Меню
Назад » »

Валерий Духанин / О ВЕЧНЫХ ВОПРОСАХ ЖИЗНИ (9)

Знаете ли вы, что бывает с домом, который долго остается без ремонта? Он приходит в ветхость и рано или поздно разваливается. По вавилонском рассеянии людей их религиозное сознание деградирует. Праведников становилось все меньше, учить людей истинной вере было почти некому. Предание об истинном Боге забывалось. Это подобно тому, как если вы когда-то давно слышали о ком-то хороший рассказ, но, не зная этого человека лично, лет через двадцать стали бы пересказывать - многое окажется вашей собственной выдумкой. Возникли религиозные понятия по меркам человеческой испорченности. Люди, распространившись по земле, выстроили свое отношение к Богу соответственно собственным стереотипам. Так на земле появилось язычество - лжедуховность и лжерелигиозность. Сам термин "язычество" происходит от церковно-славянского слова "язык", означающего "народ". Этим указывается на совокупность убеждений, которыми жили народы, не имеющие Божественного Откровения. Язычество - это создание представлений о Боге и религиозных правил в согласии с собственной греховностью. На первое место здесь поставляется не воля Божия, а стихийное начало, живущее в падшем человеке. Забыв Бога истинного, люди стали бояться смерти, они потеряли правильное представление о вечности. Так возникло отчаянное желание "взять от жизни все", насладиться земными благами. Счастье стали видеть в максимальном удовлетворении естественных потребностей. Кто-то может спросить: а разве не ради этого живут многие, разве нельзя найти в этом какую-то да радость? Вы видели фильм "Человек, который смеется"? Или, может быть, читали роман, по которому фильм был снят? - Несчастный казался смеющимся потому, что его лицо было в детстве изуродовано. Так и люди, которые удалились от Бога и пытаются насладиться земными благами, духовно изуродованы и только кажутся смеющимися и счастливыми. Религиозное чувство не умерло в душах людей, но оно стало выражаться в уродливых формах поклонения твари вместо Творца. Язычники стали обожествлять предметы и явления видимой природы. Возникло идолопоклонство. Оно выразилось, в основном, в следующих видах: фетишизме - обоготворении различных предметов - камней, раковин, кусков дерева и т.п.; натурализме - обоготворении сил и явлений природы; сабеизме - обоготворении небесных светил - звезд, солнца, луны (отсюда произошла астрология); зоотеизме - обоготворении животных; и антропотеизме - обоготворении человека. По всей земле стали воздвигаться идолы - изображения ложных богов. Им приносили жертвы, иногда - человеческие. Постепенно формировалась религиозная мифология с верой во множество самых разных божеств. Являлись ли подобные представления только вымыслом человека? Нет, часто они диктовались "извне", из потустороннего мира. Идея политеизма (многобожия) исходила от невидимых сил, наиболее близких к грешному человечеству. Но кто был наиболее близок падшему человеку? Только падшие ангелы. Они являлись людям тех времен, называя себя богами, как и сейчас, являясь, они называют себя инопланетянами и представителями сверхцивилизаций. Римский историк Светоний (70 - 140 гг. по Р. Х.) сообщает такой случай: "В Олимпии статуя Юпитера, которую он (император Гай Калигула) приказал разобрать и перевезти в Рим, разразилась вдруг таким раскатом хохота, что машины затряслись, а работники разбежались; а случившийся при этом человек по имени Кассий заявил, что во сне ему было велено принести в жертву Юпитеру быка". Под действием падших ангелов возник мистицизм (или оккультизм) - таинственные учения и культы, выражающие стремление проникнуть в духовный мир, познать потусторонние силы и овладеть ими. Вновь гордое желание постигнуть тайны духовного бытия помимо Бога, достичь "высших" наслаждений - экстаза. Во многом это похоже на современную наркоманию, в которой пытаются на время забыться от тяготящих душу грехов. Появляется магия - попытка овладения сверхъестественными и природными силами с помощью заклинаний, ритуалов и т.п. А поскольку подобные вещи крепко связывали язычников с духами отверженными, последние часто исполняли магические просьбы и мистические желания несчастных. Итог этого был достаточно печален: души язычников по смерти попадали в руки тех, кому они всю жизнь служили. Праотец Авраам В сказке "Дюймовочка" есть такой момент, когда крошечная девочка попадает к майским жукам. Дюймовочка отличалась удивительной красотой, но жукам она сразу же не понравилась: "У нее только две ножки! Жалко смотреть! У нее нет усиков! Какая у нее тонкая талия! Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво!" Дюймовочку прогнали, она залилась горькими слезами. Каждый из вас знает, как трудно бывает выделяться в чем-то среди остальных, если это вызывает смех или упрек окружающих. Тем более, если это касается вашего внутреннего мира, особенно веры в Бога. Но настоящая сила духа проявляется тогда, когда личность следует истине, даже если этому противоречит устоявшееся мнение толпы. Представьте человека, который в далеком прошлом, при всеобщем язычестве и распутстве, хранил истинную веру в Бога. Таков был праведный Авраам. Его верность Богу была настолько крепка, что когда Господь сказал ему: "Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе" (Быт. 12: 1), он последовал, не задумываясь. Господь звал Авраама не просто к пространственным перемещениям, но, видя его верность, к особому духовному служению. Аврааму было 75 лет. Он был бездетен, а Господь обещал ему: "Я произведу от тебя великий народ... и благословятся в тебе все племена земные" (Быт.12: 2, 3). И Авраам поверил, хотя обетованного сына ему пришлось ждать до ста лет. Согласитесь, что рождение сына от старца - чудо. Для возвещения этого чуда Аврааму является Сам Бог Троица в виде трех ангелов. В чем состояло значение такого явления? В том, что Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру в его потомстве для всего человечества. Именно в роде Авраама должен был воссиять обетованный миру Спаситель. Но вот долгожданный сын Авраама Исаак вырастает. И вдруг отец слышит повеление Божие принести сына во всесожжение. Авраам любил сына больше, чем самого себя. Но более всего он любил Бога, Который и дал ему сына, он верил Богу совершенно. Что происходило в душе Авраама? Он ведет сына к указанной горе, готовит жертвенник, возлагает дрова, связывает сына, возносит над ним руку с ножом и… А теперь будем внимательны! Это был исключительный случай испытания Богом человеческой верности. Авраам дорожил сыном, но верил Богу и знал, что Господь не пожелает человеку плохого. Исаак был молод и силен, но он не сопротивлялся. Его смирение предуказывало на смирение грядущего Искупителя, который добровольно примет смерть за грехи людей. И когда Авраам был готов к жертвоприношению, то Господь не допустил смерти отрока: "Не поднимай руки твоей на отрока, и не делай над ним ничего… Так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня: то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего" (Быт. 22: 12, 15 - 18). С Авраама ведет начало богоизбранный народ, который должен был хранить благочестие среди всеобщего духовного растления, свидетельствовать миру о Боге и грядущем Христе. Истоки богоизбранного народа как вы видите, покоятся на глубокой вере и верности Богу. Потому что вера в Бога созидает жизнь, безверие разрушает. Когда вы будете читать в Ветхом Завете историю избранного народа - потомства Авраамова, то заметите чередование либо искренней преданности Господу и ниспосылаемого от Него за это благоденствия, либо отступления от веры и вразумительных затем наказаний. Благословение Божие напрямую связано с верностью Ему. В этом смысле будет показателен такой случай, происшедший в нашей стране в конце XIX века. В Орловской губернии стояла страшная засуха. Жители Евтинского селения решили совершить на полях молебен о дожде. Для этого собрали деньги, но молодежь решила пропить собранное с той мыслью, что силой у Бога дождя не возьмешь. Когда средства были растрачены, то брызнул маленький дождик, и все остались довольны своим поступком. Но на другой день, когда предполагался молебен, при совершено ясном небе, над селением появилось небольшое облако. С страшным вихрем из него пошел град, который уничтожил в поле рожь и выбил в домах окна. Гонимый ветром град завернул на яровое поле, где также ничего не оставил. При этом, ни одно соседнее селение не было задето. Но теперь важно затронуть один давний вопрос. Определяется ли богоизбранность только национальностью? Благодаря чему человек или общество оказываются избраны Богом? - Благодаря все той же верности! В этом смысле избран был Иов, живший задолго до Авраама. Иов отличался удивительной праведностью. Казалось, Бог не должен допустить с ним никакого несчастья. Но вот он теряет все имущество, лишается детей, заболевает проказой. И тем не менее, Иов сохранил верность Господу. За это Бог возвращает ему все: здоровье, детей, имущество. Избран был Лот, племянник Авраама, живший в Содоме и сохранивший себя в чистоте, хотя весь город пребывал в духовном и телесном растлении. Содом и Гоморра были наказаны нисшедшим с неба огнем, на их месте образовалось Мертвое море - соленое озеро, в котором и близ которого нет ничего живого и по сей день. Лот был избавлен ангелами. А его жена, которая, вопреки повелению, обернулась посмотреть на сожигаемый город, превратилась в соляной столб. Не само происхождение по плоти от Авраама делало автоматически избранником Божиим. Так, среди внуков Авраама - Исава и Иакова избран был только Иаков (его второе духовное имя Израиль), потому что Исав оказался не верен, продав за чечевичную похлебку свое первородство. Верен был Богу Иосиф, один их двенадцати сыновей Иакова: братья из зависти продали его египтянам, но за его смирение Господь возвел Иосифа в звание первого начальника после фараона. Иосиф простил братьев и помог всему роду Иакова переселиться в Египет, чтобы сохранилась их жизнь. Благочестие этих праведников было подобно небольшим щелочкам в плотно закрытой двери, через которые лучики света проходят в холодный мрак помещения. Господь для того и созидал богоизбранный народ, чтобы, имея кровное родство по происхождению от Авраама, они имели родство и духовное, источая свет веры в Бога истинного всему миру. Род Иакова (внука Авраама) умножился в Египте, это вызывало недовольство фараонов. Египтяне посчитали израильтян политической оппозицией, они стали притеснять их и наконец решили истребить совсем. Тогда молодое деревце благочестия было бы срублено на корню, не успев принести плода. Но Господь избирает человека, миссия которого оставила существенный след не только на судьбе израильского народа, но и в истории всего человечества. Это пророк Моисей. Когда Моисей находился в Синае возле горы Хорив, то увидел терновый куст объятый пламенем, но при этом не сгоравший. И вдруг Сам Бог обратился к Моисею из этого пламени и призвал вывести избранный народ из египетского рабства. Господь даровал Моисею силу пророчествовать и творить чудеса. Таким образом, Бог Сам являет необходимость посредника в деле спасения людей. И это справедливо, потому что посредник - не тот, кто стоит между мной и Богом, но кто меня к Богу ведет. Со времени Моисея в богоизбранном народе пророки часто появлялись, они возвещали волю Божию и открывали людям глаза на настоящее, прошлое и будущее. Моисей вывел народ из Египта. Людям сопутствовали явные чудеса. Когда они подошли к Красному морю, то, по молитве Моисея, воды расступились, и народ прошел по дну как по суше. Господь привел их к той же горе Хорив, где призвал Моисея, и здесь Он даровал народу, а лучше сказать, всему человечеству Свои заповеди. Данный закон Божий сохранялся письменно. Люди различных национальностей, живущие в разное время, получили возможность приобщиться Откровению Божию. Но, с другой стороны, письменный закон означал, что сердце людей далеко отстоит от истины. Потому что письменный закон нужен тем, у кого молчит или часто заблуждается совесть. "По настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставление чрез них" (святитель Иоанн Златоуст). Действительно, даже богоизбранный народ часто впадал в заблуждения. Моисей еще был на горе в общении с Богом, а народ внизу уже сделал идола - золотого тельца и стал поклоняться ему. Господь привел израильтян к Земле обетованной (Палестине) - прекрасной, плодородной, а люди впали в малодушие и были наказаны сорокалетним странствованием в пустынях Аравии. Бог являл им постоянные чудеса: посылал хлеб с неба - манну, изводил воду из камня и т.п., а люди все время роптали. Души людей огрубели, стали жестки по отношению к добру, зато с легкостью, подобно промокашке, впитывали в себя чужое нечестие. Поэтому в пределах обетованной земли израильтянам возвещено истребить все живущие там языческие народы, никого не жалея - чтобы народ израильский не заразился их язычеством. Наследовав землю, богоизбранный народ имел богатую и поучительную историю, о чем вы подробнее узнаете из Священных книг Библии. Вначале народ держался теократии (богоправления), им управляли богодухновенные люди - судьи. Затем народ решил избрать царя, как то было у всех: но буквально после третьего властителя народ пришел в волнение и разделился на два царства. Они пережили много войн, наконец главная столица богоизбранных людей - Иерусалим потерпела поражение, величайшая святыня - храм была расхищена, а люди отведены в вавилонский плен. Через некоторое время потомки Авраама вновь вернулись в землю обетованную. Сама история их постоянно свидетельствовала, что благоденствие возможно лишь при верности Богу, и именно этим определяется богоизбранность. ЗАКОН ТВОЙ - УТЕШЕНИЕ МОЕ Представьте, что вам подарили автомобиль, вы решили поехать похвастаться другу, а законов дорожного движения не знаете. Наверное, такой водитель будет хвастаться уже из больницы. Или вы решили идти через дремучий лес, а точный путь не известен. Тоже не лучший вариант. Теперь скажите, кому подобно человечество? Наверное, и вправду потерянному страннику, блуждающему в темном лесу. Какова же будет радость такого странника, если вдруг вдали он заметил огонек, свидетельствующий о жизни, а значит и о спасении самого странника. Духовный огонек, указывающий путь к небесной вечной жизни - заповеди Божии. "Закон Твой - утешение мое… Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты сделал меня мудрее врагов моих… Великий мир у любящих закон Твой и нет им преткновения", (Пс. 118: 1, 77, 97 - 98, 165) - воспевал царь Давид. Посредством пророка Моисея Господь дал человечеству десять заповедей (Исх. 20: 1 - 17). В них заповедан путь, следуя которому, человек минует многие ненужные ошибки. Каждая заповедь - указатель, знак, как человеку стоило бы поступать, чтобы избежать духовных травм и не заблудиться в буреломе жизни. Заповеди Божии подобны законам природы. Те и другие установлены Одним Творцом, они дополняют друг друга. Первые обращены к душе, а вторые регулируют бездушную материю. Но если природа безусловно подчиняется физическим законам, то человек свободен в следовании заповедям. Впрочем, вы знаете, к чему ведет нарушение установленных законов. Наконец, скажите еще: можно ли достичь совершенства и счастья, не исполняя заповедей Господа? В древности великие мастера передавали свое искусство только верным и послушным сыновьям. Так и Небесный Отец только Своим верным детям - людям, соблюдающим заповеди, откроет удивительные тайны и подарит чудные дары. Давайте обратимся к каждой из заповедей. 1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня. Помните, как в детстве родители вам строго запрещали: "Не ходите с посторонними людьми! Не садитесь в лифт с незнакомцами! Не соглашайтесь на предложение покататься на машине!" Родители были правы: посторонние дяди часто жестоко обманывают. Доверие родителям оказалось лучше многих катаний с разными незнакомцами. Для Бога - мы все дети. Часто непослушные, своевольные, но все же дети. Он искренно любит нас и очень не хочет, чтобы мы попались на удочку "незнакомца". О каких же "незнакомцах" идет речь? В данной заповеди Господь отвергает принцип: все равно как верить, и в кого верить, лишь бы верить. "Я Господь Бог твой" - истинный Бог один, поэтому и вера истинная может быть только одна. В каждой нехристианской религии, в каждой секте, в каждом инославном учении предлагается свое представление о Боге, и часто действительный образ Бога искажается до неузнаваемости. Поэтому "да не будет у тебя иных богов" - ложных представлений о Боге. Только в богооткровенной вере человеку дается правильное о Боге знание, потому что здесь Господь обращается к человеку Сам. Но люди любят спрашивать: "А что мне за это будет?" За это вам ничего не будет! - ничего плохого, никаких лишних страданий, внутренней неудовлетворенности, мук! А если серьезно, то народная мудрость давно высказала такую пословицу: "С Богом и в аду будет рай, без Бога и в раю будет ад". Хотите ли стать вечными, и не просто вечными, а вечно счастливыми? Конечно, ведь этого все хотят. А вечен - Бог, Он - Источник радости, блаженства, счастья. Поэтому кто будет с Богом, у того будет все. Слова "Я Господь, Бог твой…" значат "Я рядом с тобой; во Мне ты найдешь крепость, утешение, радость…". От Господа человеку дается все доброе, светлое, святое. Только с помощью Божией можно победить зло и в самом себе и в окружающем мире. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не покланяйся им и не служи им. Что такое кумир, и почему от него, лучше всего, отказаться? Кумир есть идол, принимаемый за божество, сделанный по воображению человека, которому приносится поклонение, как Богу. В древности идолы иногда изображали определенные силы природы, которые олицетворялись и почитались как властители мира. Некоторые (надеемся, что среди вас таких нет) чрезмерно почитают амулеты, камушки и т.д., думая, что те сделают их жизнь счастливой. В наше время кумирами буквально называют известных киноактеров, спортсменов, певцов и певиц, неординарных людей и т.д. В них видят идеал жизни, о них постоянно говорят и думают, собирают материал в СМИ, им пытаются подражать. Таким образом, поведение некоторых людей, привлекающих к себе внимание в течение своей, на самом деле недолгой жизни, становится эталоном для других. Такой кумир всегда налагает оковы на образ мыслей многих, прельщает их жить по своему шаблону. А несчастные послушно следуют за ним, забывая, что созданы по образу Божию, и что только стремление к Первообразу подаст жизни полноту и приобщит человека к вечности. Кумирами могут быть и привычки: греховные - курение, наркомания, пьянство, накопление богатства, азартные игры и т.п., и "безобидные", - хобби, - собирание марок, игра в футбол, просиживание за телеэкраном и т.д. Кумир, будь то деревянный идол, сила природы, человек или пристрастие, есть всегда мыльный пузырь, который, переливаясь на солнце, кажется интересным и что-то значащим, но по сути своей ничто - пустота. Дуньте на него, и он лопнет. Правда, некоторые кумиры лопают от злости, когда им не хотят поклоняться. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Когда имя Божие употребляется напрасно? Когда произносится легкомысленно, в бесполезных и суетных разговорах, без благоговения. А задумывались ли вы, для чего людям, вообще, открыто имя Божие? Наверное, для того, чтобы можно было общаться с Богом, возносить к Нему свою молитву. Если же имя Божие произносится между делом, в обычных житейских разговорах, неосознанно, то где же здесь общение с Господом? Вы знаете, что сила слова велика. И если бы люди поняли, какую ответственность мы несем за слова, то они бы почти не разговаривали. Один пьяница дал зарок не пить водки и поклялся: "Если еще напьюсь, так пусть выворотится язык мой, которым теперь заклинаюсь". Однажды, по уговору приятелей, он выпил предложенную стопку, и тотчас почувствовал, что язык его как будто перевернулся, потерял свободу и легкость движений, а на другой день и совсем перестал двигаться. Словом можно убить и воскресить. Произнесение имени Божия способно спасти и погубить человека - в зависимости от того, как мы его произносим. В истории известно много случаев, когда ропот или хула на Бога мгновенно наказывались жестокой болезнью или даже смертью. В городе Риме некий человек имел сына лет пяти, которого любил, но почти не воспитывал. Мальчик, которому во всем потворствовали, привык произносить скверные слова, в том числе упоминая имя Божие. Отец не запрещал ему этого. Во время моровой язвы мальчик смертельно заболел. И когда отец держал ребенка на коленях, мальчик вдруг затрепетал, закрыл глаза и с криком: "Папа, отними меня у них!" - спрятал лицо в одежду своего родителя. Он старался от кого-то укрыться.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar