- 268 Просмотров
- Обсудить
"...Имже вся быша" Всякое действие, простирающееся от Божества на тварь... от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым (20, 122). Сын Божий - плод Святой от Святого, Вечный от Вечного, Податель Духа Святого в осуществлении и образовании твари. Святитель Василий Великий (6, 168). "Все Мое Твое", потому что к Отцу возводится начало создания, и "Твое Мое" (Ин. 17, 10)', потому что от Отца приемлет Он и то, чтобы стать причиною созидания, не в том смысле, что Сын в действии пользуется пособием Отца и что Ему особыми частными приказаниями вверяется служение каждого дела - это было бы рабским и чрезмерно ниже Божеского достоинства,- но в том смысле, что Слово, исполнившись Отчими благами, от Отца воссияв, все творит по подобию Родившего. Ибо если не имеет с Ним разности по сущности, то не будет иметь разности и по могуществу. А у кого сила равная, у тех непременно и действие равное. Христос же - "Божия сила и Божия премудрость" (1 Кор. 1, 24). Потому "все чрез Него начало быть" (Ин. 1, 3) и "Им создано все" (Кол. 1, 16), не в том смысле, что Он является орудием и исполняет рабское служение, но в том, что Он созидательно совершает Отчую волю. Святитель Василий Великий (116, 526-527). "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего" (Ин. 5, 19). По этому поводу должно заметить, что слова "может" и "не может" не в одном смысле употребляются, но многозначны. Иное называется невозможным по недостатку сил в известное время и на известное действие: например, ребенок не может бороться... но со временем будет, может быть, и бороться... Иное бывает невозможным в большей части случаев: например, "не может укрыться город, стоящий на верху горы" (Мф. 5, 14). Но в ином случае мог бы он и укрыться, если бы загорожен был большою горою. Иное невозможно по несообразности, например, "могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?" (Мф. 9, 15; Мк. 2, 19), или телесно видимый Жених (ибо в Его присутствии - время не злостраданий, но веселия), или умосозерцаемое Слово (ибо должны ли телесно поститься очищенные Словом?) Иное невозможно по недостатку воли; например, "Не мог совершить там никакого чуда" по неверию приемлющих (Мк. 6, 5-6). Поскольку при исцелениях нужны вера врачуемых и сила врачующего, то по недостатку одного делалось невозможным другое. Но не знаю, не причислить ли и этого к невозможному по несообразности? Ибо несообразно было бы исцелить поврежденных неверием. Невозможность по недостатку воли выражается также в словах: "Вас мир не может ненавидеть" (Ин. 7, 7); и: "как вы можете говорить доброе, будучи злы?" (Мф. 12, 34). Ибо почему было бы невозможно то или другое, если не потому, что нет на это воли? А иногда называется невозможным и то, что хотя невозможно по природе, однако же могло бы стать возможным по воле Божией: например, невозможно тому же человеку родиться "в другой раз" (Ин. 3, 4), и невозможна игла, принимающая в себя верблюда (Мф. 19, 24). Ибо что препятствовало бы и этому быть, если бы это стало угодно Богу? Но вне всех этих невозможностей совершенно невозможное и несбыточное, и оно-то составляет предмет настоящего изыскания. Как признаем невозможным, чтобы Бог был зол или не существовал (это показывало бы в Боге бессилие, а не силу), или чтобы существовало несуществующее, или чтобы дважды два было вместе и четыре и десять, так невозможно и ни с чем не совместимо, чтобы Сын творил что-либо такое, чего не творит Отец. Ибо все, что имеет Отец, принадлежит Сыну, так и, обратно, принадлежащее Сыну принадлежит Отцу. Итак, ничего нет собственного, потому что все общее. И самое бытие у Них общее и равночестное, хотя бытие Сына и от Отца. Потому и сказано: "Я живу Отцем..." (Ин. 6, 57), не в том смысле, что жизнь и бытие Сына поддерживаются от Отца, но в том, что Сын от Отца существует довременно и безвиновно. Что же значат слова: как видит творящего Отца, так и творит? Неужели и здесь то же, что видим в списывающих картины или письмена, которые не иначе могут написать верно, как смотря на подлинник и им руководствуясь? Но Сын очищает проказы, освобождает от бесов и болезней, животворит мертвых, ходит по морю и совершает все прочее, что Им сотворено; над кем же и когда совершал это прежде Сына Отец? Не явно ли, что одни и те же дела Отец предначертывает, а Слово приводит в исполнение - не рабски и слепо, но с ведением и владычественно, точнее же сказать, отечески? Так понимаю я слова: "что творит Он, то и Сын творит также" (Ин. 5, 19), не в подражание сотворенному, но по равночестию власти. Святитель Григорий Богослов (115, 498-499).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.