Меню
Назад » »

Обман (11)

Обман в бизнесе "Лучшие умы, участвующие в игре под названием "бизнес", концентрируют свои усилия на решении главной задачи: овладеть долларом клиента прежде, чем это сделает другой." Стюарт Чейс Французский писатель Андре Моруа говорил: "Бизнес - это комбина­ция войны и спорта". Во время занятий обоими этими видами деятель­ности не приходится расслабляться. В спорте проигрыш означает удар по честолюбию, в войне - ранение или смерть, в бизнесе - потеря де­нег. Казалось бы неприятности в бизнесе значительно уступают опас­ностям войны, но любая военная кампания, как правило, имеет кратков­ременный характер, бизнесом же мы занимаемся всю жизнь. А значит опасность быть обманутым не оставляет нас ни на минуту в течение де­сятилетий. И бывают случаи, когда человек не выдерживает силу сокру­шительного финансового удара: недаром нервные болезни, психические срывы и даже самоубийства - частые гости среди предпринимателей.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ СДЕЛОК Чаще всего обман при заключении сделок происходит со стороны про­давца, который стремится повыгоднее сбыть свой товар. При этом можно выделить несколько видов обмана, касающегося как потребительских свойств продаваемого объекта, так и психологических особенностей по­купателя. Предмет продажи в настоящее время отсутствует, но продавец уве­ряет покупателя, что он реален и соответствует условиям контракта. Я не отношу сюда так называемые "фьючерные" сделки типа продажи будущего урожая или иностранной валюты с учетом ее возможного курсо­вого роста, так как при фьючерсах покупатель заранее идет на возмож­ный риск, который тем или иным образом страхует. В соответствии с тематикой нашей книги речь идет именно о заведомом обмане покупате­ля. К этой категории относятся мошенничество при продаже щенков "по­родистых" собак, которые впоследствии вырастают в банальных дворня­жек, лечебных препаратов, единственное достоинство которых определя­ется заповедью гиппократа "Не вреди", и представляющих собой смесь мела и сахара или подкрашенную дистилированную воду, а также саженцы деревьев на той стадии, когда еще трудно определить их продуктив­ность. Для иллюстрации предлагаемой нами классификации мы воспользуемся страницами из сборника О'Генри "Благородный жулик". Один из героев его рассказов Джефф Питерс повествует, как "надул" жителей одного городка. " Я продал тамошним жителям на шестьсот долларов молодых фрукто­вых деревьев - грушевых, сливовых, вишневых, персиковых. С тех про жители города не переставали глядеть на дорогу, поджидая, не пройду ли я по этой дороге опять... " Вся беда была в том, что их деревья не хотели соответствовать тех надписям, которые были начертаны на привязанных к ним дощечках. Большинство из них оказались грушей-дичком и терновником, но были и липы и небольшие дубки. Единственное дерево, которое сулило принести хоть какой-нибудь плод, был молоденький виргинский тополек, на кото­ром выросло хорошее осиное гнездо и половина старого лифчика." Если вы думаете, что в данном примере отражена исключительно аме­риканская действительность, то заблуждаетесь. Как-то во время "заду­шевной" беседы за кружечкой-другой пива один мой днепропетровский приятель рассказал, что с успехом проделал подобную операцию на местном рынке. Главным моментом его махинации был провозглашенный знаменитым педагогом Ян Амосом Каменским "принцип наглядности". Мысль провернуть это дело пришла к нему не во время чтения О'Ген­ри ( он его тогда не знал), а при виде огромного - размером с не­большое яблоко - грецкого ореха, обнаруженного им в местном универси­тете. Это был плод какого-то редкого элитного сорта, привезенного в подарок местным биологам из-за океана. Он договорился со знакомой лаборанткой, что она даст ему редкий орех на пару дней, после чего со своим другом отправился на машине в ближайшую лесополосу и нака­пал там сотню молодых саженцев неизвестного вида (дело было осенью, когда деревья уже сбросили листву). А потом было совсем просто. Он выгрузил саженцы недалеко от рынка, положил рядом супер-орех, а сверху прикрепил табличку, на котором была сообщена краткая информация об этом чуде-природе. То есть: кем выведен, из какого штата привезен и какой урожай дает - чистая правда, одним словом. Через пол-часа перед ним выстроилась очередь. Доверчивые днепропетровцы с радостью отдавали ему свои денежки, унося домой вязы, ясени или дубки - он сам не знал, что он накопал, а на редкие вопросы особо подозритель­ных покупателей невозмутимо отвечал: "Почему у саженцев вид такой необычный? Так ты на орех посмотри. Он тоже на наши непохож! Сорт такой, дядя. Все вопросы к американцам...Я только продаю." Я подозреваю, что после таких слов люди, через положенное время обнаружившие обман, винили в нем не только продавца, но и проклятых американских капиталистов, в очередной раз обманувших честных со­ветских тружеников. Другой вариант мошеннической сделки, предложенный Джефом Питер­сом, состоял в том, что предмет продажи был слишком далеко от места купли-продажи, чтобы покупатель мог проверить заявления продавца. Вновь обратимся к О'Генри: " .. разделил на участки те области штата Флорида, которые нахо­дятся глубоко под водой, и продавал эти участки простодушным людям в своей роскошно обставленной конторе в Чикаго. После того как он соб­рал что-то около ста тысяч долларов, один из тех пронырливых и бес­покойных покупателей, которые всегда готовы чинить неприятности ( я знал таких, которые проверяли купленные у меня золотые часы - кисло­той), - один из этой шайки пройдох совершил по удешевленному тарифу экскурсию на купленный им участок посмотреть, не требуется ли там починить забор, а кстати закупить к Рождеству лимонов для предпразд­ничной торговли. Он прихватил с собой землемера, чтобы тот установил окончательно границы его участка. Подъезжают они к берегу и видят, что имение "Райская долина", столь прославленная в газетных рекла­мах, находится на дне озера Окичоби." Возможны также такие варианты обмана, когда предмет продажи ре­ально присутствует, но не соответствует той рекламе, которой его снабдил продавец. В первом варианте такого случая предмет сам по се­бе бесполезен, но у покупателя создается мотивация к его приобрете­нию. Вспомним такие широковещательные кампании в прессе, как приоб­ретение различных "очищающих трав" типа "Гербалайфа" или "чудодейс­твенной" посуды "Цептер". Без всех этих дорогостоящих товаров вполне можно обойтись, но реклама настойчиво убеждает нас в обратном. И вот кто-то не выдерживает и отстегивает деньги. Старое - хорошо забытое новое. Поэтому вновь обратимся к воспоми­наниям Джеффа Питерса и его друга Энди Таккера. " - Брат - говорит он, - прими мой сердечный привет! Не тебя ли я видел на юге Миссури прошлым летом, когда ты занимался продажей цветного песочка по пол-доллара за чайную ложку и уверял, что стоит только всыпать его в лампу и керосин никогда не взорвется? - Керосин и вправду никогда не взрывается, - отвечаю я. -Взрыва­ется только газ... - Пойми, - сказал я, - я учу ее хорошенько чистить лампу и вовре­мя подливать керосин. Если она исполнит мой совет, лампа не взорвет­ся. А когда у нее есть песок, она знает наверняка, что взрыва не бу­дет, и одной заботой у нее меньше." Во втором варианте наличного товара он имеет какую-то потреби­тельскую ценность, но вовсе не ту, о которой толкует продавец. На юридическом языке в зависимости от конкретики это может называеться фальсификацией, подлогом, мошенничеством. По крайней мере в таких случаях мошенник взамен взятых денег что-то оставляет жертве "в по­дарок". Как говаривал Джефф Питерс, "сам же я принципиально никогда не брал у своего ближнего ни одного доллара, не дав ему чего-нибудь взамен - будь то медальон из фальшивого золота, или семена садовых цветов, или мазь от простела, или биржевые бумаги, или порошок от блох, или хотя бы затрещина. Наверное, какие-нибудь мои предки про­исходили из Новой Англии, и я унаследовал от них стойкий и упорный страх перед полицией."   ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ Первые "пирамиды" в нашей стране, появившиеся в конце 80-х годов, были довольно примитивны. Еще не было мощной оглушающей рекламы по радио и телевидению, а предприимчивые люди исчисляли свой доход ты­сячами, а не миллиардами рублей. Человек, начинавший играть в "пирамиду", знал, на что шел. Он вы­сылал десятку первому в специальном списке человеку, после чего вы­черкивал его фамилию, а в конце приписывал свою. В списке всегда должно быть ровно десять человек. После чего должен был найти новых участников игры и вручить им "откорректированный" список. Они, в свою очередь, также посылают деньги первому, вписывают в конце свои фамилии и адреса и ждут, когда их фамилия переместится на первое место. Добравшийся до вершины получает 10.240 рублей (это взамен 10!). На эти деньги в те времена можно было купить машину, и поэтому многие бросились играть в новую увлекательную игру. Однако, как и следовало ожидать, денежки получили только первые находчивые люди. Те, кто пришел позже, остались ни с чем. Затем эстафету в сооружении пирамид подхватили уже солидные ор­ганизации. Вернее солидными они стали потом, когда бессовестно прис­воили себе деньги доверчивых граждан. А для раскрутки им хватало не­большого начального капитала для рекламы и большой наглости, так как никто из них и не собирался выполнять взятые обещания. Когда я пишу эти строки, передо мною лежат рекламные объявления из газет 1994 года. Средством обмана служили внушительные цифры, кружившие голову многим людям, мечтавшим вот так враз и разбогатеть. Вот метод кампании "Хопер-инвест". Они рисовали перед своими по­тенциальными клиентами фантастические перспективы будущих заработков: За 6 месяцев прибыль должна была составить 190% годовых, за год - 360, за три года - 380%, за 5 лет - 400% годовых. В абсолютных цифрах это выглядело еще более потрясающе: вложившему 100 тыс.рублей клиенту через год обещали вернуть 460 тысяч, за три года - 10 с лишним мил­лионов, а через 5 лет - 254.251.200 рублей!!! Игры с геометрической прогрессией мы проходили еще в школе, но на морально неподготовленных граждан это действовало. Единственно, что оставалось непонятным - это источник этих фантастических доходов. Фирма отделывалась невнятными высказываниями "об эффективном вложении средств в наиболее динамично развивающиеся отрасли народного хозяйства", туманно уточняя, что речь идет о добыче нефти, алмазов и золота, а также продаже на Запад во­енных технологий. Подробностей - никаких. Ведь это же коммерческая тайна. Но тайна была в другом - все сверхприбыли на первых порах оп­лачивались из карманов новых вкладчиков, поверивших рекламе. У них брали деньги и выплачивали проценты старым. А реклама гипнотизирова­ла: не спешите снимать деньги, ведь их становится все больше и боль­ше. Если вы снимите свой вклад через год, то получите только 460 ты­сяч, а если потерпите два годика - уже 2 миллиона, 162 тысячи! И люди терпели, пока в один прекрасный день не обнаружили на дверях фирмы замок и короткое объявление: "Выдача вкладов временно приостановле­на". Ну, а "время" - понятие растяжимое...вплоть до вечности. Я специально не останавливаюсь подробно на деятельности леген­дарной АО "МММ", так как ей посвящены целые труды. Что было, то было. Прививка от глупости была сделана, но без этого можно было бы обой­тись, если бы мы внимательнее изучали историю других стран, где по­добные "пирамиды" проходили еще в позапрошлом веке. Наиболее громкая финансовая афера прошлого века была связана со строительством панам­кого канала. Группа аферистов, организовавших сбор средств для этого "проекта века", обещала всем вкладчикам гигантские прибыли от экс­плуатации канала, но все закончилось грандиозным скандалом. До этого в XVIII веке во Франции громкую известность получила Миссисипская кампания, обещавшая за счет эксплуатации богатств Се­верной Америки платить громадные дивиденты владельцам акций. Чем по­пулярнее становилась эта кампания, тем больше она выпускала акций и тем дороже они стоили. Акции номиналом 500 ливров продавались по 10, а затем по 20 тысяч. Однако получать высокую и устойчивую прибыль в полудиких районах реки Миссисипи оказалось нереальным. Наступил не­избежный момент, когда первоначальный энтузиазм схлынул, и отток де­нег из кампании превысил новые поступления. Миссисипская кампания, а вместе с ней и сотни тысяч французов обанкротились. В этой истории стремительного возвышения и падения фальшивых акций в полной мере проявились законы психологии толпы, работающие по принципу системы с положительной обратной связью. Они основаны на психологическом эф­фекте подражания ( или, как еще говорят психологи, "заражения"). Когда акции растут все их покупают и чем больше покупают, тем больше растут. Когда они падают, все стараются продать, и чем больше людей продает, тем больше акционеров присоединяются к продающим. Пример Миссисипской кампании характерен еще тем, что показывает неблаговидную роль государства в одурачивании людей. Влиятельные са­новники вплоть до регента Франции - герцога Орлеанского не только не препятствовали деятельности Джона Ло - главного организатора авантю­ры, но и предоставили ему солидную "крышу", предоставив должность в королевском банке. Ведь благодаря деятельности аферистов государс­твенная казна пополнилась сотнями миллионов ливров. Нечто подобное происходило в России в 1994 году, когда правоох­ранительные органы безучастно наблюдали за аферой господина Мавроди, беззастенчиво грабившего россиян. Разгадка такой "щепетильности" проста - МММ платило огромные налоги со своей преступной деятельнос­ти. Таким образом правительство, закрыв глаза на явно скандальный характер деятельности МММ, стало соучастником мошенничества. Вот что пишет М.Сердюков в статье "Все, что твое, мое"("Мошенни­ки", N3,1996): "Благодарней, чем наше правительство, никого в этой весьма кри­минальной истории вроде как нет! Предупреждали, радели, теперь вот переживают впрямь, как и весь народ. Вот только стоит ли забывать, а кому мошенники в подавляющем большинстве исправно платили налоги? Ведь с официальных 40 триллионов рублей, присвоенных мошенниками, не менее 15, надо верить, поступили в государственную казну. Кто бы от них отказался в беспробудно печальные для отечественного бюджета времена? Никто и не думал отказываться. Кстати, Мавроди посадили в тюрьму за неуплату налогов, а вовсе не за обман своих вкладчиков. Минфин - орган куда более как государственный. Именно там выдают лицензии на право операций с ценными бумагами . Глупо считать, что там не подозревали о печальном конце. Солидные госмужи якобы верили, что финансовые пирамиды навроде египетских - на века!... Выходит, что государство - в печальный для двадцати миллионов сограждан исто­рии изъятия денег - у и без того задолбанного вечными нехватками на­селения - прямой соучастник бессовестнейшего мошенничества".   "АВТОМОБИЛЬНЫЙ" ОБМАН Крылатая фраза Остапа Бендера "Автомобиль - не роскошь, а средс­тво передвижения", вдохновила миллионы наших сограждан на приобрете­ние "железного коня". Но, также, как и мед неизбежно привлекает мух, автомобиль, будучи весьма дорогостоящим символом комфорта, притяги­вает взоры и интересы мошенников всех мастей. В сферу автомобильного бизнеса в нашей стране втянуты миллионы людей, и каждый из них, про­давая, покупая, ремонтируя и эксплуатируя машину, так или иначе рис­кует быть обманутым. В Коране написано: " Они хитрили, и Аллах хит­рил, но Аллах самый хитрый из хитрецов". Так вот похоже, что самый главный обманщик в российском автобизнесе - государство. Это оно под надуманным предлогом о поддержке отечественных производителей ис­кусственно поддерживает монополию АвтоВаза, принуждая нас ездить на морально устаревших второсортных автомобилях. Это оно, непомерно за­вышая таможенные пошлины, заставляет россиян многократно переплачи­вать за ввозимые изза границы иномарки. Именно государство своей непродуманной налоговой политикой тормозит столь необходимое стране с плохими дорогами всемерное развитие автосервиса. Опять же госу­дарство, не определив законодательную базу относительно купли-прода­жи земли, создает трудности в области гаражного строительства, что повышает риск угонов автомобилей. А вспомните продажу государствен­ных сертификатов в конце 80-х годов, за которые через 2-3 года пра­вительство обещало выдать дефицитные товары вплоть до автомобилей. В результате были обмануты миллионы тогда еще советских людей. Поэтому нечего удивляться, что поставленные в тяжелые условия граждане вы­нуждены прибегать к ответному обману, чтобы обойти различные законы и постановления. Возьмем пресловутые таможенные сборы. Платить эти абсурдные с точ­ки зрения здравого смысла поборы ( зачастую они намного превышают покупную стоимость подержанного автомобиля) нереально, а ездить на машине хочется, а в итоге - "на лапу" получает таможенник. Если рос­сиянин по долгу своей службы длительно проживает за рубежом, он мо­жет беспошлинно ввести автомобиль, но только для себя, без права продажи. Если же он хочет продать его, то вынужден прибегнуть к об­ману, иммитируя кражу. Он получает деньги, отдает свой автомобиль, а потом заявляет об "угоне". К этому бизнесу последнее время "подклю­чили" и граждан западных стран. У тех вообще получается двойная вы­года - одну цену они берут с покупателя, который быстренько перего­няет автомобиль в Россию, а другую получают от страховой кампании за якобы "похищенную" у них машину. Самым громким автомобильным делом нашего времени, наверное, оста­нется подмосковная "Властелина", при помощи примитивной "пирамиды" надувшая наших сограждан на миллионы долларов. О масштабах ее дея­тельности можно судить хотя бы по тому, что адвокаты Валентины Со­ловьевой - владелецы "Властелины", просили отпустить ее на свободу под беспрецедентный залог в 1 триллион (!) рублей. Да что там этот триллион, если в период пика деятельности "Властелины" ежедневный оборот фирмы достигал 100 миллиардов рублей. Тысячи россиян соблаз­ненные блестящей перспективой получения автомобиля за треть цены, приносили свои кровные денежки, часть который действительно шла на покупку машин. Но только часть... Большая, естественно, оседала в карманах мошенников. Убыток тут же покрывали толпы новых любителей дешевизны. Но любая пирамида функционирует, пока приток денег превы­шает отток. И в один прекрасный день "Властелина" рухнула, оставив многих наших сограждан без денег и автомобиля. При "продаже" автомобиля у мошенников в запасе имеется много спо­собов отнятия денег у доверчивых покупателей. Поэтому при покупке автомобиля нельзя ни на минуту терять бдительность. Один из способов обмана, описанный в книге "Мошенничество в России", был достаточно частым во времена автомобильного дефицита, однако используемый в нем прием изъятия денег универсален и на него можно нарваться и сегодня. Мошенник на авторынке познакомился с гражданином, приехавшим в столицу для приобретения автомобиля. Он пообещал свести его с дирек­тором техцентра на Варшавском шоссе, который якобы поможет приобрес­ти машину по нормальной цене. Приезжий был с товарищем и это прида­вало ему некоторое чувство уверенности, что его не обманут. Мошенник привез своих жертв в техцентр и познакомил с "директором" магазина. Естественно, это было подставное лицо, не имеющее никакого отношения к магазину. Мошенник взял у приезжих паспорта и ушел оформлять доку­менты. Затем вернулся, отдал им накладные, куда были вписаны их паспортные данные, цена автомобиля и другие атрибуты, заставившие их почувствовать себя обладателями новеньких авто. Первый мошенник, "директор" и два покупателя садятся в машину, чтобы ехать в сберкас­су. "Директор" просит их отсчитать деньги заранее, так как в сбер­кассе очередь, но знакомый кассир по блату пообещал обслужить их быстро, попросив лишь подготовить деньги заранее, чтобы дважды не пересчитывать. Мол, "директора" он знает давно и полностью ему доверя­ет. Жертвы отсчитывают деньги и пытаются положить их в свои карманы, но "директор" протестует, выражая свои сомнения относительно чест­ности покупателей - а вдруг они по дороге часть вытащат. Он предла­гает им положить деньги в портфель, закрыть его на ключ и держать у себя на коленях. Вот тут-то и появляется портфель с двумя отделениями. В одном ле­жит заранее подготовленные свертки с бумагой, иммитирующие пачки де­нег, а в другом прорезана дыра. Покупатели бросают свои деньги в за­ботливо подставленное им отделение с дырой (портфель в это время на­ходится на переднем сиденье на коленях у "директора"). Тот тщательно закрывает портфель на ключ (деньги тем временем благополучно оказы­ваются у него между ног), затем трясет свертками с бумагой, показы­вая, что деньги на месте, и передает портфель с ключом от него на заднее сиденье своим жертвам. Подъехав к сберкассе приехжие с "ди­ректором" идут в несуществующему кассиру. Преступники скрываются, оставив "лохов" с бумажными "куклами". Правда иногда для этой цели мошенники используют пакеты с вафлями. Они тоже на ощупь и по звуку при тряске напоминают пачки с деньгами. Но вряд ли эти вафли могут подсластить горькую пилюлю.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar