Меню
Назад » » 2012 » МАРТ » 2

МИРОВОЗЗРЕНИЕ




ЧАСТНЫЕ БЕСПЛАТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ / ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ



















     МИРОВОЗЗРЕНИЕ


 

Владимир Сергеевич Соловьев (57)
...и последовательно на сторону механического мировоззрения, мы не избегаем противоречия, а делаем его только более резким. Но спрашивается: на чем основано само это механическое мировоззрение, по которому человек есть только ...



МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации. М. является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением. Понятию М. близки понятия «общая картина мира», «мировосприятие», «мироощущение», «миросозерцание», «миропонимание». 
Общественное М. меняется от эпохи к эпохе и складывается под воздействием культуры эпохи как целого, а не в результате воздействия тех или иных сторон социальной жизни и тем более не под воздействием популярных в конкретную эпоху идей. Существенной составляющей М. как отражения мира (прежде всего мира культуры) и ценностного отношения к нему является стиль мышления исторической эпохи, задающий общие принципы теоретического освоения мира и определяющий горизонт мышления эпохи. 
Важную роль в формировании М. играет философия. «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знания о Космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер). Согласно М. Шелеру, М. — «управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо оттого, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще». «Чистая сущность» всего того, что окружает человека, и тем более того, как он должен действовать в будущем, является во многом результатом филос. мышления, пытающегося объединить в единое целое разные формы познания мира начиная с результатов конкретных наук и кончая анализом традиций, духа эпохи и стиля ее мышления. Вместе с тем опрометчиво было бы утверждать, как это делал марксизм-ленинизм, что какая-то конкретная филос. система (напр., марксистско-ленинская философия — диалектический и исторический материализм) способна составить ядро М. общества. М. определяется культурой в ее целостности, а не одной идеологией, ядром которой в коммунистическом обществе действительно был марксизм-ленинизм.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
Философия (3)
...деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде; — Анаксимен — первоначалом всего предложил ...статуса и совокупность с религиозным мировоззрением. Внутри этого исторического типа философии можно вычленить конкретные периоды: — XI–XIV вв. (процесс формирования древнерусской философии); — XV–XVI вв.

Философия (2)
Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует: — на первоначальные позиции ученого; — его отношение к миру и познанию; — на его отношение к необходимости ...постановка вопросов, которые относились к мировоззрению. Понимание таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно чувствуется в эпохи революций и перемен с их сложным сплетением проблем — ...


Мировоззрение (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Мифологическое мировоззрение (от греч. μῦθος — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.
Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда и σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.
Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т. д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, все права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.
С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

Беляев И.А. Человек и его мироотношение. Сообщение 1. Мироотношение и мировоззрение / И.А. Беляев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2011. – №09(73). С. 310 – 319. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2011/09/pdf/29.pdf (http://elibrary.ru/item.asp?id=17087744)
Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.
Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1971.
Бройль Л. Революция в физике. М., 1965.
Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. — В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912.
Митрохин Л. Н. Философия религии. М., 1995.
Шелер М. Философское мировоззрение. — В кн.: Шелер М. Избр. произв. М., 1994.
Jaspers K.. Psychologic der Weltanschauungen. Lpz., 1919.
Wenzl A. Wissenschaft und Weltanschauung. Lpz., 1936.
Философия (1)
ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ Всякая философия — это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Владимир Сергеевич Соловьев (61)
...и отнимают возможность всякого разумного мировоззрения, то, очевидно, истина лежит в соединении того и другого или в допущении относительного единства и относительной множественности....элемент совершенно чужд всему эллинскому мировоззрению[5]. Вся область практической деятельности была предоставлена инстинктам, а не принципам. Хотя греческая философия и занималась этическими вопросами, в результате ...

С.Л.Франк. ЭТИКА НИГИЛИЗМА. (1)
...ЭТИКА НИГИЛИЗМА (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) Не вокруг творцов нового шума, вокруг творцов новых ценностей вращается мир; он вращается неслышно....традиционного морального и культурно философского мировоззрения русской интеллигенции. Что касается первого факта неудачи русской революции, то банальное "объяснение" его злокозненностью "реакции" и "бюрократии" неспособно удовлетворить никого, ...

Владимир Сергеевич Соловьев (60)
...отделяющий ее от современного научного мировоззрения. Хотя, по видимому, между ними лежит непроходимая бездна, но, как я сейчас постараюсь доказать, непрерывная нить логического мышления должна привести ...на точку зрения господствующего естественнонаучного мировоззрения, мы должны признать, что если бы не было чувствующих существ, то мир радикально бы изменил свой характер.

Философия (6)
...решение проблемы бытия со спецификой: — мировоззрения; — мироощущения народа; — людей определенной культуры. Русские мыслители не приняли европейского толкования бытия, потому что специфика русскогомировоззрения базируется на ином по сравнению ...

Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (9)
...которую Сократ, соответственно господствовавшему моральному мировоззрению, объяснял себе по другому, нежели принято теперь объяснять. Не иначе обстоит дело с безумием и исступленными речами пророков и оракулов; ...

Владимир Сергеевич Соловьев (121)
...ключ к последовавшей перемене в мировоззрении Платона, и он же один может объяснить появление и характер "Федра" и "Пиршества". Эти два произведения и по светлому, жизнерадостному ...

Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (10)
...моральные утверждения в источниках христианского мировоззрения, мы всюду найдем, что сознательно ставятся чрезмерные требования, для того чтобы человек не мог удовлетворить им: цель этих требований не ...

Философия (4)
...и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Второй период развития русской философии начинается с XVIII в. Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, ... в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России.

Ф. Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (1)
...пути ко многим и разнородным мировоззрениям, до той внутренней просторности и избалованности чрезмерным богатством, которая исключает опасность, что душа может потерять самое себя на своих собственных ...

Философия (12)
Мировоззрение Августина является глубоко тео центричным: в центре духовных устремлений — Бог как исходный и конечный пункт размышлений.... Для механистического мировоззрения XVII в. своеобразие необратимых состояний общества, которые образуют собой историю, было сырым материалом, из которого еще нельзя было построить модель ...

Ф. ЭНГЕЛЬС (57)
Конечно, материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений, и поэтому у греческих философов оно было первоначально ...двух тысячелетий идеалистического по существу мировоззрения, а в этих условиях возврат даже к само собой разумеющемуся труднее, чем это кажется на первый взгляд.

Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (13)
...оцененным в качестве фактора, формирующего мировоззрение. Аналитическая психология является не мировоззрением, а наукой, и как таковая она поставляет материал или инструменты, с помощью которых человек может ...

Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции (39)
О мировоззрении[138] Уважаемые дамы и господа! Во время нашей последней встречи мы занимались мелкими повседневными вопросами, как бы приводя в порядок ...психоанализ к какому то определенному мировоззрению и если ведет, то к какому. Боюсь, что мировоззрение (Weltanschauung) — специфически немецкое понятие, перевод которого на иностранные языки может быть ...

Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (12)
...Развитое сознание обусловливает мировоззрение. Любое осознание причин и целей является пускающим ростки мировоззением. Любое накопление опыта и знаний означает еще один шаг в развитии мировоззрения.

Философия (14)
...от нее послушного воспевания официального мировоззрения. В XIX и XX вв. на первое место выдвинулась проблема соотношения искусства и идеологии. Вследствие облечения властью идеологические системы, которые ...определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека ...

ГиперИнфо. Лев Семенович Выготский. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 34
...охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребенка. Последние понятия являются недостаточно определенными и точными научными терминами. В науку о ребенке они вносятся почти впервые.... Под мировоззрениеммы также не склонны понимать какие либо логические, продуманные, оформленные в осознанную систему взгляды на мир и его важнейшие части.

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (139)
Основная художественная модель мировоззрения и эстетики Аристотеля 1. Творчество природы и творчество человека. Мы знаем, что аристотелевская природа разумна, что одна из причин, и ...

Ф. ЭНГЕЛЬС (17)
...природы и жизни», «строго научное мировоззрение», «системосози дающие идеи» и все прочие подвиги г на Дюринга, о которых раструбил громкими фразами сам г н Дюринг, оказались, ...

Философия (11)
...одновременно мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. В древнеиндийской философии много таких вопросов, как: — откуда мы произошли? — где мы живем? — куда мы движемся?

Философия (8)
...практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка: — gnosis — познавание, узнавание (познание, знание); — episteme — знание, ...

Ф. ЭНГЕЛЬС (56)
При всем наивно материалистическом характере мировоззрения в целом, уже у древнейших греков имеется зерно позднейшего раскола. Уже у Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела (...

Ф. ЭНГЕЛЬС (1)
...изложение диалектического метода и коммунистического мировоззрения, представляемых Марксом и мной, — изложение, охватывающее довольно много областей знания. Это наше миропонимание, впервые выступившее перед миром в «Нищете философии» ...

Ф. ЭНГЕЛЬС (38)
...так это — выработка своеобразного общего мировоззрения; центром которого является представление об абсолютной неизменяемости природы. Согласно этому взгляду, природа, каким бы путем она сама ни возникла, раз ...

Карл Густав Юнг. Об отношении аналитической психологии к поэзии. (6)
Оно представляет только расширение его мировоззрения, которое теперь способно охватить в целом человеческую мораль, животное и духовное начала, не воспринимая их, тем не менее, в жизненном ...

Карл Густав Юнг Психологические типы (24)
Ведийское мировоззрение сознательно ищет освобождения от парных противоположностей для того, чтобы вступить на стезю спасения. а) Брахманистическое понимание проблемы противоположностей Санскритское слово, ...

Владимир Сергеевич Соловьев (90)
...истинного христианства, подрывая ложное средневековое мировоззрение с его антихристианским догматизмом, индивидуализмом и спиритуализмом. Христа они не могли обидеть своим неверием, но они обидели ту самую материальную ...

ГиперИнфо.С.Л.Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. ГиперИнфо 84
...идеологическом плане она выражается в мировоззрении; в психологическом – в потребностях, интересах, склонностях, во вкусах, т.е. избирательном отношении к вещам, привязанностях, т.е....теснейшим образом связан и смировоззрением. Характерное для человека поведение, в котором характер и формируется, и проявляется, будучи его практическим отношением к другим людям, неизбежно заключает ...

А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (3)
...этого принципа к пониманию античного мировоззрения 1. Античный объективизм Упор на естественно стихийное саморазвитие вещей делает все античное мировоззрение принципиальным и абсолютным объективизмом.

Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции (40)
...положения о том, что религиозное мировоззрение детерминировано ситуацией нашего детства. Тем более примечательно то, что, несмотря на свой инфантильный характер, оно все таки имеет предшественника....Если это было предысторией религиозного мировоззрения, то теперь давайте обратимся к тому, что произошло с тех пор и поныне происходит на наших глазах.

Глава из книги Альберта Швейцера "Культура и этика” (1)
При изложении своего мировоззрения он исходит, как и Фихте, из гносеологического идеализма Канта. Подобно Фихте, он определяет сущность вещи в себе, лежащей в основе ...и в этом слабость их мировоззрения, какое значение это проживание в сфере конечного имеет для абсолютного. Для Шопенгауэра значение это огромно.

Психология. (41)
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, ... В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность. Мировоззрение ядро общественного и индивидуального сознания. Это — отражение, общее понимание мира, человека, общества и ...

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (39)
Мировоззрение Переходя от внешнего изложения к анализу внутренней идеи данного трактата, мы прежде всего сталкиваемся, конечно, с мировоззрением Боэция.

Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (34)
Моральное мировоззрение [ 1. Постулированная гармония долга и действительности. ] – Самосознание знает долг как абсолютную сущность; оно связано только долгом, и эта субстанция есть ...с этого определения развивается моральное мировоззрение, которое состоит в соотношении морального в себе и для себя бытия с природным в себе и для себя бытием.

Карл Густав Юнг Психологические типы (37)
...для человека, который держится идеологического мировоззрения и смотрит на другой тип человека через очки бессознательной проекции чувства. Но сам эмпирик отнюдь не обязан в силу этого ...будет ли оптимистом мыслитель Шопенгауэр, мировоззрение которого чисто идеологично (точно так же как чистый идеологизм Упанишад)? Сам Кант, интровертный тип во всей его чистоте, стоит по ...

Карл Густав Юнг. Проблемы души нашего времени (11)
Аналитическая психология и мировоззрение Немецкое слово «Weltanschauung» (Мировоззрение (нем.). Перев.) вряд ли можно перевести на другой язык. Исходя из этого обстоятельства, можно признать, что ...

Л. С. Выготский. Исторический смысл психологического кризиса (2)
...универсального принципа или даже целого мировоззрения. Это открытие, раздувшееся до мировоззрения, как лягушка, раздувшаяся в вола, этот мещанин во дворянстве, попадает в самую опасную пятую стадию ...

А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (1)
...этого принципа к пониманию античного мировоззрения 1. Античный объективизм. – 2. Классические системы философии. – 3. Существенные уточнения. §3. Традиционное воззрение на античную пластику 1. Обычное изолирование. – 2.

Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции (41)
Одно из этих мировоззрений является как бы аналогом политического анархизма, возможно, его эманацией. Такие интеллектуальные нигилисты, конечно, были и раньше, но в настоящее время, ...или же вновь прежнего религиозногомировоззрения. Согласно анархистскому учению, вообще нет никакой истины, никакого надежного познания внешнего мира. То, что мы выдаем за научную истину, является ...

С. Л. ФРАНК. КРУШЕНИЕ КУМИРОВ. (1)
...с большим трудом внутренне понять мировоззрение и веру людей душа которых формировалась в т. наз. «эпоху самодержавия», т. е. до 1905 года....с принятым стилем прогрессивно революционного мировоззрения. Впрочем, исключения допускались или по крайней мере терпелись: для этого только нужно было, чтобы автор еретической идеи либо доказывал, что ...

Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (35)
...Мы видим, что в моральном мировоззрении, с одной стороны, сознание само сознательно создает свой предмет; мы видим, что оно не застает его в наличии как нечто ... Противоречия в моральном мировоззрении. ] – Моральноемировоззрение поэтому на деле есть нечто иное, как развитие этого фундаментального противоречия с его разных сторон; оно, если пользоваться ...

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (131)
...на одном цельном философском эстетическом мировоззрении древности проверить и убедиться, насколько органически требовалась там эстетическая и художественная практика и с какой необходимостью вытекала она из основ античного мироощущения и мировоззрения.

С.Л.Франк. ЭТИКА НИГИЛИЗМА. (2)
...ним связаны другие черты интеллигентского мировоззрения, и прежде всего то существенное обстоятельство, что русскому интеллигенту чуждо и отчасти даже враждебно понятие культуры в точном и строгом ...нигилизму, чем исповедуемое ею моральное мировоззрение. Если мир есть хаос и определяется только слепыми материальными силами, то как возможно надеяться, что историческое развитие неизбежно приведет к ...

Глава из книги Альберта Швейцера "Культура и этика” (2)
Пессимистическому мировоззрению Шопенгауэра не свойственны то величие и спокойствие, которыми преисполнены индийские мудрецы. Он ведет себя подобно нервному и болезненному европейцу.... Неспособный жить созданным им самим мировоззрением, он цепляется за жизнь, как за деньги, ценит гастрономические наслаждения больше, чем услады любви, и презирает людей сильнее, чем им ...

А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (2)
...находятся ученые, которые имеют и мировоззрение и даже личную настроенность, идущие в полный разрез с их позитивной наукой, так что мировоззрение их консервативно и даже реакционно, ...

Логос (517)
...содержит в себе зачатки нового мировоззрения. В первом течении можно подметить и материалистческую струю, второе почти целиком проникнуто пантеистическим оттенком, ничего общего с М. не имеющим....атомистической теории и к механическому мировоззрению. Но механическое мировоззрение не необходимо ведет к М.; можно представить себе мир, в котором разум являлся бы господствующим началом, но ...

Александр Сергеевич Пушкин. (230)
...переживает сильнейший кризис своего романтического мировоззрения. Разочаровавшись в надежде на близкое осуществление победы революции сначала на Западе, а затем и в России, а в этой победе ...все основные положения своего романтического мировоззрения. К числу подобных произведений относится и поэма "Цыганы", написанная в 1824 г. Ее содержание критическое разоблачение романтического идеала свободы и ...

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии (См. Основной вопрос философии). В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М. — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М. — общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. Источник происхождения того или иного М. — условия материальной жизни общества, общественное бытие.
         М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Существуют три основных типа М. — житейское (обыденное), философское и религиозное — во всём многообразии противоречивого содержания каждого из них. Все эти типы М. выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура М. образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний.
         Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных — социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания.
         Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект М. Для М. же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
         Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью развивается с помощью М., а также содержит в себе мировоззренческое начало, которое выступает в виде её общих положений и методологических принципов.
         Понятие «М.» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают. По своему содержанию М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.
         М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла (См. Здравый смысл), стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Религиозное М. даёт фантастическую картину мира и характеризуется признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Философское М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
         М. — это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как заветные и решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «...которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 118). М. имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.
         В классово антагонистическом обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый класс имеет своё специфическое М.; в нём происходит борьба М. Носителями передового М. являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его М. по своему содержанию, общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным зли реакционным. Феодально-религиозное М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Буржуазное М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют Иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобуржуазными анархически-бунтарскими идеями.
         В противоположность буржуазному М., коммунистическое М., обобщая достижения науки и общественной практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революционного движения. Ядро коммунистического М. составляет марксистско-ленинская философия, диалектический и исторический материализм. Марксистско-ленинское М. — мощное орудие революционного преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В современном мире идёт острая борьба двух противоположных М. — коммунистического и буржуазного, в ходе которой растет влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно научных положений.
         В социалистическом обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического М. составляет сердцевину всей идейно-воспитательной работы партии. Коммунистическая партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практическое воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политических явлениях, сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистического отношения к труду, коммунистической нравственности, подлинного Гуманизма, Патриотизма и Интернационализма (см. Коммунистическое воспитание).
        
         Лит.: Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1973; Основы марксистско-ленинской философии, 2 изд., М., 1972; Ермолов А. Я., Роль философии в формировании мировоззрения, М., 1964; Черноволенко В. Ф., Мировоззрение и научное познание, К., 1970.
         А. Г. Спиркин.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Синонимы: акосмизм, антропоцентризм, взгляды, взгляды на вещи, взгляды на жизнь, видение, воззрения, гуманизм, дух, жизнепонимание, идеология, исповедание, коммунитарность, кредо, мировидение, миропонимание, миросозерцание, образ мыслей, правила, принципы, символ веры, субъективизм, теизм, убеждения, фидеизм, философия 
 





























 



Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar