Меню
Назад » »

Валерий Духанин / О ВЕЧНЫХ ВОПРОСАХ ЖИЗНИ (8)

ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ (отрывок) Вильгельм Гауф …Они шли вверх по крутой тропе и вскоре очутились возле мрачного глубокого ущелья с отвесными стенами. Голландец Михель (так звали лесного духа) легко сбежал вниз по скале, словно то была гладкая мраморная лестница; но тут Петер (главный герой повествования) едва не лишился чувств: он увидел, как Михель, ступив на дно ущелья, сделался ростом с колокольню; великан протянул ему руку, длиной с весло, раскрыл ладонь, шириною с трактирный стол, и воскликнул: - Садись ко мне на ладонь да ухватись покрепче за пальцы - не бойся - не упадешь! Дрожа от страха, Петер сделал, как ему было велено,- сел к Михелю на ладонь и ухватился за большой палец. Они спускались все глубже и глубже, но, к великому удивлению Петера, темнее не становилось,- напротив того, дневной свет в ущелье стал словно бы еще ярче, так что было больно глазам. Чем ниже они спускались, тем меньше делался Михель, и теперь он стоял в прежнем своем облике перед домом… Голландец Михель стал расписывать Петеру радости жизни, чужедальние страны, города и реки, так что тому под конец страстно захотелось все это повидать, в чем он и признался честно Голландцу. - Будь ты даже смел духом и крепок телом, чтобы затеять большие дела, но ведь стоит твоему глупому сердцу забиться чаще обыкновенного, и ты дрогнешь; ну, а оскорбления чести, несчастья - зачем смышленому парню беспокоиться из-за таких пустяков? Разве у тебя голова болела от обиды, когда тебя на днях обозвали мошенником и негодяем? Разве у тебя были рези в животе, когда явился окружной начальник, чтобы выкинуть тебя из дому? Ну-ка скажи, что у тебя болело? - Сердце,- отвечал Петер, прижав руку к взволнованной груди: в этот миг ему почудилось, будто сердце его как-то пугливо заметалось. - Не обижайся, но ведь ты не одну сотню гульденов швырнул паршивым нищим и прочему сброду, а что толку? Они призывали на тебя благословение Божье, желали здоровья,- ну и что? Стал ты от этого здоровее? Половины этих денег хватило бы на то, чтобы держать при себе врача. Благословение Божье - да уж нечего сказать, благословение, когда у тебя описывают имущество, а самого выгоняют на улицу! А что заставляло тебя лезть в карман, как только нищий протягивал к тебе свою драную шапку? Сердце, опять-таки сердце,- не глаза и не язык, не руки и не ноги, а только сердце,- ты, как верно говорится, принимал все слишком близко к сердцу. - Но разве можно от этого отвыкнуть? Вот и сейчас- как я ни стараюсь заглушить в себе сердце, оно у меня колотится и болит. - Да уж где тебе, бедолаге, с ним сладить! - со смехом вскричал Голландец Михель.- А ты отдай мне эту бесполезную вещицу, увидишь, как тебе сразу станет легко. - Отдать вам - мое сердце? - в ужасе воскликнул Петер.- Но ведь я тогда сразу умру! Ни за что! - Да, конечно, если бы кто-нибудь из ваших господ хирургов вздумал вырезать у тебя сердце, ты бы умер на месте, но я это делаю совсем по-другому - зайди сюда, убедись сам. С этими словами он встал, открыл дверь в соседнюю комнату и пригласил Петера войти. Сердце юноши судорожно сжалось, едва он переступил порог, но он не обратил на это внимания, столь необычайно и поразительно было то, что открылось его глазам. На деревянных полках рядами стояли склянки, наполненные прозрачной жидкостью, и в каждой заключено было чье-нибудь сердце; ко всем склянкам были приклеены ярлыки с именами, и Петер их с любопытством прочел. Это было собрание наиболее почтенных сердец из всех городов и селений на двадцать часов пути окрест. - Смотри! Все эти люди покончили с житейскими заботами и треволнениями, ни одно из этих сердец больше не бьется озабоченно и тревожно, а их бывшие обладатели чувствуют себя превосходно, выставив за дверь беспокойного жильца. - Но что же у них теперь вместо сердца? - спросил Петер, у которого от всего увиденного голова пошла кругом. - А вот это,- ответил Голландец Михель; он полез в ящик и протянул Петеру каменное сердце. - Вот оно что! - изумился тот, не в силах противиться дрожи, пронизавшей все его тело. - Сердце из мрамора? Но послушай, господин Михель, ведь от такого сердца в груди должно быть ой-ой как холодно? - Разумеется, но этот холод приятный. А на что человеку горячее сердце? Зимой оно тебя не согреет - хорошая вишневая наливка горячит вернее, чем самое горячее сердце, а летом, когда все изнывают от жары, ты и не поверишь, какую прохладу дарует такое сердце. И, как я уже говорил, ни тревога, ни страх, ни дурацкое сострадание, ни какие-либо иные горести не достучатся до этого сердца… … Они опять уселись за стол в горнице и пили, пили до тех пор, пока Петер не погрузился в глубокий сон. Петер-угольщик проснулся от веселой трели почтового рожка и - гляди-ка! - он сидел в роскошной карете и катил по широкой дороге… Он сам себе удивлялся, что нисколько не грустит, впервые покидая родимый тихий край, леса, где он так долго жил, и что, даже вспоминая о матери, которая осталась теперь сирая, без куска хлеба, не может выжать из глаз ни единой слезинки, ни единого вздоха из груди; ибо все теперь стало ему в равной степени безразлично. "Ах да, - вспомнил он, - ведь слезы и вздохи, тоска по родине и грусть исходят от сердца, а у меня теперь - спасибо Голландцу Михелю - сердце холодное, из камня". Он приложил руку к груди, но там все было тихо, ничто не шевелилось… Наконец он наткнулся на какой-то саквояж, и в нем оказалось много тысяч талеров золотом и чеками на торговые дома во всех больших городах. "Вот и сбылись мои желания", - подумал Петер, уселся поудобнее в угол кареты и помчал в далекие края. Два года колесил он по свету, глядел из окна кареты направо и налево, скользил взглядом по домам, мимо которых проезжал, а когда делал остановку, замечал лишь вывеску своей гостиницы, потом бегал по городу, где ему показывали разные достопримечательности. Но ничто его не радовало - ни картины, ни здания, ни музыка, ни танцы; у него было каменное сердце, безучастное ко всему, а его глаза и уши разучились воспринимать прекрасное. Только и осталось у него радости, что есть и пить, да спать; так он и жил, без цели рыская по свету, для развлечения ел, от скуки спал. Время от времени он, правда, вспоминал, что был, пожалуй, веселей и счастливей, когда жил бедно и принужден был работать, чтобы кормиться. Тогда ему доставляли удовольствие вид красивой долины, музыка и танцы, и он мог часами радоваться в ожидании немудрящей еды, которую мать приносила ему к угольной яме. И когда он вот так задумывался о прошлом, ему казалось невероятным, что теперь он не способен даже смеяться, а ведь раньше он хохотал над самой пустячной шуткой. Теперь же, когда другие смеялись, он лишь из вежливости кривил рот, но сердце его нисколько не веселилось. Он чувствовал, как спокойно у него на душе, но доволен все-таки не был. Но не тоска по родине и не грусть, а скука, опустошенность, безрадостная жизнь в конце концов погнали его домой. Когда он выехал из Страсбурга и увидел родной лес, темневший вдали, когда до его слуха донеслась громкая, гортанная, но благозвучная родная речь, то он невольно схватился за сердце; ибо кровь в его жилах побежала быстрее и он готов был и радоваться и плакать в одно и то же время,- но вот глупец!- сердце-то у него было из камня. А камни мертвы, они не смеются и не плачут… Что же случилось с людьми после грехопадения? Душа сама собою стеснена, Жизнь ненавистна, но и смерть страшна, Находишь корень мук в себе самом, И небо обвинять нельзя ни в чем. М. Ю. Лермонтов Как изобразить весь ужас случившегося с нашими прародителями? Кем они были, и чем стали? Можно ли нам, родившимся уже вне райских врат, в полноте осмыслить происшедшее? Представьте себе юного человека с прекрасным, дышащим девственной красотой лицом, без всякого телесного порока. И вдруг черты его нежного и милого лица пересекает широкий, грубый шрам. Так обезобразил нас грех. Грех - это ужасный шрам на лице богозданной души. Конечно, мы несем отблески вечно юной красоты образа Божия. Золото, даже если лежит в грязи, остается золотом. Только, греховная порча наложила глубокий рубец на богозданное естество человека. Ум потерял прежнюю проницательность и мудрость. Познание теперь достигается с большим трудом и многими ошибками. Порой, независимо от желания самого человека, его ум рождает злые, эгоистичные, лукавые мысли. Сердце потеряло невинность и святость. В нем уже нет покоя, мира, чистой любви к Богу и людям. Теперь оно стремится к земным благам, как к источнику счастья. В чувствах сердца царит полный беспорядок и смятение. Воля утратила прежнюю свободу и направленность к Богу, стала злой и грехолюбивой. Душа оказалась в невидимых для глаз оковах, которые изнутри диктуют свои условия. Человек теперь нуждается в больших усилиях, чтобы побороть наклонность воли ко злу и идти по пути добра. Само различие добра и зла стало труднодоступно. Тление естества Греховная дисгармония человеческого естества проявилась также в том, что тело вышло из повиновения душе. Жизненным началом вместо духа стала плоть, влекущая к чувственности, к порочным, страстным наслаждениям. С потерей животворящей благодати, в естестве человека со всей силой проявилось тление. Это выразилось в появлении усталости, болезней, необходимости сна, чувствах голода и жажды. Подобные немощи естественны человеческой природе, как сотворенной, но до падения они покрывались обильным действием Божией благодати. Теперь же тление проявилось в человеке со всей силой, наше тело не просто развивается - оно стареет. В организме идет постоянный распад старых клеток. Наконец, земная жизнь каждого завершается разлучением души и тела с полным истлением последнего. Господь произнес приговор: "Возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься" (Быт. 3: 19). Люди изгоняются из Рая, отныне доступ к древу жизни им закрыт. По причине падения человека - царя природы, и весь мир заражается злом. Грех внедряется туда, где прежде царствовала благодать. Сатана словно похищает достоинство человека и сам становится князем мира сего. Природа теперь враждебна к человеку, люди страдают от перемен климата, от жары и холода. Земля утрачивает силу плодородия. Возникают губительные стихии, наносящие ущерб всему живому, сводящие на нет тяжелый человеческий труд. Среди животных появились хищники, опасные для человека. В мире природы проливается кровь. Но это не все. Каждый из вас родился с таким неприятным явлением в душе, которое называется Первородный грех Может ли из горького источника течь сладкая вода? Разве только теперь, когда из вредных химических веществ изготавливают приятные газированные напитки. Но грех порождает грех, а новорожденный младенец перенимает недуги родителей. Все, кто родился от Адама и Евы, заимствовали их греховное состояние. Полетел молодец ясным соколом, а Горе за ним белым кречетом, Молодец полетел сизым голубем, а Горе за ним серым ястребом, Молодец пошел в поле серым волком, а Горе за ним з борзыми вежлецы. Молодец стал в поле ковыль-трава, а Горе пришло с косой вострою; да еще Злочастие над молодцем насмиялося: "Быть тебе, травонка, посеченой, лежать тебе, травонка, посеченой и буйны ветры быть тебе развеяной!" Повесть о Горе-Злочастии Преподобный Макарий Великий описал это так: "Видимый мир, от царей и до нищих, весь в смятении, в нестроении, в борьбе, и никто из них не знает тому причины, то есть этого явного зла привзошедшего вследствие Адамова преслушания, этого жала смерти; потому что прившедший грех, как разумная некая сила и сущность сатаны, посеял всякое зло: оно тайно действует на внутреннего человека и на ум, и борется с ним помыслами; люди же не знают, что делают сие, побуждаемые чуждою некою силою, напротив того, думают, что это естественно, и что делают сие по собственному своему рассуждению". В падшем человеке живет внутренний источник греховных движений и помыслов. Это называется первородным грехом. Его наследовали все люди. Первородный грех - внутреннее активное злолюбивое начало в человеке. Активность его напрямую связана с доступом в сердце человека лукавых духов. По свидетельству преподобного Макария Великого, "как скоро Адам преступил заповедь, - змий вошедши стал властелином дома, и он при душе, как другая душа… вошедши в душу, он стал ее членом, он прилепился даже к телесному человеку, и в сердце струится множество нечистых помыслов". В каждом потомке Адама в определенной степени действует дьявол, с момента зачатия человека он разрушает его естество и склоняет его волю ко злу. Где грех, там и дьявол, а от прародителей все человеческое потомство унаследовало состояние греховное. "Адамову роду, - говорит тот же святой, - невозможно было бы до такой степени совратиться в порок и лукавство, если бы не вошла в него предварительно закваска порока, то есть грех - эта какая-то умная и мысленная сила сатаны". Грех - диктатор Враг, занявший крепкий некогда город, пытается полностью закрепить свое могущество внутри его стен. Он тщательно разыскивает спрятанные богатства и нагло присваивает их себе. Деспот-победитель старается подорвать оставшиеся силы жителей, беспрекословно подчинить их своей власти. Город подвергается разорению. Грех, вошедший в естество падшего человека, влечет людей к постоянной духовной деградации. Он внушает душе лукавые, злые мысли, навязывает недобрые чувства, понуждает к дурным делам. Грех извращает естественные способности человека, а все жизненные потребности пытается превратить в пороки. Невидимый враг стремится действия душевных и телесных сил человека исказить, направить на вред самому человеку. Молодец пошел пеш дорогою, а Горе под руку под правую научает молодца богато жить, убити и ограбити, чтобы молодца за то повесили или с каменем в воду посадили. Повесть о Горе-Злочастии Неправильное действие душевно-телесных сил, превратившись в дурную привычку, становится греховной страстью. Человек словно каменеет в том обличье греховных мыслей, чувств и дел, на которые его толкал изнутри невидимый враг. Основные греховные страсти Искушение лукавых духов и возникновение затем греховной страсти совершается, в основном, по восьми следующим направлениям, каждая из которых - совокупность многих греховных наклонностей: Чревоугодие - неумеренное стремление к наслаждению едой и питьем, предпочтение более вкусу пищи нежели ее пользе, желание поплотней поесть, пристрастие к изысканным напиткам. Как говорил Гамлет: Что значит человек, Когда его заветные желанья - Еда да сон? Животное - и все. Наверное, самый пагубный из всех видов невоздержания - это пьянство. Вы все видели пьяных и их поведение. Трагедия этой страсти в том, что человек, как правило, не подозревает, что подобное может случиться с ним. Один крестьянин рассказывал о себе: "Мне было три года. Отец мой находился в услужении у помещика, который был мне крестным отцом. Я часто бывал в барских комнатах. Помещику от нечего делать пришла фантазия потешиться видом пьяного ребенка. И он начал поить меня вином. Я пил с удовольствием, напивался пьян, куролесил, а мой крестный покатывался со смеху. Когда мне было лет шесть, мы жили в уездном городе, на квартире у одной старухи-пьяницы. Как, бывало, мать со двора, так старуха снарядит меня в кабак. Куплю косушку и распиваем ее вместе. Конечно, мне перепадало немного, так что мать долго не замечала, а когда заметила, то эту квартиру мы оставили. Но я уже втянулся и так нуждался в водке, что стал просить и плакать. Мать не знала, что и делать. Отец поступил просто: выдрал меня как следует. Что не говори, но это старое средство оказалось верным: до семнадцати лет я не пил водки, а когда попробовал ее, то уже не нашел ее такой вкусной, какой находил в детстве". Пьяный способен на все остальные грехи. Поэтому святитель Тихон Задонский замечал: "Никто не бывает так любезен диаволу, как в пьянстве пребывающий". Пьяный легко попадает во власть нечистого. В этом смысле уместно привести воспоминание писателя Алана Маршалла: "Однажды вечером две сиделки ввели в нашу палату пьяного, доставленного в больницу полицией. Я смотрел на него с удивлением и испугом, потому что он был во власти какой-то силы, с которой не мог совладать. Его била дрожь, из раскрытого рта вяло свисал язык. Когда его проводили через открытую дверь, он посмотрел на потолок и закричал: - Эй, ты, что ты там делаешь? А ну, слезай! Сейчас я с тобой разделаюсь! - Там ничего нет, - сказала одна из сиделок…" Блуд - добрачная половая жизнь, нарушение супружеской верности, принятие нечистых помыслов и наслаждение ими, мысленное воображение разврата, воспроизведение блудных ощущений в теле. Однажды святой Иоанн Мосх (VI - VII вв.) увидел знаменитую блудницу, проходившую в сопровождении поклонников мимо храма. Священники потупили очи долу, чтобы избежать соблазна, а святой Иоанн пристально смотрел на нее, пока она не скрылась за углом. Когда священники подняли глаза, Иоанн сказал: "Я смотрел на нее и благодарил Бога, создавшего эту дивную красоту, и плакал о том, что она пребывает в такой степени поругания и нечистоты". Блуд - это осквернение красоты и чистоты человека. Сребролюбие - жажда богатства, увлечение роскошью, ненасытное желание приобретать движимое и недвижимое имущество, скупость, жадность, присвоение чужого, жесткость по отношению к нуждающимся. В печальной легенде Гауфа "Стинфольская пещера" рыбак до того заболел сребролюбием, что решил обратиться за помощью к дьяволу. "Лучше мне попасть в ад, чем и впредь видеть эти голые стены и жить в нищете", - произносит несчастный. Демоны указали ему на место затонувшего корабля с сокровищами и предложили нырять. Нырнув раз, он достал ларец с золотом. Ему показалось мало. Нырнув вторично, он уже не вынырнул. Гнев Как жар Горячки, он в крови моей клокочет. Избавь меня от этого огня. Пока он жив, нет жизни для меня… Гнев, иссуши мой мозг! Соль слез моих, В семь раз сгустясь, мне оба глаза выжги! (Шекспир, "Гамлет") Так безобразен гнев. Это - вспыльчивость, ненависть к кому-либо, вражда, память обид, желание мести, осуждение ближних, клевета, быстрое возбуждение на спор, жестокость в словах и делах. Печаль Шекспир словами одного из героев описывает печаль Ромео: Он бродит и росистый пар лугов Парами слез и дымкой вздохов множит. Однако, только солнце распахнет Постельный полог в спальне у Авроры, Мой сын угрюмо тащится домой, Кидается в свой потаенный угол И занавесками средь бела дня Заводит в нем искусственную полночь. Откуда этот неотступный мрак? Хочу понять и не пойму никак. Печаль - это огорчение, тоска, отсутствие надежды на Бога и неблагодарность Ему, малодушие, безысходная неудовлетворенность жизнью, ропот. Уныние Одинок я - нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем… М. Ю. Лермонтов Это - лень ко всякому доброму делу и особенно к молитве, внутреннее расслабление, беспечность и бессилие души, равнодушие ко всему святому, небрежность и неблагоговение, праздность, желание чрезмерного сна и неги, пустословие, бесчувствие, ожесточение и отчаяние. Тщеславие - желание и поиск славы среди людей, любовь к похвале, жажда почестей, хвастовство, незнание собственных недостатков, излишнее внимание к своим красоте и достоинству, зависть к другим, лукавство, лицемерие, притворство. Гордость Пушкин описывает данную страсть в исповеди вымышленного поэта: Мне богом было - я, любви предметом - я, В я заключалися и братья и друзья, Лишь я был мой и царь и демон обладатель… Это - эгоцентризм, любовь только к себе, ложное сознание своего превосходства, признание доводов собственного ума за мерило истины, поиск удовлетворения только своих желаний, сознательное противление Богу, отвержение веры, мнение о собственном всесилии, дерзость, хула на все святое, самообожествление. Страсти - идолы Святитель Иоанн Златоуст говорил: "Ничто не причиняет нам столько страданий, как действующие в душе страсти. Все другие бедствия действуют отвне, а эти рождаются внутри; отсюда и происходит особенно великое мучение. Хотя бы весь мир огорчал нас, но если мы не огорчаем сами себя (подчинением какой-либо страсти), то ничто не будет для нас тяжким". И гордость, и привязанность к земным интересам, и плотские пороки, и все остальные греховные страсти порабощают человека. По замечанию святого Тихона Задонского, "страсти есть внутренние идолы в сердце человека". Эти идолы требуют поклонения себе, они запрещают обращаться к Богу. Однажды преподобный Макарий, проходя с иноками через Египет, услышал слова отрока, который говорил своей матери: - Матушка! Один богач любит меня, а я ненавижу его, а такой-то бедный ненавидит меня, а я люблю его. Услышав это, святой Макарий удивился. Иноки спросили его: - Что значат эти слова, что ты, отец, им удивился? Старец ответил: - Действительно, Господь наш богат и любит нас, а мы не хотим Его слушать, а враг наш, диавол, беден и ненавидит нас, а мы любим его скверны! Поэтому, кто желает достичь духовной свободы, тому придется бороться с самим собой, с теми страстями, которые буквально приросли к нам, словно стали нашей второй природой. В этом смысле христиане говорят: самая трудная победа - это победа над самим собой. Но Бог поможет одолеть любую страсть. Победившему - и награда велика. Итак, вперед, к победам! ПОИСК УТРАЧЕННОГО БОГА В начале 1940-х годов на нашей планете создавались детские концлагеря. Нацисты, порой неожиданно, отбирали у родителей детей и отправляли в далекое заточение. Иногда дети были настолько маленькие, что не могли запомнить свою фамилию. Родители кричали им вслед, чтобы те хоть что-то сохранили в своей памяти, так им хотелось потом найти друг друга. Они расставались навсегда. Земля наполнилась глубокими рыданиями. Плач о потерянных родителях, жуткий холод одиночества, бесчеловечное отношение захватчиков пронизывали души детей. На самом деле, в таком положении давно оказалось все человечество. Люди потеряли Небесного Отца. С момента утраты Рая земля находится в непрерывном плаче. И если скорбь о потере близкого человека - самая сильная скорбь, то утрата Бога - Отца всех людей - горе неописуемое. Можно ли спастись своими силами? Если человек упал с корабля в открытом море, то сможет ли сам доплыть до берега? Конечно, вы приведете примеры прекрасных плавцов, которые могут долго держаться на воде. Но согласитесь, что океан еще никто не переплыл. Поэтому упавший с корабля все же нуждается, чтобы кто-то бросил ему спасательный круг, позаботился о его здоровье и жизни, помог возвратиться на родину. Отпав от Бога, люди не способны самостоятельно вернуться в Рай. Никто открыть себе двери Неба не в силах. Вы знаете, что древних узников заковывали в кандалы, либо приковывали прочными цепями к каменной стене. Голыми руками не разорвать эти цепи. А душа человека оказалась в оковах обольстившего его демона. Грех, поселившийся в сердце, как в собственном доме, диктует свои условия. Правда, на закате райской жизни человек вдруг увидел последний луч надежды - Бог предсказал, что семя жены поразит главу змея (Быт. 3: 15). Это значило, что когда-то родится Спаситель, Который сокрушит державу обольстителя. Невинный и Чистый, Спаситель прольет Свою Кровь за грехи человека и тем самым освободит его от оков змея невидимого. И вера затеплилась в сердцах людей. Они стали приносить Богу в дар свои жертвы: телят, ягнят, различных животных и плоды своих трудов. Читая Ветхий Завет, у вас естественно возникнет вопрос: зачем было нужно проливать в этих жертвах кровь невинных животных? Разве нуждается Бог, вообще, в жертвах, тем более кровавых? Конечно же, Бог не нуждается в жертвах. В них нуждались люди. Жертвоприношения Ветхого Завета были глубоко символичны. Проливаемая кровь невинных животных предъизображала Кровь грядущего Спасителя, которая прольется за грехи всех людей и очистит их. Кровавые жертвы были свидетельством огрубевшего человека о надежде на очищение своей души в будущем. Одновременно, человек стал учиться молиться. "Тогда начали призывать имя Господа Бога" (Быт. 4: 26), - говорит Священное Писание. Утратив непосредственное духовное видение Творца, человек ищет Его умом и сердцем, с покаянными чувствами обращается к Нему. Чертог Твой вижу, Спасе мой, Он блещет славою Твоею, - Но я войти в него не смею, Но я одежды не имею, Дабы предстать перед Тобой. О, Светодавче, просвети Ты рубище души убогой, Я нищим шел земной дорогой: Любовью и щедротой многой Меня к слугам Своим причти. П. А. Вяземский Это была только надежда, потому что, какое бы добро ни делал сам человек, он не мог исцелить собственную природу. Даже величайшие праведники Ветхого Завета, весь смысл своей жизни положившие в служении Богу, не могли освободиться от греховной порчи. Первородный грех оставался в их сердце, хотя бы подавлялись все его проявления. Поэтому все ветхозаветные праведники по смерти сходили во ад, то есть место, где нет близости к Богу, место тоски и скорби. Однако и там их души хранили надежду на грядущего Спасителя. Но давайте внимательней посмотрим на Человечество вне райских врат К примеру, этого цветка сосуды: Одно в них хорошо, другое худо. В его цветках - целебный аромат, А в листьях и корнях - сильнейший яд. В таком же постоянном раздвоенье И сердца каждодневное биенье. Однако в тех, где побеждает зло, Зияет смерти черное дупло. Шекспир, "Ромео и Джульетта" Читая страницы Ветхого Завета, вы увидете, что в роде человеческом после изгнания прародителей из Рая присутствуют две линии бытия. Обе яркие, насыщенные переживаниями бесчисленного числа людей, при этом, обе противоположные друг другу. Первая - глубокая вера в Бога, скорбь об утраченной близости к Нему и живая надежда на грядущего Спасителя. Об этом свидетельствовали молитвы и жертвы людей праведных. Вторая - патологическая прогрессия греха. Проказа духовной нечистоты, передаваясь от поколения к поколению, развивается на душевно-телесном естестве людей, захватывает новые живые клетки и умерщвляет их. Потихоньку зло достигает невиданных размеров. Очевидный пример проявления двух указанных тенденций заметен уже в первых детях Адама и Евы. Это известные вам Каин и Авель Первенцем был Каин, а затем родился Авель. Хотя они жили вместе, однако духовная жизнь братьев развивалась по двум противоположным направлениям. Когда они решили принести жертву Богу, то Авель принес в дар лучшее от своих стад, а Каин - плоды какие придется. За этим стояло их личное духовное отношение к Богу. Господь видел их сердце, и Он принял жертву Авеля, а жертву Каина отверг. Ведь для Него ценна не величина пожертвований, а чистота сердца. Говорят, дым от жертвы Авеля вознесся к небу, а от жертвы Каина стелился по земле. Каину следовало тогда понять, что надо быть более внимательным к своей душе. А он чрезмерно опечалился. Господь, желая помочь Каину, сказал: "Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт. 4: 7). В этих тихих, мирных словах Небесного Отца вы откроете две истины. Во-первых, здесь указывается на глубокое духовное повреждение человека, которое, если не сдерживается, то влечет к совершению злых дел. Во-вторых, Господь не оставляет человека ни в каком искушении и всегда подаст помощь тому, кто хочет господствовать над грехом. Каин не устоял перед натиском злых помыслов, он отвергает призыв Божий. Зависть в отношении близости Авеля к Богу, нежелание самому достичь того же приводят к трагичной развязке: Каин убивает брата. Быть может, преступные чувства Каина выразил Пушкин в трагедии "Моцарт и Сальери": Нет! не могу противиться я доле Судьбе моей: я избран, чтоб его Остановить - не то, мы все погибли, Мы все жрецы, служители музыки, Не я один с моей глухою славой… Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты еще достигнет? Подымет ли он тем искусство? Нет; Оно падет опять, как он исчезнет: Наследника нам не оставит он. Что пользы в нем? Как некий херувим, Он несколько занес нам песен райских, Чтоб, возмутив бескрылое желанье В нас, чадах праха, после улететь! Так улетай же! чем скорей, тем лучше. Это нетерпимость к духовной высоте другого. Нежелание самому восходить к той же высоте. Так на земле появляется человекоубийство. Проклятие ложится на душу Каина, он становится пожизненным скитальцем. Род каинитов - основной проводник нечестия на земле с самого начала существования людей вне Рая. Потомки Сифа Надежда на Бога, стремление к добру процветают в потомках еще одного сына Адама и Евы, имя которого Сиф. Люди жили тогда более 900 лет, ведь они совсем недавно потеряли вечность. У них пока сохранялась хоть малая способность слышать голос Божий (об этом свидетельствует даже пример Каина). Человечество быстро распространяется. Потомки Сифа за свое благочестие и служение Богу называются в Священном Писании сынами Божиими. Яркий представитель праведного рода - Енох, который "ходил пред Богом" (Быт. 5: 22), то есть в каждый момент своей жизни хранил в сердце верность Богу, непрестанно помнил о Нем. За это Господь взял Еноха на Небо. Однако, вы знаете, как дрожжи постепенно заквашивают тесто. Так и грех постепенно охватил и благочестивый род. Сыны Божии прельстились телесной красотой каиниток. Сифиты и каиниты вступают в браки. Чистый исток сливается с мутной болотной жидкостью. Праведники забывают истинного Бога, перенимают худые обычаи, развращаются. Поэтому Господь говорит: "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет" (Быт. 6: 3). Что означают слова: "потому что они плоть"? Поскольку люди положили цель жизни в удовлетворении низких, плотских желаний, то Господь назвал плотью самих людей. Человек стал неспособным к принятию Духа Божия. А зачем Бог сократил дни жизни людей? Чтобы вразумить их: грех не может подарить человеку вечность, и чтобы за короткий теперь срок жизни человек не натворил слишком много зла. Тем не менее, грех прогрессирует в человечестве подобно раковой опухоли. "Увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время" (Быт. 6: 5). Эта простая фраза верно описала целую эпоху жизни древних людей. Люди в прямом смысле забыли своего Творца, так что атеизм имеет корни еще в допотопном мире. Мысли людей и чувства их сердца, словно помойная яма, стали вместилищем одних нечистот. Грех достиг своего пика. А ведь Бог видит каждую мысль человека, и каждая злая или нечистая мысль подобно острому ножу наносит рану человеческой душе. Богоустановленное достоинство и назначение человека были полностью ниспровергнуты. Тогда Господь наводит на землю Всемирный потоп Не было ли это слишком жестоко? Представьте, что кто-то заразился гангреной, и его жизни грозит смерть. Лучше ампутировать больную часть тела, чтобы не погиб весь организм. Господь наводит потоп на гниющее грехами человечество. От жизни отсекаются те, кто не захотел противостоять духовной инфекции. В этом был смысл, так как для сохранения хотя бы и единственного прекрасного растения необходимо выполоть множество сорняков. Чтобы последние не задавили первого. Среди людей в то время нашелся один, который "обрел благодать пред очами Господа" (Быт. 6: 8) - Ной. О его жизни Библия выражается в простых и ясных словах: "Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом" (Быт. 6: 9). Ради того, чтобы вера в Бога, надежда на Спасителя и стремление к добру вообще не погасли на земле, Господь сохраняет одного святого человека и его семью (всего восемь человек: Ной с женой и три сына с женами). В этом катаклизме был спасен не самый сильный или сметливый - а самый праведный. О ковчеге Бог повелел Ною соорудить деревянный ковчег определенных размеров. Это было огромное четырехугольное судно наподобие дома, длиной 150 метров (больше современного футбольного поля), шириной 25 метров, высотой 15 метров, в три яруса. Заметим, что в XX веке неоднократно производилась реконструкция модели ковчега. Оказалось, что ковчег имел большую вместимость, чем суда с покатыми боками. А сравнительно большая длина ковчега (в шесть раз превосходящая ширину) позволяла выдерживать удары волн и оставаться на плаву. Господь повелел взять в ковчег животных каждого вида, по семь пар чистых (которых можно приносить в жертву) и по одной паре нечистых - для сохранения животного мира на земле. Взял Ной также запас пищи для всех на целый год. Но неужели ковчег был способен вместить такое количество животных и пищи? На самом деле, да. Ученые подсчитали, что вместимость ковчега равнялась 520 железнодорожным товарным вагонам. Общая площадь трех палуб ковчега была 8808 квадратных метров, а полный объем его - 39 500 кубических метров. На пары всех видов животных оказалось достаточно чуть больше половины палубной площади. Остальное место назначалось для запасов пищи и семьи Ноя. Воды потопа Господь заранее открыл день начала потопа. Ноя с семьей ввели в ковчег представителей всех видов животных и птиц. Тогда начался сильный дождь, не прекращавшийся в течение сорока суток. Затем вода усиливалась еще сто пятьдесят дней. Можно представить себе весь ужас людей, заставших непрерывное увеличение воды. Очевидно, подобная катастрофа была связана с Божиим воздействием на атмосферу и геосферу того времени. Здесь есть смысл сделать некоторые уточнения. Как полагают ученые (например, Генри М. Моррис, Джон К. Уиткомб, Джозеф Диллоу), до потопа землю окутывал громадный прозрачный паровой покров. Дождей тогда не было. Как говорит Священное Писание, после сотворения мира "Господь Бог не посылал дождя на землю,… но пар поднимался с земли, и орошал все лице земли" (Быт. 2: 5 - 6). Не случайно о радуге в Библии упоминается уже после потопа. Паровой покров создавал на земле равномерную парниковую температуру. То есть климатические условия во всех частях земли были одинаковые. В данном случае интересны факты находок в полярных районах следов тропических растений и животных. В особенности поразительно обнаружение на северном побережье Сибири и Аляски останков около пяти миллионов мамонтов, замерзших несколько тысячелетий назад. Многие мамонты сохранились почти в полной целости, у некоторых находили на языке недожеванные цветы или стручки бобов. Мамонты были внезапно захвачены резким понижением температуры. Заморозить огромное животное, и причем так, чтобы кристаллы льда не образовались внутри клеток тела, возможно лишь при мгновенном наступлении крайне низкой температуры (100 градусов ниже нуля). Это могло произойти только при разрушении атмосферного парникового покрова. Сорокасуточный дождь в начале потопа как раз означал разрушение паровой оболочки, а значит, и изменение климата в различных частях земли. Можно полагать, что дальнейшее усиление воды в течение 150 дней было связано с подъемом, по воле Божией, океанского дна и опусканием материков. На это указывают и геологические данные: в земле присутствует мощный слой глины, илистого наслоения, в котором нет никаких остатков органической животной жизни. Данный слой обнаружен по всей Европе, в Северной Африке и Западной Азии. Он резко отделяет слои каменного века (палеолита), от последующих слоев: неолита, бронзового и железного века. Как полагают ученые (Мортилье, Кювье и другие), это илистое наслоение с морского дна произошло под действием мирового катаклизма, когда суша опустилась ниже уровня океана, и воды затопили землю. Безграничные массы воды покрыли вершины самых высоких гор. Это значило, что потоп покрыл буквально всю планету. Так на земле погибло все живое. Затем вода стала постепенно убывать. На седьмом месяце потопа Ноев ковчег остановился на Араратских горах. В первый день десятого месяца показались вершины всех гор. К концу года вода вошла в свои вместилища. Весть голубя Ной выпустил из ковчега ворона, чтобы узнать, сошла ли вода с земли, но птица улетала и прилетала обратно, не находя суши. Потом Ной выпустил голубя, и тот, тоже не найдя суши, вернулся в самые руки Ноя. Через неделю Ной опять выпустил голубя, который на этот раз принес свежий масличный лист, став провозвестником спасения и мира человека с Богом. Еще через неделю голубь не возвратился, а еще через неделю Ной со всей семьей вышли из ковчега. Животные были выпущены, они вновь наполнили землю. Ной устроил жертвенник, то есть место для принесения жертв, и совершил жертвоприношение в благодарность Богу за спасение. Господь благословил Ноя и заключил с человеком завет, обещая, что всемирного потопа больше не будет. Символом этого завета стала радуга. Завет Бога с человеком после потопа означал, что свет истинной веры на земле не погас, и что Господь всегда открыт человеку навстречу. Вы, наверное, удивитесь, узнав, что предание о потопе широко распространено в самых различных народах. Английский исследователь Артур Гук обнаружил, что халдеи, финикийцы, вавилоняне, фригийцы, сирийцы, персы, греки и армяне имеют более или менее согласные сказания о потопе. Повествование фригийцев упоминает Еноха, как провозвестника потопа, и передает, что он плакал и молился об участи ожесточенных нераскаявшихся жителей допотопного мира. Была найдена древняя фригийская монета, на одной из сторон которой изображался, хотя и грубо, ковчег и буквы "N-O", возможно, относившиеся к Ною. Индия и Китай имеют записи о потопе, при котором спасся некто с семью членами своей семьи. Мексиканцы хранили предание о человеке, сделавшем судно для спасения при надвигающейся катастрофе. А миф о Гильгамеше, хранимый вначале шумерами, а затем вавилонянами, хотя включает элементы политеизма, однако сохраняет много подробностей о подготовке ковчега (герой повествования носит имя Ут-напиштим), о потопе, и как ковчег остановился на вершине горы, о голубе и вороне, хотя добавляет и ласточку, наконец, о жертвоприношении по окончании потопа. Но наверняка вам теперь не дает покоя вопрос: Где сейчас Ноев ковчег? В Библии сказано, что ковчег остановился на горах Араратских. Большой Арарат - это гора высотой 5165 метров. Вершина почти на километр покрыта льдом. Поэтому если вы решитесь отыскать ковчег, то это очень непросто. Впрочем, его уже не нужно искать. Ковчег давно найден. Начнем с глубины веков. Еще в III веке до Р. Х. вавилонский и греческий историки писали, что в курдских горах Армении лежит древний ковчег. Люди сдирала с него смолу и использовали в качестве противоядия и амулетов. В I веке по Р. Х. иудейский историк Иосиф Флавий в своем труде "Иудейские древности" сообщал, что многие приносили с Арарата частицы ковчега. Об этом же свидетельствовал Феофан Антиохийский в 180 году. Веками случайные путешественники, либо усердные паломники отдирали частицы остова корабля. Но он сохранился. Уже в XIX веке появилось несколько сообщений о наблюдении остатков ковчега. А турки рассказывали, что даже побывали внутри корабля и видели его отсеки, большинство из которых было заполнено льдом. В 1916 году русский авиатор Росковицкий наблюдал ковчег, пролетая около вершины горы. Подобным образом, в 40-х годах один из летчиков, пролетая над Араратом, заметил на ее вершине остатки колоссального корабля, вмерзшего в высокогорное озеро. В начале 50-х годов альпинисты предприняли две попытки отыскать Ноев ковчег, но снежные бури воспрепятствовали успеху. Поиск затруднялся и тем, что Арарат находится на стыке границ трех государств, заключивших договор о запрещении подниматься на гору. Наконец, в 1955 году французский альпинист Фернан Наварра обнаруживает ковчег. Он нашел его вмерзшим в лед горного озера на высоте 5 километров и сумел вырезать кусок обшивки корабля. Его экспедиция проводилась без официального разрешения. Наварра был обстрелян пограничниками и арестован, но потом благополучно отпущен с фотопленками и вырезанным куском. Кусок ковчега подвергли радиоактивному анализу в нескольких странах. Результаты показали возраст постройки около пяти тысяч лет. После Фернана Наварры на Арарат поднималось еще несколько экспедиций, приносивших новые свидетельства и куски обшивки. Это продолжалось до середины 70-х годов, когда турецкое правительство запретило подъем на гору. А американский космонавт Джеймс Ирвин (род. в 1930 г.), включившийся в новые поиски ковчега в 1982 году, сказал: "Если пребывание на Луне заставило меня серьезнее оценить красоту Земли, этого Божиего дара, дающего возможность поддерживать жизнь, то восхождение на гору Арарат помогло мне лучше осознать покровительство Всевышнего Своему народу в этом мире и Его осуждение за грехи не только людей времен Ноя, но точно так же и сегодняшнего поколения". Вновь грех Впрочем, воды потопа, стершие с лица земли носителей зла, не уничтожили само зло, как реальное явление человеческой жизни. Вновь в среде родных друг другу людей проявляются два противоположных духовных направления. Ной впервые сделал из виноградного сока вино и, не зная его силы, выпил и опъянел. Так, он лежал обнаженным в своем шатре. Один из его сыновей, Хам, увидел это и пошел, рассказал братьям Симу и Иафету. Но братья не поддержали Хама в его непочтительности родителю. Сим и Иафет взяли одежды отца, подошли к Ною так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его. В поведении Сима и Иафета видно благоговение перед отцом, немощь родителя не спровоцировала их на неуважение к нему или насмешку. В поведении же Хама заметно непочтение к отцу, то есть к источнику собственной жизни. Это, в конечном счете, кроет в себе хулу на Подателя всякой жизни. Поэтому Ной, пробудившись, проклинает Хама, предсказывая, что его потомки будут в рабстве у других народов (потомки Хама, - хамиты, - например, народы Африки). Сим и Иафет получают благословение отца, им предсказано, что потомки Сима (семиты - в первую очередь, народ еврейский) сохранят истинную веру, а потомки Иафета (иафетиды - в частности, народы Европы) распространятся по земле и примут истинную веру от потомков Сима. Вавилонская башня Вы все помните кадры, которые казались невероятными: небоскребы, - эта гордость всем известной державы, этот символ могущества на планете, - превращаются в груды песка и камня, погребают под собой тысячи жертв. Прямой эфир запечатлел бессилие и растерянность тех, кто самоуверенно воздвиг эти здания. Казалось, какая-то загадка, какая-то тайна стояла за этой катастрофой… Потомки Ноя долго жили вместе в одной стране и говорили на одном языке. Когда же люди вновь умножились, их сознание породило необычайную идею: "Построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли" (Быт. 11: 4). Что означала эта идея? В древности наиболее высокими зданиями являлись храмы Божии. Человек издали видел храм и вспоминал о Небесном Отце, о необходимости общения с Ним, и что весь мир находится под покровом Всевышнего. У вавилонских строителей вы видите другую идею: они желают построить "себе… башню до небес" и сделать "себе имя". Что же это было, как не попытка самоутвердиться, закрепить свою жизнь на земле без Бога? Вавилонская башня выразила то пагубное стремление цивилизации, при которой на первое место возведено лишь земное благополучие. Люди утратили общение с Богом и решили обустроиться здесь, на земле, оставив все мысли о Небе. Человек вновь поражен гордостью, самовозвеличиванием. Он поставил в центре мироздания самого себя. Если вы проходили "Как закалялась сталь" Островского, то вспомните песню: "… На небо поднимемся, Бога прогоним…". Человек стал костенеть в самопоклонении. И обратите внимание, что желание построить "башню до небес" повторяло древнее искушение стать "как боги". Подобно падшему Адаму, строителям вавилонской башни показалось, что можно чисто внешним, техническим действием взойти на высоты совершенства. Как ни странно, безбожная идея на некоторое время сплотила людей. Могло ли это единство принести людям пользу, когда осуществлялось на основе материальных, греховных интересов? Из истории вы знаете, как быстро вчерашние союзники отечества становятся его врагами, когда союз направлен только на земные, корыстные цели. Господь не допустил осуществиться дерзкой попытке. В какой-то момент Он "смешал" язык людей, и они перестали понимать друг друга. Так Бог показал людям, что единство на основе греха не родит взаимопонимания, и что гордость рано или поздно приведет к жалкому состоянию одиночества. Своим действием Господь не позволил людям застыть в состоянии самообожествления, в ту эпоху многие поняли, что человеческие прогресс и цивилизация не создадут рая на земле. Люди вынуждены были бросить начатую стройку. Они разошлись по всей земле, смешение их речи развилось в многообразие языков и наречий. А упавшие небоскребы еще раз обличили слабость человеческой гордости и обнаружили отсутствие духовного единства среди людей, поскольку повлекли новые войны, которые так нравятся тем, кто любит делать имя самому себе. Язычество В начальной русской летописи сказано: "Пошел Владимир на ляхов и занял города их - Перемышль, Червен и другие, которые и теперь под Русью; победил вятичей и наложил на них дань от плуга, как и отец его брал. Когда князь пришел в Киев и приносил жертву кумирам, вместе с людьми своими, то старцы и бояре сказали: - Бросим жребий на мальчиков и девиц; на кого падет, того и зарежем богам. В это время жил в Киеве один варяг; двор его стоял там, где теперь церковь Святой Богородицы, построенная Владимиром; варяг этот пришел с Греции, держал веру христианскую, и был у него сын прекрасный лицом и душою; на него-то и пал жребий. Посланные от народа пришли к старому варягу и сказали: - На твоего сына пал жребий; боги выбрали его себе, чтоб мы принесли его им в жертву. Варяг отвечал: - То не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниют; ни едят, ни пьют, ни говорят; сделаны руками из дерева; Бог же один, Которому служат греки и кланяются; Он сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека и дал ему жить на земле; а эти боги что сотворили? Они сами сделаны руками человеческими; не дам сына своего бесам. Посланные пересказали слова варяга гражданам; тогда народ, взяв оружие, пошел на варяга и разломал забор около его дома. Варяг стоял на сенях с сыном; ему кричали: - Отдай сына; нам нужно принести его в жертву богам. Он отвечал: - Если то в самом деле боги, то пусть пошлют одного бога взять моего сына; а вы из чего так хлопочете? В народе раздался яростный крик; толпа бросилась, подрубили сени под обоими варягами; и таким образом убили их, и никто не знал, где их похоронили". Это произошло, потому что наша страна была языческой. Но как человечество могло дойти до подобного?
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar