Меню
Назад » » 2012 » АПРЕЛЬ » 7

ПУШКИН 3





Д.Д.Благой. СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИНА (28)
...стиха рукою Жуковского, все остальное Пушкиным. На листе с этим текстом, оказавшемся в бумагах президента Академии Художеств и директора Публичной библиотеки в Петербурге, Алексея Николаевича Оленина, ...день маия 1819 Жуковским и Пушкиным для шарады, изобретенной И. А. Крыловым: "Баллада". Ниже надпись сестры Оленина, Варвары Николаевны: "Читал сам Жуковский во время шарады" (Пушкин, ...

Александр Сергеевич Пушкин. (172)
Пушкин сам разъяснил спустя год в письме к Бенкендорфу от 24 ноября 1831 г. (т. 9) связь "Моей родословной" с этой статьей. В ответ Пушкин набросал эпиграмму, которая была им ...

Александр Сергеевич Пушкин. (578)
Пушкин не дерзнул вывести в своем "Борисе Годунове" все лица романа г. Булгарина... Пушкин иронизирует по поводу использования в романе Булгарина "...

«Евгений Онегин» (дореф. «Евгеній Онѣгинъ») — роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1823—1831 годах, одно из самых значительных произведений русской словесности.

Пушкин работал над этим романом свыше семи лет. Роман был, по словам поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. В произведении на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.
Пушкин начал работу над «Онегиным» в мае 1823 года в Кишиневе, во время своей ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из основного текста произведения главу «Путешествие Онегина», оставив её в качестве приложения. Из романа также пришлось изъять одну главу полностью: в ней описывается, как Онегин видит военные поселения близ Одесской пристани, а далее идут замечания и суждения, в некоторых местах в излишне резком тоне. Оставлять эту главу было слишком опасно — Пушкина могли арестовать за революционные взгляды, поэтому он её уничтожил.
Он охватывает события с 1819 по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, время правления Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен, в центре него — любовная история. В целом, в романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.
Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме лорда Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин выделяет одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени (каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение), тем самым обращая внимание читателей на самостоятельность и цельность каждой главы. Роман стал поистине энциклопедией русской жизни 1820-х годов, так как широта охваченных в нём тем, детализация быта, многосюжетность композиции, глубина описания характеров персонажей и сейчас достоверно демонстрируют читателям особенности жизни той эпохи.
Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:
«„Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
Из романа, как и из энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Роман начинается с сетований молодого дворянина Евгения Онегина по поводу болезни его дядюшки, вынудившей его покинуть Петербург и отправиться к одру больного, чтобы проститься с ним. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника. Повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина.
Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в не самой успешной дворянской семье:
«Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец».
Онегин получил соответствующее воспитание — сначала, имея гувернантку Madame (не путать с нянькой), затем — гувернёра-француза, не утруждавшего своего воспитанника обилием занятий. Пушкин подчёркивает, что образование и воспитание Евгения были типичны для человека его среды (дворянина, которым с детства занимались учителя-иностранцы).
Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими развлечениями, но эта постоянная череда забав привела героя к хандре. Евгений уезжает к дяде в деревню. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, но и здесь его одолевает депрессия.
Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблён в Ольгу Ларину, дочь помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна, которой шестнадцать лет. Татьяна на год старше Ольги. Ольга красива внешне, но неинтересна Онегину:
«Неужто ты влюблен в меньшую?
— А что? — Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.»
Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным на именины Татьяны. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать, обещая, что никого из гостей-соседей не будет. На самом деле, приехав на торжество, Онегин обнаруживает «пир огромный», что его злит не на шутку.
«[…] Надулся он и, негодуя,
Поклялся Ленского взбесить,
И уж порядком отомстить».
На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.
Через три года он появляется в Петербурге и встречает Татьяну. Теперь она — важная светская дама, жена генерала. Онегин влюбляется в неё и пытается её добиться, но на этот раз отвергают уже его. Татьяна признаётся, что по-прежнему любит Евгения, но говорит, что должна остаться верной мужу.
«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

Сюжетные линии
Онегин и Татьяна. Эпизоды:
Знакомство с Татьяной,
Разговор Татьяны с няней,
Письмо Татьяны к Онегину,
Объяснение в саду,
Сон Татьяны. Именины,
Посещение дома Онегина,
Отъезд в Москву,
Встреча на балу в Петербурге через 3 года,
Письмо Онегина к Татьяне (объяснение),
Вечер у Татьяны.
Онегин и Ленский. Эпизоды:
Знакомство в деревне,
Разговор после вечера у Лариных,
Визит Ленского к Онегину,
Именины Татьяны,
Дуэль (Ленский погибает).

«Именно потому, что главные герои ЕО не имели прямых прообразов в жизни, они исключительно легко сделались для современников психологическими эталонами: сопоставление себя или своих близких с героями романа становилось средством объяснения своего и их характеров.» (Ю. М. Лотман. Комментарии к «Евгению Онегину»)
Евгений Онегин. Один из его возможных прототипов — Чаадаев, названный самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным. «В образе Онегина можно найти десятки сближений с различными современниками поэта — от пустых светских знакомцев до таких значимых для Пушкина лиц, как Чаадаев или Александр Раевский. То же следует сказать и о Татьяне». (Ю. М. Лотман. Комментарии к «Евгению Онегину») В начале романа ему 18 лет.
Татьяна Ларина
Ольга Ларина, её сестра — обобщённый образ типичной героини популярных романов; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания. На год младше Татьяны.
Владимир Ленский — «энергичное сближение Ленского с Кюхельбекером, произведенное Ю. Н. Тыняновым (Пушкин и его современники. С. 233—294), лучше всего убеждает в том, что попытки дать поэту-романтику в ЕО некоторый единый и однозначный прототип к убедительным результатам не приводят». (Ю. М. Лотман. Комментарии к «Евгению Онегину»).
Няня Татьяны — вероятный прототип — Арина Родионовна, няня Пушкина
Зарецкий — секундант, в числе прототипов называли Фёдора Толстого-Американца
Не названный в романе муж Татьяны Лариной, «важный генерал»
Автор произведения — сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе («Но вреден север для меня»), водит дружбу с Онегиным («Условий света свергнув бремя, как он отстав от суеты, с ним подружился я в то время, мне нравились его черты»), в своих лирических отступлениях делится с читателями своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию. Автор в некоторых местах нарушает ход повествования и вводит в текст метатекстовые элементы («Читатель ждёт уж рифмы „розы" — на, вот, возьми её скорей»). Пушкин даже изобразил себя рядом с Онегиным на берегу Невы (см. изображение) и хотел поместить этот и ряд других рисунков в качестве иллюстрации к роману в стихах, но не удалось найти общий язык с издателями «Невского альманаха». Сам Пушкин отозвался на это несколькими ироничными эпиграммами.
Муза автора, «двоюродная сестра» Татьяны Лариной
В романе упоминаются также отец (Дмитрий Ларин) и мать (Прасковья) Татьяны и Ольги; «княжна Алина» — московская кузина матери сестёр Лариных; дядя Онегина; ряд комичных образов провинциальных помещиков (Гвоздин, Флянов, «Скотинины, чета седая», «толстый Пустяков» и проч.); петербургский и московский свет.
Образы провинциальных помещиков в основном имеют литературное происхождение. Так, образ Скотининых отсылает к комедии Фонвизина «Недоросль», Буянов — герой поэмы «Опасный сосед» (1810—1811) В. Л. Пушкина. «Среди гостей ещё намечались „Кирин важный", „Лазоркина — вдова-вострушка" („сорокалетняя вертушка"); „толстого Пустякова" заменял „толстый Тумаков", Пустяков был назван „тощим", Петушков был „отставным канцеляристом"» (Бродский Н. Л. «Евгений Онегин» роман А. С. Пушкина: Комментарий. М.: Изд-во «Мультиратура»

«Евгений Онегин» — трудное произведение. Самая лёгкость стиха, привычность содержания, знакомого с детства читателю и подчёркнуто простого, парадоксально создают добавочные трудности в понимании пушкинского романа в стихах. Иллюзорное представление о «понятности» произведения скрывает от сознания современного читателя огромное количество непонятных ему слов, выражений, фразеологизмов, намёков, цитат. Задумываться над стихом, который знаешь с детства, представляется ничем не оправданным педантизмом. Однако стоит преодолеть этот наивный оптимизм неискушённого читателя, чтобы сделалось очевидно, как далеки мы даже от простого текстуального понимания романа. Специфическая структура пушкинского романа в стихах, при которой любое позитивное высказывание автора тут же незаметно может быть превращено в ироническое, а словесная ткань как бы скользит, передаваясь от одного носителя речи к другому, делает метод насильственного извлечения цитат особенно опасным. Во избежание этой угрозы роман следует рассматривать не как механическую сумму высказываний автора по различным вопросам, своеобразную хрестоматию цитат, а как органический художественный мир, части которого живут и получают смысл лишь в соотнесённости с целым. Простой перечень проблем, которые «ставит» Пушкин в своём произведении, не введёт нас в мир «Онегина». Художественная идея подразумевает особый тип преображения жизни в искусстве. Известно, что для Пушкина была «дьявольская разница» между поэтическим и прозаическим моделированием одной и той же действительности, даже при сохранении той же тематики и проблематики.
— Лотман, Юрий Михайлович

«Евгений Онегин» переведён на многие языки мира:
на английский — Уолтером Арндтом, Владимиром Набоковым (в прозе), Чарлзом Хепбёрн-Джонстоном (с сохранением «онегинской строфы») и другими
на французский язык — И. С. Тургеневым и Л. Виардо, Жаном-Луи Бакесом и Роже Легра, Жаком Шираком и другими
на немецкий язык — Рольфом-Дитрихом Кайлем и другими
на китайский язык — Су Фу (1942), Люй Ин (1944), Му Дань (Джа Лянджэнь)(1954, 1983), Ван Шисие(1981), Ван Джилян (1985, 2004), Фэнь Чунь (1982, 1991), Дъин Лу (1996), Лю Цзунцзи (2002), Гу Юньпу (2003), Тянь Гуобин (2003)
на армянский — Гургеном Севаком (1904—1981)
на белорусский — Аркадием Кулешовым
на украинский — М. Ф. Рыльским
на иврит — Авраамом Шлёнским
на турецкий — Каншаубием Мизиевым и Ахметом Неждетом, первый перевод на турецкий язык: г. Стамбул, издательство «Эверест» 2003
на осетинский язык — Нафи Джусойты
на польский — Адамом Важиком, Анджеем Сычем, Якубом Юркевичем, Лео Бельмонтом
на чешский — Миланом Дворжаком
на азербайджанский — Самедом Вургуном (1936)
на казахский — Куандыком Шангитбаевым (1949, 1985)
* на испанский Евгений Онегин — роман в стихах. Прямые испанские версия Русская оригинальной поэтической форме, справками и иллюстрациями Альберто Николая Musso. Мендоса, Аргентина, Zeta издателей, апрель 2005 г.


П. И. Чайковский — Опера «Евгений Онегин» (1878)
С. С. Прокофьев — музыка к неосуществлённому спектаклю «Евгений Онегин» Московского камерного театра (1936)
Р. К. Щедрин — Строфы «Евгения Онегина», для хора акапелла по роману в стихах А. Пушкина (1981)
В кинематографе
«Евгений Онегин» (1911). Ч/б, немой. В роли Онегина — Пётр Чардынин
«Онегин» (1999). В роли Евгения Онегина — Рэйф Файнс, Татьяна Ларина — Лив Тайлер, Владимир Ленский — Тоби Стивенс
«Евгений Онегин. Между прошлым и будущим» — документальный фильм (2009), 52 мин., режиссёр Никита Тихонов
экранизации опер:
«Евгений Онегин» (1958). Экранизация оперы. В роли Онегина — Вадим Медведев, вокальную партию исполняет Евгений Кибкало. В роли Татьяны — Ариадна Шенгелая, озвучивает Галина Вишневская. В роли Ольги — Светлана Немоляева
«Евгений Онегин» (1994). В роли Евгения Онегина — Войцех Драбович
«Евгений Онегин» (2002). В роли Евгения Онегина — Питер Маттеи
«Евгений Онегин» (2007). В роли Евгения Онегина — Питер Маттеи


В. Непомнящий «Евгений Онегин» Сериал на канале «Культура» читает и комментирует В. Непомнящий.
Пушкин А. С. Евгений Онегин: Роман в стихах // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. (ФЭБ)
«Евгений Онегин» с полными комментариями Набокова, Лотмана и Томашевского на сайте «Тайны ремесла»
Лотман Ю. М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»: Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 393—462. (ФЭБ)
Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий: Пособие для учителя // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 472—762. (ФЭБ)
Гофман М. Л. История создания «Евгения Онегина» // Пушкин А. С. Евгений Онегин / Под ред. М. Л. Гофмана. Париж, 1937.
Онегинская энциклопедия: В 2 т. — М.: Русский путь, 1999—2004.
Захаров Н. В. Онегинская энциклопедия: тезаурус романа (Онегинская энциклопедия. Т. 2. / Под общей редакцией Н. И. Михайловой. М., 2004) // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 180-188.
Бочаров С. Г. «Форма плана». (Некоторые вопросы поэтики Пушкина) // Вопросы литературы. 1967. № 12.
Фомичёв С. А. «Евгений Онегин»: Движение замысла. — М.: Русский путь, 2005.
Белый А.А. «Génie ou neige» Вопросы литературы № 1, 2008. С.115.
Чудаков А. П. К проблеме тотального комментария «Евгения Онегина» // Пушкинский сборник. М., 2005.
Иллюстрации к роману Е. П. Самокиш-Судковской
Чайковский. Опера "Евгений Онегин" в изд. Юргенсона, М., 1900

Гринбаум О. Н. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Ритмико-смысловой комментарий. Главы первая, вторая, третья, четвёртая. — 2-е изд., испр., доп. СПб.: СПбГУ, 2012. — 328 с. — (Лингвистика). — 300 экз., ISBN 978-5-288-0530-6

А. С. Пушкин Примечания // Собрание сочинений в 6 томах. — Москва: Правда, 1968. — Т. 4. — С. 455. — 480 с.
Изд. Ришар (№ 680). СПб., между 1900 и 1904.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Перевод В. Набокова на английский язык А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
К. И. Чуковский. Онегин на чужбине
Пушкин >>> Пушкин в Париже >>> «Французский Пушкин»
Биография Ж. ШИрака на сайте peoples.ru
Г. А. Тиме, Р. Ю. Данилевский. Новый перевод «Евгения Онегина» на немецкий язык
Максим Фаддеевич Рыльский / Maksim Rylskiy
Роман «Евгений Онегин» в осетинском переводе на сайте allingvo.ru
Чайковский Пётр. Евгений Онегин Клавир

Александр Сергеевич Пушкин. (588)
Из книги Шатобриана взяты были Пушкиным предсмертные слова Шенье, приведенные им в примечаниях к элегии (см. т. 2; стр. 86). Первое Собрание стихотворений Шенье было издано ...; оно сохранилось в библиотеке Пушкина. О трагедиях Катенина (стр. 263). Черновая справка о трагедиях Катенина предназначалась, видимо, для примечания к первой главе "Евгения Онегина".

Александр Сергеевич Пушкин. (363)
...думать, той идеей, которую вложил Пушкин в свою интерпретацию традиционного сюжета. 1) Пушкин, очевидно, стремился передать имя своего героя не на французский лад, а ближе к ...

Александр Сергеевич Пушкин. (347)
...праву считается основным, центральным произведением Пушкина. Работа над ним, продолжавшаяся около восьми с половиной лет (9 мая 1823 г. 5 октября 1831 г.), падает на период наивысшего расцвета творчества Пушкина поэта (в дальнейшем он все ...

Александр Сергеевич Пушкин. (184)
Пушкина "К ней" ("Где ты, мой друг, моя родная..."). Красовский цензор, подписавший "Полярную звезду" на 1825 г., где появилось это стихотворение В. Л. Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин. (728)
, Пушкин последние летние месяцы посвящает окончанию своих работ по собиранию материалов о пугачевщине уже не в государственных, а в частных петербургских ...очевидца и первого историка занимавшихПушкина событий (эта хроника была опубликована полностью в приложениях к "Истории Пугачева"). Еще в начале апреля 1833 г.

Александр Сергеевич Пушкин. (726)
...правящего класса впервые встали перед Пушкиным во всей своей конкретности и остроте летом 1831 г. Письма и заметки Пушкина этой поры дают исключительно богатый материал для ...

«Борис Годунов» («Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве») — реалистическая драма Александра Сергеевича Пушкина, созданная в 1825 году во время ссылки в Михайловское.

Написана под влиянием чтения «Истории государства Российского» и посвящена периоду царствования Бориса Годунова с 1598 года по 1605 год и вторжению Лжедмитрия I. На встрече с царём (которая положила конец ссылке) автор читал ему отрывки из «Бориса Годунова».
Драма написана в подражание историческим хроникам Шекспира — преимущественно белым стихом с несколькими прозаическими сценами. Послужила протекстом ряда произведений не только русской литературы, но и европейской (в искусстве постмодерна образ Бориса не раз обыгрывается у Роб-Грийе).
Полностью пьеса была впервые опубликована (с цензурными сокращениями) в конце декабря 1830 с датой издания 1831, но поставлена на сцене только в 1866. Причиной тому — предполагаемая несценичность произведения. Но главное — до 1866 трагедия была запрещена для представления на сцене. С цензурными изъятиями и сокращениями поставлена впервые 17 сентября 1870 на сцене Мариинского театра артистами Александринского театра.
Трагедия ознаменовала полный отход Пушкина от романтизма с его героикой к реалистическому воплощению образов персонажей.
Пушкин использовал для сюжета народный слух об убийстве цесаревича Дмитрия по приказу Бориса Годунова, что исторически не подтверждено.
Одна из основных тем, поднимаемых в трагедии, — власть и человек. Пушкин даёт абсолютно чёткое определение: любая власть — есть насилие, а значит зло.
Также основной темой является источник власти и ответственность за народ правящей верхушки. Устами персонажа драмы, своего однофамильца, Пушкина автор говорит об источнике власти как о «мнении народном» и выводит правящую элиту, как сборище честолюбцев и предателей ввергающих народ в Великую Смуту.


1598 год. После смерти царя Федора Иоанновича народ умоляет Бориса, его шурина, затворившегося в монастыре, принять корону
1603 год. Чудов монастырь. Гришка Отрепьев узнает от Пимена подробности убийства царевича Дмитрия Угличского и сбегает. В Кремле узнают о нем и объявляют розыск. Отрепьев пытается перейти литовскую границу, перед этим его чуть не ловят в корчме. В доме боярина Шуйского зачитывают письмо о появлении чудесно спасшегося царевича. Борис Годунов в ужасе от известия мучается. В Кракове в доме Вишневецкого Самозванец начинает собирать свиту. Затем в замке воеводы Мнишека в Самборе он ухаживает за Мариной.
1604 год. Войско Самозванца переходит границу. В Кремле принимают решение перенести мощи царевича Дмитрия из Углича в Москву. В декабре близ Новгорода-Северского происходит битва, где московиты проигрывают. На Соборной площади юродивый обвиняет Бориса в убийстве. В Севске Лжедмитрий допрашивает пленного, вскоре его войско будет разбито. В Москве царь Борис внезапно умирает, успев благословить сына Федора на царство. Гаврила Пушкин соблазняет Басманова на измену. Пушкин на Лобном месте провозглашает власть Лжедмитрия и провоцирует на бунт против детей Годунова. Бояре входят в дом, где скрывается царь Федор и его мать, и душат их. Боярин Мосальский объявляет народу: «Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!». Народ безмолвствует.

Действующие лица
князь Шуйский, Василий Иванович
князь Воротынский
думный дьяк Щелкалов, Андрей Яковлевич
царь Борис Годунов
Пимен
Гришка Отрепьев
патриарх (Иов)
игумен Чудова монастыря (Пафнутий)
Мисаил и Варлаам, бродяги-чернецы
хозяйка корчмы на литовской границе, приставы
Пушкин, Афанасий Михайлович
царевна Ксения Годунова
царевич Федор Годунов
Годунов, Семен Никитич
pater Черниковский (польский иезуит Николай Черниковский)
Гаврила Пушкин
князь Курбский, шляхтич Собаньский, Хрущов, донской казак Иван Карела, поэт
Мнишек, Ежи
Мнишек, Марина Юрьевна
князь Вишневецкий, Адам
польские дамы и кавалеры
Басманов, Пётр Фёдорович
капитаны Маржерет, Вальтер Розен
юродивый Николка Железный Колпак
Рожнов, московский дворянин (пленник)
Голицын, Мосальский, Молчанов и Шерефединов
народ
бояре
стрельцы

В 1869 Модестом Мусоргским на текст драмы была написана одноименная опера.
Среди последующих драматургов, пытавшихся пойти по стопам Пушкина, следует особенно отметить А. К. Толстого. В своей исторической трилогии: «Смерть Иоанна Грозного» (1865), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870), Толстой как бы повторяет основное противопоставление бояр, возглавляемых Бельскими, Шуйскими, Мстиславскими, безродному выскочке — Годунову.

17 сентября 1870 — самая первая постановка на сцене Мариинского театра артистами Александринского театра (реж. Александр Яблочкин, декорации Ивана Шишкина; Борис — Леонид Леонидов, Лжедимитрий — Василий Самойлов, Пимен — Пётр Григорьев, Марина Мнишек — Елена Струйская, Шуйский — Петр Зубров).
19 ноября 1880 — в той же редакции первая постановка в Москве в Малом театре (реж. Сергей Черневский; Борис — Николай Вильде, Лжедимитрий — Александр Ленский, Пимен — Иван Самарин, Марина Мнишек — Мария Ермолова, Шуйский — Осип Правдин, Басманов — Михаил Лентовский).
14 октября 1899 — Малый театр (Борис — Фёдор Горев, Лжедимитрий — Александр Южин, Пимен — Рябов, Варлаам — Владимир Макшеев, Мисаил — Михаил Садовский, Хозяйка корчмы — Ольга Садовская, Юродивый — Николай Музиль).
10 октября 1907 — МХТ впервые в наиболее полной редакции (22 из 24 сцен трагедии) (реж. Владимир Немирович-Данченко и Лужский, худ. Виктор Симов; Борис — Александр Вишневский, Лжедимитрий — Москвин, Пимен — Качалов, Марина Мнишек — Германова, Шуйский — Лужский, Варлаам — Илья Уралов).
13 февраля 1905 — общедоступный театр Лиговского народного дома. Петербург (реж. П. Гайдебуров)
1908 — Александринский театр — два эпизодических спектакля в пользу сооружения памятника Пушкину в Петербурге (Борис — Ге, Лжедимитрий — Ходотов, Шуйский — К. Яковлев, Варлаам — Давыдов, Мисаил — Варламов).
До революции 1917 года в провинциальных театрах трагедия ставилась крайне редко (иногда ставились отрывки-сцены к юбилейным датам). Известны лишь постановки:
18 ноября 1871 — Казань, антреприза Медведева, бенефис Давыдова, исполнявшего роль Лжедимитрия.
1899 — Петинский (Воронежская губерния) деревенский театр Бунакова.
13 ноября 1934 — Ленинградский театр драмы им. Пушкина (реж. Сушкевич, худ. Руди; Борис — Симонов, Лжедимитрий — Бабочкин, Пимен — Яков Малютин, Марина — Евгения Вольф-Израэль, Варлаам — Николай Черкасов), там же (1949; реж. Леонид Вивьен, худ. Попов)
1937 — Малый театр (реж. Хохлов, худ. Щуко; Борис — Ленин, Лжедимитрий — Анненков, Пимен — Подгорный, Марина Мнишек — Гоголева, Шуйский — Яковлев, Варлаам — Зражевский, Юродивый — Лебедев)
1937 — колхозно-совхозный театр Леноблисполкома (реж. Гайдебуров).
1937 (к столетию смерти Пушкина): Оренбургский, Воронежский, Смоленский, Новосибирский театр «Красный факел», Орехово-Зуевский, Свердловский, Рязанский, Краснодарский, Башкирский академич. театр (Уфа), Таджикский театр им. Лахути (Сталинабад), Коми драм. театр (Сыктывкар) и мн. др.
1938 — Ленинградский Новый театр юных зрителей (реж. Зон и Сойникова, худ. Григорьев)
1949 — Театр им. Франко, Киев (Борис — Юрий Шумский, Марина — Наталия Ужвий).
1957 — Театр им. Руставели (Тбилиси), Центральный детский театр (Москва).
1982 - Театр на Таганке. Спектакль был запрещен. Возобновлен в 1988 г.
С чтением отрывков из трагедии неоднократно выступал по радио и на эстраде В. И. Качалов.

Борис Годунов (фильм, 1987) режиссера Сергея Бондарчука,
Борис Годунов (фильм, 2011) режиссера Владимира Мирзоева.
экранизации оперы
1955 — Борис Годунов (фильм, 1954) . режиссёр В. Строева
1989 — Борис Годунов (фильм, 1987); режиссёр А. Жулавский, дирижёр М. Ростропович; Р. Раймонди — Борис, Г. Вишневская — Марина.
1990 — видеозапись Мариинского (Кировского) театра, режиссёр Андрей Тарковский. Дирижёр — Валерий Гергиев. Борис — Роберт Ллойд, Марина — Ольга Бородина, Самозванец — Алексей Стеблянко, Рангони — Сергей Лейферкус. Полная (прижизненная) версия 1872 года.
2007 — видеозапись Большого театра, режиссёр Александр Сокуров — см. раздел: Видеозаписи.
2011 — экранизация на современный манер, реж. Владимир Мирзоев.
2012 — видеозапись Мариинского театра, режиссёр Андрей Тарковский. Дирижёр — Валерий Гергиев. Борис — Евгений Никитин, Пимен — Михаил Кит, Самозванец — Сергей Семишкур. Первая версия 1869 года.

Д.Д.Благой. СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИНА (3)
...к "древнему классицизму", по выражению Пушкина, не было ни в какой мере возвратом к классицизму XVIII в., представители которого механически подражали внешним формам античного искусства....овладение древнегреческим художественным мышлением осуществлялось Пушкиным на почве романтизма, решительно выступившего против рассудочности классицизма, выдвинувшего требование "местного" национального, исторического колорита. На почве романтизма начал складываться и ...

Пушкин Александр Сергеевич ( часть 6 )
Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. В филологии Пушкин рассматривается как Создатель современного русского литературного языка Произ ведения: Руслан ...

Александр Сергеевич Пушкин. (708)
Раевского" и письмо Пушкина к брату от 24 сентября 1820 г. Первый рассказ относится к русско турецкой войне 1810 1811 гг. Главнокомандующий гр. Н.... Однокурсник Пушкина М. А. Корф в своей записке оПушкине писал, что Будри "один из всех данных нам наставников вполне понимал свое ...

Александр Сергеевич Пушкин. (598)
Пушкин имеет в виду запрещенные в России книги Клода Рюлиера "Histoire ou anecdotes sur la Revolution de Russe en 1762" (Paris, ... Далее зачеркнуто: "Ныне огромные имения Пушкиных раздробились и пришли в упадок, последние их родовые поместия скоро исчезнут. Имя их останется честным, единственным достоянием темных потомков некогда ...

Д.Д.Благой. СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИНА (8)
Примечания к стихотворениям Пушкина 1813 1822 гг. * Воспоминания в Царском Селе. Стихотворение было написано в октябре ноябре 1814 г.... Товарищ Пушкина Дельвиг написал и тогда же напечатал стихотворение "Пушкину", в котором говорит об этом событии: И ланиты его от приветствия Удивленной ...

Александр Сергеевич Пушкин. (573)
Пушкин иронически подчеркивает орфографические архаизмы "Вестника Европы". Строки от: Оскорбленный, как издатель до статью г. Полевого отсутствуют в первопечатном тексте.... Пушкин имеет в виду его "Письмо в Париж", напечатанное в "Московском телеграфе", 1825, Э 22. ...решение главного управления цензуры...

Александр Сергеевич Пушкин. (584)
, где и опубликована после смерти Пушкина, сохранилась в незаконченной черновой редакции без заголовка. Она написана под впечатлением полемики, возникшей в конце 1836 г....des revolutions", Paris, 1836, заготовленные Пушкиным для настоящей статьи, принадлежат ему самому. ...г. Летурнер мог ошибочно судить о Шекспире... Пьер Летурнер (1736 1788) французский литератор, популяризатор ...

Александр Сергеевич Пушкин. (727)
...истории дворянина, изменяющего своему классу, Пушкин не мог, однако, в архаических формах традиционного "разбойничьего" романа конкретно исторически осмыслить "бунт" Дубровского и сделать самый образ его политически ... Пушкин еще работает над "Дубровским", а 31 января в одной из его тетрадей появляется план исторической повести о Шванвиче, из которой ...

Александр Сергеевич Пушкин. (237)
Пушкин, решительно не принимавший этих упреков и считавший, что он должен делать свое большое дело независимо от того, что "толпа его ...глубоких по идейному содержанию произведений, Пушкин в то же время отстаивал для поэзии право на несерьезные, легкие, шутливые темы. "Есть люди, писал он, которые не признают ...

Д.Д.Благой. СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИНА (23)
...Карамзина, обратился с просьбой к Пушкину. Рассказывали, что Пушкин написал стихи часа в два. Он использовал в них следующие исторические факты.

Александр Сергеевич Пушкин. (581)
Тематически и стилистически "Анекдоты", опубликованные Пушкиным в "Современнике", близки двум анекдотам, анонимно напечатанным в "Литературной газете" от 5 февраля 1830 г....генерал от кавалерии, отец приятелей Пушкина. О нем см. стр. 31. Эйлер сначала отказывался... Эйлер Леонгард (1707 1783) математик и астроном, член Академии наук.

Александр Сергеевич Пушкин. (582)
Сочувственное упоминание о них Пушкина см. выше в статье "Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о проч.", стр. 85. 1) тысяча извинений (франц.... "Обвинение", на которое отвечал Пушкин, высказано было в брошюре Л. Голенищева Кутузова "Критическая заметка о стихотворении Пушкина "Полководец". 13 октября 1836 г.

Александр Сергеевич Пушкин. (455)
...Время и причины прекращения работы Пушкина над романом точно не установлены. Сам Пушкин не дал заглавия роману; название "Арап Петра Великого" было дано после смерти поэта ...

Александр Сергеевич Пушкин. (729)
...участников восстания, непосредственно воздействовавших на Пушкина своей интерпретацией личности Пугачева как подлинного вождя крестьянского движения, как живого воплощения их идеалов и надежд, "История Пугачева" не могла ... Мастерство Пушкина, как и мастерство Толстого, это мастерство раскрытия самых существенных сторон действительности, самых существенных черт национального характера, показываемого не декларативно, не ...

Д.Д.Благой. СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИНА (26)
...рассказал в своих "Записках о Пушкине" И. И. Пущин: "Сидели мы с Пушкиным однажды вечером в библиотеке у открытого окна. Народ выходил из церкви от всенощной; ...

Д.Д.Благой. СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИНА (14)
Включено Пушкиным в раздел "Подражания древним" в издании "Стихотворений" 1826 г. Пушкин дважды вписывал "Музу" в альбомы знакомых (в конце 20 х ...

Александр Сергеевич Пушкин. (174)
Шесть мест упраздненных Пушкин не знал о смерти между 1822 1825 гг. седьмого товарища, С. Ф. Броглио; изгнанный из Италии после участия в Пьемонтском ...мнится, очередь за мной предчувствие Пушкинасбылось: из лицеистов первого выпуска он умер первым после Дельвига. Между I и II строфами была еще одна, исключенная Пушкиным: ...

Александр Сергеевич Пушкин. (348)
Но по существу Пушкин не только не следует Байрону, но и прямо противопоставляет свой роман произведению английского поэта романтика....себя (строфа XLV первой главы), Пушкин одиннадцатью строфами ниже столь же отчетливо подчеркивает и "разность" между собой и героем (строфа LVI).

Д.Д.Благой. СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИНА (12)
Ее, вместе с Всеволожским, Пушкин предполагал вывести в 1835 г. в романе "Русский Пелам". * Платонизм. Подготовляя первый сборник своих стихотворений в 1825 г. к печати, Пушкин сделал возле заглавия шутливую надпись: "...

Александр Сергеевич Пушкин. (458)
...месту относится "Пропущенная глава", отброшенная Пушкиным и сохранившаяся только в черновом автографе. 4) Глава эта не включена в окончательную редакцию "Капитанской дочки" и сохранилась в черновой ... Пушкин ездил в Закавказье и был в русской армии Паскевича, действовавшей против Турции, война с которой началась в 1828 г.

Александр Сергеевич Пушкин. (595)
Пушкин имеет в виду анонимную статью (автором ее был, видимо, С. Е. Раич), посвященную разбору альманахов "Денница" и "Северные цветы на ...в данном случае привлек внимание Пушкина, так как резкие выпады против него самого и его литературных друзей (Вяземского, Дельвига, Баратынского, Киреевского) заключались в обоих.

Д.Д.Благой. СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИНА (15)
Пушкин обращается к Катенину, как к учителю Колосовой по драматическому искусству и как к общему их другу, не решаясь писать прямо ... Федором Толстым, Пушкин думал о самоубийстве (ср. письмоПушкина к Александру I от июля сентября 1825 г.). Философа, который в прежни лета...

Александр Сергеевич Пушкин. (170)
Заканчивается послание стихами, вызвавшими ответ Пушкина: Уймите дух свой сокрушенный, О музы! Друг ваш вожделенный Небесным пламенем горит: Источник новых откровений Залогом будет вдохновений И снова ...член Российской Академии, впоследствии знакомый Пушкина. * Труд. Стихотворение связано с окончанием "Евгения Онегина". Первоначально между 1 м и 2 м стихами были еще слова: Тихо кладу ...

Александр Сергеевич Пушкин. (590)
...оживает этот образ в публицистике Пушкина в 1836 г., в памфлетных характеристиках двух подлинных представителей официозной идеологии В. Б. Броневского и М. Е.... Пушкин пародирует фразеологию Н. А. Полевого в статье о первой главе "Евгения Онегина": "...делает честь стране, которой он принадлежит, и веку, ...

Александр Сергеевич Пушкин. (575)
О произведениях Раича Пушкин отзывался неизменно отрицательно (см. выше стр. 270, и далее стр. 526 и 540). 1) завистники (лат.) Мильтон говаривал... (стр. 63).... Взаимоотношения Пушкина и Булгарина к этому времени крайне обострились. До Булгарина дошли слухи о том, что Пушкин обвиняет его в заимствовании некоторых ...

Александр Сергеевич Пушкин. (591)
Пушкин характеризует как "слабую" отповедь "Московского телеграфа" (1826, Э 5, стр. 69 72) Булгарину за его резкий отзыв о "Пире" и "... Пушкин имеет в виду статью Шевырева, обвинявшего Баратынского в том, что он "более мыслит в поэзии, нежели чувствует", и находившего у ...

Александр Сергеевич Пушкин. (724)
Записка Пушкина была внимательно прочитана Николаем I, испещрившим ее явно несочувственными вопросительными и восклицательными знаками. Эта отрицательная оценка большей части записки была ...котором Бенкендорф довел до сведения Пушкина 23 декабря 1826 г., что "государь император с удовольствием изволил читать рассуждения ваши о народном воспитании", но "при сем заметить ...

Александр Сергеевич Пушкин. (188)
Под первым черновиком стихотворения Пушкин набросал по памяти центральную группу картины двух мужчин, несущих старца отца. "Стою печален на кладбище...".... Четверостишие записано Пушкиным в его дневнике 3 мая 1834 г. (см. т. 7). Из контекста неясно, является ли Пушкин его автором.

Александр Сергеевич Пушкин. (181)
Пушкин вернулся к этой оставленной теме в 1828 г. и набросал несколько стихов "В степях зеленых Буджака..." (см. т. 3).... Цявловский, Книга воспоминаний о Пушкине, М. 1931, стр. 180). Зоя племянница М. Е. Эйхфельдт, "не очень привлекательной наружности". "Сегодня я поутру дома...".

Александр Сергеевич Пушкин. (696)
...условий политического и экономического быта, Пушкин явно опирался в своей истории крестьянской войны 1773 1774 гг. на тот приговор, который вынесен был помещичье дворянской верхушке еще ...Пушкин с исключительным вниманием отнесся к этим творческим заветам автора "Путешествия из Петербурга в Москву" и уже во время своей поездки ...

Александр Сергеевич Пушкин. (719)
и возвращена Пушкину через Жуковского 29 января 1834 г. Цареубийца Скарятин Яков Федорович (ум. 1858), задушивший Павла I. Австрийский посланник гр. Фикельмон.... 26 февраля Пушкин обратился к Бенкендорфу с просьбой дать ему взаимообразно на два года 20000 рублей на печатание "Истории Пугачева" (см.

Александр Сергеевич Пушкин. (358)
Пушкин писал, что "славный роман Бенжамена Констана "Адольф" принадлежит к числу двух или трех романов, в которых отразился век..." (см. т....в раннем детстве жил и Пушкин (в следующей строфе: "у Симеона" близ церкви св. Симеона). Строфа XLIX. Архивны юноши шутливое прозвище московской дворянской молодежи, служившей в ...

Александр Сергеевич Пушкин. (179)
также Дневник Пушкина (запись от февраля 1835 г.; см. т. 7) и ниже эпиграмму "В Академии наук...". После напечатания стихотворения Пушкина вызывали для объяснений.

Александр Сергеевич Пушкин. (349)
...свойство, присущее ряду хорошо известных Пушкину передовых его современников. Достаточно познакомиться с таким характернейшим документом эпохи, как письма к друзьям основоположника русской элегической поэзии XIX в....менее характерен дневник хорошо известного Пушкину декабриста Н. И. Тургенева, который так и озаглавлен им "Моя скука" и где он прямо называет скуку "болезнью, только гораздо ...

Александр Сергеевич Пушкин. (359)
Пушкин иронизирует по поводу своих надежд на то, что Николай I возвратит из сибирской ссылки декабристов. Строфа VIII....трактовке убийства Павла, данной молодым Пушкиным в его оде "Вольность"). В следующих утраченных стихах речь шла, надо предполагать, о восстании Семеновского полка в сентябре 1820 г.

Александр Сергеевич Пушкин. (365)
Сохранился план, в котором Пушкин отмечает, какие сцены этой довольно растянутой пьесы он хотел взять для своей переделки. Сюжетом комедии является история о волоките муже, ...от замысла перевести комедию Шекспира, Пушкин в том же году написал на ее сюжет поэму "Анджело", сохранив в ряде диалогов ее шекспировский текст.

Д.Д.Благой. СТИХОТВОРЕНИЯ ПУШКИНА (9)
...послание обращено к ближайшему другу Пушкина по лицею, поэту Антону Антоновичу Дельвигу (1798 1831). Оно было вызвано обидой по поводу того, что три стихотворения Пушкина, посланные им в "Вестник Европы", ...

Александр Сергеевич Пушкин. (362)
" Пушкин рисует зависть, как страсть, охватившую человека, который привык ко всеобщему уважению и сам считает себя благородным. Нет!... В образе Моцарта Пушкин открывает зрителю сложность и глубину другого рода. Пушкин показывает удивительный контраст между крайней доверчивостью, дружелюбием Моцарта по отношению к Сальери ...

Александр Сергеевич Пушкин. (241)
...усердно навязывавшей в эти годы Пушкину благонамеренные темы и морально воспитательные задачи. Под "толпой" Пушкин разумел основную массу читателей 30 х гг.

Александр Сергеевич Пушкин. (185)
Сочинена Пушкиным совместно с Баратынским 15 мая на завтраке у Погодина, "по случаю рассказанного анекдота", как записал в этот день в своем ... Пушкину ("Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович..."). Начало послания к В. Л. Пушкину, написанного коллективно его старыми товарищами по литературному ...

Александр Сергеевич Пушкин. (579)
Пушкин имеет в виду глумливую информацию о выходе в свет "Вастолы", данную О. И. Сенковским в "Библиотеке для чтения", 1836, Э ...в пору пребывания в последнем Пушкина. Вечера на хуторе близ Диканьки (стр. 108). Опубликовано в "Современнике", 1836, кн. 1, без подписи.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar