Меню
Назад » »

Роберт Грейвс. ЗОЛОТОЕ РУНО (196)

РОБЕРТ ГРЕЙВС \ ПОЭТ \ ПИСАТЕЛЬ \

МИФОЛОГИЯ \ФИЛОСОФИЯЭТИКА \ ЭСТЕТИКАПСИХОЛОГИЯ\

ГОМЕР ИЛИАДА \ ГОМЕР ОДИССЕЯ

ПРИМЕЧАНИЯ


В основу романа известного английского писателя Роберта Грейвза положен миф о Золотом Руне, который Грейвз с научной тщательностью и поэтической образностью восстанавливает, насыщая повествование многочисленными сведениями об исторических и мифологических событиях того времени, о тотемических и религиозных культах, о быте и нравах древних греков и тех племен, мимо которых пролегал путь аргонавтов. Грейвз, будучи знатоком античности и истории религий, включает в ткань романа, причем чрезвычайно органично, многочисленные эпизоды, касающиеся, к примеру, оракулов-прорицателей, обрядов очищения и жертвоприношения, игр-состязаний в честь различных богов.
Само плавание аргонавтов, естественно, является стержнем повествования.
Согласно мифам, Нефела, жена мифического царя Фив Атаманта, получила Золотое руно от Гермеса и отдала своим детям Фриксу и Гелле. На баране Фрикс прибыл к царю Ээту в Колхиду, где принес барана в жертву Зевсу и повесил шкуру в роще Ареса. Там она охранялась драконом. Ясон и аргонавты привезли Золотое руно обратно в Грецию.
Вот что пишет Дж. Фрейзер о мифе, связанном со священным бараном:
«Жители Фив и другие египтяне, поклонявшиеся фиванскому богу Амону, считали барана священным животным и не приносили его в жертву. Один раз в год, на празднике Амона, они убивали барана, освежевали его и надевали его шкуру на статую бога. Этого барана они оплакивали и хоронили в священной гробнице. Объяснение этого обычая содержится в мифе, повествующем о том, как однажды Зевс предстал Гераклу одетым в овечью шерсть и с головой барана… Баран и был самим Амоном, а это доказывает только, что Амон — прежде чем стать антропоморфным богом, прошел ту же стадию развития, что и все остальные тероморфные божества».
(Золотая ветвь).
А
АДМЕТ, мифический фессалийский царь. Мойры, богини человеческой судьбы, пообещали Аполлону продлить жизнь А., если в его предсмертный час кто-нибудь добровольно обречет себя на смерть ради него. Т. к. родители А. отказались принести себя в жертву, на это решилась супруга А. Алкестида. На этот сюжет оратория Генделя.


АЛОАДЫ, в греческой мифологии два брата-великана От и Эфиальт, сыновья Ифимедии и Посейдона (или внуки Посейдона — дети его сына Алоея). Славились непомерной силой и гигантским ростом, достигнув к девяти годам ширины девяти локтей (около четырех метров) и высоты девяти саженей (около семнадцати метров). Угрожали богам взгромоздить гору Осса на Олимп, а на Оссу — гору Пелион и достичь так неба, чтобы силой взять в жены Артемиду и Геру, заковали в цепи Ареса, продержав его тринадцать месяцев в медном сосуде, откуда его освободил Гермес. Были убиты стрелами Аполлона или сами пронзили друг друга копьями, пытаясь попасть в промчавшуюся между ними лань, в которую превратилась Артемида. В позднем варианте мифа, переданном Гигином, лань была послана Аполлоном, защитившим Артемиду от посягательств А.; там же говорится о наказании А. в тартаре (прикованы змеями к колонне и мучаются от криков совы). А. считались основателями городов (Аскра и Геликон в Беотии) и создателями культа муз, которым они дали имена: Мелета («опытность»), Мнема («память») и Аойда («песнь»), полагая, что их всего три.


АЛКИНОЙ, в греческой мифологии царь феаков, внук Посейдона. В своем дворце на острове Схерия, окруженном вечнозеленым садом, А. радушно принимал Одиссея, заброшенного бурей на остров, и помог ему вернуться на родину. А. выступал посредником между Медеей, бежавшей к феакам с предводителем аргонавтов Ясоном, и колхами, пустившимися в погоню за ними. Поскольку Медея стала женой Ясона, А. отказался выдать ее преследователям.


АЛКИОНЕЙ, в греческой мифологии один из гигантов, сын Геи и Урана. Угнал стадо быков Гелиоса, за что получил имя Волопас. Мощь А. была столь велика, что он сокрушал сразу двенадцать колесниц и дважды двенадцать воинов, но его одолел Геракл в битве олимпийцев с гигантами (гигантомахии) на Флегрейских полях на полуострове Паллена. Сначала Геракл пытался застрелить А. из лука, но тот оставался неуязвимым, т. к. сражался на родной земле. Только вытеснив А. с родной земли Паллены, Геракл убил его.


АНКЕЙ, в греческой мифологии: 1) из Тегеи, сын Ликурга, отец Агапенора, участник похода аргонавтов и Калидонской охоты, на которой был убит вепрем (против вепря А. выступал с секирой, как против жертвенного животного); 2) самосец, сын Посейдона (или Зевса), правитель лелегов, муж Самии — дочери реки Меандр, участник похода аргонавтов. В мифе о винограднике А. произошло слияние тегейского и самосского А. Один из слуг А. произнес пророческие слова, ставшие поговоркой: «Многое может случиться, пока подносишь чашу к губам» (букв. «Между краем килика и краем губ — большое расстояние»). Когда А. захотел попробовать вино первого урожая, вдруг получил известие, что огромный вепрь (калидонский вепрь) разоряет виноградники; 3) этолийский герой, кулачный боец, побежденный Нестором.


АМАЗОНКИ, в греческой мифологии женщины-воительницы в М. Азии. А. терпели мужчин исключительно ради продолжения рода. Их иногда неправильно именовали «безгрудые», т. к. они якобы для более удобной стрельбы из лука отнимали себе правую грудь. Против А. выступил Геракл, чтобы отнять волшебный пояс Ипполиты (изображение фрагмента сражения на кубке Клеофрада в Париже). Тесей во время одного из походов похитил их царицу Антиопу (изображение на амбаре Михона в Лувре). Стремясь отомстить, А. вторглись в Аттику, но потерпели поражение у Афин. В Троянской войне А. выступали на стороне троянцев. В одном из сражении их царица была убита Ахиллом (изображение на кубке Пантесилеи в Мюнхене). Историческая основа мифа об А. - очевидно, противоборство с племенами, стоящими на более низкой ступени матриархата. Из скульптурных изображении А. выделяются «эфесские» А., а также скульптуры раненых А., относящиеся к последней трети V в. до н. э., выполненные в конкурсном состязании Поликлетом, Фидием, Кресилаем и Фрадмоном для украшения храма Артемиды в Эфесе. Из многочисленных дошедших до нас копий можно выделить три типа скульптурных изображений А., относящихся к следующим ваятелям: капитолийский тип (Рим, Капитолийский музей) — Поликлет; маттейский (Рим, Ватикан) — Фидий и скиаррский (Берлин, Государственным музей) — Кресилай. Изображение А. часто воспроизводилось в послеантичном искусстве, особенно в стиле барокко.


АМАЛТЕЯ, в греческой мифологии нимфа, вскормившая Зевса козьим молоком на о. Крит. Согласно другой версии — коза, молоко которой сосал младенец. Рог козы, наполненный плодами и украшенный цветами, олицетворял в представлении древних рог изобилия и являлся поэтому непременным атрибутом всех божеств — благодетелей человечества.


АНДРОМЕДА, дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи. Кичась своей красотой, А. объявила, что она прекрасней любой из нимф. За это Посейдон послал в страну эфиопов морское чудовище и вызвал наводнение. По предсказанию оракула, для избавления страны от страшной опасности, А. была прикована к скале на берегу моря для растерзания чудовищем. Персей спас ее, и она стала его женой. Позднее оба превратились в созвездия.


АПОЛЛОН, также Феб, красивый юный греческий бог солнечного света, отождествлявшийся с богом солнца Гелиосом. Родился в Делосе; сын Зевса и Лето, брат Артемиды. Значение его имени неясно. Обладавший даром предвидения, А. наделял этим свойством людей, например, Кассандру. Возле Дельф он убил дракона-чудовище Пифона, в честь этой победы сооружен Дельфийский храм; А. получил прозвище А. Пифий. Пифия, жрица этого храма, делала предсказания (оракулы). Как главное оракульное божество А. имел многочисленные святилища, расположенные в Греции и М. Азии. А. являлся также богом гармонии, духовной деятельности и искусств, прежде всего музыки и пения. Поэтому его часто изображали с лирой в руках, полученной им от Гермеса. А. покровительствовал музам. Марсия, осмелившегося вступить с ним в музыкальное состязание, он жестоко покарал. А. почитался также как божество, охраняющее посевы и стада, слыл богом — отвратителем бед и богом врачевания. За оскорбления, нанесенные своей матери Лето, А. убил из лука детей Ниобы. Осадивших Трою греков он покарал мором. Священным деревом А. был лавр. Культ А. получил распространение в Риме в V в. до н. э. и достиг расцвета в период правления Августа, считавшего его своим богом-хранителем. Начиная с античности часто делали скульптурные изображения А. Наиболее выдающимися из них (раннего классического периода, 2-я четв. V в. до н. э.) является т. н. «А. Кассельский», римская мраморная копия статуи, возможно, работы Фидия, находящаяся в г. Кассель, «А. Омфалос» — подтвержденная несколькими своими репликами статуя А. дорического стиля. Особенно высоко ценится «А. Бельведерский», римская мраморная копия в Ватикане, сделанная с греческого бронзового оригинала 2-й пол. IV в. до н. э. (А. изображен в движении, держащим в руке лук и смотрящим вслед выпущенной стреле). Фигура А. находится в центре композиции на западном фронтоне храма Зевса в Олимпии. Известна также статуя А. Савроктона работы Праксителя, которая изображает А. убивающего ящерицу. А. посвящали свои скульптуры Торвальдсен и Роден. В живописи А. чаще всего изображали в окружении муз (Пуссен), с Артемидой (Л. Кранах Старший), сражающимся с Пифоном (Делакруа), вместе с Дафной (Тьеполо), «А. у Адмета» (Лоррен), «А. рядом с Гиакинфом» (Тьеполо). Мотивы мифов об А. использовались и в оперном искусстве (Люлли, Моцарт).


АПОЛЛОДОР, 1. А. из Афин, мастер греческой монументальной живописи 2-й пол. V в. до н. э. Первым из художников древности изучил эффект светотени и применил его в своем искусстве. А. ввел в живопись также начала пространственной перспективы. Тем самым А. явился основоположником собственно живописи (т. н. светотеневой живописи), которая достигла расцвета в IV в. Работы А. до наших дней не сохранились. 2. Известный греческий ученый II в. до н. э. из Афин. Работал и жил в Афинах, Александрии и Пергаме. Написал литературно-исторические и философские произведения, среди них комментарии к каталогу кораблей «Илиады», фрагменты которого сохранились. Греческой мифологии и религии было посвящено 24-томное произведение А. «О богах», «Хроника» в 4 книгах представляли собой очерк мировой истории, начиная с покорения Трои и кончая 119 г. до н. э. Под именем А. до нас дошло произведение под заголовком «Библиотека», ценный источник греческой мифологии II в. н. э. 3. А. из Дамаска, крупнейший римский архитектор, живший в нач. II в. н. э. при императорах Траяне и Адриане. Есть версия, что А. попал в немилость к Адриану и был им убит. В 104–105 А. был возведен мост через Дунай в Дакии, недалеко от Железных Ворот, воздвигнут Форум Траяна, построены термы Траяна, Остийский порт и другие сооружения. Творчество А., как представителя эллинистическо-римской архитектуры, способствовало распространению восточного влияния в Италии.


АПОЛОНИЙ РОДОССКИЙ, древнегреческий эпический поэт III в. до н. э. Был главой библиотеки Мусейона в Александрии, где занимался литературной критикой. Из-за литературно-теоретических взглядов А. порвал со своим учителем Каллимахом, который не признавал гомеровский эпос в качестве стиля для подражания. Произведение А. «Аргонавтика» — единственная сохранившаяся до наших дней эпическая поэма. На о. Родос, который стал его второй родиной, он написал заключительные строки сочинения, посвященные путешествию аргонавтов. С присущим ему психологизмом изобразил жанровые сцены, любовные приключения, в описании природы использовал научные знания. Поэма пользовалась в Риме большой популярностью. Варон Атацин перевел ее на латинский язык, она оказала влияние на творчество Вергилия и Валерия Флакка.


АПСИРТ, в греческой мифологии сын колхидского царя Ээта, брат Медеи. Когда Медея бежала с аргонавтами, она взяла с собой брата. Спасаясь от преследования Ээта, Медея убила А. и разбросала куски его тела по волнам, зная, что отец будет вынужден прекратить погоню, чтобы собрать тело сына и похоронить его.


АРГОНАВТЫ, в греческой мифологии пятьдесят участников похода в Колхиду на Черном море. Их корабль, названный «Арго», был построен с помощью Афины, которая вставила в его корпус кусочек священного векового додонского дуба, шелестом листьев передающего волю богов. Предводимые Ясоном А., среди которых были Адмет, близнецы Диоскуры — Кастор и Полидевк, Геракл, Мелеагр, Орфей, Пелей и Теламон, должны были возвратить в Грецию золотое руно волшебного барана, увезенного в Колхиду Фриксом. На своем пути А. побывали у Гипсипилы на Лемносе, одержали верх над царем бебриков Амиком, Избавили Финея от гарпий, преодолели Самплегады. Овладеть золотым руном Ясону помогла волшебница Медея. Обратный путь А. был долог и труден, но в конце концов им удалось достичь берегов Греции. Историческую основу мифа об А. составляют, по всей вероятности, морские плавания греков, прежде всего милетян, к черноморским берегам. Поход А. - частый сюжет в произведениях античного и послеантичного искусства (рельеф в Дельфах; кратер с изображением А. середины V в. до н. э.; эпосы Аполлония Родосского и Валерия Флакка, драматическая трилогия «Золотое руно» Грильпарцера, опера Керубини).


АРЕС, греческий бог войны, сын Зевса и Геры. Как жестокий бог разрушительных войн А. был мало почитаем в народе. Его презирали даже остальные олимпийские боги, поэтому культ А. не получил большого распространения в Греции (в отличие от римского Марса, с которым он впоследствии отождествлялся). Существует миф о любви А. и Афродиты, которая родила сына Эрота. Культ А. - фракийского происхождения, берущий начало от бога войны эпохи бронзы, который под фракийским влиянием был микенизирован. Существование А. как божества в микенский период подтверждено.


АРТЕМИДА, греческая богиня, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона, родилась на Делосе. В образе А. объединились представления о различных, также и догреческих божествах. Согласно мифу, А. являлась целомудренной богиней-девой охоты и живой природы. К глубокой древности восходит культ А. как богини деревьев и растительности. К культовым животным А. - владычицы зверей относились главным образом лань и медведь, а божественную свиту составляли нимфы. Если брат А. Аполлон приравнивался к богу солнца, то она была богиней луны и часто отождествлялась с Селеной. Она почиталась как богиня девственной чистоты и целомудрия и как богиня растительности и плодородия. Например, на культовой статуе из Эфеса в М. Азии А. изображалась матерью-кормилицей со множеством сосцов. Кроме того, А. считалась покровительницей супружества и деторождения, к которой часто при родах взывали женщины. По этой причине А. иногда отождествлялась с Илафией. Как правило, А. изображалась в коротком хитоне, с колчаном за спиной и копьем в руке, часто в сопровождении лани и нимф. С ней отождествлялась римская Диана («А. Версальская», Лувр, римская копия с оригинала 2-й пол. IV в. до н. э.). Почитавшаяся и любимая в античные времена богиня изображалась почти всеми известными живописцами — в образе охотницы, во время купания, с Актеоном, нимфами и сатирами, причем имя богини варьировалось между А. и Дианой.


АСКЛЕПИЙ, греческий бог врачевания, сын Аполлона и Корониды, обучавшийся искусству исцеления у кентавра Хирона. Его сыновьями были Махаон и Подалирий. Узнав, что А. попытался оживлять умерших, Зевс умертвил А. молнией. В Эпидавре находился знаменитый храм А. Начиная с V в. до н. э. возникли другие святилища А., как, например в Косе, Пергаме и других местах. Вплоть до конца античных времен культ А. особенно почитался. А. изображали в облике бородатого, одетого в длинный плащ мужчины, опирающегося на посох, вокруг которого обвивается змея (отсюда изображение змеи в современной медицинской символике). А. посвящались многочисленные рельефы на святилищах (например в Афинах). Выразительная голова А. с о. Мелос находится в Британском музее. С А. отождествлялся римский бог врачевания Эскулап.


АТАЛАНТА, в греческой мифологии знаменитая аркадская красавица, охотница. А. принимала участие в охоте на калидонского вепря и получила от Мелеагра шкуру убитого зверя. Добивавшимся ее руки А. предлагала состязаться в беге и всех, кого обгоняла, пронзала копьем. Гиппомен хитростью одержал победу: во время бега он бросил на землю три золотых яблока, поднимая их, А. отстала и проиграла состязание. На этот сюжет картина Рубенса, опера Генделя.


АТАМАНТ, сын Эола, мифический правитель Фив. Убил собственного сына от Ино Леарха.


АФИНА, также А. Паллада (дева), вечно девственная богиня (А. Парфенос с культовым храмом Парфеноном в Афинах), дочь Зевса. Согласно мифу, царь богов проглотил свою супругу океаниду Метиду, беременную А. Гефест расколол голову Зевса ударом молота, и на свет появилась Афина в полном снаряжении (изображение на восточном фронтоне Парфенона). Существует мнение, что А. как божество имеет догреческое происхождение. В частности, ее воинственный характер и снаряжение — шлем, копье, щит и эгида — заимствованы у богини войны и города эпохи бронзы, т. е. из той эпохи, к которой примыкал раннегреческий культ А. Победив в споре с Посейдоном, А. стала покровительницей афинского народа и даровала ему священное дерево — маслину (изображение на западном фронтоне Парфенона). Как А. Полиада она покровительствовала и другим городам (например Приене) и почиталась как богиня-победительница (например, в Пергаме). А. принимала участие в борьбе богов с гигантами и покровительствовала многим греческим героям (Диомеду, Одиссею, Гераклу). А. покровительствовала также развитию ремесел и охраняла их. Как богиня мудрости и разума А. покровительствовала наукам (статуя А. из Пергамской библиотеки). Она научила людей обуздывать коней и запрягать быков, строить и управлять колесницами (как опытная участница поединков колесниц). А. передала людям искусство строить корабли, научила женщин прясть и ткать, даровала жителям земли флейту, законы и учредила ареопаг. Функции, которые исполняла богиня, отражали общественный и социальный статус ее почитателей. Так, очевидно при Писистрате, она стала покровительницей Афин, ремесленников и отдельных ремесел. В период правления Перикла произошло ее превращение в богиню мира (например, статуя А. Лемнии). Ее культовыми животными были сова (отсюда прозвище «совоокая») и змея, а священным деревом — маслина. В Риме с А. отождествляли Минерву. Пергамский ренессанс образа А. в эллинизме явился выражением притязаний атталидов по отношению к классическому наследию (изобретение А. на фризе Пергамского алтаря). Об А. - живописные полотна Боттичелли и Рубенса, комедия Г. Сакса «Паллада и Венера».
Б
БОГИНЯ-МАТЬ, неотъемлемый персонаж всех индоевропейских религий. В восточных религиях на первый план выступает социальный аспект (матриархат) ее функции (Иштар, Астарта, Анат, Исида). В греческой и римской религиях основной в культе Б.-м. (Афродита, Артемида, Деметра, Гея, Персефона, Теллус, Матер Матута, сирийская Дея Дия) была витальная функция (любовь, рождение, плодородие). Подчеркнуто оргинастические формы их культ стал принимать в более поздний период, когда в религиозных представлениях ведущее место заняли не богини, а царящие на небе боги.
Г
ГАДЕС, совр. исп. г. Кадис; др., основанная, возможно еще в 1100 г. до н. э. тирская колония. Располагалась на о-ве (в настоящее время слившемся с материком), недалеко от гибралтарского пролива и выхода в Атлантический океан. На другом из островов находился римский Г. Город был важнейшим центром атлантического судоходства и добычи серебра в Тартессе. До римского господства (2-я Пуническая война) Г. был полностью зависим от Карфагена. Опустошенный в поздней античности, снова приобрел значение лишь в VIII в. н. э. при господстве арабов. Г. - родина римского писателя Колумеллы.


ГЕКАТА, дочь титана Перса, божество карийского происхождения, чей культ распространился в Греции, особенно среди простого народа. В «Теогонии» Гесиода — богиня всеобъемлемой власти, готовая оказать помощь. Она считалась богиней колдунов и привидений, которые наводили ужас по ночам, скитались в сопровождении собак и призраков. Г. была признана богиней луны, держалась в местах погребений и на перекрестках; стала отождествляться с Артемидой и богиней подземного царства Персефоной. Ей приносили в жертву еду и собак, ее атрибутами были факел, бич и змея.


ГЕКАТОМБА, в Древней Греции жертвоприношение, состоящее из ста быков, позже — всякое крупное жертвоприношение.


ГЕКАТЕЙ МИЛЕТСКИЙ, греческий логограф конца VI в. до н. э. Добротные материалы наблюдений, основательные познания, накопленные в продолжительных путешествиях, равно как и глубокие знания жизни чужеземных народов и их обычаев, позволили Г. М. создать исторические труды и приобрести компетентность в политической деятельности, особенно во время ионийского восстания, в котором Г. М. принимал участие как один из руководителей. Он написал «Кругосветные путешествия» (в которых изложена генеалогия благородных греческих родов). В своих исторических сочинениях Г. М. широко использовал мифы, легенды и сказки, часть из которых он переделал. Г. М. оказал влияние на Геродота (взаимосвязь географии, этнографии и истории). Г. М. писал на ионийском диалекте.


ГЕРА, верховная греческая богиня, царица богов (в древнеримской мифологии Юнона), дочь Кроноса и Геи, сестра Деметры, Аида, Гестии, Посейдона и Зевса, супруга Зевса. Детьми Зевса и Г. были Арес, Геба, Гефест и Илифия, иногда сыном Г. считался Тифон. Г. из-за ревности преследовала своих соперниц (например, Ио, Каллисто, Лето, Семелу) и их детей (Геракла). В споре, возбужденном Эридой из-за яблока, предназначенного прекраснейшей из богинь и решенном троянцем Парисом в пользу Афродиты, Г., как и Афина, была вынуждена уступить и стала противницей всех троянцев, например Энея. Иксион, пытавшийся соблазнить Г., был в наказание навечно привязан к вращающемуся колесу. Как богиня женщин Г. покровительствовала браку, как Илифия — роженицам. Ей была посвящена корова, сама Г. именовалась «волоокой», ее атрибутом был павлин. Изначально Г. была, вероятно, аргосской богиней, главными местами ее культа были Аргос (с утраченными хрисоэлефантинными статуями работы Поликлета) и о. Самос (Г. приписывалась статуя с посвятительной надписью Херамия). К числу знаменитейших произведений, считавшихся изображениями Г., причисляют Юнону Людовизи, колоссальную мраморную голову, получившую высокую оценку в XVIII–XIX вв. (в последнее время она рассматривается как портрет времени ранней империи). В своих произведениях Г. изображали А. Корреджо, П. Рубенс, Д. Тьеполо, Н. Пуссен.


ГЕРАКЛ, любимейший герой греческих сказаний, сын Зевса и Алкмены, жены Амфитриона. Его братом-близнецом, сыном Амфитриона, был Ификл. Когда Гера захотела убить младенца Г., направив на него двух змей, Г. задушил их (изображение Г., душащего змей мраморная статуя Г., во Флоренции, Галерея Уффици). Одного из своих учителей, Лина, Г. убил (изображение на чаше работы Дуриса, Мюнхен). В победоносной борьбе против Эргина Г. освободил родной г. Фивы от уплаты дани, за что царь Креонт отдал ему в жены свою дочь Мегару. В насланном на него Герой припадке безумия Г. убивает Мегару и детей, которых она ему родила (трагедия Еврипида «Геракл»). За это на Г. было наложено наказание: он должен был совершить на службе у Эврисфея 12 тяжелых опасных деяний, за что ему было обещано бессмертие. Г. совершил свои подвиги: 1. Задушил неуязвимого немейского льва (Арголида) (амфора Эксекия, Берлин), с того времени он носил шкуру льва. 2. Убил лернейскую гидру. 3. Поймал быструю керинейскую лань (новоаттический рельеф, Дрезден). 4. Уничтожил птиц-людоедов из болот Стимфалоса в Аркадии. 5. Поймал эриманфского вепря и доставил его живым к заползшему от страха в пифос Эврисфею. 6. Очистил конюшни Авгия. 7. Укротил огнедышащего критского быка. 8. Укротил пожирающих человечье мясо коней фракийца Диомеда. 9. Добыл пояс Ипполиты. 10. Прогнал скот Гериона (халкидская амфора в кабинете Медичи, Париж), во время этого похода воздвиг Геркулесовы столбы. 11. С помощью Атланта достал яблоко Гесперид. Двенадцатый подвиг был наиболее тяжелым. Г. спустился в подземный мир, одолел адского пса Цербера и привел его живым на поверхность земли (амфора Андокида, Париж). Г. совершил и другие подвиги: он победил Антея (кратер Евфрония в Лувре) и Бусириса (афинская пелика художника Пана), отвоевал у смерти жену Адмета Алкестиду (трагедия Еврипида «Алкестида»), убил орла, который пожирал печень Прометея. На пути в Колхиду Г. потерял своего любимца Гидла и не смог продолжить поездку с аргонавтами. Он освободил Гесиону, убил Кикна, сражался с кентаврами и участвовал в борьбе с гигантами. Его верным помощником и возничим был Иолай. Второй женой Г. была Деянира, которую он добыл в борьбе с Ахелоем. После гибели Ифита Г. был поражен тяжелой болезнью. В Дельфах, где он насильно пытался получить совет, как искупить вину, и похитил треножник (изображение на фронтоне сокровищницы сифносцев в Дельфах), ему определили наказание: быть проданным в рабство к Омфале. Из победоносного похода против Эврита из Ойхалии (кратер Эврита, Лувр) Г. привел его прекрасную дочь Иолу пленницей к себе в дом. Из ревности Деянира послала Г. пропитанную отравленной кровью Несса одежду. Г. надел эту одежду и, мучимый страшной болью, был сожжен на огромном костре на горе Эта и вознесен в качестве бога на Олимп (Г. среди олимпийцев на амфоре Эксекия в Орвисто). На Олимпе Г. получил в жены Гебу. Г. считался в античности олицетворением силы, мужества и отваги, победителем, освободившим людей от страданий, поборником справедливости и доброты, избавителем от бед и спасителем.


ГЕРКУЛЕС, в римской мифологии бог и герой. Соответствует греческому Гераклу. Почитался во многих городах Италии; его культ был заимствован римлянами из Тускула (или Тибура), где Г. почитался как воинственный бог, «победитель», «непобедимый», и имел жpeцов-салиев, аналогичным римским салиям Марса. В Риме древнейший алтарь Г. находился у Бычьего рынка возле цирка; по преданию, он был поставлен Эвандром в память о посещении его Г, возвращавшимся из Испании со стадами Гериона (один из подвигов Геракла). Г. посоветовал подданным Эвандра отказаться от человеческих жертвоприношений и заменить их куклами, которых бросали в Тибр в праздник аргеев. С превращением культа Г. в государственный (сначала он обслуживался патрицианскими родами Пинариев и Потитиев) жертвы на алтаре стал приносить, по греческому ритуалу, городской претор. Хотя и здесь Г. имел эпитет «непобедимый», он почитался в основном как бог обогащения, купцы и полководцы жертвовали ему десятую часть прибыли и добычи, шедшую на угощение народа. Женщины из участия в культе Г. исключались. Культ Г. постепенно стал одним из самых распространенных в римском мире. В Галесе с ним был отождествлен Мелькарт, в Галлии — Огма и др. Вместе с тем усложнялся его образ и множились его функции. Так, он стал покровителем отдельных имений, сельского хозяйства. Как человек, ставший богом за свои заслуги, он рассматривался как залог надежды на бессмертие для любого честного человека: покойный часто изображался с атрибутами Г. Плебеи и рабы почитали Г. как вечного труженика, помощника находящимся в нужде, мужественного и добродетельного героя. Для солдат Г. был богом победы, для аристократии — прообразом идеального царя, антиподом тирана, мудрецом, побеждавшим чудовищ (толковавшихся как пороки) силой разума и знаний, посредником между богами и людьми. Популярность Г. использовалась императорами (его изображали на монетах Антонинов и Северов, на монетах правителей Галльской империи, с ним отождествлял себя Коммод, сближал себя Максимиан, приняв имя Геркулий).


ГЕРМЕС, сын Зевса и Майи. Родился на Киллене в Аркадии. Г. посвящались вертикально поставленные камни, или гермы. Является одним из древнейших и многозначных богов. Как бог скотоводства покровительствовал животным, поэтому часто изображался с бараном на плечах (Криофор, ставший символом Доброго пастыря). Каменные глыбы использовались как дорожные вехи, и поэтому Г. считался богом-покровителем странников. Он изображался в дорожной шляпе и с крылатыми сандалиями. Как бог торговли и рынков, он защищал купцов. С ним, как с богом счастья, связывали называемые его именем счастливые находки — гермайоны. Г. был быстрым юным вестником богов и выполнял посольские функции. В качестве герольда он носил жезл. Этот жезл (кадуцей) являлся волшебным и служил Г. и для усыпления (например Аргуса), поэтому Г. почитался также как хитрый бог воров и обманщиков, который учил своего сына Автолика воровству. Сам Г. в младенчестве с помощью хитрости похитил коров Аполлона, причем Аполлон оставил их ему за лиру, изготовленную Гермесом из черепахового панциря (отражено в гомеровском гимне «Гермес» и в сатирической пьесе Софокла «Следопыты»). Всегда находящий выход из любого положения, Г. считался богом красноречия и мышления и в качестве такового — богом-покровителем школ и палестр. В качестве проводника душ Г. провожал умерших в преисподнюю. Г. был отцом Пана и Гермафродита. Ему соответствовал римский Меркурий.


ГЕРОДОТ (между 490 и 480 — ок. 425 гг. до н. э.), древнегреческий историк, «отец истории». Автор сочинений о греко-персидских войнах, истории государства Ахеминидов, Египта и др.; дал первое описание жизни и быта скифов.


ГЕСИОД (VIII–VII вв. до н. э.), первый известный по имени древнегреческий поэт. В дидактической эпической поэме «Труды и дни» Г. славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов; включает житейские наставления, поучительные мифы, в том числе о Прометее, поэма «Теогония» (т. е. родословная богов) рационалистически систематизирует древнегреческие мифы. Г. противопоставляет свою поэзию героическому эпосу как трезвую «правду» красивой «лжи».


ГЕФЕСТ, греческий бог огня и кузнечного ремесла, покровитель кузнецов и ремесленников, изначально негреческого происхождения (М. Азия — Кария, Ликия), в М. Азии и особенно на о. Лемнос существовал культ земного огня. Г. был сыном Зевса и Геры (или одной Геры). Изображался широкоплечим и хромым. Согласно одной версии, Зевс швырнул Г. с Олимпа за то, что он заступился за Геру во время ее спора с Зевсом. Упав с Олимпа, Г. обрушился на Лемнос. Согласно другой версии, Гера после родов бросила Г. с Олимпа, т. к. он был калекой. Как мастер кузнечного ремесла, Г. единственный из всех античных богов изображался работающим в своей мастерской — он изготавливал со своими подмастерьями, циклопами, оружие и украшения для богов, создал по воле Зевса Пандору. В качестве искуснейшего бога Г. был супругом Афродиты. Она обманывала его с Аресом. В Афинах ремесленники наряду с Афиной почитали также и Г. как своего защитника и покровителя. Т. н. Тесейон был, вероятно, его храмом. Г. в своей мастерской — излюбленный сюжет живописи — полотна П. Рубенса, Р. Веласкеса, А. Ван Дейка, Д. Тьеполо.


ГЕЯ, греческая богиня животворящей земли, производительница и носительницы всех живых существ, праматерь и прабожество, в котором объединились все догреческие и архаические греческие представления. Г. произвела на свет Небо, Море и горы. Будучи супругой Урана, она родила титанов, циклопов и гекатонхейров. По наущению Г. ее сын Крон оскопил Урана, из капель крови которого родились эринии и гиганты. В Греции повсеместно существовал культ Г., по-видимому, ей первоначально принадлежал оракул в Дельфах. В древнеримской мифологии Г. соответствовала Теллус. Картины А. Фейербаха.


ГИЛАС, в греческих легендах любимец Геракла, взявшего его с собой в путешествие аргонавтов. Когда Г. при остановке в Киосе в Вифинии пошел за водой, его похитили нимфы источника. Из-за поисков Г. Геракл опоздал к отплытию корабля аргонавтов. Г. предположительно был первоначально богом растительности.


ГИЛЛ, в греческой мифологии сын Геракла и Деяниры (варианты: лидийской царевны Омфалы или нимфы Мелиссы). Умирая, Геракл обручил Г. с дочерью эхалийского царя Иолой. Г. стал предводителем Гераклидов (многочисленных потомков Геракла), когда они вторглись на Пелопоннес, чтобы вернуть царство отца. Спустя три года во время нового похода Гераклидов в Пелопоннес Г. погиб в поединке с аркадским царем.


ГИПЕРБОРЕЙ, возможно, живущий по ту сторону северного ветра (Борея) легендарный народ, пребывающий в вечном блаженстве на Крайнем Севере. Согласно греческим поверьям, Аполлон Дельфийский на зиму останавливался у них. Г. приносили жертвенные дары в его святилище на Делосе.


ГИПСИПИЛА, в греческих сказаниях дочь царя Фоанта на о. Лемнос. Когда женщины этого острова, сговорившись, убили всех мужчин, Г. спасла своего отца. Она стала царицей женского государства. Когда на остров прибыли аргонавты, вступила в связь с Ясоном и родила сына (или близнецов). После того как аргонавты покинули остров, продолжая свое путешествие, стало известно о спасении Фоаса, и Г. была вынуждена покинуть остров. В качестве рабыни они попала к Ликургу из Немеи и стала кормилицей его сына Офельта. Драма Еврипида, оперы Глюка и Скарлатти.


ГЛАВК, один из морских богов, которому приписывался дар прорицателя. Первоначально — рыбак из Анфелона в Беотии. Выпив зелья из колдовской травы, он упал в море. Г. изображался как старец с рыбьим хвостом.


ГОРГОНЫ, чудовища, дочери Форкиса и Кето: Сфено, Эвриала и Медуза. Первые две — нестареющие и бессмертные. Г. обитали по ту сторону Океана на крайнем Западе. Всякий, кто встречал страшным взгляд Г., превращался в камень. У Г. были карикатурно искаженные черты, змеи в волосах; они издавали устрашающий рев.


ГРЕЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ были очень разнообразны не только в силу местных различий, они сильно отличались в зависимости от того, в честь какого бога совершались. Большинство совершалось в честь главных богов, прежде всего — Зевса (он занимал первое место в праздновании Олимпийских игр). Некоторые достигли всеобщего и в высшей степени важного значения для всей культуры — это большие игры: Олимпийские, пифийские, истмийские и немейские.
Д
ДАНАИДЫ, в греческих сказаниях 50 дочерей Даная из Египта. Когда Д. должны были против своей воли и желания отца выйти замуж за 50 сыновей своего дяди Египта, вместе со своим отцом они бежали в Аргос, на родину своей прародительницы Ио. Данай в союзе с царем Пеласгом из Аргоса оказал сопротивление преследовавшим их сыновьям Египта. Потерпев поражение, посоветовал дочерям, противившимся неизбежному брачному союзу, убить своих мужей в брачную ночь. Кроме Гиперместры, все остальные дочери последовали этому совету. Позднее они или вышли замуж за победителей соревнований, или оставались в безбрачии, а в преисподней в наказание за убийство должны были носить воду в бездонный сосуд (отсюда «работа данаид» — бессмысленная работа). Трагедия Эсхила «Умоляющие о защите», скульптуры Родена.


ДЕВКАЛИОН, в греческих сказаниях благочестивый сын Прометея, родоначальника эллинов. От всемирного потопа, покаравшего людей, спасся лишь Д. со своей женой Пиррой на корабле (ковчеге). После высадки на Парнасе по указанию богини Фемиды или Зевса оба бросили позади себя «останки Великой матери», т. е. камни. Из камней, брошенных Д., возникли мужчины, а из камней Пирры — женщины. Легенда о Девкалионовом потопе (напр., шумерский эпос о Гильгамеше, Ветхий завет). Она связана с учением о веках, которое повествует об уничтожении человечества при потопе.


ДЕДАЛ, мифический искусный художник и строитель из Аттики. Бежал к царю Миносу на Крит и построил ему Лабиринт, где поселился Минотавр. Изготовил деревянную корову для Пасифаи. Из-за этого, а также потому, что подсказал Ариадне уловку с клубком ниток, чтобы выйти из Лабиринта, Д. был заключен под стражу Миносом. С помощью крыльев, изготовленных из перьев и воска, Д. удалось бежать вместе с сыном Икаром в Сицилию к царю Кокалу. Д. считается крупным скульптором, который впервые закрепил каноническую позу скульптур. Раннеархаическая пластика (VII в. до н. э.) называется дедалической.


ДЕЛЬФЫ имели выдающееся значение для всего духовного развития греков. Прежде там давала прорицания Гея, потом Фемида, но после убиения дракона Пифона этим местом завладел Аполлон. Мистическое вдохновение приходило к Пифии. Дельфийский оракул был главной духовной силой Греции, основой греческого единства. В зависимости от дельфийского оракула находилось очень многое: календарь, постройка дорог, дорийская архитектура, правила житейской мудрости. Чужеземные цари также посылали подарки в Дельфы и получали оттуда прорицания.


ДЕЯНИРА, дочь мифического царя Ойнея из Каледона. Геракл женился на ней после борьбы с Ахелоем. Позже Д. неумышленно погубила Геракла отравленным платьем Несса и покончила с собой.


ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ, историк эпохи эллинизма, автор 40 книг по всемирной истории («Историческая библиотека»), из которых 1-5-я и 11- 20-я книги сохранились полностью. Его украшенное анекдотами, хронологически не всегда точное, но интересное изложение ранней истории до времени Цезаря (включая историю Египта, Ассирии, Индии, Мидии, островов Западного и Восточного Средиземноморья) было очень популярным, оно служит гл. источником сведений о сицилийском восстании рабов во II в. до н. э.


ДИОМЕД, греческий герой, участник Троянской войны, сын Тидея (потому также назывался Тидид), царь Аргоса. Д. прославился подвигами, некоторые из них совершил вместе с Одиссеем (поимка Долона, убийство Геса и похищение его коней, захват палладия). Культ Д. известен в Аргосе, а также в Южной Италии.


ДИОСКУРЫ (греч. сыновья Зевса), близнецы, сыновья Леды, отцом которых был либо Зевс, либо супруг Леды Тиндарей (отсюда — Тиндариды); по другой версии, один из братьев, Полидевк (лат. Поллукс), был сыном Зевса, а другой, Кастор, был сыном Тиндарея и потому смертен. Кастор славился как укротитель коней, а Полидевк — как испытанный кулачный боец (например, бой Полидевка с Амиком). Д. освободили свою сестру Елену, похищенную Тессеем, и увезли с собой в качестве пленницы мать Тессея Эфру. Они участвовали в походе аргонавтов и в калидонской охоте. При похищении дочерей Левкиппа Хилаиры и Фойбы, с которыми были обручены мессинские Афареиды Илас и Линкей, Д. вступили в поединок с последними. После того как Кастор был убит Идасом (а Полидевк убил Линкея), с позволения Зевса неразлучные братья стали жить попеременно то в подземном мире, то на Олимпе. Д. почитались особенно в Спарте. Они считались покровителями в битве (на стороне локрийцев при Саграсе в VI в. до н. э., на стороне римлян при Регильском озере в нач. V в. до н. э.), чтились как покровители моряков и спасители при кораблекрушениях, им приписывались «огни св. Эльма» на верхушках мачт кораблей. Д. были перенесены в качестве звезд-близнецов на небо, изображались в остроконечных войлочных шляпах и с конями. К наиболее представительным скульптурам принадлежат Д. из Монте-Ковалло в Риме (предположительно позднеримское произведение).


ДОДОНА, знаменитейший после дельфийского религиозный центр, где находился Додонский оракул при храме Зевса в Эпире. Как и в Дельфах, святилище обслуживали женщины-жрицы, которые прорицали по шелесту священного дуба Зевса. Был одним из центров духовной жизни Древней Греции. При раскопках обнаружено много бронзовых священных даров (самый ранний датирован 660 г. до н. э.). Некоторые экземпляры относятся даже к эпохе Римской империи. Кроме того, найдено ок. 100 вопросов оракулу (часть из них с ответами) на свинцовых табличках.


ДРИАДЫ, нимфы, живущие на деревьях. Согласно поверьям, умирали с гибелью дерева.


ДРИОПА, в греческой мифологии дочь Дриопа. По аркадской версии мифа, возлюбленная Гермеса, от которого родила Пана. Ребенок был покрыт волосами, с рогами и козьими копытами. Испуганная его видом, Д. бросила сына, но Гермес отнес его на Олимп, где он всем понравился и получил имя Пан. Согласно фессалийской версии мифа, Д. стала возлюбленной Аполлона, овладевшего ею силой. В наказание за то, что она обрывала цветы лотоса — растения, в которое была превращена одна из нимф-гамадриад, саму Д. превратили в дерево.
Е
ЕВРИПИД (ок. 480–406 г. до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, младший из трех великих афинских трагиков (Эсхил, Софокл). Творчество Е., сложившееся в годы кризиса афинской демократии, отличается резко критическим отношением к религиозно-мифологическим, этическим и другим традиционным нормам (в том числе суровому или «непродуманному» вмешательству богов в человеческую судьбу).


ЕВРОПА, в греческих легендах дочь финикийского царя Агенора и Телефассы. Зевс, превратившись в ручного белого быка, увез на себе игравшую на берегу Е. через море на Крит. Там Е. родила Миноса, Радаманта и Сарпедона. В античности похищение Е. было излюбленной темой вазовой и настенной живописи, в новое время часто изображалось на картинах (Тинторетто, Веронезе, Тициан, Рембрандт, Тьеполо).


ЕЛЕНА, в греческих сказаниях прекраснейшая из женщин, дочь Зевса и Леды, сестра Диоскуров и Клитемнестры. Тесей и Пирифой похитили Е. и увезли в Аттику, но Диоскуры освободили ее. По совету Одиссея, который тоже сватался к Елене, многочисленные женихи поклялись признать ее выбор и всегда защищать ее. Е. обручилась с Менелаем и родила Гермиону. В споре трех богинь за яблоко Эриды Е. была обещана Афродитой Парису и увезена им в Трою. Верные своей клятве, все греческие цари и герои участвовали в Троянской войне, чтобы вернуть Е. После гибели Париса Е. стала супругой Деифоба. После падения Трои она возвратилась домой в Спарту Е. воздавались божественные почести, по некоторым предположениям она считалась минойской богиней произрастания. Другая версия сказания о Е. изложена Стесихором (ее позднее придерживался Еврипид). По этой версии Парис увез с собой в Трою лишь тень Е., в то время как настоящая Е. после падения Трои была привезена Менелаем домой из Египта.
Ж
ЖРЕЦ. В античности, как и во многих других обществах, отец семейства исполнял функции священника. Лишь только в ходе разделения функций в развивающемся обществе институт жречества стал необходимым. Ж. знал литургические нормы, обряды, календари, руководил обрядами, жертвоприношениями. Ж. подчинялся царям или магистратам полисов. Жречество получали путем наследования или по выбору (свободному, через оракула), при случае — покупкой доходной жреческой должности, причем при женских божествах существовали женские жреческие должности. В ранний период особой жреческой одежды не было, как это стало в поздней античности с введением особой прически, обряда жреческого посвящения или помазания на жречество и безбрачия. Римская религиозная система ставила Ж. в положение посредника между богом и человеком. Такое положение приняла и христианская церковь. Во главе римского жречества стоял император, являющийся Великим понтификом. Затем следовали Ж. отдельных божеств, каждый в своих одеждах и со своей символикой, ниже стояли жреческие корпорации местных культов и обычаев. Древнейшими греческими коллегиями, о которых ко времени Империи часто уже не знали, каким богам они служат, были арвальские братья, авгуры, фециалы, гарусники, луперки, понтифики, салийские братья, весталки. В принципе каждый здоровый человек мог быть Ж., но жреческие должности замещались в основном патрициями.
З
ЗАГРЕЙ, сын Зевса и Персефоны, орфическое божество, возможно, другой бог плодородия. Зевс, согласно мифу, хотел передать ему власть над миром. Но Гера из ревности приказала титанам умертвить младенца. Они растерзали его на куски и пожрали их. Афине удалось спасти только сердце, которое Зевс проглотил и произвел от Семелы нового Загрея.
И
ИДАС, в греческой мифологии могучий сын Афарея, брат-близнец Линкея; оба они имели прозвище Афрадиты («сыны Афарея»). Братья приняли участие в походе аргонавтов и в Калидонской охоте, боролись против Диоскуров. И. убил Кастора и был поражен молнией Зевса.


ИКСИОН, мифический царь лапифов. Зевс наделил его бессмертием и допустил к трапезе богов. Когда И. попытался соблазнить Геру, Зевс создал облачный призрак Геры — Нефелу (греч. облако). От Нефелы и И. родился Кентавр и произошли кентавры. В наказание за нечестие И. в Тартаре привязан к вечно вращающемуся огненному колесу. Помпейские фрески, живопись Рубенса.


ИРИДА (греч. радуга), в греческой мифологии быстрая, крылатая вестница богов, прислужница Геры, сходящая на Землю по радуге. Позднее в функции вестника была вытеснена Гермесом.


ИСИДА (егип., греч.), египетское божество материнства, изображавшееся в человеческом облике, в древнейшее время — почти всегда с иероглифом ее имени — тронообразным венцом — на голове, в эллиническую эпоху чаще с коровьими рогами и лунным диском. В мифах об Осирисе И. - сестра и супруга Осириса, пытавшаяся спасти и защитить от Сета его тело. После воскресения Осириса И. зачала от него Гора. Она связана со многими богинями, восприняла от иконографии Хатхор коровьи рога и солнечный диск. В последние столетия до н. э. центром ее культа были Филы в Египте. Популярность этой богини, управлявшей человеческой судьбой, была так велика, что она почиталась и за пределами Египта, по всей Римской империи. При этом, однако, у нее появляется столько новых черт, что эллинистическая И. почти ничего общего не имеет с древнеегипетской. Она воспринимает черты Тихе (богини случая), Деметры и Гекаты и сливается с Кибелой. С IV в. до н. э. появляются мистический культ И., позднее описанный Апулеем. Ее культ объединяется с культом Сараписа. В Риме общины ее почитателей вначале преследовались; Калигула первым воздвиг ей храм под именем И. Кампейской.


ИФИГЕНИЯ, в греческой мифологии дочь Агамемнона и Клитемнестры, сестра Хрисофемиды, Электры и Ореста. Так как ее отец убил священную лань Артемиды, богиня не позволяла греческому флоту отплыть из Авлиды в Трою. Прорицатель Калхас объявил, что И. должна быть принесена в жертву во искупление проступка отца. И. была приведена в Авлиду под предлогом ее брака с Ахиллом. Во время жертвоприношения Артемида заменила ее ланью и перенесла И. в Тавриду, где та стала жрицей богини. В Тавриде И. должна была, по обычаю варваров, приносить в жертву Артемиде всех чужестранцев. Брат И. Орест и его друг Пилад, собиравшиеся похитить статую Артемиды, должны были погибнуть таким же образом, но И. бежала вместе с ними в Грецию.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar