом случае существует благодаря спонтанности мышления – способности, весьма низко ценимой Хайдеггером....представляется пассивному, немыслящему мышлению самообнаруживающимся бытием. Фиктивный характер утверждаемого предопределяет профессиональный тембр Pronunciamenti. Невозможно определение и осуществление в мысли предданной вечной истины, невозможна ее критическая конфронтация ...
Владимир Сергеевич Соловьев (137)
VII Установление, покинутое Духом истины, не может быть истинной Церковью Бога. Чтобы признать это, нам нет надобности отрекаться от религии отцов наших, отказываться от благочестия православного народа, от ...на национальный дух России, могла быть благодетельной, когда этот дух был еще в детском состоянии; в настоящее время она может только придушить его.
Н.А.Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека. (16)
ТВОРЧЕСТВО И БЫТИЕ Бытие мира – тварное, сотворенное и творимое бытие. На всяком тварном бытии лежит печать творческого акта. Тварность говорит о Творце.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (9)
Это может быть сочтено ловким приемом христианства, когда оно столь громко проповедует полную нравственную негодность, греховность и презренность человека вообще, что при этом ...во всяком случае должен был быть глубоко неверующим; с тем, что давала ему народная вера, со скудным, грубым и отчасти ужасающим суеверием – он обращался так свободно, ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (36)
...состоящая именно в отпадении от бытия, в выпадении из бытия, все же фактически существует в мире; она есть эмпирическая реальность, развивающая в эмпирии огромную силу и ...
Адорно Т. Негативная диалектика. (23)
...онтологии онтически – психологическое) спрашивает о бытии. Это побуждает его к рефлексии; рефлексия рефлексии могла бы, как с давних пор в идеализме, исправить ошибку....подтверждается тем, что в рефлексии бытие и вещь отделяются друг от друга [4]. Язык превращается в инстанцию истины, только если осознается нетождественность выражения (Ausdruck) и помыс ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (3)
Быть может, научное доказательство какого либо метафизического мира уже настолько трудно, что человечество не может более отрешиться от недоверия к нему....же контраст нашего возбужденного эфемерного бытия по сравнению с медлительным спокойствием метафизических эпох действует еще слишком сильно, ибо обе эпохи стоят еще очень близко друг от ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (11)
...хочет плясать: может ли это быть трагичным? И все же это бывает трагично! – Под конец, в виде награды за это лишение, он имеет больше удовольствия от ...всей культуре, ко всему страдающему бытию, чувства, которые приобретают ценность лишь в сочетании с особенно трудными и далекими познаниями (сострадание само по себе имеет небольшую ценность).
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (7)
Быть моральным, нравственным, этичным – значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю. При этом безразлично, подчиняются ли ему насильно или охотно, ... Быть дурным – значит быть "ненравственным” (безнравственным), чинить безнравье, восставать против обычая, все равно, разумен ли он или глуп; но нанесение вреда ...
Ф. ЭНГЕЛЬС (4)
...существования, — принципы всего этого должны быть предметом философии. Эти принципы представляют собой простые — или предполагаемые до сих пор простыми — элементы, из которых может быть составлено все многообразное содержание знания ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (17)
...одним прыжком достигнуть средоточия всего бытия и исходя из него разрешить загадку мира. Эти философы имели осязательно крепкую веру в себя и свою "истину” и низвергали ... Быть может, счастье от веры в обладание истиной никогда не было большим на земле, но никогда также не были большими жестокость, ...
Владимир Сергеевич Соловьев (136)
...для Бога, то это должно быть так и для самих наций, поскольку они желают осуществить свою истинную идею, которая есть не что иное, как образ их бытия в вечной мысли Бога.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (8)
...его как блага, польза которого, быть может, уяснится нам позднее. Религия и искусство (равно как метафизическая философия) пытаются воздействовать на изменение сознания, отчасти через изменение нашего ...через заблуждения разума; она, может быть, когда нибудь, находясь в опасности от науки, волгала в свою систему какое либо философское учение для того, чтобы позднее в ...
Вольтер
предложил новое доказательство бытия Бога, которое утверждалось им аксиоматически, исходя из одной возможности логического обобщения понятия человеческой сущности: "Я существую, а следовательно нечто существует ... Так, опровержение бытия Бога сводилось ими к тому, что все в природе происходит исключительно в соответствии с законами математики.
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (28)
...они шипят и дымят, они, быть может, интереснее, но бесполезны и слишком часто неудобны. – Человечество беспощадно употребляет каждую личность как материал для топки своих великих машин; ...присущие им "недостатки их добродетелей” – быть может, потому что мы сами преимущественно разделяли их. Тогда мы поворачиваемся к ним спиной и ищем противоположного направления; однако лучше ...
Владимир Сергеевич Соловьев (122)
...человек по существу своему мог быть только человеком, если бы так называемая "человеческая ограниченность", была не фактом только, а непременным и окончательным законом, для всех и ...назначению, — человека, каким он должен быть и бывает в известных случаях. Представительница христианского человечества признается царицей ангелов, а у апостола Павла читаем, что все истинные христиане ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (18)
...и гибкостью, что одновременно может быть чистым и строгим в познании и способен в других областях как бы давать фору в сто шагов поэзии, религии и ... Быть может, именно преимущества нашего времени обусловливают отступление на задний план, а иногда и низкую оценку vita contemplativa.
Философия (14)
...на искусство уже не могло быть и речи, государство продолжало накладывать жесткие цензурные запреты на литературу, требуя от нее послушного воспевания официального мировоззрения.... Неотомизм занимается: философским обоснованием бытия Бога; доказательством различных религиозных догм; рассмотрением «чистого бытия» как некоего духовного первоначала; толкованием естественно научныхтеорий и социальной практики.
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (5)
...НЕПОСТИЖИМОЕ ПО СУЩЕСТВУ В ПРЕДМЕТНОМ БЫТИИ Теперь нам надлежит обсудить вопрос, в какой мере правомерно упомянутое нами выше воззрение, что предмет знания, во всяком случае сам ...бесконечного познающего сознания, – не может быть непостижимым, – что, напротив, всякая реальность в принципе «изъяснима», т.е. выразима в «ясных и отчетливых» понятиях.
Философия (2)
...является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта ... Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует: — на первоначальные позиции ученого; — его ...
Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (10)
...к редкому роду сладострастия – но, быть может, к тому сладострастию, в котором, как в узле, связаны все иные его роды. Новалис, один из авторитетов в вопросах ...чудесное, в религиозный смысл всего бытия, в предстоящий день последнего суда. В вечернем блеске закатывающегося солнца мира, которое сияло над христианскими народами, тень святого вырастала до ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (30)
...конечном счете совсем не может быть отделено от всей остальной реальности, в порождении и обосновании которой именно и состоит его существо....подлинной абсолютности, в его качестве быть всеобъемлющим и всепроникающим единством усматривается лишь в его связи со всей остальной реальностью. Так как Божество открывается мне ближайшим образом ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (35)
Если мы говорим в отношении бытия мира, что мир обладает бытием, отличным от бытия Бога и в этом смысле самостоятельным, – мы не должны забывать, что это ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (37)
...казалось бы, тем самым должен быть – прямо или косвенно – и первоисточником зла? Еще раз повторяем: логически согласовать это абсолютно невозможно, и первое, что мы обязаны сделать, ...и будучи в Боге, перестает быть Богом. Зло зарождается из несказанной бездны, которая лежит как бы как раз на пороге между Богом и «не Богом».
Маркс К. (17)
...внешности, и золото постоянно может быть превращено из одной формы в другую.[97] Путь, на который вступает золото, выйдя из монетного двора, ведет его, в конце ...и вместе с тем перестает быть действительным эквивалентом товаров, цены которых оно реализует. История этой неразберихи составляет главное содержание истории монетного дела в течение средних веков ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (21)
...реальности, особый характер или образ бытия, в котором сознательная мысль – по крайней мере в философии нового времени – едва ли вообще отдает себе отчет. Рассматриваемое извне, с точки зрения предметного наблюдателя,бытие «мы» – бытие в общении – кажется ...
Философия (9)
...истина многогранна, никогда не может быть выражена полностью, различные мнения об истине доказывают лишь ее различные стороны. Оторванность древневосточной философии от конкретных научных знаний привела к ... Предметом познания для Аристотеля является бытие. Основание познания заключается: — в ощущениях; — памяти; — привычке. Каждое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (34)
...которые определяют внутренний драматизм нашего бытия как духовного бытия (вспомним о борениях Киркегарда и Достоевского!), – они в конечном счете все же разрешаются в непосредственно открывающемся мне ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (32)
...2) смысле есть условие актуализованного бытия самого «я», то очевидно все же, что оно со своей стороны предполагает «я» как соотносительную себе инстанцию; всякое «ты» есть ...связи с тем моим собственным бытием, для которого оно есть «ты». Вопрос наш означает, следовательно: как может Бог в своей абсолютности вместе с тем мыслиться членом ...
С. Л. ФРАНК СМЫСЛ ЖИЗНИ (8)
...на великую реальность нашего собственного бытия, нашего внутреннего мира, чтобы удостовериться, что в мире все же не все бессмысленно и слепо, что в нем, в лице ... Она есть истинное бытие, непосредственно нам данное или, вернее, в нас раскрывающееся; она достовернее всего остального на свете, ибо о всем, что нам извне ...
Луций Анней Сенека (30)
...почему умеренная тяжесть болезни может быть целебной или полезной. Не бойся! Я не отнимаю у тебя ничего такого, что ты отдал бы против воли; я буду ... Естественно быть задетым людскими мнениями, огорчаться, если они неблагоприятны; почему же ты не допускаешь этого благородного страха перед дурным мнением?
Ансельм Кентерберийский Об истине. (2)
...истина и в действии должна быть усмотрена с помощью того же правила, с которым выше мы познали истину и прочих (вещах). Учитель. Это так.... Если огонь от источника своего бытия получает свойство греть(18), то когда он греет, он делает то, что должно. Потому не вижу, какая несообразность в том, ...
Философия (3)
...и мнение; — центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия; — по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия; — сущее ...
Адорно Т. Негативная диалектика. (22)
В опосредовании бытием, как и в опосредовании "Есть", присутствует субъект. Хайдеггер скрывает этот (если угодно, идеалистический) момент и тем самым возвышает субъективность до ...должно обозначать третье, а именно бытие. Но он ошибочен. Это акт насилия довольной собой семантки. Ошибочность заключения становится очевидной, потому что такой предположительно чистый субстрат "Есть" ...
Ф. ЭНГЕЛЬС (7)
...том «состояние газообразного рассеяния может быть исходным пунктом для выводов, имеющих серьезное значение, лишь в том случае, если предварительно определеннее охарактеризовать данную в нем механическую систему.... По Гегелю, бытие в себе содержит первоначальное тождество неразвитых противоположностей, скрытых в какой либо вещи, в каком либо процессе, в каком либо понятии; ...
Философия (7)
...мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня». Человек осознает себя: — через созданную им материальную и духовную культуру; — ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (23)
» – может быть поставлен, т.е. сохраняет смысл, и в отношении самойреальности как таковой, т.е. в отношении всеобъемлющего единства всего сущего». Стоя перед лицом самого бытия даже во всей его целостности ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (25)
...исследовали непостижимое в двух измерениях бытия: в предметном бытии, первооснова которого нам раскрылась как безусловное бытие, и в реальности, дающей о себе знать через самооткровение, как ...
Владимир Сергеевич Соловьев (111)
Оно должно быть, но и его недостаточно. Ибо оно оставляет весь общечеловеческий мир, все дела, общественные, гражданские и международные, все это оно оставляет ...истина, то так не должно быть. Истинное христианство не можетбыть только домашним, как и только храмовым, оно должно быть вселенским[11], оно должно распространяться на ...
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (22)
...тем, чтобы взглянуть в лицо бытию." Пауль Клее писал: „Художник не приписывает естественным внешним формам такое же убедительное значение, как это делают реалисты, являющиеся его критиками.... Это может быть достигнуто только путем „создания чистой формы", независимой от субъективных чувств и идей. „За изменяющимися естественными формами таится неизменная, чистая реальность", — ...
С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (29)
...и второй вопрос касательно «доказательства бытия Бога» – именно то, что пытаются вообще его «доказать». Если понимать под доказательством такой ход мыслей, в котором нечто усматривается посредством ...убедительного умозаключения, то всякое доказательство «бытия» – или, скажем более точно: «очевидности» – Божества одновременно и излишне, и невозможно. Оно излишне, потому что очевидность Божества – несмотря на то, ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (37)
] – Это чистое знание есть непосредственно бытие для другого; ибо как чистое равенство себе самому оно есть непосредственность или бытие. Но это бытие в то же время ...
К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. (54)
Глава Десятая ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ 1. ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЩЕСТВЕННОМУ СОЗНАНИЮ "Не сознание людей определяет их бытие, а, ...
ВРЕМЯ \ПРОСТРАНСТВО \ БЫТИЕ
ВРЕМЯ\ВРЕМЯ 2\ВРЕМЯ 5\ВРЕМЯ 7\ВРЕМЯ 9
ВРЕМЯ 3\ВРЕМЯ 6\ВРЕМЯ 10\ВРЕМЯ 4\ВРЕМЯ 8
Бытие (1)\Бытие (3)\Бытие (4)\Бытие (6)\Бытие (10)
Бытие (5)\Бытие (7)\Бытие (9)\Бытие (8)\Бытие (2)
ПРОСТРАНСТВО (10)\ПРОСТРАНСТВО (9)\ПРОСТРАНСТВО (8)\ПРОСТРАНСТВО (7)
ПРОСТРАНСТВО (6)\ПРОСТРАНСТВО (5)\ПРОСТРАНСТВО (4)\ПРОСТРАНСТВО (3)
ПРОСТРАНСТВО (2)\ПРОСТРАНСТВО (1)
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.