- 19.04.2012
- 102731 Просмотр
- Обсудить
| ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | DICTIONARY LEXICON | LITERATURE | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
РИТОРИКА | МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | DICTIONARY LEXICON | LITERATURE | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
СХОЛАСТИКА
основная проблематика; античная философия, прежде всего, неоплатонизм в христианской переработке ("Ареопагитики" и августиновская редакция Прокла), от которых С. унаследовала мировоззренческую ориентацию на соединение иррационально ...и образованности (равно как античная философия в своем возникновении сопряжена с формированием в европейской культуре института обучения как такового в рамках универсально логического типа социализации, ориентировавшегося ...
ГИЛЕМОРФИЗМ
Античная философия ) задает трактовку оформляющего (отцовского) начала как субъекта создателя, носителя цели (идеи, образа) будущего предмета становления, творимого им "по образу" (образцу)....задает такой вектор развития западной философии, который предполагает аксиологический примат духовного (см. Идеализм ), в отличие от характерного для древневосточной культуры космического синтетизма энергетического взаимопроникновения оплодотворяющей мужской ...
Веданта (санскр. वेदान्त, vedānta IAST, «окончание Вед») — одна из шести ортодоксальных школ (даршан) в философии индуизма. В сущности, веданта является общим названием ряда философско-религиозных традиций в индуизме, объединяемых темой, предметом, и отчасти — основополагающими текстами и написанными к ним комментариями, и разделяемых предлагаемыми решениями. Кроме Вед и Упанишад, авторитетными текстами во всех направлениях веданты считаются «Веданта-сутры» Вьясы, а в теистических школах — «Бхагавад-гита» и «Бхагавата-пурана». Первоначально это название относилось к философским текстам, примыкавшим к Ведам — Брахманам, Араньякам и Упанишадам, которые являются пояснительной и дополнительной частью четырёх Вед. Впоследствии, эти древние ведийские тексты послужили основой для ортодоксальной (астика) школы индийской философии, которая стала называться ведантой. Веданту также называют уттара-миманса (санскр. उत्तरमीमांसा, uttara mīmāṃsā IAST), то есть второй, поздней, или высшей мимансой, в отличие от другой школы индийской философии — пурва-мимансы — первой мимансы. Пурва-миманса сфокусирована на толковании значения ведийских огненных жертвоприношений и используемых в них мантр, изложенных в Самхитах четырёх Вед и в Брахманах. Веданта же в основном посвящена философскому толкованию учения Араньяк и Упанишад. «Веданта-сутры» являются классическим сочинением ведантизма. Согласно индуистской традиции, они были составлены мудрецом Вьясой около 5000 лет назад. В эпоху Средневековья, в VIII веке, Шанкара написал к ним свой комментарий. Мудрец Вьяса произвёл в «Веданта-сутрах» систематизацию ведантический идей, изложив ведийскую философию в форме афоризмов. «Веданта-сутры» известны под различными именами, такими как: Брахма-сутра Шарирака Вьяса-сутра Бадараяна-сутра Уттара-миманса Веданта-даршана Философия Упанишад часто выражена загадочным языком, что позволило самые разнообразные её интерпретации. В течение истории, различные мыслители на свой манер истолковали философию Упанишад и других текстов, таких как «Веданта-сутры», в основном руководствуясь своим собственным пониманием и реалиям своей эпохи. Существует шесть основных интерпретаций этих писаний, три из которых получили наибольшую известность как в Индии так и за её пределами, это: Адвайта-веданта Вишишта-адвайта Двайта Литература На английском Dazey, Wade H. (1993), "The Role of Bhakti in the Daśanāmī Order", in Karel Werner, «Love Divine: Studies in Bhakti and Devotional Mysticism», London: Routledge, сс. 147-172, ISBN 0700702350 Klostermaier, Klaus K. (2007), «A Survey of Hinduism» (3rd ed.), Albany, NY: SUNY Press, ISBN 0791470822 На русском Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983. Бурмистров С. Л. Брахман и история: Историко-философские концепции современной веданты. СПб., 2007.- 186 с. ISBN 978-5-288-04233-1 Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат, Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas, итал. Tommaso d'Aquino; родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Бандуровский К. В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. — 1997. — № 9. — С. 156—162. Бандуровский К. В. Понятие «контингентного» и проблема свободы воли у Фомы Аквинского // Историко-философский ежегодник '99. — М., 2001. Бандуровский К. В. Критика монопсихизма Фомой Аквинским // Вестник РХГИ. — 2001. — № 4. Бандуровский К. В. Бессмертие души в философии Фомы Аквинского. М.: РГГУ, 2011. — 328 с. — 500 экз., ISBN 978-5-7281-1231-0 Боргош Ю. Фома Аквинский. — М., 1966. (2-е изд.: М., 1975). Бородай Т. Ю. Вопрос о вечности мира и попытка его решения Фомой Аквинским // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). — М.: Кругъ, 2010. — С.107-121. Бронзов А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. — СПб. 1884. Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. — М.: Наука, 1989. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. — 1994. — № 1. Грецкий С. В. Проблемы антропологии в философских системах Ибн Сины и Фомы Аквинского. — Душанбе, 1990. Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. — М., 1986. Жильсон Э. Философ и теология. — М., 1995. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. Лупандин И. В. Аристотелевская космология и Фома Аквинский // Вопросы истории естествознания и техники. — 1989. — № 2. — С.64-73. Ляшенко В. П. Философия. — М., 2007. Маритен Ж. Философ в мире. — М., 1994. Спиркин А. Г. Философия. — М. 2004. Стретерн П. Фома Аквинский за 90 минут — М., Астрель, 2005. Работы Э. Жильсона по культурологии и истории мысли. Реферативный сборник. Выпуск I. — М., 1987. Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново // Символ. № 33. Июль 1995. — Париж, 1995. Современные зарубежные исследования по средневековой философии. Сборник обзоров и рефератов. — М., 1979. Честертон Г. Святой Фома Аквинский / Честертон Г. Вечный человек. — М., 1991. Джайнизм (санскр. जैन, jaina IAST от санскр. जिन, jina IAST, «победитель») — древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX—VI веках до н. э.; согласно самому учению, джайнизм существовал всегда. Основателем (или же, согласно другим версиям, известным рассказчиком более старых традиций) учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны, называется джиной. В древних текстах джайнизм часто приравнивается к джайн дхарме и шраман дхарме. В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 5-6 миллионов приверженцев в Индии[, а также успешно растущими сообществами из иммигрантов в Северной Америке, Западной Европе, на Дальнем Востоке, в Австралии и других частях мира. Джайнистские библиотеки — старейшие в Индии. Гусева Н. Р. Джайнизм. М., 1968. Костюченко В. С. Диалектические идеи в философии джайнизма. // Философские науки. — 1975. — № 6. — С. 90-98. Бонгард-Левин. Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М.,Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980. Терентьев А. А. Джайнские представления о сущности человека. — Новосибирск, 1983. Лысенко В. Г., Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. — М., 1994. — 383 с. ISBN 5-02-017770-9 Железнова Н. А. Учение Кундакунды в философско-религиозной традиции джайнизма. М., 2005.-343 с. ISBN 5-02-018454-3 Сингх А. Корпус знания, разработанный в джайнских науках о жизни, как основание морального комплекса.// Проблема знания в истории науки и культуры. — СПб., 2001. — С. 227—234. ISBN 5-89329-412-2 Сингх Н. Джайнская теория измерения и теория трансфинитных чисел // Проблема знания в истории науки и культуры. — СПб., 2001. — С.235-252. Жан Буридан (фр. Jean Buridan, лат. Joannes Buridanus; ок. 1300, Бетюн — ок. 1358) — французский философ, механик, астроном, представитель средневекового номинализма. Учился в Сорбонне у Уильяма Оккама. С 1328 года преподавал там же. Был учителем Альберта Саксонского. Личность Буридана окружена легендами, среди которых — связь с Жанной Наваррской, женой короля Франции Филиппа IV Красивого и основательницей Наваррского коллежа. Буридан также известен посещением горы Мон-Ванту. Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении. — М.: Наука, 1989. — 352 с. — (Библиотека всемирной истории естествознания). — ISBN 5-02-007958-8 Григорьян А. Т., Зубов В. П. Очерки развития основных понятий механики. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — 274 с. Зубов В. П. Пространство и время у парижских номиналистов XIV в. (к истории понятия относительного движения) // Из истории французской науки. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. — С. 3—53. Ланской Г. Ю. Жан Буридан и Николай Орем о суточном вращении Земли. Исследования по истории физики и механики. 1995—1997. — М.: Наука, 1999. — С. 87—98. Лисанюк Е. Н. Буридан и «Современная модальная логика» // Я. А. Слинин и Мы. Сборник статей к 70-летию проф. Я. А. Слинина / Отв.ред. Мигунов А. И. — СПб.: СПбФО, 2002. — С. 280—296. Лисанюк Е. Н. Ж. Буридан о верификации предложений // Homo philosophans. Сборник статей к 60-летию проф. К. А. Сергеева. Под ред. Перова Ю. В. — СПб.: СПбФО, 2002. — С. 49—61. Лисанюк Е. Н. Ж. Буридан о об условиях верификации предложений и обоснованности консеквенций // Современная логика: проблемы теории, истории, применения в науке. Материалы 6-й Международной конференции, СПбГУ, 22—24 июня 2002 г. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского гос. ун-та, 2002. — ISBN 5-288-03115-0. С. 343—345. Лупандин И. В. Жан Буридан и его вклад в развитие астрономии // Историко-астрономические исследования. — 1989. — № 21. — С. 155—163. Широков В. С. Жан Буридан об апориях Зенона // Философские науки. — 1982. — № 4. — С. 94—101. Широков В. С. Инфинитезимальная концепция Жана Буридана // Историко-математические исследования. — 1978. — № 23. — С. 250—269. Klima, Gyula. John Buridan. — New York: Oxford University Press, 2008. Landi M. Un contributo allo studio della scienza nel Medio Evo. Il trattato Il cielo e il mondo di Giovanni Buridano e un confronto con alcune posizioni di Tommaso d’Aquino // Divus Thomas. — 2007. — № 110/2. — P. 151—185. Thijssen J. M. M. H.; Zupko, Jack (ed.). The Metaphysics and Natural Philosophy of John Buridan. — Leiden: Brill, 2001. Zupko, Jack. John Buridan. Portrait of a Fourteenth-Century Arts Master. — University of Notre Dame Press, 2003. Тхеравада, стхавиравада (пали: theravāda, санскр. थेरवाद, theravāda IAST; स्थाविरवाद, sthāviravāda IAST «учение старцев» / «учение старейших») — старейшая сохранившаяся школа буддизма. Эта школа достаточно консервативна, и в целом ближе к раннему буддизму, чем другие существующие буддийские традиции. Многие века именно эта школа являлась доминирующей религиозной традицией в Шри-Ланке и большей части Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд). Тхеравада также практикуется меньшинствами в Китае (дайцы, хани, ва, ачаны, буланы), Вьетнаме (кхмеры), Бангладеше (народы баруа, чакма, магх, танчангья), Малайзии и Индонезии. С недавнего времени Тхеравада набирает популярность в Сингапуре и на Западе. На сегодняшний день, насчитывается более 150 миллионов буддистов тхеравады (также известных как тхеравадинов), и за последние несколько десятилетий Тхеравада стала укореняться на Западе и в Индии. Жуковский В. И., Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие.. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. — 402 с. — ISBN 5-7638-0575-5 Махишасака (Mahīśāsaka IAST, в будд. традиции — «наставление земли», «управление землёй») — одна из древнейших школ раннего буддизма ветви Вибхаджьявада. Школа сформировалась после 232 года до н. э. Согласно буддийской традиции, школу Махишасака основал монах Пурана, который сохранил проповеди Будды такими, какими он их слышал от самого Будды. Пурана также требовал включить в Виная-питаку 7 правил, отвергнутых старейшинами сангхи. Сакральным цветом Махишасаки является голубой. В основе доктрины школы Махишасака лежит учение о мгновенности просветления (экакшаняка-бодхи). Исходя из того, что Будда отождествлял себя со всей сангхой, то последователи Махишасаки считали, что дар общине является более значимым, чем дар Будде. Они также полагали, что даже сравнительно скромные «сверхспособности» (abhijñā IAST), типа телепатических, недоступны небуддистам. Особое внимание в школе уделяли практике медитации (самадхи). Шохин В. К. Школы индийской философии. Период формирования IV в. до н. э. — II в. н. э. — М.: Восточная литература, 2004. — 415 с. — 1200 экз. — ISBN 5-02-018390-3 Вайбхашика (также сарвастивада, санскр. सर्वास्तिवादि, кит. 說一切有部) — философская школа буддизма, причисляемая к хинаяне, в настоящее время не имеет непосредственных последователей, хотя её труды активно используются во многих школах махаяны. Название Вайбхашика произошло от трактата Махавибхаша («Великий комментарий»), написанного мыслителем Паршвой (в настоящее время он сохранился только в китайском переводе). Другое название — сарвастивада (от санскритских слов сарва — «всё» и асти — «есть»), связано с тем, что ее представители учили, что всё (то есть все дхармы, сарва дхарма) реально; все дхармы (прошлые, настоящие и будущие) реальны, и ничего более реального, чем дхармы, нет. Эта школа также утверждала, что дхармы обладают действительным онтологическим статусом (дравья сат), будучи одновременно и условными единицами языка описания психофизического опыта, то есть опять-таки дхарм (праджняпти сат). Махасангхика (Санскрит: महासांघिक mahāsāṃghika IAST; кит. трад. 大眾部, пиньинь: dàzhòng-bù, букв. — Большая сангха, Великое собрание) — «учение большинства», направление в буддизме, появившееся после раскола в общине на Втором буддийском соборе (по другим источникам направление появилось ещё во время Первого буддийского собора). Согласно известной китайской версии, на Первый буддийский собор, оформивший направление тхеравады, не смогла попасть большая часть учеников Будды Шакьямуни. Поэтому эти ученики организовали альтернативный буддийский собор и записали собственный канон. Собором, сформировавшим раннюю школу махасангики, руководил Васпа. Махасангхики были не согласны с рядом жестких правил социальной жизни монахов, поэтому на Втором буддийском соборе были подняты десять вопросов, включая вопросы трапезы и денежного пожертвования. Собор не поддержал нововведения, но махасангхики не согласились с решением собора и покинули собрание. Основной причиной также послужили разногласия о природе архата: представители тхеравады заявляли, что архаты совершенно лишены тревог и в этом подобны Будде, а представители отколовшейся от тхеревады махасангхики заявляли, что в архатах всё ещё присутствуют страстные желания. Архат Махадева высказал следующие положения, которые окончательно сформировали махасангхику: у архата могут быть ночные поллюции; у архата может быть незнание чего-либо; у архата могут быть сомнения; архатство может быть определено другим; практиковать просветление можно через произнесение слов. В дальнейшем махасангхики из-за их присутствия на севере Индии образовали северную традицию (бэйчуань, 北传), в которой присутствовало 20 школ. Последователи этих школ к I веку н. э. активно использовали праджняпарамитские сутры, которые являлись ключом к трансформации «от рационализации раннего буддизма к интуизации содержания сознания адептов». Исследователи указывают, что махасангхика являлась основой для последующих школ махаяны. Берзин, Александр. Краткая история буддизма в Индии до вторжений в XIII веке. Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИНФРАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9 Чебунин А. В. Развитие буддизма до его проникновения в Китай // История проникновения и становления буддизма в Китае: [монография]. — Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. — 278 с. — ISBN 978-5-89610-144-4 Уильям Оккам (англ. William of Ockham; ок. 1285, Оккам, графство Суррей — 1347, Мюнхен) — английский философ, францисканский монах из Оккама, маленькой деревни в графстве Суррей в Южной Англии. Сторонник номинализма, считал, что существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью. Считается одним из отцов современной эпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времен. Бритва Оккама — принцип, лаконично сформулированный, как: «Не до́лжно множить сущее без необходимости». Если выражать этот принцип более современным языком, то получится следующее. «Не следует умножать сущности сверх необходимого». Summa logicae (англ.) — труд У. Оккама Сумма теологии (Summa Theologica) — труд Фомы Аквинского Сумма технологии (Summa Technologiae) — труд С. Лема Summa logicae — труд Ламберта из Осера Оккам У. Семь избранных диспутов. // Антология средневековой мысли в 2х тт. (т.2) Хрестоматия. Учебно-научное издание под ред. С.С. Неретиной, Л.В. Бурлаки. Изд-во РХГИ, СПб, 2001-2. Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. — М.: Наука, 1989. Курантов А. П., Стяжкин Н. И. Оккам. — М.: Мысль, 1978. — (Мыслители прошлого). Столяров А. А. Номинализм Оккама / История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. — М.: Греко-латинский кабинет, 1995. — с.373-374. Verbum. Выпуск 4. Философия Уильяма Оккама: традиции и современность.// Альманах Центра по изучению средневековой культуры при философском факультете Санкт-Петербургского университета. СПб.: Издательство Санкт-ПЕтербургского философского общества, 2001. — 277 с. Лисанюк Е.Н. Средневековая логика (XI-XIV вв). // Историко-логические исследования. Межвузовский сборник. Издательство СПбГУ СПб, 2003. Лисанюк Е.Н. Теория суппозиции в средневековой логике. // Verbum, N3, Альманах Центра изучения средневековой культуры при философском факультете СПбГУ. СПб, 2001. Лисанюк Е.Н. Учение о мысленном языке в средневековой логике.// Вестник Мурманского государственного технического университета, т.3, N 3, Мурманск, 2000. Блаженный Иоанн Дунс Скот (англ. Johannes Duns Scotus, в Великобритании также John Duns Scotus — Джон Дунс Скот, более латинизированно — Ioannes Duns Scotus; 1266, Дунс, Шотландия — 8 ноября 1308, Кёльн) — шотландский теолог, философ, схоластик и францисканец. Наряду с Ф. Аквинским и У. Оккамом, Дунс Скот, как правило, считается наиболее важным философом-теологом Высокого Средневековья. Он оказал значительное влияние на церковную и светскую мысли. Среди доктрин, сделавших Скота известным, — такие, как: «однозначность бытия», где существование — наиболее абстрактное понятие, применимое ко всему существующему; формальное различие — способ отличия различных аспектов одного и того же; идея конкретности — свойства, присущего каждой отдельной личности и наделяющего её индивидуальностью. Скот также разработал комплекс аргументов в пользу существования Бога и доводы в пользу Непорочного зачатия Девы Марии. По мнению В. С. Соловьёва, он последний и самый оригинальный представитель золотого века средневековой схоластики и в некоторых отношениях предвестник иного мировоззрения. Получил прозвище Doctor subtilis («Доктор тонкий») за проникающий, тонкий образ мысли. Блаженный Иоанн Дунс Скот. Трактат о первоначале/Перевод, вступительная статья и комментарии А. В. Апполонова. — М., 2001. — 181 с. Блаженный Иоанн Дунс Скот. Избранное/Составление и общая редакция Г. Г. Майорова. — М., 2001. — 583 с. Апполонов А. В. Естественное знание о боге:полемика Дунса Скота с Генрихом Гентским // Философско-культурологический журнал. — М.,1999. — № 1. — С. 48-51. Апполонов А. В. Иоанн Дунс Скот о естественном знании Бога // «Z» (Журнал философского факультета МГУ). — № 1 (1999). — С.48-51. Бандуровский К. В. Критика Дунс Скотом возможности рационального доказательства бессмертия человеческой души // Verbum. — Вып.8. — СПб.,2005. — С.116-127. Иванов В. Л. Проблема детерминации понятия сущего в метафизике Иоанна Дунса Скота // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. — № 4(17). — СПб., 2008. — С.7-16. Иванов В. Л. Вопрос Дунса Скота об интенсивной бесконечности в Троице в контексте истории жанра теологических вопросов Quodlibet. Предисловие к переводу. // ΕΙΝΑΙ: Проблемы философии и теологии. — № 1. — СПб, 2012. Иоанн Скот Эриугена (Johannes Scot(t)us Eriugena; ок. 810—877), часто сокращённо Эриугена или Эригена — ирландский философ, богослов, поэт и переводчик. Жил и работал при дворе франкского короля Карла Лысого. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эриугены. — СПб., 1898 (переизд. М., 1998). Waeltner E.L. Organicum melos. Zur Musikanschauung des Johannes Scottus (Eriugena) // Bayerische Akademie der Wissenschaften. Veröffentlichungen der Musikhistorischen Kommission. Bd.1. München, 1977. Соколов В. В. Средневековая философия. — М., 1979. Jeauneau E. Études érigéniennes. — Paris, 1987. Лосев А. Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья: Эригена и Абеляр //Историко-философский ежегодник '88. — М., 1988. — c. 57-71. O’Meara J.J. Eriugena. — Oxford, 1988. Moran D. The philosophy of John Scottus Eriugena. — Cambridge, New York, 1989. Erickson R. Boethius, Eriugena, and the neoplatonism of Musica and Scolica Enchiriadis // Musical humanism and its legacy. Essays in honor of Claude V. Palisca, ed. N.K. Baker and B.R. Hanning. — Stuyvesant, NY, 1992, pp.53-78. Петров В. В. Accessus lohannis // Иоанн Скотт Эриугена. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна. — М., 1995. Петров В. В. Парадоксальная логика Эриугены в Перифюсеон // Философия природы в Античности и в Средние века. — М., 1998. — c. 167—217. Хомяков М. Б. Иоанн Скотт Эриугена и рождение схоластики // Вопросы философии. — 2000. — № 1. — c. 142—146. Петров В. В. Тотальность «природы» и методы её исследования в «Перифюсеон» Эриугены. Каролингские школьные тексты: глоссы из круга Иоанна Скотта и Ремигия из Осерра // Философия природы в античности и в средние века. — Москва, 2000. Петров В. В. Тело и телесность в эсхатологии Иоанна Скотта // Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в античности и в средние века. — Москва, 2005. Роджер Бэкон (англ. Roger Bacon; около 1214, Илчестер, графство Сомерсет, Англия — после 1292, Оксфорд, Англия; известен также как Удивительный доктор (лат. Doctor Mirabilis) — английский философ и естествоиспытатель. В 1257 вступил в орден францисканцев. Брэм Эдмонд. Роль Роджера Бэкона в истории алхимии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Cерия философия. — 2009. — № 4. Т. 2. — СПб., 2009. — С. 66—73. [2] Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. — М., 1957. Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. — М.: ВШ, 1991. — 656 с. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. В 86 тт. Морозов В. Н. История одного подлога: «Зеркало алхимии» Роджера Бэкона из «Химической коллекции» Уильяма Купера // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия: Сборник материалов Второй международной научной конференции / Под ред. С. В. Пахомова. — СПб.: РХГА, 2009. — С. 250—256. Морозов В. Н. Легендарный алхимик: судьба герметического наследия Роджера Бэкона // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Cерия философия. — 2009. — № 4. Т. 2. — СПб., 2009. — С. 56—65. Рабинович В. Л. Теоретическое предвидение и его интерпретация по алхимическим трактатам Роджера Бэкона // Научное открытие и его восприятие. — М., 1971. Хинкис В. Жизнь и смерть Роджера Бэкона. М., 1971. - 223 с. Adamson Robert, Roger Bacon: The Philosophy of Science in the Middle Ages. — Manchester, 1876. Little A. G., Roger Bacon’s life and works. — Oxf., 1914. Easton S. C., Roger Bacon and his search for a universal science. — Oxf., 1952. Heck E., Roger Bacon. — Bonn, 1957. Lindberg, David C., 1966, «Roger Bacon’s Theory of the Rainbow: Progress or Regress», Isis, 57: 235—49. Lindberg, David C., 1971, «Lines of Influence in Thirteenth Century Optics: Bacon, Witelo, and Pecham», Speculum, 46 (January 1971): 66—83. Clegg, Brian (2003). The First Scientist: A Life of Roger Bacon. Constable & Robinson. — ISBN 0-7867-1358-5. Буддизм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого»; кит. 佛教 fójiào) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Сами последователи этого учения называли его словом «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке. В настоящее время некоторые исследователи и буддийские деятели определяют буддизм как «науку о сознании». Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований». Альбедиль М. Ф. Буддизм. — СПб.: Питер, 2007. — 224 с. — (Религии мира). — ISBN 978-5-91180-421-3, ISBN 5-469-01307-3 Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов.. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2 Дандарон Б. Д. Буддизм. Сб. статей. — СПб: Дацан Гунзэчойнэй, 1996. — 144 с. — ISBN 5-87882-007-4 Дюмулен Г. Глава 3. Основы махаяны // История дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб.: ОРИС, 1994. — 336 с. — ISBN 5-88436-026-6 Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. — 256 с. — (Мир Востока). — ISBN 5-85803-268-0 (Петербургское Востоковедение). ISBN 5-352-00735-9 (Азбука-классика) Жуковский В. И., Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие.. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. — 402 с. — ISBN 5-7638-0575-5 Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. — СПб.: Наука, 2003. — 288 с. — ISBN 5-02-026855-0 Лестер Р. Ч. Буддизм: Путь к нирване // Религиозные традиции мира. Т. 2. М., 1996. Лысенко В. Г. Буддизм // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц. — М.: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. — С. 169—177. — 950 с. — ISBN 978-5-02-036357-1, ISBN 978-5-8291-1163-2, ISBN 978-5-98426-073-2 Лысенко В. Г. Буддизм // Новая философская энциклопедия. — 2-е изд., испр. и дополн.. — М.: Мысль, 2010. — Т. 1—4. — ISBN 978-5-244-01115-9 Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9 Стрелков А. М., Торчинов Е. А., Монгуш М. В. Буддизм. Каноны. История. Искусство. Научное издание / Ответственный редактор Н. Л. Жуковская. — М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2006. — 600 с. — (Ars Buddhica, том 2). — ISBN 5-287-00373-0, ISBN 5-287-00033-2 (серийный) Терентьев А. А. Буддизм // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2008. — С. 203—212. — 1520 с. — ISBN 978-5-8291-1084-0 ISBN 978-5-98426-067-1 Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с. — ISBN 5-93597-019-8 Торчинов Е. А. Философия буддизма Махаяны. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — 320 с. — ISBN 5-85803-197-8 Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. — М.: «Наука», 1998. Справочники Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X Пономарёв Д. И. Религиоведение: справочник для студентов всех специальностей. — Владимир: Изд-во Владимирского государственного университета, 2011. — 164 с. Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5 Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц. — М.: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. — 950 с. — ISBN 978-5-02-036357-1, ISBN 978-5-8291-1163-2, ISBN 978-5-98426-073-2 Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Вост. лит.,ИФ РАН, 2011. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9
ДИСКУРС
Философия техники ). Значимый статус обретает понятие "Д." в контексте лингвистических аналитик (интерпретация Д. как "речи, присваемой говорящим", у Э....оформляется на пересечении собственно постмодернистской философииязыка, семиотики, лингвистики в современных ее версиях (включая структурную и психолингвистику), социологии знания и когнитивной антропологии.
НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА
Изложение начинается с обсуждения возможности философии в ситуации упущенного момента ее осуществления, т.е. перехода в действительность и тем самым завершения в качестве особой формы духовной ... Гегелевско марксистская концепция завершения философии и, соответственно, истории подвергается в книге парадоксальному переосмыслению. Адорно заявляет, что философия, кажущаяся устаревшей, все же продолжает жить — и именно ...
ИСТИНА
(1) В классической философии оформляется две принципиально альтернативных парадигмы трактовки И. Одна из них основывается на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел ...данной сфере выступали в классической философии проблема критерия И., трактовка которого соответствовала принятому определению И. (от эйдотического образца у Платона до Божественной Мудрости у Фомы Аквинского, ...
Иммануил Кант: Основы метафизики нравственности (1)
Формальная философия называется логикой, материальная имеет дело с определенными предметами и законами, которым они подчинены, и в свою очередь делится на две [... Естественная же философия, так же как и нравственная, может иметь свою эмпирическую часть, потому что первая должна определять свои законы природе как предмету ...
ИДЕНТИЧНОСТЬ
...в логике (неклассической); 2) в философии (прежде всего неклассической и, главным образом, постклассической); 3) в социогуманитарном (социология, антропология, психология) знании (отчетливо артикулировано в 1920—1930 е, ...контексте их употребления в рамках философии. Еще от Аристотеля идет традиция наделения "тождества" более фундаментальным значением, чем "различие". В Новое время это соображение было проинтерпретировано как ...
КАССИРЕР (Cassirer) Эрнст
...может быть обозначен как период "философии символических форм" или как период философии культуры. В это время К. воспринял и критически переработал ряд идей (нео)гегельянства (прежде ...
ВЕРА
...Ориген ставит задачу синтеза античной философии (платонизма и стоицизма) с христианством; преемственность с античной философской традицией беспроблемно фиксирует Юстин; "Рассуждение о воскресении мертвых" Афинагора как жанрово, ...что иное, как соединение античной философии с христианством". Даже Августин без каких бы то ни было оговорок методологического характера формулирует задачу теологии как задачу "познать в ...
Адорно Т. Негативная диалектика. (5)
...почему метод изложения и изображения философии для нее не есть безразличное, а имманентны самой идее философии. Ее интегральный выразительный момент – непонятийно миметический объективизируется только при помощи ...
НЕОПРАГМАТИЗМ
Аналитическая философия ) в современной западной философии, Рорти отметил, что именно исторически обусловленные трансформации языка ( см. ) позволяют человеку с достаточной степенью эффективности взаимодействовать ...
АРИСТОТЕЛЬ
...еще раз не погрешили против философии" (см. Сократ ). (Формальным предлогом обвинения послужил один из гимнов, в котором А. восхвалял добродетель как наивысшее божественное состояние.... Трактат о "первой философии" "Метафизика". Биологические трактаты: "О душе", "История животных", "О частях животных", "О возникновении животных", "О движении животных".
К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. (8)
...ПАРТИЙНОСТИ И НАУЧНОСТИ В МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ Что же касается исторических наук, включая философию, то здесь вместе с классической философией совсем исчез старый дух ни перед чем ...
ТЕОЛОГИЯ
...их толковании категориальной традиции античной философии. По формулировке Вольтера, "платонизм — это отец христианства, а иудаистская религия — его мать"; новозаветное содержание христианства генетически восходит к неоплатонической традиции (...формулировками "слова Божьего" (идеи "вечной философии" — philosophia parennis) — вплоть до гонений за несогласие с Аристотелем в позднем Средневековье. (Аналогичные шаги были предприняты в свое время и ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН (21)
Подготовка платоновской эстетики в предыдущей философии 1. Социально историческая почва Середина V в. до н.э. в Афинах ознаменовалась небывалым подъемом рабовладельческой демократии после победоносных греко ... Историк античной философии и эстетики с большим удивлением наталкивается на целый ряд построений, которые во что бы то ни стало хотят объединить софистов ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ВЫСОКАЯ КЛАССИКА (79)
...и примечания) Вступительные замечания Изучение философии и эстетики Платона свидетельствует о его гениальных попытках создать особого рода философию, но эти попытки очень редко выходят за пределы ...
ХАБЕРМАС (Habermas) Юрген
...выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму (см. Модернизм Постмодернизм ). Ассистент у Адорно в Институте социальных исследований (Франкфурт на Майне, 1956—1962)....идеи Франкфуртской школы, психоанализа, аналитической философии, герменевтики и структурализма. Исследовательские интересы реализуются в сфере социальной философии, теории коммуникации, методологии и философии права.
ВЕЙЛЬ (Weyl) Симона
...восприятие у Декарта", "Лекции по философии", "В ожидании Бога", "Предвосхищения христианства в древней Греции", "Нужда в корнях", "Дневники", "Угнетение и свобода"....синдикалистском движении; по вечерам преподавалафилософию для бедных, уделяя значительное внимание творчеству Маркса; в 1936 В. сражается на стороне анархистов в Испании.
ЛИНГВИСТИКА
выделилась из философии в начале 19 в., когда у нее появились собственные методы исследования, и первый среди них — сравнительно исторический метод, объясняющий сходство ...ответвлениям логического позитивизма и аналитической философии (см. Аналитическая философия ). Широкую известность получил постулат Витгенштейна: "Границы моего языка означают границы моего мира" (см. Витгенштейн ).
НЕОРАЦИОНАЛИЗМ
...и оппонирование классическому рационализму, программе философии научного (по)знания, предзаданной работами Декарта. Критическая составляющая Н. — последовательное противопоставление себя (неопозитивистской традиции, претендовавшей на монополию в философии науки и исходившей в своих ...
ДЕТЕКТИВ
В сущности, основной вопрос философии (и психоанализа) — это и основной вопрос детектива: кто виноват?". Главным героем Д. выступает, таким образом, субъект решения интеллектуальной задачи (т....гносеологической артикуляции сознания в классической философии (до традиции философии жизни — см. Философия жизни ): отнюдь не случайно традиционная литературная критика, обвиняя (причем далеко не всегда справедливо) Д.
Адорно Т. Негативная диалектика. (14)
Перед нами вторая реприза старой философии абсолютного, а первой был послекантовский идеализм. Но одновременно продолжает действовать критическая тенденция. В меньшей степени она противостоит догматическим понятиям, разве ... Неконформистский мотив "в своих границах философия как организованная и пригодная к использованию наука не нуждается в излишней скромности" превращается в конформизм.
ДЕМИУРГ
Античная философия ), и как творец мироздания, понятый в качестве "отца мира", производящего мироздание (посредством внесения в косную материю эйдоса) по образу и ...отчетливо обнаруживает себя унаследованный античнойфилософией от мифа антропоморфный генетизм: например, Платон, выделяя в качестве необходимых компонентов креационного акта "то, что рождается, то, внутри чего совершается ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (202)
Философия мифа в специфическом смысле слова. Общая картина 1. Вступление Предыдущие текстовые материалы, как можно думать, достаточно выразительно характеризовали собою неимоверную ... В этой философии мифа тоже была своя история. Этой истории мы уже довольно подробно касались в разделе о символической интерпретации мифа у Прокла
КАРТЕЗИАНСТВО
...его последователей — как в области философии, так и в области естествознания 17—18 вв. "Тремя великими картезианцами" традиционно именуют Лейбница, Спинозу и Мальбранша....Декарта явилось одним из источников философииПросвещения. Декарт — один из тех немногих мыслителей, кого постоянно выбирают себе в "собеседники" последующие поколения философов.
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.