Меню
Назад » »

СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА (22) ВОЛЬТЕР / VOLTAIRE / AROVETLI

ВОЛЬТЕР / VOLTAIRE / AROVETLI
ФРАНСУА - МАРИ АРУЭ




François - Marie Arouet

 


       Рай там, где я. Я умею только сомневаться. Предрассудки - разум глупцов. Глаза дружбы редко ошибаются. Журналы - это архивы пустяков. Главное - ладить с самим собой. Суеверие делает людей глупцами. Соперничество - пища для гения. Платье внушает глупцам уважение. Излишек - вещь крайне необходимая. Осмельтесь мыслить самостоятельно. Труд устраняет скуку, порок и нищету. Прекрасно только то, что естественно. Медленная рука времени сглаживает горы. Не неравенство тягостно, а зависимость. Объясненная шутка перестает быть шуткой. Всякое желание есть зачаток новой скорби. Все что становится обыденным, мало ценится. Люди легко верят тому, чего страстно желают. Честь - это бриллиант на руке у добродетели. Когда быдло берется рассуждать - все пропало. Словарь - это вселенная в алфавитном порядке. Ленивые всегда бывают людьми посредственными. Самыми чувствительными обидами бывают насмешки.

           Если бы Бога не было, следовало бы его выдумать. Беда тому, кто говорит все, что он может сказать. Счастье – это только сон, а горе действительность. Для великих дел необходимо неутомимое постоянство. Опасно быть правым, когда правительство ошибается. Всегда наслаждаться - значит вовсе не наслаждаться. Предрассудок есть мнение не основанное на рассудке. Нельзя иметь верного понятия о том, что не испытано. Злословие - бессмертная дочь самолюбия и праздности. Что сделалось смешным, то уже не может быть опасным. Иной бесполезен в первом ряду, но во втором блистает. Ни на что не годится тот, кто годится только для себя. Мы никогда не живем, мы лишь надеемся, что будем жить. Верить в Бога невозможно, не верить в него - абсурдно. Никогда не бывает великих дел без великих препятствий. Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Все рассуждения мужчин не стоят одного чувства женщины. Жизнь подобна пиру Домокла - меч свыше грозит нам вечно. Доброта требует доказательств, красота же их не требует. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. Честного человека можно преследовать, но не обесчестить. Греки, вложившие в такое множество слов так мало мыслей. Искусство быть скучным состоит в том, чтобы говорить все. Затянувшаяся дискуссия означает, что обе стороны не правы. Кто ограничивает свои желания, тот всегда достаточно богат. Бурная ревность совершает больше преступлений, чем корысть. Девочки быстрее учатся чувствовать, чем мальчики - мыслить. Кто хорошо служит своей родине, тот не нуждается в предках. Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость. Я горячий друг истины, но отнюдь не желаю быть ее мучеником. Равенство есть вещь самая естественная и в то же время химера. Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку. Все жанры искусства хороши, кроме скучного, но скука - не жанр. Величайшие распри производят меньше преступлений, чем фанатизм. Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить. Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть свободным. Конец жизни печален, середина никуда не годится, а начало смешно. Труд избавляет человека от трех главных зол скуки, порока и нужды. Почти никогда не делалось ничего великого в мире без участия гения. Чем более мы размышляем, тем более убеждаемся, что ничего не знаем. Я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы. Метафизические системы для философов - то же, что романы для женщин. Свобода объявлять свои мысли составляет существенное право гражданина. Мы оставим этот мир столь же глупым и столь же злым, каким застали его. Человек родиться, чтобы жить в судорогах беспокойства и летаргии скуки. Что бы ты ни делал, попирай все препятствия и люби тех, кто любит тебя. Чем дальше шествует вперед разум, тем сильнее скрежещет зубами фанатизм. Человек рожден без всяких принципов, но со способностью их воспринимать. Времена наиболее суеверные были всегда временами ужаснейших преступлений. Женщина - это человеческое существо, которое одевается, болтает и раздевается. Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое. Короли знают о делах своих министров не больше, чем рогоносцы о делах своих жен. Торжество разума заключается в том, чтобы жить в мире с теми, кто разума не имеет. Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать. Первое обвинение отбрасывается, второе задевает, третье ранит, а четвертое убивает. С религией получается то же, что с азартной игрой: начавши дураком, кончишь плутом. Достаточно было одному мужчине влюбиться в женщину, чтобы мир стал таким, каков есть. Откапывая ошибки, теряют время, которое, быть может, употребили бы на открытие истин. Оптимизм - это страсть утверждать, что все хорошо, когда в действительности все плохо. Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же. Единственный способ заставить людей хорошо говорить о нас - это хорошо поступать самим. Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши мысли. Все мои усилия сводились к тому, чтобы убавить у людей глупости и прибавить им честности. Метафизика - это когда слушающий ничего не понимает и когда говорящий понимает не больше. Догмат бессмертия души есть самая утешительная и в то же время наиболее устрашающая идея. Я не согласен с тем, что вы говорите, но я до последнего буду защищать ваше право это говорить. Я могу быть не согласным с Вашим мнением, но я готов отдать жизнь за Ваше право высказывать его. Самолюбие – это наполненный ветром воздушный шар, из которого вырывается буря, лишь уколешь его. Страсти! Это ветры, надувающие паруса корабля, они его иногда топят, но без них он не может плавать. Не бедность невыносима, презрение. Я могу обходиться без всего, но я хочу, чтобы об этом не знали. Когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в виду, - это философия. Развод, вероятно, почти столь же стар, как и брак. Хотя я полагаю, что брак на неделю-другую древнее. "Что такое оптимизм? " "Увы, сказал Кандид, это страсть утверждать, что все хорошо, когда в действительности все плохо". Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения. Он был великим патриотом, гуманным человеком, истинным другом, - если, конечно, это правда, что он умер. Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других. Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит нас на скуку. Чтобы добиться успеха в этом мире, одной глупости недостаточно - к ней еще нужны хорошие манеры. Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия. Кто не любит свободы и истины, может быть могущественным человеком, но никогда не будет великим человеком. Самое необходимое искусство при дворе состоит не в том, чтобы хорошо говорить, а в том, чтобы уметь молчать. Суеверные в обществе - то же, что трусливые в войске: они сами чувствуют и возбуждают в других панический ужас. Не бедность невыносима, а презрение. Я могу обходиться без всего, но я не хочу, чтобы об этом знали. Государственное образование, именовавшееся Священной Римской империей, не было ни священной, ни римской, ни империей. Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших – чтобы вовсе о себе не говорить. Старость создана для того, чтобы получать огорчения, но она должна быть довольно благоразумна для того, чтобы переносить их безропотно. Идеальное правительство невозможно, потому что люди наделены страстями; а не будь они наделены страстями, не было бы нужды в правительстве. Во все времена и во всех странах и во всех жанрах дурное кишмя кишит, а хорошее редко. В любой профессии все самое недостойное предстает особенно нагло. Чудеса прекрасны, а утешить брата, помочь другу подняться из глубины страданий, простить врагу его заблуждения - это величайшие на свете чудеса. Люди, которые заняты возвращением здоровья другим людям, выказывая удивительное единение мастерства и человечности, стоят превыше всех великих на этой земле. Случай - это ничто. Случая не существует. Мы назвали так действие, причину которого мы не понимаем. Нет действия без причины, нет существования без оснований существовать. Чем более читаете, не размышляя, тем более, уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало. Как-то у Вольтера спросили: где бы он хотел быть после смерти - в раю или в аду? Он ответил: "В раю климат лучше, но в аду компания настолько приятнее!". История, по-видимому, только тогда и нравится, когда представляет собою трагедию, которая надоедает, если не оживляют ее страсти, злодейства и великие невзгоды.

Вольтер (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778, Париж, Франция; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ, фр. François Marie Arouet; Voltaire — анаграмма «Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший» (латинское написание — AROVETLI) — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист, правозащитник. 
Библиография Собрание сочинений в 50 тт. — Р. 1877—1882. Переписка Вольтера, там же, тт. 33—50. Языков Д. Вольтер в русской литературе. 1879. Романы и повести, перевод Н. Дмитриева. — СПб., 1870. Собрание стихотворений, перевод Курочкина. II, — СПб., 1869. Вольтер М.-Ф. Кандид. — Пантеон, 1908 (сокращённо переиздан — «Огонёк», 1926). Вольтер М.-Ф. Принцесса Вавилонская. Издательство «Всемирная литература», 1919. Вольтер М.-Ф. Орлеанская девственница", в 2 тт., с примечаниями и статьями, 1927. Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. — М.: Искусство, 1974. Иванов И. И. Политическая роль французского театра в XVIII веке. — М., 1895. на сайте Руниверс Засулич В. Вольтер. — СПб., 1909. Шахов А. Вольтер и его время. — СПб., 1912. Хал Хеллман Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов - Глава 4. Вольтер против Нидхема: Спор о зарождении = Great Feuds in Science: Ten of the Liveliest Disputes Ever. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 320. — ISBN 0-471-35066-4. Desnoiresterres G. Voltaire et la société du XVIII siècle, 8 vv. — P., 1867—1877. Morley J. Voltaire. — London, 1878 (русский перевод. — M., 1889). Bengesco G. Voltaire. Bibliographie de ses œuvres. 4 vv. — P., 1889—1891. Champion G. Voltaire. — P., 1892. Strauss D. F. Voltaire. — Lpz., 1895 (русский перевод. — M., 1900). Crousle L. La vie et les œuvres de Voltaire. 2 vv. — P., 1899. Lanson G. Voltaire. — P., 1906. Brandes. Voltaire. 2 vv. — P., 1923. Maugras G. Querelles des philosophes Voltaire et Rousseau. — P., 1886. Brunetière F. Les époques du théâtre français. — P., 1892. Lion H. Les tragédies et les théories dramatiques de Voltaire. — P., 1896. Griswald. Voltaire als Historiker. — 1898. Ducros L. Les encyclopédistes. — P., 1900 (есть русский перевод). Robert L. Voltaire et l’intolérance réligieuse. — P., 1904. Pellissier G. Voltaire philosophe. — P., 1908. Философские произведения «Задиг» (Zadig ou la Destinée, 1747) «Микромегас» (Micromégas, 1752) «Кандид» (Candide, ou l'Optimisme, 1759) «Трактат о веротерпимости» (Traité sur la tolérance, 1763) «Что нравится дамам» (Ce qui plaît aux dames, 1764) «Философский словарь» (Dictionnaire philosophiques, 1764) «Простодушный» (L'Ingénu, 1767) «Вавилонская принцесса» (La Princesse de Babylon, 1768) Экранизации произведений 1960 Кандид, или Оптимизм в XX веке 1994 Простодушный Переводчики Вольтера на русский язык Адамович, Георгий Викторович Гумилёв, Николай Степанович Иванов, Георгий Владимирович Лозинский, Михаил Леонидович Шейнман, Сесиль Яковлевна Фонвизин, Денис Иванович Литература Кузнецов В. Н. Франсуа Мари Вольтер. — М.: Мысль, 1978. — 223 с. — (Мыслители прошлого). Ильин В. В. История философии. — СПб.: Питер, 2005. — 732 с. — ISBN 5-318-00150-5.

François-Marie Arouet (French: [fʁɑ̃.swa ma.ʁi aʁ.wɛ]; 21 November 1694 – 30 May 1778), known by his nom de plume Voltaire (pronounced: [vɔl.tɛːʁ]), was a French Enlightenment writer, historian and philosopher famous for his wit, his attacks on the established Catholic Church, and his advocacy of freedom of religion, freedom of expression, and separation of church and state. Letters concerning the English nation (London, 1733) (French version entitled Lettres philosophiques sur les Anglais, Rouen, 1734), revised as Letters on the English (circa 1778) Le Mondain (1736) Wikisource-logo.svg French Wikisource has original text related to this article: Eléments de la philosophie de Newton (1745) Sept Discours en Vers sur l'Homme (1738) Zadig (1747) Micromégas (1752) Candide (1759) Traité sur la tolérance (1763) Ce qui plaît aux dames (1764) Dictionnaire philosophique (1764) L'Ingénu (1767) La Princesse de Babylone (1768) Œdipe (1718) Mariamne (1724) Éryphile (1732) Zaïre (1732) Mahomet (1741) Mérope (1743) La princesse de Navarre (1745) Nanine (1749) L'Orphelin de la Chine (1755) Socrate (published 1759) Irène (1778) History of Charles XII, King of Sweden (1731) The Age of Louis XIV (1751) The Age of Louis XV (1746–1752) Annals of the Empire – Charlemagne, A.D. 742 – Henry VII 1313, Vol. I (1754) Annals of the Empire – Louis of Bavaria, 1315 to Ferdinand II 1631 Vol. II (1754) Essay on the Manners of Nations (or 'Universal History') (1756) History of the Russian Empire Under Peter the Great (Vol. I 1759; Vol. II 1763) History of the Parliament of Paris (1769) App, Urs. The Birth of Orientalism. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2010 (hardcover, ISBN 978-0-8122-4261-4); contains a 60-page chapter (pp. 15–76) on Voltaire as a pioneer of Indomania and his use of fake Indian texts in anti-Christian propaganda. Besterman, Theodore, Voltaire, (1969). Brumfitt, J. H. Voltaire: Historian (1958) online edition Davidson, Ian, Voltaire. A Life, London, Profile Books, 2010. ISBN 978-1-60598-287-8 Durant, Will, The Story of Civilization. Vol. IX: The Age of Voltaire. New York: Simon and Schuster, 1965. Gay, Peter, Voltaire's Politics, The Poet as Realist, Yale University, 1988. Hadidi, Djavâd, Voltaire et l'Islam, Publications Orientalistes de France, 1974. ISBN 978-2-84161-510-0 Knapp, Bettina L. Voltaire Revisited (2000) Mason, Haydn, Voltaire, A Biography (1981) ISBN 978-0-8018-2611-5 McElroy, Wendy (2008). "Voltaire (1694–1778)". In Hamowy, Ronald. The Encyclopedia of Libertarianism. Thousand Oaks, CA: SAGE; Cato Institute. pp. 521–2. ISBN 978-1-4129-6580-4. LCCN 2008009151. OCLC 750831024. Muller, Jerry Z., 2002. The Mind and the Market: Capitalism in Western Thought. Anchor Books. 978-0385721660 Pearson, Roger, 2005. Voltaire Almighty: a life in pursuit of freedom. Bloomsbury. ISBN 978-1-58234-630-4. pp. 447 Quinones, Ricardo J. Erasmus and Voltaire: Why They Still Matter (University of Toronto Press; 2010) 240 pages; Draws parallels between the two thinkers as voices of moderation with relevance today. Schwarzbach, Bertram Eugene, Voltaire's Old Testament Criticism, Librairie Droz, Geneva, 1971. Torrey, Norman L., The Spirit of Voltaire, Columbia University Press, 1938. Vernon, Thomas S. (1989). "Chapter V: Voltaire". Great Infidels. M & M Pr. ISBN 0-943099-05-6. Wade, Ira O. (1967). Studies on Voltaire. New York: Russell & Russell. Wright, Charles Henry Conrad, A History of French Literature, Oxford University Press, 1912. "The Cambridge Companion to Voltaire", ed by Nicholas Cronk, 2009. René Pomeau, La Religion de Voltaire, Librairie Nizet, Paris, 1974. Valérie Crugten-André, La vie de Voltaire Morley, J., The Works of Voltaire, A Contemporary Version, (21 vol 1901)



 

      
 
 
 
МИФ/MYTH | МИФОЛОГИЯ/MYTHOLOGY | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ/MYTHOLOGICAL | МИФИЧЕСКИЙ/MYTHICAL
ФИЛОСОФИЯ/PHILOSOPHY | ЭТИКА /ETHICS | ЭСТЕТИКА/AESTHETICS | ПСИХОЛОГИЯ/PSYCHOLOGY
РОБЕРТ ГРЕЙВСМИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕРИЛИАДА / ОДИССЕЯ
ЦИЦЕРОН И АНТИЧНАЯ РИТОРИКА ( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ) ( 5 ) ( 6 ) ( 7 )
РИТОРИЧЕСКАЯ АЗБУКА ( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 )
МИФОЛОГИЯ
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar