Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 19

С Вашим письмом повеяло добрым ветром с севера


            

НИЦШЕ - БРАНДЕСУ

Турин,
20 октября 1888 года.
Досточтимый и дорогой господин Брандес,

и вновь вместе с Вашим письмом повеяло добрым ветром с севера: по сути, это было до сих пор единственное письмо, в котором бы выразилось "нормальное отношение”, вообще какое бы то ни было отношение к моим посягательствам на Вагнера. Ибо мне не пишут. Я даже у близких и ближних вызываю ужасный страх. Так, например, мой давний друг барон Зайдлиц из Мюнхена, к несчастью, как раз президент мюнхенского Вагнеровского общества; мой еще более давний друг, советник юстиции Круг из Кёльна, - президент тамошнего Вагнеровского общества; мой зять доктор Бернхард Ферстер в Южной Америке1, небезызвестный антисемит, - один из самых рьяных сотрудников "Байрейтских листков”; а моя досточтимая подруга Мальвида фон Мейзенбург, автор "Мемуаров идеалистки”, по-прежнему путает Вагнера с Микеланджело... С другой стороны, мне дали понять, что следует быть настороже с "вагнеристкой”2; в некоторых случаях она действует без колебаний. Возможно, в Байрейте будут защищаться на германско-имперский и кайзеровский манер тем, что запретят мои сочинения как "опасные для общественной нравственности”, и кайзер в этом случае будет на их стороне. Ведь даже мою фразу "нам всем знакомо неэстетичное понятие христианского юнкерства” могут истолковать как оскорбление монарха.

Мне было приятно услышать Ваши похвалы вдове Бизе. Пожалуйста, дайте мой адрес ей, а также князю Урусову. Один экземпляр отправлен Вашей подруге княгине Дмитриевне Тенишефф. После моей следующей публикации, которую совсем недолго осталось ждать (название теперь: "Сумерки кумиров, или Как философствуют молотом”), мне бы также очень хотелось отправить один ее экземпляр столь лестным образом представленному мне Вами шведу. Я только не знаю, где он живет. Это сочинение, представляющее мою философию in nuce3, радикально, как преступление...

О том, как воздействует "Тристан”, я и сам мог бы рассказать немало чудесного. Изрядная доза душевной муки, думается мне, - превосходное тонизирующее средство к вагнерианскому пиршеству. Имперский судебный советник доктор Винер из Лейпцига дал мне понять, что один из карлсбадских курсов лечения также подойдет для этого.

Ну и работящий же Вы! А я, идиот, даже не понимаю по-датски!

Целиком и полностью верю Вам в том, что именно в России можно "воспрянуть духом”; кое-какие русские книги, прежде всего Достоевского (во французском переводе, ради всего святого, не в немецком!!), я отношу к величайшим в моей жизни облегчениям.

От всего сердца и с правом быть благодарным Вам
Ваш Ницше.
1 ...в Южной Америке... - Бернхард Ферстер, муж сестры Ницше Элизабет, был одним из основателей немецкой колонии "Новая Германия” в Парагвае
2 "Вагнеристка” - по-видимому, имеется в виду вдова Вагнера Козима, отношение Ницше к которой было крайне противоречиво. В последнюю пору сознательной жизни Ницше рассматривал свои отношения с Вагнерами через призму мифологического треугольника Тезея (Вагнера), Ариадны (Козимы) и Диониса (себя)
3 В самом главном (лат.)

 

Переписка Фридриха Ницше с Георгом Брандесом                            



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar