Меню
Назад » »

Психология человека в современном мире Том 2 (17)

Время и его регуляция в деятельности человека О. В. Кузьмина (Екатеринбург) Психологический анализ системы деятельности показывает,  что временной фактор пронизывает все компоненты предметных  действий. Любые действия представляют собой систему движений,  последовательно распределенных во времени. В отечественной и за- рубежной психологии выполнено множество исследований, посвя- щенных анализу различных особенностей временной организации  деятельности в целом и профессиональной в частности. Так, например,  имеются данные, раскрывающие особенности действий летчиков,  операторов в ситуациях временного дефицита и в экстремальных  условиях, определяются способы принятия решений в различных  ситуациях, выделяются оптимальные характеристики работоспо- собности человека. Время, вернее, умение человека его рационально  использовать является необходимым условием успешной трудовой  деятельности. Однако на сегодняшний день в психологии труда «не су- ществует детальных психологических профессиограмм, выявляющих  временные требования деятельности к человеку даже в таких профес- сиях, как летчики, машинисты разных видов транспорта, операторы,  несмотря на явность связи этих профессий со временем, скоростью  и дефицитом времени. В них не вскрыты с достаточной полнотой  возможности человека соотносительно с требованиями профессии  (во временном ракурсе)» (Абульханова, Березина, 2001, с. 60). Перед  психологией стоит задача разработать временные профили различ- ных профессий. Временной режим работы во многих профессиях задается ру- ководителем или самим технологическим процессом. Это внешне  заданное для работника время, и он должен подчиниться ему, точно  вписаться в график и сроки. Но есть профессии, где доминантой вы- ступает внутренняя, самостоятельная организация труда во времени.  Через умение-неумение самоорганизоваться в деятельности с раз- личными временными параметрами, через наличие или отсутствие  способностей оптимально организовать и использовать свое время  в деятельности проявляется мера реального овладения временем  в целом, мера активности личности (Кузьмина, 1993). Проведя анализ ряда профессий, Л. Аарансон, П. Мередит вы- делили пять типичных временных режимов, в которых приходится  работать. «Первый наиболее известный режим – дефицит времени,  когда его заведомо недостаточно для осуществления деятельности;  второй лимит, когда человеку нужно работать особо напряженно,  чтобы выполнить к сроку определенный объем работы; третий – оп-109 тимальный (или нормальный) режим, который в разных профессиях  устанавливается на основе учета особенностей труда и возможностей  человека (например, темп работы конвейера); четвертый – неопре- деленный, когда человек сам должен определить срок завершения  деятельности (например, в творческих профессиях невозможно извне  планировать срок осуществления научного открытия или завершения  работы над книгой); пятый – избыток времени, когда его заведомо  больше, чем необходимо для получения продукта» (Абульханова- Славская, Березина, 2001, с. 61). Для определения временного режима, заключающегося в оценке  временного резерва как достаточного или недостаточного для выпол- нения определенной задачи, необходим опыт и определенный уровень  профессионализма. Только в этом случае специалист может точно  оценить и сопоставить свои действия и имеющийся запас времени.  При этом временная организация деятельности даже в одинаковом  с точки зрения объективных факторов временном режиме у разных  людей может быть разной (Абросимова, 2006). На сегодняшний день актуальным и востребованным практикой  является изучение феномена времени в рамках индивидуального  стиля деятельности. В общем виде под индивидуальным стилем  деятельности понимается способ работы, базирующийся на инди- видуально-типологических особенностях человека, с учетом лич- ностных, моторных, психомоторных и других факторов. Данный  стиль деятельности устойчив и является средством эффективного  приспособления к объективным требованиям среды. Одним из факторов формирования индивидуального стиля дея- тельности является время, которое выступает условием не только  экстернальной стороны деятельности, но и фактором, определяющим  интернальные условия на разных уровнях, где такие временные ха- рактеристики, как скорость, точность, своевременность, оказывают  определенное влияние. Временные характеристики на всех уровнях  индивидуального стиля деятельности человека могут определять- ся «внутренними часами» субъекта деятельности, что проявляется  в общей активности индивида в процессе организации собственной  деятельности и определяет его временную направленность (Калу- гина, 2000). Л. Ю. Кублицкене эмпирическим путем были получены типы  личностной организации деятельности, характеризующие индиви- дуальные особенности регулирования времени. Первый тип, «Оп- тимальный» – определяется тем, что во всех задан ных временных  режимах человек действует успешно. Второй тип, «Дефицитный» –  любую временную ситуацию человек сводит к ситуации дефицита 110 и в ней успешно действу ет, выделяя опорные дела и сразу же при- ступая к действию, при этом мобилизуется. Третий тип, «Спокой- ный» – характеризуются тем, что у его представителей возникают  проблемы с заданным сроком и с дефицитными режимами. Во время  незаданности и в ситуациях, когда времени больше, чем требуется,  они действуют успешно. Для четвертого типа, «Исполнительного» –  свойственно успешное действие во всех временных режимах, кроме  режима временной незаданности. Неопределенность, отсутствие  временных ограничений на них действует крайне дезорганизующе.  Пятый тип, «Тревожный» – определяется успешностью в ситуациях  с оптимально заданным сроком, неплохой организацией деятельности  в избытке времени, временной неопределен ности, и неуспешностью  во временном дефиците. Жесткая временная заданность «выби- вает… из колеи» людей данного типа. Они начинают лихорадочно  и поверхностно действовать, некоторые теряются и вообще ничего  не могут делать. Шестой тип, «Неоптимальный» – можно опреде- лить как низкий уровень развития активности саморегулирования  во времени. Представители этой группы ни в одной из временных  ситуаций не действуют успешно, им нужны постоянная помощь  и контроль, поскольку они не в состоянии работать самостоятельно  (Кублицкене, 1989). При изучении индивидуального стиля деятельности Н. А. Калу- гина установила следующие закономерности: 1 Временные характеристики: точность, скорость и своевремен- ность взаимосвязаны с уровнями индивидуального стиля дея- тельности и определяют качественную его продуктивность. 2 «Спешащие» по временному типу люди проявляют более высокую  степень активности в деятельности, поленезависимы по когни- тивному стилю и в своем личностном времени чаще направлены  на будущее. 3 «Точные» и «медлительные», соответственно, проявляют более  низкую степень общей активности деятельности, полезависимы  по когнитивному стилю, и их временная направленность часто  ориентирована на настоящее и прошлое. Вектор будущего слабо  представлен в их деятельности (Калугина, 2000). Особенности временной организации деятельности зависят, с одной  стороны, от степени сформированности личностных умений самоор- ганизоваться, самораспределиться, с другой – от объективных темпо- ральных особенностей организма, типа нервной системы, влияющих  на точность восприятия времени (Ковалев, 1991). «Требования про- фессии могут хорошо соответствовать конкретному индивидуальному 111 стилю произвольной регуляции, могут лишь «в целом укладываться»  в русло такого стиля, не противореча его основным чертам, а могут  и существенно расходиться с ним» (Кутузова, 2006, с. 12). Успешность различных видов практической деятельности обес- печивается сформированностью системы саморегуляции. В рамках концепции осознанной психической саморегуляции  деятельности, разработанной О. А. Конопкиным, утверждается,  что сформированная система саморегуляции состоит в умении  строить и управлять своей целенаправленной активностью. Она  проявляется в успешном овладении новыми видами и формами  деятельности, которые раскрываются во времени, в успешном ре- шении нестандартных задач, в продуктивной самостоятельности  и настойчивости цели. Стихийное формирование осознанной само- регуляции не гарантирует успешность, надежность, продуктивность  деятельности (Конопкин, 1995). Саморегуляция в профессиональной деятельности осуществля- ется на нескольких уровнях:  • саморегуляция на уровне поведения – предметные двигатель- ные действия;  • саморегуляция на уровне отдельных психических процессов –  ощущение, восприятие, мышление и др.;  • саморегуляция на уровне состояний – радость, грусть, страх,  напряжение, выносливость и др. (Конопкин, 1980). Внешне задаваемые временные параметры деятельности не предо- пределяют однозначно поведение человека. В связи с этим перед  психологами была поставлена задача исследовать формирование  темпа в процессе обучения выполнению действий. Исследование,  проведенное Г. З. Бедным, позволяет сделать следующие выводы. 1 Темп деятельности «не предопределяется однозначно внешними  условиями, а активно формируется в процессе саморегуляции.  При этом особое значение имеет информация о временных па- раметрах деятельности, которые задаются в виде объективно  заданной нормы на всю деятельность и отдельные ее этапы. 2 Длительность процесса освоения заданного темпа, его уровень  в значительной мере зависят от сформированности механизмов  саморегуляции, необходимости их корректировки по ходу дея- тельности. Для обеспечения эффективности данного процесса осо- бое значение имеет оптимизация временной структуры целостной  деятельности, изменение соотношения между ее когнитивными  и исполнительными компонентами, перестройка информаци- онных признаков трудового процесса. Информационная основа 112 деятельности в целом носит динамичный характер и меняется  в зависимости от этапов обучения, что влияет на временные па- раметры деятельности» (Бедный, 1985, c. 80). Поэтому успешность  выполнения производственной деятельности зависит от уровня  сформированности всего контура психической регуляции. Исследования взаимосвязи между особенностями когнитивной сферы  личности и саморегуляцией, проведенные А. К. Осницким, свиде- тельствуют о том, что люди с недостаточной произвольной саморе- гуляцией демонстрируют длительную врабатываемость, неумение  сосредоточиваться на чем-то на длительный промежуток времени,  неумение удерживать цели задания и определенную направленность  действий, неумение отделять существенные условия от несуществен- ных, находить общее и улавливать закономерности расположения  деталей и закономерности чередования условий во времени. Таким  людям также свойственна нестабильность в работе, проистекающая  из неумения распределять усилия, увязывать их между собою (Ос- ницкий, 1992). В исследованиях О. А. Прохорова были выявлены наиболее ти- пичные способы саморегуляции психических состояний, обеспечи- вающих эффективность профессиональной деятельности. К ним от- носят: самовнушение, самоубеждение, настрой и сосредоточенность,  общение, анализ ситуации и самоанализ, двигательная разрядка.  Индивидуальная система регуляции на уровне состояний, обеспечи- вающая успешность-неуспешность профессиональной деятельности,  состоит в следующем: «Данная система саморегуляции формируется  под воздействием многих факторов: сюда входят индивидуальный  опыт человека, осознание им своих жизненных целей, мотивов, ха- рактера отношений с другими людьми, социальные стереотипы»  (Конопкин, 1980, с. 259–260). Саморегуляцию можно трактовать как «системно-организован- ный процесс внутренней психической активности человека по ини- циации, построению, поддержанию и управлению разными видами  и формами произвольной активности, непосредственно реализующей  достижение принимаемых им целей» (Моросанова, 2002, с. 7). При анализе механизмов саморегуляции деятельности особое  внимание должно уделяться временной структуре деятельности  как целостного образования. Под осознанной саморегуляцией времени понимается системно-ор- ганизованный процесс внутренней психической активности личности,  заключающийся в рефлексии временных целей, условий и осущест- влении действий, контролируемых сознанием.113 В структуре осознанной саморегуляции времени можно выделить  несколько уровней. 1 Рефлексивный уровень саморегуляции времени.   На данном уровне осуществляется понимание значимости,  ценности времени в жизни. Осознание необходимости упорядо- чивания времени. 2 Операциональный уровень саморегуляции времени.   Включает в себя применение техник организации деятель- ности в различных временных условиях. 3 Мотивационный уровень саморегуляции времени.   Раскрывается через побуждения себя к необходимости регули- рования времени. Применение волевых усилий для выполнения  работы в сжатые отрезки времени и планирования при временной  неопределенности. Для исследования особенностей временной саморегуляции была  разработана методика. Теоретической основой выступила концеп- ция личностной организации времени К. А. Абульхановой-Славской.  Под личностным временем понимается психовременная организация  личностного сознания и самосознания взрослого человека и времен- ная регуляция личностью своего поведения деятельности и общения  в процессе осуществления взрослым человеком его индивидуальной  и групповой жизнедеятельности или способа жизни (Абульханова- Славская, 1999). Структура методики определяется тремя направ- лениями анализа: 1) осознание времени; 2) переживание времени;  3) организация деятельности. Она включает в себя 128 утверждений,  входящих в 7 шкал: отношение ко времени, временное целеполага- ние, планирование времени, временная организация деятельности,  временной контроль, временная направленность, чувство времени.  В результате анализа первичных данных методика позволяет выделить  потенциальный, основной и оптимальный уровни выраженности  измеряемого показателя по каждой шкале. Данная методика стан- дартизирована на выборке 540 чел. Для определения особенностей временной саморегуляции лич- ности был проведен ряд исследований. Было выявлено, людям, осмыс- ленно относящимся к проблеме регуляции времени, свойственно  минимальное количество временных помех, причем относящихся  преимущественно к внешним. А у людей, находящихся в поисках  смысла временной регуляции, и у лиц, не находящих смысла в ор- ганизации и регулировании времени, отсутствует статистически  значимое различие в показателях помех времени. Нет статистически значимых различий в показателях вида и час- тоты встречающихся временных помех у людей, постоянно ставящих 114 перед собой цели и выполняющих их, и лиц, которые периодически  ставят цели и не выполняют их в полном объеме. Отсутствуют статистически значимые различия в скорости пе- реработки информации среди людей, которые ставят перед собой  временные цели и занимают позицию бережливого отношения ко вре- мени, и людей, которые в большинстве случаев не ставят перед собой  цели относительно временных показателей. Скоростные показатели  не определяются отношением человека ко времени. Были получены  интересные данные, свидетельствующие о прямой корреляционной  связи между скоростью переработки информации (методика «коррек- турная проба» Э. Ландольта) и доминирующим режимом временного  дефицита при выполнении деятельности. Для лиц, предпочитающих  работать в условиях дефицита времени, характерна более высокая  скорость переработки информации. Испытуемым, предпочитаю- щим работать в условиях временной неопределенности, в основном  свойственна более низкая скорость работы, чем другим. Отсутствуют статистически значимые различия между домини- рующим режимом работы и временным контролем. Среди людей,  предпочитающих работать в дефиците времени или четкой временной  заданности, есть лица, которые точно контролируют время выпол- нения задания, и лица, которым это не свойственно. Интересные данные были получены относительно чувства време- ни и других показателей. Отсутствует корреляционная связь между  чувством времени и отношением к нему. Полученные результаты свидетельствуют о сложном механизме  временной регуляции личностью. Проведенный анализ подходов  к исследованию регуляции времени показал необходимость даль- нейшего изучения данной проблемы. Литература Абросимова Н. Н. Личностная временная организация трудовой деятельности  как основа классификации профессионалов, работающих в предметной  области «человек–знак» // Вестник Моск. ун-та / Сер. 14: Психология.  2006. № 2. С. 51–57 Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы ме- тодологии, теории и исследования реальной личности) // Избр. психол.  труды. М.: НПО «МОДЭК», 1999. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001. Бедный Г. З. Некоторые механизмы саморегуляции в формировании темпа  деятельности // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 74–80. Калугина Н. А. Временные характеристики индивидуального стиля деятель- ности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2000.115 Ковалев В. И. Время деятельности личности как психологическая проблема //  Время деятельности личности: психологические исследования. Чернов- цы: Изд-во ЧГУ, 1991. С. 5–17. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности че- ловека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии.  1995. № 1. С. 6–12. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности.  М., 1980. Кублицкене Л. Ю. Организация времени личностью как показатель ее ак- тивности // Активность и жизненная позиция личности. Сб. научных  трудов. М., 1989. С. 145–158. Кузьмина О. В. Личностные особенности организации времени деятельности:  Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1993. Кутузова Д. А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как фак- тор профессионального выгорания педагога-психолога: Автореф. дис. …  канд. психол. наук. М., 2006. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной актив- ности человека // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 5–17. Осницкий А. К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении  учащихся // Вопросы психологии. 1992. № 1–2. С. 52–59.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar