0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1851
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 41
ГОСТЬ: 41
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ РИТОРИКИ
БЕСЕДА | БЕСЕДА (1) | БЕСЕДА (2) | ЭРИХ ФРОММ БЕСЕДА | РИТОРИКА (10) | РИТОРИКА (9) | РИТОРИКА (8) 
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1) 


ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ  | ПСИХОЛОГИЯ  | ПСИХИКА  | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ 
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ​ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ 
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР 

 
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ РИТОРИКИ | СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА


Родиной риторики считается Древняя Греция, хотя известно, что о мастерстве публичного выступления знали в Египте, Ассирии и Вавилоне. Но первые работы по теории риторики появились именно в Элладе. Предпосылкой к этому послужило становление к V в. до Р.Х. рабовладельческой демократии – социального строя, для которого была характерна относительная гласность. Каждый гражданин города-полиса мог принимать участие в решении социально-политических проблем, обращаясь с выступлением непосредственно к Народному собранию. Демократическим путем решались и судебные споры: любой мог выступить в роли обвинителя или помочь подсудимому защититься. В такой ситуации в выгодном положении находился тот, кто мог пламенной речью привлечь народ на свою сторону. Умение быть красноречивым оратором становится необходимым практически каждому человеку.
В V веке до Р.Х. появились софисты (в переводе – мудрецы) – философы-просветители и платные учителя риторики. Обладая даром слова, развитой культурой мышления, практическим опытом подготовки и произнесения речей, софисты обучали своих подопечных умению мыслить и говорить. При обучении они использовали такие приемы, как наблюдение за выступлениями наиболее опытных ораторов, анализ удач и поражений, организовывали словесные баталии, состязания в остроумии. Заслуга софистов в том, что они проводили практические занятия по подготовке молодежи к жизни и деятельности в качестве профессиональных риторов, а также в том, что они разработали основы теории красноречия, определили содержание обучения риторике. Добиться убедительности, как считали софисты, можно искусно составленной речью, для чего следует использовать различные приемы: выбирать оптимальную длину речи и фразы, заботиться о благозвучии, пользоваться специальной лексикой, украшать речь, используя, например, метафору, антитезу, аллегорию и т.п.
Софисты считали, что дар красноречия не дается человеку при рождении, а приобретается в учении и труде («поэтами рождаются, ораторами – становятся»). При обучении основное внимание уделяли составлению речей, искусству спора, упражняли память, а также изучали литературу, историю для того, чтобы иметь материал к победе в споре. Речи учителей-софистов Горгия, автора одного из первых учебников красноречия, Продика, Протагора и других являются образцовыми и в наше время. Сохранилась и терминология, предложенная софистами. Во времена софистов риторика была «царицей всех наук».
Вместе с тем, однако, большим недостатком софистической школы следует считать самую её основную задачу, сформулированную одним из известнейших софистов, Протагором, следующим образом: наихудший аргумент необходимо представить как наилучший путём хитроумных уловок в речи, в рассуждении, заботясь не об истине, а об успехе в споре или о практической выгоде. Известно, что Протагор сам и оказался жертвой «софизма Эватла»:
В Древней Греции существовали школы софистов, где молодые люди могли обучаться красноречию, ораторскому искусству и юридическим наукам.
Рассказывают, что к одному учителю-софисту Протагору однажды явился юноша по имени Эватл и обратился к учителю с просьбой сделать из него хорошего оратора, так как он жаждет выступить в каком-нибудь судебном процессе в качестве защитника или обвинителя.
По заключенному между ними договору Эватл должен был заплатить за обучение 10 тысяч драхм только в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. В случае проигрыша первого судебного дела он вообще не был обязан платить.
Однако, закончив обучение, Эватл не стал участвовать в судебных тяжбах. Как следствие, он считал себя свободным от уплаты за учебу. Это длилось довольно долго, терпение Протагора иссякло, и он сам подал на своего ученика в суд. Таким образом, должен был состояться первый судебный процесс Эватла.
Протагор привёл следующую аргументацию: «Каким бы ни было решение суда, Эватл должен будет заплатить. Он либо выиграет свой первый процесс, либо проиграет. Если выиграет, то заплатит по договору, если проиграет, заплатит по решению суда».
Эватл возражал: «Ни в том, ни в другом случае я не должен платить. Если я выиграю, то я не должен платить по решению суда, если проиграю, то по договору».
За пренебрежение к истине школу софистов подверг критике Сократ (470-399 гг. до Р.Х.), считавший истину божественной мерой всех вещей. Сократ строил свою преподавательскую деятельность (он учил мыслить, доказывать, говорить) на устном слове. В историю эта форма вошла под названием «сократовой беседы» («сократической беседы»). Искусство Сократа состояло в умении так организовать беседу, чтобы она в конечном итоге привела учеников к нахождению истины. Системой вопросов и ответов Сократ заставлял их убедиться в том, что даже непреложная на первый взгляд истина требует глубокого осмысления.
Мысли Сократа записал его ученик Платон (427-347 гг. до Р.Х.). По мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины, которую надо постичь и составить о ней мнение. А внушить это мнение другим людям можно только тогда, когда узнаешь душу человека. Платон основал Академию, в которой риторике отводилось особое место. Она считалась царицей всех наук, а овладение ею – высшей степенью образованности.
Особое значение в развитии риторики принадлежит Аристотелю (384–322 гг. до Р.Х.), основавшему Ликей, где ведущими предметами были философия и риторика. Свои взгляды по теории красноречия Аристотель изложил в книге «Риторика». В ней он дает уже упомянутое нами выше определение риторики как способности «находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета...». Определив цель, автор переходит к способам постижения науки. Он показывает, что для успеха речи важны следующие компоненты: характер самого говорящего, особенности слушателей и качества речи. Таким образом, Аристотель выводит триаду: отправитель речи – сама речь – получатель речи. Главным достоинством речи, по Аристотелю, является ясность. Большое внимание в книге уделяется технической стороне речи: происхождению способов убеждения, сущности и особенностям стиля речи, её композиции.
Идею о том, что ораторскому мастерству можно научиться, доказал примером своей жизни Демосфен (384–322 гг. до н.э.). Ценой неустанного труда и собственных усилий он преодолел свои физические недостатки. С помощью наблюдений за выступлениями опытных ораторов, анализа речей и бесед ему удалось исправить ошибки своих первых выступлений. Историки пишут о приёмах работы над техникой речи, изобретённых Демосфеном: о подражании при постановке звуков (например, звук «р» отрабатывается при подражании рычащему щенку), о декламации перед зеркалом, о развитии «долгого» дыхания путем физических упражнений (например, бега, подъема на гору), об укреплении мышц речевого аппарата и улучшения дикции (известна история о тренировке Демосфеном губ и языка с помощью морской гальки, которой он набивал себе рот и произносил речи бурлящему морю) и др.
Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло особенного расцвета во время могущества Римской республики. Во II в. до Р.Х. в Риме существовали грамматические школы для мальчиков, проходивших курс гуманитарной подготовки, чтобы в будущем посвятить себя деятельности политического или судебного оратора. Обучение строилось в несколько этапов: в школе литератора обучали чтению; в школе грамматиста – письму; а на высшей ступени – в школе ритора – прививали навыки красноречия, осваивали теорию, упражнялись в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы, общественной жизни. 
Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима считается творчество Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до Р.Х.). Взгляды на риторическую науку Цицерон изложил в книгах «Об ораторе», где представлен образ идеального оратора-философа, «Брут, или О знаменитых ораторах» – история красноречия, «Оратор», в которой рассматриваются вопросы стиля речи и пути достижения успеха выступления.
В трактатах разработана программа подготовки настоящего оратора, обладающего глубоким знанием предмета и усвоившего теорию красноречия. По Цицерону, начинать обучение надо с усвоения «общеизвестных и избитых правил», к которым относятся знания о цели выступления и задачах оратора, общих местах, родах красноречия, композиции речи, средствах её украшения и т.д. Не отрицая пользы упражнений в произнесении речей экспромтом, Цицерон подчеркивал важность заранее подготовленных речей: «...хоть и полезно говорить часто без приготовления, однако же гораздо полезнее дать себе время на размышление и зато уж говорить тщательней и старательней». Полезным он считал и переложения текстов с греческого языка, сам занимался ими, причём брал для перевода не только общеизвестные слова и выражения, но и изобретал свои, более изысканные. Подчёркивая значение практики для становления оратора, Цицерон считал, что чем больше жизненных ситуаций пройдёт оратор, тем больше будет развиваться его мастерство: «...слово должно выйти из укромной обстановки домашних упражнений и явиться в самой гуще борьбы, среди пыли, среди крика, в лагере и на поле судебных битв...».
Свой опыт преподавателя риторики и судебного адвоката обобщил в обширном сочинении «Риторические наставления» Марк Фабий Квинтилиан (36-96 гг. н.э.). В его риторической школе широкое общее гуманитарное образование сочеталось с глубоким изучением ораторского искусства времён античного классицизма. Наследие Квинтилиана содержит тщательный анализ теоретического и практического красноречия, мысли о воспитании оратора, рекомендации для чтения произведений. Автор намечает пути развития ораторских качеств: «...приобретение запаса лучших выражений сообразно предписанным заранее правилам, образование слога, путем продолжительных и добросовестных стилистических упражнений, причем даже то, что случайно сходит с пера, должно носить характер написанного, и, наконец, долгие устные беседы при долгих письменных работах, – лёгкость дают преимущественно привычка и практика».
По мнению Квинтилиана, хорошего оратора отличает как умение чётко и ясно говорить, так и красота и изящество речи. Значительно подробнее, чем предыдущие теоретики, Квинтилиан разрабатывает вопрос о логике выступления и путях украшения речи, даёт советы по улучшению техники речи, развивает мысли о значении жестов, мимики, телодвижений в ораторской практике.
В Средневековье в странах Западной Европы происходило переосмысление античного ораторского искусства. Церковная гомилетика вытеснила все виды ораторской речи. Эпоха Ренессанса возродила риторическую науку и ораторское искусство в Германии, Англии, Италии, Испании и других европейских странах.

РИТОРИКА В РОССИИ

Кратко об истории риторики в России.
Влияние Цицерона, Квинтилиана и других известных римских ораторов на развитие теории красноречия и методики обучения риторике весьма значительно. Риторическую культуру Рима переняла Византия, а следом за ней и Древняя Русь. С принятием христианства на Руси началось освоение книжности, а с ней и сущности риторики как науки.
Широкую известность на Руси получили «Слова» известного византийского ритора Иоанна Златоуста (347–407), которые входили в состав сборников «Златоструй», «Златоуст» и служили образцами для подражания. В древнерусских памятниках часто встречаются слова ритор, риторика, ветия, ветийство, хитростное глаголание. Это говорит о том, что уже в то время правилам построения речи уделялось самое серьёзное внимание. На Руси в то время были распространены два рода публичного красноречия: слово – торжественное красноречие (например, «Слово о полку Игореве») и поучение, к которому относились назидательные речи (например, «Поучения» Владимира Мономаха). По всем правилам риторической науки построено «Слово о законе о благодати» митрополита Илариона, которое не уступает трудам византийских ораторов.
До принятия христианства на Руси не было книжного учения, так как его необходимость отрицало язычество. Вместе с принятием христианской веры Русь заимствовала и византийскую систему образования. Так же, как и в Византии, на Руси в рамках «учения книжного» был известен тривиум (диалектика, грамматика и риторика), причем риторика рассматривалась как высшая наука. Ученики усваивали правила речевого поведения, которым надо было следовать в соответствии с нормами христианской этики. Изречения о житейской мудрости содержались в сборнике «Пчела», почти половина из них относятся к правилам практической риторики.
В XVII веке при монастырях появились первые московские школы «повышенного» типа. Лучшие ученики таких школ поощрялись: им давалось право произнести речь перед патриархом. Открывались и светские школы, обучение в которых сводилось к изучению классических языков (греческого и латинского), риторики, грамматики и некоторых других наук.
В 1620 году на Руси появляется первый учебник риторики, в основу которого положен перевод труда немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497–1560). Переводчик, предположительно вологодский митрополит Макарий, даёт обоснование риторике: обучение «добрословию» является одним из путей к достижению правильной и полезной жизни. С развитием просвещения появилось множество учебников риторики на латинском или церковнославянском языках.
Огромный вклад в развитие русского красноречия внес Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Он предпринял реформу русского языка, заложил основу современного русского языка. В 1744 г. Ломоносов издал первый учебник риторики на русском языке «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное». Издание встретило отпор академиков, предлагавших сделать перевод на латинский язык. Автор не только не сделал этого, но и подготовил в 1748 г. новую работу – «Краткое руководство к красноречию». М.В. Ломоносов дал определение красноречия и оратора: «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речьми и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости ее удостоверить. Кто в сей науке искусен, тот называется ритор».
Ломоносов, рассматривая проблему подготовки оратора, говорит, что для красноречия необходимы дарования душевные (острый ум и память) и телесные (хорошие физические качества), а также знание теории, в частности, элементов и структуры публичной речи, знание «нравов человеческих», упражнения в подражании авторам. Ломоносовский учебник был первой российской хрестоматией, содержавшей образцы из произведений античных, европейских и отечественных риторов.
По проекту Ломоносова в 1755 г. создан Московский университет, на философском факультете которого читали курс красноречия.
В России в конце XVIII – XIX вв. создаются многочисленные пособия по риторике. И.С. Рижский, автор учебника «Опыт риторики» (1809), определил задачи общей риторики в том, чтобы силою слова, которая заключается в выразительности и изобразительности речи, воздействовать на умы и души слушателей. Н.Ф. Кошанский, чья «Риторика» выдержала 11 изданий, считал, что обучение риторике решает не только практические, но и глубокие развивающие задачи: через обучение изобретению речи развиваются все способности ума, а изящное выражение мыслей воспитывает любовь к благородному и прекрасному. Н.Ф. Кошанский выделял три средства обучения риторике: чтение, размышление и упражнения. Не менее популярна в XIX веке была и «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических», написанная А.Ф. Мерзляковым. В книге содержатся наставления о сочинении писем, речей, ведении разговоров, рассуждений, составлении истинных или вымышленных историй, учебных книг. В 1844 г. вышла книга М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия». Автор считал, что «основания красноречия суть страсти», и рассматривал значение композиционных элементов речи для возбуждения страстей (например, введение есть «приуготовление души к тем понятиям, которые оратор хочет ей внушить, или к тем страстям, кои в ней он хочет возбудить». 
Большое значение для развития риторики в России имела судебная реформа 1864 года. В результате реформы судебный процесс стал открытым, гласным, состязательным, учреждена адвокатура, и, как следствие, появилось заметное число талантливых судебных ораторов. Среди них прокурор и судья А.Ф. Кони, адвокаты Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, Н.П. Карабчевский, А.И. Урусов и многие другие. Их речи отличались глубиной содержания, изысканностью формы и отточенностью слога. Многие из них не только занимались практикой судебного красноречия, но и внесли вклад в развитие теории риторики.Во 2-й половине XIX века многие общественные и политические деятели критикуют официальное красноречие и риторику. После октябрьского переворота 1917 г. риторика объявлена старорежимной и бесполезной наукой - она практически не преподаётся в учебных заведениях. Интерес к риторике в нашей стране возрождается лишь в 90-е годы XX века, что связано с изменением социально-политических и экономических условий жизни общества, новым отношением к человеку как индивидуальности, неповторимой личности и развитием наук, которые занимаются исследованием речи с разных позиций.



РИТОРИКА : СТАТЬИ НА САЙТЕ

РИТОРИКА | РИТОРИКА И СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ | ИСПОЛНЕНИЕ - ПРОИЗНЕСЕНИЕ / РИТОРИКА | ПАМЯТЬ - ЗАПОМИНАНИЕ / РИТОРИКА | СЛОВЕСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИЛИ ДИКЦИЯ / РИТОРИКА | РАСПОЛОЖЕНИЕ ИЛИ КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА / РИТОРИКА | МАТЕРИАЛ РЕЧИ ИЛИ ТЕКСТА / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РЕЧИ / РИТОРИКА | ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ РИТОРИКИ | ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ РИТОРИКИ | ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РИТОРИКИ КАК НАУКИ | СТИЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / РИТОРИКА | РУССКАЯ РИТОРИКА XIX, XX ВЕКОВ | РАЗВИТИЕ РИТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В РОССИИ | РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ В ЕВРОПЕ | РИТОРИКА ДРЕВНЕГО РИМА | РИТОРИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ПЕРВЫЙ РАЗ НА ЭСТРАДЕ | О ВРЕДЕ ТАБАКА / РИТОРИКА | ЛЕКЦИЯ / РИТОРИКА | ГИПЕРБОЛА / РИТОРИКА | ВЫСКАЗЫВАНИЕ / РИТОРИКА | ВОПРОСНО-ОТВЕТНОЕ ЕДИНСТВО / РИТОРИКА | ВЕС / РИТОРИКА | БЕССОЮЗИЕ / РИТОРИКА | АФОРИЗМ / РИТОРИКА | АУДИТОРНЫЙ ШОК / РИТОРИКА | АССЕРТИВНОСТЬ / РИТОРИКА | АРХАИЗМЫ / РИТОРИКА | АРГУМЕНТ / РИТОРИКА | АПОСТРОФА / РИТОРИКА | АНТОНИМЫ / РИТОРИКА | АНТИТЕЗА / РИТОРИКА | АНЕКДОТ / РИТОРИКА | АНАФОРА / РИТОРИКА | АНАЛОГИЯ / РИТОРИКА | АНАДИПЛОСИС / РИТОРИКА | АЛЛЮЗИЯ / РИТОРИКА | АЛЛЕГОРИЯ / РИТОРИКА | АКТИВНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | АБСТРАКТНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | СУЖДЕНИЕ / РИТОРИКА | СУГГЕСТИВНОСТЬ / РИТОРИКА | СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ / РИТОРИКА | СРАВНЕНИЕ / РИТОРИКА | СПОСОБ ДЕМОНСТРАЦИИ АРГУМЕНТА / РИТОРИКА | СПОР / РИТОРИКА | СОФИСТЫ / РИТОРИКА | СОФИЗМ / РИТОРИКА | СОЛЕЦИЗМ / РИТОРИКА | СЛУШАНИЕ / РИТОРИКА | СИТУАЦИЯ / РИТОРИКА | СИНОНИМЫ / РИТОРИКА | СИНЕКДОХА / РИТОРИКА | СИМПЛОКА / РИТОРИКА | ЧТЕНИЕ / РИТОРИКА | СИЛЛОГИЗМ / РИТОРИКА | ЧТО ОБУСЛОВИЛО ПОЯВЛЕНИЕ РИТОРИКИ | ПЕРСПЕКТИВЫ РИТОРИКИ | СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | РИТМИЧЕСКИЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | МИМИКА / РИТОРИКА | НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / РИТОРИКА | ЧТЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | СЛУШАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | ФОРМЫ РЕЧИ / РИТОРИКА | ЯЗЫКОВАЯ НОРМА / РИТОРИКА | ЭТОС / РИТОРИКА | ЭПИФОРА / РИТОРИКА | ЭПИТЕТ / РИТОРИКА | ЭМПАТИЯ / РИТОРИКА | ЭЛЛИПС / РИТОРИКА | ЭКСТРАВЕРСИЯ / РИТОРИКА | ЭВФЕМИЗМ / РИТОРИКА | ШТАМП / РИТОРИКА | ХИАЗМ / РИТОРИКА | ФИГУРА УМОЛЧАНИЯ / РИТОРИКА | УМОЛЧАНИЕ / РИТОРИКА | УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ / РИТОРИКА | УБЕЖДЕНИЕ / РИТОРИКА | ТРОП / РИТОРИКА | ТОЛЕРАНТНОСТЬ / РИТОРИКА | ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ТЕРМИН / РИТОРИКА | ТЕМП РЕЧИ / РИТОРИКА | ТЕМБР / РИТОРИКА | ТЕМА / РИТОРИКА | ТЕЗИСЫ / РИТОРИКА | ТАВТОЛОГИЯ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / РИТОРИКА | РЕЧЬ / РИТОРИКА | КРИТИКА ОЦЕНКИ ДОКЛАДОВ / РИТОРИКА | ОЦЕНКА РЕФЕРАТА / РИТОРИКА | РЕФЕРАТ / РИТОРИКА | РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЛОВКИ / РИТОРИКА | ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ / РИТОРИКА | ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ПРОСАПОДОСИС / РИТОРИКА | ПРОПОНЕНТ / РИТОРИКА | ПРИНУЖДЕНИЕ / РИТОРИКА | ПОТРЕБНОСТЬ / РИТОРИКА | ПОНЯТИЕ / РИТОРИКА | ПОЛЕМИКА / РИТОРИКА | ПОЗИЦИЯ / РИТОРИКА | ПОВТОР / РИТОРИКА | ПЛЕОНАЗМ / РИТОРИКА | ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / РИТОРИКА | ПЕРИФРАЗ / РИТОРИКА | ПАУЗА / РИТОРИКА | ПАССИВНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ / РИТОРИКА | ПАРОНИМЫ / РИТОРИКА | ПАРАЛЛЕЛИЗМ / РИТОРИКА | ПАРАДОКС / РИТОРИКА | ПАРАБОЛА / РИТОРИКА | ПАМЯТЬ / РИТОРИКА | ОТКРЫТОСТЬ / РИТОРИКА | ОППОНЕНТ / РИТОРИКА | ОМОНИМЫ / РИТОРИКА | ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ / РИТОРИКА | ОКСИМОРОН / РИТОРИКА | ОККАЗИОНАЛИЗМЫ / РИТОРИКА | ОБЩЕНИЕ / РИТОРИКА | НЕОЛОГИЗМЫ / РИТОРИКА | НАУЧНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | МЫШЛЕНИЕ / РИТОРИКА | МЫСЛЕРЕЧЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РИТОРИКА | МОЗГОВОЙ ШТУРМ / РИТОРИКА | МОБИЛИЗАЦИЯ / РИТОРИКА | МНОГОСОЮЗИЕ / РИТОРИКА | МНОГОЗНАЧНОСТЬ (ПОЛИСЕМИЯ) / РИТОРИКА | МЕТОНИМИЯ / РИТОРИКА | МЕТАФОРА / РИТОРИКА | МЕЛОДИКА РЕЧИ / РИТОРИКА | МЕЙОЗИС / РИТОРИКА | МЕЖСТИЛЕВАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ЛЮФТ-ПАУЗА / РИТОРИКА | ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ / РИТОРИКА | ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ / РИТОРИКА | ЛИЧНОСТЬ / РИТОРИКА | ЛИТОТА / РИТОРИКА | ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ЛАБИЛЬНОСТЬ / РИТОРИКА | КУЛЬТУРА РЕЧИ / РИТОРИКА | КРЫЛАТЫЕ СЛОВА / РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ / РИТОРИКА | КОНЦЕПЦИЯ / РИТОРИКА | КОНТЕКСТ / РИТОРИКА | КОНТАМИНАЦИЯ / РИТОРИКА | КОНКРЕТНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | КОМПОЗИЦИЯ / РИТОРИКА | КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | КАТАЛОГ / РИТОРИКА | КАРТОТЕКА / РИТОРИКА | КАНЦЕЛЯРИЗМЫ / РИТОРИКА | КАЛЬКИ / РИТОРИКА | КАЛАМБУР / РИТОРИКА | ИСТОРИЗМЫ / РИТОРИКА | ИСКОННАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ИРОНИЯ / РИТОРИКА | ИНТРОВЕРСИЯ / РИТОРИКА | ИНТОНАЦИЯ / РИТОРИКА | ИНОЯЗЫЧНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ИНДУКЦИЯ / РИТОРИКА | ИНВЕРСИЯ / РИТОРИКА | ЗЕВГМА / РИТОРИКА | ЗАКОНЫ КРАЯ РЕЧИ / РИТОРИКА | ЖАРГОННО-АРГОТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ЖАНР / РИТОРИКА | ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / РИТОРИКА | ДОСТУПНОСТЬ РЕЧИ / РИТОРИКА | ДОКАЗЫВАНИЕ / РИТОРИКА | ДИСПУТ / РИТОРИКА | ДИСКУССИЯ / РИТОРИКА | ДИКЦИЯ / РИТОРИКА | ДИАЛЕКТИЗМЫ / РИТОРИКА | ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ / РИТОРИКА | ДЕДУКЦИЯ / РИТОРИКА | ДЕБАТЫ / РИТОРИКА | ГРАДАЦИЯ / РИТОРИКА | ГОЛОС (РЕЧЕВОЙ ГОЛОС) / РИТОРИКА | ДВЕНАДЦАТЬ ПРИЕМОВ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОЛЕМИКИ / РИТОРИКА | КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ РЕЧЕЙ / РИТОРИКА | САМОЕ ВАЖНОЕ СЛОВО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА / РИТОРИКА | О ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОСТИ И ГИБКОСТИ / РИТОРИКА | О ВНИМАТЕЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | ОБРАЗНОСТЬ В УБЕЖДЕНИИ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКАЯ АЗБУКА | РУССКИЕ КЛАССИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ О РЕЧИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ / РИТОРИКА | СТАТЬ ПРОФИ ПО ПРЕЗЕНТАЦИЯМ / РИТОРИКА | ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / РИТОРИКА | РЕЧЕВАЯ ВЛАСТЬ КОРПОРАЦИИ / РИТОРИКА | ПСИХОЛОГИЯ МИМИКИ / РИТОРИКА | КОММУНИКАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ | ВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ ПРИ СДЕЛКАХ КУПЛИ-ПРОДАЖИ / РИТОРИКА | СВЕРИМ РЕАЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | ТИПОЛОГИЯ ВАРИАНТОВ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ / РИТОРИКА | ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕЧИ / РИТОРИКА | СОВРЕМЕННОЕ КРАТКОСРОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И БИЗНЕС - РИТОРИКА | ГРАММАТОЛОГИЯ / РИТОРИКА | ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БИЗНЕС - КОММУНИКАЦИЙ / РИТОРИКА | БОЙТЕСЬ КОНСУЛЬТАНТОВ / РИТОРИКА | ПРОБЛЕМЫ РИТОРИКИ | РИТОРИКА. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО. КРАСНОРЕЧИЕ | ЦИЦЕРОН И АНТИЧНАЯ РИТОРИКА | РЕЧЬ / РИТОРИКА | ОРАТОРАМИ РОЖДАЮТСЯ ИЛИ СТАНОВЯТСЯ | ОРАТОРСКИЙ ТРЕНИНГ / МАСТЕР ОБЩЕНИЯ | УПРАВЛЕНИЕ СВОИМ СОСТОЯНИЕМ. УПРАВЛЕНИЕ СОБЫТИЯМИ. СОСТОЯНИЕ КОМФОРТНОСТИ. | КУРСЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ ЖИЗНИ И СЦЕНЫ / РИТОРИКА | СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ОРАТОРУ | ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДВИЖЕНИЙ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СОЧЕТАНИЯМИ ЗВУКОВ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ГЛАСНЫХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ / РИТОРИКА | ДИКЦИЯ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА / РИТОРИКА | ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ГОЛОСА / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОСНОВНЫХ ОРГАНОВ РЕЧИ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ / РИТОРИКА | ТЕХНИКА РЕЧИ / РИТОРИКА | ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО / РИТОРИКА | РИТОРИКА, ЛИНГВИСТИКА, КОММУНИКАВИСТИКА - ПРАГМАТИКА, РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ | РИТОРИКА КАК ИСКУССТВО И НАУКА | ТАКСОНОМИЯ / РИТОРИКА | МОТИВЫ ОТБОРА ФРАГМЕНТОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ( ФАЗА ОРИЕНТАЦИИ ) / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН И СОВРЕМЕННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ | ТРИ СПОСОБА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ / РИТОРИКА | ЗРИТЕЛЬНЫЙ И ГОЛОСОВОЙ КОНТАКТ / РИТОРИКА | РАЗГОВОРНОСТЬ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С АУДИТОРИЕЙ | ЧУВСТВО АУДИТОРИИ И СРЕДСТВА ЕГО ВОСПИТАНИЯ / РИТОРИКА | КОНТАКТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ / РИТОРИКА | ЗАКОН УДОВОЛЬСТВИЯ / РИТОРИКА | ЗАКОН ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | ЗАКОН ПРОДВИЖЕНИЯ И ОРИЕНТАЦИИ АДРЕСАТА / РИТОРИКА | ПЕРВЫЙ ЗАКОН РИТОРИКИ И ПРИНЦИПЫ ДИАЛОГИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ | ЗАКОН ГАРМОНИЗИРУЮЩЕГО ДИАЛОГА / РИТОРИКА | ПРИНЦИП ГАРМОНИИ РЕЧЕВОГО СОБЫТИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ПОВЕДЕНИЮ ГОВОРЯЩЕГО | РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ (РЕЧЕВОЙ АКТ) И ТИПЫ РЕЧИ | РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ / РИТОРИКА | РИТОРИКА И РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | СВЯЗЬ РИТОРИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И ИСКУССТВОМ | ЧАСТНЫЕ РИТОРИКИ | ОБЩАЯ РИТОРИКА И ЕЕ РАЗДЕЛЫ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ | О РИТОРИКЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ СОФИСТОВ | РОЖДЕНИЕ РИТОРИКИ В ДРЕВНОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ | РИТОРИКА ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ | ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ РИТОРИКИ | АРИСТОТЕЛЬ РИТОРИКА | ИНФОРМАЦИЯ / УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ | ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | КТО ВЛАДЕЕТ ИНФОРМАЦИЕЙ - ТОТ ВЛАДЕЕТ МИРОМ | ПРОГРАММА КУРСА “ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА” | РИТОРИКА ОБРАЗА | ПОЛЕМИКА КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ: ГЕНЕЗИС И ТРАДИЦИИ / РИТОРИКА | ПРАКТИКА СВОБОДНЫХ ГРАЖДАН / РИТОРИКА | ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РИТОРИКИ | ЭФФЕКТИВНОСТЬ АРГУМЕНТАЦИИ КАК РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | НЕОРИТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ЛИТЕРАТУРА РИТОРИКА | ОШИБКИ ПРИ ВЕДЕНИИ ПЕРЕГОВОРОВ / РИТОРИКА | ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / РИТОРИКА | ЭТАПЫ ПЕРЕГОВОРОВ И ТИПЫ СОВМЕСТНЫХ РЕШЕНИЙ / РИТОРИКА | ПОДГОТОВКА К ПЕРЕГОВОРАМ / РИТОРИКА | ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕГОВОРОВ / РИТОРИКА | ТИПОЛОГИЯ ПЕРЕГОВОРОВ / РИТОРИКА | ПЕРЕГОВОРЫ И БЕСЕДА. ОТЛИЧИЕ МЕЖДУ НИМИ / РИТОРИКА | ТИПЫ ВОПРОСОВ / РИТОРИКА | ПОДГОТОВКА К БЕСЕДЕ / РИТОРИКА | БЕСЕДЫ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ / РИТОРИКА | ТВОРЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ПРОБЛЕМНЫЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ДИСЦИПЛИНАРНАЯ БЕСЕДА / РИТОРИКА | КАДРОВЫЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ВИДЫ ДЕЛОВЫХ БЕСЕД / РИТОРИКА | ПОНЯТИЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / РИТОРИКА | ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. ЕГО ЦЕЛИ И ТИПЫ / РИТОРИКА | ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОЙ РИТОРИКИ | МИМИКА И ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ ОРАТОРА / РИТОРИКА | ТЕМП И ГРОМКОСТЬ РЕЧИ / РИТОРИКА | ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ / РИТОРИКА | ИМПРОВИЗИРОВАННАЯ РЕЧЬ / РИТОРИКА | ЗАПОМИНАНИЕ РЕЧИ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ | РИТОРИЧЕСКИЕ ТРОПЫ | ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ СООБЩЕНИЕ / РИТОРИКА | ЭЛОКУЦИЯ / УКРАШЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ / РИТОРИКА | ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕЧИ / РИТОРИКА | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ АРГУМЕНТИРУЮЩЕЙ РЕЧИ / РИТОРИКА | ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ / РИТОРИКА | СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. ВСТУПЛЕНИЕ / РИТОРИКА | КЛАССИЧЕСКИЙ ОБРАЗЕЦ РЕЧИ - РАССУЖДЕНИЯ / РИТОРИКА | КОМПОЗИЦИЯ ОПИСАНИЯ И ПОВЕСТВОВАНИЯ / РИТОРИКА | ДИСПОЗИЦИЯ КАК РАЗДЕЛ НАУКИ / РИТОРИКА | ФАЗА ВЫБОРА И ФАЗА ПОГРУЖЕНИЯ / РИТОРИКА | ТЕМА И ЦЕЛЬ РЕЧИ / РИТОРИКА | СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ / РИТОРИКА | ТОПИКА / РИТОРИКА
Категория: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ | Добавил: CIKUTA (23.11.2010)
Просмотров: 100678 | Теги: Возникновение и история риторики
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ

БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  13:09 | 25.05.2019