Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 7

Истинный грех против духа святого


            

Почему  я о  некоторых вещах знаю больше?  Почему я вообще так умён?  Я
никогда  не думал над  вопросами, которые не  являются таковыми, - я себя не
расточал. - Настоящих религиозных затруднений, например, я не знаю по опыту.
От меня совершенно ускользнуло, как я мог бы быть "склонным ко греху". Точно
так же у меня нет надёжного критерия для того,  что такое угрызение совести:
по тому,  что судачат на сей счёт, угрызение совести не  представляется  мне
чем-то  достойным уважения... Я не хотел бы  отказываться от  поступка после
его  совершения,   я   предпочёл   бы  совершенно  исключить  дурной  исход,
последствия из вопроса  о  ценности.  При дурном исходе слишком легко теряют
верный глаз на  то, что сделано; угрызение совести представляется мне своего
рода "дурным глазом". Чтить тем выше то, что не удалось, как раз потому, что
оно  не удалось,  -  это уже  скорее  принадлежит  к моей  морали. -  "Бог",
"бессмертие  души",  "искупление", "потусторонний  мир" - сплошные  понятия,
которым  я  никогда не дарил ни внимания, ни времени, даже ребёнком,  - быть
может, я  никогда  не  был достаточно  ребёнком для этого? -  Я  знаю атеизм
отнюдь не  как  результат, ещё меньше как  событие; он разумеется у  меня из
инстинкта. Я слишком  любопытен, слишком загадочен, слишком  надменен, чтобы
позволить  себе  ответ, грубый, как  кулак. Бог и  есть  грубый, как  кулак,
ответ,  неделикатность по отношению к  нам, мыслителям,  - в  сущности, даже
просто  грубый, как  кулак, запрет  для нас:  вам  нечего  думать!.. Гораздо
больше  интересует  меня  вопрос,   от  которого  больше  зависит  "спасение
человечества",  чем  от  какой-нибудь  теологической курьезности:  вопрос  о
питании. Для обиходного употребления можно сформулировать его таким образом:
"как  должен именно ты  питаться,  чтобы  достигнуть своего максимума  силы,
virtu в стиле Ренессанс, добродетели,  свободной от  моралина?" - Мои  опыты
здесь из ряда вои плохи; я изумлен, что  так поздно внял  этому вопросу, так
поздно научился из этих опытов "разуму". Только совершенная негодность нашей
немецкой культуры  - ее  "идеализм" - объясняет  мне до  некоторой  степени,
почему я  именно здесь отстал до  святости. Эта  "культура", которая наперед
учит  терять   из  виду   реальности,   чтобы   гнаться   за   исключительно
проблематическими,   так   называемыми  "идеальными"  целями,   например  за
"классическим образованием", - как будто уже не осуждено наперед  соединение
в  одном понятии  "классического"  и "немецкого"!  Более того, это действует
увеселительно   -  представьте  себе   "классически   образованного"  жителя
Лейпцига! - В самом деле, до  самого  зрелого возраста  я всегда  ел плохо -
выражаясь морально, "безлично", "бескорыстно", "альтруистически", - на благо
поваров  и прочих братьев во  Христе. Я  очень серьезно  отрицал,  например,
благодаря  лейпцигской  кухне,   одновременно   с   началом  моего  изучения
Шопенгауэра (1865), свою "волю к жизни". В целях недостаточного питания  еще
испортить себе и  желудок  - эту проблему названная кухня разрешает, как мне
казалось,  удивительно счастливо. (Говорят, 1866 год внес сюда перемену.) Но
немецкая кухня вообще - чего только нет  у нее  на совести! Суп перед обедом
(еще в венецианских поваренных книгах XVI века это называлось alla tedesca);
вареное мясо,  жирно и мучнисто приготовленные овощи; извращение мучных блюд
в пресс-папье! Если прибавить к этому еще прямо скотскую потребность в питье
после еды  старых,  отнюдь не  одних  только старых  немцев,  то  становится
понятным  происхождение  немецкого  духа  -  из  расстроенного  кишечника...
Немецкий дух есть несварение,  он ни с чем не справляется. - Но и английская
диета, которая по  сравнению с немецкой и даже французской кухней есть нечто
вроде "возвращения к природе", именно к каннибализму, глубоко противна моему
собственному инстинкту; мне  кажется, что она дает духу тяжелые ноги  - ноги
англичанок... Лучшая кухня - кухня Пьемонта. - Спиртные напитки  мне вредны;
стакана вина или пива в день  вполне достаточно, чтобы сделать  мне из жизни
"юдоль скорби", -  в Мюнхене живут мои антиподы. Если даже предположить, что
я  несколько поздно  понял  это, все-таки я  переживал это с самого  раннего
детства. Мальчиком  я  думал,  что потребление вина,  как и курение  табака,
вначале есть только  суета молодых людей, позднее -  дурная  привычка. Может
быть, в этом терпком суждении виновно также наумбургское вино. Чтобы верить,
что  вино просветляет, для этого я должен был  бы быть  христианином,  стало
быть, верить в то, что является для меня абсурдом. Довольно странно, что при
этой крайней способности  расстраиваться от малых, сильно  разбавленных  доз
алкоголя я становлюсь почти  моряком, когда  дело идет о сильных  дозах. Еще
мальчиком  вкладывал я  в это свою смелость. Написать  и также  переписать в
течение  одной ночи  длинное латинское  сочинение,  с  честолюбием  в  пере,
стремящимся  подражать  в строгости и  сжатости  моему образцу Саллюстию,  и
выпить  за латынью  грог  самого  тяжелого  калибра  - это,  в  бытность мою
учеником  почтенной Шульпфорты, вовсе не противоречило моей физиологии, быть
может,  и  физиологии  Саллюстия, что  бы ни думала  на сей  счет  почтенная
Шульпфорта... Позже, к середине жизни, я восставал, правда,  все решительнее
против всяких  "духовных" напитков:  я, противник  вегетарианства  по опыту,
совсем как  обративший меня Рихард  Вагнер, могу  вполне серьезно советовать
всем более духовным натурам безусловное воздержание от алкоголя.  Достаточно
воды... Я  предпочитаю местности,  где есть возможность черпать  из  текущих
родников (Ницца, Турин, Сильс); маленький стакан следует  всюду за мною, как
собака. In vino veritas: кажется, и здесь я опять не согласен со  всем миром
в  понятии  "истины"  -  для  меня  дух носится  над  водою... Еще несколько
указаний из моей морали.  Сытный обед переваривается легче небольшого обеда.
Приведение  в действие  желудка, как  целого, есть первое  условие  хорошего
пищеварения.  Величину  своего желудка надо  знать. По  той  же  причине  не
следует советовать тех продолжительных обедов, которые я называю прерванными
жертвенными торжествами, -  таковы обеды  за table d'hote. - Никаких ужинов,
никакого кофе: кофе омрачает. Чай только утром полезен. Немного, но крепкий;
чай  очень вреден и делает больным на  целый день, если  он  на один  градус
слабее нужного.  У каждого здесь своя мера, часто в самых узких и деликатных
границах. В очень раздражающем  климате не  следует  советовать чай сначала:
нужно  начинать за час до чаю чашкой густого,  очищенного  от масла какао. -
Как можно меньше сидеть; не доверять  ни одной мысли, которая не родилась на
воздухе и  в свободном движении - когда и мускулы  празднуют  свой праздник.
Все предрассудки  происходят от кишечника. - Сидячая  жизнь - я  уже говорил
однажды - есть истинный грех против духа святого. -

Фридрих Ницше"Ecce Homo, как становятся самим собой"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar