Меню
Назад » »

ПСИХОЛОГИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ (5)





ПСИХОЛОГИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ 5


Каждый нормальный ребенок активен и каждый нормальный ребенок креативен – в этом не нужно никого убеждать. Каждая личность активна и креативна в процессе своего развития и в этом смысле на самом деле стремится к своей актуализации. Роджерс считает, что актуализация свойственна не только человеку, но и растениям и животным. Она – суть жизни и присуща всему живому. «Стремление реализовать себя, проявить свои возможности... направляющее начало, проявляющееся во всех формах органической и человеческой жизни». Пусть так. Но это значит, что в момент созревания всего живого стремление к актуализации исчезает, так как зрелость подразумевает актуализованность, исполненность. После этого не может быть биологически здорового развития. После достижения биологической зрелости допустим только один нормальный процесс – инволюционный. Если и этот процесс называть стремлением к актуализации, процесс, финалом, которого является смерть, то стремление к актуализации нельзя назвать иначе как стремление к смерти, или инстинктом смерти.Но на этом этапе гуманистические психологи полностью сбрасывают со счетов биологические факторы и начинают говорить о личности и психической зрелости, пытаясь доказать на примерах креативных личностей, что они то и являют собой образцы психической зрелости. «Психическая зрелость связана с творчеством, самоактуализуясь, люди становятся более творческими. Полноценно функционирующий человек не обязательно адаптирован к своей культуре, будучи членом общества, он не конформен и не является его пленником». Довольно точное описание креативной личности в плане ее асоциальности. Но тогда, во–первых, получается, что подавляющее большинство зрелого человечества «психически незрело», а, во–вторых, я много бы дал, чтобы посмотреть на то самое общество, о котором так мечтают гуманистические психологи – общество креативных нонконформистов и индивидуалистов. Густав Лебон с трудом представлял, что было бы, если собрать всех выдающихся людей вместе на одном острове. Психологи – гуманисты мечтают о том, чтобы таким островом стала вся Земля. Глупо.При всем при том, Роджерс совершенно точно описывает существующее положение дел в обществе. Он пишет, что после получения образования люди становятся конформистами со стереотипным мышлением. «Стремление к конформизму и стереотипии просматриваются везде – в одежде, которую носят люди, в еде, которую они едят, в книгах, которые они читают, в идеях, которые они исповедуют и быть оригинальным, не таким как все – опасно» (204). Он только заблуждается по поводу того, что «если человек не сможет по–новому, оригинально адаптироваться к окружающему его миру так же быстро, как его изменяет наука, наша культура погибнет».Роджерс верно подмечает не только всеобщность креативной деятельности, но и ее асоциальность и аморальность. Он пишет, что нет разницы в творчестве при создании картины, литературного произведения, симфонии и изобретении новых орудий убийства. Один человек может изобретать способ облегчения боли, а другой – новые, более изощренные способы пыток. Оба эти действия представляются Роджерсу творческими. И это совершенно верно: креативной личности совершенно безразлично – в какую деятельность вкладывать свои усилия, а учитывая ее общую асоциальную направленность, скорее следует ожидать перехода в антисоцальность, чем в просоциальность. «Злой гений» – всегда звучит более правдоподобно, чем «добрый гений». «Многие, возможно большинство, творений и открытий,.. – пишет Роджерс, – имели в своей основе скорее стремление удовлетворить личный интерес, чем социальную значимость».Чем более личность «открыта» своему опыту, чем более она «экстенсиональна» полагает Роджерс, тем более социально конструктивна ее творческая деятельность. Как пример он приводит Сократа, который развил якобы новые социально конструктивные идеи. Какие идеи Сократа показались Роджерсу социально конструктивными – трудно сказать. Если это идеи, заложенные в платновском «Государстве», согласно которым государством должны управлять философы – то эти идеи как идеями были, так ими и остались. В этом отношении идеи Роджерса не выдерживают никакой критики. Если понимать открытость личности к другим людям, к своей культуре как любовь к людям, как социофилию, то каким образом отсюда может вытекать креативность, индивидуальность и независимость? Если понимать открытость как отсутствие ригидности и проницаемость границ понятий, убеждений, образов и гипотез, терпимость к неоднозначности – то каким образом на этой зыбкой почве можно строить хотя бы какое–то подобие государственности? Любое общество на том и стоит, что обладает жестким набором социальных норм, систем отношений, идеалов, мифов. Если общество не будет бороться с инакомыслием – оно погибнет.Человеческий род, имеющий склонность к созидательной социальной жизни (на что указывает Рождерс), созидательность свою проявляет именно в создании и поддержании всевозможных стереотипов, норм, правил и законов, без которых невозможно существование ни одного общества.7Я уже упоминал в начале главы, что феномен креативной личности обусловлен избыточной психической энергией у индивида, достигшего своей биологической зрелости. Но за счет чего можно объяснить постоянный приток психической энергии у креативной личности? На этот вопрос сложно ответить до тех пор, пока мы будем оперировать понятием «психическая энергия» как гипотетическим конструктом, без более надежного нейрофизиологического базиса.Пока можно констатировать факт только по его феноменальной сущности, так сказать, на выходе, даже не понимая его причинной, глубинной обусловленности.Можно высказать две гипотезы по этому поводу.Возможно, что креативная личность не использует по тем или иным причинам ту часть психической энергии, которая эволюционно предназначена для психофизиологических процессов: например, для сексуальной деятельности и связанная с этой деятельностью часть психической энергии (либидо в понимании Фрейда) направляется по механизму сублимации на креативную деятельность.Именно так объяснял себе креативную деятельность Фрейд. «Прибавками энергии со стороны сексуального влечения в нашей душевной деятельности мы обязаны, по всей вероятности, нашими высшими культурными достижениями» (154).Многие отмечали на определенную связь между сексуальной активностью и креативной деятельностью. По древнему изречению «Из пророка, познавшего женщину, семьдесят семь дней не говорит Бог». Бальзак говорил, что каждый половой акт стоит ему половину ненаписанного романа. Микеланджело говорил, что его искусство заменяет ему жену. Ломброзо писал, что гениальные люди всю жизнь остаются одинокими, холодными и равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Гете, Гейне, Байрон, Челлини, Ньютон – тому доказательства.С другой стороны, Кречмер указывал, что «потомство гениев по мужской линии почти всегда быстро вымирает. Часто гений остается без потомства» (176). На это же указывал Эфроимсон: «Потомство великих ученых, мыслителей, поэтов, провидцев обычно малочислено» и что с житейской точки зрения жажда знаний противоестественна, поскольку обладание знаниями не помогало, а скорее мешало их владельцам выжить и оставить потомство» (127).Возможно также, что у креативной личности имеется какой–либо комплекс, например, той же сексуальной природы, защитой от которого является креативная деятельность, которая поглощает значительное количество психической энергии и тем самым комплекс энергетически как бы «обесточивается», а энергия катектируется. У личности не хватает психической энергии для того, чтобы связать комплекс и для его нейтрализации создается постоянный очаг психической креативной деятельности, можно сказать «черная дыра», которая засасывает всю свободную энергию, оставляя при этом комплекс в нефункционирующем состоянии.Возможно, что у креативной личности в принципе уровень свободной психической энергии изначально существенно выше, чем в популяции и при этом креативная психическая деятельность выбирается неизбежно в результате того, что вся психическая деятельность строиться по гомеостатическому принципу, когда:а) индивид стремиться к редукции свободной психической энергии, так как ее значительное количество приводит к напряжению и неприятному субъективному состоянию;б) креативная деятельность является максимально энергоемкой и поэтому наиболее привлекательной в вышеуказанной ситуации.Перед креативной личностью закрыта прелесть мирной спокойной жизни обыкновенного человека. Даже при всем своем желании такой человек не может получить удовольствие от сытой спокойной, равномерной жизни, так как нереализованная энергия, создавая напряжение, будет являться причиной более мощного неудовольствия, чем бытовая неустроенность, и для устранения этого напряжения он вынужден будет творить, находясь с внешней точки зрения, быть может, в совершенно неустроенном материальном по ложении. Но сам акт творчества при этом будет приносить ему за счет утилизации энергии большее удовольствие, чем неудовлетворенность бытом.«Испытываю восхитительные муки от желания сделать что–нибудь еще более необыкновенное и прекрасное, – так описывал это напряжение в своих дневниках Сальвадор Дали. – Эта божественная неудовлетворенность есть признак того, что в недрах души моей нарастает какое–то неясное давление, сулящее принести мне огромные наслаждения» (144).Шопенгауэр объясняет гениальность тем, что человек получает в свое распоряжение такую меру познавательной способности, которая намного превосходит то, что требуется для служения индивидуальной воле и «этот высвобождающийся избыток познания» (как верно он подмечает эту изнутри идущую энергию) объясняет «живое беспокойство гениальных индивидов». Действительность редко может их удовлетворить, потому что она не наполняет их сознания; это и сообщает им неутомимую стремительность, беспрерывное искание новых и достойных размышления объектов, между тем, как «обыкновенный сын земли», «этот обыкновенный товар природы, какой она ежедневно производит тысячами», как характеризует примитивную личность Шопенгауэр, совершенно наполнен и удовлетворен обычной действительностью, растворяется в ней, всюду находя себе подобных и испытывает при этом «тот особый комфорт повседневной жизни, в котором отказано гению» (209). Креативная личность всегда находится в безвыходном положении. Даже связанная тем или иным видом деятельности, который не позволяет полностью реализовать запас энергии, она автоматически, естественно, по необходимости либо приступает к другой деятельности, либо начнет совмещать эту деятельность с другой. Так Александр Дюма, работая простым клерком, начинает писать романы, Лейбниц от скуки создает теорию дифференциального исчисления, а математик Льюис Кэролл пишет «Алису в стране чудес». Одна из моих пациенток (бухгалтер по профессии и типичная креативная личность по сущности) рассказывала, что, во время работы в фирме она просто обожала, когда ей давали невыполнимые задания, а собираясь на встречу выпускников своего курса, где, как она предполагала, будет скучное «перемывание друг другу костей» и выставление собственных недостигнутых успехов, она очень серьезно опасалась, что не удержится и устроит какой–нибудь скандал. Креативная личность не только всегда стремится к максимально нестабильным и непредсказуемым ситуациям, но и сама способна создавать их, если они отсутствуют по ряду причин.8Чтобы понять сущность креативности, необходимо отказаться от отражательного понимания психической деятельности человека. Человек не просто отражает объективную реальность, он ассимилирует ее в процессе созревания в той мере, в какой ему позволяют это его мозговые морфофункциональные и энергетические возможности. «В структурах мозга отражательная деятельность целого ряда поколений получила возможность эволюционного накопления в форме специфических структур и молекулярных процессов» (17).Эволюционная мощь человеческого мозга действительно уникальна по сравнению с другими видами живых существ, населяющих Землю, но она носит не отражательный, а ассимиляционный характер, и в то же время всегда бесконечно мала по сравнению с истинной сущностью объективной реальности. Даже сами слова «истинность» и «сущность» неприемлимы в отношении субъективной представленности реального мира. Мир, окружающий нас, бесконечен, равно как и вечен, в отличие от конечности и временности человеческого бытия и функционирования человеческой психики. Мозг и психика не отражают объективной реальности уже хотя бы потому, что отражение предполагает равноценность феномена и его отражения. Мозг же способен только ассимилировать ограниченное количество смысловых констант объективной реальности в процессе своего созревания, создавая более или менее слабое подобие малой части реальности. Даже сравнение между фотографией и живым человеком слишком велико и сильно для понимания действительного соотношения между субъективной и объективной реальностью. Сам термин «отражение» принципиально не подходит для объяснения психической деятельности. Человек не отражает, а вклинивается, или, можно даже сказать, «натягивается» на реальность.Креативность, как мы уже писали в начале главы, представляет собой нормальную функцию нормально созревающего мозга. В этом отношении каждый ребенок креативен. В зависимости от особенностей строения и функционирования мозга каждый ребенок, ассимилируя определенный объем информации, создает уникальный слепок объективной реальности. Субъективный мир каждого человека отличается разве что разработанностью деталей. Чем меньше возраст человека, тем большей уникальностью и индивидуальностью отличается его субъективный мир. После достижения биологической зрелости у большинства людей картина мира не только не прорисовывается и не проясняется, но, напротив, с каждым годом тускнеет и огрубляется.В начале жизни вся энергия индивида расходуется на ассимиляцию питательных веществ для морфогенеза и ассимиляцию смысловых констант, необходимых для адаптации в социальной среде. Только человеческий индивид, только человеческий мозг обладает соответствующей структурой и соответствующей энергией для этих процессов. Ассимиляционная способность очевидно максимальна в раннем возрасте, когда вес ребенка увеличивается за короткий срок в несколько раз, пространственные и функциональные характеристики тела меняются каждый месяц, и в то же время ребенок должен усваивать такой объем «социальной» информации, что некоторые психологи считают, что количество усвоенной информации до 3–летнего возраста равно всему объему информации, которую индивид сможет усвоить на протяжении всей дальнейшей жизни. Если это и не так, то, вероятно, близко к этому. Ребенок усваивает языковую систему, систему невербальной коммуникации, специфичную для данного общества, огромное количество навыков и умений и способность к этому усвоению к сожалению уменьшается с возрастом. В этом смысле психологи даже говорят о сенситивных периодах в онтогенезе, имея в виду, что информация не усвоенная в определенные возрастные промежутки, рискует не быть усвоенной никогда.При этом, как можно заметить, не социальная среда оказывает воздействие на развивающийся организм, как принято считать в отражательной и «воспитательной» психологии (на идиота социальная среда не оказывает ровным счетом никакого воздействия), а сам развивающийся организм активно ассимилирует окружающую социальную среду. И чем меньше возраст ребенка, тем большими ассимиляционными способностями обладает его мозг.Поскольку мозг человека изначально, генетически предопределенно рассчитан на значительный объем информации, которую он должен усвоить после рождения, равно как пищеварительная система ребенка рассчитана на поступление материнского молока взамен плацентарного питания, информация – это пища для ребенка. Он жаждет информации. Отсутствие необходимого объема сенсорной стимуляции сказывается не только на психическом, но и на физиологическом развитии ребенка. Ребенок не просто пассивно отражает реальность, он впитывает, всасывает, заглатывает ее. Лейтес, описывая свои наблюдения за детьми, отмечает, что они сами тянутся к умственной нагрузке, испытывая удовольствие от умственного напряжения. 
 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar