- 101358 Просмотров
- Обсудить
БЕСЕДА | БЕСЕДА (1) | БЕСЕДА (2) | ЭРИХ ФРОММ БЕСЕДА | РИТОРИКА (10) | РИТОРИКА (9) | РИТОРИКА (8)
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1)
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР
ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1)
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР
ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)
Ширина Л., Хазагеров Т. История и современное состояние риторики До начала XVII в. искусство красноречия представлено в России многими яркими именами, но оно носит характерный для средних веков неконфронтационный характер, воплощается преимущественно в гомилетике и по этой причине вряд ли может рассматриваться как главный объект изучения для общей риторики, если понимать эту науку в точном смысле как учение о языковых средствах переубеждения. Сам термин "риторика" впервые появляется в уже упомянутом переводе греческой рукописи "Об образех" в 1073 г., но вплоть до начала XVII в. отсутствуют какие-либо учебники на русском языке. Обучение искусству говорить ведется на основе подражания образцам торжественного и учительного красноречия, практические же наставления разбросаны по различным памятникам ("Пчела", "Домострой", "Жития"). Первый переводной учебник :- упомянутая книга Меланхтона (1620). По-видимому, первой оригинальной русской риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием (1617 или 1619). Примечательно, что этот учебник состоял только из двух книг (разделов) - "Об изобретении дел" и "О украшении". Тем самым как бы подчеркивается особая роль слова, которая "делам придает и прибавляет силы". В самом конце XVIII в. (в 1699 г.) эта риторика была переработана и дополнена Михаилом Усачевым. К началу XVIII в. искусство красноречия, сохраняющего в основном свой неконфронтационный характер, начинает все больше переориентироваться с гомилетики на художественные жанры, и, прежде всего, поэтику. В 1705 г. появляется курс лекций Феофана Прокоповича (1681-1736) "De arte poetica" ("О поэтическом искусстве"), а в 1706 г. - также написанный на латинском языке "De arte rhetorica" ("О риторическом искусстве"). Первой научной русской риторикой, продолжающей путь мирового развития этой науки, было "Краткое руководство к красноречию" (1747), написанное М. В. Ломоносовым (1711-1765). За "Кратким руководством" последовал и более пространный вариант (1748). Не претендуя на сколько-нибудь полную оценку всей значимости этого исторического труда, мы считаем все же полезным обратить особое внимание на следующие моменты. Во-первых, на определение риторики как искусства убеждать и даже переубеждать. "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонить других к своему об оной мнению". При этом следует отметить, что Ломоносов понимал эффект красноречия как более действенный, чем тот, который "от насильства единого происходит". Во-вторых, на пристальное внимание не только к логической аргументации (силлогизмам), но и к психологии доводов, выявлению причин, "...от каких представлений каждая страсть возбуждается...". В-третьих, на ориентацию не только на произнесенное (а потом записанное), но и на письменные образцы публичной речи. В-четвертых, на ориентацию формирования национального языка во всем его стилистическом многообразии, прежде всего через художественную речь. И наконец, в-пятых, на целый ряд хотя и отдельных, но очень важных наблюдений, касающихся связи между содержанием убеждающей речи (например, силлогизмами) и наиболее эффективной формой ее языковой реализации (например, выбором союза). Конец XVIII - начало XIX в. характеризуются симптомами приближающегося кризиса общественной феодально-крепостнической системы, первыми попытками социальных реформ. Инициатива их проведения обычно связывается с именем Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839). Характерная черта этого времени - нарастающий интерес к конфронтационному красноречию в сферах академической, педагогической, деловой речи. Жизнь властно предъявляет к теоретическому аппарату риторики свои практические требования. Ответом на них служат "Правила высшего красноречия" Сперанского, известные в рукописи, созданной на основе лекционного курса, который он читал в 1792 г. в Главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Рукописи, ходившей в списках, но опубликованной только в 1844-м, а затем и 1847 г. Не остались в стороне и университеты. Иван Степанович Рижский (1759-1811), первый ректор Харьковского университета, впоследствии академик, пишет еще в период преподавательской деятельности в Санкт-Петербургском горном училище свой "Опыт риторики" (1796), впоследствии многократно переиздаваемый. В Московском университете Алексей Федорович Мерзляков (1778-1830) написал "Краткую риторику, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических". Книга эта выдержала несколько изданий, в том числе 3-е дополненное (1821) и 4-е стереотипное (1828). Не отстают и лицеи. Профессор Царскосельского лицея Николай Федорович Кошанский (1781-1831) написал учебники общей и частной риторики, выдержавшие большое число изданий. В Одессе в 1846 г. профессор Ришельевского лицея Константин Петрович Зеленецкий пишет "Исследование о риторике в ее наукообразном содержании и в отношении, какое имеет она к общей теории слова и логики". Определенная прагматическая направленность всех этих работ несомненна. Так, Мерзляков говорит, что "...соответствовать своей цели - сие первое существенное правило всех риторик". Аналогично предъявляются и требования к основному средству достижения этих целей - слогу, а, следовательно, к фигурам, употребление которых должно быть весьма осторожно и "сообразно с целью автора". Этот же прагматический аспект отражен и в самом факте появления частных риторик и их содержании. Так, Кошанский уделяет много места анализу языка науки, ученых сочинений: книг, рассуждений, диссертаций, периодических изданий и т. п. Зеленецкий проявляет даже интерес к деловым, государственным бумагам. Взлет интереса к риторике в России конца XVIII - первой половины XIX в. имеет, однако, те же закономерные последствия, что и на Западе. С 60-х гг. в названиях учебных пособий риторику вытесняет словесность. При этом вслед за революционно-демократической критикой крупнейшие филологи - А. А. Потебня и А. Н. Веселовский - провозглашают основным видом словесности художественную литературу. Престиж риторики сильно падает. И это понятно. В ее научном аппарате нет "чертежей важнейшего передаточного звена" - механизма создания и усиления изобразительности, направленного на раскрытие психологических компонентов убеждающей речи. Престиж риторики продолжает падать, несмотря на расцвет конфронтационного по своей сути судебного красноречия, когда в золотой фонд русского ораторского искусства входят речи известнейших юристов: Петра Акимовича Александрова (1838-1893), Сергея Аркадьевича Андреевского (1847-1918), Анатолия Федоровича Кони (1844-1927), Федора Никифоровича Плевако (1842- 1908), Владимира Даниловича Спасовича (1829-1906), Николая Иосифовича Холева (1858-1899). Он падает, несмотря на расцвет академического красноречия, представленного именами виднейших ученых: И. С. Сеченова, Д. И. Менделеева, В. О. Ключевского, К. А. Тимирязева, С. П. Боткина, И. В. Склифосовского. Падает до нуля, несмотря на рост так называемого "парламентского" красноречия в России начала XX в. Престиж старой риторики не возрождается даже в судьбоносное октябрьское время, когда ораторы увлекают под свои знамена неисчислимые массы людей. Правда, уже в 1918 г. в Петрограде усилиями С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольда, А. В. Луначарского, Л. В. Щербы, Н. А. Энгельгардта, Л. П. Якубовского открывается первый в мире Институт живого слова, и преподаватели этого института предлагают программы курсов лекций по теории красноречия и теории спора. Затем вплоть до начала 30-х гг. появляются и соответствующие исследования. Например, "Программа курса лекций по истории красноречия/риторики", предложенная Энгельгардтом, к сожалению, сохранившаяся лишь в машинописной рукописи. Или, также оставшаяся в рукописи, статья К. А. Сюннеберга "О границах ораторской речи" и др. В этих работах содержался и ряд идей, перекликающихся с понятийным аппаратом старой классической риторики, однако общее отношение к ней остается весьма пренебрежительным и высокомерным. Вот что писал, например, В. Гофман в статье "Анализ ораторских образцов" (1931): "Изучение ораторской практики прошлых времен и в особенности современности должно подвести нашего массового оратора к овладению такими ораторскими методами, которые способны дать наивысший коэффициент полезного социального действия. Такова важнейшая задача науки об ораторском искусстве, науки, заново восставшей по приказу революции из древней ораторской пыли". Тем не менее в последующие годы создается целый ряд исследований общего воспитательно-учебного и теоретического направления, которые ставят целью помочь политинформаторам, лекторам, агитаторам овладеть основами ораторского искусства. Это книги Г. З. Апресяна, Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Н. Н. Кохтева, В. П. Чихачева, Д. С. Беникова и др. Продолжаются, хотя и далеко не беспристрастные, попытки оценивать социальную природу риторики. Завершая описание этого периода, особенно важно отметить, что уже в 1930 г., анализируя причины исчезновения риторики, к ее возрождению призывал академик В. В. Виноградов (1895-1969). Современное состояние риторики Нельзя сказать, чтобы рост интереса к риторике, присущий нашему времени, не имел социальных корней. Ведь на протяжении веков Европу терзали религиозные, гражданские и межнациональные войны. Но после разгрома нацизма почти полвека на ее территории царил мир, а риторические доводы особенно сильны, когда молчит оружие. И все же расцвет риторики имеет свои, более важные причины. В последней трети XIX в. общим направлением искусства стал импрессионизм, а затем символизм. Это направление дало яркие образцы усиления изобразительности, причем именно тех ее видов, которые больше всего связаны с миров чувств и образных представлений. Абстрактные классификации различных видов знаков получали, таким образом, материальное воплощение в искусстве, прежде всего в поэзии, наделенной огромной воздействующей силой. В 1909 г. Шарль Балли написал в своей "Французской стилистике", что она "...изучает выражение в речи явлений из области чувств и действие речевых факторов на чувства". Тем самым были заложены основы для появления принципиально новой дисциплины - экспрессивной стилистики. В самом деле, не очень трудно выразить мысль, если ее содержание оформилось уже в интеллектуальной (логической) сфере сознания. Во всяком случае, для этого обычно не требуется каких-то специальных средств, кроме тех, которые изучают лексика и грамматика. Но как ясно выразить словами сложный мир образов и представлений и еще более сложный мир чувств во всей их индивидуальности? И здесь мысль исследователей неизбежно должна была вновь обратиться к выразительно-изобразительным средствам, к фигурам. Экспрессивная стилистика была предтечей воскрешения старой риторики. В начале XX в. появляются исследователи, которые, основываясь на успехах новейшей психологии, вновь пытаются напрямую связать психические процессы с тем или иным типом фигуры. Эти психолингвистические труды, к несчастью, недостаточно известны, забыты их авторы. Но они сделали свое дело, возрождая представления об эффективном использовании фигур. Мы имеем в виду такие книги, как "Фигуры речи. Психологические исследования" Гертруды Бак или "Теория словесности..." Ивана Прокофьевича Лыскова, изданная в 1914 г. Постепенное понимание того, что опыт античной и средневековой риторики необходимо изучать, возрождает интерес к давно забытому инвентарю выразительно-изобразительных средств. Появляется фундаментальный труд, скрупулезно суммирующий старания древних риторов (даже с учетом приоритетов и дат). Это книга Г. Лаусберга "Руководство по литературной риторике". Нужно упомянуть и о "Справочнике риторических терминов" Р. Ланэма. Следует особо подчеркнуть возрождение интереса к нашей отечественной риторике. Напомним об исключительно содержательном и добросовестном труде Л. К. Граудиной и Г. И. Миськевич "Теория и практика русского красноречия", об исследовании В. П. Вомперского и В. И. Аннушкина. Отметим также издание и переиздание содержательных учебников, например книги "Основы общей риторики", написанной С. С. Гурвичем, В. Ф. Погорелко и М. А. Германом. В 70-е гг. обостряется интерес к старым классификациям, появляются новые. Некоторые авторы пытаются представить совокупность фигур в предельно упрощенном виде в целях доступного восприятия учащимися. Такова, например, классификация Г. Бонхейма в работе "Как сделать современной классическую риторику". Выдвигается, напротив, и ряд своеобразных, на наш взгляд, чрезмерно усложненных классификаций. Это относится, в частности, к системе риторических средств, предложенной в "Общей риторике" Ж. Дюбуа и соавт. По нашему мнению, среди этих работ наибольшее значение имеет исследование "Тропы и фигуры" Ц. Тодорова. Классификация, которая там представлена, отражает новейшие достижения семиотики и знаковой теории, поэтому мы рекомендуем читателям познакомиться с этой работой. Не остаются в стороне и детальные классификации советских ученых (В. И. Корольков, Ю. М. Скребнев). Наконец, следует сказать и о возрождающемся интересе к теории аргументации. В этой связи наиболее актуальны работы X. Перельмана, например "Новая риторика. Основы аргументации". Итак, медленно, но неуклонно нарастало понимание того, что успешный опыт использования риторических средств может зависеть не только от таланта и интуиции, но и от незаслуженно забытых теоретических знаний. Это приводит к появлению ряда работ, выражающих прямые рекомендации возродить риторику в той или иной форме. Об этом писали У. Кроль, Г. Лич, Б. Штольт, К. Лахман, M. Л. Гаспаров, С. И. Гиндин, А. К. Авеличев, и другие ученые. Иногда раздаются и очень резкие голоса, противопоставляющие риторику всем другим видам словесности. Так, Т. Конли пишет в обзоре "О некоторых существенных достижениях в изучении риторики": "Мы вступили в новый период истории идей, когда... возрождение интереса к риторике - это результат консенсуса между мыслящими людьми, что господствующие философские и научные методы и принципы устарели, исчерпали себя или обанкротились". Все сказанное выше вселяет уверенность, что новое возрождение риторики, наконец, превратит ее в подлинную науку. 1. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. // Полн. Собрание сочинений в 11 томах. М., 1952, т.7. Труды по филологии. С.92 - 378 2. Там же, с.92 3. Там же, с. 167 4. Мерзляков А.Ф. Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. 3-е издание. М., 1821, с. 11 5. Там же, с.35 6. Цитируется по: Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989 7. Багдасарян С.Б. Социальная природа и гносеологическая сущность риторики. Ереван, 1971 8. Виноградов В.В. Поэтика и риторика. // О языке и художественной прозе: избр.тр., М., 1980 9. Цит. по русск. пер. М., 1964, с. 33 10. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989 11. Вомперский В.П. Риторики в Росссии 17 -18 вв., М., 1988 12. Аннушкин В.И. История русской риторик и решение проблем общественной практики. // Риторика и синтаксический структуры., Красноярск, 1988, С. 5-9 13. Bonheim H. Bringing classical Rhetoric up-to-date.// Semiotica. 1975. Vol.13. No 4 14. Todorov Ts. Tropes et figures // To honour R. Jakobson. Vol.3., The Hague, 1967 15. Корольков В.И. Синекдоха. // Русский язык: Энциклопедия. С. 283-284. 16. Скребнев Ю.М. Ирония. // Русский язык: Энциклопедия. С. 98. Скребнев Ю.М. Литота. // Там же. С.132-133 Скребнев Ю.М. Троп. // Там же. С.355-356 Скребнев Ю.М. Фигуры. // Там же. С.368-370 Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. Горький, 1975 Скребнев Ю.М. Тропы и фигуры как объект классификаций. // Проблемы экспрессивной стилистики. С.60 - 65 17. Perelman Ch. Olbrecht-Tyteka L. La nouvelle rhetorique. Traite de l'argumentation. P., 1958 (Русский перевод фрагмента этой работы имеется в книге: Язык и моделирование социальных взаимодействий. М., 1987, С.207-264)
РИТОРИКА : СТАТЬИ НА САЙТЕ
РИТОРИКА | РИТОРИКА И СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ | ИСПОЛНЕНИЕ - ПРОИЗНЕСЕНИЕ / РИТОРИКА | ПАМЯТЬ - ЗАПОМИНАНИЕ / РИТОРИКА | СЛОВЕСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИЛИ ДИКЦИЯ / РИТОРИКА | РАСПОЛОЖЕНИЕ ИЛИ КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА / РИТОРИКА | МАТЕРИАЛ РЕЧИ ИЛИ ТЕКСТА / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РЕЧИ / РИТОРИКА | ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ РИТОРИКИ | ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ РИТОРИКИ | ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РИТОРИКИ КАК НАУКИ | СТИЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / РИТОРИКА | РУССКАЯ РИТОРИКА XIX, XX ВЕКОВ | РАЗВИТИЕ РИТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В РОССИИ | РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ В ЕВРОПЕ | РИТОРИКА ДРЕВНЕГО РИМА | РИТОРИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ПЕРВЫЙ РАЗ НА ЭСТРАДЕ | О ВРЕДЕ ТАБАКА / РИТОРИКА | ЛЕКЦИЯ / РИТОРИКА | ГИПЕРБОЛА / РИТОРИКА | ВЫСКАЗЫВАНИЕ / РИТОРИКА | ВОПРОСНО-ОТВЕТНОЕ ЕДИНСТВО / РИТОРИКА | ВЕС / РИТОРИКА | БЕССОЮЗИЕ / РИТОРИКА | АФОРИЗМ / РИТОРИКА | АУДИТОРНЫЙ ШОК / РИТОРИКА | АССЕРТИВНОСТЬ / РИТОРИКА | АРХАИЗМЫ / РИТОРИКА | АРГУМЕНТ / РИТОРИКА | АПОСТРОФА / РИТОРИКА | АНТОНИМЫ / РИТОРИКА | АНТИТЕЗА / РИТОРИКА | АНЕКДОТ / РИТОРИКА | АНАФОРА / РИТОРИКА | АНАЛОГИЯ / РИТОРИКА | АНАДИПЛОСИС / РИТОРИКА | АЛЛЮЗИЯ / РИТОРИКА | АЛЛЕГОРИЯ / РИТОРИКА | АКТИВНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | АБСТРАКТНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | СУЖДЕНИЕ / РИТОРИКА | СУГГЕСТИВНОСТЬ / РИТОРИКА | СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ / РИТОРИКА | СРАВНЕНИЕ / РИТОРИКА | СПОСОБ ДЕМОНСТРАЦИИ АРГУМЕНТА / РИТОРИКА | СПОР / РИТОРИКА | СОФИСТЫ / РИТОРИКА | СОФИЗМ / РИТОРИКА | СОЛЕЦИЗМ / РИТОРИКА | СЛУШАНИЕ / РИТОРИКА | СИТУАЦИЯ / РИТОРИКА | СИНОНИМЫ / РИТОРИКА | СИНЕКДОХА / РИТОРИКА | СИМПЛОКА / РИТОРИКА | ЧТЕНИЕ / РИТОРИКА | СИЛЛОГИЗМ / РИТОРИКА | ЧТО ОБУСЛОВИЛО ПОЯВЛЕНИЕ РИТОРИКИ | ПЕРСПЕКТИВЫ РИТОРИКИ | СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | РИТМИЧЕСКИЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | МИМИКА / РИТОРИКА | НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / РИТОРИКА | ЧТЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | СЛУШАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | ФОРМЫ РЕЧИ / РИТОРИКА | ЯЗЫКОВАЯ НОРМА / РИТОРИКА | ЭТОС / РИТОРИКА | ЭПИФОРА / РИТОРИКА | ЭПИТЕТ / РИТОРИКА | ЭМПАТИЯ / РИТОРИКА | ЭЛЛИПС / РИТОРИКА | ЭКСТРАВЕРСИЯ / РИТОРИКА | ЭВФЕМИЗМ / РИТОРИКА | ШТАМП / РИТОРИКА | ХИАЗМ / РИТОРИКА | ФИГУРА УМОЛЧАНИЯ / РИТОРИКА | УМОЛЧАНИЕ / РИТОРИКА | УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ / РИТОРИКА | УБЕЖДЕНИЕ / РИТОРИКА | ТРОП / РИТОРИКА | ТОЛЕРАНТНОСТЬ / РИТОРИКА | ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ТЕРМИН / РИТОРИКА | ТЕМП РЕЧИ / РИТОРИКА | ТЕМБР / РИТОРИКА | ТЕМА / РИТОРИКА | ТЕЗИСЫ / РИТОРИКА | ТАВТОЛОГИЯ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / РИТОРИКА | РЕЧЬ / РИТОРИКА | КРИТИКА ОЦЕНКИ ДОКЛАДОВ / РИТОРИКА | ОЦЕНКА РЕФЕРАТА / РИТОРИКА | РЕФЕРАТ / РИТОРИКА | РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЛОВКИ / РИТОРИКА | ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ / РИТОРИКА | ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ПРОСАПОДОСИС / РИТОРИКА | ПРОПОНЕНТ / РИТОРИКА | ПРИНУЖДЕНИЕ / РИТОРИКА | ПОТРЕБНОСТЬ / РИТОРИКА | ПОНЯТИЕ / РИТОРИКА | ПОЛЕМИКА / РИТОРИКА | ПОЗИЦИЯ / РИТОРИКА | ПОВТОР / РИТОРИКА | ПЛЕОНАЗМ / РИТОРИКА | ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / РИТОРИКА | ПЕРИФРАЗ / РИТОРИКА | ПАУЗА / РИТОРИКА | ПАССИВНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ / РИТОРИКА | ПАРОНИМЫ / РИТОРИКА | ПАРАЛЛЕЛИЗМ / РИТОРИКА | ПАРАДОКС / РИТОРИКА | ПАРАБОЛА / РИТОРИКА | ПАМЯТЬ / РИТОРИКА | ОТКРЫТОСТЬ / РИТОРИКА | ОППОНЕНТ / РИТОРИКА | ОМОНИМЫ / РИТОРИКА | ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ / РИТОРИКА | ОКСИМОРОН / РИТОРИКА | ОККАЗИОНАЛИЗМЫ / РИТОРИКА | ОБЩЕНИЕ / РИТОРИКА | НЕОЛОГИЗМЫ / РИТОРИКА | НАУЧНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | МЫШЛЕНИЕ / РИТОРИКА | МЫСЛЕРЕЧЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РИТОРИКА | МОЗГОВОЙ ШТУРМ / РИТОРИКА | МОБИЛИЗАЦИЯ / РИТОРИКА | МНОГОСОЮЗИЕ / РИТОРИКА | МНОГОЗНАЧНОСТЬ (ПОЛИСЕМИЯ) / РИТОРИКА | МЕТОНИМИЯ / РИТОРИКА | МЕТАФОРА / РИТОРИКА | МЕЛОДИКА РЕЧИ / РИТОРИКА | МЕЙОЗИС / РИТОРИКА | МЕЖСТИЛЕВАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ЛЮФТ-ПАУЗА / РИТОРИКА | ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ / РИТОРИКА | ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ / РИТОРИКА | ЛИЧНОСТЬ / РИТОРИКА | ЛИТОТА / РИТОРИКА | ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ЛАБИЛЬНОСТЬ / РИТОРИКА | КУЛЬТУРА РЕЧИ / РИТОРИКА | КРЫЛАТЫЕ СЛОВА / РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ / РИТОРИКА | КОНЦЕПЦИЯ / РИТОРИКА | КОНТЕКСТ / РИТОРИКА | КОНТАМИНАЦИЯ / РИТОРИКА | КОНКРЕТНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | КОМПОЗИЦИЯ / РИТОРИКА | КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | КАТАЛОГ / РИТОРИКА | КАРТОТЕКА / РИТОРИКА | КАНЦЕЛЯРИЗМЫ / РИТОРИКА | КАЛЬКИ / РИТОРИКА | КАЛАМБУР / РИТОРИКА | ИСТОРИЗМЫ / РИТОРИКА | ИСКОННАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ИРОНИЯ / РИТОРИКА | ИНТРОВЕРСИЯ / РИТОРИКА | ИНТОНАЦИЯ / РИТОРИКА | ИНОЯЗЫЧНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ИНДУКЦИЯ / РИТОРИКА | ИНВЕРСИЯ / РИТОРИКА | ЗЕВГМА / РИТОРИКА | ЗАКОНЫ КРАЯ РЕЧИ / РИТОРИКА | ЖАРГОННО-АРГОТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ЖАНР / РИТОРИКА | ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / РИТОРИКА | ДОСТУПНОСТЬ РЕЧИ / РИТОРИКА | ДОКАЗЫВАНИЕ / РИТОРИКА | ДИСПУТ / РИТОРИКА | ДИСКУССИЯ / РИТОРИКА | ДИКЦИЯ / РИТОРИКА | ДИАЛЕКТИЗМЫ / РИТОРИКА | ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ / РИТОРИКА | ДЕДУКЦИЯ / РИТОРИКА | ДЕБАТЫ / РИТОРИКА | ГРАДАЦИЯ / РИТОРИКА | ГОЛОС (РЕЧЕВОЙ ГОЛОС) / РИТОРИКА | ДВЕНАДЦАТЬ ПРИЕМОВ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОЛЕМИКИ / РИТОРИКА | КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ РЕЧЕЙ / РИТОРИКА | САМОЕ ВАЖНОЕ СЛОВО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА / РИТОРИКА | О ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОСТИ И ГИБКОСТИ / РИТОРИКА | О ВНИМАТЕЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | ОБРАЗНОСТЬ В УБЕЖДЕНИИ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКАЯ АЗБУКА | РУССКИЕ КЛАССИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ О РЕЧИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ / РИТОРИКА | СТАТЬ ПРОФИ ПО ПРЕЗЕНТАЦИЯМ / РИТОРИКА | ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / РИТОРИКА | РЕЧЕВАЯ ВЛАСТЬ КОРПОРАЦИИ / РИТОРИКА | ПСИХОЛОГИЯ МИМИКИ / РИТОРИКА | КОММУНИКАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ | ВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ ПРИ СДЕЛКАХ КУПЛИ-ПРОДАЖИ / РИТОРИКА | СВЕРИМ РЕАЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | ТИПОЛОГИЯ ВАРИАНТОВ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ / РИТОРИКА | ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕЧИ / РИТОРИКА | СОВРЕМЕННОЕ КРАТКОСРОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И БИЗНЕС - РИТОРИКА | ГРАММАТОЛОГИЯ / РИТОРИКА | ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БИЗНЕС - КОММУНИКАЦИЙ / РИТОРИКА | БОЙТЕСЬ КОНСУЛЬТАНТОВ / РИТОРИКА | ПРОБЛЕМЫ РИТОРИКИ | РИТОРИКА. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО. КРАСНОРЕЧИЕ | ЦИЦЕРОН И АНТИЧНАЯ РИТОРИКА | РЕЧЬ / РИТОРИКА | ОРАТОРАМИ РОЖДАЮТСЯ ИЛИ СТАНОВЯТСЯ | ОРАТОРСКИЙ ТРЕНИНГ / МАСТЕР ОБЩЕНИЯ | УПРАВЛЕНИЕ СВОИМ СОСТОЯНИЕМ. УПРАВЛЕНИЕ СОБЫТИЯМИ. СОСТОЯНИЕ КОМФОРТНОСТИ. | КУРСЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ ЖИЗНИ И СЦЕНЫ / РИТОРИКА | СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ОРАТОРУ | ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДВИЖЕНИЙ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СОЧЕТАНИЯМИ ЗВУКОВ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ГЛАСНЫХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ / РИТОРИКА | ДИКЦИЯ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА / РИТОРИКА | ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ГОЛОСА / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОСНОВНЫХ ОРГАНОВ РЕЧИ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ / РИТОРИКА | ТЕХНИКА РЕЧИ / РИТОРИКА | ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО / РИТОРИКА | РИТОРИКА, ЛИНГВИСТИКА, КОММУНИКАВИСТИКА - ПРАГМАТИКА, РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ | РИТОРИКА КАК ИСКУССТВО И НАУКА | ТАКСОНОМИЯ / РИТОРИКА | МОТИВЫ ОТБОРА ФРАГМЕНТОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ( ФАЗА ОРИЕНТАЦИИ ) / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН И СОВРЕМЕННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ | ТРИ СПОСОБА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ / РИТОРИКА | ЗРИТЕЛЬНЫЙ И ГОЛОСОВОЙ КОНТАКТ / РИТОРИКА | РАЗГОВОРНОСТЬ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С АУДИТОРИЕЙ | ЧУВСТВО АУДИТОРИИ И СРЕДСТВА ЕГО ВОСПИТАНИЯ / РИТОРИКА | КОНТАКТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ / РИТОРИКА | ЗАКОН УДОВОЛЬСТВИЯ / РИТОРИКА | ЗАКОН ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | ЗАКОН ПРОДВИЖЕНИЯ И ОРИЕНТАЦИИ АДРЕСАТА / РИТОРИКА | ПЕРВЫЙ ЗАКОН РИТОРИКИ И ПРИНЦИПЫ ДИАЛОГИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ | ЗАКОН ГАРМОНИЗИРУЮЩЕГО ДИАЛОГА / РИТОРИКА | ПРИНЦИП ГАРМОНИИ РЕЧЕВОГО СОБЫТИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ПОВЕДЕНИЮ ГОВОРЯЩЕГО | РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ (РЕЧЕВОЙ АКТ) И ТИПЫ РЕЧИ | РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ / РИТОРИКА | РИТОРИКА И РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | СВЯЗЬ РИТОРИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И ИСКУССТВОМ | ЧАСТНЫЕ РИТОРИКИ | ОБЩАЯ РИТОРИКА И ЕЕ РАЗДЕЛЫ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ | О РИТОРИКЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ СОФИСТОВ | РОЖДЕНИЕ РИТОРИКИ В ДРЕВНОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ | РИТОРИКА ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ | ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ РИТОРИКИ | АРИСТОТЕЛЬ РИТОРИКА | ИНФОРМАЦИЯ / УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ | ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | КТО ВЛАДЕЕТ ИНФОРМАЦИЕЙ - ТОТ ВЛАДЕЕТ МИРОМ | ПРОГРАММА КУРСА “ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА” | РИТОРИКА ОБРАЗА | ПОЛЕМИКА КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ: ГЕНЕЗИС И ТРАДИЦИИ / РИТОРИКА | ПРАКТИКА СВОБОДНЫХ ГРАЖДАН / РИТОРИКА | ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РИТОРИКИ | ЭФФЕКТИВНОСТЬ АРГУМЕНТАЦИИ КАК РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | НЕОРИТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ЛИТЕРАТУРА РИТОРИКА | ОШИБКИ ПРИ ВЕДЕНИИ ПЕРЕГОВОРОВ / РИТОРИКА | ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / РИТОРИКА | ЭТАПЫ ПЕРЕГОВОРОВ И ТИПЫ СОВМЕСТНЫХ РЕШЕНИЙ / РИТОРИКА | ПОДГОТОВКА К ПЕРЕГОВОРАМ / РИТОРИКА | ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕГОВОРОВ / РИТОРИКА | ТИПОЛОГИЯ ПЕРЕГОВОРОВ / РИТОРИКА | ПЕРЕГОВОРЫ И БЕСЕДА. ОТЛИЧИЕ МЕЖДУ НИМИ / РИТОРИКА | ТИПЫ ВОПРОСОВ / РИТОРИКА | ПОДГОТОВКА К БЕСЕДЕ / РИТОРИКА | БЕСЕДЫ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ / РИТОРИКА | ТВОРЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ПРОБЛЕМНЫЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ДИСЦИПЛИНАРНАЯ БЕСЕДА / РИТОРИКА | КАДРОВЫЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ВИДЫ ДЕЛОВЫХ БЕСЕД / РИТОРИКА | ПОНЯТИЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / РИТОРИКА | ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. ЕГО ЦЕЛИ И ТИПЫ / РИТОРИКА | ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОЙ РИТОРИКИ | МИМИКА И ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ ОРАТОРА / РИТОРИКА | ТЕМП И ГРОМКОСТЬ РЕЧИ / РИТОРИКА | ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ / РИТОРИКА | ИМПРОВИЗИРОВАННАЯ РЕЧЬ / РИТОРИКА | ЗАПОМИНАНИЕ РЕЧИ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ | РИТОРИЧЕСКИЕ ТРОПЫ | ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ СООБЩЕНИЕ / РИТОРИКА | ЭЛОКУЦИЯ / УКРАШЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ / РИТОРИКА | ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕЧИ / РИТОРИКА | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ АРГУМЕНТИРУЮЩЕЙ РЕЧИ / РИТОРИКА | ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ / РИТОРИКА | СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. ВСТУПЛЕНИЕ / РИТОРИКА | КЛАССИЧЕСКИЙ ОБРАЗЕЦ РЕЧИ - РАССУЖДЕНИЯ / РИТОРИКА | КОМПОЗИЦИЯ ОПИСАНИЯ И ПОВЕСТВОВАНИЯ / РИТОРИКА | ДИСПОЗИЦИЯ КАК РАЗДЕЛ НАУКИ / РИТОРИКА | ФАЗА ВЫБОРА И ФАЗА ПОГРУЖЕНИЯ / РИТОРИКА | ТЕМА И ЦЕЛЬ РЕЧИ / РИТОРИКА | СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ / РИТОРИКА | ТОПИКА / РИТОРИКА
МИФОЛОГИЯ
НЕДВИЖИМОСТЬ | СТРОИТЕЛЬСТВО | ЮРИДИЧЕСКИЕ | СТРОЙ-РЕМОНТ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.