Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 4

Это называют христиане, "вера", или, как я называю это, "стадо"

                  
 
 
Старая  теологическая  проблема  "веры"  и  "знания"  -  или,  точнее, инстинкта и разума, - стало быть, вопрос, заслуживает ли инстинкт при оценке вещей  большего  авторитета,  нежели  разум,  ставящий  вопрос  "почему?", требующий оснований, стало быть, целесообразности и полезности, - это все та же старая моральная проблема,  которая явилась впервые  в лице Сократа и еще задолго  до христианства произвела  умственный  раскол.  Правда,  сам Сократ сообразно  вкусу  своего таланта,  таланта превосходного  диалектика,  встал сперва на  сторону разума; и  в самом деле,  что  же он делал в течение всей своей жизни, как не  смеялся над  неуклюжей  неспособностью современных  ему знатных афинян, которые, подобно всем знатным людям, были людьми инстинкта и никогда  не  могли  дать  удовлетворительных  сведений  о  причинах  своих поступков? Напоследок же, втихомолку и втайне, он смеялся и над самим собою: при самодознании и перед лицом своей более чуткой совести он нашел у себя то же  затруднение  и  ту же  неспособность.  Но  к  чему,  сказал  он  себе, освобождаться  из-за этого от  инстинктов! Нужно  дать  права им, а также  и разуму, - нужно следовать инстинктам, но  убедить разум,  чтобы  он при этом оказывал им помощь вескими  доводами.  В  этом-то  собственно и  заключалась фальшь великого таинственного насмешника; он довел свою совесть до того, что она  удовлетворялась  своего  рода  самообманом;  в  сущности,  он  прозрел иррациональное в моральном суждении. - Платон, будучи более невинным в таких вещах и не обладая лукавством плебея, употреблял все силы - величайшие силы, какие только проявлялись  до сих пор философами!  - чтобы доказать себе, что разум и инстинкт  сами по себе идут  к  одной цели, к добру, к  "Богу"; и со времен  Платона все теологи  и философы  стоят на том  же  пути -  т.  е.  в вопросах  морали  до  сих  пор  побеждал  инстинкт,  или,  как это  называют христиане, "вера",  или, как я называю  это, "стадо". Следовало бы исключить отсюда  Декарта,  отца  рационализма  (а  значит,  деда революции),  который признавал  авторитет  за  одним  разумом, -  но разум есть только  орудие, а Декарт был поверхностен.

 
 
Фридрих Ницше"По ту сторону добра и зла"   
 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar