Меню
Назад » »

Психология. (34)





















 
    ПСИХОЛОГИЯ



КООРДИНАЦИЯ — согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие — понятий, действий, составных частей и пр. КООРДИНАЦИЯ РЕЦИПРОКНАЯ — такое взаимодействие нервных центров, при коем возбуждение одних центров ведет к торможению других. Так, при возбуждении нейронов мышц — сгибателей тормозится активность нейронов мышц — разгибателей; при возбуждении центра вдоха затормаживается центр выдоха. КООРДИНАЦИЯ СЕНСОМОТОРНАЯ — согласованность действий и взаимодействия органов чувств и движений. КОРО — этноспецифический термин, означающий синдром, возникающий у мужчин и сопровождаемый ощущением, будто пенис начинает втягиваться в брюшную полость, притом связанный с убеждением, что это должно повлечь за собой смерть. Характерен появлением страха невротического — вплоть до паники. Первоначально синдром был описан у малайцев, проживавших в Китае и Индокитае; позднее был соотнесен с аналогичными состояниями деперсонализации у европейцев, страдавших неврозами или психозами. КОРПОРАЦИЯ — организованная группа, характерная замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов. Отношения межличностные в кооперации опосредуются асоциальными, а зачастую и антисоциальными ценностными ориентациями. Персонализация индивида в кооперация происходит за счет деперсонализации других индивидов. КОРРЕКЦИЯ — исправление некоих недостатков, неправильностей, не требующее коренных изменений корректируемого процесса или явления. КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (психокоррекция) — понимается как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» Модели. Сюда же можно отнести и психотерапию. Методы коррекции многообразны, выбор их зависит от того, к какой школе принадлежит психолог. Их можно — достаточно условно — классифицировать согласно особенностям основных подходов, среди коих выделяются: 1) подход поведенческий; 2) подход деятельностный; 3) подход когнитивистский; 4) подход психоаналитический; 5) подход экзистенциально — гуманистический; 6) гештальт — терапия; 7) психодрама; 8) подход телесно — ориентированный; 9) психосинтез; 10) подход трансперсональный. КОРРЕКЦИЯ ПРЕЛИМИНАРНАЯ — коррекционные действия, включаемые в самые начальные моменты движения и обеспечивающие его безошибочное выполнение. При освоении нового движения коррекции прелиминарные сменяют собой вторичные коррекции, за счет коих в движение вносились поправки при неправильном выполнении движения. За счет автоматизации коррекций прелиминарных происходит укрупнение единиц действия предметного и высвобождение сознательного контроля для других целей. КОРРЕЛЯТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ — (коррелят физиологический психических процессов и состояний) -> индикатор объективный. КОРТИКАЛЬНЫЙ — связанный с корой мозга головного (-> мозг головной: кора). КОЭФФИЦИЕНТ — 1. В математике — обычно постоянная или известная величина, служащая множителем для другой, обычно переменной или неизвестной величине. 2. В психологии часто — некая числовая величина, отражающая степень выраженности, развитости определенного психологического качества, характеристики. КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ (коэффициент интеллекта, коэффициент и ителлектуального развития, (IQ) — количественный показатель развития умственного — обозначаемое символом IQ отношение так называемого возраста умственного ВУ к возрасту истинному (хронологическому) ВИ данного лица по формуле: ВУ / ВИ х 100% = IQ. Возраст умственный определяется результатами тестирования с помощью одной из возрастных шкал интеллекта (-> тест интеллекта). В большинство тестов, включенных в разные возрастные шкалы, входят задания, выполнение коих предполагает владение логическими, логико-перцептивными и арифметическими действиями, общую осведомленность, ориентировку в практических ситуациях, произвольную память и пр. При конструировании возрастных шкал психологи, руководствуясь опытом и интуицией, подбирают задания, кои по включенному в них материалу (терминам, понятиям, графическим изображениям и пр.) и по характеру стимулируемых умственных действий должны быть доступны в данной социальной общности возрастам, охватываемым шкалой. Это обычно экспериментально проверяется на представительных возрастных выборках. Процедура получения коэффициента интеллектуальности такова. Вначале испытуемому предъявляются задания, кои соответствуют возрасту, на год меньшему, чем его собственный; нужно получить от него, следуя по возрастной шкале «вниз», пять правильных ответов подряд. Так фиксируется умственный «базовый возраст». Далее предлагаются задания, двигаясь по шкале «вверх», пока не будет получено подряд пять неправильных ответов. На этом тестирование завершается. Затем к числу тестов «базового возраста» прибавляют число всех правильных ответов. По особой таблице находят, какому возрасту умственному соответствует полученная сумма. Потом по формуле вычисляется коэффициент интеллектуальности. При интерпретации коэффициента интеллектуальности нужно иметь в виду, что никакого общего для всех социальных общностей ума или интеллекта этот коэффициент не выявляет; тем более он не может претендовать на диагностирование природной или наследственной «общей одаренности». КРЕАТИВНОСТЬ — творческие способности индивида — способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Характерна готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор. Среди способностей интеллектуальных выделена в особый тип. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя: 1) повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний; 2) действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности применяются различные тесты дивергентного мышления, опросники личностные, анализ результативности деятельности. Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях: 1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности — личностные факторы; 2) анализ мышления творческого и его продуктов — факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и пр. С целью содействия развитию мышления творческого можно использовать учебные ситуации, характерные незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов; при этом учащихся поощряют к формулированию множества вопросов. Вопрос о креативности как самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным. Не найдены и надежные способы ее измерения. КРИЗИС — в психологии — состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью собой и взаимоотношениями с внешним миром (=> кризис возрастной). КРИЗИС ВОЗРАСТНОЙ — особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера, относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его отношений социальных, деятельности и сознания. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально — типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, от педагогической системы в целом. Для периодов кризисов возрастных в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при коем учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение «социальной ситуации развития», смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка. Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между ранее сложившимися у них формами взаимоотношений с окружающими — и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями. Значительно менее изучены кризисы возрастные зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и обычно протекают более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и реориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности. КРИТЕРИЙ — мерило; признак, на базе коего производится оценка, определение или классификация чего — либо. КРИТЕРИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ — показатели, сочетающие в себе методы расчета, теоретическую модель распределения и правила принятия решения о правдоподобности нулевой или одной из альтернативных гипотез. Обычно делятся на параметрические, в коих предполагается обязательным наличие гипотезы о форме распределения результатов в генеральной совокупности, и непараметрические, кои критерии такого предположения не требуют. Критерии статистические применяются для проверки гипотез: 1) о принадлежности выборки генеральной совокупности; 2) о достоверности (или отсутствии) различий между выборочными средними арифметическими, дисперсиями (-> анализ дисперсионный); 3) о связи между изучаемыми признаками; 4) о достоверности влияния (-> валидность). Как теоретические модели чаще других применяются распределения Стьюдента и F — критерий Фишера, основанные на так называемом распределении нормальном. Критерий Стьюдента применяется в основном для статистического сравнения средних арифметических выборок небольшого размера: проверяются гипотезы связи, различий нормальности распределения. F — критерий позволяет оценить отношение двух дисперсий (например, межгрупповой к внутригрупповой) в экспериментальных задачах. Чем больше получаемое при этом F — отношение, тем больше вероятность достоверного влияния экспериментальных факторов. Из непараметрических критериев широко применяются критерии Колмогорова — Смирнова, Уилкоксона, критерий знаков и пр. Они применяются для быстрой оценки достоверности различий в группах контрольной и экспериментальной. Корреляции ранговые, согласно Спирмену и Кендаллу, применяются для оценки связи между изучаемыми признаками, представленными в порядковой шкале. Но критерии непараметрические менее чувствительны к различиям, чем параметрические. Поэтому там, где возможно, целесообразно использовать критерии параметрические. КРУГ ОППОНЕНТНЫЙ — круг других значимых, полемика с коими регулирует деятельность творческого субъекта. Выявление круга оппонентного — важное условие социально — психологического анализа динамики творчества, ее зависимости от отношений межличностных. КСАНТОПСИЯ -> хроматопсия. КУЛЬТ — преклонение перед кем — либо или чем — либо; почитание кого — либо или чего — либо. КУЛЬТ ФАЛЛИЧЕСКИЙ — почитание мужского полового органа — фаллоса — как символа плодородия, жизненной силы и прочего в религиях и обычаях некоторых народов. КУЛЬТУРА — 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Здесь различается культура материальная и духовная. В более узком смысле термин относится именно к культуре духовной. Согласно З. Фрейду, культура — это вся сумма достижений и институций, отличающих нашу жизнь от жизни животных предков и служащая целям защиты от природы и урегулирования взаимоотношений. Зиждется на двух началах: на овладении силами природы и на ограничении человеческих влечений. Есть и еще одно ее основание: принуждение к труду. 2. Уровень, степень развития, достигнутая в некоей области знания или деятельности: культура труда, культура речи и пр. 3. Степень общественного и умственного развития, присущая некоему человеку. КУЛЬТУРА: АРЕАЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — согласно З. Фрейду — средства принуждения и способы, призванные примирить людей с культурой и вознаградить их за принесенные жертвы. КУЛЬТУРА: СТУПЕНЬ (три ступени культуры) — согласно З. Фрейду, различаются три ступени культуры, характерные развитием инстинкта сексуального и сексуальной морали: 1) ступень, на коей удовлетворение сексуального чувства не преследует цели размножения; 2) ступень, на коей все, не служащее цели размножения, подавлено; 3) ступень, на коей только законное размножение допускается как сексуальная цель (ступень, соответственная современной Фрейду культуре). _Л_ ЛАБИЛЬНОСТЬ — максимальное число импульсов, кое нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажений. В психофизиологии дифференциальной лабильность — одно из основных свойств системы нервной, характеризующее скорость возникновения и прекращения процессов нервных. ЛАТА — этноспецифический термин, означающий синдром, характерный нарушением поведения в экстремальных ситуациях: оно разворачивается по схеме повторения действий, фраз и жестов других людей (эхолалия, эхопраксия), автоматического выполнения приказов, стереотипного повторения отдельных фраз. Это происходит на фоне резкого возрастания возбуждения, вызывающего появление галлюцинаций. Первоначально синдром был описан у малайцев (прежде всего у женщин), позднее аналогичные явления были обнаружены в других культурах. В частности, у жителей Сибири такое нарушение было изучено А. А. Токарским под именем «мерячение». Причины появления синдрома недостаточно понятны; предположительно, значительную роль может играть суггестивное воздействие (-> внушение). ЛАТЕНТНЫЙ — скрытый, внешне не проявляющийся. ЛЕВОРУКОСТЬ — доминирование левой руки, коя становится ведущей — прежде всего в силу врожденного доминирования правого полушария мозга головного. В нейропсихологическом исследовании существует положение о важности учета доминантности полушарий мозга головного у больных с локальными мозговыми поражениями. При леворукости происходит изменение симптомов, характерных для правшей при поражении у них полушария левого или правого. Так, при поражении речевых зон полушария левого у левшей отсутствуют нарушения речевые афазического типа (-> афазия); наоборот, при поражении полушария правого они могут возникнуть. ЛЕВОРУКОСТЬ СКРЫТАЯ — сформированные у левшей обучением навыки использования правой руки как ведущей. При леворукости скрытой дети научаются действовать преимущественно правой рукой — есть, писать, трудиться и прочее, но в особых условиях (например, в состоянии аффекта) левая рука у них обычно становится ведущей. В качестве диагностических критериев леворукости скрытой выступают следующие: 1) сравнительно большая величина левой руки и кровеносных сосудов на ней; 2) большая ширина ногтя на левом мизинце; 3) более дифференцированное развитие мимической мускулатуры с. левой стороны лица; 4) при сжимании кистей рук с переплетенными пальцами большой палец левой руки оказывается сверху; 5) при аплодировании активнее действует левая рука. ЛЕНЬ — универсальное средство защиты от бесполезного труда. Чаще всего — следствие неуверенности в цели, отсутствия стимулов, просто многолетней усталости. Чтобы разобраться в лени, нужно уточнить ее суть. Лень выполнять определенную работу. — Есть два выхода: отказаться от работы или сделать ее приятной. При попытке отказаться от работы нужно решить, кто другой возьмет на себя эту работу или что случится, если не делать ее совсем. Здесь можно поменяться с кем-то делами, привлечь на помощь или разбить работу на операции, изменить ее технологию и пр. Иногда неприятную работу можно «пересидеть» (так, в армии известен принцип: получив команду, не спеши выполнять — может последовать команда отставить). Чтобы сделать работу приятной, можно: 1) придумать себе систему поощрений; 2) устроить соревнование с коллегами (даже если они об этом не знают); 3) однообразную часть работы довести до автоматизма — тогда она «проскакивает» мимо психики; 4) психологически отстраниться: представить себя актером, вживающимся в образ, или сыщиком, занимающимся промышленным шпионажем (это особенно эффективно при разовых работах); 5) держать в памяти конечные стимулы — заработок, признательность, профессиональный рост, даже окончание неприятной работы — и удовлетворение от стимулов постепенно перенесется на сам процесс работы. Присутствие лени по причинам физическим и душевным. Такие причины могут понемногу возникнуть как бы сами собой: нужно только не делать зарядку, не гулять, не заниматься спортом, есть меньше овощей и фруктов, ложиться спать попозже и пр… Лень приходит и тогда, когда у человека нет цели либо он не может определить ее. Стоит попробовать письменно ответить на вопросы: о своих жизненных целях; о том, как хотелось бы провести следующие три — пять лет жизни; о том, как бы шла жизнь, если бы знать, что через полгода она Закончится… И выделить для ответов на эти вопросы по две-три минуты. Потом в каждом из списков ответов выделить три главные цели, а из них — самую главную. И посмотреть, похожи ли они на то, чем приходится заниматься изо дня в день. — Это и будет обоснованным диагнозом лени и рецептом от нее. У лени есть определенный режим. На тяжелые, ленивые часы нужно перенести самые простые дела. Если тяжелые времена — месяц или сезон, можно разбить их коротким отпуском. Если это «весенняя усталость», следует обратить внимание на витамины, больше бывать на воздухе, на солнце. Кроме названных ситуаций, могут быть иные. Главное — понять истоки лени, сформулировать проблему, наметить пути выхода из нее и сразу же действовать. Но и не забывать, что кроме лентяев есть и трудоголики, жизнь коих тоже может пройти мимо… ЛЕЧЕНИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ТИПОВОЕ — совокупность и последовательность классических терапевтических процедур. Организационно: продолжительность сеанса — около 45 минут; частота сеансов — несколько в неделю; продолжительность лечения — месяцы и годы. Ситуативно: клиническая психотерапевтическая беседа аналитика с клиентом, лежащим на кушетке и не видящим лица врача, сидящего за головой клиента. ЛЖИВОСТЬ — индивидуально-психологическая особенность, выражается в сознательном искажении действительного положения вещей, в стремлении создать неправильное впечатление о фактах и событиях. Лживость противоречит общечеловеческим требованиям, вытекающим из потребности иметь правильное представление об обществе, о поступках окружающих, о жизненных обстоятельствах. От лживости нужно отличать искаженные представления — следствие недоразвития мышления, чнеумения разграничить желаемое и действительное (у детей — лживость мнимая). Особый случай составляет лживость патологическая, обычно сопряженная с некритической верой в реальность выдуманного. Как общественное явление лживость обычно наблюдается в обстановке взаимной враждебности, конкуренции и подозрительности. Дифференциация лживости и оценка ее конкретных проявлений возможны при условии правильного понимания ее мотивов и причин. Как тип отношений и психологическая черта лживость преодолевается в результате воспитания, основанного на доверии между воспитанниками и воспитателями. ЛЖИВОСТЬ МНИМАЯ — склонность ребенка воспринимать события не такими, каковы они на самом деле, но такими, как ему хотелось бы. При этом ребенок фантазирует, отождествляя себя с другими людьми, — например, с героями сказок. Часто проявляется у детей 4-5 лет; с возрастом обычно проходит. ЛИБИДО — во фрейдизме — теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на базе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Одно из ключевых понятий психоанализа. У З. Фрейда исходно означало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида специфическую психическую энергию — энергию сексуального влечения, имеющего прежде всего бессознательную форму. Эта энергия рассматривается как количественная величина, хотя пока не измеримая. Затем понятие было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе. Либидо, собственно, движет человеком: вся жизнь от рождения пронизана эротичностью. Первоначально эта энергия распределена в самом ребенке и он получает удовольствие от переживаний, связанных с отправлением естественных потребностей; ротовая полость и, позже, органы выделения выступают как основные зоны эрогенные. Но в возрасте около четырех лет эротический интерес выносится вовне и направляется на родителей — в основном противоположного пола. В такой ситуации родитель своего пола воспринимается как соперник, отчего ребенок бессознательно желает его ухода, смерти; а поскольку влечение к родителю противоположного пола и желание смерти родителю своего пола запретны, соответственные переживания вытесняются в бессознательное. У мальчика возникает комплекс Эдипа, у девочки — комплекс Электры. Возникает внутренний конфликт: ребенок зависим от родителя своего пола и одновременно агрессивен к нему, боясь При этом Наказания за запретные желания и поступки. Это, по сути, признание изначальной сексуальной развращенности ребенка было самым шокирующим в психоанализе классическом. Фрейд пытался обосновать филогенетическое происхождение либидо и считал, что оно, подобно голоду при влечении к пище, означает силу, с коей проявляется сексуальное влечение. В целом либидо — движущая сила сексуальной жизни, энергия сексуального влечения и потому иногда трактуется просто как сексуальное наслаждение или влечение к нему. Но оно может пониматься и как энергия психическая, имеющая сексуальную окраску, — то есть как продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Либидо имеет исключительно мужскую природу — даже у женщины. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидинозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации. Либидо — доминирующий мотив человеческого поведения, проявляющийся в социально приемлемой форме благодаря сублимации, вытеснению и другим видам защиты психологической. Его воздействие на формирование, жизнедеятельность и поведение исключительно велико; сублимированное либидо имеет широчайший диапазон проявлений — от элементарных физиологических актов до творчества — и являет собой одну из важнейших характеристик деятельности психической. В более поздних работах Фрейд использовал понятие либидо как синоним влечения к жизни — Эроса. В окончательном варианте фрейдовского психоанализа под либидо понималась энергетическая основа двух основных влечений человека: 1) к удовольствию и жизни — Эрос; 2) к разрушению и смерти — Танатос. Идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе поведения, в том числе его «высших» форм, — центральная идея Фрейда, из-за коей он подвергался жестокой критике, в том числе от собственных учеников. Согласно Фрейду, за многими проявлениями фантазии, творчества и прочего лежит прежде всего скрытая сексуальная проблематика, все это — как бы символическое воплощение нереализованных желаний. Согласно Фрейду, либидо подразделяется на две основные формы: 1) объект-либидо — определенная часть либидо, в результате выбора объекта (партнера по любви и дружбе) направляемая на этот объект или объекты; 2) Я-либидо — другая его часть, направляемая на собственное Я. Могут также разделяться: 1) либидо платоническое — основные проявления: платонические мечты, фантазии, ухаживание и общение; 2) либидо сексуальное — основные проявления: сексуальные фантазии, мастурбация, начало половой жизни, эксцессы и регулярная половая жизнь; 3) либидо эротическое — основные проявления: эротические фантазии, ласки и игры. В психологии аналитической К. Г. Юнга либидо не связывается с сексуальностью и рассматривается как витальная психическая энергия метафизического статуса, переживаемая индивидом как бессознательное стремление, облекаемое в различные символические формы.

 
 































Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar