Меню
Назад » » 2012 » АПРЕЛЬ » 17

ВКУСОВАЯ




ЧАСТНЫЕ БЕСПЛАТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ / ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ






















     ВКУСОВАЯ

 

ВКУС Новая философская энциклопедия



Аналитическая гипотеза формирования вкусовых ощущений
Аналитическая гипотеза формирования вкусовых ощущений — теоретический конструкт, призванный объяснить возникновение того или иного вкуса, в соответствии с которым химический стимул, воспринимаемый как вкусовой, взаимодействует с белковоподобным веществом вкусового рецептора, за счет чего образуется некоторое вещество, концентрация которого определяет величину нервного возбуждения.

Синонимы: букет, влечение, горечь, любовь, наклонность, охота, ощущение, перегар, пошиб, привкус, пристрастие, рансье, расположение, салтык, сибуи, склонность, слабость, сласть, смак, смачность, стиль, страсть, тяга, тяготение, умами, чувство 

Антонимы: безвкусие, безвкусица 
Вкусовой анализатор
Вкусовой анализатор — нейрофизиологическая система, работа которой обеспечивает анализ химических веществ, поступающих в полость рта. Представлен периферическим отделом, образованнымвкусовыми луковицами, расположенными прежде всего в ...

Вкус в физиологии — один из видов хеморецепции; ощущение, возникающее при действии различных веществ преимущественно на рецепторы вкуса (расположенные на вкусовых луковицах языка, а также задней стенки глотки, мягкого неба, миндалины, надгортанника). Информация от рецепторов вкуса передается по афферентным волокнам лицевого, языкоглоточного и блуждающего черепных нервов к ядру одиночного тракта продолговатого мозга, затем переключение происходит в ядрах тала́муса и далее в постцентральную извилину и островок (лат. insula) коры больших полушарий, где формируются вкусовые ощущения. По другим сведениям, корковый конец вкусовой системы расположен в парагиппокампа́льной извилине (лат. gyrus parahippocampalis) (устар. крючковая извилина, лат. gyrus uncinatus) и в гиппока́мпе (лат. hippocampus). Кроме сладкого, горького, кислого, солёного вкуса современные люди в разных странах выделяют также умами, терпкий, жгучий, мятный, щелочной, металлический и др. вкусы.
У человека ощущение вкуса развивается при непосредственном участии ветвей лицевого и языкоглоточного нервов, которые обеспечивают вкусовую чувствительность на передних 2/3 и задней 1/3 языка соответственно.

Основные вкусы
Количество типов независимых рецепторов вкуса в настоящее время точно не установлено. 4 «основных» вкуса — социокультурный архаизм европейской культуры, 5 основных вкусов — культуры государств Юго-Восточной Азии.
Можно ожидать, что интенсивное развитие современной науки скоро позволит определить специфические характеристики и механизмы работы вкусовых рецепторов, а число признаваемых «базовых» вкусов будет только увеличиваться. Заметим, что в терминологии профессиональных дегустаторов (пищевых продуктов, чая, кофе, вина, табака) число используемых базовых вкусов существенно больше, но эти термины в своём большинстве отностятся скорее к аромату, нежели собственно ко вкусу.
Предполагается, что существуют и другие виды рецепторов, например рецепторов, реагирующих на жирные кислоты, например, на линоленовую кислоту.
Солёное
Его стандартный носитель — хлорид натрия — поваренная соль, особенно ион (Na+). Он детектируется рецепторами ионных каналов на языке, изменяя потенциал действия. Одновременно воспринимаемые соленый и кислый вкус сильно смешиваются, затрудняя понимание — какой из факторов сильнее.
Кислое
Кислый вкус однозначно ассоциируется с величиной pH жидкости. Механизм восприятия подобен восприятию соленого. Ионы оксония (преимущественно H3O+) возникают при диссоциации кислот. Так как величина pH слюны человека близка к нейтральному значению (рН=7), действие сильных кислот и кислот средней силы вызывает ощущение чисто-кислого вкуса. Однако некоторые слабые органические кислоты и гидролизующиеся ионы (алюминий) могут вызывать и ощущение терпкости (вяжущий вкус).
Сладкое
Основная статья: Сладкий вкус
Сладость обычно ассоциируется с присутствием сахаров, но то же ощущение возникает от глицерина, некоторых белковых веществ, аминокислот. Одним из химических носителей «сладкого» являются гидроксо-группы в больших органических молекулах — сахара, а также полиолы — сорбит, ксилит. Детекторы сладкого — G-белки, расположенные во вкусовых почках. Кафеты. Тортики. Мржанки.
Горькое
Горечь, как и сладость, воспринимается посредством G-белков. Исторически горький вкус ассоциировался с неприятным ощущением, и, возможно — с опасностью некоторых растительных продуктов для здоровья. Действительно, большинство растительных алкалоидов одновременно токсичны и горьки, и эволюционная биология имеет основания к такому заключению.
Вещества с характерным сильно-горьким вкусом: денатониум (Bitrex , синтезировано в 1958), Фенилтиокарбамид (аббревиатура «PTC»), Хинин

Умами
«Пятый вкус», традиционно используемый в китайской культуре, в других странах востока. Умами — название вкусового ощущения, производимого свободными аминокислотами, в частности глутаминовой, которые можно найти в ферментированной и выдержанной пище, например сырах пармезан и рокфор, в соевом и рыбном соусах. Также они содержатся в большом количестве неферментированных продуктов, например грецких орехах, винограде, брокколи, помидорах, грибах и, в меньшем количестве, в мясе.

Жгучий вкус
Жгучий вкус не относят к числу основных вкусов, так как до настоящего времени не обнаружены соответствующие вкусовые рецепторы. Он связан с веществами, стимулирующими «тепловые» рецепторы (этанол, капсаицин) — они возбуждают ветви тройничного нерва и вносят свой вклад в «чисто вкусовое» ощущение.

Терпкое
Это ощущение («вяжущий вкус») связано с рецепцией дубильных веществ (таннины в чае, в ягодах терна и др.). Механизм его возникновения объясняют связыванием таннинов с белками, богатыми пролином.

Жирное
Человек, несомненно, воспринимает «жирный» вкус — но это ощущение не так чётко выражено, как обычно выделяемая стандартная тетрада «сладкий-кислый-горький-солёный».

Металлический вкус
Металлический привкус характерен для свежей (несвернувшейся) крови, а также обычно чувствуется у пищи, которая соприкасалась с окисленными металлами (ложки, вилки, банки). Особенно сильный металлический привкус наблюдается при контакте с медными сплавами — латунью, мельхиором и др., поэтому столовые предметы из мельхиора и нейзильбера покрывают тонким слоем серебра.
Это ощущение может служить признаком некоторых заболеваний; отравлений металлами (напр., при литейной лихорадке) или пестицидами, действия некоторых лекарственных средств и др.
Металлический вкус во рту обычно также возникает во время проведения процедуры электрофореза.

Расстройства вкуса
Дисгевзия возникает по разным причинам — беременность, сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта или ротовой полости, анемия, гипотиреоз и др.
Выделяют агевзию — потерю одного из основных вкусовых ощущений, гипогевзию — ослабление одного из ощущений, парагевзию, когда вместо сладкого ощущается соленое, и фантагевзию (когда ощущение того или иного вкуса наблюдается без явных физических причин, например, при неврозах).
Многие лекарства способны изменить ощущения вкуса, особенно часто наблюдается «металлический вкус». К медикаментам, изменяющим вкусовые ощущения, можно отнести следующие группы препаратов: антибактериальные, гиполипидемические, седативные и противосудорожные препараты, антихолинергические, нестероидные противовоспалительные и сердечно-сосудистые (ингибиторы АПФ, антагонисты кальция).
Ощущение вкуса может возникать под действием радиоактивного облучения, в ряде случаев при уровнях около 1 Р/ч.
Расстройство восприятия вкуса у поваров называется бридостью.

Purves. D. Neuroscience, 3rd ed. 2004
Гайворонский И. В. Нормальная анатомия человека. Учебник для мед. вузов. — СПб., 2000
Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека. — М., 1985

И. Р. Тарханов — Вкус // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Логос (156)
...возникающее в нас при действии вкусовых веществ на вкусовые органы слизистой оболочки языка и некоторых частей полости рта. Вкусовой аппарат, деятельностью которого вызываются вкусовыеощущения, подобно ...

Философия (9)
...ощущения равновесия и ускорения; — обонятельные; — вкусовые; — общеорганические. Объективная основа восприятия образа как целостного — это единство и вместе с тем множественность различных сторон и свойств предмета.

Философия (8)
...нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения); — восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений); — представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления).

Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
10Тело со вкусовыми свойствами, т.е. ощущаемое на вкус, содержится во влажном как в своей материи, а влажное есть нечто осязаемое.... Таким образом, при вкусовом ощущении нет никакой среды. Но с другой стороны, как цвет есть видимое, так и вкусовые свойства суть ощущаемое на вкус.

Вкус
Субъективно проявляется в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комплексов). Для объяснения механизма формирования вкусовых ощущений выдвинуто две гипотезы: аналитическая иэнзиматическая.

ВКУС — чувство совершенства, имеющееся у человека и способное склонить его к принятию определенных суждений. Понятие В. существенно уже понятия здравого смысла, В. опирается на непосредственное чувство, а не на рассуждение. И. Кант характеризовал В. как «чувственное определение совершенства» и видел в нем основание своей критики способности суждения. Понятие В. относят к эстетической сфере «прекрасной духовности», но в общем оно является более широким и охватывает обычно также сферу морали. 
В. — не просто своеобразие подхода индивида к оцениваемому им явлению. Человек всегда стремится обладать хорошим В. вплоть до притязаний на его универсальность. «...Вкус по самой сокровенной своей сущности не есть нечто приватное; это общественный феномен первого ранга. Он в состоянии даже выступать против частной склонности отдельного лица подобно судебной инстанции по имени «всеобщность», которую он представляет и мнение которой выражает» (Х.Г. Гадамер). Можно отдавать чему-то предпочтение, несмотря на неприятие этого собственным В. 
Интерес к феномену В. вызван тем, что человек погружен в историю; особенности его мышления и сам горизонт мышления определяются конкретной эпохой. Конечность, господствующая над человеческим бытием и историческим сознанием, должна включать принятие не только теоретической аргументации, но и аргументации контекстуальной, и в частности обращение к чувству В. и связанному с ним понятию моды. 
Часто высказываемый принцип «О В. не спорят» постоянно опровергается на практике. Споры о В. достаточно обычны, эстетика и художественная критика состоят по преимуществу из таких споров. Кант отмечал, в частности, что в сфере В. возможен спор, но не диспут. Суждения В. являются оценками: они определяют степень совершенства рассматриваемых объектов. Как и всякие оценки, такие суждения не могут быть предметом споров, ориентирующихся на достижение истины, но способны быть объектом споров, нацеленных на победу над др. стороной. О В., т.о., можно спорить, но лишь с намерением добиться утверждения своей собственной системы оценок, причем спорить вполне корректно. 
Претензия В. на общую значимость особенно наглядно проявляется в феномене моды, аргумент к которой является частным случаем аргумента ко В. Мода касается быстро меняющихся вещей и воплощает в себе не только В., но и определенный, общий для многих способ поведения. Будучи формой общественной солидарности, мода создает социальную зависимость, от которой трудно уклониться. Кант, напр., говорил, что лучше быть модным дураком, чем идти против моды, хотя и глупо принимать моду чересчур всерьез. Для хорошего В. характерно, отмечает Гадамер, что он умеет приспособиться к вкусовому направлению, представленному модой, или же умеет приспособить требования моды к собственному хорошему В.: «...В понятии вкуса заложено умение и в моде соблюдать умеренность, и обладатель хорошего вкуса не следует вслепую за меняющимися требованиями моды, но имеет относительно них собственное суждение. Он придерживается своего «стиля», т.е. согласовывает требования моды с неким целым, которое учитывает индивидуальный вкус и принимает только то, что подходит к этому целому с учетом того, как они сочетаются». 
В. не сводится к правилам и понятиям и не может быть представлен как система образцов, на основе которых выносится оценочное суждение. В. присущ не каждому и предполагает не совпадение с суждениями всех других по любому конкретному поводу, а одобрение суждений В. некоторой идеальной общностью, совокупностью тех, кто тоже обладает хорошим В. В., отмечает Кант, «не говорит, что каждый будет согласен с нашим суждением, а говорит, что он должен согласиться». Чувство В. необходимо во всех тех социальных областях, где единичное характеризуется с учетом того целого, к которому оно принадлежит, и где само целое не представляет собой устойчивой системы правил или понятий. В. несет на себе отпечаток общности социальной жизни и меняется вместе с ее изменением. Суждения В., относящиеся к разным эпохам или к разным культурам, обычно оказываются несовместимы друг с другом.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

ВКУС эстетический, способность человека к восприятию и оценке эстетич. свойств явлений и предметов, к различению прекрасного и безобразного. Проблема В. получила особое развитие в эстетике 17—18 вв. Одним из первых о В. писал исп. мыслитель Грасиан-и-Моралес. Франц. философы-просветители и эстетики классицизма (Н. Буало, III. Баттё, Монтескье, Вольтер и др.) трактовали В. с позиций рационализма и нормативизма. В англ. сенсуалистич. эстетике (А. Шефтсбери, Г. Хом и др.) В. выводился из человеч. ощущений и связывался с этич. нормами. Ф. Хатче-сон, а затем Э. Бёрк утверждали всеобщность эстетич. В., коренящуюся в общности психофизиологич. организации всех людей. Субъективность В. акцентировалась Юмом. В нем. классич. философии проблема В. заняла центр. место в эстетике Канта, указавшего на глубокие внутр. противоречия В., являющегося одновременно и общественным и индивидуальным. Белинский отмечал историч. характер В., в эстетике Чернышевского были ярко показаны различия во В. противоположных классов.
        Марксистско-ленинская эстетика рассматривает В, прежде всего как социальноисторич. явление. Только в результате длит. развития человеч. общества, его культуры «...порождается богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз,— короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс ?. , Соч., т. 42, с. 122). В. различен в разные историч. эпохи и у разных народов, в классовом обществе он носит классовый характер. В то же время в нём содержатся и элементы абсолютного, общечеловеческого. Формирование и развитие хорошего В. составляет важную задачу эстетич. воспитания.
        Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетич. категорий, М., 1965, с. 258—93.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

ВКУС (эстетический) – исторически сложившаяся способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях иск-ва; имеет широкую сферу проявления – в художеств. творчестве, труде, в быту, поведении людей и т.д.
Способность человека оценивать прекрасное и безобразное является результатом длительного историч. развития, формирования его способностей в процессе обществ. практики и усвоения художеств. культуры. В процессе обществ. труда создается "человеческий вкус к природе", "чувствующий красоту формы глаз", "музыкальное ухо", – "короче говоря, такие ч у в с т в а, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как ч е л о в е ч е с к и е сущностные силы" (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593, а также 594–95, 599–606, 566–67). Признание обществ. природы эстетич. В., социальной обусловленности его индивидуальных проявлений входит в основы марксистско-ленинской эстетики, к-рая придает огромное значение В. как проявлению общей эстетич. культуры человека, отводя главную роль в формировании способности понимать прекрасное искусству и эстетическому воспитанию.
Изучением проблемы В. усиленно начали заниматься в эпоху становления бурж. общества, когда В. людей явственно обособились и даже вступили в противоречие. Первый толчок к исследованию проблемы В. дала работа испанского писателя и философа Грасиана-и-Моралеса "Настольный предсказатель" (В.Gracian у Morales, Oraculo manual у arte de prudencia, Huesca, 1647, Amsterdam, 1660). Давая широкое определение В. как особой способности человека наряду с разумом и суждением, Грасиан-и-Моралес придавал ему большое значение как средству всестороннего развития природных способностей человека.
С 17 в. вплоть до 19 в. вокруг проблемы В. в эстетике шли споры: имеет ли В. рациональную или иррациональную природу, основывается ли он на разуме или на чувстве, является ли В. прирожденной или воспитываемой способностью, имеют ли его решения всеобщее или индивидуальное значение. Во Франции категория В. получила рационалистич. решение в произведениях Буало, Баттё, Монтескьё, Вольтера и др. Начиная с Буало, к-рый испытал значит. влияние рационалистич. философии Декарта, здесь прочно устанавливается воззрение, согласно к-рому В. должен основываться на изучении произведений иск-ва древности и руководствоваться разумом и смыслом. "Хороший вкус"является критерием подлинного искусства и красоты. Давая рационалистич. трактовку В., франц. эстетика признавала в качестве осн. его признаков правдоподобие, разумность, ясность. Художник должен руководствоваться в своем выборе В.: "Талант подражает природе, вкус подсказывает ему выбор..." (Дидро Д., Собр. соч., т. 6, М., 1946, с. 539).
В англ. сенсуалистич. эстетике 17–18 вв. категория В. приобрела не только эстетич., но и нравств. смысл. Шефтсбери, Хом доказывали, что истинный В. обусловлен не умом и знанием, а характером, гармонич. уравновешенностью в человеке различных аффектов. В. проявляется не в следовании стеснит. правилам, а в чувстве правды, в соответствии истине, природе. Хетчесон, а затем Бёрк утверждали всеобщность эстетич. В., без к-рой не могла бы существовать и наука о В., т.е. эстетика. Несмотря на различие субъективного В., общая всем людям психофизиологич. организация, по их мнению, обусловливает единые суждения В. у разных людей. Продолжая тенденцию подчеркивать субъективность В., Юм абсолютизировал ее, утверждая, что о вкусах не спорят ("Of the standard of taste", 1757). В Германии проблема В. получила отражение в произведениях Винкельмана, Зульцера, Готтшеда и др. Кант в "Критике способности суждений" (1790) указал на осн. трудность теории В., к-рая состоит в том, что В. должен быть признан одновременно и общественным, и индивидуальным, и обязательным для всех, и в то же время зависящим лишь от характера данного индивида, не подчиняющегося никаким рассудочным правилам. Никакие доказательства и объяснения не могут заставить человека признать прекрасным то, что ему не нравится. И тем не менее в самой природе В. заложено убеждение, что прекрасное для одних людей должно быть прекрасным для всех. Это противоречие, утверждал Кант, неразрешимо, т.е. является антиномией. Кант отрицал возможность теоретич. формулирования "правил В.". По его мнению, В. может развиваться лишь при постоянном непосредств. восприятии гениальных художеств. произведений, являющихся образцом В.
Гегель, критикуя эстетику классицизма за ее нормативизм и формализм, подверг критич. разбору понятие В. в том виде, как оно выступало в истории эстетики. Он указал на прекрасное как на объективную основу В. и обратил внимание на его воспитание (см. Соч., т. 12, М., 1938, с. 17, 36, 46–47). В середине 19 в. широкое распространение получило понимание В., развитое в т.н. экспериментальной эстетике Фехнера, к-рый пытался вывести законы В. из физиологич. законов ощущения и восприятия. Фрейд пытался обосновать В. законами "подсознательного" и отрицал общепризнанные нормы В., объявлял его областью полного индивидуального произвола.
Б. Шрагин. Москва.
В русской эстетике проблема В. получила развитие в связи с развитием теории и практики классицизма. Куницын в ст. "О вкусе", Альбицкий в работе "О стихотворстве", Александровский в ст. "О подражании" (опубликованы в сб. "Сочинения студентов Санкт-петербургского Педагогического института по части эстетики", СПБ, 1806), рассматривая иск-во как подражание природе, выводили правила подражания из В., к-рый, по определению Куницына, есть "естественная чувствительность, управляемая разборчивостью разума" (указ. сб., с. 238). Требования и правила В. имеют нормативный характер. "Истинный вкус один, остальные ему противоположны" (там же, с. 247). В 10–20-х гг. 19 в. проблема В. разрабатывалась в работах Мерзлякова, который определял эстетику как "науку о правилах изящных искусств, из наблюдения вкуса извлеченных" (Замечания об эстетике, "Вестник Европы", 1813, No 19, с. 198).
Материалистич. эстетика революц. демократов выступила с критикой как нормативного классицистич. понимания В. "законодателями литературного вкуса" – Буало, Баттё, Мерзляковым и др., так и с критикой сторонников "вдохновения без вкуса", вообще "безвкусицы", романтич. произвола (см. В. Г. Белинский, Русская литература в 1841 году; ст. "Полное собрание сочинений" А. Марлинского и др.). Правдивое воспроизведение жизни в искусстве связано с художеств. мерой, "образованным", "развитым" В., к-рый входит в критерий эстетич. оценки.
Чернышевский рассматривал В. как способность верно оценивать произведения иск-ва. Высмеивая всякие попытки сделать "изящный вкус" критерием оценки художеств. произведения, он вместе с тем требовал от критика "верного вкуса", в частности считал особенностью Белинского то, что "он был одарен чрезвычайно верным и тонким вкусом" ("Очерки гоголевского периода русской литературы", в кн.: Избр. филос. соч., т. 1, 1950, с. 697).
Марксистско-ленинская эстетика, рассматривая индивидуальность и ее В. как продукт обществ. отношений, отрицает нормативный характер В., утверждает необходимость длительного воспитания и образования В., способного правильно оценивать красоту во всех ее проявлениях – в труде, быту, искусстве. Марксистская эстетика считает, что в истории не может существовать непреодолимого противоречия между обществ. эстетич. нормами и индивидуальным В. Если же такое противоречие появляется, то причина этого коренится в обществ. антагонизмах. Формирование В. зависит от обществ. условий труда, от обществ. практики. В. проявляется во всех формах человеч. деятельности и прежде всего в труде, т.к. человек производит и по законам красоты. Маркс и Энгельс указывали, что благодаря условиям труда ср.-век. ремесленник имел интерес к своей специальной работе, "интерес, который мог подниматься до степени примитивного художественного вкуса" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 52). Особое значение для воспитания В. имеет иск-во. "Предмет искусства..., – писал Маркс, – создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой" (там же, т. 12, с. 718).
Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи (844 года, в кн.: К. Maркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, М., 1956, с. 586–87; Дмитриева Η. Α., Вопросы эстетического воспитания, М., 1956; Белинский В. Г., Собр. соч. в трех томах, М., 1948, т. 1, с. 53–54, 156, 287; т. 3, с. 368; Чернышевский Н. Г., Эстетика и литературная критика, Избр. статьи, М.–Л., 1951, с. 92, 110, 223; Жирард Г., О вкусе, с присовокуплением рассуждения о том же предмете д'Аламбера, Вольтера и Монтескье, ч. 1–3, пер. с франц., М., 1803; Монтескье Ш., Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства, Избр. произв., М., 1955; Bellegarde J. de, Sur le bon goût, в его кн.: Lettres curieuses de littérature et de morale, P. 1702; Сartaud de la Vilate F., Essai historique et philosophique sur le goût, P., 1736; Вatteux Сh., Cours de belles-lettres distribué par exercices, v. 1–2,1747–48; Sne11 C. W., Lehrbuch der Kritik des Geschmacks, Lpz., 1795; Falke J. von, Geschichte des modernen Geschmacks, 2 Aufl., Lpz., 1880; Schaukal R., Vom Geschmack, 2 Aufl., Münch., 1910; Heimann В., Über den Geschmack, В., 1924; Meier-Oberst E., Dinge um uns. Ein Wort über den Geschmack, "Z. Kunst", Lpz., 1949, H. 3, S. 201–03; Ziegenfuss W., Die Überwindung des Geschmacks, Potsdam, 1949.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
СПРАВОЧНИК МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ (8)
...пищи: необходимо обеспечить пище достаточные вкусовые качества при исключении поваренной соли (допущение уксуса, введение различных натуральных органических кислот – клюквы, лимона, сока, антоновских яблок, кисло сладких соусов, ...блюд, понизить усвояемость съеденного, удовлетворить вкусовые запросы, не прибегая к использованию приправ, возбуждающих аппетит. Диета № 9 используется при нарушении углеводного обмена (сахарный диабет) и заключается в ...

Психология. (4)
...различают анализаторы зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный и пр. Также существуют анализаторы внутренних органов. Каждый анализатор выделяет определенный вид раздражителей и обеспечивает его последующее ... АНАЛИЗАТОР ВКУСОВОЙ — нейрофизиологическая система, работа коей обеспечивает своеобразный анализ химических веществ, поступающих в полость рта. Представлен: 1) периферическим отделом — образованным вкусовыми луковицами, ...

Психология. (53)
...по модальности, выделяя ощущения зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и пр. Внутри отдельных модальностей возможна более дробная классификация — например, пространственные и цветовые ощущения зрительные....зрительные, слуховые; b) контактные — осязательные, вкусовые; обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами. 2) ощущения проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела (благодаря ...

Логос (800)
...время характерно вообще для всех вкусовых веществ, не исключая и сахара (Ogata). Многочисленные опыты на животных (Stutzer, Salkowsky, Реньольдс и др....требовать, чтобы пищевые продукты и вкусовыевещества, содержащие С., пускались в продажу с соответственной надписью, на торговлю же подслащенных С. продуктов, при отсутствии на них соответствующих ...

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (30)
вкусовой, ая, ое. Вкусовые ощущения. ВКУС2, а, м. 1. Чувство, понимание изящного, красивого. Тонкий в. Одеваться со вкусом. На чей н.

Психология. (9)
Субъективно проявляется в виде ощущений вкусовых — горького, кислого, сладкого, соленого и их комплексов. При чередовании ряда химических веществ может возникать вкусовой контраст (например, после соленого пресная ...

Психология. (79)
...пищеварительного тракта; снижение чувствительности тактильной, вкусовой и температурной; и пр.), входящие в состав рефлекса оборонительного, обусловлены активизацией гипоталамуса и ретикулярной формации ствола мозга головного.... Хеморецепторы обслуживают обонятельную и вкусовую чувствительность; многие из них находятся в мозге, реагируя на изменения химического состава жидкой среды организма.

Велимир Хлебников (28)
...чародей И вот научились передавать вкусовые ощущения к простому, грубому, хотя и здоровому, обеду Радио бросит лучами вкусовой сон, призрак совершенно других вкусовых ощущений.

Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
...видимому, обоняние имеет сходство с вкусовым ощущением и виды вкуса подобны видам запаха, но наше вкусовое ощущение совершеннее потому, что вкус есть своего рода осязание, а ...

Лао Цзы. Дао дэ Цзин (2)
Пять вкусовых ощущений притупляют вкус.(*) Быстрая езда и охота волнуют сердце. Драгоценные вещи заставляют человека совершать преступления....гаммы в китайской музыке; пять вкусовых ощущений сладкий, кислый, горький, острый, соленый. Здесь Лао Цзы предостерегает от стремления к роскоши, призывает к умеренности и скромности.

Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ВТОРАЯ
...тела воспринимают все осязаемые и вкусовые свойства; если же и другая плоть, [кроме языка], ощущала бы на вкус, то казалось бы, что вкус и осязание – 20одно ...воспринимаем через среду, но при вкусовых и осязательных ощущениях она остается незамеченной. И все же, даже если мы, как уже было сказано, воспринимали бы все осязаемое ...

Психология. (88)
СОСОЧЕК ВКУСОВОЙ — структуры, рассеянные по поверхности языка и содержащие вкусовые почки. СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ — 1. Направленность в одно место; собранность в одном месте. 2.

Аристотель О ДУШЕ 1 КНИГА ТРЕТЬЯ
...черного без зрения, как нет вкусовых свойств без чувства вкуса. В одном отношении это утверждение правильно, в другом – неправильно. А именно: так как об ощущении и ...точно так же чрезмерность вовкусовых свойствах расстраивает вкус, и слишком яркое или слишком темное 426bв цветах действует на зрение разрушительно, и в обонянии – сильный запах, ...

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (126)
...звуком, уподобляются этическим свойствам, а вкусовые ощущения – нет, и цвета и запахи – тоже нет? – Не потому ли, что первые одновременно и производят впечатления [в органе слуха], ...этические свойства (ethos), a, например, вкусовые ощущения и цвета не порождают их" (29, 920 а 3 7). Оба эти текста говорят о специфике слуховых ощущений, благодаря ...

Алексей Александрович Маслов Тайный смысл и разгадка кодов Лао-цзы (29)
...жёлтый, белый, чёрный) и пять вкусовых ощущений (кислый, горький, сладкий, острый, солёный). Если человек станет изучать мелодию по отдельным звукам, а многообразие мира — по отдельным краскам, ... Пять вкусовых ощущений язвят его рот. § 13 Этот отрывок, равно как и комментарии к нему, представляет собой раннюю доктрину натурализма.

Психиатрия (2)
...еды, часто присутствуют обонятельные и вкусовые галлюцинации. Бред воздействия – больной убежден, что мнимые преследователи каким то особым образом {сглаз, порча, особые электротоки, радиация, гипноз и т....зрительную, слуховую, мышечную (двигательную), обонятельную, вкусовую, тактильную и эмоциональную. У большинства людей более развита зрительная память. Механическая память формируется более длительно, но и является самой стойкой (...

Психиатрия (1)
Вкусовые галлюцинации – чувство в ротовой полости непривычных вкусовых ощущений. 8. Классификация галлюцинаций Истинные галлюцинации – больной воспринимает галлюцинаторные образы как часть реального ...

Психология. (59)
ПОЧКА ВКУСОВАЯ — ансамбли из двух и более рецепторных клеток в стенке небольших ямок, окружающих сосочки вкусовые. С этими клетками контактируют молекулы веществ, ...

Классификация ощущений
...выделяют ощущения зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые,обонятельные, пропроиорецептивные, двигательные.

Анализатор
Существуют: зрительный, слуховой,обонятельный, вкусовой, кожный,вестибулярный, двигательный анализаторы, анализаторы внутренних органов. В анализаторе выделяют три отдела: 1. Воспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразование ...

Контрастная иллюзия
...проявляются в области температурных и вкусовых ощущений. Так, после холодного теплое воспринимается как горячее; после кислого или соленого переоценивается степень сладкости.

Время реакции
...раздражители, самая медленная — на обонятельные, вкусовые и температурные. Минимальное время реакции у здорового взрослого человека приблизительно равно 100 мс. Существенно зависит от сложности задачи, решаемой при ...

Запах
...запахов сильно пахучих, колющих и вкусовых. Особое качество запаха обусловлено наличием в молекуле раздражителя особых атомных группировок (эфирной, фенольной, альдегидной). При смешивании веществ может возникать новый ...

ГиперИнфо.С.Л.Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. ГиперИнфо 27
...осязание, температурные ощущения и болевые, вкусовые и обонятельные ощущения, зрительные, слуховые, ощущения положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ...

Классификация ощущений Ч. Шеррингтона
...дистантные (зрительные, слуховые), контактные (осязательные, вкусовые) и обонятельные, занимающие промежуточное положение между этими подклассами экстерорецепции.

ГиперИнфо.С.Л.Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. ГиперИнфо 24
...рецепции прикосновения, густорецепторы – для рецепции вкусовых раздражении, стиборецепторы – для обонятельных, приспособленные для рецепции звука и света фоно и фоторецепторы.Таким образом, специальная приспособленность к рецепции раздражений, ...

Восприятие
...этим различают зрительное, слуховое, осязательное,вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по ...

А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (76)
...фрагмент о том, что цветовые, вкусовые, обонятельные и другие качества вещей существуют только в человеческом сознании, а на самом деле существуют только атомы и пустота.

ВОСПРИЯТИЕ
, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и др. В. Различают также В., адекватное реальности, и иллюзии. Важным условием адекватности В. является его включение в активную практическую ...

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (68)
...даже осязаемый и обоняемый, даже вкусовой. Правда, он продолжает быть ограниченным физическим телом, то есть он пространственно конечен. Но это не мешает его огромности, его неохватности ...

Алексей Александрович Маслов Тайный смысл и разгадка кодов Лао-цзы (21)
3 Пять вкусовых ощущений ранят его рот. 4 Скачка на лошадях и охота делают необузданым его сердце. 5 Редкие вещи влекут человека к ...

Английский P (9)
...газированная) вода (без сиропа или вкусовых добавок) 3) откровенный // in plain words просто, без обиняков 4) некрасивый // she is quite plain она совсем не красавица 2.

А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (110)
...38) и собственные авторские, чисто вкусовые оценки эпоса и трагедии, куда присоединяются вдруг и советы пишущим трагедию (26 я глава, в основном, 27 я глава).

Замок
...на технических характеристиках, а на вкусовых предпочтениях потребителя. Как правило, при двойных входных дверях на наружную дверь устанавливают врезной замок, а на внутреннюю — накладной.

Теории личностных черт
К ним обычно относятся вкусовые предпочтения, ситуативно обусловленные краткосрочные установки и т. п. По своим убеждениям Г. Олпорт был близок к представителям гуманистического направления.

Велимир Хлебников (16)
...так и наши слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные ощущения суть части, случайные обмолвки этого одного великого, протяженного многообразия. Оно подняло львиную голову и смотрит на нас, но ...

Стиль Хай-Тек в дизайне интерьера
...оставив наконец в покое вопрос вкусовых пристрастий, с удовольствием признаем, что хайтековская обстановка может быть не только шокирующей, но и чрезвычайно эффектной и в высшей степени ...

Психология. (108)
...отдельные жизненно важные впечатления (например, вкусовые, температурные, болевые) и побуждающие к их сохранению или устранению. В условиях экстремальных, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются ...

С.Л.Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. 26
...какой нибудь пищи к собственно вкусовым ощущениям присоединяются, взаимодействуя с ними, ощущения осязательные и легкие болевые. Это взаимодействие осуществляется и в пределах одного вида ощущений.

С.Л.Франк. НЕПОСТИЖИМОЕ. (5)
...дает нам ощущения зрительные, осязательные, вкусовые, «пищеварительные», но – вопреки Беркли – не есть эти ощущения (даже если подразумевать под последними не душевные процессы, а сами испытываемые при ...

Логос (44)
— прихоть, направленная для удовлетворения вкусовых нервов. Обыкновенно эта прихоть является уже после насыщения, напр. после больших обедов, после "жирного и сладкого является желание съесть что ...

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (415)
...орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции. Лизать языкам. Попробовать на я. (т. е. на вкус). Змеиный я.

А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (80)
...существует бесчисленное количество цветов и вкусовых качеств, если одно отнимать, другое прибавлять и одного примешивать больше, а другого – меньше. Никакой [цвет в этих условиях] не будет ...





























 



Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar