Меню
Назад » »

СПИСОК БОГОВ, МИФОЛОГИЧЕСКИХ СУЩЕСТВ И ГЕРОЕВ



МИФ/MYTH | МИФОЛОГИЯ/MYTHOLOGY | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ/MYTHOLOGICAL | МИФИЧЕСКИЙ/MYTHICAL

РОБЕРТ ГРЕЙВСМИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕРИЛИАДА / ОДИССЕЯ
БОЖЕСТВЕННЫЙ КЛАВДИЙ И ЕГО ЖЕНА МЕССАЛИНА​
ЗОЛОТОЕ РУНО \ БЕЛАЯ БОГИНЯ \ ЦАРЬ ИИСУС
ЛЖИВЫЙ \ ЛОЖНЫЙ \ ЛОЖЬ \ ОБМАН \ ЗАБЛУЖДЕНИЕ








ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ  | ПСИХОЛОГИЯ  | ПСИХИКА  | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ  | ПОНЯТИЕ  (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
 

ГНОСЕОЛОГИЯ ( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ) / ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ГРУППА / ГРУППОВОЕ / КОЛЛЕКТИВ / КОЛЛЕКТИВНОЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)\
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


ФРИДРИХ НИЦШЕ ВОЛЯ К ВЛАСТИ ОПЫТ ПЕРЕОЦЕНКИ ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ


ФИЛОСОФИЯ | (1) (2) (3) (7) (10) (5) (8) (6) (9) (4) | ФИЛОСОФИЯ




МИФОЛОГИЯ

 

 

СПИСОК БОГОВ, МИФОЛОГИЧЕСКИХ СУЩЕСТВ И ГЕРОЕВ

ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ БОГОВ

 

     Сначала существовала Мгла (Скотос). Из нее появился Хаос. От Мглы и Хаоса родились Никта / Нюкта / Никата (Ночь), Эреб (Мрак) и Эрос (Любовь). Второе поколение богов Дети Никты и Эреба — Эфир (Воздух) и Гемера (День); братья-близнецы Гипнос (Сон) и Танатос (Смерть); Керы (Несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение); Ата (Обман). Дети Эфира и Гемеры — Гея (Земля) и Уран (Небо). Дети Геи — Тартар (Бездна), Понт (внутреннее Море); (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды, гекатонхейры. Скотос (греч. Σκότος, «Мрак, Тьма») – редко упоминаемое древнегреческое божество. Страж в трагедии Софокла «Эдип в Колоне» называет Евменид (Эриний) дочерьми Скотоса и Геи («Земли и Мрака»); после чего Эдип обращается к ним как «дочерям Тьмы». Согласно схолиям к Эсхину, Эринии родились от Скотоса и Геи либо Скотоса и Евонимы. Матерью Евменид называл Евонимой историк Истр, имея в виду Гею. Возможно, Скотос соответствует Мгле в теогонии Гигина (однако, по мнению Д. О. Торшилова, в греческом оригинале Гигина стояло греч. ομίχλη). Может также соответствовать Тенебре («Мраку») в списке божеств, рожденных от Эреба и Ночи, приводимом Цицероном. Слово греч. σκότος неоднократно употребляется в «Илиаде» (в формульном выражении «тьма очи покрыла») и других текстах, но как имя нарицательное. Бог зла Скотос фигурирует в романе Г. Тертлдава «Мечи легиона». Хаос (др.-греч. χάος от др.-греч. χαίνω, «раскрываться, разверзаться») в мифологии древних греков — описанная впервые Гесиодом в «Теогонии» персонификация изначального состояния мира до появления чего бы то ни было (до возникновения упорядоченной Вселенной (космоса) с появлением Геи и Эроса). Согласно Гесиоду, «Прежде всего возник Хаос». По изложению Гигина, он порождён Мглой и в браке с Хаосом Мгла породила Ночь, День, Эреба и Эфира. Боги, появившиеся из Хаоса: Гея (Земля) Нюкта (Ночь) Тартар (Бездна) Эреб (Мрак) Эрос (Любовь). Уран (Небо) Нюкта, Никта (др.-греч. Νύξ, Νυκτός, «ночь») — божество в греческой мифологии, персонификация ночной темноты. Согласно Гесиоду, Нюкта родилась из Хаоса (в изложении Гигина, от Хаоса и Мглы), является одной из первичных мирообразующих потенций. Никта родила светлого Эфира и Гемеру (День) (от своего брата Эреба, олицетворяющего вечный мрак), а также ещё Танатоса (Смерть), Гипноса (Сон), Гераса (Старость), Эриду (Раздор), Керу (Насильственную смерть; под именем кер могут также выступать несколько богинь), Мора («отвечавшего» за рок и насильственную смерть), Харона, перевозчика умерших в Аид, — силы, скрывающие в себе тайны жизни и смерти, вызывающие дисгармоничность в бытии мира, без которой, однако, немыслим ни мир, ни его конечная гармония. Иногда в число детей Нюкты включают также Немесиду (Месть), Апату (Обман), Онира — бога вещих и лживых сновидений, Мома — бога насмешек, гесперид, мойр (богинь судьбы). Жилище Нюкты расположено в бездне Тартара; там встречаются Нюкта-Ночь и День-Гемера, сменяя друг друга и попеременно обходя землю. Рядом дома сыновей Никты — Сна и Смерти, на которые никогда не смотрит Гелиос. Орфики считали Нюкту (а не Хаос) первоисточником бытия. В орфической теогонии из Дервени Нюкта — «кормилица богов», с которой начинается родословие. Согласно орфикам, было три Нюкты: первая «прорицает», вторая «почтенная», с ней соединяется её отец Фанес, а третья рождает Дику. Ей посвящён III орфический гимн, где её отождествляют с Афродитой. По Мусею, все происходит от Ночи и Тартара. Её прорицалище в Мегарах. Давала прорицания в Дельфах. Эреб (др.-греч. Ἔρεβος, «мрак»; лат. Erebus) — в греческой мифологии олицетворение вечного мрака. Упомянут в «Одиссее» (X 527) и в «Космогонии» Алкмана. Согласно Гесиоду, Эреб родился из Хаоса, брат Ночи (Нюкты), которая родила от него Гемеру (день) и Эфира (свет). По другим авторам, от него Нюкта также родила Танатоса (Смерть), Гипноса (Сон), Немезиду (Возмездие), Керу (Насильственную смерть; иногда под именем Кер выступает несколько богинь), Мома (бога злословия), Эриду (Раздор), Гераса (Старость), Онира (Вещие и лживые сны), а также Харона, перевозчика умерших в Ад. В изложении Гигина, Эреб родился от Хаоса и Мглы, от Ночи и Эреба родились Рок, Старость, Смерть, Кончина, Воздержанность, Сон, Сновидения, Амур, Эпифрон, … Порфирион, Эпаф, Раздор, Беда, Разнузданность, Немесида, Евфросина, Дружба, Милосердие, Стикс, три Парки (Клото, Лахесис, Атропос) и Геспериды (Эгла, Гесперия, Эрика). Эрот (Эрос, др.-греч. Ἔρως, также Эрос, Амур, у римлян Купидон) — божество любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле. У Гесиода — одна из четырёх первых космогонических потенций(по А. Ф. Лосеву ) наряду с Хаосом, Геей и Тартаром: «между вечными всеми богами прекраснейший — Эрос. Сладкоистомный, у всех он богов и людей земнородную душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает» («Теогония», 120—122)(в переводе В. В. Вересаева). По Алкею, сын Зефира и Ириды. По Сапфо, сын Афродиты и Урана. По Симониду, сын Ареса и Афродиты. По Акусилаю, Эрос, Эфир и Метида — дети Эреба и Нюкты, в свою очередь происшедших от Хаоса. По орфической космогонии, родился из яйца, снесённого Ночью или сотворённого Хроносом. Именуется великим даймоном. Вслед за орфиками пифагорейцы считали, что душа каждого человека двупола и в ней есть мужская и женская половины, которые зовутся Эротом и Психеей. По Ферекиду, «Зевс, намереваясь быть демиургом, превратился в Эроса: создав космос из противоположностей, он привёл его к согласию и любви и посеял во всем тождественность и единение, пронизывающее универсум». По Пармениду — создание Афродиты, в своей космогонии он пишет, что она сотворила его «первым из всех богов». По Еврипиду, сын Зевса, или Зевса и Афродиты. По Павсанию, сын Илифии. У Платона — сын Пороса-богатства и Пении-бедности («Пир» 203b, далее - по Диотиме), почему его двойственная природа предназначает его - быть медиумом, посредником для людей в стремлении к благу и для богов в нисхождении к людям. Сын Хаоса. По некоей версии, сын Геи. Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др. По Эврею,сын Гефеста и Афродиты. Согласно речи Котты, их было три: Сын Гермеса и первой Артемиды. Сын Гермеса и второй Афродиты. Сын Ареса и третьей Афродиты, он же Антэрос. Согласно Нонну, родился у города Берои. Эфир (др.-греч. Αἰθήρ — горный воздух) в древнегреческой мифологии — верхний слой воздуха (неба), местопребывание богов, а также его олицетворение (персонификация) — божество Эфир. Эфир как часть мира — верхний (горный), наиболее лёгкий (тонкий, разрежённый), прозрачный и лучезарный слой воздуха, верхний слой неба, которым дышат и в котором живут боги. Эфир достигает вершины Олимпа, где находятся олимпийские боги. По наиболее популярной версии, бог Эфир был сыном Эреба (подземного Мрака) и Нюкты-Ночи, братом Гемеры (Дня). По версии поэмы «Титаномахия», Эфир и Гемера были родителями Геи-Земли, Урана-Неба, Понта (Моря), Океана, Тартара. В изложении Гигина, Эфир родился от Хаоса и Мглы. По другой версии, Эфир — отец Зевса. Именуется отцом ветров. Гемера (др.-греч. Ἡμέρα, «день») — в греческой мифологии богиня дневного света, олицетворявшая день, дочь Нюкты (Ночи) и Эреба (Мрака), сестра и супруга Эфира. В изложении Гигина, родилась от Хаоса и Мглы. Считалась спутницей Гелиоса. Похитила Кефала и родила от него Фаэтона (версия). В Олимпии её статуя как матери Мемнона (здесь она смешивается с Эос). По Гигину, мать Талассы (от Эфира). В римском пантеоне Гемере соответствует Диес. Гипнос (др.-греч. Ὕπνος, «сон») — в греческой мифологии персонификация сна, божество сна, сын Нюкты и Эреба. Брат Танатоса, Керы, мойр (по Гесиоду), Немезиды, Эриды, Харона и других детей Нюкты. Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям. По Гесиоду, Гипнос живёт на краю мира, и на него никогда не взирает Солнце-Гелиос. У Гомера он обитает на острове Лемнос, выступает как вестник Зевса. Гера замыслила козни против Зевса, уговорив Гипноса усыпить его, пока она преследовала Геракла. От гнева Зевса Гипнос был спасён своей матерью Нюктой, которую Зевс не решился оскорбить. Второй раз Гипнос усыпил Зевса также по просьбе Геры, чтобы дать ахейцам возможность победить в сражении с троянцами. В награду за содействие Гера обещает в жёны Гипносу младшую из харит — Пасифею. Овидий в «Метаморфозах» описывает пещеру в Киммерийской земле, где обитает Гипнос, где царят вечные сумерки и откуда вытекает родник забвения; в пещере на прекрасном ложе покоится Гипнос. Статуя в храме Асклепия в Сикионе изображает Гипноса Эпидота, усыпляющего льва. Танатос, Танат, Фанат (др.-греч. Θάνατος, «смерть») — в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Нюкты и Эреба, брат-близнец бога сна Гипноса. Живёт на краю света. Упоминается в «Илиаде» (XVI 454). Также был обманут Сизифом (тот приковал его к скале, но позже Таната освободил Арес). Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он — единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте. Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Изображён на ларце Кипсела как чёрный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом. Ему посвящён LXXXVII орфический гимн. Действующее лицо трагедии Еврипида «Алкестида» (в переводе Анненского «Демон Смерти»). Керы (др.-греч. Κῆρες, ед. ч. Κήρ) — олицетворение судьбы у древних греков; первоначально души умерших, сделавшиеся кровожадными демонами, приносящие людям страдания и смерть. Древние греки представляли кер крылатыми женскими существами, которые подлетали к умирающему человеку и похищали его душу. Упомянуты в Илиаде (XVIII 535: у Гнедича — Смерть), Одиссее (V 387; XII 157; XIV 207; XV 235), в «Аргонавтике» Аполлония (I 683 и др.). Божества смерти, рождены Нюктой. Приписываемое Гесиоду стихотворение описывает Кер как уродливых страшилищ, мрачных, со скрежещущими зубами, обрызганных кровью, спорящих друг с другом за павших на поле битвы, кровь которых они высасывают. Изображение Керы позади Полиника было на ларце Кипсела. Позже Керы были отождествлены с эриниями. Иногда Кера описывалась как единственная богиня беды, она была мрачной дочерью Нюкты (Ночи) и Эреба (Мрака). Изображались с крыльями или с чёрными руками и с красными губами. Мойры (др.-греч. Μοῖραι от μοῖρα, мойра, букв. «часть», «доля», отсюда «участь», которую получает каждый при рождении) — в древнегреческой мифологии богини судьбы. У древних римлян Мойрам соответствовали Парки. Мойра, обыкновенно в единственном числе, упоминается уже в гомеровских поэмах «Илиаде» и «Одиссее», как безличная необходимость, неподвластная даже богам. Первоначально считалось, что своя Мойра есть у каждого человека. С развитием олимпийской религии число Мойр свелось к одной-двум-трём, наиболее распространённо — три сестры: Клото (греч. Κλωθώ, «Пряха») — прядущая (нить жизни). Клото вернула жизнь Пелопу, предрекла Афине девственность. Лахесис, также Лахеса (греч. Λάχεσις, «Судьба», «дающая жребий») — определяющая судьбу. Лахесис наблюдала за родами Лето. Атропос, также Атропа (греч. Ἄτροπος, «Неотвратимая») или Айса — неумолимая, неотвратимая участь (смерть). Перерезающая нить. Согласно «Гимну Мойрам» Софокла, дочь Ночи (в варианте «Айса», в котором её также упоминает Алкман). Упоминается как Айса в оракулах Сивиллы. По Гесиоду их было три дочери Нюкты (Ночи). Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая — её случайности, третья — неотвратимость её решений. По другой распространённой версии (поздней транскрипции Гесиода) они дочери Зевса и Фемиды, сёстры Гор. По орфикам и Платону — дочери Ананке, есть также версия, что они дочери Кроноса. В диалоге Платона «Государство» Мойры изображены сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах, все они прядут на веретене Ананки (необходимости), сопровождая небесную музыку сфер своим пением: Клото поёт о настоящем, Лахесис — о прошедшем, Атропос — о будущем. Мом (др.-греч. Μῶμος «насмешка, хула») — в древнегреческой мифологии бог насмешки, злословия и глупости. Сын Нюкты и Эреба, брат Гипноса. Статую бога Смеха воздвиг Ликург. Упоминается в баснях. О придирках Мома упоминает Платон. По его недоброму совету Зевс допустил Троянскую войну, ибо Мом ненавидел людей и богов, помогающих им. В конце концов за бесконечные порицания богов (Зевса, Афины, Посейдона) Мома изгнали с Олимпа. Лопнул от злости, когда не смог найти ни одного недостатка у Афродиты. Действующее лицо сатировских драм Софокла «Мом» (не дошло ни одной строки) и Ахея Эретрийского «Мом». Немезида (Немесида, др.-греч. Νέμεσις) — в древнегреческой мифологии крылатая богиня возмездия, карающая за нарушение общественных и моральных норм. Дочь Нюкты и Крона либо (по аттической версии) дочь Океана; или, по другим версиям, Фемиды и Зевса. Иногда считается нимфой. Упоминается в «Одиссее» (II 64), но не персонифицируется. Ряд мифов называет Немезиду матерью Елены от Зевса (либо также матерью Диоскуров). Согласно Стасину, ею пытался овладеть Зевс и преследовал её на суше и в воде (где она стала рыбой). По рассказу же Еврипида, Афродита по просьбе Зевса стала орлом и преследовала верховного бога, превратившегося в лебедя (либо орлом стал Гермес, а укрыла лебедя Леда). Немезида укрыла лебедя, пожалев его, на коленях, и заснула, и во время сна Зевс овладел ею. Согласно мифографам, она стала гусыней и снесла яйцо, а лебедя и орла Зевс сделал созвездиями. Это яйцо потом или нашла Леда, или оно было принесено ей пастухом, или, наконец, было подброшено Гермесом. Из этого яйца впоследствии и появились Елена и братья Диоскуры. По некоторым вариантам мифа, по которым Зевс-лебедь разделил ложе с самой Ледой, Немезиду считают обожествлённой Ледой (Леда после смерти стала Немезидой). В мифологической традиции, считающей Немезиду дочерью Фемиды и Зевса, она отождествляется или, по крайней мере, сближается с Адрастеей. Её храм в Рамнунте, Фидий создал её статую; либо это статуя работы Диодота или Агоракрита. Изображалась с атрибутами контроля (весы, уздечка), наказания (меч или плеть) и быстроты (крылья, колесница, запряжённая грифонами), а также с согнутой у локтя рукой — мера длины в древние века — синоним неизбежной кары. Атрибут Немезиды весы часто считался прообразом зодиакального созвездия Весы. В Смирне почитали двух Немезид — дочерей Никты. Ей посвящён LXI орфический гимн. Упоминается в любовных стихах. У Кратина была комедия «Немезида». В Древнем Риме была почитаема в армии и считалась покровительницей гладиаторов. В честь Немезиды назван астероид (128) Немезида, открытый в 1872 году, а также гипотетическая звезда, сопутствующая Солнцу Немезида. Эрида, Эрис (др.-греч. Ἔρις — борьба, ссора, спор, раздор, соперничество, состязание, у Гнедича — Распря) — в древнегреческой мифологии богиня раздора. Аналог в римской мифологии — Дискордия (лат. Discordia). Дочь Эреба и Нюкты, внучка Хаоса (Гесиод, «Теогония»), сестра Немезиды, Танатоса и Гипноса. Также сестра и/или спутница бога войны Ареса. Мать богини голода Лимес. Хотя Эрида породила голод, скорби, битвы, убийства, споры, тяжбы, беззаконие, она же породила труд. Отсюда у Гесиода две Эриды: одна вызывает войны и вражду и нелюбима людьми, другая — благодетельна, олицетворяющая дух соревнования в труде. Она же возбуждает воинов и разжигает брань. Яблоко раздора. Эрида стала причиной соперничества Афродиты, Афины и Геры, приведшего к Троянской войне — подбросив на свадьбе царя Фессалии Пелея и богини Фетиды в средине зала золотое яблоко Гесперид с надписью «Прекраснейшей» (греч. καλλίστῃ, датив от καλος «прекрасный»), — по воле Зевса, так как не была приглашена им на свадьбу, по другому утверждению — в обиде за то, что её забыли пригласить; что породило спор трёх богинь, ведь каждая считала превосходной именно себя. За разрешением спора богини обратились к троянскому царевичу Парису, (Суд Париса). Соблазненный обещаниями Афродиты дать ему в жены прекраснейшую из женщин, Парис отдал яблоко ей, а она помогла ему похитить жену спартанского царя Менелая прекрасную Елену, что послужило поводом для похода ахейцев на Трою и, таким образом, коварный дар Эриды привёл к Троянской войне. Эринии (от др.-греч. Ἐρινύες «гневные») — в древнегреческой мифологии богини мести. В римской мифологии им соответствуют фурии. По одному сказанию, дочери Нюкты и Эреба; либо порождены Землей от крови Урана; либо дочери Тьмы (Скотоса). По Эпимениду, дочери Кроноса. Их рождение приписывают первому совершившемуся преступлению: когда Кронос ранил своего отца Урана, капли его крови, падая, породили фурий. У Гомера их одна или несколько. Согласно орфикам, это девять дочерей Зевса Хтония и Персефоны. По версии Псевдо-Гераклита их тридцать тысяч. У позднейших поэтов эриний три: Тисифона (Тизифона), мстящая за убийство, Алекто, непрощающая, и Мегера, завистница. Афиняне называют их «Почтенными», впервые Эсхил изобразил их с волосами на голове в виде змей. Их пещера на склоне афинского акрополя. В Сикионе их называли Евмениды (Милостивые), их дубовая роща на берегу Асопа. Мании — божества, чей храм около Мегалополя. Видимо, это эпитет Евменид. Эринии преследуют за тяжёлые проступки, ввергая преступников в безумие. Ата (др.-греч. Ἄτη, «беда, несчастье, ослепление», в переводе Гнедича Обида) — в древнегреческой мифологии — богиня, персонификация заблуждения, помрачения ума, обмана, глупости. Неоднократно упоминается Гомером и Эсхилом. В «Илиаде» Гомер называет Ату старшей дочерью Зевса, не упоминая, однако, о её матери. В «Теогонии» Гесиода матерью Аты называется богиня раздора Эрида, но не упоминается имя отца, в связи с чем многие считали отцом Аты Зевса. По наущению Геры Ата помрачила рассудок Зевса, и тот поклялся, что первый родившийся теперь его смертный потомок станет затем великим правителем. Гера же, воспользовавшись клятвой, поспешила сделать так, чтобы Еврисфей родился раньше Геракла. Узнав об этом, Громовержец в гневе сбросил Ату с небес на землю, запретив ей более появляться в обители богов. С тех пор Ата скиталась по земле, предпочитая, однако ходить по головам людским, принося смертным разруху и опустошение. По Аполлодору же, Ата, сброшенная с небес, упала на вершину горы во Фригии, названную позже по её имени, вместе с ней упал и Палладий. Позже на этой горе Ил основал легендарный Илион (Трою), поэтому Троя называется основанной на холме Аты. Гея (др.-греч. Γαία «земля», диалектные формы Ге Γῆ либо Га, также «Гайа») — древнегреческая богиня земли. Родилась вслед за Хаосом. Является старшей сестрой Урана, Тартара и Талассы. Гея — мать всего, что живёт и растёт на ней, а также мать Неба, Моря, титанов и гигантов. Дочь Эфира и Гемеры. Уран (др.-греч. Οὐρανός, «небо») — в древнегреческой мифологии олицетворение неба, супруг Геи (земли), относится к самому древнему поколению богов. Гемера родила Урана или она породила его во сне; либо Уран — сын Хаоса (в иных мифах сын Эфира) и Гемеры; или сын Офиона и старшей Фетиды. Отец титанов и богов-титанов. «Первый стал править всем миром». Согласно Гесиоду, Гея, вступив с Ураном в брак, породила горы (по версии), нимф, Понта, титанов, киклопов и сторуких исполинов — гекатонхейров. Одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость. Своих детей, ужасных видом, он ненавидел. Пряча их в утробу Геи, Уран причинял ей тяжкие страдания. Тартар (др.-греч. Τάρταρος), в древнегреческой мифологии — глубочайшая бездна, находящаяся под царством Аида (представление, начиная с Гесиода), куда после титаномахии Зевс низвергнул Кроноса и титанов и где их стерегли сторукие исполины Гекатонхейры, дети Урана. Там же были заточены циклопы. Персефона наблюдает за Сизифом в Тартаре, афинская чернофигурная амфора, ок. 530 до н. э. Это объятое мраком место в Аиде, удаленное от поверхности земли на такое же расстояние, как земля от неба. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга I. Это тёмная бездна, которая на столько же удалена от поверхности земли, на сколько от земли небо: по словам Гесиода, медная наковальня летела бы от поверхности земли до Тартара в течение 9 дней. Тартар был окружён тройным слоем мрака бога Эреба и медными стенами с медными воротами бога Посейдона. Согласно Гесиоду, он возник вслед за Хаосом и Геей. По Эпимениду, рожден от Аэра и Никты. По другим авторам, как персонификация этой бездны, Тартар был сыном Эфира и Геи. От Тартара Гея породила чудовищных Тифона и Ехидну. О Тартаре упоминает Гомер (Il. VIII, 13). По свидетельствам древнегреческих авторов, Тартар находился на Севере. Позднее авторы стали считать Тартар самым отдаленным местом в Аиде. В средние века тартаром стали называть наиболее заброшенные и удалённые уголки земли. Во времена поздней античности Тартар представлялся пространством плотного холода и тьмы. Также в "Центуриях" Нострадамуса Тартар упоминается как гиблое место, которому предстоит пережить небывалый расцвет. Понт (от др.-греч. Πόντος — «море») — персонаж древнегреческой мифологии, бог внутреннего моря, древнее предолимпийское божество, сын Геи (олицетворявшей землю) и Эфира (олицетворявшего воздух). Гесиод в «Теогонии» указывает, что Гея породила Понта без отца. Для Гесиода Понт является чем-то бо́льшим, чем персонификацией Моря. Является отцом Нерея, Тавманта, Форкия и его сестры-жены Кето (от Геи или Тефиды); Еврибии (от Геи); тельхинов (от Геи или Талассы); родов рыб (от Талассы). Иногда его сравнивают с морским титаном Океаном, который был более почитаем среди греков, чем Понт. Кето (др.-греч. Κητώ, в позднейшем произношении Кито) — персонаж греческой мифологии, имя которой происходит от слова «ки́тос» (др.-греч. κῆτος — «морское чудовище»), от которого произошло и русское «кит». Нерей (др.-греч. Νηρεύς) — в древнегреческой мифологии один из наиболее любимых и чтимых богов водяной стихии (моря): добрый, мудрый, справедливый старец, олицетворение спокойной морской глубины, обещающий морякам счастливое плавание. Старший сын Понта и Геи, или сын Понта и Тефии. Муж Дориды, отец нереид, в том числе Фетиды. Нерей живёт в гроте на дне моря, в обществе 50-100 дочерей, нереид. Тавмант (др.-греч. Θαύμας, «чудесный», также Фавмант) — в древнегреческой мифологии божество морских чудес, подводный великан, сын Понта и Геи (или Понта и Тефии), муж Электры, отец Ириды и гарпий. Согласно Нонну, отец Ириды и Гидаспа (от Ириды). Форкий, Форкис, Форк (др.-греч. Φόρκυς) — в древнегреческой мифологии морское хтоническое божество, бог бурного моря, бог чудес. Сын Понта и Геи, либо сын Урана и Геи, либо сын Понта и Тефии. Брат и супруг морского божества Кето — злобной богини пучины. Вместе они повелевали всеми морскими штормами и наводили ужас на моряков, порождая морских чудовищ. Их дети: горгоны и грайи; геспериды (по версии); стоглавый дракон Ладон, стороживший золотые яблоки гесперид; сирены (по версии) и Ехидна (по версии). Также именно Форкий был отцом Троянского морского зверя, которого Посейдон натравил на жителей Трои, в наказание ее царю, который не отблагодарил бога за то, что тот защитил границы города. Кроме того, Форкий является отцом чудовища Скиллы (от союза с Гекатой, Ламией или Кето), бога битвы Полемоса. Согласно Гомеру, Форкий — морское божество, дед Полифема (как отец нимфы Фоосы). Ему посвящена пристань на Итаке. Союзник Диониса. По интерпретации, он был эфиопом с острова Керн за Геракловыми столпами, царём трех островов. По истолкованию, царь, отец трех дочерей. По Варрону, это царь Корсики и Сардинии, побежден в морской битве царем Атлантом. Эврибия (Еврибия, др.-греч. Εὐρυβία, Εὐρυβίη) — в древнегреческой мифологии воплощение морской силы, дочь Геи и Понта, сестра Нерея, Тавманта, Форкия и Кето; жена Крия, мать Астрея, Палланта и Перса. Титаны: Титаны Гиперион \ Иапет \ Кей \ Криос \ Кронос \ Океан \ Титаниды: Мнемозина \ Рея \ Тейя \ Тефида \ Феба \ Фемида \ Младшее поколение: Астерия \ Атлас \ Гелиос (персонификация солнца) \ Лето \ Менетий \ Прометей \ Селена (персонификация луны) \ Электра \ Эос (персонификация утренней зари) \ Эпиметей Ихтиония \ Олимпийцы Дети титана Кроноса и титаниды Реи: Зевс — рим. Юпитер. Бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона. Атрибуты: лабрис, орел, молния, гром, дуб, колесница. Гера — рим. Юнона. Покровительница семьи и брака, покровительница рожениц, супруга Зевса. Атрибуты: полотно ткани, диадема, шар, колесница. Посейдон — рим. Нептун. Владыка морей. Атрибуты: трезубец, дельфин, колесница, жена — Амфитрита. Аид — владыка подземного царства мёртвых. Брат Зевса, рим. Плутон, Гадес, Орк, Дит. Атрибуты: трёхглавый пёс Цербер (Кербер), вилы (двузубец), колесница. Жена — Персефона (Прозерпина). Деметра — рим. Церера. Богиня земледелия и плодородия. Атрибуты: посох в виде стебля. Гестия — рим. Веста. Богиня домашнего очага. Атрибуты: факел. Богиня-девственница. Потомки детей Кроноса и Реи: Аполлон — рим. Феб. Бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, бог-прорицатель. Атрибуты: лавровый венок, лук со стрелами, колесница, золотая лира. Арес — рим. Марс. Бог кровожадной, несправедливой войны. Атрибуты: шлем, меч, щит, колесница. Любовник или муж[3] Афродиты. Артемида — рим. Диана. Богиня луны и охоты. Богиня-девственница. Атрибуты: колчан со стрелами, лань, колесница. Афина — греч. Паллада; рим. Минерва. Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница города Афины, ремесел, наук. Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. В руках — щит с изображением головы Медузы Горгоны (Эгида) и копьё. Изображалась со статуэткой богини победы — Ники. Родилась из головы Зевса. Богиня-девственница. Афродита — рим. Киприда; рим. Венера. Богиня любви и красоты. Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза, колесница. Гермес — рим. Меркурий. покровитель дорог и путников, посланник Зевса, первым научивший людей азбуке, счету и торговле. Также считается покровителем воров. Атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимка с крылышками, кадуцей (посох в виде двух переплетенных змей). Гефест — рим. Вулкан. Бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Хромоногий. Жена — Афродита. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового), колесница. Дионис — греч. Вакх; рим. Бахус. Бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином, колесница. Боги и божества водной стихии Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона Ахелой — речной бог с телом быка и лицом человека. Его рог, отрубленный Гераклом, стал рогом изобилия Лимнады — нимфы озёр и болот Наяды — нимфы родников, источников и рек Нереиды — морские нимфы, сестры Амфитриаты Океан — персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену Океаниды — дочери Океана Понт — бог внутреннего моря Посейдон — бог моря Речные боги — боги рек, сыновья Океана и Тефиды Тефида — титанида, жена Океана, мать океанид Тритоны — свита Посейдона и Амфитриты Тритон — бог, вестник глубин Боги и божества воздушной стихии Основная статья: Ветры в древнегреческой мифологии Аура — персонификация лёгкого ветра, воздуха Борей — олицетворение северного бурного ветра Зефир — западный сильный ветер, считался также вестником богов (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер) Нефела — богиня облаков Нот — южный ветер Эвр — восточный ветер Эол — полубог, повелитель ветров Боги смерти и подземного мира Аид — бог подземного царства мёртвых Персефона — супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры Минос — судья царства умерших Радамант — судья царства умерших Геката — богиня мрака, ночных видений, чародейств, всех чудовищ и привидений Мелиноя — богиня духов, одна из служанок Аида. Присматривает за неупокоенными мертвецами, бродящими по земле. Каждую ночь выходит из царства мертвых, чтобы попугать смертных Керы — духи войны, насилия, болезней и немощей. Питаются кровью погибших Танатос — бог смерти Гипнос — бог забвения, сна, брат-близнец Танатоса Эринии — богини мести Музы Каллиопа — муза эпической поэзии Клио — муза истории в древнегреческой мифологии Мельпомена — муза трагедии Полигимния — муза торжественных гимнов Терпсихора — муза танца Талия — муза комедии и лёгкой поэзии Урания — муза астрономии Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки Эрато — муза любовной поэзии Циклопы Арг — «молния» Бронт — «гром» Стероп — «блеск» Гекатонхейры Дети Урана и Геи: Бриарей — сила Гиес — пашня Котт — гнев Гиганты Агрий \ Алкионей \ Гратион \ Ипполит \ Клитий \ Мимант \ Паллант \ Полибот \ Порфирион \ Тоон \ Эврит \ Энкелад \ Эфиальт \ Другие боги Ника — богиня победы Селена — богиня луны Эрос — бог любви Гименей — бог брака Ирида — богиня радуги, вестница богов Ата — богиня заблуждения, помрачения ума Апата — богиня обмана Фобос — бог страха, сын Ареса Деймос — бог ужаса, родной брат Фобоса Асклепий — бог врачевания Морфей — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса) Гимерот — бог плотской любви и любовного наслаждения Ананке — божество-воплощение неотвратимости, необходимости Алоэй — древнее божество обмолоченного зерна Пан — бог лесов, покровитель охотников и пастухов. Спутник Диониса Эрида — богиня хаоса. Неперсонифицированные боги Сатиры \ Нимфы \ Оры \ Чудовища Амфисбена \ Василиск \ Гарпии \ Грифоны \ Драконы \ Единороги \ Ехидна \ Кентавры (Центавры) \ Ламия \ Лернейская гидра \ Медуза \ Минотавр \ Немейский лев \ Орф \ Пегас \ Пифон \ Сатиры \ Сирены \ Стигийские собаки \ Стимфалийские птицы \ Сфинкс \ Сцилла (Скилла) \ Тифон \ Фениксы \ Харибда \ Химера \ Цербер (Кербер) \ Привидение Эмпуса \ Герои Ахилл \ Геракл \ Одиссей \ Персей \ Тесей \ Ясон \ Гектор \ Беллерофонт \ Орфей \ Пелоп \ Фороней \ Эней \


 



   

     

   

 










РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )



ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar