Меню
Назад » »

ПРАВОСЛАВИЕ

ПРАВОСЛАВИЕ — славянский эквивалент ортодоксии (греч. ortodoxia — правильное знание). Термин впервые употребляется во 2 в. в противоположности с гетеродоксией (греч. geterodoxia — заблуждение еретиков). 1) Первоначально П. было одним из многих названий единой Церкви (Единая, Святая, Соборная, Апостольская, Христова и пр.), которые сохраняются за ней и поныне. Но начиная с 1054, после разделения Церквей (см. Филиокве), возникает необходимость наименования частей с целью их различения. За Восточной Церковью (Константинопольский, Иерусалимский, Антиохийский патриархаты, Кипрская и Грузинская архиепископии) закрепляется название Православной Церкви, за Западной (Римский патриархат и подчиненные ему диоцезы) — утверждается название Католической Церкви (т.е. Соборной, включающей в себя всех истинно верующих независимо от места и времени их жизни). Условность такого разграничения очевидна: любой православный считает себя католиком, любой католик уверен в своем православии. Православная и Католическая Церкви имеют много общего в богословии, т.к. основные его идеи были определены в эпоху деятельности Вселенских соборов с 325 по 787, но разность культур и ряд исторических обстоятельств обусловили те противоречия, которые возникли между Востоком и Западом и в будущем послужили формальной причиной их разобщения. Существенные расхождения по ряду вопросов обусловливают возникновение различных типов мистического опыта, обрядов и нравственности (см. Католицизм). Возникшее разделение не могло остаться просто религиозным, в различные времена оно приобретало политическую окраску. С целью достижения религиозного единства на территории со смешанным по вероисповеданию населением монархи нередко издавали указы, которые ограничивали в правах (имущественных или гражданских в целом) и(или) лишали сословных привилегий одну из сторон, делали невозможным совершение ее культа или просто откровенным насилием заставляли принять ее веру большинства. В поисках компромисса монархи неоднократно созывали соборы и субсидировали их содержание.

В 1274 состоялся собор в Лионе, в 1439 заключение Ферраро-Флорентийской унии, 1596 — Брестская уния, 1697 — уния с румынами Трансильвании и др. Унии представляли собой договоры, согласно которым православ ная сторона должна была безоговорочно принять главенство папы, сохранив за собой право придерживаться собственных традиций (как богословских, так и обрядовых), а католическая в свою очередь — обещала оказывать посильную помощь в борьбе как с внешними врагами государства-соседа, вступив шего в унию, так и с внутренним гражданским неблагополучи ем религиозного меньшинства в своем государстве. Но боль шинство православного духовенства и мирян не принимало решений этих соборов, и, вследствие этого, противостояние двух конфессий только возрастало, временами достигая степе ни вооруженных конфликтов. Согласно богословию право славному, в отличие от единства государственного, единство Церкви есть единство веры и благодати, свободно усваивае мой каждым ее членом в Иисусе Христе, но не в единстве вла сти, которая, как и всякое правовое отношение, рождается там, где уже ничто не может сделать отсутствующая любовь. Единство Церкви — в ее самоотождествлении Христу; оно есть со бытие метафизическое, но тайно проявляющееся в истории. О единстве нельзя договориться — его можно только утратить. Его, уже приобретенное на Голгофе, нельзя создать — его можно только обнаружить.

Православная философия пред ставлена такими именами, как Бердяев, Соловьев, Н.О. Лосский, В.Н. Лосский, Флоренский и мн. др. 2) Сегодня П. — на ряду с Католичеством и Протестантизмом — одна из основ ных христианских конфессий, объединяющая более 150 млн. верующих из девяти патриархатов (Константинопольский, Александрийский, Антиохский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский, Болгарский), трех автоке фальных архиепископий (Кипрская, Албанская и Элладская) и трех митрополий (Польская, Чехо-Словацкая, Американская). Также существует множество православных расколов, не вхо дящих в каноническое единство Восточных Церквей. 3) В на рицательном смысле термин "ортодоксия" имеет более широ кий смысл и нередко усваивается фундаменталистским или наиболее традиционным течениями даже в нехристианских религиях: например, ортодоксальный иудаизм. (См. также ХристианствоИисус ХристосБогКатолицизмТеизмТеология.)

о. Сергий Лепин

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar