- 100634 Просмотра
- Обсудить
ПСИХОЛОГИЯ
ГРУППА — ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр. Самые распространенные классификации групп: 1) по размеру: группы большие, малые, микрогруппы (диады, триады); 2) по общественному статусу: группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные); 3) по непосредственности взаимосвязей: группы реальные (контактные) и условные; 4) по уровню развития: а) группы низкого уровня развития: ассоциации, корпорации, группы диффузные; b) группы высокого уровня развития — коллективы; 5) по значимости: группы референтные и группы членства. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она вовлечена или ради которой создана. Содержание деятельности совместной членов группы опосредует все процессы внутригрупповой динамики: развитие отношений межличностных, восприятие партнерами друг друга (-> перцепция социальная), формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. А сформированные в группе отношения влияют на эффективность ее деятельности. Группа — традиционный предмет социально-психологических исследований. При этом изучаются процессы, развивающиеся внутри группы, и сама группа как целостный субъект деятельности, включенный взаимодействием с другими группами в систему общественных отношений. Группа: эффективность (эффективность деятельности группы). Отношение (по некоему критерию) достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Может быть определено, только если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения результатов и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на эффективность деятельности группы, исследователи обычно ограничивают число критериев, по коим оценивается эффективность. Выделяются два универсальных критерия: 1) продуктивность — чаще всего экономическая, выражаемая в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство; 2) удовлетворенность (трудом, принадлежностью к группе и пр.), понимаемая как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний субъекта деятельности (-> уровень притязаний) и возможностью их осуществления. Сверх того, выделяется множество других социально-психологических критериев, с помощью коих пытаются учесть социальные и психологические аспекты эффективности деятельности группы, — например: 3) всестороннее развитие личности; 4) бескорыстное и добросовестное отношение к труду; 5) общественно-политическая активность; 6) сплоченность и уровень управляемости коллектива; 7) ориентации ценностные и нормы ценностные; 8) величина и состав группы; 9) климат психологический в коллективе, и пр. Сложность определения эффективности деятельности группы по этим критериям заключается в трудностях выделения единиц их измерения и разработки измерительных процедур. Понятие эффективности деятельности группы следует отличать от понятия результативности. Если принимаемые для оценки эффективности критерии измеримы количественно — например, по количеству произведенной продукции, или выполненному числу операций, или по усвоенному объему информации и прочему, -то можно говорить о результативности как синониме эффективности. Если же применяются критерии психологические, неизмеримые количественно, то понятие результативности нельзя применять как синоним понятия эффективности. Особенно сложно измерение эффективности деятельности групп учебных. Обычно для них выбор критериев концентрируется вокруг показателей успешности (субъективной оценки достижений обучаемого) и результативности (количества усвоенной информации). В исследованиях встречаются и такие психологические критерии, как уровень мотивации к учебе, отношение к учебе, интеллектуальные способности обучаемых. Но опыт коллективообразующих форм обучения показывает, что как главный критерий психологический эффективности обучения, направленного на формирование высокоразвитой нравственной личности, должно выступать содействие каждого члена группы умственному, физическому и нравственному развитию друг друга. А это возможно преимущественно в условиях организованной деятельности совместной. Как признаки критерия содействия взаиморазвитию в группе учебной выступают: 1) позитивная динамика общительности (или контактности); 2) коммуникативная готовность и стремление к взаимодействию; 3) доброжелательность и взаимный интерес к нуждам, желаниям и эмоциональным состояниям друг друга. Исследования показывают, что если по этим критериям в ходе обучения наблюдаются позитивные сдвиги, то примененный метод обучении обладает высокой психологической и социально-психологической эффективностью. Обычно такую эффективность имеют методы интенсивного обучения языкам иностранным, а также группы тренинга социально-психологического. ГРУППА БОЛЬШАЯ — 1. Количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков: классовой принадлежности, пола, возраста, национальности и пр. 2. Реальная, значительная по размерам, сложно организованная общность людей, вовлеченных в некую общественную деятельность (напримep, коллектив школы или вуза, предприятия или учреждения). В группах больших вырабатываются нормы поведения (-> норма групповая), общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и Массовые движения, кои через посредство групп малых доводятся до сознания каждого человека. Если в реальной группе большой почему-либо перестают действовать регулирующие ее деятельность структурные образования, она может превратиться в стихийно действующую общность — толпу. ГРУППА ВОЗРАСТНАЯ — одна из разновидностей условной группы большой людей, объединяемых по признаку возраста. Соответственно возрастной периодизации выделяются: группы дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников, студентов, молодежи; группы среднего возраста, зрелого возрастай пр. Классификации групп возрастных могут быть более сложными, если к характеристике возраста добавляются половые, профессиональные, этнические, классовые и прочие социальные признаки. Изучение, анализ и обобщение социальных, психологических и прочих характеристик различных групп возрастных позволяют вырабатывать научно обоснованные рекомендации работы с ними. ГРУППА ВСТРЕЧ — специальные группы малые, применяемые в практике тренинга социально-психологического с соответственным названием. Цель тренинга встреч состоит в обнаружении и использовании скрытых резервов саморазвития личности через специальные приемы, помогающие клиентам осознать свои возможности, избавиться от комплексов и барьеров психологических. ГРУППА ДИФФУЗНАЯ — общность, в коей нет сплоченности как ценностно-ориентационного единства, и нет деятельности совместной, способной опосредовать отношения ее участников. В американской психологии социальной исследования в области групп малых обращены зачастую к лабораторным аналогам групп диффузных — к лицам, случайно объединенным для участия в эксперименте. Выводы, полученные в результате эксперимента, нередко экстраполируются на характеристику групп малых вообще независимо от уровня их развития (-> развитие групповое: уровень). В исследованиях отечественных психологов показано, что социально-психологические закономерности, полученные при изучении групп диффузных, несправедливы для групп высокого уровня развития (-> коллектив). ГРУППА КОНТАКТНАЯ -> группа реальная. ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ — группа испытуемых, с коей сравниваются результаты, полученные в ходе исследования в группе экспериментальной, — с целью получения выводов, подтвердилась ли проверяемая исследованием гипотеза. ГРУППА МАЛАЯ — относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами. Структура групп малых, их состав, сплоченность, стиль руководства, отношения межличностные, перцепция социальная, связи коммуникативные, процессы в группах и пр. экспериментально исследуются психологией социальной, в частности — школой динамики групповой. Особенность, отличающая группы малые от групп сложных и больших, — ее относительная «структурная простота». Это означает, что в группах малых, как правило, есть авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если официальная), вокруг коего объединены остальные члены группы. При этом размер группы незначим и может достигать нескольких десятков человек. Если же внутри занятой некоей деятельностью группы малой появляются другие лидеры и часть ее членов начинает поддерживать их и вводимые ими нормы и ценности, то группа малая становится структурно сложной и нередко распадается на две или более группы малых. Новые группы малые вступают в отношения межгрупповые и могут развиваться независимо одна от другой (например, группы по интересам внутри учебного подразделения). Если группа малая занята социально ценной и значимой для всех ее членов деятельностью, опосредующей отношения межличностные, то она может стать группой высокого уровня развития — коллективом. ГРУППА МАЛАЯ: АТМОСФЕРА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ -> климат социально-психологический. ГРУППА НЕФОРМАЛЬНАЯ (группа неофициальная) — реальная социальная общность (-> группа реальная), не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы. Группы неформальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри групп официальных. Их интересы Могут иметь профессиональную и внепрофессиональную направленность (различные кружки технического творчества, ансамбли, самодеятельность, дружеские компании). Также существуют условные группы неформальные — объединения людей на основе общих интересов, но непосредственно не общающихся. Группы официальные, сохраняя все свои характеристики, одновременно могут обладать лучшими свойствами групп неформальных, что укрепляет и обогащает их функционирование, — тесными дружескими контактами, дружелюбностью и взаимной симпатией, готовностью к содействию и взаимопомощи. ГРУППА ОФИЦИАЛЬНАЯ -> группа формальная. ГРУППА ПСИХОДРАМЫ — специальные группы малые, в коих через поведение ролевое клиенты лучше осознают и эффективнее решают свои проблемы (-> психодрама). Усваиваемые в ходе тренинга роли позволяют успешнее адаптироваться к жизни. ГРУППА РЕАЛЬНАЯ — в психологии социальной — ограниченная в 8размерах общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями — школьный класс, рабочая бригада, воинское подразделение, семья и пр. Наименьшая группа реальная — диада, два взаимодействующих индивида. ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ — группа, цели, мнения и ценности коей в большей или меньшей мере разделяет данный человек. Реальная или условная социальная общность, с коей индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки он ориентируется в поведении и самооценке. Группа референтная выполняет в основном две функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах (-> мотивация): группа референтная выступает при этом как источник норм поведения, установок социальных и ориентации ценностных индивида. Сравнительная функция проявляется в перцептивных процессах (-> перцепция социальная): группа референтная здесь выступает как эталон, посредством коего индивид может оценить себя и других. Соответственно группы делятся на нормативные и сравнительные. Нормативные и сравнительные функции могут выполняться одной и той же группой. Выделяются также «положительные» и «отрицательные» группы референтные. К «положительным» относятся те, с коими индивид идентифицирует себя и членом коих хочет состоять. К «отрицательным» относятся группы референтные, вызывающие у индивида неприятие. У каждого индивида обычно имеется значительное количество групп референтных — в зависимости от разных видов отношений и деятельности: например, семья, клуб или спортивная секция, дворовая компания, музыкальный ансамбль и пр. Нередко группа референтная не подозревает о своей значимости для индивида. Тогда он, как правило, строит предположения о возможном мнении группы о себе (-> рефлексия) или о том, каким это мнение могло бы быть, если эталоном выступает группа условная (например, герои книг, писатели или ученые прошлых времен и пр.). Возможны ситуации, когда референтные для индивида группы имеют противоположно направленные ценности; это может привести к переживанию тяжелых внутриличностных конфликтов, требующих тактичной внешней помощи. ГРУППА ТЕРАПИИ ТЕЛЕСНОЙ — группы, где в ходе терапевтической работы большое значение придается прямым телесным контактам клиентов — как средству избавления от психологических проблем (-> терапия телесно-ориентированная). ГРУППА ТРЕНИНГА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО -> т-группа. ГРУППА ТРЕНИНГА УМЕНИЙ — группы, ориентированные бихевиористски, рассчитанные на выработку участниками жизненно полезных умений и навыков, в частности — коммуникативных. Благодаря выработанным умениям клиенты могут избавиться от тревожности, неуверенности, агрессивности и других привычных форм негативного поведения. ГРУППА УСЛОВНАЯ — объединенная по определенному признаку — роду деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и прочим — общность людей, включающая субъектов, не имеющих прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом. Люди, составляющие эту общность, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге, хотя при этом они находятся в определенных, более или менее одинаковых отношениях с другими членами своих групп реальных. Например, чтобы изучить психологию дошкольника — группы возрастной условной, нужно изучить ряд дошкольников соответственного возраста в их группах реальных. Группы условные являются объектом изучения психологии социальной. ГРУППА ФОРМАЛЬНАЯ (группа официальная) — реальная или условная социальная общность (-> группа реальная; группа условная), имеющая юридически фиксированный статус, члены коей в условиях общественного разделения труда объединены социально, заданной деятельностью. Группы официальные всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов. Примеры условных групп официальных — различные комиссии, группы референтов, консультантов и пр. ГРУППА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ — группа испытуемых, на коей проводится исследование с целью проверки некоей гипотезы. ГРУППИРОВКА — структура логики. В психологию это понятие ввел в 1937 г. Ж. Пиаже в качестве одного из основных понятий своей концепции интеллекта операциональной. Группировка считается связующим звеном между логическими и психологическими структурами. В формально-логическом плане группировка — это закрытая, обратимая система, где все операции подчиняются пяти формальным критериям: 1) комбинативность: А + В = С; 2) обратимость: С — В = А; 3) ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С); 4) общая операция идентичности: А — А = 0; 5) тавтология, или специальная идентичность: А+ А = А. Формами группировки являются такие логические операции, как включение классов — простое и мультипликативное, сериация — простая и мультипликативная, симметрия. В психологическом плане группировка — это состояние равновесия мысли. Весь процесс развития интеллектуального, согласно Пиаже, описывается последовательностью группировок, возможность выполнения каждой из коих обусловлена освоением предыдущей. Но собственно интеллектуальное развитие начинается не сразу, но после прохождения доперцептивного и перцептивного уровней — как результат последовательной децентрации, предполагающей освобождение объектов восприятия и собственного действия с ними. Появление истинной группировки достигается лишь на уровне операций конкретных. Пиаже выделил восемь элементарных группировок логики классов и отношений, сформированность коих необходима для достижения ребенком этого уровня: классификация, сериация, замещение, установление симметрии — являют группировки аддитивного порядка; им соответствуют четыре группировки мультипликативного порядка, в коих речь идет одновременно о нескольких системах классов или отношений. На уровне операций формальных ребенок может выполнять шестнадцать видов группировок, независимых от своего содержания, но не имеющих вполне комбинаторного характера. На основании комбинаторной системы организуются группировки более высокого порядка, составляющие систему операций пропозициональных. ГРУППООБРАЗОВАНИЕ — превращение в ходе совместной деятельности реальной и первоначально диффузной человеческой общности в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц — группу определенного уровня развития. Разновидность группообразования — коллективообразование — превращение группы в коллектив, когда она проходит в развитии ряд стадий, характерных не только внешними изменениями (временем существования, количеством коммуникаций, отношениями власти и подчинения, количеством социометрических выборов и пр.), но и определенными феноменами отношений межличностных (единство ценностно-ориентационное, самоопределение коллективные и идентификация коллективная, мотивация выборов межличностных, референтность и пр.), возникающих на базе деятельности совместной, социально ценной и личностно значимой для всех членов группы. По степени опосредования в группе отношений межличностных целями, ценностями, организацией и содержанием деятельности совместной, и по степени социальной желательности этой деятельности или самих отношений можно судить об уровне развития группы. Стадии, проходимые группой в процессе группообразования, типологически объединяются в пять позиций: 1) группы диффузные — общности, где люди только соприсутствуют (пассажиры в автобусе, экскурсия, слушатели курсов в первый день занятий и пр.) и где отсутствие опосредования отношений межличностных обусловлено отсутствием деятельности совместной; 2) ассоциации просоциальные — например, дружеские компании, кои могут стать группой высокого уровня развития, если их объединит социально значимая деятельность совместная; 3) группы и коллективы, где отношения межличностные опосредованы социально ценной деятельностью; 4) асоциальные ассоциации (например, группа агрессивно настроенных подростков), где опосредование отношений межличностных некоей деятельностью минимально — при максимально асоциальных опосредующих факторах; 5) асоциальные корпорации (например, мафия или банда), где присутствует антисоциальная деятельность, опосредующая все отношения межличностные, основанные на страхе, подавлении и унижении. ГУМАНИЗМ — Проявляется в глубоком уважении к человеку и его достоинству, в активной борьбе против всех форм человеконенавистничества. Как свойство личности включает в себя знание жизни, позитивное отношение к людям, их жизни и деятельности, человеколюбие и душевную теплоту. ГУМАННОСТЬ — обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), явленная в сознании переживаниями сострадания и реализуемая в общении и деятельности — в актах содействия, соучастия и помощи. Понятие гуманности как социальной установки, включающей познавательную, эмоциональную и поведенческую компоненту, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого поведения помогающего и пр. Оно снимает противопоставление альтруизм и эгоизма, предполагающее либо унижающую жертвенность, либо корыстное себялюбие. В своей развитой форме гуманность субъекта выступает в группах высокого уровня развития, где является способом существования отношений межличностных, при коих каждый член коллектива относится к другому, как к себе самому, и к себе, как к другому, исходя из целей и задач деятельности совместной. Эмпирическое воплощение гуманности — идентификация коллективная. Формирование гуманности в онтогенезе связано с развитием самосознания ребенка, выделением себя из социального окружения. Показано, что огромное значение в становлении гуманности ребенка принадлежит деятельности совместной, предполагающей реальное сотрудничество ребенка сначала со взрослым, а затем со сверстником. Деятельность совместная создает общность эмоциональных переживаний, а смена позиций в игре и общении формирует гуманное отношение к другим значимым; от непосредственных проявлений эмоциональной отзывчивости (сострадания неблагополучию и сорадования успехам) он переходит к опосредованным моральными нормами актам соучастия в деятельности совместной. Изучение закономерностей становления и развития гуманности как характеристики личности, а также механизмов ее функционирования — важная задача нравственного воспитания человека, формирования всесторонней личности.
ГРУППА — ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр. Самые распространенные классификации групп: 1) по размеру: группы большие, малые, микрогруппы (диады, триады); 2) по общественному статусу: группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные); 3) по непосредственности взаимосвязей: группы реальные (контактные) и условные; 4) по уровню развития: а) группы низкого уровня развития: ассоциации, корпорации, группы диффузные; b) группы высокого уровня развития — коллективы; 5) по значимости: группы референтные и группы членства. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она вовлечена или ради которой создана. Содержание деятельности совместной членов группы опосредует все процессы внутригрупповой динамики: развитие отношений межличностных, восприятие партнерами друг друга (-> перцепция социальная), формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. А сформированные в группе отношения влияют на эффективность ее деятельности. Группа — традиционный предмет социально-психологических исследований. При этом изучаются процессы, развивающиеся внутри группы, и сама группа как целостный субъект деятельности, включенный взаимодействием с другими группами в систему общественных отношений. Группа: эффективность (эффективность деятельности группы). Отношение (по некоему критерию) достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Может быть определено, только если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения результатов и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на эффективность деятельности группы, исследователи обычно ограничивают число критериев, по коим оценивается эффективность. Выделяются два универсальных критерия: 1) продуктивность — чаще всего экономическая, выражаемая в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство; 2) удовлетворенность (трудом, принадлежностью к группе и пр.), понимаемая как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний субъекта деятельности (-> уровень притязаний) и возможностью их осуществления. Сверх того, выделяется множество других социально-психологических критериев, с помощью коих пытаются учесть социальные и психологические аспекты эффективности деятельности группы, — например: 3) всестороннее развитие личности; 4) бескорыстное и добросовестное отношение к труду; 5) общественно-политическая активность; 6) сплоченность и уровень управляемости коллектива; 7) ориентации ценностные и нормы ценностные; 8) величина и состав группы; 9) климат психологический в коллективе, и пр. Сложность определения эффективности деятельности группы по этим критериям заключается в трудностях выделения единиц их измерения и разработки измерительных процедур. Понятие эффективности деятельности группы следует отличать от понятия результативности. Если принимаемые для оценки эффективности критерии измеримы количественно — например, по количеству произведенной продукции, или выполненному числу операций, или по усвоенному объему информации и прочему, -то можно говорить о результативности как синониме эффективности. Если же применяются критерии психологические, неизмеримые количественно, то понятие результативности нельзя применять как синоним понятия эффективности. Особенно сложно измерение эффективности деятельности групп учебных. Обычно для них выбор критериев концентрируется вокруг показателей успешности (субъективной оценки достижений обучаемого) и результативности (количества усвоенной информации). В исследованиях встречаются и такие психологические критерии, как уровень мотивации к учебе, отношение к учебе, интеллектуальные способности обучаемых. Но опыт коллективообразующих форм обучения показывает, что как главный критерий психологический эффективности обучения, направленного на формирование высокоразвитой нравственной личности, должно выступать содействие каждого члена группы умственному, физическому и нравственному развитию друг друга. А это возможно преимущественно в условиях организованной деятельности совместной. Как признаки критерия содействия взаиморазвитию в группе учебной выступают: 1) позитивная динамика общительности (или контактности); 2) коммуникативная готовность и стремление к взаимодействию; 3) доброжелательность и взаимный интерес к нуждам, желаниям и эмоциональным состояниям друг друга. Исследования показывают, что если по этим критериям в ходе обучения наблюдаются позитивные сдвиги, то примененный метод обучении обладает высокой психологической и социально-психологической эффективностью. Обычно такую эффективность имеют методы интенсивного обучения языкам иностранным, а также группы тренинга социально-психологического. ГРУППА БОЛЬШАЯ — 1. Количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков: классовой принадлежности, пола, возраста, национальности и пр. 2. Реальная, значительная по размерам, сложно организованная общность людей, вовлеченных в некую общественную деятельность (напримep, коллектив школы или вуза, предприятия или учреждения). В группах больших вырабатываются нормы поведения (-> норма групповая), общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и Массовые движения, кои через посредство групп малых доводятся до сознания каждого человека. Если в реальной группе большой почему-либо перестают действовать регулирующие ее деятельность структурные образования, она может превратиться в стихийно действующую общность — толпу. ГРУППА ВОЗРАСТНАЯ — одна из разновидностей условной группы большой людей, объединяемых по признаку возраста. Соответственно возрастной периодизации выделяются: группы дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников, студентов, молодежи; группы среднего возраста, зрелого возрастай пр. Классификации групп возрастных могут быть более сложными, если к характеристике возраста добавляются половые, профессиональные, этнические, классовые и прочие социальные признаки. Изучение, анализ и обобщение социальных, психологических и прочих характеристик различных групп возрастных позволяют вырабатывать научно обоснованные рекомендации работы с ними. ГРУППА ВСТРЕЧ — специальные группы малые, применяемые в практике тренинга социально-психологического с соответственным названием. Цель тренинга встреч состоит в обнаружении и использовании скрытых резервов саморазвития личности через специальные приемы, помогающие клиентам осознать свои возможности, избавиться от комплексов и барьеров психологических. ГРУППА ДИФФУЗНАЯ — общность, в коей нет сплоченности как ценностно-ориентационного единства, и нет деятельности совместной, способной опосредовать отношения ее участников. В американской психологии социальной исследования в области групп малых обращены зачастую к лабораторным аналогам групп диффузных — к лицам, случайно объединенным для участия в эксперименте. Выводы, полученные в результате эксперимента, нередко экстраполируются на характеристику групп малых вообще независимо от уровня их развития (-> развитие групповое: уровень). В исследованиях отечественных психологов показано, что социально-психологические закономерности, полученные при изучении групп диффузных, несправедливы для групп высокого уровня развития (-> коллектив). ГРУППА КОНТАКТНАЯ -> группа реальная. ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ — группа испытуемых, с коей сравниваются результаты, полученные в ходе исследования в группе экспериментальной, — с целью получения выводов, подтвердилась ли проверяемая исследованием гипотеза. ГРУППА МАЛАЯ — относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами. Структура групп малых, их состав, сплоченность, стиль руководства, отношения межличностные, перцепция социальная, связи коммуникативные, процессы в группах и пр. экспериментально исследуются психологией социальной, в частности — школой динамики групповой. Особенность, отличающая группы малые от групп сложных и больших, — ее относительная «структурная простота». Это означает, что в группах малых, как правило, есть авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если официальная), вокруг коего объединены остальные члены группы. При этом размер группы незначим и может достигать нескольких десятков человек. Если же внутри занятой некоей деятельностью группы малой появляются другие лидеры и часть ее членов начинает поддерживать их и вводимые ими нормы и ценности, то группа малая становится структурно сложной и нередко распадается на две или более группы малых. Новые группы малые вступают в отношения межгрупповые и могут развиваться независимо одна от другой (например, группы по интересам внутри учебного подразделения). Если группа малая занята социально ценной и значимой для всех ее членов деятельностью, опосредующей отношения межличностные, то она может стать группой высокого уровня развития — коллективом. ГРУППА МАЛАЯ: АТМОСФЕРА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ -> климат социально-психологический. ГРУППА НЕФОРМАЛЬНАЯ (группа неофициальная) — реальная социальная общность (-> группа реальная), не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы. Группы неформальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри групп официальных. Их интересы Могут иметь профессиональную и внепрофессиональную направленность (различные кружки технического творчества, ансамбли, самодеятельность, дружеские компании). Также существуют условные группы неформальные — объединения людей на основе общих интересов, но непосредственно не общающихся. Группы официальные, сохраняя все свои характеристики, одновременно могут обладать лучшими свойствами групп неформальных, что укрепляет и обогащает их функционирование, — тесными дружескими контактами, дружелюбностью и взаимной симпатией, готовностью к содействию и взаимопомощи. ГРУППА ОФИЦИАЛЬНАЯ -> группа формальная. ГРУППА ПСИХОДРАМЫ — специальные группы малые, в коих через поведение ролевое клиенты лучше осознают и эффективнее решают свои проблемы (-> психодрама). Усваиваемые в ходе тренинга роли позволяют успешнее адаптироваться к жизни. ГРУППА РЕАЛЬНАЯ — в психологии социальной — ограниченная в 8размерах общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями — школьный класс, рабочая бригада, воинское подразделение, семья и пр. Наименьшая группа реальная — диада, два взаимодействующих индивида. ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ — группа, цели, мнения и ценности коей в большей или меньшей мере разделяет данный человек. Реальная или условная социальная общность, с коей индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки он ориентируется в поведении и самооценке. Группа референтная выполняет в основном две функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах (-> мотивация): группа референтная выступает при этом как источник норм поведения, установок социальных и ориентации ценностных индивида. Сравнительная функция проявляется в перцептивных процессах (-> перцепция социальная): группа референтная здесь выступает как эталон, посредством коего индивид может оценить себя и других. Соответственно группы делятся на нормативные и сравнительные. Нормативные и сравнительные функции могут выполняться одной и той же группой. Выделяются также «положительные» и «отрицательные» группы референтные. К «положительным» относятся те, с коими индивид идентифицирует себя и членом коих хочет состоять. К «отрицательным» относятся группы референтные, вызывающие у индивида неприятие. У каждого индивида обычно имеется значительное количество групп референтных — в зависимости от разных видов отношений и деятельности: например, семья, клуб или спортивная секция, дворовая компания, музыкальный ансамбль и пр. Нередко группа референтная не подозревает о своей значимости для индивида. Тогда он, как правило, строит предположения о возможном мнении группы о себе (-> рефлексия) или о том, каким это мнение могло бы быть, если эталоном выступает группа условная (например, герои книг, писатели или ученые прошлых времен и пр.). Возможны ситуации, когда референтные для индивида группы имеют противоположно направленные ценности; это может привести к переживанию тяжелых внутриличностных конфликтов, требующих тактичной внешней помощи. ГРУППА ТЕРАПИИ ТЕЛЕСНОЙ — группы, где в ходе терапевтической работы большое значение придается прямым телесным контактам клиентов — как средству избавления от психологических проблем (-> терапия телесно-ориентированная). ГРУППА ТРЕНИНГА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО -> т-группа. ГРУППА ТРЕНИНГА УМЕНИЙ — группы, ориентированные бихевиористски, рассчитанные на выработку участниками жизненно полезных умений и навыков, в частности — коммуникативных. Благодаря выработанным умениям клиенты могут избавиться от тревожности, неуверенности, агрессивности и других привычных форм негативного поведения. ГРУППА УСЛОВНАЯ — объединенная по определенному признаку — роду деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и прочим — общность людей, включающая субъектов, не имеющих прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом. Люди, составляющие эту общность, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге, хотя при этом они находятся в определенных, более или менее одинаковых отношениях с другими членами своих групп реальных. Например, чтобы изучить психологию дошкольника — группы возрастной условной, нужно изучить ряд дошкольников соответственного возраста в их группах реальных. Группы условные являются объектом изучения психологии социальной. ГРУППА ФОРМАЛЬНАЯ (группа официальная) — реальная или условная социальная общность (-> группа реальная; группа условная), имеющая юридически фиксированный статус, члены коей в условиях общественного разделения труда объединены социально, заданной деятельностью. Группы официальные всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов. Примеры условных групп официальных — различные комиссии, группы референтов, консультантов и пр. ГРУППА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ — группа испытуемых, на коей проводится исследование с целью проверки некоей гипотезы. ГРУППИРОВКА — структура логики. В психологию это понятие ввел в 1937 г. Ж. Пиаже в качестве одного из основных понятий своей концепции интеллекта операциональной. Группировка считается связующим звеном между логическими и психологическими структурами. В формально-логическом плане группировка — это закрытая, обратимая система, где все операции подчиняются пяти формальным критериям: 1) комбинативность: А + В = С; 2) обратимость: С — В = А; 3) ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С); 4) общая операция идентичности: А — А = 0; 5) тавтология, или специальная идентичность: А+ А = А. Формами группировки являются такие логические операции, как включение классов — простое и мультипликативное, сериация — простая и мультипликативная, симметрия. В психологическом плане группировка — это состояние равновесия мысли. Весь процесс развития интеллектуального, согласно Пиаже, описывается последовательностью группировок, возможность выполнения каждой из коих обусловлена освоением предыдущей. Но собственно интеллектуальное развитие начинается не сразу, но после прохождения доперцептивного и перцептивного уровней — как результат последовательной децентрации, предполагающей освобождение объектов восприятия и собственного действия с ними. Появление истинной группировки достигается лишь на уровне операций конкретных. Пиаже выделил восемь элементарных группировок логики классов и отношений, сформированность коих необходима для достижения ребенком этого уровня: классификация, сериация, замещение, установление симметрии — являют группировки аддитивного порядка; им соответствуют четыре группировки мультипликативного порядка, в коих речь идет одновременно о нескольких системах классов или отношений. На уровне операций формальных ребенок может выполнять шестнадцать видов группировок, независимых от своего содержания, но не имеющих вполне комбинаторного характера. На основании комбинаторной системы организуются группировки более высокого порядка, составляющие систему операций пропозициональных. ГРУППООБРАЗОВАНИЕ — превращение в ходе совместной деятельности реальной и первоначально диффузной человеческой общности в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц — группу определенного уровня развития. Разновидность группообразования — коллективообразование — превращение группы в коллектив, когда она проходит в развитии ряд стадий, характерных не только внешними изменениями (временем существования, количеством коммуникаций, отношениями власти и подчинения, количеством социометрических выборов и пр.), но и определенными феноменами отношений межличностных (единство ценностно-ориентационное, самоопределение коллективные и идентификация коллективная, мотивация выборов межличностных, референтность и пр.), возникающих на базе деятельности совместной, социально ценной и личностно значимой для всех членов группы. По степени опосредования в группе отношений межличностных целями, ценностями, организацией и содержанием деятельности совместной, и по степени социальной желательности этой деятельности или самих отношений можно судить об уровне развития группы. Стадии, проходимые группой в процессе группообразования, типологически объединяются в пять позиций: 1) группы диффузные — общности, где люди только соприсутствуют (пассажиры в автобусе, экскурсия, слушатели курсов в первый день занятий и пр.) и где отсутствие опосредования отношений межличностных обусловлено отсутствием деятельности совместной; 2) ассоциации просоциальные — например, дружеские компании, кои могут стать группой высокого уровня развития, если их объединит социально значимая деятельность совместная; 3) группы и коллективы, где отношения межличностные опосредованы социально ценной деятельностью; 4) асоциальные ассоциации (например, группа агрессивно настроенных подростков), где опосредование отношений межличностных некоей деятельностью минимально — при максимально асоциальных опосредующих факторах; 5) асоциальные корпорации (например, мафия или банда), где присутствует антисоциальная деятельность, опосредующая все отношения межличностные, основанные на страхе, подавлении и унижении. ГУМАНИЗМ — Проявляется в глубоком уважении к человеку и его достоинству, в активной борьбе против всех форм человеконенавистничества. Как свойство личности включает в себя знание жизни, позитивное отношение к людям, их жизни и деятельности, человеколюбие и душевную теплоту. ГУМАННОСТЬ — обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), явленная в сознании переживаниями сострадания и реализуемая в общении и деятельности — в актах содействия, соучастия и помощи. Понятие гуманности как социальной установки, включающей познавательную, эмоциональную и поведенческую компоненту, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого поведения помогающего и пр. Оно снимает противопоставление альтруизм и эгоизма, предполагающее либо унижающую жертвенность, либо корыстное себялюбие. В своей развитой форме гуманность субъекта выступает в группах высокого уровня развития, где является способом существования отношений межличностных, при коих каждый член коллектива относится к другому, как к себе самому, и к себе, как к другому, исходя из целей и задач деятельности совместной. Эмпирическое воплощение гуманности — идентификация коллективная. Формирование гуманности в онтогенезе связано с развитием самосознания ребенка, выделением себя из социального окружения. Показано, что огромное значение в становлении гуманности ребенка принадлежит деятельности совместной, предполагающей реальное сотрудничество ребенка сначала со взрослым, а затем со сверстником. Деятельность совместная создает общность эмоциональных переживаний, а смена позиций в игре и общении формирует гуманное отношение к другим значимым; от непосредственных проявлений эмоциональной отзывчивости (сострадания неблагополучию и сорадования успехам) он переходит к опосредованным моральными нормами актам соучастия в деятельности совместной. Изучение закономерностей становления и развития гуманности как характеристики личности, а также механизмов ее функционирования — важная задача нравственного воспитания человека, формирования всесторонней личности.
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.