- 284 Просмотра
- Обсудить
"Вы-свет мира" (Мф. 5, 14) Архиерейский сан уподоблен в Божественном Писании небесным светилам. Так, Сирах о ветхозаконном архиерее Симоне говорит: "Как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях, как солнце, сияющее над храмом Всевышнего" (Сир. 50, 6-7). О новоблагодатных же архиереях Сам Господь говорит в Евангелии: "Вы-свет мира (как небесные светила, озаряющие мир)... Так да светит свет ваш пред людьми" (Мф. 5, 14, 16). Христова Церковь на земле есть как бы Небо, ибо как на Небе живет Бог, окружаемый Ангелами, так и на земле Он живет в Своей Церкви, прославляемый людьми, как говорит Давид: "Господь во святом храме Своем" (Пс. 10, 4), "хвала Ему в собрании святых" (Пс. 149, 1). И как небо украшено и сияет своими светилами, так и Церковь сияет своими светилами- пастырями и учителями, из которых одни сияют, как звезды, другие-как луна, а иные-как солнце, каждый соответственно чину, чести и званию и по мере своего совершенства в добродетельной жизни и духовной мудрости. Небесные светила, поставленные Божиим Промыслом на безмерной высоте, отстоят далеко от земли. И архиереи занимают на церковном небе не низкое, а высочайшее место, будучи образом Сына Божия, и много отличаются от своих подчиненных святыней и властью. Ибо те, которые управляются архиереем, суть овцы, а архиерей-пастырь; те-чада, а он-отец; те- ученики, а он-учитель; те-люди, а он-ангел по своей чистой и святой жизни. Святитель Димитрий Ростовский (103, 783-784). Пастырям сказано: "Вы свет мира" (Мф. 5, 14). Когда свет померкнет, чем просветиться людям? Пастырям сказано: "Вы- соль земли" (Мф. 5, 13). Когда соль потеряет силу, чем людям себя растворить? О возлюбленный пастырь! Ты свет мира; свети же не только словом, но и жизнью своей. Ты соль земли; берегись потерять силу, да не потеряют ее и прочие, глядя на тебя. "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5, 16). Вступил ты, возлюбленный, в звание и должность апостольскую-подражай же апостолам учением и житием, чтобы с ними участвовать в вечери и многих повести за собой. Святитель Тихон Задонский (104, 1321). Однажды преподобный Ефрем Сирин, живший в пустыне, стал просить Бога открыть ему, насколько преуспел в духовном делании святитель Василий Великий. Молитва его была услышана, и он узрел огненный столп, простиравшийся от земли до неба. И при этом услышал голос: "Ефрем! Ефрем! Как велик огненный столп, который ты видел, так велик и Василий". Тогда Ефрем, взяв с собой переводчика, который знал греческий язык, пошел с ним в Кесарию, где Василий Великий был архиепископом. Прибыли они в Кесарию в самый праздник Богоявления Господня, и Ефрем тотчас мое отправился в церковь, где служил Василий. Увидев его в великой славе и чести, окруженного сонмом священнослужителей, Ефрем воскликнул к своему спутнику: "Напрасно мы с тобой трудились, брат! Таким ли я ожидал его видеть! Может ли он быть велик перед Господом, когда находится в таком чине и почестях? Нет, напрасно мы понесли тяготу дневную и зной! Я только удивляюсь, как такой человек может быть подобен столпу огненному". А между тем Василий Великий послал архидиакона позвать Ефрема в алтарь. Когда архидиакон передал Ефрему приглашение Владыки, Ефрем сказал: "Владыка, должно быть, ошибся: мы странники, и он нас не знает"-и остался на своем месте. Началась проповедь. И что же? Во все время ее преподобный, к ужасу своему, видел .как бы язык огненный, исходящий из уст святителя Василия. После проповеди, архиепископ сказал архидиакону: "Пойди, скажи пришельцу, к которому я посылал тебя: "Господин Ефрем, войди во святой алтарь". Архидиакон сказал. Тогда преподобный воскликнул: "Воистину велик Василий! Сам Дух Святой вещает устами его!" Когда же, после литургии, он увидел архиепископа, тот сказал ему: "Я рад видеть тебя, умножившего в пустыне учеников Христовых и изгоняющего бесов именем Христовым. Но зачем ты пришел видеть меня? Ведь я_человек грешный". Ефрем был поражен. Но затем, причастившись Святых Таин из рук святителя Василия, он обратился к нему с просьбой, чтобы тот испросил ему понимание греческого языка. Архиепископ испросил ему это знание в молитве и посвятил его в диаконы, а потом и в пресвитеры. Пролог в поучениях (81, 424-426).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.