- 1253 Просмотра
- Обсудить
Комментарии 1 О происхождении и смысле этих понятий я подробно писал в других местах (см., например, Кон, 2009). Чтобы не утомлять читателя терминологическими нюансами, приведу определения нескольких базовых терминов из учебника социологии Энтони Гидденса (Гидденс, 1999). Эти определения не являются единственно возможными, но с ними можно работать. Гендер– социальные ожидания относительно поведения, которое считается правильным для представителей определенного пола. Гендер касается не физических свойств, по которым мужчины отличаются от женщин, а социально сформированных черт маскулинности и фемининности. Гендерные роли– социальные роли, предписываемые каждому полу и называемые маскулинными или фемининными. Гендерные отношения – взаимодействие мужчин и женщин, структурированное на макросоциальном уровне. Гендерный порядок– принятая в обществе структура властных отношений между мужчинами и женщинами. Гендерный режим– конфигурация гендерных отношений в рамках конкретной среды, будь то школа, семья или община. Гендерная социализация – процессы, в ходе которых индивиды приобретают гендерные свойства и характеристики. Гегемонная маскулинность – господствующая форма маскулинности в рамках гендерной иерархии. 2 Поскольку эта история общеизвестна, все документы я привожу по этой авторитетной старой книге. 3 Пальцевый индекс – соотношение длины второго и четвертого пальца – 2D:4D – служит индикатором уровня пренатального тестостерона, определяющего степень маскулинизация плода в утробе матери: чем больше в материнском организме было тестостерона, тем ниже пальцевый индекс, и с ним коррелируют некоторые психологические различия. 4 О мужской и подростковой сексуальности я писал во многих статьях и книгах (Кон, 2001, 2004, 2008, 2009), данные из которых частично использованы в этой главе. Поэтому для экономии места я делаю ссылки лишь на новейшую литературу. 5 Единственное известное мне исключение – международное обследование студентов 2003 г. С мнением «Я вполне доволен своим телом» согласились 60,5 % опрошенных российских 18-24-летних мужчин и 69,9 % их ровесниц. Между прочим, удовлетворенность российских юношей своим телом оказалась самой низкой во всей международной выборке, за исключением японцев, среди которых с этим суждением согласились лишь 24,2 %. 6 Поскольку эти сюжеты подробно обсуждаются в моей книге «Дружба» (Кон, 2005), я не буду давать подробных ссыпок на источники, за исключением новейших. (обратно) 7 Важное уточнение о понятии «одноклассники». В российской школе состав класса является постоянным, одноклассники овладевают всеми предметами совместно, в одном и том же помещении, причем это может продолжаться в течение всех лет школьной учебы. В американской школе дети имеют больше свободы выбора учебных предметов, поэтому на разных уроках они могут сидеть с разными соучениками. Кроме того, переход с одной ступени обучения на другую означает также смену школы, оставаться в одном и том же, хотя и обновленном классе на протяжении всего периода школьного обучения там невозможно. 8 Определение политического экстремизма, принятое в российском законодательстве, слишком откровенно ориентировано на обслуживание власти, чтобы его можно было принимать всерьез. Я употребляю это слово в обычном, житейском, смысле как нетерпимость и агрессивное тяготение к крайностям. Оглавление К читательницам Глава 1. Мальчишество как социокультурный проект Что значит быть мальчиком? Антропология мальчишества Мальчишество в Новое время Глава 2. Из чего сделаны мальчики? От антропологии к психологии. Теории гендерного развития Способности и интересы Игрушки и игры. Психолого-этнографическая интерлюдия Эмоции и эмоциональная культура Агрессивность и принятие риска Психическое здоровье: данность или проблема? Глава 3. Сексуальность Маскулинность и сексуальность Пубертат и его эффекты Подростковая сексуальность Сексуальный дебют: куда они торопятся? Гомоэротизм и гомофобия Глава 4. Какими они себя видят? Формирование личности и открытие «Я» Тело и внешность Самоуважение и синдром самозванца Глава 5. Мальчик в семье Как не надо воспитывать мальчиков Глава 6. Между нами, мальчиками Стая или сообщество? Товарищи и друзья Глава 7. Мальчики в школе Школа как социальный институт Куда исчез мужчина-воспитатель? Материал к размышлению Кому благоприятствует школа? Школьное насилие: буллинг и хейзинг Совместное или раздельное обучение Глава 8. Мальчики в социуме Субкультуры, тусовки и группировки Спорт и массовая культура Когда заканчивается мальчишество? Заключение. Берегите(сь) мальчиков! Литература .
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.