Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 7

Быть многим и многосущим для умения стать единым


            

Я не хотел бы утверждать, что  отмеченные именами Шопенгауэра и Вагнера
Несвоевременные могут особенно  служить к  уяснению  или  хотя  бы  только к
психологической  постановке  вопроса   об   обоих  случаях  -  исключая,  по
справедливости, частности. Так, например, с глубокой уверенностью-инстинктом
здесь  обозначен   главный  элемент  в  натуре  Вагнера,  дарование  актера,
извлекающее  из  своих  средств  и  намерений свои собственные  следствия. В
сущности, вовсе  не психологией хотел я  заниматься  в этих  сочинениях:  не
сравнимая  ни  с  чем  проблема  воспитания,  новое  понятие самодисциплины,
самозащиты до жестокости, путь к величию и всемирно-историческим задачам еще
требовали  своего  первого  выражения.  В общем  я  притянул  за  волосы два
знаменитых и еще  вовсе  не  установленных  типа, как притягивают  за волосы
всякую  случайность,  дабы  выразить  нечто,  дабы  располагать  несколькими
лишними формулами, знаками и средствами выражения. Это отмечено напоследок с
особой тревожной  прозорливостью на стр.  350 третьего Несвоевременного. Так
Платон пользовался Сократом, как  семиотикой для Платона. - Теперь, когда из
некоторого отдаления я оглядываюсь на  те  состояния, свидетельством которых
являются  эти сочинения,  я  не стану  отрицать, что в сущности они  говорят
исключительно обо мне. Сочинение "Вагнер  в  Байрейте"  есть  видение  моего
будущего; напротив, в "Шопенгауэре  как воспитателе" вписана  моя внутренняя
история, мое становление. Прежде всего мой обет!.. То, чем являюсь я теперь,
то, где нахожусь  я теперь,  - на высоте,  где я  говорю уже  не словами,  а
молниями, - о, как далек я был тогда еще от этого! - Но я видел землю - я ни
на одно мгновение не обманулся в пути,  в море, в опасности - и успехе! Этот
великий  покой в  обещании,  этот счастливый  взгляд в  будущее, которое  не
должно остаться только обещанием! - Здесь  каждое слово  пережито,  глубоко,
интимно;  нет недостатка  в  самом  болезненном  чувстве, есть  слова  прямо
кровоточащие. Но ветер  великой свободы проносится надо всем;  сама  рана не
действует как возражение.  - О том, как понимаю  я  философа  - как страшное
взрывчатое вещество, перед которым все  пребывает в опасности, - как отделяю
я свое  понятие  философа на  целые мили  от  такого понятия  о нем, которое
включает в себя даже какого-нибудь  Канта,  не говоря уже  об  академических
"жвачных животных"  и прочих  профессорах  философии: на  этот счет дает мое
сочинение бесценный урок,  даже  если,  в  сущности,  речь здесь  идет  не о
"Шопенгауэре  как  воспитателе",  а  о его противоположности  -  "Ницше  как
воспитателе".  - Если  принять во  внимание,  что  моим  ремеслом было тогда
ремесло  ученого  и  что  я,   пожалуй,  хорошо  понимал  свое  ремесло,  то
представится  не  лишенный  значения  суровый  образец  психологии  ученого,
внезапно  выдвинутый  в  этом  сочинении:  он  выражает  чувство  дистанции,
глубокую  уверенность в  том, что может  быть  у  меня  задачей, что  только
средством,  отдыхом и  побочным делом. Моя  мудрость выражается в том, чтобы
быть  многим  и  многосущим для умения  стать единым -  для умения  прийти к
единому. Я должен был еще некоторое время оставаться ученым.

Фридрих Ницше"Ecce Homo, как становятся самим собой"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar