Меню
Назад » »

КРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОАНАЛИЗА (2)

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ  | ПСИХОЛОГИЯ  | ПСИХИКА  | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 ) 
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) ЦИЦЕРОН 1 ) 
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ​ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН


КРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОАНАЛИЗА




АУТОПЛАСТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ (autoplastic adaptation) См. АЛЛОПЛАСТИЧЕСКАЯ и АУТОПЛАСТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ.
АУТОЭРОТИЗМ, АУГОЭРОТИЧЕСКИЙ (auto-erotism, -erotic) Термины относятся или к доставляющей удовольствие деятельности, в которой объектом является сам субъект (МАСТУРБАЦИЯ, сосание пальца), или к ЛИБИДНОЙ установке, ориентации или стадии РАЗВИТИЯ. В первом случае слова используются объективно, для описания наблюдаемого поведения, во втором случае их использование подразумевает отображение гипотезы об игнорировании пациентом или ребенком внешних объектов. Согласно классической ИНСТИНКТ-ТЕОРИИ, младенцы ориентированы аутоэротически, т.е. их отношение к МАТЕРИ базируется исключительно на любви к себе, а их потребность в матери – на ее способности доставлять удовольствие. В этом смысле термин «аутоэротический» является синонимом термина «нарциссический» (см. НАРЦИССИЗМ). ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ не принимает идею аутоэротической фазы в младенчестве и придерживается взгляда, что у младенца с самого начала устанавливаются отношения с матерью, что, по Fairbairn (1952), младенец «ищет не удовольствие – ищет объект». В соответствии с этим взглядом аутоэротическое поведение является заместительным, т.е. субъект использует часть самого себя в качестве символического эквивалента кого-либо другого.
АФАНИЗ (aphanisis) Термин, введенный Jones (1948) для описания крайней степени страха перед полной потерей способности к УДОВОЛЬСТВИЮ.
АФОНИЯ (aphonia) Неспособность говорить и издавать звука. В тех случаях, когда является ПСИХОГЕННОЙ, представляет собой симптом ИСТЕРИЧЕСКОЙ КОНВЕРСИИ.
АФФЕКТ (affect) Общий термин для чувств и ЭМОЦИЙ. Общепринятой психоаналитической теории аффектов не существует, однако различают АФФЕКТЫ РАЗРЯДКИ, которые сопровождают проявление влечения, и АФФЕКТЫ НАПРЯЖЕНИЯ, которые сопровождают сдерживание влечения. Считается, что аффекты прикрепляются к идеям, а не наоборот. Различие понятий «аффект» и «эмоция» в том, что аффект рассматривается так неразрывно связанный с идеями, а эмоция – как самоценное, независимое переживание. См. Glover E. (1939), Brierley (1951), Rapaport (1953).
АФФЕКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО, ПСИХОЗ(affective disorder, PSYCHOSIS) Психиатрический диагностический термин для психозов, характеризующихся расстройствами НАСТРОЕНИЯ. См. МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ; ДЕПРЕССИЯ; МАНИЯ.
АФФЕРЕНТНЫЙ (afferent) Прил.. Обозначает нервы, передающие ИМПУЛЬСЫ и сигналы от периферии к центру, – по контрасту с ЭФФЕРЕНТНЫМИ нервами, передающими их от центра к периферии.
Б
БАЗИСНОЕ ДОВЕРИЕ И НЕДОВЕРИЕ (basic trust and distrust) Термины использовались Эриксоном, Винникоттом и Балинтом для описания глубинных следствий хорошего и плохого материнского ухода. Базисное доверие, которое представляет собой первую из восьми СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона, соответствует ОРАЛЬНОЙ ФАЗЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИИ и ПЕРВИЧНОЙ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ экзистенциалистов (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ). Базисное недоверие соответствует в некоторых случаях понятию ПАРАНОИДНОЙ ТРЕВОГИ.
БАЗИСНЫЙ ДЕФЕКТ (basic fault) Термин, использованный Balint (1952) для описания особенности патологии определенного типа пациента, все развитие которого было исковерканным и ложным. По Балинту, базисный дефект может быть преодолен лишь в том случае, если позволить пациенту РЕГРЕССИРОВАТЬ до состояния оральной ЗАВИСИМОСТИ от аналитика (см. также ОРАЛЬНЫЙ) и пережить НОВОЕ НАЧАЛО. Данный метафорический термин, вероятно, имеет отношение к геологии, а не к морали.
Комментарий: Слово fault имеет значение как «дефект», так и (геол.) «разрыв», «сдвиг», «сброс». – Прим. ред.
БДИТЕЛЬНОСТЬ (vigilance) Неврологический (см. НЕВРОЛОГИЯ) и физиологический термин для обозначения длительного состояния настороженности, позволяющего организмам замечать изменения в ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ. Сторожевая «сканирующая» функция при наличии опасности ила благоприятных возможностей приводит организм в состояние готовности к соответствующим действиям. Бдительность может меняться по интенсивности, но никогда, даже во сне, не бездействует. СИГНАЛЬНУЮ ТРЕВОГУ можно рассматривать как обращенную вовнутрь форму бдительности, которая мобилизует субъекта к изменениям своего внутреннего состояния. ФОБИЧЕСКУЮ тревогу можно рассматривать как извращение бдительности, поскольку пациент реагирует на вызывающий фобию объект как на действительно опасный и затем предпринимает действия, которые были бы подходящими, если бы так было на самом деле. Дискуссию об отношении к бдительности таких понятий, как предчувствие, беспокойство и ожидание, см. Rycroft (1968).
БЕГСТВО (plight) Понимание бегства как инстинктивного или врожденного паттерна поведения не характерно для психоаналитической теории. См. СТРАХ; ТРЕВОГА, ИНСТИНКТ.
БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ (flight into illness). Выражение, используемое для описания попытки избежать конфликта путем развития болезненных симптомов.
БЕГСТВО В ЗДОРОВЬЕ (flight into health) Выражение, используемое для обозначения быстрого симптоматического выздоровления, которое иногда демонстрируют больные, желающие избежать психоаналитического исследования. Возможно, МАНИАКАЛЬНАЯ ЗАЩИТА.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, КОЛЛЕКТИВНОЕ(unconscious, collective) ЮНГИАНСКИЙ термин для той части бессознательного, которая содержит АРХЕТИПЫ и, следовательно, является общей для всех людей.
БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ (UNCONSCIOUS)
Прил. Относящийся к психическим процессам, которые субъект не осознает. «Считается общепринятым, что сознательные процессы не образуют непрерывного самодостаточного ряда» – Freud (1940). Психоанализ предполагает, что процессы, заполняющие разрывы в этом ряду, можно обозначить «психическими», в отличие от теорий, утверждающих, что идея о бессознательных психических процессах внутренне противоречива, а процессы, заполняющие разрывы, являются чисто физическими. Другими словами, психоанализ предполагает, что между психическими процессами существует качественное отличие: некоторые из них СОЗНАТЕЛЬНЫЕ, некоторые – бессознательные. Предполагается также существование двух видов бессознательных процессов: тех, которые легко становятся сознательными, и тех, которые подвержены ВЫТЕСНЕНИЮ. Первые являются ДЕСКРИПТИВНО БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМИ или ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНЫМИ (см. ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ), а вторые – ДИНАМИЧЕСКИ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМИ. ВОСПОМИНАНИЯ, информация, умения и т.п., которые можно вспомнить в случае необходимости, относятся к дескриптивно бессознательным; воспоминания, ФАНТАЗИИ, желания и т.п., о существовании которых можно только догадываться, или те, которые становятся сознательными только после устранения определенного СОПРОТИВЛЕНИЯ, являются динамически бессознательными. Динамически бессознательные процессы соответствуют первичным процессам мышления, тогда как предсознательные и сознательные – вторичным процессам (см. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ).
Сущ. Бессознательное, или система бессознательного, – та часть психики, в которой, в отличие от СОЗНАТЕЛЬНЫХ, психические процессы являются динамически бессознательными. В 1920-х гг. Фрейд переименовал бессознательное в ИД, а сознательное – в ЭГО. В широком употреблении «бессознательное» является метафорическим, почти антропоморфическим концептом, сущностью, влияющей на САМОСТЬ, но не известной себе самой. В точном значении – это структура со специфическими свойствами. «Резюме: свобода от внутренних противоречий, принадлежность к первичным процессам (мобильность катексиса), вневременность и замещение внешней реальности реальностью психической – таковы характеристики, которые мы ожидаем обнаружить в системе бессознательного» – Freud (1915).
Хотя сделанное Фрейдом различие между сознательными и бессознательными (вторичными и первичными) процессами, которые действуют в соответствии с различными законами, можно рассматривать как одно из его основных открытий, оно, тем не менее, вызывает, по крайней мере, два обвинения в свой адрес. Во-первых, его использование приводит к устранению других различий, например: «произвольный и непроизвольный», «неумышленный и преднамеренный», «осознающий и неосознающий». Во-вторых, – к появлению скептического замешательства. Допустим, индивид (пациент) в целом согласен с допущением, что у него могут быть бессознательные мотивы. В этом случае он понимает, что должен согласиться с каким-то сообщением о себе, поскольку тот факт, что это сообщение не соответствует чему-то, что он осознает, не устраняет возможности, что оно правильно отражает то, чего он не осознает. Но при этом он лишь формально может соглашаться с предположениями (ИНТЕРПРЕТАЦИЯМИ), в действительности не соглашаясь и не принимая их. Пациенты со спекулятивным складом ума могут, имея неосторожного аналитика, с легкостью принимать любое количество гипотез относительно своих бессознательных мотивов, не имея ни малейшего представления о том, какие из них правильные.
БИСЕКСУАЛЬНЫЙ, БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ (bisexual, bisexuality) Эти термины лишь в редких случаях применяются клипам, бисексуальным в том смысле, что вступают как в гетеро-, так и в гомосексуальные отношения; обычно имеется ввиду наличие у одного человека маскулинных и феминных психологических свойств и установок. Психоаналитическая теория всегда полагала, что все человеческие существа конституционально психосексуально бисексуальны. Фрейд заимствовал эту идею у своего друга Флисса, и она первоначально подтвердилась имевшимися биологическими и анатомическими данными о наличии у мужчин остаточных женских органов (и наоборот). Современная теория склонна объяснить психосексуальную бисексуальность, обращаясь к тому факту, что дети идентифицируются (в разной степени) с обоими родителями (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ). Теория бисексуальности предполагает, что можно придать дополнительное сексуальное значение несексуальным функциям и определить как феминное ПАССИВНОЕ, ПОКОРНОЕ, мазохистское (МАЗОХИЗМ), интуитивное и рецептивное поведение; и как маскулинное – АКТИВНОЕ, настойчивое, садистическое (САДИЗМ), интеллектуальное и проникающее поведение. Такие сдвиги в установке подразумевают изменения сексуальной ориентации. Проблема бисексуальности осложняется бытующими предубеждениями о мужской и женской роли. Относительно данных, свидетельствующих об изменчивости подобных предубеждений от общества к обществу, см. Margaret Mead (1935, 1949). Любой удовлетворяющий минимальным требованиям анализ бисексуальности должен принимать во внимание:
а) биологические и конституциональные факторы;
б) идентификации с родителями и социальными СТЕРЕОТИПАМИ;
в) путаницу между дихотомиями «активный – пассивный» и «мужской – женский» и
г) отношение интуитивного и аналитического способов мышления к «а» и «б».
БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ПЕНИСОМ (penis awe) Термин, используемый Филлисом Гринэйкером для обозначения эмоции, вызываемой видом пениса у отдельных больных, часть из которых наблюдает ореол вокруг пениса. См. Greenacre (1953).
БЛИЗОСТЬ против ИЗОЛЯЦИИ (INTIMACY v. ISOLATION) Шестая из восьми СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона. Именно на этой стадии психически здоровый индивид достигает того, что в классическом психоанализе (КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ) называется ГЕНИТАЛЬНЫМ УРОВНЕМ, и становится способным к интимной любви и творческой работе. Эта стадия, очевидно, наступает сразу после двадцати лет и длится до начала среднего возраста. Опасность этой фазы – страд потери ЭГО в состоянии, требующем самоотречения с последующим чувством изоляции. Более обстоятельная цитата из описания Эриксоном этой стадии приведена в статье ГЕНИТАЛЬНОСТЬ. См. Erikson (1953).
БОЛЬ См. СТРАДАНИЕ
БРЕД (delusion) Термин, используемый в психиатрии для обозначения высказываемого пациентом убеждения, которое одновременно я ложно, и не поддается доводам логики и очевидности; навязчивая идея. Общепринятое клиническое понятие, которое, однако, оказывается неожиданно трудным, если задаться двумя вопросами:
а) откуда психиатру известно, что его собственное мнение по соответствующему вопросу истинно?
б) в каком смысле пациент верит своему бреду? Ответ на вопрос «а» можно дать, лишь поняв, какую роль играют убеждения в психической экономии пациента и психиатра. Рассмотрение «б» приводит к заключению, что бред является проявлением нарушений мышления, а именно – потерей способности делать различия между мыслительными категориями, в простейшем случае – между метафорическими и реальными утверждениями. При правильном подходе можно часто увидеть смысл бредовых идей.
БРЕД ВЕЛИЧИЯ и БРЕД ПРЕСЛЕДОВАНИЯ имеют место при ШИЗОФРЕНИИ и ПАРАНОЙЕ. Внутренние стойкие БРЕДОВЫЕ СИСТЕМЫ характеризуют паранойю. Разновидности БРЕДА МАЛОЦЕННОСТИ, например, веры в совершение преступления, случаются при МЕЛАНХОЛИИ. См. ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.
В
ВАГИНА (vagina) (Букв.: ножны) Женский генитальный проход. Не существует термина, который находился бы в таком же отношении с вагиной, в каком находятся ФАЛЛОС и ПЕНИС. Поэтому термин «вагина» должен отображать как сам анатомический орган, так и идею о нем. Отсюда – ВАГИНИЗМ: спазм вагинальных мышц, обычно являющийся невротическим симптомом.
ВЕРБАЛИЗАЦИЯ (verbalization) Процесс словесного выражения. Обычно – словотворчество для создания речевых оборотов или формулировок, однако иногда понимается как процесс превращения в слова зрительных образов или преобразования «СНОВИДЧЕСКОГО» мышления первичных процессов (см. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ) в словесное мышление СОЗНАНИЯ. Психоанализ представляет собой попытку вербализовать невербализуемое; поскольку его содержание – БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ психическая деятельность – является невербальной по своей сути, то, следовательно, вербальные формулировки только искажают его. См. СЛОВЕСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
ВИНА (guilt) Психоанализ имеет дело не с фактом вины, а с чувством вины, т.е. с ЭМОЦИЕЙ, которая следует за нарушением морального предписания. Более характерно для психоанализа иметь дело с НЕВРОТИЧЕСКИМ чувством вины, т.е. с теми ощущениями своей виновности, которые нельзя объяснить с позиций нарушения сознательных ценностей пациента. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, невротическое чувство вины возникает в результате конфликта между СУПЕР-ЭГО и ИНФАНТИЛЬНЫМИ сексуальными и агрессивными желаниями (см. СЕКС и АГРЕССИЯ), причем этот конфликт представляет собой интернализованное ПРЕДСТАВЛЕНИЕ и увековечение конфликтов между ребенком и его родителями (см. также ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ). Положение, однако, осложняется тем, что, по теории, Супер-эго черпает свою энергию из собственной АГРЕССИИ ребенка; в результате этого на чувство вины оказывает прямое влияние степень выраженности агрессивных чувств индивида, которые он направляет на самого себя в моральном осуждении.
Вина отличается от ТРЕВОГИ тем, что:
а) тревогу испытывают по отношению к чему-то пугающему в будущем, тоща как вина ощущается в отношении уже совершенного действия; и
б) способность переживать вину зависит от способности интернализовать объекты, тогда как способность испытывать тревогу с этим не связана; животные и младенцы могут испытывать тревогу, но только лица, осознающие время и других людей, могут чувствовать вину. Невротическую вину и тревогу можно легко спутать вследствие того, что невротическое чувство вины ассоциируется со страхом наказания и возмездия.
Аналитики, которые верят в наличие врожденного деструктивного инстинкта, неизбежно верят и в неотъемлемое от него чувство вины, идущее от осознания желания разрушить то,что любимо, и бросить вызов тому, от чего одновременно зависят.
Все ЗАЩИТЫ, используемые для уменьшения тревоги, могут быть использованы и для уменьшения чувства вины, но одна защита, РЕПАРАЦИЯ, – попытка компенсировать тот воображаемый вред, который якобы был нанесен, – используется только для уменьшения чувства вины.
ВЛЕЧЕНИЕ (DRIVE) Попытка выявить различие между терминами «ИНСТИНКТ» и «влечение» едва ли окажется полезной. Сам Фрейд использовал немецкое слово «Trieb». Что касается причин, по которым Стрэчи отдавал предпочтение «инстинкту» перед «влечением»,см. его общее предисловие к Собранию сочинений Фрейда.
ВМЕНЯЕМОСТЬ и НЕВМЕНЯЕМОСТЬ (SANITY AND INSANITY) Термины обыденного и медико-юридического употребления; ПСИХИАТРЫ и ПСИХОАНАЛИТИКИ используютих, лишь когда имеют дело с судебным процессом. Вменяемым считается человек Compos mentis, который в состоянии отвечать в суде на предъявляемые ему обвинения, а невменяемым – тот, который на это не способен. Существует, помимо этого, тенденция приравнивать невменяемость к ПСИХОЗУ.
ВНУТРЕННИЙ (internal) Этот термин часто используется как синоним слов «психический» и «душевный» на основании того положения, что психические процессы локализуются во внутреннем пространстве. Отсюда: ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ, ВНУТРЕННИЙ ОБЪЕКТ (см. также РЕАЛЬНОСТЬ, КОНФЛИКТ, ОБЪЕКТ), каждое из которых понимается и определяется как противоположное их «внешним» эквивалентам.
ВНУТРЕННИЙ ДИВЕРСАНТ (internal saboteur) Термин, используемый Fairbairn (1952) для описания одной из трех частей, на которые расщепляется изначально «целостное, динамичное ЭГО». Внутренний диверсант антилибиден, прикреплен к ВНУТРЕННЕМУ «отвергающему ОБЪЕКТУ» и предшествует появлению того, что Фрейд определил как СУПЕР-ЭГО.
ВОЛЯ (will) Хотя в ранних работах Фрейда содержатся упоминания понятий воли и контрволи, особенно в связи с ИСТЕРИЕЙ, понятие воли не входит в состав психоаналитической теории, т.к. несовместимо с предположением о психическом ДЕТЕРМИНИЗМЕ и с идеей о том, что ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ вызываются бессознательными процессами, к которым понятие воли совершенно неприменимо. Тем не менее ПРОГНОЗЫ часто делаются на основе оценки ВОЛИ К ВЫЗДОРОВЛЕНИЮ, хотя часто это маскируется фразами типа «высокая мотивация». Обычное психиатрическое и психоаналитическое отношение к воле можно резюмировать словами: «Пациент говорит, что он не может, его родственники говорят, что он не хочет, а психиатр говорит, что он не может хотеть»,
Однако понятие воли является слишком значительным в человеческом опыте, чтобы его можно было полностью исключить, и оно поднимает голову в связи, по крайней мере, с тремя положениями психоаналитической теории:
а) понятие НЕГАТИВИЗМА используется для описания СВОЕНРАВИЯ, т.е. когда своя сила воли утверждается отказом подчиняться руководству других или сотрудничать с другими, вплоть до того, чтобы причинить вред себе, желая досадить другому. Негативистское поведение можно рассматривать как способ проявления воли у людей, для которых согласие и сотрудничество с другими ощущается как угроза своей ИДЕНТИЧНОСТИ,
б) Термин «АКТИВНЫЙ» используется, чтобы охарактеризовать но просто способность осуществлять какие-либо действия, но и готовность приступить к действию, тогда как термин «ПАССИВНЫЙ» используется, чтобы описать не просто бездеятельность, но еще и готовность подчиняться воле другого. Когда Freud (1937) упоминал о способности принимать по необходимости, пассивную позицию как о критерии психического здоровья, он относил это к способности подчинять свою волю другим без ощущения угрозы для своей идентичности,
в) Понятие мотивации (см. МОТИВ) можно использовать, чтобы заполнить пробел между понятием воли и понятием влечения (ИНСТИНКТ). Если о человеке говорят, что у него сильная мотивация в отношении чего-либо, это означает, что он готов тратить время и энергию для достижения своей цели; но данная формулировка не раскрывает, потому ли это, что его активно подталкивают инстинкты, иди же потому, что он обладает сильной волей. Материалы общей дискуссии по проблеме воли, мнения о патологии воли и абсурдных последствиях попыток вызывать волевыми усилиями сексуальную чувствительность изложены в работе Leslie Farber The Ways of the Will (1966). См. АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ.
ВООБРАЖЕНИЕ (imagination) Процесс или способность составлять ПРЕДСТАВЛЕНИЯ об объектах, явлениях и пр., фактически отсутствующих. Результаты процесса либо
а) МНИМЫЕ, то есть фиктивные, нереальные, либо
б) ОБРАЗНЫЕ, способствующие принятию неизвестных ранее решений, а в искусстве – созданию артефактов, которые, тем не менее, отражают или углубляют переживания. Психоаналитическая литература склоняется к тому, чтобы рассматривать воображение как частный случай ФАНТАЗИИ, и сталкивается с той же трудностью, что и искусство, решая, является ли – и в каких случаях – фантазия (воображение) бегством от действительности, а в каких – творчеством, защитой или адаптацией (см. КРЕАТИВНОСТЬ, ЗАЩИТА, АДАПТАЦИЯ). Однако общепринятым является то, что творческая деятельность, отмеченная богатым воображением, включает в себя бессознательную невербальную фантазию.См. Rycroft (1956), Beres (1955).
ВОСПОМИНАНИЕ (memory) См. ПАМЯТЬ. 
Психоаналитическая теория ЗАЩИТЫ включает положение о БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ восприятии – в отношении как внутреннего, так и внешнего восприятия, поскольку она утверждает, что защиты вводятся для того, чтобы предотвратить осознание ИМПУЛЬСОВ, ВОСПОМИНАНИЙ и т.д. Под этим подразумевается, что психический орган, вводящий защиту, должен воспринять угрожающее содержание до того,как оно станет доступным сознанию. Это одна из причин, почему Фрейд заменил «сознание» термином «ЭГО». До этого изменения в терминологии было необходимо ввести утверждение о том, что сознание бессознательно осознает какой-либо запрещенный импульс. ЭГО же определяется как частично бессознательное, и считается, что оно способно автоматически, бессознательно приспосабливаться к изменениям внутреннего НАПРЯЖЕНИЯ. Нетрудно, однако, обнаружить аналитические работы, где авторы попадают в ловушку, утверждая, что пациент что-то бессознательно осознавал или сознавал.
ВРЕМЯ (time) Время и связанные с ним трудные философские вопросы приходят в соприкосновение с психоаналитической теорией в трех конкретных пунктах:
а) различие между ПЕРВИЧНЫМИ и ВТОРИЧНЫМИ ПРОЦЕССАМИ делается частично на основе того, что первичные процессы не учитывают категории времени, тогда как вторичные их учитывают. Поскольку, согласно некоторым теориям, происхождение чувства времени возникает в результате осознания на собственном опыте задержки между желанием и УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ, предрасположенность к исполнению желаний (см. ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ), присущая первичным процессам, отрицает время, тогда как адаптивные устремления (см. АДАПТАЦИЯ) вторичных процессов ведут к открытию времени.
б) Теория ПАМЯТИ Фрейда предполагает, что все переживания прошлого представлены в настоящем и способны оказывать влияние на настоящее,
в) Все определения понятия САМОСТИ и чувства ИДЕНТИЧНОСТИ неизбежно учитывают время. По поводу философии времени см. Whitrow (1961).
ВСЕМОГУЩЕСТВО (omnipotence) ФАНТАЗИИ ВСЕМОГУЩЕСТВА - это ФАНТАЗИИ, согласно которым субъект всемогущ. ВСЕМОГУЩЕСТВО МЫСЛИ относится к вере в то, что мысли могут сами по себе изменить внешний мир– Согласно некоторым данным, все дети верят во всемогущество мысли и учатся посредством опыта ФРУСТРАЦИЙ принимать ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ. Согласно другим данным, всемогущество мысли является симптомом ОТЧУЖДЕНИЯ и ДИССОЦИАЦИЕЙ фантазии от любого контакта с внешним миром. Согласно Freud (1912), вера во всемогущество мысли лежит в основе анимизма, МАГИИ, религиозных отправлений (см. РЕЛИГИЯ) и НЕВРОЗА НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ. При этом РИТУАЛЫ последних двух – это попытка КОНТРОЛИРОВАТЬ всемогущество, в одном случае – Бога, в другом – самого субъекта (т.е. отчужденную часть себя, см, ОТЧУЖДЕНИЕ). К понятию всемогущества мысли обращаются также при объяснении того факта, что желания могут вызывать столь же сильное чувство вины, сколь и действия.
ВТОРИЧНАЯ ОБРАБОТКА (secondary elaboration) Процесс, посредством которого изменяется СНОВИДЕНИЕ; это вызвано потребностью видевшего сон придать ему большую согласованность и внутреннюю последовательность. Представляет собой вклад вторичных процессов в текст сновидения. См. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar