Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 19

Описываю широкие круги вокруг этой первостепенной ценностной проблемы


            

НИЦШЕ - БРАНДЕСУ

Ницца, 19 февраля 1888.
Милостивый государь,

Вы самым приятным образом обязали меня Вашим вкладом в понятие "современности”, поскольку именно этой зимою я описываю широкие круги вокруг этой первостепенной ценностной проблемы, с самой вышины, очень с птичьего полета и с честнейшим намерением, настолько несовременно, насколько это возможно, взглянуть вниз на современность... Меня поражает - признаюсь Вам в том! - Ваша терпимость, равно как и Ваша сдержанность в суждениях. Как Вы разрешаете приходить к себе всем этим "детишкам”! Даже Хейзе 1!

В следующую свою поездку в Германию я наметил для себя заняться психологической проблемой Кьеркегора, равно как и возобновить знакомство с Вашей древней литературой. Это будет мне в прямом смысле слова на пользу и послужит тому, чтобы "прочувствовать” собственные мои резкость и высокомерие в суждениях.

Вчера мой издатель телеграфировал, что книги Вам отправлены. Хотелось бы избавить Вас и себя от повествования о том, почему это так поздно случилось. Прошу Вас, милостивый государь, сделайте хорошую мину при этой "дурной игре”, я имею в виду - этой ницшевской литературе.

Мне самому представляется, что я дал "новым” немцам самые щедрые, внутренне прожитые и независимые книги, какие у них вообще есть, а также, что касается моей личности, сам оказался основательным событием кризиса ценностных суждений. Однако это может быть заблуждением, да вдобавок еще и глупостью. Хотел бы, чтобы мне не приходилось иметь каких бы то ни было убеждений о себе. Еще пара замечаний: Вы ссылаетесь на моих первенцев (Juvenilia и Juvenalia2).

Памфлет против Штрауса 3, злое высмеивание "очень свободным умом” того, кто лишь считал себя таковым, вылились в чудовищный скандал, - я был тогда уже ординарным профессором, несмотря на свои 24 года, то есть своего рода авторитет и нечто заслуженное. Самое непредвзятое мнение об этом казусе, в котором почти что каждая "знаменитость” выступила либо с поддержкой меня, либо с моим осуждением и было изведено немыслимое количество бумаги, можно прочесть у Карла Хиллебранда 4 в "Народах, временах, людях”, т. 2. Не то было событием, что я высмеял старческую писанину этого экстраординарного критика, но то, что я поймал немецкий дух на компрометирующей безвкусице in flagranti5: они в один голос, несмотря на все религиозно-теологические партийные расхождения, восхищались штраусовской "Старой и новой верой” как шедевром духовной (и даже стилистической!) свободы и тонкости. Мой памфлет был первым серьезным счетом, предъявленным немецкому образованию (тому "образованию”, которое, как тогда провозглашали, одержало победу над Францией), от яростной разноголосицы той полемики в употреблении осталось сформулированное мною выражение "филистер от образования”.

Два трактата о Шопенгауэре и Рихарде Вагнере 6 представляют собой, как мне сейчас кажется, скорее внутренние признания, данные мною себе обеты, нежели подлинную психологию этих столь же глубоко родственных, сколь и антагонистичных мне мастеров. (Я был первым, кто дистиллировал из обоих некоего рода единство; сейчас это уже на поверхности немецкой культуры: все вагнерианцы - приверженцы Шопенгауэра. В мою молодость это было по-другому; тогда теми, кто держал сторону Вагнера, были последние гегельянцы, и еще в пятидесятые годы пароль звучал "Вагнер и Гегель”.)

Между "Несвоевременными размышлениями” и "Человеческим, слишком человеческим” пролегла полоса кризиса, когда я как бы менял кожу. Тоже и физически: годами я жил в ближайшем соседстве со смертью. Это было моим величайшим счастьем: я забыл, я пережил себя... Подобный трюк удался мне еще раз.

Так что мы обменялись подарками, не правда ли, как два странника, которые рады, что повстречали друг друга?

Остаюсь преданнейший Вам 
Ницше.
1 Хейзе Пауль (1830 - 1914) - популярный в свое время немецкий писатель. Нобелевский лауреат 1910 года
2 Здесь: юношеское и сатирическое (лат.)
3 Полемическое сочинение "Давид Штраус как исповедник и писатель” (1873), включенное затем Ницше в книгу "Несвоевременные размышления”
4 Хиллебранд Карл (1829 - 1884) - немецкий историк и эссеист
5 Врасплох, в пылу (лат.)
6 Соответственно третье и четвертое "Несвоевременные размышления”: "Шопенгауэр как воспитатель” (1874) и "Рихард Вагнер в Байрёйте” (1876)

 

Переписка Фридриха Ницше с Георгом Брандесом                            



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar