- 104386 Просмотров
- Обсудить
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/00-ritorika-oratorskoe-iskusstvo-001.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/0000-ritorika-001.png)
БЕСЕДА | БЕСЕДА (1) | БЕСЕДА (2) | ЭРИХ ФРОММ БЕСЕДА | РИТОРИКА (10) | РИТОРИКА (9) | РИТОРИКА (8)
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/00000-ritorika-001.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/00-ritorika-oratorskoe-iskusstvo-002.png)
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/ritorika-oratorskoe-iskusstvo-filologicheskaja-dis.png)
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/oratorskoe-iskusstvo-v-drevnej-grecii.png)
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/000-The-Rhetoric-of-Socrates.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/sokrat-drevnegrecheskij-filosof.png)
ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/platon-drevnegrecheskij-filosof-uchenik-sokrata-uc.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/Nietzsche/00000000000000000-Friedrich-Wilhelm-Nietzsche-001.png)
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/aristotel-drevnegrecheskij-filosof.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/00-ritorika-oratorskoe-iskusstvo-003.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/Marcus-Tullius-Cicero.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/00-ritorika-oratorskoe-iskusstvo-004.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/lomonosov.png)
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/00000-ritorika-001.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/00-ritorika-oratorskoe-iskusstvo-002.png)
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/ritorika-oratorskoe-iskusstvo-filologicheskaja-dis.png)
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/oratorskoe-iskusstvo-v-drevnej-grecii.png)
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/000-The-Rhetoric-of-Socrates.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/sokrat-drevnegrecheskij-filosof.png)
ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/platon-drevnegrecheskij-filosof-uchenik-sokrata-uc.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/Nietzsche/00000000000000000-Friedrich-Wilhelm-Nietzsche-001.png)
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/aristotel-drevnegrecheskij-filosof.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/00-ritorika-oratorskoe-iskusstvo-003.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/Marcus-Tullius-Cicero.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/00-ritorika-oratorskoe-iskusstvo-004.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/lomonosov.png)
СВЯЗЬ РИТОРИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И ИСКУССТВОМ
Красноречие рождается из многих знаний и умений.
Для того чтобы быть хорошим оратором, по словам Цицерона, «...необходимо
усвоить самые разнообразные познания,
без которых
беглость в словах бессмысленна и смешна;
необходимо
придать красоту самой речи,
и не только отбором, но и расположением слов; и
все движения души, которыми природа наделила род человеческий,
необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединиться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?»
Из этого высказывания следует, что риторику можно определить и как науку, и как искусство. Если в античности риторику называли «царицей всех искусств», то в наши дни она чаще рассматривается как наука. Отсюда следует еще одно определение риторики -- теорияубеждающей коммуникации. Что же сближает риторику с искусством и с какими науками она теснейшим образом связана?
Если рассматривать риторику как мастерство публичного выступления, то можно заметить ее особенную близость с литературой итеатром. Выдающийся русский судебный оратор и теоретик красноречия А. Ф. Кони
считал риторику литературным творчеством,
но в устной форме.
Общее между красноречием и поэзией находил Аристотель.
Актерскими приемами пользовались все выдающиеся ораторы, начиная с Демосфена и Цицерона.
В то же время на риторику смотрели и как на часть системы знаний, как на способ познания и толкования сложных явлений жизни. Особенно очевидна связь риторики и логики, в древности они рассматривались в неразрывном единстве. И сегодня в период подготовки содержания речи логике отводится главенствующая роль. Отбор фактов, разработка плана и композиции выступления, обеспечение доказательности и аргументированности речи -- все это требует знания законов логики. Логическая культура пригодится оратору, если в момент выступления завяжется спор, и на этапе подведения итогов выступления.
Основное требование к современной речи
-- это её эффективность. Этому требованию она может отвечать только тогда, когда говорящий владеет языковой культурой. Работа над языком и стилем -- обязательный этап в подготовке речи, но настоящую проверку языковая культура проходит в момент выступления, в ходе неизбежных импровизаций, отступлений от заранее отредактированного текста.
Продуманная, тщательно выверенная речь в живой аудитории должна быть хорошо произнесена. Четкость, ясность, интонационное богатство речи облегчают общение в любой ситуации. Технику речи можно отточить, опираясь на данные физиологии, анатомии, акустики, сценической речи.
Психология, педагогика помогут оратору
(говорящему) выработать психологические качества, необходимые для работы с большой аудиторией, и для общения в рабочей группе, и в неофициальной обстановке.
Поведение оратора на трибуне,
форма контакта с любым слушателем, пути выхода из непредвиденных ситуаций, возникающих в ходе общения, определяется не только знанием психологии, но и тем, насколько говорящий владеет этикой, каков у него уровень культуры общения.
Таким образом, в основной перечень наук, с которыми
связана риторика, входят логика, этика, эстетика, психология, педагогика.
И все же риторика -- лингвистическая наука. О том, как сотрудничает риторика с новыми науками, изучающими речевое поведение человека, вы узнаете в следующей главе.
Вопросы для самопроверки и размышления.
1. Сравните традиционное и новое определение риторики. В чем их сходство и различие?
2. Какую речь мы называем эффективной?
3. Что изучает современная общая риторика? Чем отличаются от нее риторики частные?
4. Назовите разделы современной общей риторики. Что изучает каждый из них?
5. С какими дисциплинами связана риторика?
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-STRANITSA/01/SITE-HIPERINFO-400-888-02.gif)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/jajaja-mythology-001.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-STRANITSA/01/SITE-HIPERINFO-400-888-02.gif)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-NEW-F/001/jajajajaa766a248bb4r47b3-vizit-15.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-STRANITSA/01/SITE-HIPERINFO-400-888-02.gif)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/000000-sam-2700-lomonosov1.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-STRANITSA/01/SITE-HIPERINFO-400-888-02.gif)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/000000-sam-2700-aristotel1.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-STRANITSA/01/SITE-HIPERINFO-400-888-02.gif)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/000000-sam-2700-platon1.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-STRANITSA/01/SITE-HIPERINFO-400-888-02.gif)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/000000-sam-2700-sokrat1.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-STRANITSA/01/SITE-HIPERINFO-400-888-02.gif)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-RIT/001/000000-sam-2700-ciceron1.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-STRANITSA/01/SITE-HIPERINFO-400-888-02.gif)
НЕДВИЖИМОСТЬ | СТРОИТЕЛЬСТВО | ЮРИДИЧЕСКИЕ | СТРОЙ-РЕМОНТ
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-NEW-F/001/01/00-NEWS-WWW-HIPERINFO-RU-INDEX-0001.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-STRANITSA/01/SITE-HIPERINFO-400-888-02.gif)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-E-mail/doska-objavlenij-rabota-a.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-STRANITSA/01/SITE-HIPERINFO-400-888-02.gif)
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-STRANITSA/01/SITE-HIPERINFO-400-888-02.gif)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-AA/5/RRR-42.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-AA/5/RRR-25.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-AA/5/RRR-26.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-AA/5/RRR-27.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-AA/5/RRR-28.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-AA/5/RRR-29.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-AA/5/RRR-31.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-AA/5/RRR-32.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-AA/5/RRR-33.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-AA/5/RRR-35.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-AA/5/RRR-36.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-AA/5/RRR-41.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-AA/5/RRR-43.png)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-STRANITSA/01/SITE-HIPERINFO-400-888-02.gif)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-NEW-F/001/01/jajajajaa766a248bb4d8.png)
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-STRANITSA/01/SITE-HIPERINFO-400-888-02.gif)
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-1-A-NEW-F/001/01/jajajajaa766a248bb4d10.png)
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
![](http://www.hiperinfo.ru/0-A-1-STRANITSA/01/SITE-HIPERINFO-400-888-02.gif)
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.