Меню
Назад » »

И.Р. Сушков. Основы психологических отношений человека в социальной системе(44)

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
























Д-р психол. наук 
​СУШКОВ ИГОРЬ РУДОЛЬФОВИЧ




  
 
Российская академия наук Институт психологии И.Р. Сушков.

  
 
Издательство «Институт психологии РАН» Москва — 2007
Основы психологических отношений человека в социальной системе
(Геометрия человеческих отношений)




 
     СУШКОВ ИГОРЬ РУДОЛЬФОВИЧ

 
 
     

Глава 3
Психологические основания
межличностных отношений людей


 

Когда на свет рождается ребенок,
Здесь чуда от него не ждут большого
И говорят: «Вот и невеста Юям!»
Или: «А вот и зять для дома Чжоу!»
(Написано ради забавы на стене
деревенской хижины)

Личность как индивидуальный носитель человеческих отношений

Традиционно межличностные отношения, как мы уже отмечали, рассматриваются в качестве отношений отдельных индивидов, в качестве эмоционально окрашенных и отражающих их индивидуальные интересы, ценности, жизненные позиции. Такой подход нивелирует понятие личности до представлений о человеке как изолированном социальном явлении, вещи, помещенной в структуру определенных социальных связей. Сам же человек никогда таким себя не представляет и тем более не строит своего поведения исходя из таких стерилизованных причинно-следственных связей. В его поведении явно обнаруживаются две принципиально различных плоскости формирования своих отношений с другими людьми.
Многочисленные лабораторные эксперименты обнаружили существенные изменения в психике человека, происходящие при его восприятии себя членом сообщества.
Эксперименты показали, что члены групп в целом воспринимают свои интересы с более экстремальных позиций, чем отдельные индивиды [347, 375, 596]. Поэтому становятся понятны механизмы явления «сдвига риска», когда пребывание в группе приводит индивида к принятию более экстремальных решений по сравнению с принятием решения индивидуально [356, 357, 440, 441, 395, 495].
Становится понятной агрессивность испытуемых в экспериментах С. Милграма и Ф. Зимбардо [430, 431, 498, 512].
Упомянутый индивидуальный экстремизм, по сути, имеет не индивидуальную, а групповую основу, когда в конкретной социальной ситуации человек переживает себя не уникальным и объективным центром каузальной природы мира, а частью коллективного субъекта.
В отдельных случаях ответственность индивида за свои действия вообще становится минимальной. В.М. Бехтерев так передавал состояние, которое охватывает человека, когда он попадает в спасающуюся толпу: «Кто переживал вместе с другими панику, тот знает, что это не есть простая трусость, которую можно побороть в себе сознанием долга и с которой можно бороться убеждением. Нет, это есть подавляющий аффект, развивающийся внезапно при каком-либо неожиданном впечатлении угрожающего характера и с необычайной быстротой распространяющийся путем психического влияния на множество лиц...» [33, с. 144].
Нередко остается в тени то, как одни и те же индивиды могут одновременно заключать в себе данное им от природы, содержащееся внутри них и то, что, казалось бы, противопоставлено им в качестве внешнего и заставляет их добровольно принимать законы сообщества.
Не до конца понятны силы, заставляющие человека преодолевать в себе природные инстинкты и защищать совершенно посторонних людей, защищать те конструкты, которые С. Аш назвал «психологической ошибкой».
Все эти трансформации поведения и отношений должны вмещаться в одно понятие, характеризующее человека — понятие личности.
Общий принцип эволюционного преобразования психики в социальном направлении достаточно корректно отражен в концепции В.М. Русалова, объясняющей факторы развития индивидуальных различий [224]. Рассматривая человека как систему взаимосвязанных психических качеств, В.М. Русалов выделяет подсистему «жестких» элементов. Они мало изменчивы в течение человеческой жизни, дают биологическому организму устойчивость в системе человек–природа и передаются генетически. Это закономерности протекания психических процессов, темперамент как один из основных системообразующих факторов. Они позволяют при жизни усвоить относительно небольшой репертуар актов поведения, необходимых для выживания.
Но жизнь в обществе гораздо более динамична и изменчива, чем природные условия. Человек может родиться при одном социальном устройстве государства, а умереть — при совершенно другом. Поэтому социоэволюция предусмотрела возможность выработки подсистемы гибких индивидуальных качеств. Они согласуют жизнь индивида с требованиями общественного окружения. Эти качества становятся качествами личности.
Таким образом, появляется принципиально новое свойство, соответствующее социальному уровню жизни. Его мы и называем личностью. Интерпретируя выражение А.Н. Леонтьева, можно сказать, что с момента появления личности произошел переход из «одних форм движения материи в другие высшие ее формы, характеризующиеся новыми зависимостями, связями, отношениями» [138, с. 119].
Теперь общество получает возможность организовать себя через личность. Оно заставляет индивида усваивать в процессе социализации отношения, существующие между людьми в тех социальных объединениях, в которые индивид попадает под влиянием жизненных обстоятельств. Структура отношений внутри индивида начинает создавать личностные свойства.
Впитать социальные отношения, т.е. отношения, связанные с другим человеком, индивид способен только тогда, когда для этого есть общая основа. Эта основа появляется, если индивид считает другого индивида своим, принадлежащим той же социальной группе, и в этом смысле таким же, как он сам, и, в конечном счете, самим собой, т.е. при условии идентификации индивидом себя с соответствующим коллективным субъектом. В противном случае будет формироваться отрицательное отношение к воздействию другого.
С момента идентификации начинается процесс социализации индивида и превращения ее в личность.
Параллельно с развитием своего организма человек должен освоить две параллели внешнего мира.
Первая — это параллель материальных объектов, необходимых для адаптации в современном социальном мире. Субъекту необходимо освоить достижения цивилизации, т.е. приобрести навыки пользования бытовыми приборами, транспортом, такими техническими средствами, как компьютеры, телефоны, фотоаппараты и пр. Современный молодой человек, который не знает возможности компьютера и Интернета, будет выглядеть несколько изолированно в своей среде и будет испытывать определенные социальные трудности.
Известный американский социолог Элвин Тоффлер, написавший книгу «Шок будущего» [268], отмечал, что прогресс материальной сферы идет в геометрической прогрессии. Двигателями в массовом потреблении пользуются только три поколения, телевизорами два поколения, компьютерами — одно. А сотовыми средствами связи даже пока не поколение. Если так будет продолжаться дальше, то человечество просто сойдет с ума. Это, конечно, не совсем верно, так как человек осваивает не конкретный предмет или модель, а принцип его использования. Тот, кто знает принцип работы компьютера, легко осваивает любую новую модель.
Вторая параллель — это социально-психологические отношения, т.е. сфера человеческой культуры. Хотя мы на них обращаем меньше внимания и считаем их чем-то наивным и постоянным, но они также быстро прогрессируют и усложняются.
Век назад человек имел друга детства, которому был верен всю жизнь и провожал его в последний путь. Сейчас некоторые ухитряются менять друзей каждую неделю и считают это нормальным. Если раньше браки совершались на небесах и супруги, как писали в романах, «жили долго и счастливо и умерали в один день», то сейчас жениться в третий, четвертый раз считается в порядке вещей. И даже популярные специалисты в области супружеских отношений с телевизионного экрана заявляют обеспокоенным родителям, о том, что брак их девятнадцатилетней дочери с шестидесятилетним мужчиной является скорее благом, чем бедой. В этом браке она приобретет такой социальный опыт, что …в следующий раз выйдет замуж очень удачно. Так, что прогресс и в этой сфере идет очень быстро.
Если задержка в освоении первой параллели еще может быть как-то компенсирована, то дезадаптация в сфере отношений приводит непосредственно к изоляции индивида.
Усвоение сферы социально-психологических отношений протекает на основе ряда психологических механизмов.
Самый первый механизм, доступный человеку, еще не обладающему речью и развитыми моторными актами — механизм заражения, т.е. усвоение отношений через подверженность общему с другими эмоциональному настрою. Механизм, доставшийся человеку от природы, сохраняет свое значение и в современном обществе.
Некоторые японские фирмы используют его, приучая своих сотрудников перед работой вставать в кружок и петь гимн своей организации. Политики при дефиците логических обоснований прибегают к нему, чтобы сформировать эмоциональную привязку слушателей.
Достаточно вспомнить первые выступления лидера ЛДПР Владимира Жириновского, когда он всем обещал дойти до Индийского океана, каждому мужику по бутылке, а каждой женщине по мужику. В итоге около 10% электората регулярно голосуют за эту партию.
Второй механизм — механизм подражания становится доступным при развитых моторных способностях, когда ребенок усваивает модели поведения, просто наблюдая за родителями. При этом он «понимает», что есть рукой намного удобнее, но все равно, попадая мимо рта, все же пытается есть ложкой, глядя на родителей. На этом держится «мода» взрослого мира.
Третий механизм, детерминированный уже миром социальных отношений,— механизм внушения — становится доступным с момента овладения речью. Он основан на некритичном принятии моделей поведения, социальных установок, передающихся с помощью речи от другого лица. Он начинает работать с того момента, когда ребенок еще не способен опереться на логические структуры, но понимает, когда мать грозит ему пальцем и говорит: «Нельзя! Это бяка!»
У взрослого человека механизм внушения остается эффективным при слабом уровне развития критичности и образования. Проявляется в виде лозунгов, призывов, необоснованных идей, имеющих привлекательность с точки зрения индивидуального сознания.
В книгах посвященных истории КПСС можно было встретить такие высказывания, как: «Рабочие Иваново-Вознесенска после десятичасового рабочего дня собирались на явочной квартире большевика Федора Самцова и изучали труды Карла Маркса и Владимира Ильича Ленина». Если представить себе «Капитал» Маркса, к которому для глубокого понимания требуются еще и объемные комментарии Розенталя, то можно признать: рабочие по вечерам, конечно, собирались, но вряд ли можно поверить, что они тратили свое время на изучение трудов классиков, тем более, что о Ленине до Октябрьской революции знал только узкий круг его соратников. Скорее всего эффект народной поддержки сделали лозунги: «Фабрики — рабочим! Земли — крестьянам! Хлеб — голодным! Мир — народам!»
И, наконец, с формированием способности логического обоснования бытия индивидом появляется механизм убеждения, который опирается на изменение семантических структур сознания личности при полном контроле самосознанием.
Известный американский психолог Лоуренс Колберг исследовал стадии морального развития личности в процессе ее социализации и выяснил, что личность проходит при этом ряд стадий и этапов [14, 164]. Личность начинает с преконвенциального уровня, характеризующегося сугубо индивидуалистическими тенденциями. Проходит конвенциальный уровень, наполненный межиндивидуальными связями. И завершает свое развитие постконвенциальным уровнем, отражающим всеобщие основания нравственности и охватывающим глобальную социальную структуру как жизненную среду человека.
Исследования Эрика Эриксона напрямую связывает стадии развития личности с процессом освоения взаимоотношений людей [312].

Таблица 8.
Стадии развития по Э. Эриксону

Таким образом, коллективный субъект, т.е. различные социальные группы, являются той питательной средой личности, которая формирует ее взаимоотношения и в которой личность может в принципе появиться. А следовательно, коллективный субъект является тем объектом, который личность «захочет защищать» в ущерб своей индивидуальной жизни.
В процессе социализации качества личности оказываются индивидуализированной проекцией тех свойств, которыми обладают группы, включающие или когда-либо включавшие данную личность. А группа, в свою очередь, представляет собой систему личностей.


 
 
Перепечатка и ссылки на монографию
только с согласия автора


   



Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar