Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 8

Оказывать повиновение установленному закону или обычаю


            

Нравы и нравственность. 
Быть моральным, нравственным, этичным – значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю. При этом безразлично, подчиняются ли ему насильно или охотно, - существенно только, что это вообще делают. "Хорошим” называют всякого, кто как бы по прирожденному, унаследованному инстинкту, т.е. легко и охотно, делает то, что считается нравственным ,например, мстит, если мщение, как у греков в более раннюю эпоху, принадлежит к добрым нравам). Его называют хорошим, потому что он хорош "для чего-нибудь”; но так как благожелательность, сострадание и т.п. при всех изменениях нравов всегда ощущались как "хорошее для чего-нибудь””, т.е. как полезное, то теперь называют "хорошим” преимущественно благожелательного, любвеобильного человека. Быть дурным – значит быть "ненравственным” (безнравственным), чинить безнравье, восставать против обычая, все равно, разумен ли он или глуп; но нанесение вреда ближнему ощущалось всеми нравственными законами преимущественно как нечто вредное, так что теперь при слове "злой” мы главным образом думаем об умышленном нанесении вреда ближнему. Не "эгоистическое” и "неэгоистическое” есть основная противоположность, которая привела людей к различению между нравственным и безнравственным, между добром и злом, а связанность традиционным законом и отрешение от него. При этом совершенно безразлично, как возникла традиция, и во всяком случае она возникла вне отношения к добру и злу и к какому-либо имманентному категорическому императиву, а прежде всего в интересах сохранения общины, народа; любой суеверный обычай, возникший вследствие ложно истолкованного случая, создает традицию, следовать которой признается нравственным; дело в том, что нарушить ее опасно, вредно для общины еще более, чем для отдельного человека (ибо божество карает за нечестие и нарушение своих прав всю общину и лишь через нее косвенно – отдельную личность). Но всякая традиция становится тем более почитаемой, чем древнее ее происхождение, чем более оно забыто; ее почитание накопляется от поколения к поколению, традиция под конец становится священной и возбуждает благоговение; и, таким образом, мораль почитания во всяком случае древнее, чем мораль, требующая неэгоистических поступков.

 

Фридрих Ницше. "ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ.

КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ"                               



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar