- 946 Просмотров
- Обсудить
С 1660 г. не прошло почти ни одного десятилетия без извержений, более или менее сильно отражавшихся на конфигурации конуса В. Рост главного конуса путем нагромождения вулканического пепла и других рыхлых продуктов извержения во время слабых и спокойных извержений, уничтожение вершины конуса и провалы при сильных пароксизмах, имеющих характер взрывов, насыпание вторичных конусов, появление побочных кратеров и более или менее быстрое их исчезновение — вот явления, сопровождавшие различные извержения В. и придававшие ему различный облик в различные периоды его деятельности. Самый конец прошлого столетия (1794 г. ) ознаменовался крупным извержением, которое уступает по силе и разрушительности только катастрофам 79 и 1631 г. Это извержение картинно описано знаменитым Леопольдом фон-Бухом. Извержению предшествовали два землетрясения, разрушившие многие здания окрестных поселений; самое извержение отличалось необычайной силой; лава появилась из кратера в 11 час. вечера, и в 5 час. утра уже не стало Торре-дель-Греко; в довершение бедствия гигантские потоки грязи с камнями и глыбами опустошили цветущие окрестности В., с неимоверной быстротой устремляясь с его склонов в низину. Из последующих извержений особенной силой отличалось извержение 1822, и, наконец, в новейшее время, в 1872 г., после более слабых извержений 1839, 1850, 1855, 1861 гг., В. разразился сильной катастрофой; затем снова наступил период покоя. С 1865 года начались предвестники усиленной деятельности, а в ноябре 1868 г. с северной стороны кратер дал трещину и лава вылилась в атриум. В январе 1871 г. (12 — 13) на 65 м. ниже вершины с северной стороны нагромоздились массы лавы и периодически выбрасывались шлаковые бомбы. Непрекращающаяся деятельность в течение всего 1871 г. и начала 1872 привлекала массу посетителей, любовавшихся необычайным зрелищем — и в ночь с 25 на 26 апреля, когда кратер разверзся от самой вершины до атриума и стал извергать лаву и выбрасывать раскаленные камни, погибли почти все собравшиеся в атриуме зрители, около 200 человек. Подробные описания извержения 1872 г. дали ф. Рат и Гейм, а лаву исследовал А. А. Иностранцев. В атриуме лава разделилась на два рукава: один направился к Торре-дель-Греко, но застыл, не достигнув возделанной полосы; другой через Фоссо-дель-Ветрана так близко обогнул с севера здание обсерватории, что загорелись от лучистой теплоты оконные рамы. Окруженное со всех сторон лавовыми потоками, здание обсерватории находилось некоторое время в самом критическом положении. Здесь этот поток опять разделился на два, причем один направился к Массе и С. Себастиано и частью их разрушил, другой к С. Джиорджио-Кремано. Грандиозное извержение 1872 г. отличается краткостью пароксизма; уже через сутки прекратилось излияние лавы и выбрасывание пепла; тем не менее конфигурация многих частей горы сильно изменилась от этого сильного извержения: побочный конус провалился, заменившись кратером, соединенным с большим главным кратером. Следует еще упомянуть об последнем извержении летом 1891 г., когда вылившаяся в большом количестве лава угрожала обсерватории, как и в 1872 г. Периоды времени между более или менее сильными пароксизмами считаются периодами покоя, бездействия; на самом деле и в это время В. не вполне бездействует: дымятся фумаролы, из «бокк» (Босса) от времени до времени выбрасываются камни и шлаки, иногда появляется даже незначительное количество лавы; но все эти явления не выходят за пределы кратера.
Лавы В. по своему химическому составу относятся к так называемым лейцитовым лавам, которые еще недавно считались свойственными исключительно неаполитанскому вулканическому округу. Темная стекловатая основная масса лавы содержит, кроме вулканического стекла, кристаллы лейцита, авгита, оливина, магнитного железняка, а также примесь санидина, плагиоклаза и нефелина; среди крупных порфировидных выделений заслуживают особого внимания интересные кристаллы лейцита. Целый ряд (49) анализов лав В. дает для них следующий (в среднем) состав: 47,82% кремнекислоты, 18,85% глинозема, 5,24% окиси железа, 5,12% закиси железа, 4,40% магнезии, 9,51% извести, 2,65% натра и 6,41% кали. Лавы В., бомбы, туфы, стенки кратера и старых бокк часто изобилуют хорошими кристаллами, из которых многие образовались путем возгонки, здесь находят кристаллы меланита, роговой обманки, содалита, полевых шпатов, слюды, железного блеска, авгита, нефелина, волластонита, сфена, мелилита, филлипсита, анальцита, кварца, поваренной соли и нек. др.
Литература. Укажем о В. главнейшие сочинения; в некоторых из них можно найти также и подробные списки литературы: Phillips, «Vesuvius» (1869); J. Roth «Der V. und die Umgebung von Neapol» (1857); A. Scacchi. «Storia delle eruzioni del Vesuvio accompagnata dalla bibliographia delle opere scritte su questo vulcano» (1847); H. Abich, «Vues illustratives de guelques phenomenes geologiques prises sur ie Vesuve et l'Etna pendant les aunees 1833 et 1834» (Париж, 1836); G. v. Rath, "Der V. " (1873); A. Heim, «Der Ausbruch des Vesuv im April 1872» (1873); H. Johnstone-Lavis, "The Geology of Monte-Somma and V. " (1884); его же, «Geological map of Monte-Somma and Vesuvius constructed during the years 1880 — 1888» (масшт. 1:1000, Неаполь, 1891); Palmieri, «V. e la sua storia» (1880); его же, «Pompei e la Regione Sotterrata dal Vesuvio nel'Anno 79» (1879); «Lo Spettatore del Vesuvio» (издание итальянского альпийского клуба, Неаполь, 1887).
Ф. Левинсон-Лессинг.
Вектор
Вектор. — Те физические количества, которым приписывают не только величины, но и направления, называют векториальными величинами; таковы, например, силы, скорости, ускорения, количества движений, моменты сил и количеств движений вокруг точек и проч. Эти количества изображают длинами, заключающими в себе столько единиц длины и частей ее, сколько в рассматриваемой векториальной величине заключается единиц величины и частей ее; длину эту проводят в направлении, свойственном изображаемой векториальной величине. В механике и математической физике почти в каждом вопросе приходится рассматривать векториальные количества и производить над. ними различные действия аналитического и геометрического характера, причем оказывается, что векториальные количества различных наименований обладают многими аналогичными свойствами. Так, например, при известных условиях, силы, количества движения, скорости, ускорения, угловые скорости и моменты слагаются по правилу параллелограмма. Далее, теория моментов системы сил, приложенных к твердому телу, оказывается аналогичною теории скоростей точек твердого тела. По этой причине признано полезным и возможным составить общую теорию векторов, подразумевая под вектором длину, проведенную из какой-либо точки в каком либо направлении. Каждый вектор определяется тремя величинами: длиною и двумя углами, определяющими направление вектора, или же тремя проекциями вектора на оси координат. Теорию векторов, то есть изложение различных действий над векторами, можно теперь найти в различных новейших курсах механики. В самом стройном виде теория векторов является в учении о кватернионах, основанном У. Гамильтоном.
Главным вектором совокупности сил, приложенных к системе материальных точек или к разным точкам твердого тела, называется геометрическая сумма всех этих сил, или, иначе говоря, равнодействующая, которую имели бы все эти силы, если бы они были приложены к одной и той же точке.
Радиусом-вектором какой либо точки относительно какого либо центра называется длина, проведенная из центра к точке.
Д. Бобылев.
Веласкес
Веласкес (Velazquez, Дон-Диего-Родригес-Веласкес-де-Сильва), наряду с Б. Э. Мурильо, знаменитейший из испанских живописцев, род. в Севилье в 1599 г. Отец его, происходивший из португальского семейства, лет за сто пред тем переселившегося в Андалузию, предназначал будущего художника для судебной или литературной карьеры, но, в виду обнаружившейся в нем страсти к рисованию, не мешал ему сделаться живописцем. В. учился сперва у Франсиско Херреры Старшего, а потом у Франсиска Пачеко, дочь которого вскоре сделалась его женою. В мастерской Пачеко будущий великий живописец занимался больше всего изображением голов с натуры, обращение же с красками он усвоил себе этюдами плодов и живности, также с натуры. К первой поре его самостоятельной деятельности относятся: «Продавец воды» (наход. у лорда Веллингтона), «Поклонение волхвов» (в лонд. Нац. галерее) и «Поклонение пастырей» (в Мадридском музее) — картины, уже замечательные по благородному натурализму, сильной лепке, но еще несколько сухие по кисти и резкие в отношении контрастов освещения. В 1622 году Веласкес переселился в Мадрид, где копировал образцовые произведения живописи в королевском собрании и написал портрет поэта Гонгоры (в Мадридском музее). В следующем затем году, В. был удостоен заказом изобразить короля Филиппа IV верхом на коне и столь удачно исполнил эту работу, что удивил ею весь двор и приобрел себе титул королевского живописца. В 1627 г., по конкурсу с Кахесом, Нарди и Кардучо, он написал картину: «Изгнание мавров» и получил звание гофмейстера. Знакомство с Рубенсом во время приезда последнего в Мадрид, в 1628 году, возбудило в В. желание посетить Италию. Проведя в этой стране около 3-х лет (1629 — 1631), он изучал и копировал произведения Тициана, П. Веронезе и Тинторетто в Венеции, Рафаэля, Микель-Анджело и антики в Риме. Это путешествие произвело перемену в мастерстве художника: стиль его сделался более свободным и блестящим, колорит менее темным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Первыми произведениями этой второй манеры В. были: «Кузница Вулкана» (в Мадридском музее), «Одежда Иoсифа» (в Эскурьяльском дворце) и два вида виллы Медичи (в Мадридском музее); за ними следовал ряд других великолепных картин, каковы напр. : «Взятие Бреды» (в Мадридском музее), «Усопший Спаситель» (в монастыре С.-Пласидо, в Мадриде) и многочисленные портреты королей Филиппа III, Филиппа IV, их супруг, инфантов и инфант, герц. Оливареса, адмирала Парехи, придворных карлов и шутов. В 1634 г.. знаменитый художник получил почетное звание королевского гардеробмейстера, в 1643 году — камердинера и в 1642 — 44 гг. сопровождал короля в его походе для усмирения Аррагонии. В конце 1648 г. он отправился вторично в Италию, с поручением закупить картин и разного рода художественных предметов для дворца, посетил главные итальянские города и написал в Риме мастерский портрет папы Иннокентия Х (в палаццо Дориа, в Риме). С возвращения В. из этой поездки в Мадрид (1651) начинается третий период его творчества, к которому относятся, между прочим: «Св. Семейство», известное под названием Los Meninas, «Ковровая фабрика», «Св. Антоний и Павел» (все три в Мадридском музее) и многие портреты. Будучи сделан в 1652 г. королевским обер-гофмаршалом, В. исполнял эту хлопотливую должность с редкою добросовестностью, хотя она и отнимала много времени от его художественных занятий, и в 1660 г. сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания с королем Людовиком XIV по случаю бракосочетания последнего с инфантой Марией-Терезией. Устройство празднеств, сопровождавших это свидание, так утомило художника, что он заболел, и вскоре по возвращении своем в Мадрид скончался, 6 августа 1660 года. Как замечено выше, В. был живописец-натуралист в лучшем значении слова. Он обладал тайной, при помощи самых простых средств и приемов, воссоздавать жизнь во всей ее правде, простоте и вместе с тем обаянии — тайной, которая и в наши дни приводит в изумление. Писанные им портреты отличаются верностью характеристики изображенных физиономий, передачей индивидуального типа, выражения национальной гордости и чувства достоинства. Натура отражается в них, как в зеркале; в них нет и тени какой-либо условности. Теми же высокими достоинствами отмечены и другие произведения великого мастера. В особенности бесподобны портреты и картины его последней, третьей манеры, в которых он эскизно, без густой накладки красок, воспроизводит трудные и тонкие эффекты освещения и воздушной перспективы. Чтобы вполне изучить гениального художника, необходимо побывать в Мадриде, где в одном музее находится 61 его картина, в том числе самые главные. Однако, его произведениями могут гордиться и другие европейские галереи. У нас, в Императорском Эрмитаже, имеется пять несомненно подлинных работ В. : портреты Филиппа IV, во весь рост и грудной, герцога Оливареса, также в двух экземплярах, в рост и грудной, и этюд головы папы Иннокентия X, для портрета галереи палаццо Дория. В. оказал на живопись своей родины большое влияние, и в числе его учеников были Мурильо, Карреньо-де-Миранда, Пареха, Масо-Мартинес и др. выдающиеся испанские мастера. Как на лучшие биографии В. можно указать на сочинения: С. Justi, «Diego Velazquez und sein Jahrhundert» (Бонн, 1888, 2 т.); W. Stirling Maxwell, «Velazquez und seine Werke» (перев. с английского, Берлин, 1856) и Paul Lefort, «Velazquez» (общедоступный труд, входящий в состав серии книжек: «Les Artistes cеlebres»).
А. Сомов.
Велер
Велер (Friedrich Wohler) — знаменитый немецкий химик, родился в 1800 году около Франкфурта на Майне. Уже в самом раннем возрасте В. обнаруживал страсть к естествознанию. Семья В. переехала в 1812 г во Францию, где он вступил в гимназию и находился под влиянием д-ра Буха, укрепившего в юноше его склонности к естественно научной деятельности. В. вместе с Бухом сделал первую свою научную работу над содержанием селена в краслицком железном колчедане, имея лишь 20 лет от роду. В 1820 г. он переехал в Марбург, где поступил на медицинский факультет тамошнего университета, не прекращая своих химических занятий. В 1821 г. В. переехал в Гейдельберг, где в знаменитом химике Гмелине встретил ученого, принявшего самое горячее в нем участие. Когда В. в 1823 г. получил степень доктора медицины и уже думал сделаться практическим врачом, то Гмелин убедил его отказаться от этого плана и посвятить себя химии. Прозорливый учитель послал своего ученика в Швецию к Берцелиусу, где В. окончательно уже утвердился в избрании карьеры химика. В 1836 г. В. получил кафедру химии в гeттингенском университете, где и оставался до своей смерти (23 сентября 1882 г.).
Что касается ученых работ В., то от перечисления даже важнейших из них приходится отказаться, достаточно сказать, что в минеральной химии имя В. встречается на каждом шагу; его работы, касающиеся алюминия, бора, кремния и титана положили, можно сказать, основание для изучения этих простых тел. Алюминий, получающий в настоящее время с каждым днем все большее и большее практическое значение, был впервые (1827 г.) получен В. Им же были получены кристаллические бор и кремний. Огромное философское значение имела одна из работ В. по органической химии, а именно В. удалось, почти случайно, получить в 1828 г. органическое вещество, мочевину, из веществ неорганических. Это открытие наделало много шуму, потому что до него считали вообще, что между веществами органическими и минеральными есть разница не только в составе, но и в происхождении. По мнению ученых современников В., вещества органические могут образоваться лишь при содействии так наз. «жизненной силы», т.е. специальной силы, действующей лишь в живом организме. Когда же В. получил мочевину — вещество, образующееся из минеральных веществ, тогда та грань, которую проводили между органическими и минеральными веществами, была уничтожена и признание совершенной особенности химических явлений в организмах была оставлена. Кроме того, В. принадлежит еще множество других химических открытий и исследований, сделанных частью им одним, частью в сотрудничестве с Либихом; большинство этих работ относилось к изучению органических веществ и некоторые (напр. исследования цианистых соединений и соединений бензолола) имели огромное значение в установке теории сложных радикалов.
М. Ю. Гольдштейн.
Великая каменная стена
Великая каменная стена (Ван-ли-чанг-чинг) — грандиозное по замыслу сооружение, возведенное по повелению императора Цзинской династии Ши-гуанг-ти (Шы-куан), в 214 г. до Р. Хр., с целью оградить провинции внутреннего Китая от вторжения в его пределы монгольских орд. При этом императоре она была выстроена лишь до поворота р. Хуанхэ на юг, (т.е. оканчивалась у Линь-тхао, нынешнего Лан-Чжоу-фу) и только впоследствии была продолжена на запад и охватила всю провинцию Гань-су (Хэси). По словам китайских историков, Ши-гуанг-ти совершил эту великую постройку в пять лет; на работу наряжался шестой человек из всего народонаселения Китайского государства. Она основана на диких камнях и составлена была из двух то каменных, то кирпичных стен; промежуток их набит землею и булыжником. Высота ее доходила до 24, а толщина до 13 футов. Чрез каждые сто шагов поставлены башни. Кто-то вычислил, что материалы, употребленные на постройку до 2 миллионов домов, полагая каждый в 2000 куб. фут., едва составят массу, пошедшую в корпус стены. Длина ее — 10000 ли, т.е. немного более 4000 верст; но не везде на этом протяжении она сохраняет характер двойной зубчатой стены, какой имеет, например, у Пекина. Вдоль Ордоса, у Алашаня и в провинции Гань-су это не более как глинобитный вал и невысокая каменная ограда или даже только бесформенные груды камней. Китайское правительство давно уже ее не поддерживает.
Гр. Грум-Гржимайло.
Великая хартия вольностей
Великая хартия вольностей (Magna Charta libertatum, Great Charter of liberties).
Хартиями (от carthV— лист папируса) называются в английской истории те королевские грамоты, которые даруют или подтверждают различные льготы всему народу или отдельным общинам. Первую хартию вольностей издал Генрих I в 1100 г., по случаю своей коронации; король утвердил ею свободу церкви, т.е. отказался от продажи духовных должностей и от доходов с вакантных кафедр, а главное, уничтожил те злоупотребления феодальными правами, которые были в обычае у его предшественников, Вильгельма Завоевателя и Вильгельма II Рыжего, при переходе ленов по наследству, при выдаче замуж наследниц и вдов умерших баронов. Бароны, в свою очередь, должны были отказаться от тех же злоупотреблений феодальными правами по отношению к их собственным вассалам. Особая хартия, данная Генрихом I городу Лондону, предоставила горожанам на откуп графство Миддльсекс, с правом избирать из своей среды шерифа и юстициария, для разбора тяжб. Короли Стефан и Генрих II своими хартиями подтвердили вассалам вольности, данные Генрихом I. Но краеугольным камнем англ. свободы сделалась Великая хартия вольностей, исторгнутая баронами у короля Иоанна Безземельного в семнадцатый год его царствования. Поводом послужила неудачная война с Францией. Вследствие отказа короля уничтожить злоупотребления и утвердить вольности, северные бароны взялись за оружие и двинулись к Лондону, где их сочувственно встретили горожане, Здесь, на Руннимедском лугу, 15 июня 1215 года король должен был принять требования баронов, изложенные в 49 статьях. Эти статьи баронов (capitula quae Barones petunt, Articles of the Barons) легли в основание Великой хартии вольностей, выработанной в 63 статьях. Великая хартия обеспечивала вольности не только баронам, но и вообще всем свободным людям. Первая статья утверждала за Церковью свободу выборов на духовные должности. Ряд статей отменял злоупотребления феодальными правами: установлен точный размер рельефа, т.е. побора в пользу короля при переходе лена по наследству; хищничество опекунов в именьях малолетних запрещено; выдавая, наследниц дозволено только за людей равных им по сословию; вдов нельзя принуждать к замужеству. Соблюдение всех этих вольностей, данных королем его ленникам, сделано (ст. 60) обязательным для всех светских и Духовных феодалов в отношении к их людям. Крайне важна статья 12-я, положившая основание правам английского парламента. Здесь определены три случая, когда король мог требовать с денника денежной субсидии (auxilium, aid): на выкуп в случае своего плена, при женитьбе старшего сына и выдаче замуж старшей дочери. Всякая другая субсидия, или «деньги со щита» (scutagium, scutage, т.е. денежный побор взамен обязательной для ленника военной службы), могла быть установлена только общим собранием ленников всего королевства (per commune consilium regni). По статье 14 на это общее собрание королевства архиепископы, епископы, аббаты, графы и крупные бароны (majores barones) приглашались каждый именным призывом, а все другие денники короля — общим призывом, по графствам и сотням, через шерифов и бальи; это различие в призывах повело впоследствии, при Эдуарде III, к отделению нижней палаты от верхней. Статья 39 положила основание свободе личности; ни один свободный человек не мог быть арестован, заключен в тюрьму, лишен собственности или покровительства законов, изгнан или подвергнут другой каре иначе, как по суду равных ему и по закону страны. Статья 18 утвердила объезды королевских судей по графствам: четыре раза в год два юстициария должны были объезжать графства и с 4 рыцарями, избранными собранием графства, разбирать гражданские дела по вопросам владения. По ст. 17 тяжбы по частным искам должны разбираться в каком-нибудь определенном месте, независимо от передвижения королевского суда; с Генриха III эти тяжбы разбирались в Вестминстере, а ко времени Эдуарда I для них выработалась особая палата — Court of Common Рlеаs. Статья 20 ограничила размер административных штрафов (amerciaments), налагавшихся, взамен полной конфискации собственности (misericordia regis), за нарушение обязанностей по отношению к королю (overseunessa regis). Собственность свободного человека в размере, необходимом для сохранения социального положения (contenementum), товар купца и сельскохозяйственный инвентарь виллана были сделаны неприкосновенными при взыскании этих штрафов. Самые приговоры должны были произноситься не административным порядком, а соседями, под присягой; графы и бароны штрафуются равными им. Остальные статьи хартии утверждали привилегии города Лондона, уничтожали злоупотребления шерифов и бальи, вводили единство мер, свободу въезда и выезда из Англии в мирное время, уничтожали неприкосновенность лесов, ставших заповедными при королях Ричарде и Иоанне. Наконец, , важная 61 статья обеспечивала соблюдение самой Великой хартии: все бароны, избирали из своей среды 25 лиц для надзора за соблюдением вольностей. Если король нарушит хартию и не исправит нарушение, по требованию 4 из этих баронов, в 40-дневный срок, — все 25 баронов могут прибегнуть к насилию против короля, т.е. отнимать у него замки и земли, щадя только его личность и семью. Каждый может принести присягу повиновения этим 25 баронам и заодно с ними теснить короля, пока тот не загладит свою ошибку. В малолетство Генриха III сказалась реакция против Великой хартии: регент Вильям Маршал, граф Пемброк, издал ее вновь, в 1216 году, с важными изменениями: опущены были статьи 12 и 14 о правах ленников собираться и утверждать налоги и статья 61, о праве сопротивляться нарушению вольностей. Те же пропуски сделаны и при новом издании хартии, в 1217 г.; кроме того, тогда введены две статьи, легшие в основу статутов Эдуарда I: «quia emptores» и «de viris religiosis». Первая ограничивала свободных людей в их праве отчуждать свои земли, а вторая запрещала передачу ленных земель Церкви. В том же 1217 г. издана была еще «Лесная хартия» (Charter of the Forest), уничтожившая ограничения прав собственников над лесами. Во время смут в царствование Генриха III понятие «общего совета королевства» значительно расширилось вследствие. призыва в парламент представителей от графств, городов и бургов. В царствование Эдуарда I вольности английского народа опять доходят до уровня Великой хартии. Во время похода короля во Фландрию бароны согласились дать субсидии только под условием утверждения хартии и новых добавочных статей; утверждение это было дано королем в Генте в 1297 году. Новые статьи в латинском списке известны, как статут «De Tallagio nоnп соnсеdendo». Эти статьи восстановляли запрещение собирать поборы без разрешения парламента: никакие субсидии и никакой поземельный налог (tallagium, talliage) не мог отныне собираться без общего согласия духовенства, графов, баронов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. С падением средневекового социального строя часть статей Великой хартии утратила свое значение; зато вольности политического и гражданского характера, данные первоначально только баронам или свободным людям вообще, сделались в новой истории Англии достоянием всей нации. Таким образом этот договор о феодальных отношениях послужил исходным пунктом для ее государственного и гражданского права. Почти все права, которых постепенно добивался парламент, представляют собою подтверждение или дальнейшее развитие начал, впервые высказанных Великой хартией. «Петиция о правах» (Petition of Right); поданная Карлу I парламентом в 1628 г., все еще требовала права утверждать налоги, данного 12-й статьей Великой хартии и статутом De Tallagio. Habeas Corpus Act 1679 г., ограничивший предварительное заключение без суда тремя днями, был только дальнейшим развитием 39 статьи Великой хартии. Те же начала, при восшествии на престол Вильгельма Оранского, легли в основание «Билля о правах» (Bill of Rights), на котором до сих пор покоятся конституционные права Англии.
Лучшее издание хартий Генриха I, Иоанна и Генриха III дано в «Statutes of the Realm» (Volume I, 1810). Здесь мы находим и facsimile Великой хартии. В основание текста положен оригинал, хранящийся в линкольнском соборе (Lincolina), которому официальная комиссия издателей (Record Commission) отдала преимущество перед двумя списками, принадлежащими Британскому музею. Статуты и хартия Эдуарда I переизданы затем «The Statutes, Revised Edition» (Vol. I, Лондон, 1870). Из старых издании важно Blackstone, «The Great Charter» (Оксф., 1759). Для широкого круга публики назначено издание Stubbs, «Select Charters» (Оксфорд). Для истории и истолкования Великой хартии см. Gneist, «Englische Verfassungsgeschichte» (русский перевод под ред. С. А. Венгерова); Stubbs, «The Constituonal History of England» (Vol. I и II); Pauli, «Geschichte von England» (т. III). Русский перевод хартии с истолкованием дал Ясинский: «История Великой хартии в XIII ст.» (Киев, 1888).
Е. Щепкин.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.