0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1852
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 3
ГОСТЬ: 3
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРОГРАММА КУРСА “ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА” РАЗДЕЛ 1
БЕСЕДА | БЕСЕДА (1) | БЕСЕДА (2) | ЭРИХ ФРОММ БЕСЕДА | РИТОРИКА (10) | РИТОРИКА (9) | РИТОРИКА (8) 
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1) 


ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ  | ПСИХОЛОГИЯ  | ПСИХИКА  | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ 
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ​ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ 
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР 


ПРОГРАММА КУРСА "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА" | СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ) ( 5 ) ( 6 )


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ.

Современные требования к профессиональной подготовке специалистов ставят перед высшей школой новые задачи, одной из которых является формирование коммуникативной компетентности будущего учителя.
Коммуникативная компетентность предполагает владение навыками общения в определенном профессиональном коллективе, умениями, которые обеспечивают решение задач, составляющих суть той или иной профессиональной деятельности.
Специфика педагогической деятельности в самом общем виде обусловлена характером главных целей обучения, а именно:
вооружение учащихся основами знаний в соответствующей области науки (познавательная цель);
формирование у школьников необходимых умений на базе полученных знаний (практическая цель);
воспитание и развитие учащихся средствами предмета обучения (общепредметные дидактические цели).
Эти аспекты профессиональной подготовки учителя разрабатываются преимущественно в дидактике и методике.
При этом не в полной мере учитывается еще одна особенность профессиональной деятельности учителя: достижение названных целей обучения, успешное решение разнообразных учебно-методических и воспитательных задач возможно лишь в том случае, если учитель знает специфику педагогического общения, владеет профессиональной речью, нормами речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность деятельности педагога.
"Говорить и писать как учитель для педагога одновременно означает утвердить себя как личность в данной социальной среде, а самое главное, на наш взгляд, обеспечить себе как в профессиональном, так и в межличностном плане равноправный контакт во взаимодействии с партнерами” (Л. Г. Антонова. Письменные жанры речи учителя. Ярославль, 1998, С. 4).
Сфера обучения является сферой "повышенной речевой ответственности”, так как слово (речь) становится важнейшим (если не основным) инструментом деятельности учителя, главным средством реализации всех задач собственно методического и дидактического характера.
Таким образом, в содержание профессиональной подготовки педагога должен быть введен дополнительный компонент, связанный с освоением опыта коммуникативно-творческой деятельности учителя.
Проблема обучения профессиональной речи и речевому поведению учителя могут быть успешно решены в том случае, если это обучение основано на единой концепции, на базе целостного курса, адресованного студентам педагогических вузов.
Основой этой концепции может стать риторический подход, ориентированный на поиски, теоретическое осмысление и практическое воплощение оптимальных путей овладения эффективной, успешной, результативной профессиональной речью.
Риторика – это наука об эффективном, результативном общении. Центром ее является общающийся человек, который в процессе деятельности вступает во взаимодействие с людьми в различных коммуникативных ситуациях. Специфика этих ситуаций требует от человека адекватного речевого поведения, что и обеспечивает в конечном счете решение социально значимых, жизненно важных задач.
Таким образом, знание общих законов риторики – это общественная потребность, связанная с практической деятельностью человека.
В риторике как области гуманитарного знания разработаны законы и принципы речевого поведения, описаны практические возможности их использования, что позволяет достичь главной цели общения – обеспечение взаимопонимания между людьми, гармонизация отношений коммуникантов.
В связи с этим нельзя не отметить значения, в том числе и дидактического, такого понятия, как риторический идеал. Это "общий образец, идеал речевого поведения, которому нужно следовать”. Риторический идеал соответствует "в своих основных чертах общим представлениям о прекрасном…, сложившимся исторически в данной культуре” (А. К. Михальская. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996, С. 379).
Категория риторического идеала позволяет рассматривать риторику и риторические знания не только как способ овладения речью, не только как способ решения коммуникативно-речевых задач, но и как способ познания явлений более высокого уровня – системы ценностей определенной культуры, ее общеэстетических и этических идеалов.
Другими словами, риторика в таком ее понимании становится средством познания действительности, ее совершенствования путем гармонизации отношений в процессе общения, а также средством самосовершенствования личности.
На базе категорий, законов и принципов общей риторики может быть создана модель профессиональной речевой подготовки учителя в рамках частной – педагогической – риторики.
Педагогическая риторика как разновидность частной риторики обеспечивает решение проблемы формирования коммуникативной компетентности будущего учителя, так как позволяет конкретизировать основные положения общей риторики, продемонстрировать специфику применения правил риторики в реальной речевой практике, определить теоретический и практический аспекты овладения профессиональной речью.
При этом и в данном случае следует иметь в виду не только сугубо практические цели педагогической риторики (осмысление путей овладения речью как средством передачи знаний, совершенствования умений, решения воспитательных задач и т. п.), но и ее возможности в формировании речевого педагогического (риторико-педагогического) идеала, в воспитании качественно иного "производителя риторического поступка”, - говорящего и пишущего, творящего в высоко нравственной системе координат, где, по словам Н. Кошанского, "сила чувств” соединяется с убедительностью и "желанием общего блага” (см.: Л. Г. Антонова. Письменные жанры речи учителя. Ярославль, 1998, С. 14).
Таким образом, понятие риторического идеала как категории общей риторики конкретизируется в частной педагогической риторике.
Сказанное означает, что в процессе формирования коммуникативной компетентности будущего учителя необходимо пробудить у студентов стремление к постижению и достижению в той или иной степени риторического идеала и идеала педагогико-риторического, суть которого обусловлена спецификой педагогического речевого общения (см.: А. К. Михальская. Педагогическая риторика. История и теория. М., 1998, С. 283-285).
Курс педагогической риторики должен вызвать у студентов размышления о сути человеческого общения и общения педагогического, о тех нравственных ценностях, которые лежат в основе этого общения, что будет способствовать формированию у них взглядов, идей, суждений, вкусов, имеющих общекультурную ценность (см.: Т. А. Ладыженская. Краткая объяснительная записка к программе "Школьная риторика” // Школьная риторика. Методический комментарий. 5 класс. М., 1996, С. 5).
При этом необходимо принимать во внимание еще одно обстоятельство. Обязательным условием востребованности риторического знания является его прикладной характер. Теоретические положения риторики всегда направлены на практическое применение, на решение реальных задач, связанных с жизнедеятельностью человека. Знания, получаемые в курсе риторики во многом (но не во всем) носят так называемый инструментальный характер (знания о способах дятельности), что обеспечивает формирование коммуникативно-речевых умений, коммуникативной компетентности говорящих и пишущих.
Таким образом, курс педагогической риторики позволяет решить одну из важнейших задач профессиональной подготовки учителя – формирование коммуникативной компетентности педагога, что предполагает:
- овладение риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;
- овладение коммуникативно-речевыми (риторическими) умениями;
- осознание специфики педагогического общения, особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности учителя;
- овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;
- овладение опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;
- развитие творчески активной речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственное решение многообразных профессиональных задач;
- познание студентами сути речевого идеала как компонента культуры и педагогического речевого (педагогико-риторического) идеала как образца педагогического общения.
Такова концепция курса педагогической риторики, которая позволяет решить сформулированные выше задачи.
Курс педагогической риторики может быть реализован на любых факультетах высших учебных заведений педагогического профиля. Он рассчитан на 100-140 часов аудиторной работы, но может быть минимизирован с учетом специфики задач обучения.
Предлагаемый в программе материал может быть освоен в виде лекционного курса и обязательных лабораторных (практических) занятий, так как только в этом случае возможно решение основных задач курса, обеспечение его практической направленности.
В процессе реализации курса предусматривается выполнение студентами письменных и устных заданий на основе анализа видеозаписей, постоянных целенаправленных наблюдений за речью в различных ситуациях общения, в том числе и профессионального. Кроме того, в течение семестра проводится не менее двух контрольных работ.
Специфика изучения курса "Педагогическая риторика” связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, монографий, которые указаны в списках литературы к каждому разделу и которые в определенной степени помогут преподавателю и студенту в осмыслении программного материала.
Курс педагогической риторики более десяти лет в различных вариантах и модификациях читается в МПГУ. Данная программа скорректирована с учетом реальной практики преподавания этой дисциплины на филологическом факультет МПГУ.
При составлении программы были использованы учебно-методические материалы (программы, учебные пособия для школы и вузов, методические разработки и комментарии), подготовленные членами кафедры риторики и культуры речи МПГУ, материалы научных исследований аспирантов и докторантов кафедры, монографии, учебники, статьи преподавателей вузов, сотрудников научно-исследовательских институтов. Основой содержания раздела программы "Педагогический речевой (педагогико-риторический) идеал” являются идеи и методологические подходы к решению этой проблемы, разработанные проф. А. К. Михальской.

ПРОГРАММА "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА”
(ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ И ЛИТЕРАТУРА)
РАЗДЕЛ I.
РИТОРИКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
Тема 1. Что такое риторика и зачем ее изучать
Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук. Предмет риторики. Основные подходы к определению понятия "риторика”. Становление и основные этапы развития риторики.
Риторика в России. Понятие риторического идеала. Риторический идеал античности. Особенности русского риторического идеала.
Риторика в современном мире. Концепции и дефиниции неориторики.
Риторика как теория и практика эффективного, целесообразного, гармонизирующего общения.
Общая и частные риторики. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики.
Цели, задачи и содержание педагогической риторики как вузовской дисциплины.
Педагогическая риторика как синтез достижений наук гуманитарного цикла (лингвопрагматики, неориторики, коммуникативной лингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии и др.).

Литература
Основная
Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – Минск, 1998 (Риторика. Кн. 1-ая, гл. I, II; Кн. 2-ая, гл. I).
Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. – М., 1998.
Аннушкин В. И. Первая русская "Риторика” (Из истории риторической мысли). – М., 1989.
Безменова Н. А. Очерки по истории и теории риторики. М., 1991.
Граудина Л. К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. – М., 1991.
Маров В. Н., Вагапова Д. Х., Зыбина Т. М., Виньков Ю. В. Риторика учителю. – Пермь, 1993.
Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996.
Мурашов А. А. Основы педагогической риторики. – М., 1996.
Мурашов А. А. Риторика: Хрестоматия. Практикум. – М., 1997.
Панов М. И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. – М., 1997.
Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 1999. – Глава I.
Русская риторика: Хрестоматия / Автор-состав. Л. К. Граудина. – М., 1996.
Цицерон. Об ораторе // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. – М., 1994.
Дополнительная
Волков А. А. Основы русской риторики. – М., 1995.
Вомперский В. П. Риторики в России XVII – XVIII в.в. – М., 1988.
Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.
Иванова С. Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. – Пермь, 1992.
Красноречие Древней Руси (XI – XVII в.в.). – М., 1987.
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон; Аристотель. – М., 1993.
Михайличенко Н. А. Риторика. – М., 1993.
Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы. – М., 1996.
Сычев О. А. Обучение риторике в эпоху компьютеров: Введение в опыт США. – М., 1991.
Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. – Ростов/нД, 1994.
Юнина Е. А., Сагач Г. Общая риторика (Современная интерпретация). – Пермь, 1992.
Риторика в школе
Грудцына Н. Г. Азбука общения: Книга для учащихся. – Самара, 1994.
Детская риторика: I–VI классы / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1992 – 1997.
Кохтев Н. Н. Риторика: учебное пособие для учащихся 8-11 классов учебных заведений с углубленным изучением гуманитарных предметов, а также лицеев и гимназий. – М., 1994.
Ладыженская Т. А. и др. Концепция и программа детской риторики: I-IV классы // Начальная школа. – М., 1994. - № 7.
Ладыженская Т. А. Курс школьной риторики: V-XI классы // Русская словесность. – М., 1996. – № 2.
Львов М. Р. Риторика: Учебное пособие для учащихся X-XI классов. – М., 1995.
Речевые уроки: Книга для учителя начальных классов / Т. А. Ладыженская, Р. И. Никольская, Т. И. Сорокина и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1994.
Речь. Речь. Речь. / Под ред. Т. А. Ладыженская. – М., 1990.
Русское красноречие: Хрестоматия и система заданий для учащихся старших классов общеобразовательных школ. / Авторы-сост.: Н. А. Купина, Т. В. Матвеева – Екатеринбург, 1997.
Смелкова З. С. Азбука общения: Книга для преподавателей риторики в школе. – Самара, 1994.
Школьная риторика: V-IX классы / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1996 – 1999.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Проанализируйте определения риторики в различных учебниках и учебных пособиях. Что в них общего и различного? Какие из них наиболее полно отражают сущность и задачи риторики?
2. Какую роль в развитии риторики сыграла античная культура?
3. Проанализируйте русские пословицы о языке, речи, общении. Сделайте вывод о характере речевого идеала русского народа.
4. Проанализируйте речевое поведение окружающих, однокурсников, тележурналистов. Соответствует ли оно требованиям русского риторического идеала?
5. Как вы понимаете смысл одной из частей определения риторики – "эффективное, целесообразное, гармонизирующее общение”?
6. Нужны ли риторические знания учителю?
7. В чем заключаются основные особенности современного этапа развития риторики?
8. Каково соотношение общей и частных риторик?
9. Что изучает педагогическая риторика?

 
Категория: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ | Добавил: CIKUTA (22.11.2010)
Просмотров: 102189 | Теги: ПРОГРАММА КУРСА, Раздел 1, “ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА”
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ

БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  00:52 | 17.06.2019