Меню
Назад » » 2013 » ОКТЯБРЬ » 27

ПРОСТРАНСТВО (9)



Логос (99)
...узких трубках, происходит в разреженном пространстве, чем и опровергнул существовавшее тогда мнение, что в этом явлении участвует атмосферное давление. Опыт ему показал также, что сифон не ...теплоту и в разреженном воздушном пространстве. Эти и многие другие опыты Б. производил при помощи воздушного насоса, незадолго перед тем изобретенного Отто фон Герике, но получившего ...

Гиперпространство в фантастике — часто как и в современной физике и математике означает многомерное пространство с более чем четырьмя измерениями. В том числе в которое так или иначе вложено пространство нашего мира. Также часто гиперпространство в фантастике — пространство подобной или другой (часто не конкретизируемой) природы, позволяющее, посредством перехода в него, в итоге перемещаться в обычном пространстве быстрее, чем свет. (Художественно гиперпространство описывается часто как имеющее те или иные существенно отличающиеся для человеческого восприятия свойства.)
(См. также Кротовые норы. В этом контексте гиперпространство зачастую подразумевает вложение в него обычного пространства вместе с кротовыми норами.)
Видимо, можно формально классифицировать варианты образа гиперпространства в фантастике на две основные категории (которые, впрочем, не всегда легко четко разграничить):
1. Так или иначе сводящиеся к физической идее вложения нашего обычного пространства в гиперпространство, являющегося пространством большего чем четырех измерений. То есть наше пространство представляется как брана, вложенная в гиперпространство с искривлениями и складками, что позволяет, например, выйдя в гиперпространство, быстро попасть с одной складки на другую, если эти складки находятся близко друг от друга в гиперпространстве. (Это подобно тому, как мореплаватель может плыть вдоль берега моря чтобы доплыть до какого либо места на противоположном берегу моря, а может пересечь море, тем самым намного сократив длину пути и, следовательно, длительность плавания.)
2. Когда нет идеи вложения со складками обычного пространства в гиперпространство. В этом случае гиперпространство может выглядеть просто как некоторое необычное фантастическое пространство, обычно с необычными (движение быстрее света) или парадоксальными (или просто впечатляющими) свойствами. Иногда переход в гиперпространство в этом случае может описываться так, как будто обычное пространство меняет в процессе перехода свои свойства, становясь гиперпространством.

Иеротопия (др.-греч. ἱερός — священный и др.-греч. τόπος — место, пространство) — это создание сакральных пространств, рассматриваемое как особый вид духовного и художественного творчества, а также специальная область историко-культурных исследований, в которой выявляются и анализируются конкретные примеры данного творчества. Концепция иеротопии и сам термин были предложены Алексеем Лидовым в 2001 году. Иеротопия как раздел гуманитарного знания находится на стыках традиционных дисциплин истории искусства, археологии, культурной антропологии, этнологии, религиоведения, однако не совпадает ни с одной из них и имеет собственный предмет и методологию. Речь идет не о феноменологии священного, хорошо изученной в работах Мирча Элиаде, Рудольфа Отто, Павла Флоренского и других, а об исторически конкретной деятельности людей по созданию среды общения с высшим миром. Иеротопия может включать и мистическую компоненту, но прежде всего это процесс осознанного творчества, формирования сакрального пространства при помощи архитектуры, изображений, обрядов, света, запахов и иных медиа.
В рамках иеротопического подхода иконы и другие произведения сакрального искусства рассматриваются не как изолированные предметы, а как компоненты иеротопических проектов в их художественной и концептуальной целостности и временном развитии. Фигура автора, создателя сакрального пространства, получает должную оценку. Он рассматривается как художник, деятельность которого подобна творчеству современных кинорежиссеров, организующих работу самых разных мастеров. Например, авторами крупнейших иеротопических проектов своего времени были византийский император Юстиниан, создатель Св. Софии Константинопольской, и аббат Сугерий, автор замысла первого готического собора Сен Дени в Париже. Результатом иеротопического творчества могли быть не только церкви и святилища, но и ландшафты, архитектурные комплексы, и даже города и страны. Темы иеротопических исследований разнообразны и могут включать столь различные предметы, как роль света в церковной архитектуре, религиозные церемонии и праздники, народные традиции[8], сопоставление иеротопических моделей разных культур. Иеротопия интересуется также образами пространства в малых формах искусства и в литературе.
Иеротопии было посвящено 4 международных симпозиумa.

Пространственная икона — одно из основных понятий иеротопии. Пространственные иконы — это образы, возникающие в пространстве храма или святилища и формирующие его сакральную среду. Иеротопическое творчество — это род искусства, которое можно описать как создание пространственных икон. Это понятие применимо и к восприятию интерьера храма, включая архитектуру, изображения, драматургию света и богослужение в их единстве, и к изучению «сакральных ландшафтов» подобных подмосковному Новому Иерусалиму, и к исследованию обрядов, создающих иконическую среду, таких как «Шествие на осляти» в средневековой Москве. Важнейшие особенности пространственных икон — их принципиальная подвижность, перформативность, а также отсутствие формальной границы между образом и зрителем, который включается в действие и в некоторой степени становится создателем пространственной иконы.

Перенесение сакральных пространств является важнейшей формой иеротопического творчества. Во многих случаях первоначальное сакральное пространство возникало в результате иерофании, то есть воспринималось как освященное божественным знамением или чудом. Это первичное сакральное пространство осознанно воспроизводилось в процессе иеротопического творчества и присутствовало во вновь созданном святилище или храме в виде пространственной иконы. Например, в библейской истории строительство первого Храма можно рассматривать как воспроизведение сакрального пространства Скинии Завета. С другой стороны, первый Храм может рассматриваться как первообраз в иеротопии христианских храмов. В христианской традиции и Востока и Запада известны многочисленные воспроизведения «новых иерусалимов», призванные установить связь с пространством Святой Земли, особенно с местом, где произошли спасительные страдания и чудесное воскресение Иисуса Христа. Сакральное пространство Гроба Господня сознательно воспроизводится в алтаре любой христианской церкви.

А. М. Лидов анализирует создание и восприятие сакральных пространств при помощи введенного им понятия образа-парадигмы. Образ-парадигма — это образ-видение, который создавался при помощи разных средств с намерением вызвать тот же образ в сознании наблюдателя-участника пространственной иконы. Образ-парадигма, принципиально не иллюстративный и не плоский, являлся средством коммуникации между творцами сакральных пространств и их зрителями, своего рода смысловым стержнем всего иеротопического проекта. Одним из наиболее важных образов-парадигм в христианской традиции является образ Небесного Иерусалима, который присутствовал в любой византийской церкви, хотя и не был изображен в виде отдельной картины.

A. Lidov. The Creator of Sacred Space as a Phenomenon of Byzantine Culture. L’artista a Bisanzio e nel mondo cristiano-orientale. A cura di Michele Bacci. Pisa, 2003, p.135-176.
Shigebumi Tsuji. Creating an Iconic Space. The transformation of narrative landscape. В сборнике: Иеротория. Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. М, «Индрик», 2011.
Г. М. Зеленская. Новый Иерусалим под Москвой. Аспекты замысла и новые открытия. В сборнике: Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. М., «Индрик», 2009, с. 745-773
Е. И. Кириченко. Храм и город. О содержательно-структурном единстве русского сакрального пространства. В сборнике: Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. М., «Индрик», 2009, с. 292-322
В. Я. Петрухин. Иеротопия Русской земли и начальное летописание. В сборнике: Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. М.,2006
А. Ю. Годованец. Икона из света в пространстве Св. Софии Константинопольской. В сборнике: Иеротопия. Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. М., «Индрик», 2011, с. 119-142
Л. А. Беляев. Иеротопия православного праздника: о национальных традициях в создании сакральных пространств. В сборнике: Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. М., «Индрик», 2009, с. 259-269
А. Б. Мороз. «Святые» и «страшные» места. Создание сакрального пространства в традиционной культуре. В сборнике: Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. М., «Индрик», 2009, с. 270-291
Nicoletta Isar. Vision and Performance: A Hierotopic Approach to Contemporary Art in: Иеротория. Сравнительные исследования сакральных пространств. М, «Индрик», 2009, с. 341-375
М. А. Чегодаев. Иеротопия древнеегипетского саркофагa. В сборнике: Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. М., «Индрик», 2009, с. 18-37
А. М. Лидов. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М., «Феория», 2009. Гл. 1. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования, с. 11-38.
Майкл С. Флайер. Образ государя в московском обряде Вербного воскресенья. В сб. «Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси». Ред. А. М. Лидов. М., «Индрик», 2011. с.533-562.
А. М. Лидов. Византийский мир и пространство перформативного. В сб. «Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси». Ред. А. М. Лидов. М., «Индрик», 2011. с.5-16. О пространственных иконах см. также другие статьи этого сборника.
А. М. Лидов. Новые Иерусалимы. Перенесение Святой Земли как порождающая матрица христианской культуры. В сборнике: Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. М., «Индрик», 2009, с. 5-7.
Образы-парадигмы как категория визуальной культуры. Иеротопический подход к истории искусства. Искусствознание, 3-4, 2011, с.109-122
А. М. Лидов. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Гл. 10. Образы-парадигмы как категория визуальной культуры. М., «Феория», 2009, с. 293-305.

А. М. Лидов. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М., «Феория», 2009 
Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. Редактор-составитель А. М. Лидов. М., «Индрик», 2006
Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Редактор-составитель А. М. Лидов. М., «Индрик», 2009
Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. Редактор-составитель А. М. Лидов. М., «Индрик», 2009
Пространственные иконы. Текстуальное и перформативное. Материалы международного симпозиума. Редактор-составитель А. М. Лидов. М., «Индрик», 2009
Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. Редактор-составитель А. М. Лидов. М., «Индрик», 2011
Огонь и свет в сакральном пространстве. Материалы международного симпозиума. Редактор-составитель А. М. Лидов. М., «Индрик», 2011
Hierotopy, the Creation of Christian Sacred Spaces. Cambridge Dictionary of Christianity. Cambridge University Press, 2010, pp.512-515.

А. М. Лидов. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид художественного творчества (лекция)
А. М. Лидов. Икона и иконическое в сакральном пространстве (лекция)
И. Безирганова. Иеротопия — единое духовное пространство
Иеротопия как новое направление историко-культурных исследований. Материалы круглого стола, проведённого в МГУ
B. V. Pentcheva. The Sensual Icon (англ.)
Сайт «Иеротопия», электронная библиотека статей на иеротопические темы

Логос (248)
...не моментально, а распространяются в пространстве с известною конечною скоростью. Это учение Фарадея впоследствии было обработано математически Максвеллом и подтверждено многочисленными опытами, в особенности — замечательными опытами ...происходить в эфире, наполняющем пустое пространство и проникающем все тела. Эфир в пустоте и эфир в Д. обладает способностью подвергаться «электрическим» деформациям.

Критический словарь психоанализа (10)
...все объективные явления расположены в пространстве, внешнем по отношению к субъекту и называемом ВНЕШНЕЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ (или реже ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ), а образы, мысли, ФАНТАЗИИ, чувства и т.п. расположены в пространстве внутри субъекта называемом ВНУТРЕННЕЙ, или ...

Логос (577)
...встречаются более или менее ровные пространства от нескольких метров ниже уровня моря до свыше пяти тысяч н. ур. м. Поэтому границу между равнинами и нагорьями можно ... находятся на Азиатском материке; все пространство его от Алтая на С. до Гималаев на Ю., от Памира на З. до собственного Китая на В. — огромные Н.

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (19)
...подобно тому как в воздушном пространстве сокол или орел, утомленный после полета, складывает свои крылья и уходит на покой, так и дух стремится к тому состоянию, ...Вошел он, всеобразный, в воздушное пространство. И прославляют они его хвалебной песнью, то юное, Что Брахман есть, к произрастанию через Брахмана (молитвой) побуждая.

Космическое пространство (космос) — относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел. Вопреки распространённым представлениям, космос не является абсолютно пустым пространством — в нём существует очень низкая плотность некоторых частиц (преимущественно водорода), а также электромагнитное излучение и межзвездное вещество. Слово «космос» имеет несколько различных значений. Иногда под космосом понимают всё пространство вне Земли, включая небесные тела.

Границы на пути к космосу и пределы дальнего космоса
Атмосфера и околоземное космическое пространство
Petropavlovka-view.jpg Уровень моря — 101,3 кПа (1 атм.; 760 мм рт. ст атмосферного давления), плотность среды 2,7·1019 молекул на см³.
0,5 км — до этой высоты проживает 80 % населения мира.
2 км — до этой высоты проживает 99 % населения мира.
2—3 км — начало проявления недомоганий (горная болезнь) у неакклиматизированных людей.
4,7 км — МФА требует дополнительного снабжения кислородом для пилотов и пассажиров.
5,0 км — 50 % от атмосферного давления на уровне моря.
5,3 км — половина всей массы атмосферы лежит ниже этой высоты (немного ниже вершины горы Эльбрус).
6 км — граница постоянного обитания человека, граница наземной жизни в горах.
6,6 км — самая высоко расположенная постройка (гора Льюльяильяко, Южная Америка).
7 км — граница приспособляемости человека к длительному пребыванию в горах.
Mount Everest as seen from Drukair.jpg 8,2 км — граница смерти без кислородной маски: даже здоровый и тренированный человек может в любой момент потерять сознание и погибнуть.
8,848 км — высочайшая точка Земли гора Эверест — предел доступности пешком.
9 км — предел приспособляемости к кратковременному дыханию атмосферным воздухом.
Self cockpit view and three-ship formation of F-15E.jpg 12 км — дыхание воздухом эквивалентно пребыванию в космосе (одинаковое время потери сознания ~10—20 с); предел кратковременного дыхания чистым кислородом без дополнительного давления; потолок дозвуковых пассажирских лайнеров.
15 км — дыхание чистым кислородом эквивалентно пребыванию в космосе.
16 км — при нахождении в высотном костюме в кабине нужно дополнительное давление. Над головой осталось 10 % атмосферы.
10—18 км — граница между тропосферой и стратосферой на разных широтах (тропопауза). Также это граница подъёма обычных облаков, дальше простирается разрежённый и сухой воздух.
18,9—19,35 — линия Армстронга — начало космоса для организма человека — закипание воды при температуре человеческого тела. Внутренние телесные жидкости на этой высоте ещё не кипят, поскольку тело генерирует достаточно внутреннего давления, чтобы предотвратить этот эффект, но могут начать кипеть слюна и слёзы с образованием пены, набухать глаза.
19 км — яркость тёмно-фиолетового неба в зените 5 % от яркости чистого синего неба на уровне моря (74,3—75 свечей против 1500 свечей на м²[9]), днём могут быть видны самые яркие звёзды и планеты.
20 км — интенсивность первичной космической радиации начинает преобладать над вторичной (рождённой в атмосфере).
20 км — потолок тепловых аэростатов (монгольфьеров) (19 811 м).
20—22 км — верхняя граница биосферы: предел подъёма в атмосферу живых спор и бактерий воздушными потоками.
20—25 км — яркость неба в 20—40 раз меньше яркости на уровне моря, как в центре полосы полного солнечного затмения и как в сумерки, когда Солнце ниже горизонта на 9—10 градусов и видны звёзды до 2-й звёздной величины.
25 км — днём можно ориентироваться по ярким звёздам.
Picture taken at aprox. 100,000 feet above Oregon by Justin Hamel and Chris 
25—26 км — максимальная высота установившегося полёта существующих реактивных самолётов (практический потолок).
15—30 км — озоновый слой на разных широтах.
34,668 км — рекорд высоты для воздушного шара (стратостата), управляемого двумя стратонавтами.
35 км — начало космоса для воды или тройная точка воды: на этой высоте вода кипит при 0 °C, а выше не может находиться в жидком виде.
37,65 км — рекорд высоты существующих турбореактивных самолётов (Миг-25, динамический потолок).
Endeavour silhouette STS-130.jpg 38,48 км (52 000 шагов) — верхняя граница атмосферы в 11 веке: первое научное определение высоты атмосферы по продолжительности сумерек (араб. учёный Альгазен, 965—1039 гг.)[11].
39 км — рекорд высоты стратостата, управляемого человеком (Red Bull Stratos).
45 км — теоретический предел для прямоточного воздушно-реактивного самолёта.
48 км — атмосфера не ослабляет ультрафиолетовые лучи Солнца.
50 км — граница между стратосферой и мезосферой (стратопауза).
51,694 км — последний пилотируемый рекорд высоты в докосмическую эпоху (Джозеф Уокер на ракетоплане X-15, 30 марта 1961 г.)
51,82 км — рекорд высоты для газового беспилотного аэростата.
55 км — атмосфера не воздействует на космическую радиацию.
40—80 км — максимальная ионизация воздуха (превращение воздуха в плазму) от трения о корпус спускаемого аппарата при входе в атмосферу с первой космической скоростью.
70 км — верхняя граница атмосферы в 1714 г. по расчёту Эдмунда Галлея на основе данных альпинистов, законе Бойля и наблюдений за метеорами[13].
80 км — граница между мезосферой и термосферой (мезопауза): высота серебристых облаков.
80,45 км (50 миль) — официальная высота границы космоса в США.
100 км — официальная международная граница между атмосферой и космосом — линия Кармана, определяющая границу между аэронавтикой и космонавтикой. Аэродинамические поверхности (крылья) начиная с этой высоты не имеют смысла, так как скорость полёта для создания подъёмной силы становится выше первой космической скорости и атмосферный летательный аппарат превращается в космический спутник. Плотность среды на этой высоте 12 триллионов молекул на 1 дм³
100 км — зарегистрированная граница атмосферы в 1902 г.: открытие отражающего радиоволны ионизированного слоя Кеннелли — Хевисайда 90—120 км.
118 км — переход от атмосферного ветра к потокам заряжённых частиц.
122 км (400 000 футов) — первые заметные проявления атмосферы во время возвращения на Землю с орбиты: набегающий воздух начинает разворачивать Спейс Шаттл носом по ходу движения, начинается ионизация воздуха от трения и нагрев корпуса.
120—130 км — спутник на круговой орбите с такой высотой сможет сделать не более одного оборота.
150—180 км — высота перигея орбиты первых пилотируемых космических полётов.
200 км — наиболее низкая возможная орбита с краткосрочной стабильностью (до нескольких дней).
302 км — максимальная высота первого космического полёта (Гагарин Ю.А., Восток-1, 12 апреля 1961 г.)
320 км — зарегистрированная граница атмосферы в 1927 г.: открытие отражающего радиоволны слоя Эплтона.
350 км — наиболее низкая возможная орбита с долгосрочной стабильностью (до нескольких лет).
ок. 400 км — высота орбиты Международной космической станции
500 км — начало внутреннего протонного радиационного пояса и окончание безопасных орбит для длительных полётов человека.
690 км — граница между термосферой и экзосферой.
1000—1100 км — максимальная высота полярных сияний, последнее видимое с поверхности Земли проявление атмосферы (но обычно хорошо заметные сияния происходят на высотах 90—400 км).
1372 км — максимальная высота, достигнутая человеком в долунную эпоху (Джемини-11 2 сентября 1966 г).
2000 км — атмосфера не оказывает воздействия на спутники и они могут существовать на орбите многие тысячелетия.
3000 км — максимальная интенсивность потока протонов внутреннего радиационного пояса (до 0,5—1 Гр/час)[15].
12 756 км — мы отдалились на расстояние, равное диаметру планеты Земля.
17 000 км — внешний электронный радиационный пояс.
27 743 км — наименьшее расстояние от Земли, на котором пролетел заранее (свыше 1 дня) обнаруженный астероид 2012 DA14 диаметром 44 м и массой около 130 тыс. тонн.
35 786 км — высота геостационарной орбиты, спутник на такой высоте будет всегда висеть над одной точкой экватора. В первой половине 20-го века эта высота считалась теоретическим пределом существования атмосферы. Если бы вся атмосфера равномерно вращалась вместе с Землёй, то с этой высоты на экваторе центробежная сила вращения будет превосходить гравитационные силы, и молекулы воздуха, вышедшие за эту границу, будут разлетаться в разные стороны.
90 000 км — расстояние до головной ударной волны, образованной столкновением магнитосферы Земли с солнечным ветром.
ок. 100 000 км — верхняя замеченная спутниками граница экзосферы (геокорона) Земли. Атмосфера закончилась, началось межпланетное пространство

363 104—405 696 км — высота орбиты Луны над Землёй.
401 056 км — абсолютный рекорд высоты, на которой был человек (Аполлон-13, 14 апреля 1970 г.).
930 000 км — радиус гравитационной сферы Земли и максимальная высота существования её спутников. Выше 930 000 км притяжение Солнца начинает преобладать, и оно будет перетягивать поднявшиеся выше тела.
1 500 000 км — расстояние до одной из точек либрации L2, в которых попавшие туда тела находятся в гравитационном равновесии. Космическая станция, выведенная в эту точку, не будучи орбитальным спутником, с минимальными затратами топлива на коррекции траектории всегда бы следовала за Землёй и находилась бы в её тени.
21 000 000 км — на таком расстоянии практически исчезает гравитационное воздействие Земли на пролетающие объекты.
40 000 000 км — минимальное расстояние от Земли до ближайшей большой планеты Венера (до Марса самое близкое расстояние 56—58 млн км).
149 597 870,7 км — среднее расстояние от Земли до Солнца. Это расстояние служит мерилом расстояний в Солнечной системе и называется астрономическая единица (а. е.).
590 000 000 км — минимальное расстояние до ближайшей большой газовой планеты Юпитер.
4 500 000 000 км (4,5 миллиардов км) — радиус границы околосолнечного межпланетного пространства — радиус орбиты самой дальней большой планеты Нептун.
8 230 000 000 км — дальняя граница пояса Койпера — пояса малых ледяных планет, в который входит Плутон.
18 800 000 000 км — расстояние до самого дальнего на сегодня межзвёздного автоматического космического аппарата Вояджер-1.
ок. 35 000 000 000 км (35 млрд км) — предел дальнобойности солнечного ветра — граница гелиосферы, начало межзвёздного пространства.
ок. 65 000 000 000 — расстояние до аппарата Вояджер-1 к 2100 году.


9 460 730 472 580,8 км ( ок. 9,5 триллионов км) — световой год — расстояние, которое свет проходит за 1 год. Служит для измерения межзвёздных и межгалактических расстояний.
до 15 000 000 000 000 км — дальность вероятного нахождения гипотетического спутника Солнца звезды Немезида
до 20 000 000 000 000 км (20 трлн км, 2 св. года) — гравитационные границы Солнечной системы (Сфера Хилла) — граница Облака Оорта, максимальная дальность существования планет.
30 856 776 000 000 км — 1 парсек — более узкопрофессиональная астрономическая единица измерения межзвёздных расстояний, равен 3,2616 светового года.
ок. 40 000 000 000 000 км (40 трлн. км, 4,243 св. года) — расстояние до ближайшей к нам известной звезды Проксима Центавра
100 000 000 000 000 км (100 трлн. км, ок. 10 св. лет) — в пределах этого радиуса находятся 11 ближайших звёзд.
ок. 300 000 000 000 000 км (300 трлн км, 30 св. лет) — размер Местного межзвёздного облака, через которое сейчас движется Солнечная система (плотность среды этого облака 300 атомов на 1 дм³).
ок. 3 000 000 000 000 000 км (3 квадриллиона км, 300 св. лет) — размер Местного газового пузыря, в состав которого входит Местное межзвёздное облако с Солнечной системой (плотность среды 50 атомов на 1 дм³).
ок. 33 000 000 000 000 000 км (33 квдрлн км, 3500 св. лет) — толщина галактического Рукава Ориона, в котором находится Местный пузырь.
ок. 300 000 000 000 000 000 км (300 квдрлн км) — расстояние от Солнца до ближайшего внешнего края гало нашей галактики Млечный Путь. За его пределами простирается чёрное, почти пустое и беззвёздное межгалактическое пространство с едва различимыми без телескопа маленькими пятнами нескольких ближайших галактик (плотность среды межгалактического пространства менее 1 атома водорода на 1 дм³).


ок. 5 000 000 000 000 000 000 км (ок. 5 квинтиллионов км) — размер подгруппы Млечного Пути (15 галактик).
ок. 30 000 000 000 000 000 000 км (ок. 30 квинтиллионов км, ок. 1 млн парсек) — размер Местной группы галактик (более 50 галактик).
ок. 2 000 000 000 000 000 000 000 км (2 секстиллион км, 200 млн св. лет) — размер Местного сверхскопления галактик (Сверхскопления Девы) (около 30 тысяч галактик).
ок. 10 000 000 000 000 000 000 000 (10 секстиллионов км, 1 млрд св. лет) — длина Комплекса сверхскоплений Рыб-Кита, в котором мы живём.
ок. 435 000 000 000 000 000 000 000 км (435 секстиллионов км, 46 млрд св. лет) — граница наблюдаемой Вселенной (порядка 100 миллиардов галактик).

Для того, чтобы выйти на орбиту, тело должно достичь определённой скорости. Космические скорости для Земли:
Первая космическая скорость — 7,910 км/с — скорость для выхода на орбиту вокруг Земли;
Вторая космическая скорость — 11,168 км/с — скорость для ухода из сферы притяжения Земли и выхода на орбиту Солнца;
Третья космическая скорость — 16,67 км/с — скорость для ухода из сферы притяжения Солнца и выхода в межзвёздное пространство;
Четвёртая космическая скорость — около 550 км/с — скорость для ухода из сферы притяжения галактики Млечный Путь и выхода в
межгалактическое пространство. Если же какая-либо из скоростей будет меньше указаной, то тело не сможет выйти на соответствующую орбиту. Первым, кто понял, что для достижения таких скоростей при использовании любого химического топлива нужна многоступенчатая ракета на жидком топливе, был Константин Эдуардович Циолковский.


Sanz Fernández de Córdoba. Presentation of the Karman separation line, used as the boundary separating Aeronautics and Astronautics (англ.). Официальный сайт Международной авиационной федерации. 
Андрей Кисляков. Где начинается граница космоса?. РИА Новости (16 апреля 2009 года).
Ученые уточнили границу космоса. Lenta.ru (10 апреля 2009 года). 
Найдена ещё одна граница космоса. Мембрана (10 апреля 2009 года). 
Бездушное пространство: Смерть в открытом космосе, «Популярная механика», 29 ноября 2006 г
NASA: Human Body in a Vacuum
Максаковский В.П. Географическая картина мира. — Ярославль: Верхневолжское издательство, 1996.
Книга рекордов Гиннесса. Пер. с англ.. — М.: Тройка", 1993. — С. 96. — 304 с. — ISBN 5-87087-001-1
Труды всесоюзной конференции по изучению стратосферы. Л.-М., 1935. — С. 174, 255.
Книга рекордов Гиннесса. Пер. с англ.. — М.: "Тройка", 1993. — С. 141. — 304 с. — ISBN 5-87087-001-1
Ф. Розенберг. История физики. Л., 1934.
Попов Е.И. Спускаемые аппараты. — М.: "Знание", 1985. — 64 с.
Бургесс З. К границам пространства. М., 1957.
U.S. Standard Atmosphere, 1976. Thermal Protection Systems Expert and Material Properties Database. NASA.gov (September 27, 2000). 
Бубнов И. Я., Каманин Л. Н Обитаемые космические станции. — М.: Воениздат, 1964. — 192 с.

АВАНГАРД
...клиньями, прорывающимися сквозь бурлящие цветовые пространства и т.п. Футуристов очаровывали шумы новой техники (гудки паровозов и клаксонов, рев моторов), и они манифестировали попытки передать их ...направление создавало новые типы художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Главные представители – Малевич периода геометрического супрематизма, участники голландской группы «...

Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции (34)
...из известного философского положения, что пространство и время являются необходимыми формами наших психических актов. В Оно нет ничего, что соответствовало бы представлению о времени, никакого признания ... Пространство, которое занимает бессознательное Оно, должно быть несравненно больше, чем пространство Я или пред сознательного. Прошу вас, сделайте мысленно поправку.

П.А.Флоренский. Столп и утверждение истины. (23) Письмо седьмое: грех
...в одном и том же пространстве которое есть тело, и душа является как бы разделенною: в одной части себя она подвергается бесовским навождениям, в другой — испытывает ... О времени, числе ипространстве («Рус Вести.», 1897, янв). Челпанов. («Вопр. филос. и психолог.», кн. XIX). — Н. Я. Грот. О времени (id., кн.

Понятие (6)
Мировые линии тел отсчёта «заметают» пространство время и задают в таком случае конгруэнцию, относительно которой можно рассматривать результаты измерений. Относительность механического движения – это зависимость траектории движения ...положение относительно других тел в пространстве с течением времени. Положение автомобиля, мчащегося по шоссе, изменяется относительно указателей на километровых столбах, положение корабля, плывущего в море недалеко ...

ЯВЛЕНИЕ (3)
...для сознания во внешнем порядке пространства, времени и механической причинности, но без внутреннего единства и связи. Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (7) ......себе и что сообразно этому пространство ... И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (32) ...от различия условий (в синтезе явлений), поскольку они образуют ряды, столько же космологических идей, ...

Логос (288)
...на рубеже Полесья с безлесными пространствами, на северной границе так наз. «предстепья» (А. Н. Бекетова), где происходить борьба между степной и лесной растительностью....дубом было 40 % всего лесного пространства, под сосною 31 %. Кристаллические породы господствуют в уезде. В южной части встречается участками почва черноземная.

П.А.Флоренский. Столп и утверждение истины. (4) Письмо второе: сомнение
...нарушая его как в порядке пространства, так и в порядке времени, — всюду и всегда. Каждое А, исключая все прочие элементы, исключается всеми ими; ведь если каждый ...ссылаться на саморазногласие сознания в пространстве. Такую же множественность являет в себе и каждый отдельный субъект. Изменение, происходящее во внешнем мире, в мире внутреннем и, наконец, ...

Философия (5)
...модели мира — как в понятийном пространстве философии, так и в понятийном пространстве ... Космизм, Трансгуманизм Космизм, возникший в конце XIX — начале XX вв.

Сознание (6)
...категории: БЫТИЕ СОЗНАНИЕ ЖИЗНЬ СМЕРТЬ ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ СОДЕРЖАНИЕ ФОРМА СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЕ Понятие Определение (дефиниция) ПРИЧИНА Цель Средство ДВИЖЕНИЕ МЕРА Значение И так далее ... Психология. (14) ......категории: БЫТИЕ СОЗНАНИЕ ЖИЗНЬ СМЕРТЬ ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ СОДЕРЖАНИЕ ФОРМА СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЕ Понятие Определение (дефиниция) ПРИЧИНА Цель Средство ДВИЖЕНИЕ МЕРА Значение И так далее ...

Владимир Владимирович Путин
...Россией в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) и придание русскому языку статуса второго государственного. Почтовая марка Азербайджана, посвящённая рабочему визиту Владимира Путина в Баку 9 — 10 ...Россией и рядом республик постсоветского пространства, включая Казахстан, Белоруссию и Украину. 8 апреля 2010 В. В. Путин сообщил, что до 2012 государство выделит не менее 38 ...

ЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВ
...известный момент, в известной точке пространства", проходит "через организуемые им одни за другими тела, переходя от поколенья к поколенью", разделяется "между видами" и распыляется "между индивидами, ...самое себя, дабы умножиться в пространстве и распространиться во времени. Косная материя, с точки зрения Бергсона, оказывает "Ж.П." постоянное (Бергсон усматривал в этом еще одно ...

СОБЛАЗН
...от классического типа организации культурного пространства, в основу которой "положен единый мужской субъект представления" (К.Оуэн). Понятие "С.", выступая универсально принятым в рамках постмодернистской терминологической традиции, ...достаточно радикальные интерпретационные трансформации культурного пространства в целом, включая и переосмысление теологии, и переакцентуацию в трактовке антропоприродных отношений, конституированных в наличной культуре в качестве господства человека ...

КАСАНИЕ
...опыту жизни и действий в пространстве (А.Монтэгю: "Касание. Человеческое значение кожи", 1986). (К. не локализуется в границах оптических свойств зрения, выступая как видение кожей, как ...воображаемый физический контакт" с фрагментами пространства и располагающимися в них объектами, ранее уже бывшими "затронутыми" нами: мы в состоянии их видеть, слышать и ощущать исключительно благодаря ...

Зрительное восприятие
...поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве, полученной также отслуховой, вестибулярной, кожно–мышечной сенсорных систем.

Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (3)
– Наши ощущения пространства и времени ложны, ибо, будучи последовательно проверены, они приводят к логическим противоречиям. Во всех научных выводах мы неизбежно всегда включаем ...например, наше ощущение времени и пространства, то результаты науки приобретают все же совершенную строгость и точность в их взаимоотношении между собою; на них можно опираться – до ...

СЕЛЛАРС (Sellars) Рой Вуд
...которому "все существующее существует в пространстве и времени и является или физической системой, или тем, что в экзистенциальном отношении неотделимо от нее".... эволюционирует непространство время, а та или иная, вполне конкретная физическая система.) В этике С. подчеркивал исторический и социально обусловленный характер моральных оценок ...

СКРИПТОР
Письмо являет собой "единственно возможное пространство, где может находиться субъект письма" (Р.Барт). Фигура автора тотально утрачивает свою психологическую артикуляцию и деперсонифицируется: по оценке Кристевой, автор ... фактически "превращается в пустое пространство проекции интертекстуальной игры" (М.Пфистер), ибо, согласно М.Бютору, в сущности, "не существует индивидуального произведения.

ГЕОПОЛИТИКА
...придавалось народам, обладающим "особым чувством пространства" и, следовательно, стремящимся к динамическому изменению (расширению) собственных границ. К. Хаусхофер (1869—1946), продолжая данную традицию трактовки содержания понятия Г....гипотезу о потенциально необходимом "жизненном пространстве германской нации". Взятая на вооружение лидерами третьего Рейха, данная разновидность теорий Г. на долгие годы дискредитировала академические разработки немецкой геополитической ...

Фридрих Ницше. Злая мудрость. Афоризмы и изречения (5)
...выбалтывает свои признания в пустое пространство: он расточает свои "истины", подобно солнцу, расточающему свой свет. Ну разве не досадно, что у пустого пространства нет ушей?

Алтарь
Отечества"; 3) пространство вокруг престола в вост. части храма (собственно А. правосл. храма в совр. словоупотреблении), находящееся на высоте солеи.... храмах пространство А. отделялось от осн. части храма невысокой кам. оградой или решетчатой перегородкой (как и в католич.

ВЕСЕЛАЯ НАУКА
...универсума как виртуального культурно коммуникативного пространства внутри ортодоксальной христианской средневековой традиции. Дисциплинарный характер куртуазной поэзии позволил Хейзинге интерпретировать творчество трубадуров в категориях игры, возможность чего обеспечивается ...подчиненный игре случайностей, генерирующей открытое пространство для неограниченной игры смысла и семантического плюрализма: "игры смысла" у Делеза, "игры истины" у Фуко, универсальный "игровой принцип" у Деррида ...

Л. С. Выготский. Проблема сознания
...психическим функциям, как некоторое психическое пространство (например, Ясперс: сознание — сцена, на которой разыгрывается драма; в психопатологии мы соответственно и различаем два основных случая: или нарушается действие, ...представлению сознание (как и всякое пространство) лишено всякой качественной характеристики. Отсюда наука о сознании выступает как наука об идеальных отношениях (геометрия — Э. Гуссерль, «геометрия духа» — В.

URI
...который идентифицирует ресурс в определённом пространстве имён (и, соответственно, в определённом контексте). Например, URN urn:ISBN:0 395 36341 1 — это URI, который указывает на ресурс (книгу) 0 395 36341 1 в пространстве имён ISBN, но, в отличие ...

Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
...ощущение, движение и покой в пространстве, 25а также движение в смысле питания, упадка и роста. Поэтому, как полагают, и все растения наделены жизнью....ощущением и способностью двигаться впространстве; а если есть ощущение, то имеется и стремление. Ведь где есть ощущение, там и печаль, и радость, а где они, ...

ТЕКСТОВОЙ АНАЛИЗ
...результаты которого объективировались в семантическом пространстве, очерченном классическим пониманием детерминизма (см. Неодетерминизм "Смерть Бога" ): Т.А. "не стремится выяснить, чем детерминирован данный текст, взятый в целом ...взрывается и рассеивается в межтекстовом пространстве" (Р.Барт). По Р.Барту, "текстовой анализ не ставит себе целью описание структуры произведения; задача видится не в том, чтобы ...

ЭПИКУР
...прямой линии движения в пустом пространстве. По Э., в пространствах между этими мирами ("междумириях") обитают бессмертные и счастливые боги, равнодушные к посюсторонним страстям.

СОЛИДАРНОСТЬ
...тоже действительное, но отдаленное в пространстве и времени, или совершенно воображаемое... Второй способ — описание самих себя, как находящихся в непосредственном отношении с нечеловеческой реальностью....поиске собственного места в новом пространстве науки. В рамках С. философия уже не претендует на владение чем то сакральным, недоступным иным дисциплинам и областям знания — речь ...

БРОДЕЛЬ (Braudel) Фернан
...а также весьма своеобычная диалектика пространства — времени, находящая свое выражение в идеях эшелонированности исторической действительности и циклического характера эволюции общества. Б....истории мира во времени и пространстве: эксплицировались механизмы чередования (на протяжении пяти или шести веков) господства определенных экономически автономных регионов планеты (Венеция, Генуя, Англия и т.

IP
...маской подсети (ранее использовалось деление пространства адресов по классам — A, B, C; класс сети определялся диапазоном значений старшего октета и определял число адресуемых узлов в данной ...то же время в адресном пространстве IPv4 присутствовало более 320 тысяч сетей, но в IPv6 сети гораздо более крупные, нежели в IPv4.

ПЛОТЬ МИРА
...о невключенности "он" в коммуникативное пространство) — и конституируется в концепции Мерло Понти субъект, открытый для сенсорного опыта (ср. у Марселя: "телесность как пограничная зона между быть ... Свершающееся в виртуальном пространстве внепространственной складки "сплетение разорванного", делающее возможной целостность сенсорного опыта, обеспечивается за счет заполнения пустот разрывов П.М.

ДЕМОКРИТ из Абдеры
, есть пустота (небытие), бесконечное пространство, благодаря которому и в котором осуществляется хаотическое движение атомов. Атомы неделимы (из за твердости), не имеют качеств, различаются по величине, ...и соприкасание), находятся в пустом пространстве и вечном движении. Вследствие их соединения и разъединения возникают и гибнут миры и вещи. (Космогония Д.

Информация
Наличие свойства пространства, позволяющее определить порядок следования объектов. Например, расположение письменной информации на бумаге это специфическое свойство бумаги, позволяющее располагать буквы слева направо ...и расположение этих объектов в пространстве в определенном порядке. Длина информационного сообщения определяется как количество копий объектов базиса и всегда выражается целым числом.

ГиперИнфо.С.Л.Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. ГиперИнфо 45
...законы ассоциации по смежности в пространстве и во времени).Первое существеннейшее отличие мыслительного процесса от процесса ассоциативного заключается в том, что течение мыслительного процесса регулируется более ...неосознанными связями по смежности в пространстве и во времени между полученными данным субъектом более или менее случайными субъективными впечатлениями. У каждого субъекта они устанавливаются в зависимости ...

Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра (27)
...игрушки, я назвал тебя "судьбою", "пространством пространств", "пуповиной времени" и "лазоревым колоколом". О душа моя, твоей почве дал я испить всю мудрость, все новые вина и ...
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar