Меню
Назад » »

Л.Б. СМИРНОВ. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (30)

Лекция 14. Международное сотрудничество государств по пенитенциарным проблемам   1. История международного сотрудничества в области исполнения наказаний и   обращения с осужденными   2. Международно-правовые стандарты по обращению с осужденными   2. История международного сотрудничества в области исполнения наказаний и   обращения с осужденными     Международное сотрудничество в сфере исполнения наказания и обращения с осужденными прошло в своем развитии три этапа.     Первый  этап  начался  с  деятельности  первых  международных  тюремных конгрессов, которые по  своей  организационно-правовой  форме  относились  к международным конференциям.     Первые тюремные конгрессы  состоялись  во  Франции  в  1846  году  и  в Германии  в  1857  году   и   характеризовались   частной   инициативой   их устроителей, отсутствием  надлежайшей  огласки  благотворительно-либеральным тоном   заседаний.   Недостатком   этих   конгрессов   явилось    отсутствие практических решений по рассматриваемым проблемам.     Нью-Йоркское  тюремной  общество   обратилось   ко   всем   странам   с предложением созвать международный  тюремный  конгресс  с  целью  поделиться имеющимся опытом и выработать определенные рекомендации.     Активное  участие  в  организации  первого   международного   тюремного конгресса принял и  наш  соотечественник  граф  В.А.  Сологуб.  В  конгрессе приняли участие около сто официальных представителей от 22 государств1.     Второй этап международного сотрудничества государств по  пенитенциарным проблемам начавшийся с  1872  года  с  деятельности  первого  международного тюремного конгресса характеризовался участием в их подготовке  и  проведении официальных  представителей  ряда  государств,  а  также  их  конструктивно- практической направленностью. В 1878 году был  создан  проект  международной пенитенциарной  комиссии  из   официальных   представителей   государств   - участников конференции.  Комиссия ежегодно должна была  собирать  участников и  концентрировать   статистические   данные,   регламентировать   связи   с различными тюремными организациями и обществами  и  издавать  информационный бюллетень2.   Обобщая   тюремный   опыт   различных   государств   конгрессы вырабатывали рекомендации и  принимали  резолюции,  которые  концентрировали авторитетное мнение международной  организации  и  тем  самым  ориентировали правительства на проведение более эффективной и  цивилизованной  политики  в сфере борьбы с преступностью и обращения с  заключенными.   Третий  конгресс рассмотрел вопрос об участии представителей  общественности  в  работе  мест лишения свободы в таких формах, как наблюдательные комиссии  и  общественные советы.  В  результате  Конгрессом  было  принято  решение  о   создании   в пенитенциарных    учреждениях     наблюдательно-попечительных     комитетов. Заслуживает  внимание  обсуждение   вопросов   целесообразности   одиночного заключения, дифференцированного подхода к различным категориям осужденных  и применения к ним системы поощрений и взысканий.  Так в резолюции  четвертого конгресса был определен примерный перечень мер поощрения, включавший в  себя поощрения материальные  (увеличение  рациона  питания  и  сумм  расходов  на личные нужды) и нравственные (разрешение приобретать книги и  другие  такого рода предметы). На конгрессе был разработан также  механизм  дисциплинарного воздействия на  заключенных  предполагающий  строгую  регламентацию  порядка наложения и исполнения  дисциплинарных  взысканий  на  определенный  срок  и после обязательного получения объяснения  лица,  подлежащего  наказанию.  На конгрессах рассматривались вопросы  контроля  пенитенциарных  учреждений  со стороны  государства  и  общественности,  применения  прогрессивной  системы исполнения наказания и мер адаптации  освобождающихся из заключения.     Третий  этап  международного  сотрудничества   в   области   исполнения наказания и обращения с заключенными, начался после  создания  в  1945  году ООН. ООН в области защиты прав и свобод человека и гражданина  разрабатывает правила и стандарты  обращения  с  осужденными  и  заключенными,  определяет основные  принципы  сотрудничества  государств  в   области   пенитенциарной деятельности принимает соответствующие резолюции и утверждает  международные конвенции.  Данные  нормы  не  обладают  юридической   силой   национального законодательства и не предусматривают санкций за из не выполнение1.     Научно-исследовательскую деятельности в области пенитенциарии в  рамках ООН  осуществляет  Научно-исследовательский  институт   социальной   защиты, который  занимается  проблемами  исследований  в  развивающихся  странах   и оказанием им помощи в координации научно-исследовательской  деятельности,  в управлении региональными и национальными институтами.     Ведущая роль в координации  деятельности  по  проблемам  международного сотрудничества государств по пенитенциарным проблемам принадлежала  до  1991 года Комитету по предупреждению преступности и борьбе с  ней2.  Раз  в  пять лет он готовил и проводил  Международные  Конгрессы  ООН  по  предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конгрессы проводились: в  1955 году в Женеве; в 1960 году в Лондоне; 1965 году в Стокгольме; в 1970 году  в Киото; в 1975 году снова в Женеве; в 1980 году в Каракасе;  в  1985  году  в Милане; в 1990 году в Гаване.     В результате деятельности международных  конгрессов  были  приняты  ряд документов  среди  которых  такие,  как  Минимальные   стандартные   правила обращения с заключенными 1955 года, Свод принципов защиты лиц,  подвергаемых задержанию, или заключению в  какой-то  бы  ни  было  форме,  в  1989  году, Минимальные   стандартные   правила    обращения    с    несовершеннолетними правонарушителями в 1990 году, Принципы  медицинской  этики,  относящиеся  к роли работников здравоохранения и защите заключенных или задержанных лиц  от пыток и других  жестоких,  бесчеловечных  или  унижающих  достоинство  видов обращения и наказания 1990 года.   3. Международно-правовые стандарты по обращению с осужденными     Международные   стандарты   по   обращению    с    осужденными    можно классифицировать по трем основаниям:      - масштабом действия;      - специализацией;      - обязательности для государств - применителей.     По  масштабам  действия  стандарты  подразделяются   на   две   группы: универсальные и региональные.     Универсальные  -  это  стандарты  вырабатываемые  ООН,  а  региональные Советом  Европы  или  иными  региональными   объединениями   государств.   В настоящей лекции будут затронуты только универсальные  стандарты,  освещению региональных норм препятствует их  многочисленность.      По специализации  универсальные  стандарты  обращения  с  осужденными, распадаются на два вида:      -  акты  общего   характера,   не   предназначенные   специально   для        регламентации  обращения  с  осужденными,  но  содержащие  отдельные        интересующие нас стандарты;      - акты специализированного характера, имеющие  своей  целью  изложение        стандартов обращения с осужденными.     Практическое значение этой классификации заключается  в  том,  что  при поиске стандартов обращения с  осужденными  они  ориентируют  не  только  на специализированные международные акты, но и на акты общего характера.     По обязанности для государств - применителей рассматриваемые  стандарты можно отнести по двум основным разрядам: обязательные  нормы  -  принципы  и общие положения. Нормы принципы являются  стержневыми  и  на  их  положениях должны     базироваться     все      институты      уголовно-исполнительного законодательства1.     Конкретные стандарты - рекомендации, не носящие обязательно  характера. Необходимость данной классификации связана с тем, чтобы можно было  отделить обязательные нормы от рекомендованных.  Если  стандарты,  принципы  и  общие положения обязательны для каждой стороны,  ратифицировавшей  соответствующие международные акты, то стандарты - рекомендации  внедряются  тем  либо  иным государством в той степени, в  которой  имеются  необходимые  экономические, политические и другие предпосылки для их реализации.     Исходя   из   приведенных   классификаций,   в   систему    действующих международных актов об обращении  с  осужденными  можно  включить  следующие универсальные нормы, принятые ООН.     Акты общего характера:      - Всеобщая декларация прав человека (1948г.);      - Международный пакт об экономических, социальных и культурных  правах        (1966г.);      - Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.);      -  Декларация  ООН  о  ликвидации  всех  форм  расовой   дискриминации        (1963г.);      - Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости  и  дискриминации  на        основе религии или убеждений (1981г.);      - Декларация прав ребенка (1959г.);      - Декларация о правах  умственно отсталых лиц (1971г.);      - Декларация о правах инвалидов (1975г.).     Специализированные акты:      - Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955г.);      -  Декларация  о  защите  всех  лиц  от  пыток  и   других   жестоких,        бесчеловечных  или  унижающих  достоинство   видов   обращения   или        наказания (1975г);      -  Конвенция  против  пыток  и  других  жестоких,  бесчеловечных   или        унижающих достоинство видов обращения или наказания (1984г);      -  Кодекс  поведения  должностных  лиц  по  поддержанию   правопорядка        (1979г.);      -  Принципы  медицинской  этики,   относящиеся   к   роли   работников        здравоохранения, в особенности  врачей,  в  защите  заключенных  или        задержанных лиц  от  пыток  и  других  жестоких,  бесчеловечных  или        уничтожающих достоинство видов обращения и наказания (1982г.);      - Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни        (1984г.);      -  Минимальные  стандартные   правила   ООН,   касающиеся   отравления        правосудия  в  отношении  несовершеннолетних   (Пекинские   правила)        (1985г.);      -  Свод  принципов  защиты  всех  лиц,  подверженных  задержанию   или        заключению в какой бы то ни было форме (1989г.);      - Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных  с        тюремным заключением (Токийские правила) (1990г.);      - Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных  свободы        (1990 г.);      - Руководящие  принципы  ООН  для  предупреждения  преступности  среди        несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (1990г.).     Анализ приведенных международных  актов  показывает,  что  действие  их целесообразно  освещать  относительно  двух  основных   сфер   обращения   с осужденными: а) при использовании мер, не связанных с  лишением  с  лишением свободы; б) при применения лишения свободы. Дело в  том,  в  рассматриваемых направлениях  действует  значительное  количество  специфических  принципов, общих  положений  и   конкретных    норм,   совокупность   которых   требует раздельного рассмотрения стандартов в каждой сфере.     Основное содержание  международных стандартов обращения с осужденными к мерам, не связанным с лишением свободы.     Подавляющая часть стандартов рассматриваемого профиля  сосредоточена  в минимальных стандартных  правилах  ООН  в  отношении  мер,  не  связанных  с тюремным заключением  (Токийские  правила)   1990  года.   В  связи  с  этим целесообразно  показать   их   основное   содержание   исходя   из   данного международного акта.     Целью   стандартов   рассматриваемой   группы    является    содействие рациональному использованию мер, не связанных  с  тюремным  заключением  как альтернатива лишению свободы.     В   процесс   применения   стандартов   государствам   -   членам   ООН предполагается руководствоваться следующими принципами:     Обеспечить активно участие общественности на  всех  стадиях  реализации рассматриваемых мер;     Создать надлежащее отношение  между  правами  преступников,  их  жертв, интересами общественной безопасности и предупреждения преступности;     Использовать стандарты с учетом национальных  условий  страны  и  целей системы уголовного правосудия;     Иметь широкий набор мер с тем. чтобы гибко реагировать  на  характер  и степень тяжести преступления, личность и интересы общества;     Минимизировать вмешательство при применении мер.     Стандартные правила рекомендую следующий  набор  мер,  не  связанных  с тюремным заключением:      - устные санкции: замечание, порицание, предупреждение;      - условное освобождение от ответственности;      - поражение в гражданских правах;      - экономические санкции и денежные наказания,  такие,  как  разовые  и        поденные штрафы;      - конфискация или  постановление  о  лишении  права  собственности  на        имущество;      - возвращение имущества жертве или постановление о компенсации;      - условное наказание или наказание с отсрочкой;      - условное освобождение из заключения и судебный надзор;      - постановление о выполнении общественно полезных работ;      - направление в исправительное учреждение с  обязательным  ежемесячным        присутствием;      - домашний арест;      - любой другой вид обращения, не связанного с тюремным заключением;      - сочетание перечисленных выше мер.     В целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи  осужденным  в быстром  возвращении  к  нормальной  жизни  в   обществе   после   вынесения приговоров могут применяться следующие меры:      - отпуск и помещение в исправительное учреждение полутюремного типа;      - освобождение в связи с работой или учебой;      - различные формы освобождения под честное слово;      - сокращение срока;      - помилование.     Если компетентным органам определяются  условия  примечания   меры,  не связанной  с  тюремным  заключением,  то  они  должны  быть   практическими, точными, по возможности малочисленными и уменьшающими опасность  возвращения осужденного к преступной деятельности.     Определенные требования предъявляются и к режиму  обращения.  В  рамках применяемых  мер  должны  использоваться  различные  методы,  в  том   числе индивидуальная работа, групповая терапия,  программы  по  месту  жительства, особое обращение с  различными  категориями  преступников.  Выбор  обращения зависит от биографии, личности, наклонностей, уровня  умственного  развития, системы   ценностей,   обстоятельств,   которые   привели    к    совершению преступлений.  При  исполнении  соответствующей  меры   может   привлекаться общественность и система общественной поддержки.     При нарушении  условий  отбывания  назначенной  меры,  не  связанной  с тюремным заключением, она может быть изменена или  отменена.  Такое  решение принимается только после тщательного исследования фактов.     При этом сначала следует  попытаться  изменить  содержание  назначенной меры либо перейти в  другой  мере,  не  связанной  с  тюремным  заключением. Только исчерпав эти возможности, можно переходить к лишению свободы.     Токийские  правила  рекомендуют  поощрять  участие   общественности   в исполнении мер, не связанных с тюремным заключением,  рассматривая  его  как один из важнейших факторов укрепления связей между осужденными их семьями  и обществом. Следует регулярно проводить конференции, семинары,  симпозиумы  и другие мероприятия,  содействующие  созданию  общественностью  необходимости участия  в  реализации  рассматриваемых  мер.  С  той  же  целью  необходимо использовать средства массовой информации. С учетом склонностей  и  интереса к данной работе могут привлекаться добровольцы, которых следует  подготовить для выполнения конкретных обязанностей. Добровольцы оказывают  осужденным  и их семьям необходимые виды помощи.     Стандартами  рекомендуется  планировать  и  осуществлять  программы  не связанные с тюремным заключением мер как  неотъемлемую   часть  планирования национальной системы уголовного правосудия.     Большинство международных стандартов обращения с осужденными  относятся к наказанию в виде лишения  свободы.  Основная  часть  стандартов  в  данной области  сохраняется  в  Минимальных  стандартных  правилах    обращения   с заключенными  и  Правила  ООН,   касающиеся   несовершеннолетних,   лишенных свободы.     Основные  положения  рассматриваемых  стандартов  можно  разделить   на следующие группы:      - организация родовой и видовой классификации лиц лишенных свободы;      - организация микросоциальных условий отбывания лишения свободы;      - организация режима в местах лишения свободы;     организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы;     - организация воспитательного воздействия на лиц, лишенных свободы.     В  соответствии  с  родовой   и   видовой   классификацией   осужденные разделяются  на  группы  по  полу,  возрасту  и  иным  признакам   с   целью осуществления   дифференцированного   подхода   к   организации    отбывания наказания.     Родовая  классификация  положена  в  основу  построения  системы   мест лишения свободы и лежит в основе  прогрессивной  системы  отбывания  лишения свободы.     Основные стандарты по организации   исполнения  и  отбывания  наказания заключается в следующем:      -  различные  категории  осужденных  должны   содержаться   в   разных        учреждениях или в разных секциях одного учреждения;      - категориями классификации  являются:  пол,  возраст,  предшествующую        судимость;      -  взрослые  и  несовершеннолетние  содержатся  раздельно.   Раздельно        содержатся впервые судимые и рецидивисты;      - система классификации должна быть достаточно гибкой,  чтобы  имелись        возможности разместить каждую классификационную группу осужденных  в        наиболее подходящем  для  работы  с  ней  отдельном  учреждении  или        отдельной секции одного учреждения;     Классификация предполагает отделение осужденных  от  тех,  кто  в  силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит  оказать на  них  плохое  влияние,  а  также  разделение  осужденных   на  категории, облегчающие работу по возвращению их к жизни в обществе;     в  каждом  учреждении  следует  иметь  систему  льгот  и  разрабатывать различные методы обращения с разными категориями осужденных, чтобы  поощрять их к хорошему поведению, развивать в них чувство ответственности, интерес  к исправлению и сотрудничеству с администрацией.     Анализа   приведенных   рекомендаций   показывает,   что    стандартами определяется общий, подход к родовой  и  видовой  классификации  осужденных. Каждому государству на основе рекомендации  самостоятельно  разрабатывает  и усовершенствует свой национальный вариант реализации данных стандартов.     Анализ  Минимальных  стандартных  правил   обращения   с   заключенными показывает, что под микросоциальными  условиями  отбывания  лишения  свободы следует понимать предусмотренные  указанными  Правилами  условия  содержания осужденных, создаваемые для удовлетворения их потребностей в  пище,  одежде, жилище, медицинском обслуживании и т.д.1     Микросоциальные условия отбывания лишения свободы предполагает  условия содержания осужденных, создаваемые  для  удовлетворения  их  потребностей  в пище,   одежде,   жилище,   медицинском    обслуживании,    т.е.    условия, обеспечивающие   нормальное   существование   человека   в    пенитенциарном учреждении. Уровень цивилизованности этих условий должен соответствовать  их общему  уровню  в стране.     Стандартами  микросоциальных  условий  отбывания   наказания   являются следующие требования:      - жилых помещений для осужденных;      - правила личной гигиены;      - одежды и спальных принадлежностей;      - питания;      - упражнений и спорта;      - медицинского обслуживания.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar