Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 7

Обладает самым жестоким, самым страшным познанием действительности


            

Произведение это стоит совершенно  особняком. Оставим в стороне поэтов;
быть может, вообще  никогда  и ничто  не было сотворено  от  равного избытка
силы. Моё понятие "дионисическое"  претворилось здесь  в наивысшее действие;
применительно к нему вся остальная человеческая деятельность выглядит бедной
и условной. Какой-нибудь Гёте, какой-нибудь  Шекспир ни  минуты не  могли бы
дышать в  этой атмосфере чудовищной страсти  и высоты, Данте  в  сравнении с
Заратустрой есть  только  верующий, а не тот,  кто  создаёт впервые  истину,
управляющий  миром  дух, рок, -  поэты Веды суть  только  священники,  и  не
достойны  даже  развязать  ремни башмаков  Заратустры; но всё это  есть  ещё
минимум  и  не  даёт  никакого  понятия  о  той дистанции,  о  том  лазурном
одиночестве,  в  котором  живёт это произведение.  У Заратустры есть  вечное
право сказать: "я замыкаю  круги вокруг себя и священные границы; всё меньше
поднимающихся со мною на всё более высокие горы; я строю хребет из всё более
священных гор".  Пусть  соединят воедино  дух  и доброту всех великих душ: и
совокупно  не  были  бы  они  в  состоянии  произнести  хотя  бы  одну  речь
Заратустры. Велика та лестница, по которой  он поднимается и спускается;  он
дальше  видел, дальше  хотел,  дальше мог, чем какой бы  то  ни было  другой
человек.  Он  противоречит каждым  словом,  этот самый утверждающий  из всех
умов; в  нём все противоположности связаны в новое единство. Самые высшие  и
самые низшие силы человеческой натуры, самое сладкое, самое легкомысленное и
самое  страшное  с  бессмертной  уверенностью  струятся у  него  из  единого
источника. До него не знали, что такое глубина, что такое высота, ещё меньше
знали, что такое истина. Нет  ни одного мгновения в этом откровении  истины,
которое было бы  уже предвосхищено, угадано кем-либо из величайших.  Не было
мудрости,  не  было  исследования   души,  не  было  искусства  говорить  до
Заратустры;  самое близкое, самое  повседневное говорит  здесь о неслыханных
вещах.  Сентенция дрожит  от  страсти;  красноречие  стало  музыкой;  молнии
сверкают  в не разгаданное доселе будущее. Самая могучая сила образов, какая
когда-либо существовала, является убожеством и игрушкой по сравнению с  этим
возвращением языка к природе образности. - А как Заратустра спускается с гор
и говорит  каждому  самое  доброжелательное! Как он  даже своих противников,
священников,  касается нежной  рукой и вместе с  ними  страдает из-за них! -
Здесь  в каждом  мгновении преодолевается  человек, понятие  "сверхчеловека"
становится здесь высшей реальностью, -  в бесконечной дали  лежит здесь всё,
что   до  сих   пор  называлось  великим  в  человеке,  лежит  ниже  его.  О
халкионическом начале, о  лёгких ногах, о совмещении  злобы  и легкомыслия и
обо  всём,  что вообще  типично для  типа  Заратустры, никогда  ещё никто не
мечтал  как о существенном  элементе величия. Заратустра  именно в этой шири
пространства,  в этой  доступности противоречиям  чувствует  себя  наивысшим
проявлением всего сущего;  и когда услышат, как он это определяет, откажутся
от поисков ему равного.
     -  душа,  имеющая  очень  длинную лестницу  и  могущая опуститься очень
низко, -
     - душа самая обширная, которая далеко может бегать, блуждать и метаться
в себе  самой;  самая  необходимая, которая  ради удовольствия  бросается  в
случайность, -
     - душа сущая, которая погружается в становление; имущая,  которая хочет
войти в волю и в желание, -
     -  убегающая от себя  самой и  широкими  кругами себя  догоняющая; душа
самая мудрая, которую тихонько приглашает к себе безумие, -
     - наиболее себя любящая, в которой все вещи находят своё течение и своё
противотечение, свой прилив и отлив -
     Но это и есть понятие самого Диониса. -  Именно к  нему приводит ещё  и
другое размышление. Психологическая проблема в типе Заратустры заключается в
вопросе,  каким образом тот,  кто в  неслыханной степени говорит Нет, делает
Нет всему,  чему  до  сих пор  говорили Да, может,  несмотря  на  это,  быть
противоположностью отрицающего духа; каким образом дух, несущий самое тяжкое
бремя судьбы, роковую задачу, может,  несмотря на это,  быть  самым лёгким и
самым  потусторонним  - Заратустра  есть танцор,  -  каким образом тот,  кто
обладает  самым  жестоким,  самым страшным познанием  действительности,  кто
продумал  "самую  бездонную мысль", не  нашёл, несмотря  на это,  возражения
против существования, даже против его вечного возвращения, - напротив, нашёл
ещё одно  основание,  чтобы  самому  быть  вечным утверждением  всех  вещей,
"говорить огромное  безграничное Да и Аминь"... "Во все бездны  несу  я своё
благословляющее утверждение"... Но это и есть ещё раз понятие Диониса.

Фридрих Ницше"Ecce Homo, как становятся самим собой"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar