Меню
Назад » »

ЗАБОТЫ / Мы извратили порядок

ЗАБОТЫ Мы извратили порядок... Оттого многое в общественных и частных делах идет у нас не по нашему желанию, что мы заботимся не о духовном прежде всего, а потом о житейском, но извратили порядок (37, 170). Насколько Бог выше мира, настолько забота о Нем лучше мирской (35, 363). Не жизнь для пищи, но пища для жизни дарована отначала, а мы как будто для ядения пришли в мир, так все проживаем на это. Святитель Иоанн Златоуст (35, 791). Не должно служить телу, кроме крайней нужды. А душе надобно доставлять все лучшее любовью к мудрости, освобождая ее, как из темницы, от общения с телесными страстями, а вместе делая и тело неодолимым для страстей (7, 307). Кто желает и заботится, чтобы одежда или обувь шла ему, с целью понравиться людям, тот, очевидно, страдает человекоугодием, удаляется от Бога и в самых малоценных вещах выказывает недуг суетности (8, 202). Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобны откормленным птицам: напрасно имея крылья, они не могут оторваться от земли. Святитель Василий Великий (10, 254). Занятия заботами о телесном и земном не дают душе досуга на попечение о важнейшем и небесном (17, 382). Иметь попечение о видимом свойственно не представляющим для себя никакой надежды в будущем веке, ни страха Суда, ни угрозы гееннской, ни ожидания благ, ни чего-либо уповаемого по воскресении; свойственно людям, которые, наподобие животных, видят только настоящую жизнь, признают за благо одно то, что может дать удовлетворение гортани, чрева и прочих сладострастных требований. Святитель Григорий Нисский (17, 399). Пренебрежем всем житейским, отвлекающим ум от Бога, ибо за силой и красотой следует старость и немощь, славу и богатство рассеивает смерть и тление, а правда пребывает вовек. Преподобный Ефрем Сирин (26, 154). Заботящиеся только об украшении своего дома, богатые только внешними благами нерадят о внутренних благах и не обращают внимания на то, что душа их пуста, нечиста и покрыта паутиной. Но если, презрев внешнее, они всю свою заботливость обратят на свою душу и будут украшать ее, она сделается жилищем Христовым. Святитель Иоанн Златоуст (36, 36). Заботящийся же о том, что впереди, показывает тем, что не верит Божией милости, как будто она не всегда источает людям неистощимые дары. Преподобный Нил Синайский (48, 79). Увлечение попечениями-падение души. Исправляется она безмолвием в разуме. Преподобный авва Исаия (82, 201). Мы не должны иметь никаких помышлений, кроме помышлений страха Божия. Если кто будет принужден позаботиться о потребностях тела, то никак не должен попустить себе размышления об этом прежде времени. Изречения безымянных старцев (82, 400). Если бы мы имели попечение о небесном, то не заботились бы столь о земном. Если бы мы помышляли о нетленном, то не были бы столь привязаны к тленному. Если бы мы возжелали вечного, то не любили бы так временного. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 233). "Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится",-говорит пророк (Пс. 38, 7). Воистину всуе мятется всякий человек живущий, ища покоя в вещах земных и тленных; никогда он не найдет его. Поэтому Господь, милуя и щадя Свое создание, предузрев лучшее о нас, умышленно сократил эту жизнь нашу, чтобы не долго мы всуе трудились и бессмысленно заботились о мимотекущих вещах; как и Сам Господь сказал Марфе, много пекущейся: "Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же (немногозаботливая) избрала благую часть (Господа), которая не отнимется у нее" вовеки (Лк. 10, 41-42). Показывает Господь, что поскольку всуе мятется человек, он собирает сокровища, но не знает кому. Итак, нет ничего в этом мире постоянного, ни в единой вещи нет покоя и тишины, только непрестанный мятеж и великое томление для души. Только в Боге едином и в благодати Духа Пресвятого-мир, тишина и вечный покой... Святитель Димитрий Ростовский (103, 1054-1055). Авва Дула, ученик аввы Виссариона, рассказывал: "Однажды мы шли по морскому берегу. Я почувствовал большую жажду и сказал об этом авве Виссариону. Старец, помолившись, сказал мне: "Напейся из моря". Морская вода сделалась пресной, и я утолил ею жажду. Напившись, я налил воды в запас. Старец спросил: "Зачем ты сделал это?". Я ответил: "Прости меня, я сделал это на случай, если опять захочется пить". Старец сказал: "Как здесь-Бог, так и везде-Бог". Отечник (82, 78-79). Положим, что имеешь ты у себя то, чем обладал осыпанный золотом Гигес 1, и, безмолвно властвуя, одним обращением перстня приводишь все в движение; что рекою потечет к тебе золото, что загордишься ты, как лидийский царь, и что сам персидский Кир 2, величающийся могуществом престолов, сядет ниже тебя. Положим, что ополчениями возьмешь ты Трою 3, что народы и города изваяют твой лик из меди, что одним мановением будешь приводить в движение народные собрания, что речи твои удостоятся венцов, что покажешь в судах Демосфенов 4 дух, что Ликург 5 и Солон 6 уступят тебе в законодательстве. Пусть в груди твоей живет Гомерова7 муза, пусть у тебя Платонов8 язык... Положим, что ты опутываешь всех сильными возражениями, как неизбежными и хитро закинутыми сетями. Положим, что ты поставишь все вверх дном с Аристотелем9 или с какими-нибудь новыми Пирронами10, сплетая понятия в безвыходные лабиринты. Положим, что тебя, окрыленного, понесут вверх эти баснословные (что бы они ни значили) Пегас11 или стрела Скифа Авариса12. Все это, о чем я сказал, а также блистательное супружество, сибаритский13 стол и все прочее, чем превозносится наша мысль,-доставит ли тебе столько выгоды, сколь полезно поставить все это ниже себя, но иметь в душе высокое достоинство знания-откуда она произошла, к Кому и куда должна возвратиться и какое стремление сообразно в ней с разумом? Святитель Григорий Богослов (115, 122). 1 Гигес, или Гуггу (VII в. до Р. Х).-лидийский царь, родоначальник династии Мермнадов. Из истории Геродота (V в. до Р. X.) известно, что Гигес завладел престолом, убив лидийского царя Кандавла и получив освящение своей власти у Дельфийского оракула. Согласно более легендарной версии Платона, Гигес был пастухом и нашел волшебное кольцо, доставившее ему престол Лидии. Он расширил пределы своего царства до Пропонтиды и Геллеспонта. 2Кир II Великий (558-530 гг. до Р. X.)-основатель древнеперсидского царства, покоритель Вавилона. Царство Кира простиралось от Персии до Индии, включая среднеазиатские царства Хоросан (Хиву), Согдиану (Бухару) и др. 3Троя- древний город на побережье Малой Азии. Памятники древнегреческой поэзии "Илиада", "Одиссея" повествуют о разрушении Трои ахейцами, предводительствуемыми микенским царем Агамемноном; археологическая наука датирует падение Трои XIII веком до Р. X. 4Демосфен (384-322 гг. до Р. X.)-один из знаменитейших ораторов и политических деятелей древних Афин. Отстаивая свободу Афин от захватнической политики Филиппа Македонского (359-336 гг. до Р. X.), произносил перед афинским народом разоблачительные речи-"филиппики". Патриотическая деятельность Демосфена отсрочила поражение Афин до 338 г. до Р. X. 5Ликург (IX-VIII вв. до Р. X.)-преобразователь государственного строя и законодательства Спарты; установил жесткий регламент жизни спартанцев и меры против роскоши. Его законы распространялись а устной форме. 6Солон (VII-VI вв. до Р. X.)-афинский реформатор и законодатель, один из "семи мудрецов" Древней Греции, элегический поэт. Установил законы, ограничивающие крупное землевладение, и отменил личную зависимость должника от кредитора. 7Гомер (ок. IX в. до Р. X.)-автор древнегреческого эпоса "Илиада" и "Одиссея". 8Платон (V-IV вв. до Р. X.)-знаменитый афинский философ-идеалист, ученик Сократа, один из основоположников диалектики. "Диалоги" Платона- блестящий образец античной философии и литературного стиля. 9Аристотель (384-322 гг. до Р. X.)-один из величайших философов Греции, систематизировавший современные ему знания. Опровергал неверные научные представления. 10Пиррон (IV-III вв. до Р. X.)- греческий философ, жрец и живописец. Утверждал поверхностность и противоречивость человеческого знания, впервые возвел сомнение в методический принцип, учил, что человек руководствуется не истиной, а лишь привычкой. 11Пегас- в греческой мифологии крылатый конь, высекший ударом копыта источник, вода которого приносит поэтам вдохновение. 12Скиф Аварис (Абарис)- в древнегреческой мифологии один из трех мудрецов, выходцев из "крайнего севера", служителей Аполлона, обучавших греков музыке, философии, поэзии, строительству. Эти мудрецы владели древними языческими символами божества: стрелой, вороном и лавром Аполлона. 13Сибарит (Сибарис)- древняя греческая колония на побережье Терентского Залива (Южная Италия) основана ахейцами и трезенцами около 720 г. до Р. X. Богатство могущественного торгового города приучило жителей Сибарита к изнеженности и роскоши. Слово сибарит получило нарицательный смысл. В 510 г. до Р. X. Сибарит был разрушен до основания, а жители его рассеялись.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar