Меню
Назад » »

РОБЕРТ ГРЕЙВС. БОЖЕСТВЕННЫЙ КЛАВДИЙ И ЕГО ЖЕНА МЕССАЛИНА (125)

РОБЕРТ ГРЕЙВС

РОБЕРТ ГРЕЙВС. БОЖЕСТВЕННЫЙ КЛАВДИЙ И ЕГО ЖЕНА МЕССАЛИНА


101
Осел на крыше (лат.).


102
Осел с лирой (лат.).


103
Молоко и яйца от петуха (лат.).


104
…на медяках вновь появилось знакомое всем «S. С.»… — Одна из самых распространенных в Риме аббревиатур — senatus consultum («постановление сената»). Сенатские монеты могли быть только бронзовыми, императорские же — золотыми и серебряными. (Комментарий C. Трохачева)


105
…мой брачный контракт заключен по всей форме… — Имеется в виду религиозный свадебный обряд — конфарреация. Развод в этом случае был возможен только при обоюдном согласии сторон. (Комментарий C. Трохачева)


106
…закон, наказующий за противоестественные действия, уже много лет не имеет силы… согласно этому закону, Помпей заслужил смерть. — В классическом римском праве гомосексуализм карался смертью, но уже по закону Скантиния (149 г. до н. э.), виновники отделывались штрафом в 10 000 сестерциев. (Комментарий C. Трохачева)


107
Его сравнивали с нашим великим актером Росцием… — О Росции см. примеч. 46. (Комментарий C. Трохачева)


108
…ввел эти игры… некий Публикола… в двести пятнадцатом году со времени основания Рима… — Происхождение Секулярных (Столетних) игр не совсем ясно. Рим был основан в 753 г. до н. э., следовательно, начало игр Клавдий относит к 538 г. до н. э. По легенде, консул Валерий Попликола, чтобы спасти город от моровой язвы, принес в жертву подземным богам черных волов, а затем три ночи подряд праздновал пектистерии — символические пиршества богов — и устраивал конные состязания в цирке. Историческая дата первых Секулярных игр — 249 г. до н. э. Следующие состоялись в 149 г., далее — в 17 г., при Августе, наконец в 47 г., когда игры были устроены Клавдием по случаю 800-летия основания Рима (за год основания римляне иногда принимали иную дату — 748 г. до н. э.). (Комментарий C. Трохачева)


109
…в жертву паркам… — Парки у римлян — богини судьбы, аналогичные греческим мойрам. (Комментарий C. Трохачева)


110
…бой между тремя братьями Горациями и тремя братьями Куриациями… — В этом легендарном сражении победили близнецы Горации, и тем самым спор за гегемонию в новом государстве между Римом и Альбой Лонгой был решен в пользу Рима. См.: Тит Ливий, I, 24–25.(Комментарий C. Трохачева)


111
Гораций. «Оды», 1, 21. Перевод А. Семенова-Тян-Шанского.


112
Впоследствии император Нерон. (Примеч. авт.)


113
…редкостную белую вишню, которую Лукулл привез с Черного моря. — Луций Лициний Лукулл (см. примеч. 63) после победы над понтийским царем Митридатом VI вывез из причерноморского города Кераса вишневые деревья и таким образом положил начало этой культуре в Европе. (Комментарий C. Трохачева)


114
Поговорим об исправлениях, которые я внес в латинский алфавит… — Клавдий предложил дополнить алфавит буквами: =| (для звука «в»), Э (для звука «пс» или «бс») и — | (для звука типа немецкого «и»). Реформа ставила целью приблизить написание к произношению, но успеха не имела, и после смерти Клавдия эти буквы вышли из употребления. (Комментарий C. Трохачева)


115
Латинский алфавит был заимствован у дорийских греков во времена ученого царя Эвандра… — Эвандр в римской мифологии — внук или сын аркадского царя Палланта (или бога Меркурия-Гермеса). По общепринятой версии, латинское письмо принесено в Лаций греками с Пелопоннеса (дорийцами), поселившимися во второй половине второго тысячелетия до н. э. на Палатинском холме. Однако следов этого письма не обнаружено. По традиции, изобретателем греческого письма считался финикийский царевич Кадм. (Комментарий C. Трохачева)

116

…через пятьсот лет после основания Рима ввели букву «G» на смену «С»… — Точнее, около 234 г. до н. э., когда Сцурий Карвилий ввел в алфавит букву «G», но не на смену «С», а вместо устраненной в 312 г. цензором Аппием Клавдием буквы «Z» (дзета), которая начиная с I в. до н. э. вновь возвращается в алфавит. (Комментарий C. Трохачева)


117
Гомер. «Иллиада», IX, 312–313.


118
Сервий Туллий — предпоследний царь Рима, правивший в 578–534 гг. до н. э. (Комментарий C. Трохачева)


119
Шутливый намек на самого себя. (Примеч. авт.)


120
См. «Илиада», VI, 4.


121
Гомер. «Илиада», IV, 495–499.


122
…сицилианку по прозвищу Сцилла, названную так в честь чудовища… — Сцилла — мифическое морское чудище с 12 ногами и 6 головами, описанное Гомером в «Одиссее». (Комментарий C. Трохачева)


123
Гомер, «Одиссея», I, 461–464.


124
Гомер, «Одиссея», XXII, 472–473.


125
М. Карп. Перевод, 1990.


126
См. Деян, 11:28. (Примеч. авт.)


127
Светоний. — Гай Светоний Транквилл (ок. 70-140 г. н. э.), автор сочинений «О жизни цезарей» и «О блистательных мужах» с биографиями поэтов, риторов, грамматиков, историков (второй труд сохранился лишь во фрагментах). Цит. по: Светоний. Жизнь двенадцати цезарей/Пер. с лат. М. Л. Гаспарова. М., 1964. (Комментарий C. Трохачева)


128
М. Л. Гаспаров. Перевод, 1964.


129
Тацит. — Публий Корнелий Тацит (ок. 55-120 г. н. э.) — последний из величайших историков Рима. Автор сочинений «Жизнь Юлия Агриколы», «Германия», «Диалог об ораторах», «История» в 14 книгах (сохранились 1–4 и начало 5-й), «Анналы» в 16 книгах (сохранились 1–6, 11–16). Цит. по: Тацит. Сочинения: В 2-х т. М., 1993. Т. 1: Анналы. Малые произведения. Пер. с лат. А. С, Бобовича. (Комментарий C. Трохачева)


130
А. Бобович. Перевод.


131
Кассий Дион. — Кассий Дион Коккеян (ок. 160–235 г. н. э.) — римский историк и сенатор, писавший по-гречески. Автор «Римской истории» в 80 книгах (сохранились 36–60, частично 78, 79). Отдельные книги дошли в переложениях и извлечениях византийских писателей. В частности, цитируемый фрагмент сохранился в обработке Иоанна Зонары (XI в.), автора краткой «Всемирной истории», одним из основных источников которой был Кассий Дион, а также Иоанна VIII Ксифилина, константинопольского патриарха, юриста и литератора XI в.(Комментарий C. Трохачева)


132
Тога совершеннолетия, мужская тога (лат.).


133
См. Луций Анней Сенека. Апофеоз божественного Клавдия (Пер. Ф. Петровского), в кн.: Римская сатира (Б-ка античной литературы), М., 1989, (Примеч. ред.).


 
 
МИФОЛОГИЯ
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar