Меню
Назад » »

Роберт Грейвс. Белая Богиня (231)

РОБЕРТ ГРЕЙВС \ ПОЭТ \ ПИСАТЕЛЬ \

МИФОЛОГИЯ \ФИЛОСОФИЯЭТИКА \ ЭСТЕТИКАПСИХОЛОГИЯ\

ГОМЕР ИЛИАДА \ ГОМЕР ОДИССЕЯ

Феофил был не прав, когда предположил, что герой освобождает девственницу, которую держит в неволе морской зверь. Морской зверь — женщина. Это богиня Тиамат, или Раав. А бог Бел, или Мардук, который смертельно ранит ее и забирает себе ее власть, приковывает ее к скале, подальше от беды. Когда миф достиг Греции, Беллерофонт и Геракл предстали в качестве освободителей девицы из лап чудовища. Скорее всего на первоначальной картине оковы богини не что иное, как браслеты и ожерелья, тогда как морской зверь — ее эманация.
Глава двадцать первая. Воды реки Стикс
В издании Парри «Писем» архиепископа Асшера (Асшер был просвещенным примасом Ирландским во времена правления Карла I, который определил время сотворения Адама годом 4004 до нашей эры) есть упоминание о том, что ирландский собиратель древностей Лангбейн обсуждал с Асшером следующее предание бардов:
Немнин, которого ученый сакс упрекал в том, что он бритт и оттого невежествен в основах, познания, тут же изобрел эти буквы, чтобы уберечь свой народ от упреков в глупости и невежестве.

ALAP A PARTH P
BRAUT B QUITH Q
CURI C RAT R
DEXI D TRAUS T
EGIN E SUNG S
FICH F UIR U
GUIDIR G JEIL X
HUIL H OFR E
JECHUIT I ZEIRC Z
KAM K AIUN AE
LOUBER L ESTIAUL ET
MUIN M EGUI EU
NIHN N AUR AU
OR O EMC EI

KENK ELAU
Естественно, это была насмешка над глупым саксом, потому что бриттские барды за много веков до прихода саксов Пользовались алфавитом. Но что значат эти буквы? Поскольку саксонский невежда пользовался латинским А.В.С. порядком букв и слыхом не слыхивал о каком-либо другом алфавите, попробуем наложить «Аlар-Вrаut-Сuri»-алфавит на «BLFSN»-огам. Мы можем быть уверены, что Немнин использовал свои познания, возможно, даже в греческом, чтобы посмеяться над дураком саксом, знавшим лишь, и то немного, монастырскую латынь, так что попытаемся написать те же названия букв по-гречески и посмотрим, не привлечет ли что-нибудь наш взгляд.
Задача у нас трудная, так как лишние слова Kenk, Elau, Estiaul введены в алфавит без объяснений, а гласные были перемешаны. (Если Е — это «Ofr», то «Оr», наверное, следует читать как ЕR.) Тем не менее, сочетание «Dexi»-«Traus»-«Kam»-«Parth» поразительно. Нам как будто намекают на египетскую христианскую формулу. Держа в уме специальный словарь Климента Александрийского, мы можем прочитать это как:
DEXITERAN TRAUSEI PARTHENOMETRA KAMAX
«Копье ранит Мать-Девственницу, когда она будет стоять по правую руку от него». Этот отлично сделанный пентаметр — реминисценция на Евангелие от Луки (2:35). Катах — и копье, и подпорка для виноградной лозы, так что слово наиболее подходящее. Оружие, упомянутое Лукой, — меч[199], однако исполнение пророчества для христианских мистиков связано с копьем, пронзившим бок Иисуса во время распятия. И как я прочитал в восьмибуквенном священном имени в конце, Двери рая (OPHREA OURANEIA) могли возопить (IACHESTHAI) Shiloh (JEIL), так как рыба-любовь (EROS ALABES) приблизилась (ЕG-GIKEN) к земле Он (AUNAN). Анну, или Он, известный грекам как Гелиополь, возможно, старейший город в Египте, был центром поклонения Осирису и, не исключено, Христу-как-Осирису. В Анну, согласно коптской традиции. Дева Мария выстирала пелены младенца Иисуса в источнике Айн-эш-Шемс, когда-то посвященном богу-солнцу Ра. Из капель, упавших на землю, вырос священный бальзамник. Возможно, эту легенду прежде рассказывали о богине Исиде и младенце Горе. Думаю, об этом думал Гвион, когда писал: «Я был завязкой на свивальнике дитяти» (в «Cad Goddeu») и: «Откуда сладость бальзама?» (в «Angar Cyvyndawd»). Рыбе поклонялись в Анну, и это была нильская зубатка.
Но это отступление, и я оставлю эту задачку для знатока греческого языка, не навязывая ему своей точки зрения.
В главе восьмой мы ставили перед собой разные цели, но одна осталась недостигнутой. Нам еще следует отыскать значение букв-имен в «Beth-Luis-Nion». Предположим, изначально они вовсе не обозначали деревья, ибо ирландские названия деревьев, за исключением «Duir» и «Saille», не имеют ничего общего с греческими, латинскими или славянскими словами.
Гласные в «Boibel-Loth» — несомненно, представляют этапы жизни Духа Года, воплощенного в священном короле, а деревья, соотносящиеся с гласными «Beth-Luis-Nion», символизируют ту же последовательность. Быть может, отделение гласных от согласных произошло в более поздние времена, а поначалу они находились среди согласных на равном расстоянии друг от друга, как в греческом или латинском алфавитах? Что, если А, буква рождения, а не В, буква начала, открывала алфавит? Что, если «Ailm-Beth» древнее «Beth-Luis-Nion»? Поскольку ирландские легенды об алфавите называют Грецию как место, где он был изобретен, да и народные поверья гласят, что племена богини Дану говорили на греческом языке, почему бы не переложить «Beth-Luis-Nion» древнегреческим языком и не распределить гласные среди согласных в зависимости от времени года? А — зимнее солнцестояние. О — весеннее равноденствие. U — летнее солнцестояние. Е — осеннее равноденствие. I — вновь зимнее солнцестояние. Почему бы не поставить «Straif» в начало, а «Quert» — в конец летней серии букв? Не получится ли у нас другого религиозного заклинания?
Итак:

Ailm, Beth, Luis, Nion, Onn, Fearn, Saille, Straife, Huath, Ura,
Duir, Tinn, Coll, Quert, Eadha, Muin, Gort, Ngetal, Ruis, Idho.

«Ailm-Beth» — не очень вдохновляющее начало, если не вспомнить, что «Ailm» (пихта) произносится как Alv или Alph по-ирландски. Корень alph выражает одновременно белизну и изделие: таким образом, alphos — белая проказа (аl-bulа на латыни) и аlphе — прибыль, аlphitоn — жемчужное зерно, Аlphitо — Белая Богиня зерна, или Свинья-Деметра, аlias Кердо (что также значит «прибыль»), о чьей связи с Керри-двен, валлийской свиньей-Деметрой, alias старой Белой Богиней, мы уже говорили. Главная река в Пелопоннесе — Алфей. «Beth» или «Beith» — месяц березы, а так как береза на латыни betulus, мы можем транслитерировать ее на греческом и написать Baitulus. И тотчас слова начинают обретать смысл заклинания. Алфито-байтуле, составное слово, как Алфито-мантис (та, которая происходит из жемчужного ячменного зерна), и предполагает богиню, подобную Ashima Baetyl и Ahatha Baetyl, двум богиням-женам иудейского Иеговы, когда ему в пятом веке до нашей эры поклонялись в Элефантине в Египте. Baitulos означает «священный камень, в котором находится божество». Наверное, оно связано с семитским Bethel (дом бога), но произошло Baitulos от Bethel или наоборот — неизвестно. Богиня-львица Аната Бетил изначально не семитская богиня. Она была Анайтис в Армении.
«Luis», следующая буква алфавита «Beth-Luis-Nion», предполагает Lusios, священный титул многих греческих богов и значит он «тот, который смывает вину». В первую очередь он приложим к Дионису, и его латинский эквивалент — Liber. Однако Дионис в орфических гимнах зовется также Luseios и Luseus, следовательно, прилагательное образовалось не непосредственно от louein, «мыть», а от города Лусы в Аркадии, знаменитом своей причастностью к культу Диониса. Над Лусой поднимается высокая гора Ароания, теперь гора Хелмос, а рядом течет река Ароаний, впадающая в Алфей и вытекающая из Стикса, который несет свои воды в Крету. Стикс (ненавидящая) — река-божество, именем которой, как говорят, клялись боги и которую прокляла Деметра, Мать ячменя, когда Посейдон преследовал ее, скорее всего во времена ахейского завоевания долины Креты.
ALPHITO-BAITULE LUSIA
Белая Богиня ячменя, избавительница от вины
Вот что пишет Павсаний о Лусе и ее окрестностях:
Если идти на запад от Фенея, то дорога налево ведет к городу Клитор, что возле русла, которое Геракл вырыл для реки Ароаний… Город стоит на реке Клитор, которая впадает в Ароаний не дальше, чем в семи фарлонгах от него. Среди рыб, что водятся в Ароаний, есть крапчатые, поющие, словно дрозды. Я видел тех, что были пойманы, но они не произнесли ни звука, хотя я оставался возле реки до самого захода солнца, когда, как говорят, они поют лучше всего. Самые знаменитые святилища в Клиторе принадлежат Матери Ячменя, Асклепию и богине Илифии, которую Олен, ликийский поэт далекого прошлого, назвал в гимне, сочиненном им для делосцев, «глухой пряхой», отождествив ее с Паркой.
Дорога направо ведет в Нонакрис и к Стиксу. Нонакрис (девять высот) был когда-то городом Аркадии, названным в честь жены Ликаона.
Ликаон Пеласгийский, сын богини-медведицы Каллисто, занимался каннибализмом и, как бог-дуб, был убит молнией. Его клану принадлежал тотем волка, и Ликаон как царь-волк (или оборотень) правил до девятого года. Выбор царя происходил во время каннибальского пира. Его жена Нонакрис была, очевидно, Богиней девяти ипостасей, а о нем пишут как о первом человеке, цивилизовавшем Аркадию.
Недалеко от руин Нонакриса расположен самый высокий утес, какой мне только приходилось видеть, да и слышать о таком тоже не приходилось. Поток, падающий с него, называется Стиксом… Гомер упоминает Стикс устами Геры:
Гера, клянись нерушимою клятвою, Стикса водою;
Руки простри и коснися одною — земли многодарной,
Светлого моря — другою, да будут свидетели клятвы
Все преисподние боги, присущие древнему Крону…[200]
Похоже, Гомер побывал там. И вновь его словами говорит Афина:
Если б я прежде умом проницательным то предузнала,
В дни, как его Эврисфей посылал во Аид крепковратный
Пса увести из Эреба, от страшного бога Аида, —
Он не избегнул бы гибельных вод глубокого Стикса[201].
Вода, которая падает с утеса близ Нонакриса, сначала на камни, а потом в реку Крета, смертельна для человека и для любого живого существа… Примечательно также, что только лошадиное копыто выдерживает ее, ибо оно остается как есть… в отличие от стекла, хрусталя, камня, керамики, рога и кости. От этой воды ржавеют железо, бронза, свинец, жесть, серебро, электрон и даже золото, хотя Сафо[202] и утверждала, что золото никогда не ржавеет. Действительно ли Александр Великий умер, отравленный водой из Стикса, я не знаю, но история эта всем известна.
Над Нонакрисом возвышаются Ароанианские горы, и в них есть пещера, в которую, говорят, бежали дочери Прета, когда их обуяло безумие. Однако Меламп тайными жертвоприношениями и колдовством привел их в город Лусу, что возле Клитора. От города уже ничего не осталось. Там Меламп излечил их от безумия в святилище богини Артемиды, которую жители Клитора с тех пор зовут «Успокоительницей».
Меламп значит «черная нога», и он был сыном Амифаона и нимфы Меланиппы (черная кобыла). История о том, как он лечил дочерей Прета черной чемерицей и приношением в жертву свиньи и потом смывал с них безумие в реке, возможно, имеет в основе захват ахейцами данайского святилища, хотя Меламп известен в качестве эолийского миния. Он также захватил Аргос, центр культа Данаи. Три дочери — Тройственная Богиня, Стигийская Деметра, у которой, наверное, была голова лошади, иначе лошадиное копыто не осталось бы неподвластным ядовитой воде. Однако, согласно Филону из Гераклеи и Элиану, рог скифского осла-единорога также не боялся воды Стикса. Плутарх в «Жизнеописании Александра» подтверждает, что копыто осла было единственно безопасным сосудом. Поблизости, в Стимфале, находилось тройственное святилище, основанное Теменом Пеласгийским в честь богини Геры как «невесты, жены и вдовы» — великолепный уцелевший памятник древней триаде. Ее звали «вдовой», рассказывали стимфальцы Павсанию, потому что она поссорилась с Зевсом и поселилась в Стимфале. Возможно, это говорит о более позднем возрождении примитивного культа как вызова олимпийцам.
Сэр Джеймс Фрэзер в 1895 году посетил Лусу и великолепно описал это место, в связи с чем мы можем считать Нонакрис названием девяти пиков горы Ароании, которые обрываются отвесно в ущелье Стикса. Даже в конце лета на них лежит снег, и Фрэзер писал о здешних утесах как о самых ужасных, какие ему доводилось видеть. Стикс образуется из тающего снега и кажется черным, когда бежит вниз по черным камням, но потом — там, где начинается сланец, — становится прозрачно-голубым. На склонах видны вертикальные красные и черные полосы — это траурные цвета в Древней Греции. Фрэзер считает, что «серебряные колонны» Стикса, как описывал их Гесиод, можно видеть зимой, когда вода замерзает. Он отмечает, что химический анализ воды Стикса не показал содержания в ней ядов, и она отличается только очень низкой температурой.
Следующей буквой «Beth-Luis-Nion»-алфавита «Nion» мы можем продолжить дактилическое заклинание:
ALPHITO BAITULE LUSIA NONACRIS
Белая Богиня Ячменя, избавительница от вины,
властительница девяти высот
Фрэзер считает, что вера в поющую крапчатую рыбу все еще жива в городе Лусе[203] (здесь можно вспомнить крапчатую поэтическую рыбу из источника Коннла), и также жива память о змеях, которым Деметра приказала стеречь реку Стикс. Он посетил пещеру дочерей Прета, выходящую в ущелье Стикса, и обнаружил в ней дверь и окно, проделанные водой.
Следующая буква — «Оnn». Но так как А и О легко взаимозаменяются во всех языках, то мы напишем:
АNNА
Помните пеласгийскую богиню Анну, сестру Бела, которую италийцы называли Анна Перенна, или «Вечная Анна»? Овидий в «Fasti» пишет, что одни считали Анну богиней луны Минервой, другие Фемидой или Ио Аргосской. Он также связывает ее с ячменными хлебами. Праздник Анны приходился на 15 марта, как раз когда «Оnn» появляется в «Beth-Luis-Nion»-календаре. Не исключено, что «Анна» значит «царица» или «богиня-мать», вот и Сафо пишет Аnа вместо Anassa (царица). В ирландских мифах она появляется как данайская богиня Ану или Анан, но с совершенно разными характерами. Первая из них — благодетельная Ану (титул богини Дану), упоминаемая в «Словаре» Кормака как эквивалент Buan-ann (добрая мать). Она была матерью трех первых данайских богов Бриана, Иухарба и Иухара и так хорошо растила их, что ее имя «Ана» стало значить «изобилие». В Мунстере ей поклонялись как богине плодовитости. Две горы в Керри названы в ее честь «Груди Ану». Э. М. Халл отождествляет ее с Ойн из Нокойне, мунстерской богиней луны, покровительствующей посевам и скоту и связанной в легенде с таволгой, которой дала свой аромат, и летним праздником огня. Злая Ана была главной из трех парок — Ана, Бадб, Маха, вместе известных как Морриган, или Великая Королева. Бадб (кипящая) наверняка имеет отношение к Котлу, а имя Маха в «Книге Лекана» переводится как «ворона».
В британском фольклоре Ана — Черная Аннис из Лестера, у которой было жилище в Датских (Данайских) горах и которая имела обыкновение пожирать детей, а их кожу вешать для просушки на дуб. Она известна как «Кошка Анна», но, согласно Э. М. Халлу, Аннис — укороченная форма Ангнесс или Агнес, что отождествляет ее с Ингоной, «Анной англов», очень известной датской богиней. Черная Аннис имеет отношение к охоте на зайца в канун Майского праздника, которая потом стала соотноситься со вторым днем Пасхи, и потому, верно, она была нимфой и ведьмой. Ингона, очевидно, — Нанна (делившая свою привязанность между Бальдром и его темным соперником Холдером) и Ангрбода, Ведьма Железного Леса и мать Хель. Однако, возможно, Ведьма жила рядом с Лестером задолго до того, как даны захватили эту часть Мерсии, и была данайской богиней Ану до того, как стала Агнес. В христианские времена она стала монахиней, и есть ее изображение в монашеском одеянии в ризнице Свитлендской церкви. Она — Синяя Ведьма, упомянутая Мильтоном в «Потерянном рае» как пьющая по ночам кровь младенцев отвратительная совка. Ирландская Ведьма из Беары также стала монахиней. Христианизировать богиню смерти оказалось легко, потому что ее лицо уже было закрыто. В главе третьей я писал, что Бели известен как сын Дану, а тождество Ану и Дану очевидно из родословной «Манускрипта 20» Колледжа Иисуса, вероятно, тринадцатого века, в которой Бели Великий называется сыном Анны, тогда как она сама почему-то называется дочерью римского императора. В других местах родословная принца Овена, сына Говела Доброго[204], восходит к Aballac filius Amalechi qui fuit Beli Magni filius, et Anna mater ejus[205]. И там же сказано, в той же степени нелепо, quam dicunt esse consobrinam Mariae Virginis, Matris Domini nostri Jhesu Christi.
Овидий и Вергилий знали, что их богиня Анна Перенна — сестра Бела, который был мужским воплощением шумерской богини Белили, и точно так же бог Ану из вавилонской мужской троицы (Эа и Бел) был мужским воплощением шумерской богини Анны-Нин, обычно называемой Нана[206]. Женой Бела была Белит, а женой Ану была Анату. Женой Эа, третьей ипостасью шумерской женской троицы, была Дам-Кина, и первый слог ее имени указывает на то, что она является прародительницей данайцев. Дж. Пржбуский в «Revue de l'Histoire des Religions» (1933) отождествил Анна-Нин с Ана-хита, богиней Авесты, которую греки называли Анайтис, а персы — Ана-хид, и это имя они дали планете Венере.
Мистер Э. М. Парр пишет мне, что аn — шумерское слово, обозначающее «Небеса», и что, по его мнению, богиней Афиной была другая Анна, то бишь Аф-енна (Ath-enna), измененное Аната, alias Нейт из Ливии, а Ма — укороченная форма шумерского имени Ата (мать) и Ма-ри означает «плодовитая мать» (от rim, носить ребенка). Мари — имя богини, из-за которой египтяне в 1000 году до нашей эры называли Кипр «Аймари» и которая правила в городе Мари на Евфрате (разграбленном Хаммураби в 1800 году до нашей эры) и в городе Амари на минойском Крите. Итак, Ма-ri-еnnа — «плодовитая мать Небес», alias Мириам, Мариан из Мариандины, «быстрая Мирина» Троянская и Мариамна: это слово тройной силы. Но корневое слово — Аnnа, которое освящает все роды и которое, похоже, является частью имени Арианрод. «Арианрод» не стоит снижать до Argentum и rota (серебро, колесо), на самом деле это Аr-ri-аn, высокая плодовитая мать, которая поворачивает колесо Небес. Если так, то Арианрод = Критской Ариадне, которая должна быть Ar-ri-an-de, где dе означает ячмень, как в имени Деметры. Простая форма «Ана» встречается среди имен потомков Сеира Хорреянина (Бытие 36:20), и хотя дважды из трех случаев это имя мужское, его отмечают главным образом как имя матери Оливемы (шатер на высоком месте), наследницы, которую взял в жены Исав, когда пришел на сеирские пастбища. (То, что Ана якобы нашел мулов[207] в пустыне, является ошибкой переписчиков.) Джеймс Джойс шутливо отмечает универсальность Анны в «Anna Livia Plurabelle». В самом деле, если кому-то нужно простое и емкое имя для Великой Богини, то лучше имени Анна не сыскать. Для христианских мистиков она — «бабушка Бога».
Следующая буква «Fearn» объясняет слово «Перенна» как испорченное Fearina — прилагательное, восходящее к Fear или ear (весна). На латыни это слово пишется как ver. Отсюда следует, что греческое имя Брана — Фороней (мы уже говорили о других его формах Вронт Бернг и Эфрон) — это вариант Fearineus, и он был первоначально Духом Года в его сильном, хотя и обреченном, весеннем аспекте. Латинская форма, вероятно, Veranus, давшая плебейское родовое имя Вераний и глагол vernare (обновляться весной), который, не исключено, является неправильной формой ver, veris, но и может быть сокращением veranare.
ANNA FEARINA
Королева весны
Следующая буква — «Saille». Мы уже знаем, что «Saille» связана в «Boibel-Loth» с Салмонеем, Салмой и Салмоном, а это дает возможность предположить, что соответствующее слово в заклинании — Салмона, еще один титул Богини. Итак:
SALMONA
В Восточном Средиземноморье есть несколько мест, названных в ее честь, включая мыс Салмона на Крите, город Салмона в Элиде и Салмону, деревню возле Лусы. Слово, несомненно, составное: Salma и Оnё, как Hesi-onё. Гесиона, говорят, значит «госпожа Азии», а значение Salma можно вывести из географических названий. Это эгейское слово, имевшее очень большое распространение и всегда связанное с понятием «востока»[208]. Салма — племя в Южной Иудее, которое жило к востоку от минойской колонии Газы, также поселение в Центральной Азии на караванном пути из Средиземноморья к Персидскому заливу. Салмаласс — поселение в Малой Армении на караванном пути из Трапезунда на Дальний Восток. Салмидесс — самый восточный город Фракии, выходящий на берег Черного моря. Салмона — самый восточный мыс Крита. Саламис — самый восточный город на Кипре. Остров Саламис лежит на востоке от Критского города Коринф, а гора, посвященная Саламане (ассирийской Салману), находится к востоку от огромной равнины позади Антиохии. Как мы уже говорили, имя Салма стало священным в Палестине, и его варианты — Соломон, Салмон, Авессалом. Салма — божество, которому первоначально был посвящен холм Иерусалимский. Это место упоминается в египетских табличках Тель-эль-Амарна 1370 года до нашей эры как Ури-Салим, а в ассирийских памятниках — как Ур-Салиму. В 1400 году до нашей эры им владел вождь с семитским именем Абд-Кхиба, египетский вассал, который, подобно Мелхиседеку Салимскому — Ури-Салим? — провозгласил передачу власти не по мужской и не по женской линиям, а по желанию бога. Профессор Сейс переводит название Ури-Салим как «город бога Салим». Иосиф Флавий пишет, что первоначально город назывался Солима. Салма или Салим, очевидно, семитский бог поднимающегося или обновляющегося солнца. Салмона была эгейской богиней, у которой он отнял все титулы, как поступил и Салмоней Эолийский, который противостоял более позднему ахейскому нашествию и настаивал на том, что гром — это грохотание его медной колесницы, таким образом претендуя на права олимпийца Зевса. Возможно также, что Салма взял свой титул полубога обновленного солнца у своей луны-невесты Кирки или Белили, матери-ивы Sal-ma, в чью честь в это время года сплетались ивовые ветки, так что «восточный» может быть вторичным смыслом слова.
ANNA FEARINA SALMONA
Царица весны, мать ивы
Следующая буква — «Straif». Нам нужен глагол, чтобы начать следующую серию букв. Strebloein или strabloein происходит от глагольного корня streph (крутить) и означает «крутить лебедку, скручивать, перемещать, пытать на дыбе», что придает терну необходимый оттенок жестокости.
Потом — «Huath» и показывает, что Н здесь — аспирант. У нас нет ключа к имени или именам тех, кого Богиня мучила, очевидно, на «Duir», дубе, но я думаю, это афанеатиды (athaneatids) или хафанеатиды (hathaneatids), члены одного из четырех первых царских кланов Аркадии. Похоже, это слово, как и athanatoi, означает «бессмертные», поскольку греческое слово thnetos (смертный) — укороченная форма thaneatos. Клан, из которого выбирался священный царь, жертва, естественно, получал имя «бессмертные», потому что только царь мог своими муками заслужить бессмертие, а другие, менее значительные члены сообщества, становились дрожащими тенями в аду.
STRABLOE [H]ATHANEATIDAS URA
«Ura» — следующая буква алфавита, буква середины лета и Венеры Урании, самой жестокой ипостаси Тройственной Богини. Как уже отмечалось, Ura значит «лето», но также значит «хвост льва или медведя, выражающий ярость зверя», а слово ouraios (урей) — имя царского змея Египта — происходит от того же корня. Уран, отец титанов, согласно греческой классической мифологии, похоже, первоначально был их матерью — Ur-аnа, царица Ура. Однако нам не стоит ограничиваться одним-двумя значениями ur, чем больше поэтических смыслов в священном имени, тем у него больше силы. Авторы ирландских «Ученых слушаний» соединяли летнюю букву «Urа» с ur (земля), а мы можем припомнить еще, что этот же корень присутствует в латинских словах area (кусок земли), arvum (вспаханное поле), urvare (вести плуг во время обряда основания города), причем тот же смысл мы находим в греческом слове гомеровских времен ouron (граница, обозначенная плугом). Грамматики считают, что древнее греческое слово erа (земля) связано с целой группой слов, следовательно, можно предположить, что Эрана — Арана — Урана была богиней земли, чьего покровительства просили, когда пахали поля или закладывали города (urves, urbes) и чья наследница давала мужу-вождю право на владение ее землей. Если это так, то урей в царском головном уборе был символом великого морского змея, который взял в кольцо землю, и крапчатых змей-прорицательниц Богини. Однако у ее имени есть еще три-четыре значения. Одно, может быть, — «горная богиня» (от греческого ouros, гора), которое говорит о ее тождестве с Музой (mousa), ибо этот титул имеет тот же смысл. Другое — «царица ветров» (во времена Гомера ouros означало ветер), которое может объяснить урей как символ ее власти над ветрами, ибо все ветры с хвостами, как у змеи, и все живут в горной пещере. Урана — множественный титул: Мать-Земля, Властительница Лета, Горная Богиня, Царица Ветров, Царица с Хвостом Львицы. Он также может означать «Охраняющая Царица» (ouros, страж) или, если вспомнить, что она еще лунная корова — «Повелительница Диких Быков» (ourus, от латинского urus, дикий бык), как ирландская богиня Буана. Нам не следует забывать и санскритское слово varunas, что значит «ночной небесный свод» и имеет в основе корень var (покрывать), от которого Варуна, третий член арийской троицы, получил свое имя. Когда первая волна ахейцев появилась в Греции и их владычицей стала Тройственная Богиня Ана, или Де-Ана, или Аф-Ана, или Ди-Ана, или Ур-Ана, которая правила дневным и ночным миром, слово varunas потеряло свой смысл и varun- превратилось в uran- в ее честь, став просто «небом». Отсюда классический титул Аны — Урания (небесная).
STRABLOE ATHANEATIDAS URA DRUEI
Ура, привяжи бессмертных к своему дубу
Следующее слово — «Tinne» или «Таnn», которое можно увеличить до Tanaous (растянутый), если вспомнить Гесиодово слово «Титан», полученное из titainein (растягивать). Он пишет, что титаны были названы так, потому что они тянули куда-то руки, но это объяснение скорее скрывает правду, ибо титаны были мужами, которых вытягивали на колесе, как Иксиона. Фрэзер замечает, что падуб, дерево буквы «Tinne», прекрасно растет в Лусе, а долина Стикса заросла белым тополем («Eadha»), священным деревом Геракла.
Буква «Соll» — последняя во второй серии букв. Kolabreus-thai или kolabrizein значит плясать неистовый фракийский танец kolabros типа того, который богиня Кали отплясывает на черепах своих врагов:
DRUEI TANAOUS KOLABREUSOMENA
Вытягивай, готовая мучить их в своей дикой пляске
Пляска, очевидно, связана со свиньями, поскольку kolabros также имеет значение «молодая свинья». В древней ирландской поэзии черепа недавно убитых мужей назывались «кормом Морриган», то есть богиня судьбы Анна была свиньей. Кстати, молодая свинья фигурирует в пляске девяти лунных жен на изображении каменного века в пещере в Когуле.
Дальше идут — «Quert» («Кirt»), «Еаdhа», «Мuin». Я думаю, это должно быть так:
KIRKOTOKOUS ATHROIZE TE MANI
И собери детей Кирки вместе для луны
Кирка, дочь Гекаты, была богиней Эи (плачущий), погребального острова в Северной Адриатике. Ее имя означает «самка сокола». Сокол служил предзнаменованием, и его имя связано с circos (круг), так как соколы кружат и для колдовства чертят магические круги, к тому же это ономатопея, потому что соколы издают звуки, похожие на «кирк-кирк». Говорят, Кирка умела превращать людей в свиней, львов и волков, а дети Кирки были скорее всего женщины, одетые свиньями и принимавшие участие в празднике полнолуния, который устраивался в ее честь и в честь Диониса. Геродот описывает этот ритуал как известный грекам и египтянам. В персидских оргиях, посвященных Митре, имевших то же происхождение, что и оргии, посвященные Деметре, во время которых приносили в жертву быка и съедали его сырым, мужчины-участники назывались львами (leontes), а женщины — свиньями (hyaenae). Возможно, мужчины-львы также принимали участие в kolabros как дети Кирки.
Последние буквы: «Gort» — «Ngetal» — «Ruis» — «Idho». Здесь у нас самое шаткое положение. Единственный ключ к «Idho» — то, что иудейская форма этого слова «Iod», кадмейская «Iota»; а единственное греческое слово, начинающееся с «Gort», — Gortis, имя известного основателя Гортиды, города в Западной Аркадии, который стоит на притоке Алфея Гортине (иначе называемом Лусий). Гортина, название знаменитого города на Крите, возможно, является титулом Богини. Но возможно также, что аббревиатура «Gort» на самом деле «Gorp». Горгопа (ужасноликая) — эпитет, прилагаемый к богине смерти Афине. Чтобы сохранить размер, мы напишем Grogopa, поскольку krikos нередко пишут вместо kirkos, что считается вполне позволительным:
GROGOPA GNATHOI RUSEIS IOTA
Как ужасноликая богиня судьбы
ты сердито скрежещешь зубами
Iotes (эолийское Iotas) — гомеровское слово, обозначающее священную волю или повеление, и оно удовлетворяет персонификации богини судьбы, как Anagke (необходимость), первый слог имени которой, возможно, Аnа, или Аnаn, или Themis (закон), Еврипид называет Ананке самой могущественной из всех божеств, и от Фемиды получил Зевс свою власть. Согласно Гомеру, Фемида была матерью парок и она созывала на собрание олимпийских богов. Об Овидиевом отождествлении ее с Анной мы уже упоминали,
Итак:


Белая Ячменная Богиня, избавительница от вины, повелительница девяти высот, царица весны, мать ивы, Ура, растяни бессмертных на твоем дубе, измучай их в своей дикой пляске. И собери Детей Кирки под Луной; как ужасноликая богиня судьбы ты скрежещешь зубами.

Возможно, в этом случае богиня является как Трехголовая сука, Гекуба или Геката, ибо гмгет, как правило, использовалось в отношении собак. Но так как Керридвен обычно присутствовала при смерти солнечного героя, то предполагаемый шум — скулеж поедающей трупы старой свиньи из Майнаур Пенарт, для которой «черепа — корм».

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar