- 355 Просмотров
- Обсудить
Праведность Господь Бог верен и в высшей степени праведен. В этом мире человек часто обманывается, поддается лжи или бывает несправедлив в отношении ближнего. А Господь - сама Правда. К Богу не приблизится никто из приверженцев зла, Его Царство наследуют лишь верные правде. Будучи Правдой, Он не оставляет зло безнаказанным. "Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои" (Пс. 118: 137), - возвещает пророк Давид. Существует суд Божий. Подобно тому, как отец, видя чрезмерные шалости сына, вразумляет его небольшим, но ощутимым наказанием, так и Всевышний для спасения человека нередко наказывает его за зло. Вместе с тем, не стоит думать, что все встречающиеся неприятности - сплошное наказание Божие. Господь желает человеку только добра, а люди часто поступают вопреки собственному благополучию. Одному мальчику мама как-то сказала зимой, что на морозе нельзя прикасаться языком к дверной железной ручке. Только мама отвернулась, мальчик тут же лизнул. Последствия ясны… Виновата ли мама, что запрещала лизать железную ручку? Нет, просто существуют законы природы, которые нарушать не стоит. Прыжок с пятого этажа влечет серьезные травмы - наказание ли это Божие в буквальном смысле? Так и нарушение духовных законов, то есть грех, влечет неприятности и скорби. Любовь "Если бы у нас кто спросил, что мы чествуем и чему поклоняемся, ответ готов: мы чтим Любовь" (святитель Григорий Богослов). На земле нет ни одного человека, который бы не погрешал. И если бы Бог был только Высшей Правдой по человеческим меркам, тогда никто из нас не имел бы возможности существовать. По Своей жизни мы заслуживаем самых тягчайших наказаний. Однако Господь терпит человека, и терпит именно потому, что Он есть Любовь. Благодаря единственно любви Божией, люди и на свет появляются, и продолжают существовать. Любовь Божия простирается на все существующее в целом, объемлет каждое мельчайшее тварное существо. Любви свойственно сострадать, сносить немощи и недостатки другого. И Господь любит каждого человека. "Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5: 45). Любовь Божия снисходит к нашим проступкам, скорбит о том, что мы сами себе причиняем вред, любовь Божия ожидает от нас добровольного к Себе обращения, и она же вразумляет нас полезными для нас наказаниями. "Как огонь всегда горяч и всегда греет, как свет всегда свет и светит, как мед всегда сладок и услаждает, так Бог всегда и непрестанно благ и благотворит… От Него одного всякое добро, какое есть и может быть, от Него происходят утешение, радость, веселие и блаженство", - говорил святитель Тихон Задонский. Если вы искренно и чисто любите какого-нибудь человека, то полагаете в нем всю свою жизнь, ощущаете при общении с ним что-то родное, отрадное, близкое. А Господь любит нас безмерно больше, чем может один человек любить другого. Тепло и свет Его любви обращены к каждому из нас. И если человек ощущает одиночество и холод, то единственно потому, что отворачивается от Бога. Прекрасно высказывается об этом святитель Иоанн Златоуст (+407): "Бог больше любит нас, чем может любить отец, мать или друг, или кто-либо другой, и даже больше, чем мы сами можем себя любить, потому что Он печется больше о нашем спасении, чем даже о Своей Собственной славе". В этом самая суть христианского благовестия. Любовь Божия безгранична. А какова любовь человека к Богу? В качестве краткого заключения скажем, что употребление разных имен Божиих соответствует несовершенству человеческого ума. Мы неспособны выразить в одном понятии все Божественные свойства и действия. Однако имена Господа не являются домыслом. Они выражают то, что присуще Богу. Божии свойства подобны солнечным лучам; и в каждом луче Своего Божества Господь реально присутствует. Всевышний обладает этими свойствами сразу, всегда и везде. Мудро рассуждает об этом святитель Василий Великий: "Бог вмещает в Себя полноту всех качеств в их высочайшем и бесконечном виде. Нет ни одного имени, которое, обняв все естество Божие, было бы достаточно для Его выражения. Но многие разнообразные имена, взятые в их собственном значении, составляют понятие, хотя бы и темное и весьма бедное, сравнительно с целым, но для нас достаточное". БОГ ЕСТЬ ТРОИЦА В истории Глинского монастыря хранится такой случай. Подполковник гвардейской артиллерии Василий Милонов в молодости был человеком неверующим. Служа в гвардии, отличался разнузданностью нрава, смеялся над христианскими благочестием и святынями. Однажды, после попойки в кругу товарищей, Милонов вернулся к себе на квартиру и прилег отдохнуть. Не успел закрыть глаза, как слышит голос из-за печки: "Возьми пистолет и застрелись". Милонов осмотрел комнату, никого не нашел и подумал, что это игра воображения. Но вновь тот же голос с прежнего места потребовал взять пистолет и застрелиться. Встревоженный, Милонов крикнул денщика и рассказал ему все. Денщик был верующим, сказал, что это нечистое, бесовское наваждение и посоветовал перекреститься и помолиться Богу. Подполковник выбранил денщика за такое "суеверие", но когда опять услышал голос из-за печки, то все же перекрестился. "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь". Голос мгновенно умолк. Это поразило Милонова, в его душе произошел такой переворот, что вскоре он подал в отставку и ушел послушником в Глинский монастырь. На протяжении тысячелетий имя Отца, Сына и Святого Духа совершает чудеса. Почему? Потому что это имя Божие. Бог есть Пресвятая Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Но вначале давайте еще раз вспомним ту истину, что Бог един по Существу В Священном Писании сказано: "Господь Бог наш есть Господь единый" (Мк. 12: 29). То есть Бог - один и единственен. Эта истина присуща здравому сознанию и не требует для себя специальных доводов. Ведь Создатель владеет полнотой совершеннейшего бытия. А полнота всесовершенства может быть только одна. Два или более всесовершенств тем самым уже ограничивали бы друг друга, не имели бы полной свободы, а значит не были бы и всесовершенством. В этом смысле христианский писатель Тертуллиан сказал: "Если Бог не один, то нет Бога". А святитель Афанасий Великий добавляет: "Многобожие есть безбожие". Итак, Господь Бог в существе Своем один и единственен. Вместе с тем, Бог Троичен в Лицах Среди всех тайн, которые Господь открыл людям, есть одна особенно превосходящая способности человеческих ума и логики. В чем же состоит эта тайна? В том, что Бог един по существу и троичен в Лицах. Способны ли философия, либо путь естественного богопознания сами собой достигнуть этой тайны? Нет. Вера в Святую Троицу - исключительно Божественное Откровение. Причем, учение о Троице дано единственно религии христианской, ни в какой другой религии подобного представления о Боге нет. Лица Святой Троицы - Отец, Сын и Святой Дух еще именуются Ипостасями. Они - не просто свойства, силы, явления или действия Бога. Но три Ипостаси - это три различные Лица одного Божества. Именно эту веру исповедуют христиане, складывая пальцы правой руки в известное вам троеперстие. Три пальца слагаются в одно целое, потому что Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух - один Бог, а не три. Святая Троица - один Бог в трех самостоятельных, личностных существованиях. Как это постичь? В IV веке известный богослов блаженный Августин, находясь в африканском городе Иппоне, писал книгу "О Святой Троице". Утомленный чрезвычайным напряжением ума, он вышел на морской берег. Августин наслаждался вечерним воздухом, но не переставал думать и о предмете своих исследований. Вдруг он заметил отрока на берегу, который небольшой серебряной ложкой черпал воду из моря и выливал в углубление. - Что ты делаешь? - спросил его Августин. - Хочу вычерпать море и вместить его в ямку. - Но это невозможно! - сказал Августин. - Разумеется, невозможно, но я скорее вычерпаю моей ложкой это море и вмещу его в ямку, чем ты своим умом проникнешь в неведомую тайну Святой Троицы и вместишь ее в свою книгу. Наш разум приходит в тупик перед познанием тайны Божественной жизни. Как Господь Бог может быть одновременно Один и Троица? К Богу вообще не приложима привычная для нас категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделенные пространством, временем и силами. А между Лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Поэтому к Богу в общем-то не применимы такие вещественные числа, как 1 и 3. Божественная Троица есть абсолютное Единство. Каждое Лицо Святой Троицы обладает в полноте Божественным Существом. Поэт П. А. Вяземский написал такие строки: Наш разум, омрачась слепым высокомерьем, Готов признать мечтой и детским суеверьем Все, что не может он подвесть под свой расчет. Но разве во сто раз не суеверней тот, Кто верует в себя, а сам себе загадкой, Кто гордо оперся на свой рассудок шаткий И в нем боготворит свой собственный кумир, Кто в личности своей сосредоточив мир, Берется доказать, как дважды два четыре, Все недоступное ему в душе и в мире? Тайна Божественной жизни для нас представляется чем-то внелогичным, но в самой Божественной жизни никаких противоречий нет. Какой же вывод можно сделать отсюда? Только тот, что познать Святую Троицу не возможно рассудочным путем. Лишь очистив ум и сердце от всех земных впечатлений, можно возвыситься к созерцанию Троицы. В какой-то мере к познанию Святой Троицы нас приближает та духовная истина, что "Бог есть любовь" (1Ин. 4: 8). Бог есть Любовь всесовершеннейшая, и это значит, что Три Лица Святой Троицы, - Отец, Сын и Святой Дух, - вечно пребывают друг с другом в единстве непрерывной любви. Что говорит об этом Священное Писание? Страницы Книги жизни свидетельствуют о троичности Лиц в Боге. Но ум человека приземлен и груб, поэтому многие свидетельства носят прикровенный характер. Для понимания их требуется духовная проницательность. Впрочем, есть в Писании и такие свидетельства, которые открыто указывают на троичность Лиц в Боге. На них мы и остановимся. В Ветхом Завете В книге Бытия сообщается о чудесном явлении праотцу Аврааму: "И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего" (Быт. 18: 1 - 3). В образе трех ангелов Авраам узрел посещение Божие; святой угодник понял, Кто пришел к нему. Данный образ Троицы нашел свое отражение на всемирно известной иконе преподобного Андрея Рублева. А блаженный Августин специально обращает внимание на этот отрывок Писания и предлагает такое замечание: "Видите ли, Авраам встречает Трех, а покланяется Единому... Узрев Трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как Единому, исповедал Единого Бога в трех Лицах". Со всей определенностью истина Троицы явлена В Новом Завете Во время Крещения Господа Иисуса Христа, Сына Божия во плоти, когда "Иисус, крестившись, молился, - отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!" (Лк. 3: 21 - 22). Так, Бог Сын в человеческом естестве принимает водное Крещение. Бог Отец свидетельствует о Нем как о Своем Сыне. А Бог Дух Святой нисходит на Него в виде голубя, подтверждая истинность свидетельства Отца. Сам Господь по Воскресении заповедует Апостолам: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28: 19). В данных словах Господа содержится прямое указание на Триединство Божества. О том же пишет апостол Иоанн Богослов: "Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино" (1 Ин. 5: 7). А апостол Павел в своем приветствии употребляет следующее выражение: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общение Святого Духа со всеми вами" (2 Кор. 13: 13). Это только некоторые свидетельства в ряду многих других. Как видите, для Священного Писания и Ветхого и Нового Завета троичность Лиц в Боге - очевидная истина. Ангельская песнь Пресвятой Троице В V-м веке в Константинополе случилось сильное землетрясение, от которого разрушались дома и селения. Император Феодосий II собрал народ и обратился к Богу с общей молитвой. Во время этого моления один мальчик вдруг на виду у всех был невидимой силой поднят на небо. Через некоторое время он также невредимо спустился обратно. Мальчик рассказал, что на небе он слышал, как ангелы пели: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный" (приводим текст на церковно-славянском языке). Так ангелы воспевали Святую Троицу. Народ, повторив эту молитву, добавил: "помилуй нас", и после этого землетрясение прекратилось. С тех пор ангельская песнь Святой Троице была введена в церковное богослужение. Она употребляется почти при каждом молении. Читается трижды: - Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. В этой молитве Богом мы называем первое Лицо Святой Троицы - Бога Отца; Крепким - Бога Сына, потому что Он так же Всемогущ, как и Бог Отец, и именно через Сына совершено спасение людей (об этом мы побеседуем позже); Безсмертным - Духа Святого, потому что Он не только вечен, как Отец и Сын, но и всему существующему дает жизнь, а людям - жизнь бессмертную. Поскольку же Троица - Один Бог, то и песнь завершается обращением в единственном числе - "помилуй нас". А так как имя Святый (то есть Святой) упоминается в этой молитве три раза, то она называется также "Трисвятое". В церкви после Трисвятого всегда читается или поется славословие Пресвятой Троице: - Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Слава значит хвала, слава; ныне - теперь, сейчас; присно - всегда; во веки веков - в бесконечные веки, то есть вечно; аминь - истина, правда, да будет так. В этой молитве христиане славят Пресвятую Троицу, Которая дарует людям жизнь и все блага, и Которой всегда принадлежит одинаковая вечная слава. Наконец, когда вы поднялись утром или собираетесь ложиться спать, если вы отправляетесь в путь или хотите пообедать, а равно и перед всяким делом не забудьте осенить себя крестным знамением (только справа налево) со словами: - Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Произнесите с искренней верой, тогда Сам Бог будет с вами и оградит вас от бед, как оградил нерадивого подполковника. Соловецкий послушник М. (впоследствии иеромонах), исполняя работу на хозяйственном дворе, был сильно изувечен дикой коровой. В бесчувственном состоянии, с разбитой головой, ранами ни лице и повреждениями на теле он был отправлен для врачевания в монастырь. По прибытии, прежде лечения, он пошел к старцу Науму и лишь только вступил в коридор, где находилась келлия старца, как сам старец вышел к нему навстречу и с веселым видом принял его. Не допустив высказаться о несчастье, Наум тотчас спросил послушника: - Что, брат, веруешь ли, что Богу все возможно, что Он может исцелить и твои недуги? На утвердительный ответ опять спросил: - Твердо ли и всем ли сердце веруешь, что для Бога нет ничего невозможного? После вторичного подтверждения Наум налил в деревянный ковш воды и, перекрестив, подал, говоря: - Пей во имя Отца и Сына и Святого Духа. Послушник выпил. - Пей еще. Послушник выпил, но от третьего приема решительно отказался, говоря: - Не могу больше пить. Тогда старец вылил третий ковш ему на голову, сказав: - Во имя Святой Троицы будь здоров. Вода с головы полилась на шею и по всему телу, и вместе с тем страждущий почувствовал себя совершенно здоровым. Раны на голове вскоре зажили, и через несколько дней послушник снова возвратился к своей работе. Что важно знать о Лицах Святой Троицы Три Лица имеют одинаковое Божественное достоинство. Между Ними нет ни старшего, ни младшего, ни большего, ни меньшего. И Бог Отец, и Бог Сын, и Бог Дух Святой есть единый истинный Бог. У трех Лиц одно Божественное существо, Их нельзя представлять в разрыве Одно от Другого. Отец, Сын и Святой Дух - Троица единосущная и нераздельная. Рассмотрим, что говорит Священное Писание, приоткрывая непостижимую для человеческого ума тайну Троицы. Бог Отец Писание в таких словах выражается о Божестве Первого Лица: "У нас один Бог Отец, из Которого всё..." (1 Кор. 8: 6); "Благодать вам и мир от Бога Отца" (Рим. 1: 7). Бог Отец нерожден. Он не имеет какого-либо начала Своему бытию. В этом - личное свойство Бога Отца как Первой Ипостаси Святой Троицы. Бог Сын О Божестве Второго Лица Писание говорит: "Сын Божий пришел и дал нам свет и разум... Сей есть Истинный Бог и Жизнь Вечная" (1 Ин. 5: 20). Как и Бог Отец, Сын Божий - Всесовершенный Истинный Бог. Часто Второе Лицо Святой Троицы называют Словом Божиим: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин. 1: 1). Почему такое имя присвоено Сыну Божию? Как в человеке от мысли рождается слово, так и в Троице от Отца рождается Его Слово - Бог Сын. Его рождение предвечно, то есть вне времени. Новый Завет называет Сына Божия "Единородным" (Ин. 1: 14; 3: 16 и др.), потому что Бог Сын единственный, Кто рожден от Бога Отца по естеству. Как писал святитель Василий Великий, не должно представлять рождение Бога Сына от Отца по образу рождения человеческого. К Богу не применимо ничто человеческое. Для чего же нам дано понятие рождения Сына? Оно указывает на глубинную близость Отца и Сына, на единство Их Божественного естества. Как у людей от человека рождается только человек, так и от Бога рожден действительный истинный Бог. Рождение Бога Сына от Отца - личное свойство Сына как Второй Ипостаси Святой Троицы. Бог Дух Святой Святой Дух так же, как Отец и Сын, по свидетельству Священного Писания, есть всесовершенный истинный Бог. Книга Деяний приводит слова апостола Петра, обращенные к человеку, который солгал: "Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу" (Деян. 5: 3 - 4). Святой Дух именуется Утешителем (Ин. 14: 16 - 17. 26), Духом Истины (Ин. 16: 13), Духом Божиим (1 Кор 3: 16). Отличие Духа Святого от Бога Отца и Бога Сына состоит только в том, что Святой Дух вечно исходит от Бога Отца. "Дух Истины, Который от Отца исходит", - говорит Священное Писание. В этом - личное свойство Бога Духа Святого как Третьей Ипостаси Святой Троицы. Небольшое замечание Итак, Бог Отец безначален и нерожден, Бог Сын превечно рожден от Отца, Бог Дух Святой вечно исходит от Отца. В Боге Отце - единое начало для Сына и Духа Святого. При этом важно учесть замечание святого Иоанна Дамаскина: "Хотя мы научены, что есть различие между рождением и исхождением, но в чем состоит рождение Сына и исхождение Святого Духа от Отца, этого не знаем". Такие понятия "рождение" и "исхождение" открыл Сам Бог Троица в Священном Писании, и что нам открыто, о том мы и говорим. Проникнуть же во внутреннюю тайну Лиц Святой Троицы никому невозможно. Видимый мир вещает о Троице Впрочем, свойства и отношения Лиц Святой Троицы можно отчасти постигать, всматриваясь в явления окружающей природы. Вы все видите на небе солнце, как от него исходит свет, как оно дает свое тепло. На это обращал внимание еще в IX веке святой равноапостольный Кирилл (+ 869), просветитель славян: "Видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца - свет. И как от солнца вместе с светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святой. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный". О том же свидетельствует пример огня, также дающего свет и тепло, имеющих между собой единство и различие. Некоторое подобие вы найдете в источнике воды, который сокрыт под землей, как от него бьет ключ родника и далее течет водный поток. Источник, ключ и поток неразрывно соединены между собой и однако же различаются. Аналогию вы заметите и в своей собственной природе. По мнению многих святых Отцов, человеческой душе присущи ум, слово (непроизнесенное слово есть мысль) и дух (совокупность сердечных чувств). Эти три силы, не смешиваясь, составляют в человеке одно существо души, как и в Троице три Лица составляют одно существо Божественное. Впрочем, всегда необходимо помнить о недостаточности каких-либо земных аналогий. В этом отношении важно предупреждение святого Илария: "Если мы рассуждая о Божестве, употребляем сравнения, пусть не думает никто, что это есть точное изображение предмета. Между земным и Богом нет равенства..." Аналогии из окружающей природы или из собственного человеческого естества являются лишь некоторыми пособиями в познании Святой Троицы, но не открывают нам самую суть Божества. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, коснувшись глубин духовных созерцаний, молился: "О, совершеннейшее Божество, сущее в трех равных, равнославных, равносильных Лицах Божества! О, Доброта трисолнечная! О, Красота трехличная! О, Единство всесовершенное, твердейшее, неразлучное, нераздельное! О, всесовершенное Божество! О, всежизненное Существо!.. Светом Твоим всего меня просвети и тьму греха отжени". Много веков раньше так же воспевал Бога-Троицу святитель Григорий Богослов: "Воспеваю Тебя, Живая Троица, Единая и единственно единоначальная, Естество неизменяемое, безначальное, Естество неизглаголанной Сущности, Ум непостижимый в мудрости, небесная Держава, непогрешимая, неподначальная, безпредельная, Сияние неудобозримое, но все обозревающее, от земли и до бездны ни в чем не знающее для Себя глубины!" О том же молился и преподобный Симеон Новый Богослов: "О Отче, Сыне и Душе, Троице Святая, Благо неисчерпаемое, для всех текущее, Красота многолюбезная, не имеющая насыщения, Чрез веру одну и сверх надежды спаси меня". ТВОРЕНИЕ МИРА "Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего" (2 Мак. 7: 28) О Боже! Ты - и жизнь, и свет всего творенья; Ты в ярком блеске дня, в улыбке звезд ночных. На что ни взглянем мы в порыве умиленья, Ты, Господи, во всем, все - дело рук Твоих. Когда, склоняясь, день последний луч бросает Как бы из глубины чертогов золотых, А небо жемчугом и яхонтом пылает, - Вся эта красота - созданье рук Твоих. Когда весна несет нам чары обновленья, Не Ты ли шлешь дары из тучных недр земных? На что ни взглянем мы в порыве умиленья, Ты, Господи, во всем, все - дело рук Твоих. (Т. Мур) Пытливый ум человека пытается проникнуть в тайны мироздания. Чем более он узнает, тем более неизвестного открывает. Но мы не можем не спрашивать. Узнав, что мир - создание Божие, мы уже спешим к новым неведанным истинам. Надеемся, что вместе с нами и вы теперь задаетесь вопросом: Почему же Господь создал мир? Была ли причина творения Вселенной и человека? Нуждался ли Сам Бог в этой красоте видимого мира? Зачем Он создал все, что есть? Как вам уже известно, Создатель обладает полнотой совершенств. Разве способна Вселенная добавить что-то к бытию Творца? Конечно же, нет. Он ни в чем не нуждается. Поэтому никто и ничто не могло заставить Господа сотворить все существующее. Но неужели никакой причины нет? - Есть! Созданию мира есть вполне достойная причина. "Бог есть Любовь" (1 Ин. 4: 16). Любовь - это самое удивительное явление среди людей. И не только. Еще это самое удивительное свойство Божие. Истинная, искренняя любовь не замыкается на самой себе. Настоящая любовь всегда обращена к другому. Конечно, полнота Божественной любви заключена в единстве Лиц Святой Троицы. Но Господь пожелал сотворить мир, который был бы также способен воспринимать Его любовь и участвовать в Его блаженстве. Бог творит все единственно по любви и даже по преизбытку любви, творит совершенно добровольно, свободно. Все имеет бытие и жизнь исключительно как дар Творца. Представьте, Он мог бы нас не создавать, никого из нас тогда бы не было, мы не могли бы ни жить, ни радоваться, ни думать, ни осознавать самих себя. Но Господь нас сотворил и наделил всеми благами даром - по преизбытку Своей любви. Замысел Божий Мир возник отнюдь не случайно, но в соответствии с Божественным замыслом. Замысел этот был вечен, поэтому не следует думать, что мысль о мире возникла у Бога вдруг в один какой-то момент. "Ведомы Богу от вечности все дела Его" (Деян. 15: 18), - говорит Священное Писание. В творении Господь привел к реальному бытию то, что от вечности находилось в Его мысли. Таким образом, Любовь, Премудрость и Всемогущество Господа наделили существованием Вселенную. Однако уже виден новый вопрос: Из чего мир возник? История человечества - это постоянная борьба за жизнь. И еще, это постоянная борьба мировоззрений. В науке и в религиозно-философской мысли предлагалось множество версий, как и из чего возник мир. Вы знаете, что вершиной науки XX века было принятие гипотезы большого взрыва: Вселенная появляется из вакуума, который стал раздуваться, или из точки, почти равной нулю. А среди устойчивых религиозных представлений мы с вами для начала выделим такие, как дуализм и пантеизм. Дуализм - (с латинского "двойственный") утверждает, что мир совечен Богу. Согласно такому мнению, от вечности все представляло бесформенную, беспорядочную массу, эфирную глину, из которой Бог устроил Вселенную с ее законами и целесообразностью. Таким образом, дуализм отстаивает вечность материи. А значит, он обесценивает Бога как единое высшее Начало и Источник бытия. Пантеизм - (с греческого "всебожие") считает мир истечением Божественной природы: мир возникает из самого Божества. Одни пантеисты утверждают: весь мир и есть Бог. Тем самым они упраздняют признание Бога Личностью. Другие пантеисты говорят: мир не имеет собственной сущности. Тем самым вторые упраздняют признание реальности самой Вселенной. Такие гипотезы выдвигал человеческий разум. И только Божественное Откровение явило следующую истину: Мир сотворен Богом из ничего (2 Мак. 7: 28) - Итак, Бог именно сотворил мир. Сотворил не так, словно плотник, который из какого-либо материала изготавливает свое изделие. Здесь более уместен образ поэта, который творит, сочиняет гимн, поэму. Живущая в мысли идея благодаря творчеству приходит в реальность, обретает бытие, появляется на свет. Крупнейший физик, астрофизик, астроном и космолог XX века Джеймс Джинс (1877 - 1946) утверждал: "Примитивные космогонии рисовали Творца работающим во времени, выковывающим Солнце и Луну, и звезды из уже существующего сырого материала. Современная научная теория заставляет нас думать о Творце, работающем вне времени и пространства, которые являются частью Его творения, так же, как художник находится вне своего холста". Вне Бога не существовало никакого "исходного материала" для создания мира. Господь Свою предвечную мысль о мире приводит в реальность видимой нам Вселенной, творит мир Сам Собой, Своей Собственной силой, любовью и мудростью. - Мир не рожден из сущности Бога. Господь Бог и сотворенный мир иноприродны. В этом смысле святой Иоанн Дамаскин сказал: "Все (сотворенное) отстоит от Бога не местом, но природой". Это бесконечное расстояние между Богом и Вселенной никогда не упразднится, но оно покрывается безмерной любовью Господа к Своему творению. Поэтому можно сказать, что лучи Божественной благодати пронизывают, духовно согревают весь мир. - Мир сотворен из ничего. Это значит, что Господь все существующее привел в бытие из полного небытия. "Люди могут делать что-либо не из ничего, а при посредстве материи, - учил святой Ириней Лионский. - Но Бог, собственно, и превосходит людей тем, что Он Сам призвал к бытию материю Своего создания, которая прежде не существовала". До создания мира вообще ничего не было, ни материи, ни пространства, ни самого времени - нам это крайне трудно представить. Раз не было времени, то уже не уместен вопрос: что было до этого? так как "было" - одна из категорий времени. Известно одно: всегда был Господь Бог. Начальные строки Библии посвящены сотворению мира Богом. Описание удивительно кратко, но емко охватывает всю историю мироздания. Текст повествования очень древний (принадлежит пророку Моисею), он изложен самым простым языком. В нем отсутствуют отвлеченные понятия, столь необходимые для выражения религиозных истин. И не смотря на всю простоту, повествование не теряет своего вечного значения. Сотворение мира не имело свидетелей. О нем мог поведать людям только Сам Бог. Священное Писание - слово Божие. Смысл его духовен. Он усваивается в полноте лишь теми, кто очистил свои ум и сердце. И если что-то поначалу представляется неясным, необходимо проявить терпение. Здесь нам помогут толкования святых людей, исполнивших слово Божие в собственной жизни. Это важно учитывать особенно потому, что Моисей описывает творение мира не как естественную историю, но с точки зрения связи всего мира с Богом. "Не здраво рассудителен математик, - говорил Ломоносов, - ежели он хочет Божественную волю измерять циркулем. Таков же богословия учитель, если он думает, что по псалтири научиться можно астрономии или химии". Главная цель повествования - внушить человечеству основные духовные истины о Боге, о мире и о человеке. Повествование о творении мира Богом следующее: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой... Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. (Бытие 1:1 - 2:3) После войны в Париже чествовали английского ученого Флемминга, открывшего пенициллин. На торжественном собрании было сказано много похвальных слов в его честь. Отвечая собравшимся, профессор Флемминг сказал: - Вы говорите, что я что-то изобрел; на самом деле я только увидел, - увидел то, что создано Господом Богом для человека. Честь и слава принадлежит не мне, а Богу. Давайте и мы увидим, что же, согласно Откровению Божию, было создано Творцом. Как сказано, Бог сотворил все существующее "В начале" Что есть это "начало"? Оно - первое мгновение, в которое возник мир. Именно с данного мгновения появляется время. Вселенная сотворена вместе со временем, и само время не мыслится в отрыве от тварного мира. Оно являет постоянный процесс перемен во вселенной, непрестанное движение и течение всего, что существует. "Ибо что такое время, - спрашивает блаженный Августин, - как не разные преемственные и последовательные перемены, которым с безусловной необходимостью подвергаемся все мы и весь мир?" Где нет времени, там нет и изменчивости, там царит вечность. Однажды Пушкин, когда его попросили написать в альбом какие-нибудь стихи, написал не свои, а стихи Державина: Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. Интересно заметить, что первое мгновение, в которое возникли пространство и время, само временем не являлось. По мысли святителя Василия Великого, "как начало пути еще не путь и начало дома еще не дом, так и начало времени еще не время и даже не самомалейшая часть времени". То есть Господь сотворил мир, с присущими ему пространственно-временными категориями, вне времени. Вечная Божественная воля разом сотворила все теперь существующее. Возникает целый мир, устремляющийся к определенной цели, и начинает изменяться. Его переменчивость и означает время. Можем ли мы мыслить себя вне пространства и времени? Течение времени непрестанно свидетельствует о себе, неумолимо "посекая" дни нашей жизни. Но если время имело начало, - спросите вы, - то будет ли оно иметь и конец? Да. Некогда подойдет тот миг, когда, согласно Божественному Откровению, "времени уже не будет" (Откр. 10: 6). Что же будет тогда? - Наступит вечность, то есть неподвижное время или вечно длящееся мгновение. А что будет затем? - Подождем и узнаем! А пока нам дана возможность гадать о вечности, устремим свой взгляд к Откровению Божию: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1: 1). О творении какого неба повествует Библия? Под небом Священное Писание понимает прежде всего мир духовный, невещественный. Он выше и вне нашего земного, материального мира. То есть это - духовное небо, место обитания духовных существ, умных сущностей - ангелов. А то небо, которое вы видите над своей головой, есть, по своим красоте и величию, лишь образ неба духовного. Вначале и был сотворен духовный ангельский мир, а затем уже мир физический - видимая нами Вселенная. Кто же такие ангелы? - Это жители небесного, духовного мира. Они первые разумные, личностные существа, созданные Богом. Даже академик К. Э. Циолковский (1857 - 1935) в работе "Иная, более разряженная материя" признавал: "Всегда бесчисленный ряд почти бестелесных существ живут рядом с нами". Природа ангелов невещественная, бесплотная. Они не имеют материального тела. Это чистые духи. Поэтому ангелы не нуждаются в удовлетворении телесных потребностей. Будучи бесплотны, они меньше, чем люди, зависят от пространства и способны молниеносно передвигаться, ибо для них не существует препятствий. Ангелы обладают сверхчеловеческими способностями ума, чувства и воли. Они могущественнее человека, их ум возвышеннее и чище нашего ума. Ангелы способны влиять на действие законов природы и на стихии нашего мира. Они не нуждаются в продолжении своего рода, так как бессмертны. Но неужели сила и способности ангелов безграничны? Нет. Их существование полностью зависит от Бога. Духовность ангелов бесконечно ниже духовности Божией. Ангел не может сразу находиться в нескольких местах - он ограничен в пространстве и зависит от времени. А что значит само имя "ангел"? С греческого оно означает "вестник", "посланник" и указывает на исполняемое бесплотными духами служение в отношении людей. Часто ангелы посылались Богом для возвещения людям высшей, небесной воли. Для этого ангелы принимали на себя видимый, человеческий образ. На это особенно необходимо обратить внимание, так как собственный вид ангела не доступен человеческому зрению. "Ангелы, - пишет святой Иоанн Дамаскин, - являясь, по воле Божией, достойным людям, являются не такими, каковы (они) сами по себе, но преобразуясь сообразно тому, как смотрящие могут видеть их". Однажды А. С. Пушкин, который неоднократно испытывал колебания в вере, беседовал с графом Ланским. Оба подвергали религию, веру самым едким и колким насмешкам. Вдруг к ним в комнату вошел молодой человек, которого Пушкин принял за знакомого Ланского, а Ланской - за знакомца Пушкина. Незнакомец начал с ними разговор и мгновенно обезоружил их своими доводами в пользу религии. Они не знали даже, что сказать, и как пристыженные дети молчали, - и, наконец, объявили гостю, что совершенно переменили свои мнения. Тогда незнакомец простился с ними и вышел. Некоторое время они не могли опомниться и молчали. Наконец разговорились, и тут выяснилось, что ни тот, ни другой не знают, кто это был. Позвали прислугу, которая доложила, что в комнату никто не входил. Пушкин и Ланской не могли не признать в приходе своего гостя чего-то сверхъестественного, тем более, что гость при своем появлении внушил к себе страх, обезоруживший их. С этого времени оба гораздо осторожнее высказывали свои суждения о религии. А Пушкин в своем творчестве еще больше обратился к духовной поэзии. Ангелы, которые рядом с нами О жизни ангелов нам открыто совсем немного. Они различаются по степеням духовного совершенства. Все они служат Богу, но виды служения ангелов различны. Например, согласно православному учению, каждому при Крещении дается ангел-хранитель, который сопровождает вверенного ему человека и заботится о нем до самой смерти. Преподобный Онуфрий, прозванный Великим за свою богоугодную жизнь, однажды увидел в пустыне необыкновенный свет. Испуганный таким видением, святой хотел бежать. Но вдруг из света послышался голос: - Не бойся, Онуфрий, я твой Ангел, приставленный к тебе со дня твоего рождения, чтобы охранять тебя. И, действительно, когда, оставшись в пустыне, святой Онуфрий терпел голод, к нему являлся Ангел-Хранитель и приносил воду и хлеб. В дни же особых искушений Ангел помогал ему в борьбе с соблазнами. Я видела тебя души моей очами; Ты радостен, ты чуден, светел был И, окружен небесными лучами, На небеса свой взор с любовью возводил. Твой кроткий лик сиял святым приветом, Ты осенял меня спасительным крылом… Каким божественным, отрадным, дивным светом Ты был проникнут весь в величьи неземном! Я с тихим трепетом на светлого взирала, И все в моей душе восторженной молчало. (Ю. Жадовская) Обыкновенно человек не видит своего ангела-хранителя. Воздействие ангелов на людей происходит, в основном, незаметным, незримым образом. Но часто именно ангел-хранитель внушает нам добрые мысли и помогает избежать злого дела или несчастного случая. В 1885 году помощник начальника Московского Октябрьского вокзала Ф. И. Соколов сообщил такой случай. У него был знакомый железнодорожный служащий - стрелочник, который служил на одной из ближайших к Москве станций Октябрьской железной дороги. Однажды при исполнении своих служебных обязанностей на линии ему пришлось пережить ужасные минуты. Из Петрограда в Москву шел курьерский поезд. Стрелочник вышел ему навстречу, чтобы перевести стрелку и направить его на свободный путь. Смотрит, далеко впереди уже виднеется дымок и слышен свисток паровоза. Оглянувшись назад, он видит: по полотну навстречу поезду бежит его трехлетний сынишка и что-то держит в руках. Бросить стрелку и бежать навстречу сыну, чтобы увести его с полотна, было уже поздно. Что делать? А поезд между тем приближался, и через минуты две, если он не перевел бы стрелку, состав должен был промчаться по другому пути, занятому, и потерпеть крушение, что привело бы к сотням человеческих жертв. Тогда всем сердцем он воззвал к Богу: "Да будет воля Твоя святая", - перекрестился, закрыл глаза и повернул стрелку. Мгновение - и поезд промчался уже по полотну, по которому только что бежал его маленький сын. Когда поезд скрылся из виду и пыль немного улеглась, стрелочник бегом направился к тому месту, где был его сын, думая найти хотя бы останки трупика, и что же видит: мальчик, сложив ручки на груди, лежит ниц на земле. Отец закричал ему: - Сын мой, ты жив? - Я жив, жив, - весело отвечал он, поднялся на ножки, продолжая прижимать к своей груди вороненка. В глазах его не было и следа страха. Отец спросил его: - Как же ты догадался лечь на землю? А мальчик ответил: - Какой-то светлый, красивый, добрый юноша с крыльями склонился надо мной и пригнул меня к земле. Стрелочник понял, что, когда он воззвал к Господу, Божий Ангел чудесно спас его ребенка. Молитва Ангелу-Хранителю Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь. Ангеле - Ангел; хранителю - хранитель; соблюдение - сохранение; тя - тебя; мя - меня; днесь - сегодня, сейчас. Но теперь нам стоит вернуться к предмету наших исследований, потому что если бы Творец создал только мир ангельский, то вряд ли это было бы для нас так интересно. Что же было по сотворении ангелов? Создав "небо" - невидимый, ангельский мир, Господь творит и "землю" (Быт. 1: 1). Здесь имеется в виду не только наша планета, но и весь материальный мир - космос. Священное Писание даже предлагает характеристику первоначального состояния Вселенной. "Земля была безвидна и пуста" (Быт. 1: 2), - в только что появившейся материи отсутствовали внутренняя структура и форма. Это была пока безжизненная, бездонная, мрачная бездна: "и тьма над бездною" (Быт. 1: 2). Господь творит вначале вообще вещество (материю), из которого затем создает отдельные части мироздания. Но значит ли это, что Вселенная представляла тогда полный хаос и беспорядок? Вовсе нет. Как говорил ученый Н. Я. Данилевский, "Бог пожелал создать красоту и для этого создал материю". Святой Дух изначально уже являет Свое животворящее присутствие во Вселенной. Библия в этом отношении говорит: "И Дух Божий носился над водою" (Быт. 1: 2). Почему упоминается вода? Мировое первовещество было подобно безграничному морю, воде. Ведь вода не имеет собственной формы, она занимает ту форму, которую ей придает окружающая среда. Так и мир в первое мгновение бытия еще не имел собственных законов и форм. Однако Дух Божий уже заботился о первозданном мире, что выражено глаголом "носился". Этот глагол должно понимать как "согревал и оживотворял" (чему соответствует сирийский перевод данных слов Библии). Господь хранит и согревает мироздание у самых его истоков, подобно как птица, насиживая яйца и тем самым согревая их, сообщает им живительную силу. Из бесформенного, неустроенного первовещества Творец постепенно создает все разнообразие видимого мира. Устроение Вселенной с ее удивительной красотой и строгими законами совершается В течение шести творческих периодов Эти периоды называются в Священном Писании "днями", почему и говорится, что Бог создал весь мир в шесть дней. Может быть, длительность творческих дней равнялась современным нам суткам. Всемогущий Творец мог совершить весь мир и за такой срок. Однако важно учитывать, что слово "день" ("йом" - на еврейском языке, на котором были написаны основные книги Ветхого Завета) в Священном Писании означает не только обычные для нас сутки в 24 часа. В первые творческие дни не было даже и солнца, по которому измеряется течение дней наших. Творческий день - "йом" может означать некоторый промежуток времени, в который Господь созидал определенные формы бытия. О длительности его спорить бессмысленно. Творение Вселенной совершалось постепенно, в шесть этапов - творческих дней - от простого к более сложному.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.