Меню
Назад » »

Валерий Духанин / О ВЕЧНЫХ ВОПРОСАХ ЖИЗНИ (6)

В первый день Господь Бог сотворил свет и, при этом, обозначил смену дня и ночи (Быт. 1: 3 - 5). Согласно современным научным данным, первичной основой материи является энергия, а первичный вид энергии есть как раз световая энергия, что соответствует библейскому повествованию. Ученый Жан Батист Био (1774 - 1862) писал: "Или Моисей в науке был также сведущ, как наше столетие, или он был просвещен Богом, писал по вдохновению от Него". Во втором "или" ученый оказался совершенно прав. На счет первого "или" спорить не будем. Во второй день сотворена так называемая твердь - видимое нам небо (Быт. 1: 6 - 8). Возникают пространственные физические тела, отделяющиеся друг от друга, и небо над нашей головой показывает, что земля существует в конкретной форме и структурной обособленности от других космических тел Вселенной. Но почему видимое небо названо именно "твердью"? Объяснение вы найдете у святителя Василия Великого: "Поскольку все, лежащее выше (то есть ангельские миры), по природе своей тонко... и для чувства неуловимо, то в сравнении с этим тончайшим и неуловимым для чувства она названа твердью". Видимое нами небо при всем своем великолепии является лишь вещественным, достаточно приблизительным и грубым отображением Неба духовного, невещественного. В третий день на нашей планете появляются суша, материки и острова, а также действием Творца земля производит из себя растительность (Быт. 1: 9 - 13). Таким образом на планете появляется жизнь. Но пока она не имеет души. В четвертый день Господь окончательно созидает небесные тела: солнце, луну и звезды (Быт. 1: 14 - 19). Теперь первозданный свет сосредотачивается в физических телах. Заметьте, что космические светила в их совершенном виде произведены после появления на земле растительности. Однако это не является абсурдом. Вы спросите: как же она произрастала без света? Во-первых, свет существовал во Вселенной, как вы помните, с первого творческого дня, теперь же он только сосредотачивается в определенных космических телах. Теперь любой электрик докажет, что свет не обязательно связан с космическим телом. Во-вторых, давно обнаружено, что реликтовые растения не имеют годовых колец на срезе. Значит - они существовали, когда еще не было смены времен года, напрямую связанной с воздействием собственно солнечного света на нашу планету. Обратите внимание на то назначение, которое определяется светилам в Священном Писании. Господь устраивает светила "для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками..." (Быт. 1: 14). То есть назначение их состоит в том, чтобы освещать землю для совершения человеком необходимых дел, чтобы определять ритмичную смену дня и ночи, важную для всех живых существ, и вообще, чтобы именно по их движению человек измерял свое время. Светила созданы и "для знамений", так как своим видом свидетельствуют о всемогущем и мудром Творце. При чтении данного текста Священного Писания у вас может возникнуть мысль, что все небесные тела созданы исключительно для земли. Так оно и есть. В нашей практической жизни оказывается, что небесные тела действительно существуют для нас: мы греемся в лучах солнца, исчисляем по светилам время и т.д. Божественное Откровение обращено к человеку, и поэтому оно показывает, какое наше место во Вселенной и какое отношение к нам имеют небесные тела. В пятый день появляется новая, более совершенная форма существования: Бог творит первые живые, одушевленные существа - пресмыкающихся, рыб и птиц (Быт. 1: 20 - 23). Если растительность произведена из земли, то первые живые существа всесильным словом Творца появляются из воды (чему также созвучны данные науки). Господь благословил их, повелев расти и умножаться, то есть сообщил им силу и способность продолжать свой род. В шестой день Бог вновь обращается к земле. Он производит из нее животных самых разных пород (Быт. 1: 24 - 25). Все живые существа, произведенные как из воды, так и из земли, Господь наделил душой. Они способны чувствовать и произвольно двигаться. Однако их душа не имеет разума и не обладает бессмертием, она умирает вместе со смертью тела. В шестой день сотворен был и человек (об этом мы побеседуем в следующей главе). Важно обратить внимание что каждый творческий день начинался словом Творца - "и сказал Бог: да будет..." Но кто способен произносить слово? - Только разумная личность. Мир творится не безликой силой, а Высшей Личностью - Богом. В творении мира участвовали все три Лица Святой Троицы. О конце каждого дня творения сказано: "И увидел Бог, что это хорошо". Слово "увидел" означает, что Господь не безразличен к Своему творению, Его внимание обращено ко всему существующему. Особенно важно замечание Божественного Откровения по изложении повествования о шестом дне творения: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт. 1: 31). Господь не сотворил зла. Созданные Им мир и все живое изначально были добры и прекрасны. По завершении всего творения наступил седьмой день, в который Создатель "почил... от всех дел Своих" (Быт. 2: 2). Покой Божий от дел означает, что Он уже не создает каких-либо новых форм бытия, а только заботится и хранит уже созданные. И если шесть творческих дней - это шесть определенных эпох становления мира, то день седьмой - эпоха человеческой истории и человеческого творчества. Седьмой день будет длиться до окончания всех судеб мира и самого времени, когда наступит восьмой день - жизнь в вечности. Итак, мы живем в седьмой день - сплошной выходной! КТО ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ? Какое самое удивительное явление в этом мире вы встречали? Не стоит углубляться в размышления, это удивительное явление - вы сами! Познание себя привлекает каждого, наверное, больше, чем познание чего-либо другого в этом мире. Что есть человек? Что есть мое "я"? Все мы - величайшая тайна мироздания. Божественное Откровение приоткрывает для нас завесу этой тайны и свидетельствует, что человек - особое творение Господа. Он - самое совершенное из всех существ, обитающих на земле, завершение и венец творения. Бог сотворил человека Об этом повествуется в 1-й и 2-й главах книги Бытия. В первой главе вы прочтете: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. (Бытие 1: 26 - 30) Во второй главе вы встретите некоторые добавления: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал... И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. (Бытие 2: 7 - 25) В чем же особенность творения человека? Давайте обратим внимание но то, каким образом Творец действовал при создании мира ангельского, мира вещественного и человека. Конечно, в данных описаниях много символов, в них - духовный смысл, который требует толкования. Но все-таки. Ангельский мир Бог сотворил в молчании. Мир вещественный создается творческим повелением "да будет". А перед творением человека, согласно Божественному Откровению, происходит некий совет в Самом Триипостасном Боге. Три Лица Святой Троицы имели предвечный совет о создании человека: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" (Быт. 1: 26). Этим указывается на особенное назначение и высочайшее достоинство человека. Именно к нему обращено особое внимание Творца. Таким образом, человек создан не как составная часть видимого мира. Он - живая личность и создан по образу Божию. Значит, он имеет ближайшее отношение к высшей, Божественной жизни, несет в себе отражение свойств Самого Бога. Знаете ли вы что имя первого человека Адам значит "взятый из земли"? Потому что тело человека создано из праха земного. Но что же здесь особенного? А то, что если при создании других живых существ Господь повелел земле производить их, сообщил ей для этого силу, то при творении человека Бог действует Сам лично и непосредственно. Тело человеческое Творец созидает из земли словно Собственными руками. А душа призвана к жизни Божественным дуновением. Таким образом, человек по своему естеству принадлежит одновременно двум мирам: телом - миру видимому, вещественному, земному, а душой - миру невидимому, духовному, небесному. Божественное дуновение означает еще и то, что Господь при творении человека сообщил ему благодать Святого Духа. В этом -исключительность и уникальность человека. И если жизнь нашего тела зависит от присутствия в нем души, то жизнь души напрямую связана с приобщенностью к Духу Божию. Для первого человека Господь специально творит "помощника, соответственного ему" - жену (Быт. 2: 18). Имя первой женщины Ева означает "жизнь". Но почему Бог извел жену из ребра Адама? Потому что ребро - часть тела, ближайшая к сердцу. Этим указывается на теснейшее единство, взаимную близость первой супружеской четы, а также всех последующих супружеских пар. Поэтому когда вы станете жениться или выходить замуж, то в семье вы будете взаимодополнять друг друга. Такое единство изначально благословлено Богом, муж и жена получили заповедь деторождения. Душа и тело "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2: 7). Частица целой я вселенной, Поставлен, мнится мне, в почтенной Средине естества я той, Где кончил тварей Ты телесных, Где начал Ты духов небесных И цепь существ связал всех мной. Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна Божества… - так воспевал это Державин. Созданный Богом человек - это органическое единство души и тела. Природа человека двуедина. Тело составлено из земли, а душа принадлежит иному миру - духовному. В человеке соединены миры небесный и земной. Человек увенчивает собой все мироздание. Но сначала давайте обратим внимание на то, что сразу бросается в глаза, на Телесное естество Из уроков биологии и анатомии вы знаете, что по телу человек есть один из организмов, живущих на земле. В теле имеется все, что существует в природе. Неживая и одушевленная материя, элементарные частицы и нервная система - все совмещено в человеке. В наше телесное естество так же, как и во все живое вложена потребность самосохранения и продолжения рода. Для общения с внешним миром тело наделено пятью чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Весь аппарат человеческого тела сложно и премудро устроен. Какой же закон лежит в основе устроения тела? Это закон красоты и соразмерности. И этот закон вы наблюдаете всякий раз, когда засматриваетесь друг на друга. Уж теперь то вы согласитесь, что тело человека совершеннее тел всех остальных земных существ. Даже своим видом оно указывает на возвышенное предназначение человека. Как именно? Так, что вертикальность положения тела показывает, что нам должно устремлять духовный взор к Небу, избегая приземленности мыслей и дел. Помните перевод самого слова "человек"? По замечанию святого Иоанна Златоуста, тело человека есть "сокращенный и малый мир". Но само по себе тело было бы совершенно бездвижно, если бы его не оживотворяла душа. Назначение тела - быть достойным орудием и храмом души. По своей душе человек роднится с миром ангельским. Естество души невидимо для телесных глаз, но именно она приводит все тело в движение. Так неужели душа существует? Вы знаете, что существование души иногда подвергается критике. В этом отношении будет интересен пример из жизни. Как-то один хирург сказал другому: "Я сколько ни вскрывал человека, но души не видел, и пришел к выводу, что ее в человеке нет". А другой возразил: "Сколько я вскрывал черепную коробку, прикасался к мозгу, а ума так и не обнаружил. Не значит же это, что его нет!" Действительно, невидимость души не означает ее отсутствие. Все вы видите, как на землю падает дождь, град, снег. Вы понимаете, что причина падения - притяжение земли, однако никто саму силу притяжения не видит. Так и в отношении души - она содержит собой все тело и управляет им, хотя сама при этом невидима. В мире бездушной материи все подчинено закону строгой причинности. Там нет возможности выбора, каких-либо свободных, произвольных действий. Например, мяч покатится только тогда, когда вы его пинете или толкнете. Он не способен размышлять или выбирать, куда и как ему катиться, - все зависит от вашего на него воздействия. Конечно, кому-то хотелось бы, чтобы мячи сами собой забивались в ворота - но не бывает так в материальном мире. А вот человек поступает совершенно иначе. Даже ребенок, младенец может не подчиниться чьему-то приказу. "Капельмейстер расхваливал искусственную птицу и уверял, что она превосходит настоящую не только опереньем и бриллиантами, но и внутренними своими достоинствами. - Что касается живого соловья,.. то никогда ведь нельзя знать заранее, что именно он вздумает петь, у искусственного же все известно наперед! Можно даже отдать себе полный отчет в его искусстве, можно разобрать его и показать его внутреннее устройство - все это плод человеческого ума, расположение и действие валиков, и только!" (Андерсен, "Соловей") Благодаря именно душе человек обладает волей и возможностью выбора. Душе принадлежат способности умственной деятельности, памяти и воображения. Именно душа переживает радость или горе, испытывает чувства любви или ненависти. В душе живет совесть, постоянно свидетельствующая, прав человек или заблуждается. Мы способны стыдиться некоторых своих поступков. Каждый из нас осознает самого себя как живую личность. Все это не объяснить одними химическими процессами мозга и нервной системы. Еще о душе По замечанию святого Макария Великого (IV век), душа облечена во все члены тела, она находится в теле повсюду, почему и совершаются в теле жизненные действия. Телесные чувства принадлежат собственно душе, поскольку тело перестает чувствовать тогда, когда его покидает душа. Посредством телесных чувств с внешним миром общается именно душа. Известный академик И. П. Павлов (1849 - 1936) делился своим опытом: "Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать - связаны, каждая из них, с особой клеткой человеческого мозга и ее нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто - ни энергия, ни материя - не исчезают бесследно и составляют ту душу, бессмертную душу, которую исповедает христианская вера". Тело можно уподобить кораблю, а душу - кормчему, который этим кораблем управляет. Силы души Царь души - ум. Он - высшая созерцательная способность души. Однажды некий протестанский пастор зашел в больницу для душевно больных. Один из пациентов, у которого наступила минута просветления ума, подошел к нему и спросил: - Вы благодарили когда-нибудь Бога за свой рассудок? Вопрос был неожидан, пастор еще никогда не благодарил Бога за собственный ум. Только здесь в больнице, видя несчастных людей, он понял, что разум - это великий Божий дар. Благодаря уму мы имеем возможность осознавать самих себя, думать, размышлять. Ум - это то, чем отличается человек от всего остального живого мира. Центром же всех сил души является сердце. Оно - источник любви, радости, мира, всех самых теплых чувств, какие только могут посетить нашу душу. Есть в душе и третья сила - воля, которая руководит желаниями, направляет естество к достижению желаемого и осуществляет свободный выбор. Исключительность человека состоит в том, что его душа бессмертна. Каждый ли смог оценить, насколько это великий дар? По крайней мере, этот дар заставил глубоко задуматься русалочку из известной вам сказки. "- Если люди не тонут, - спрашивала русалочка, - то они живут вечно, не умирают, как мы? - Ну что ты! - отвечала старуха. - Они тоже умирают, их век даже короче нашего. Мы живем триста лет, но, когда нам приходит конец, нас не хоронят среди близких, у нас нет даже могил, мы просто превращаемся в морскую пену. Нам не дано бессмертной души, и мы никогда не воскресаем; мы - как тростник: вырвешь его с корнем, и он не зазеленеет вновь! У людей, напротив, есть бессмертная душа, которая живет вечно даже и после того, как тело превращается в прах; она улетает на небо, прямо к мерцающим звездам! Как мы можем подняться со дна морского и увидать землю, где живут люди, так и они могут подняться после смерти в неведомые блаженные страны, которых нам не видать никогда!" Сколько пришлось русалочке испытать, чтобы достичь этого дара! А нам этот дар уже дан. Если материалист Бюхнер утешал своих последователей, что после смерти они превратятся в космическую пыль, то христианство утверждает: душа - невещественна и поэтому не может, подобно телу, разлагаться на стихии. "Люди не для того сотворены, - писал святитель Иннокентий Московский, - чтобы жить только здесь, на земле, подобно животным, которые по смерти своей исчезают, но для того единственно, чтобы жить с Богом и в Боге, и жить не сто или тысячу лет, но жить вечно". Душа способна существовать сама по себе, без тела. Тогда она продолжает обладать сознанием, в ней также действуют ум, чувство и воля.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar