- 10398 Просмотров
- Обсудить
ПСИХОЛОГИЯ
ПОВЕДЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОЕ — формы взаимодействия индивидов, особей, мотивированные половой потребностью (-> жизнь половая); явление, представляющее важную сферу общественной, семейной и личной жизни. Биологическая составляющая поведения сексуального содержит параметры конституции половой, телосложения, темперамента, гормонального баланса, деятельности системы нервной центральной, генетические детерминанты. Поведение сексуальное человека выполняет три функции: репродуктивную, гедоническую (направленную на получение наслаждения) и коммуникативную. В зависимости от превалирования конкретной функции выделяются разные виды отношения к сексуальности. Чем выше оказывается уровень развития личности, тем разнообразнее индивидуальные проявления поведения сексуального. Интимная близость может быть: 1) средством релаксации, разрядки напряжения полового; 2) средством прокреации, деторождения; 3) средством рекреации, чувственного наслаждения как самоцели; 4) средством познания; 5) средством коммуникации; 6) средством самоутверждения; 7) средством достижения внесексуальных целей; 8) средством поддержания определенного ритуала; 9) средством компенсации. Выделяется несколько типов мотивации сексуальной: 1) тип гомеостабилизирующий — половое поведение строится на создании спокойствия и комфорта так, чтобы сексуальные вопросы не отвлекали от выполнения других задач, выше оцениваемых; 2) тип игровой — гармонично сочетает в себе романтичные и сексуальные элементы: в поведение сексуальное вносятся элементы игры, выдумки, фантазии; 3) шаблонно-регламентированный тип — устанавливает определенный стандарт поведения сексуального; 4) генитальный тип — характерен для лиц интеллектуально сниженных, не видящих разницы между половым влечением и эрекцией, считая ее «достаточным основанием к действию». Социализация поведения сексуального проявляется в усвоении сексуальных и общественных норм, в сексуальной культуре, обусловленной половым воспитанием и сексуальным просвещением, в сексуальном опыте, выработке соответственных установок, стремлении к эротической привлекательности. Социальные детерминанты поведения сексуального объединены в теории сценария сексуального — разновидности Поведенческой программы, предопределяющей возможный и предпочитаемый тип сексуального партнера, эротические ситуации и стимулы, требования к месту, времени и ситуации полового сближения. Автономизация поведения сексуального от репродуктивной функции увеличивает многообразие его форм и усложняет структуру. Оно становится более избирательным и в отношении объектов, и в отношении условий и способов осуществления. ПОВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЕ — характеризует относительно стабильные особенности индивидуального стиля испытуемого, — например, лексику, речь, способ работы с перцептивным материалом. Диагностируется в некоей мере всеми методиками проективными, но лучше всего — тестом пятен Роршаха и методикой миокинетической Мира-и-Лопеса. ПОВТОРЕНИЕ — воспроизведение усвоенных знаний и действий для облегчения их запоминания. В психологии общей рассматривается в связи с исследованиями памяти. Изучается как средство установления новых смысловых связей, раскрытия новых отношений в предмете, актуализации тех или иных способов деятельности. Другая функция повторения — совершенствование действий по различным параметрам. Выполнение специальных упражнений и повторение действия в меняющихся условиях обеспечивают обретение им таких качеств, как обобщенность и осознанность. Многократное повторение действия в стереотипных условиях ведет к образованию автоматизма. ПОВТОРЕНИЕ НАВЯЗЧИВОЕ — бессознательная склонность к повторению в настоящем ранее пережитых травматических моментов и ситуаций. ПОДАВЛЕНИЕ — своеобразное состояние и процесс, характерные особыми психическими условиями, в силу коих часть душевных переживаний сновидений не может быть осознана (=> вытеснение). ПОДВИЖНОСТЬ — одно из первичных свойств системы нервной, состоящее в способности быстро реагировать на изменения во внешней среде. Свойство подвижности описано и изучено в лабораториях И. П. Павлова. Тогда же были предложены основные методические приемы для его диагностики, включавшие приемы определения скорости и легкости смены процессов нервных на процессы того же или противоположного знака (возбуждение-торможение), а также скорости появления и прекращения нервного процесса. ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — подготовка человека к овладению некоей профессией и выполнению соответственной деятельности профессиональной на достаточно высоком уровне. ПОДКРЕПЛЕНИЕ — в учении о деятельности нервной высшей — раздражитель безусловный, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании коей с предваряющим ее действием индифферентного стимула .вырабатывается классический рефлекс условный. Подкрепление, наносящее вред организму (например, удар током), называется отрицательным (наказание); подкрепление в виде пищи — положительным (награда). В ситуации обучения инструментального (при выработке двигательной реакции) в роли отрицательного подкрепления может выступать отмена награды, а положительным может стать отмена наказания. ПОДРАЖАНИЕ — следование некоему примеру, образцу; самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. У человека играет решающую роль в присвоении общественного опыта. Встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития. Посредством подражания в возрасте раннем и дошкольном усваиваются действия предметные, навыки самообслуживания, нормы поведения и речи. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В возрасте младенческом подражание движениям и звукам голоса взрослого являет собой попытку установить первый «содержательный» контакт. Подражание в дошкольном возрасте — путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности; оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением деятельности ведущей этого возраста — игры сюжетно-ролевой: первоначально ребенок подражает самым открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, и лишь постепенно начинает подражать сторонам поведения, действительно отражающим смысл ситуации. Подражание в возрасте подростковом направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию подростком себя с конкретной значимой для него личностью (-> другой значимый; референтность), либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик (-> стереотип социальный). У взрослых подражание выступает элементом научения в некоих видах деятельности профессиональной (спорт, искусство и пр.). По Фрейду, подражание подпадает под понятие внушения и рассматривается как его следствие. ПОДСОЗНАНИЕ (подсознательное) — собирательное понятие, означающее различные неосознаваемые системы психики. Термин появился во второй половине XVIII в. (=> бессознательное). Вопреки распространённому заблуждению, в теории З. Фрейда понятие подсознания практически не употреблялось, хотя именно благодаря психоанализу оно стало популярным. ПОДХОД — совокупность приемов, способов — в воздействии на нечто, в ведении дел, в изучении чего-либо и пр. ПОДХОД АТОМИСТИЧЕСКИЙ — в психологии — убеждение, что исследовать — это значит разлагать сложные процессы на простейшие элементы — «атомы». ПОДХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ — 1. Подход деятельностный к коррекции психологической — формировался преимущественно в отечественной психологической школе; предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе коего клиент овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне реализовать контроль и управление внутренней и внешней активностью. Часто практикуется овладение внешним действием и последующая его интериоризация — переход во внутренний, идеальный план. Этот подход альтернативен подходу поведенческому, ориентируясь не на избавление от симптома как такового, а на построение новых внутренних систем. Подход деятельностный к изучению психики: 1. Принцип изучения психики на основе разработанной К. Марксом категории деятельности предметной. 2. Теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре отражения психического в деятельности индивидов. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований отражения психического в ходе деятельности, исследуемой в ее развитии филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном (-> филогенез; онтогенез). Основные принципы подхода деятельностного: 1) принципы развития, историзма, предметности; 2) принцип активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность человеческой психики; 3) принцип интериоризации-экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта; 4) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности; 5) принцип анализа системного психики; 6) принцип зависимости отражения психического от места отражаемого объекта в структуре деятельности. В контексте подхода деятельностного выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе; разработаны представления: 1) о деятельности ведущей как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе; 2) об уподоблении как механизме формирования образа; 3) о структуре деятельности — деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные системы; 4) о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания; 5) об иерархии мотивов и смыслов личностных как единицах строения личности. Подход деятельностный выступает как конкретно-научная методология для психологии возрастной, педагогической, инженерной, медицинской и пр. ПОДХОД ИНФОРМАЦИОННЫЙ — методологическая установка, согласно коей все процессы психические рассматриваются как сложная система более простых процессов переработки информации, могущих выполняться последовательно или параллельно. На каждом этапе этих процессов информация определенным образом видоизменяется; происходит ее кодирование, выделение признаков, фильтрация, распознание, осмысление, принятие решения, формирование ответного действия. В результате применения такого подхода строятся модели исследуемого процесса психического, составленные из гипотетических блоков, связанных последовательно или параллельно и реализующих определенные функции. ПОДХОД КОГНИТИВИСТСКИЙ — к коррекции психологической — основан на теории, описывающей личность с позиции организации структур познавательных. Именно с ними ведется коррекционная работа, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, о внутренних конфликтах и пр. Пример подхода когнитивистского — теория конструктов личностных и психотерапевтический метод, называемый терапией роли фиксированной. ПОДХОД МИКРОСТРУКТУРНЫЙ — одно из теоретико-экспериментальных направлений отечественной психологии. Задача подхода — изучение координации действий и операций, образующих фактуру — «микроструктуру» — различных видов познавательной и исполнительной деятельности. Большое внимание уделяется исследованию становления — «микрогенеза» — восприятия, запоминания, мышления и движений. Разработанные в рамках этого подхода экспериментальные методы дополняют методы формирования внутренних психических действий и анализа макроструктуры деятельности, позволяя изучать организацию высокоавтоматизированных процессов психических, скрытых от внешнего и внутреннего наблюдения. В результате исследований установлены закономерности восприятия и запоминания информации, процессов решения задач и выполнения сложных движений в трехмерном пространстве. ПОДХОД ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ — к коррекции психологической — в его рамках отклонения трактуются согласно принципам бихевиоризма, а коррекция и терапия связываются с необходимостью формирования у клиента оптимальных поведенческих навыков, ибо считается, что расстройства психические обусловлены неадаптивным поведением. В поведенческой коррекции применяются методы, условно относимые к трем основным группам. Методы контробусловливания — предполагают разрыв нежелательной установившейся связи между раздражителем условным и реакцией или замену этой связи на другую. Практикуются такие приемы, как сочетание приятного клиенту воздействия с ситуацией, обычно для него неприятной, или же наоборот. Однако во многих случаях психологи, практикующие техники контробусловливания, высказывают сомнения в этичности причинения страданий даже с благой целью. Другой вариант контробусловливания — парадоксальное для клиента сочетание с приятной либо неприятной ситуацией не конкретного воздействия, но состояния. Например, клиента обучают расслаблению, а затем предъявляют минимально тревожную ситуацию; когда он перестает чувствовать тревогу, переходят к более стресеогенным ситуациям, давая их в порядке нарастания силы негативных воздействий. Методы оперантные — базируются на принципах, выделенных Б. Скиннером. В основе методов лежит система наград, даваемых клиенту за те действия, кои терапевт считает желательными, отчего вероятность такого поведения возрастает. Вариант подхода — формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самонаград: он сам отбирает и создает в жизни благоприятные ситуации и избегает нежелательных. Методы социобихевиоризма — базируются на положении, что человек обучается через наблюдение — наряду с другими формами научения. Терапия основана на предъявлении модели оптимального поведения, коей клиент должен следовать. ПОДХОД ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ — к коррекции психологической — охватывает различные направления психоанализа, кои при всех различиях сохраняют общую направленность терапии — помощь клиенту выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний и болезненных появлений; за счет их проработки — в различных формах — предполагается возможность контроля и частичного (по крайней мере) овладения поведением и, как следствие, возможность личностного роста. Конкретные методы работы варьируют в зависимости от конкретного направления. Так, для З. Фрейда основным был метод катартический. Для К. Г. Юнга основным был метод воображения активного; для К. Хорни — метод совместного анализа жизненного пути (-> метод анализа жизни); для Г. С. Салливана — метод интервью психиатрического. ПОДХОД ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ — к коррекции психологической: выделение его наряду с подходами психоаналитическим, поведенческим и прочими не вполне корректно, ибо он не имеет единой теоретической платформы; однако он имеет свои характерные особенности и потому заслуживает особого рассмотрения. Принцип лечения души через воздействия на тело становится все более распространенным. Основателем этого подхода можно считать В. Райха, предложившего систему вегетотерапии. Его крупнейшим продолжателем стал создатель биоэнергетики А. Лоуэн. Из других методов можно отметить так называемую терапию первичную Д. Янова. ПОДХОД ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ — к коррекции психологической — обращается к измененным состояниям сознания. Лидер этого направления — С. Гроф — отмечает связь своих представлений с концепциями К. Г. Юнга, Р. Ассаджоли и представлениями относительно высших мотивов и «пиковых переживаний» — наподобие вдохновения и мистических видений. Главная отличительная черта подхода — модель души, в коей признаются значимость духовного и космического измерения и возможностей эволюции сознания, а также готовность последовать за клиентом в новые сферы опыта (-> психология трансперсональная). ПОДХОД ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ — К коррекции психологической — сюда относятся те теории и вытекающие из них системы личностной коррекции, кои основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности за свое становление (=> психология гуманистическая; логотерапия). ПОДЧИНЕННОСТЬ СЕКСУАЛЬНАЯ — термин, означающий факт, что одно лицо может оказаться необыкновенно зависимым и несамостоятельным относительно другого лица, с коим находится в половом общении. Согласно З. Фрейду, эта подчиненность гораздо чаще и интенсивнее у женщин, чем у мужчин, но у последних ныне все же чаще, чем во времена античности. ПОЗИЦИЯ — 1. Устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляемая в соответственном поведении и поступках. Позиция — развивающееся образование; ее зрелость характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью. 2. Интегральная, самая обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре. ПОЗИЦИЯ ВНУТРЕННЯЯ — система установок социальных, тесно связанная с актуальными потребностями человека и определяющих основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни. ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — 1. Место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. Функциональное место, кое может занять человек по отношению к другим людям. Прежде всего характерно совокупностью прав и обязанностей. Заняв такую позицию, человек должен выполнять определенную роль социальную. В этом значении синонимична понятию статуса. 2. Взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в группах референтных. В этом значении передает сущностную характеристику понятия ситуации развития социальной — как единство субъективного и объективного в личности, формируемое в деятельности совместной. Позиция социальная отражает идею иерархической организации личности. Набор позиций социальных весьма широк и разнообразен. ПОЗНАНИЕ — постижение чего-либо, приобретение знаний о чем-либо; постижение закономерностей некоих явлений, процессов и пр. ПОЗНАНИЕ: ФОРМА — сюда относятся: познание научное, познание обыденное, познание художественное и познание религиозное. ПОЗНАНИЕ ОБЫДЕННОЕ — познание, реализуемое в повседневной жизненной практике. В некоторой степени схоже с познанием научным: приходится опираться на определенные выявленные закономерности жизни; при взаимодействии с новым — на определенные гипотезы, не всегда осознанно формулируемые; эти гипотезы проверяются практикой, при неподтверждении меняются, и соответственно им производятся действия. Однако есть и существенные различия. В житейском опыте опора производится преимущественно на обобщения эмпирические, а наука опирается на обобщения теоретические. Житейский опыт преимущественно индивидуален, наука стремится к универсальности знания. Житейский опыт ориентирован на практический эффект, наука (особенно «чистая») на знание как таковое, как самостоятельную ценность. Наконец, в познании обыденном методы познания, как правило, не вырабатываются специально, тогда как в науке создание и обоснование методов принципиально важно. ПОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ — в отличие от науки, коей свойственна готовность к самоопровержению (далеко не всегда реализуемая) — вплоть до базовых принципов, религиозное знание — в рамках любой конфессии — обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа веры (правда, в основе научных представлений тоже всегда лежат некие постулаты, принимаемые без доказательств и чаще всего недоказуемые; ученые явно или неявно отстаивают их, защищая так, как если бы они были бесспорными). Другое различие: в познании религиозном мир рассматривается как проявление божественных замыслов и сил, тогда как в науке он рассматривается как относительно самостоятельная реальность. Однако для наук о человеке, в частности, психологии, религиозные искания имеют особое значение и часто оказываются глубже и тоньше, чем традиционный научный подход. К тому же проблема веры и религиозного сознания весьма важны для ряда крупнейших психологов мира — не только в плане их личностей, но и в построении психологических теорий и психотерапевтических систем. ПОЗНАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — свойственно искусству; отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира, кое чаще всего и составляет Основной интерес в художественном произведении. В противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества науке свойствен интеллектуализм и рационализм. Вместе с тем эти различия часто достаточно условны. Многие ученые подчеркивали роль образно-эстетических переживаний в процессе научного творчества. Для наук о человеке искусство часто давало непосредственный импульс научным размышлениям, равно как и наука открывала новые грани для возможностей художественного освоения мира. ПОИСК ИНФОРМАЦИОННЫЙ — рассмотрение и распознание оператором поступающей информации в ключе решения определенной задачи управления или контроля. В структуре поиска информационного можно выделить ряд составляющих, в частности: ненаправленный, сканирующий поиск; поиск по заданному эталону; отслеживание изменений в информационной среде; определение приоритетов действий. ПОКАЗАТЕЛЬ — в психологии — различные «единицы» поведения и деятельности и физиологические реакции. Именно на основе их качественного и количественного анализа исследователь судит о стоящих за ними и проявляемых через них психических явлениях и пр. Поскольку в реальной жизни любое действие и проявляющееся в нем психическое явление обусловлены большим количеством одновременно действующих факторов, часть коих практически неподконтрольна даже в условиях строгого эксперимента, подавляющее число показателей представляют собой случайные величины — такие, что с определенными вероятностями могут принимать некое множество числовых значений.
ПОВЕДЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОЕ — формы взаимодействия индивидов, особей, мотивированные половой потребностью (-> жизнь половая); явление, представляющее важную сферу общественной, семейной и личной жизни. Биологическая составляющая поведения сексуального содержит параметры конституции половой, телосложения, темперамента, гормонального баланса, деятельности системы нервной центральной, генетические детерминанты. Поведение сексуальное человека выполняет три функции: репродуктивную, гедоническую (направленную на получение наслаждения) и коммуникативную. В зависимости от превалирования конкретной функции выделяются разные виды отношения к сексуальности. Чем выше оказывается уровень развития личности, тем разнообразнее индивидуальные проявления поведения сексуального. Интимная близость может быть: 1) средством релаксации, разрядки напряжения полового; 2) средством прокреации, деторождения; 3) средством рекреации, чувственного наслаждения как самоцели; 4) средством познания; 5) средством коммуникации; 6) средством самоутверждения; 7) средством достижения внесексуальных целей; 8) средством поддержания определенного ритуала; 9) средством компенсации. Выделяется несколько типов мотивации сексуальной: 1) тип гомеостабилизирующий — половое поведение строится на создании спокойствия и комфорта так, чтобы сексуальные вопросы не отвлекали от выполнения других задач, выше оцениваемых; 2) тип игровой — гармонично сочетает в себе романтичные и сексуальные элементы: в поведение сексуальное вносятся элементы игры, выдумки, фантазии; 3) шаблонно-регламентированный тип — устанавливает определенный стандарт поведения сексуального; 4) генитальный тип — характерен для лиц интеллектуально сниженных, не видящих разницы между половым влечением и эрекцией, считая ее «достаточным основанием к действию». Социализация поведения сексуального проявляется в усвоении сексуальных и общественных норм, в сексуальной культуре, обусловленной половым воспитанием и сексуальным просвещением, в сексуальном опыте, выработке соответственных установок, стремлении к эротической привлекательности. Социальные детерминанты поведения сексуального объединены в теории сценария сексуального — разновидности Поведенческой программы, предопределяющей возможный и предпочитаемый тип сексуального партнера, эротические ситуации и стимулы, требования к месту, времени и ситуации полового сближения. Автономизация поведения сексуального от репродуктивной функции увеличивает многообразие его форм и усложняет структуру. Оно становится более избирательным и в отношении объектов, и в отношении условий и способов осуществления. ПОВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЕ — характеризует относительно стабильные особенности индивидуального стиля испытуемого, — например, лексику, речь, способ работы с перцептивным материалом. Диагностируется в некоей мере всеми методиками проективными, но лучше всего — тестом пятен Роршаха и методикой миокинетической Мира-и-Лопеса. ПОВТОРЕНИЕ — воспроизведение усвоенных знаний и действий для облегчения их запоминания. В психологии общей рассматривается в связи с исследованиями памяти. Изучается как средство установления новых смысловых связей, раскрытия новых отношений в предмете, актуализации тех или иных способов деятельности. Другая функция повторения — совершенствование действий по различным параметрам. Выполнение специальных упражнений и повторение действия в меняющихся условиях обеспечивают обретение им таких качеств, как обобщенность и осознанность. Многократное повторение действия в стереотипных условиях ведет к образованию автоматизма. ПОВТОРЕНИЕ НАВЯЗЧИВОЕ — бессознательная склонность к повторению в настоящем ранее пережитых травматических моментов и ситуаций. ПОДАВЛЕНИЕ — своеобразное состояние и процесс, характерные особыми психическими условиями, в силу коих часть душевных переживаний сновидений не может быть осознана (=> вытеснение). ПОДВИЖНОСТЬ — одно из первичных свойств системы нервной, состоящее в способности быстро реагировать на изменения во внешней среде. Свойство подвижности описано и изучено в лабораториях И. П. Павлова. Тогда же были предложены основные методические приемы для его диагностики, включавшие приемы определения скорости и легкости смены процессов нервных на процессы того же или противоположного знака (возбуждение-торможение), а также скорости появления и прекращения нервного процесса. ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — подготовка человека к овладению некоей профессией и выполнению соответственной деятельности профессиональной на достаточно высоком уровне. ПОДКРЕПЛЕНИЕ — в учении о деятельности нервной высшей — раздражитель безусловный, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании коей с предваряющим ее действием индифферентного стимула .вырабатывается классический рефлекс условный. Подкрепление, наносящее вред организму (например, удар током), называется отрицательным (наказание); подкрепление в виде пищи — положительным (награда). В ситуации обучения инструментального (при выработке двигательной реакции) в роли отрицательного подкрепления может выступать отмена награды, а положительным может стать отмена наказания. ПОДРАЖАНИЕ — следование некоему примеру, образцу; самостоятельное копирование действий, воспринятых у других. У человека играет решающую роль в присвоении общественного опыта. Встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития. Посредством подражания в возрасте раннем и дошкольном усваиваются действия предметные, навыки самообслуживания, нормы поведения и речи. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В возрасте младенческом подражание движениям и звукам голоса взрослого являет собой попытку установить первый «содержательный» контакт. Подражание в дошкольном возрасте — путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности; оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением деятельности ведущей этого возраста — игры сюжетно-ролевой: первоначально ребенок подражает самым открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, и лишь постепенно начинает подражать сторонам поведения, действительно отражающим смысл ситуации. Подражание в возрасте подростковом направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию подростком себя с конкретной значимой для него личностью (-> другой значимый; референтность), либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик (-> стереотип социальный). У взрослых подражание выступает элементом научения в некоих видах деятельности профессиональной (спорт, искусство и пр.). По Фрейду, подражание подпадает под понятие внушения и рассматривается как его следствие. ПОДСОЗНАНИЕ (подсознательное) — собирательное понятие, означающее различные неосознаваемые системы психики. Термин появился во второй половине XVIII в. (=> бессознательное). Вопреки распространённому заблуждению, в теории З. Фрейда понятие подсознания практически не употреблялось, хотя именно благодаря психоанализу оно стало популярным. ПОДХОД — совокупность приемов, способов — в воздействии на нечто, в ведении дел, в изучении чего-либо и пр. ПОДХОД АТОМИСТИЧЕСКИЙ — в психологии — убеждение, что исследовать — это значит разлагать сложные процессы на простейшие элементы — «атомы». ПОДХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ — 1. Подход деятельностный к коррекции психологической — формировался преимущественно в отечественной психологической школе; предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе коего клиент овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне реализовать контроль и управление внутренней и внешней активностью. Часто практикуется овладение внешним действием и последующая его интериоризация — переход во внутренний, идеальный план. Этот подход альтернативен подходу поведенческому, ориентируясь не на избавление от симптома как такового, а на построение новых внутренних систем. Подход деятельностный к изучению психики: 1. Принцип изучения психики на основе разработанной К. Марксом категории деятельности предметной. 2. Теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре отражения психического в деятельности индивидов. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований отражения психического в ходе деятельности, исследуемой в ее развитии филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном (-> филогенез; онтогенез). Основные принципы подхода деятельностного: 1) принципы развития, историзма, предметности; 2) принцип активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность человеческой психики; 3) принцип интериоризации-экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта; 4) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности; 5) принцип анализа системного психики; 6) принцип зависимости отражения психического от места отражаемого объекта в структуре деятельности. В контексте подхода деятельностного выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе; разработаны представления: 1) о деятельности ведущей как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе; 2) об уподоблении как механизме формирования образа; 3) о структуре деятельности — деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные системы; 4) о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания; 5) об иерархии мотивов и смыслов личностных как единицах строения личности. Подход деятельностный выступает как конкретно-научная методология для психологии возрастной, педагогической, инженерной, медицинской и пр. ПОДХОД ИНФОРМАЦИОННЫЙ — методологическая установка, согласно коей все процессы психические рассматриваются как сложная система более простых процессов переработки информации, могущих выполняться последовательно или параллельно. На каждом этапе этих процессов информация определенным образом видоизменяется; происходит ее кодирование, выделение признаков, фильтрация, распознание, осмысление, принятие решения, формирование ответного действия. В результате применения такого подхода строятся модели исследуемого процесса психического, составленные из гипотетических блоков, связанных последовательно или параллельно и реализующих определенные функции. ПОДХОД КОГНИТИВИСТСКИЙ — к коррекции психологической — основан на теории, описывающей личность с позиции организации структур познавательных. Именно с ними ведется коррекционная работа, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, о внутренних конфликтах и пр. Пример подхода когнитивистского — теория конструктов личностных и психотерапевтический метод, называемый терапией роли фиксированной. ПОДХОД МИКРОСТРУКТУРНЫЙ — одно из теоретико-экспериментальных направлений отечественной психологии. Задача подхода — изучение координации действий и операций, образующих фактуру — «микроструктуру» — различных видов познавательной и исполнительной деятельности. Большое внимание уделяется исследованию становления — «микрогенеза» — восприятия, запоминания, мышления и движений. Разработанные в рамках этого подхода экспериментальные методы дополняют методы формирования внутренних психических действий и анализа макроструктуры деятельности, позволяя изучать организацию высокоавтоматизированных процессов психических, скрытых от внешнего и внутреннего наблюдения. В результате исследований установлены закономерности восприятия и запоминания информации, процессов решения задач и выполнения сложных движений в трехмерном пространстве. ПОДХОД ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ — к коррекции психологической — в его рамках отклонения трактуются согласно принципам бихевиоризма, а коррекция и терапия связываются с необходимостью формирования у клиента оптимальных поведенческих навыков, ибо считается, что расстройства психические обусловлены неадаптивным поведением. В поведенческой коррекции применяются методы, условно относимые к трем основным группам. Методы контробусловливания — предполагают разрыв нежелательной установившейся связи между раздражителем условным и реакцией или замену этой связи на другую. Практикуются такие приемы, как сочетание приятного клиенту воздействия с ситуацией, обычно для него неприятной, или же наоборот. Однако во многих случаях психологи, практикующие техники контробусловливания, высказывают сомнения в этичности причинения страданий даже с благой целью. Другой вариант контробусловливания — парадоксальное для клиента сочетание с приятной либо неприятной ситуацией не конкретного воздействия, но состояния. Например, клиента обучают расслаблению, а затем предъявляют минимально тревожную ситуацию; когда он перестает чувствовать тревогу, переходят к более стресеогенным ситуациям, давая их в порядке нарастания силы негативных воздействий. Методы оперантные — базируются на принципах, выделенных Б. Скиннером. В основе методов лежит система наград, даваемых клиенту за те действия, кои терапевт считает желательными, отчего вероятность такого поведения возрастает. Вариант подхода — формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самонаград: он сам отбирает и создает в жизни благоприятные ситуации и избегает нежелательных. Методы социобихевиоризма — базируются на положении, что человек обучается через наблюдение — наряду с другими формами научения. Терапия основана на предъявлении модели оптимального поведения, коей клиент должен следовать. ПОДХОД ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ — к коррекции психологической — охватывает различные направления психоанализа, кои при всех различиях сохраняют общую направленность терапии — помощь клиенту выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний и болезненных появлений; за счет их проработки — в различных формах — предполагается возможность контроля и частичного (по крайней мере) овладения поведением и, как следствие, возможность личностного роста. Конкретные методы работы варьируют в зависимости от конкретного направления. Так, для З. Фрейда основным был метод катартический. Для К. Г. Юнга основным был метод воображения активного; для К. Хорни — метод совместного анализа жизненного пути (-> метод анализа жизни); для Г. С. Салливана — метод интервью психиатрического. ПОДХОД ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ — к коррекции психологической: выделение его наряду с подходами психоаналитическим, поведенческим и прочими не вполне корректно, ибо он не имеет единой теоретической платформы; однако он имеет свои характерные особенности и потому заслуживает особого рассмотрения. Принцип лечения души через воздействия на тело становится все более распространенным. Основателем этого подхода можно считать В. Райха, предложившего систему вегетотерапии. Его крупнейшим продолжателем стал создатель биоэнергетики А. Лоуэн. Из других методов можно отметить так называемую терапию первичную Д. Янова. ПОДХОД ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ — к коррекции психологической — обращается к измененным состояниям сознания. Лидер этого направления — С. Гроф — отмечает связь своих представлений с концепциями К. Г. Юнга, Р. Ассаджоли и представлениями относительно высших мотивов и «пиковых переживаний» — наподобие вдохновения и мистических видений. Главная отличительная черта подхода — модель души, в коей признаются значимость духовного и космического измерения и возможностей эволюции сознания, а также готовность последовать за клиентом в новые сферы опыта (-> психология трансперсональная). ПОДХОД ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ — К коррекции психологической — сюда относятся те теории и вытекающие из них системы личностной коррекции, кои основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности за свое становление (=> психология гуманистическая; логотерапия). ПОДЧИНЕННОСТЬ СЕКСУАЛЬНАЯ — термин, означающий факт, что одно лицо может оказаться необыкновенно зависимым и несамостоятельным относительно другого лица, с коим находится в половом общении. Согласно З. Фрейду, эта подчиненность гораздо чаще и интенсивнее у женщин, чем у мужчин, но у последних ныне все же чаще, чем во времена античности. ПОЗИЦИЯ — 1. Устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляемая в соответственном поведении и поступках. Позиция — развивающееся образование; ее зрелость характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью. 2. Интегральная, самая обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре. ПОЗИЦИЯ ВНУТРЕННЯЯ — система установок социальных, тесно связанная с актуальными потребностями человека и определяющих основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни. ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — 1. Место, положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. Функциональное место, кое может занять человек по отношению к другим людям. Прежде всего характерно совокупностью прав и обязанностей. Заняв такую позицию, человек должен выполнять определенную роль социальную. В этом значении синонимична понятию статуса. 2. Взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в группах референтных. В этом значении передает сущностную характеристику понятия ситуации развития социальной — как единство субъективного и объективного в личности, формируемое в деятельности совместной. Позиция социальная отражает идею иерархической организации личности. Набор позиций социальных весьма широк и разнообразен. ПОЗНАНИЕ — постижение чего-либо, приобретение знаний о чем-либо; постижение закономерностей некоих явлений, процессов и пр. ПОЗНАНИЕ: ФОРМА — сюда относятся: познание научное, познание обыденное, познание художественное и познание религиозное. ПОЗНАНИЕ ОБЫДЕННОЕ — познание, реализуемое в повседневной жизненной практике. В некоторой степени схоже с познанием научным: приходится опираться на определенные выявленные закономерности жизни; при взаимодействии с новым — на определенные гипотезы, не всегда осознанно формулируемые; эти гипотезы проверяются практикой, при неподтверждении меняются, и соответственно им производятся действия. Однако есть и существенные различия. В житейском опыте опора производится преимущественно на обобщения эмпирические, а наука опирается на обобщения теоретические. Житейский опыт преимущественно индивидуален, наука стремится к универсальности знания. Житейский опыт ориентирован на практический эффект, наука (особенно «чистая») на знание как таковое, как самостоятельную ценность. Наконец, в познании обыденном методы познания, как правило, не вырабатываются специально, тогда как в науке создание и обоснование методов принципиально важно. ПОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ — в отличие от науки, коей свойственна готовность к самоопровержению (далеко не всегда реализуемая) — вплоть до базовых принципов, религиозное знание — в рамках любой конфессии — обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа веры (правда, в основе научных представлений тоже всегда лежат некие постулаты, принимаемые без доказательств и чаще всего недоказуемые; ученые явно или неявно отстаивают их, защищая так, как если бы они были бесспорными). Другое различие: в познании религиозном мир рассматривается как проявление божественных замыслов и сил, тогда как в науке он рассматривается как относительно самостоятельная реальность. Однако для наук о человеке, в частности, психологии, религиозные искания имеют особое значение и часто оказываются глубже и тоньше, чем традиционный научный подход. К тому же проблема веры и религиозного сознания весьма важны для ряда крупнейших психологов мира — не только в плане их личностей, но и в построении психологических теорий и психотерапевтических систем. ПОЗНАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — свойственно искусству; отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира, кое чаще всего и составляет Основной интерес в художественном произведении. В противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества науке свойствен интеллектуализм и рационализм. Вместе с тем эти различия часто достаточно условны. Многие ученые подчеркивали роль образно-эстетических переживаний в процессе научного творчества. Для наук о человеке искусство часто давало непосредственный импульс научным размышлениям, равно как и наука открывала новые грани для возможностей художественного освоения мира. ПОИСК ИНФОРМАЦИОННЫЙ — рассмотрение и распознание оператором поступающей информации в ключе решения определенной задачи управления или контроля. В структуре поиска информационного можно выделить ряд составляющих, в частности: ненаправленный, сканирующий поиск; поиск по заданному эталону; отслеживание изменений в информационной среде; определение приоритетов действий. ПОКАЗАТЕЛЬ — в психологии — различные «единицы» поведения и деятельности и физиологические реакции. Именно на основе их качественного и количественного анализа исследователь судит о стоящих за ними и проявляемых через них психических явлениях и пр. Поскольку в реальной жизни любое действие и проявляющееся в нем психическое явление обусловлены большим количеством одновременно действующих факторов, часть коих практически неподконтрольна даже в условиях строгого эксперимента, подавляющее число показателей представляют собой случайные величины — такие, что с определенными вероятностями могут принимать некое множество числовых значений.
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.