- 361 Просмотр
- Обсудить
Открыть себя свету Создателя "О, Неведомое, Таинственное Существо! О, Великое и Непостижимое! Верховный Виновник всей стройности и красоты. Кто же и что же такое Ты, если дела Твои столь велики? Жалки человеческие существа, эти ничтожные муравьи, копошащиеся на поверхности их ничтожной планеты и уверенные, что знают Тебя, о, Всевышний! И какое имя дать тем, кто отрицает Тебя, кто не живет мыслью о Тебе, кто никогда не чувствовал Твоего присутствия, Отец всей природы! Я с любовью преклоняюсь пред Тобой, о Божественное Начало; но я так ничтожен, что не смею думать, чтобы я мог быть услышан Тобою. Но Ты слышишь меня, Создатель, Ты, дающий красоту и благоухание полевому цветочку, внимаешь и мне. Голос океана не может заглушить для Тебя моего лепета, и моя мысль доходит до Тебя в этой общей молитве", - так восклицал знаменитый французский астроном Камиль Фламмарион (1842 - 1925). Можно ли логически объяснить любовь к другому человеку и веру в него? Так и веру в Бога невозможно объяснить логически. Творца не познать одним холодным рассудком. Он Сам открывается живому, чистому сердцу. Сколько людей, столько бывает и путей к Богу. Кто-то обращается к вере посредством изучения природы. Кого-то зажигает пример искренно верующего человека, или его так с детства воспитывали родители. Некоторых Создатель привлекает к Себе посредством явных чудес: человеку грозила смерть, неминуемая беда, неизлечимая болезнь, и вдруг после обращения к Богу все благополучно разрешилось. В этом случае точно дается знать, что помощь принес именно Всевышний. Владимир Губанов, автор-составитель нескольких книг, приводит следующий случай из жизни: "Бог все-таки есть", - часто говорил вслух седоватый старик, высокорослый, согбенный, с выразительными чертами лица. Его звали Феодор Михайлович Махов. В то время во всех школах и институтах учили, что Бога нет, а верующих считали отсталыми или сумасшедшими. Уверился же Феодор Махов в существовании Бога после того, как был спасен из воды. Однажды он шел домой по льду по речке Пехорке в Подмосковьи. Был поздний вечер, темно, дороги не видно. Где-то на середине реки он попал в прорубь. Река в этом месте была глубока, так что летом не каждый ныряльщик до дна достанет. Очутившись под водой, в одежде, он стал тонуть. Подо льдом полный мрак, Феодор стал, как мог, барахтаться. Через несколько секунд он всплыл, но не попал головой в прорубь, а ударился голым теменем об лед. И вот тут он стал действительно тонуть, потому что не знал, куда всплывать, и был в ужасе. Опускаясь на дно, Феодор изо всей мочи воззвал: - Боже, если Ты есть, спаси меня, помоги! Он молился не словами, так как воздуха не было, а умом, - всем своим нутром кричал вверх. В тот же миг вода подо льдом осветилась. "Я не видел никого, только свет был, как утром, - объяснял он потом. - Свет приблизился ко мне. И какая-то сила взяла меня как бы за волосы и потащила вверх. Не знаю, как, но меня вытолкнуло на край льда. Кто-то помог мне выбраться. Наверно, Бог или ангел достал меня из-подо льда… Я сначала пополз едва, потом поднялся на ноги и пошел. Пальто от воды тяжелое, ледяное. Не успел замерзнуть, как дошел домой… Да, кто что ни говори, а Бог все-таки есть. А иначе б не было меня". Бывает же, без видимых чудес, в глубоких страданиях душа вдруг ощущает близость Бога, чувствует в Нем все свое спасение. В страданиях люди чаще всего приходят к Богу. В этом смысле поэт Аполлон Майков писал: Не говори, что нет спасенья, Что ты в печалях изнемог: Чем ночь темней, тем ярче звезды, Чем глубже скорбь, тем ближе Бог… Но какими бы судьбами человек ни обращался к Богу, всегда его вера - это не просто признание Бога умом, но стремление к Нему самым сердцем. "Как глаза видят предметы чувственные, так вера духовными очами взирает на сокровенное", - говорил святой Исаак Сирин. Вера есть путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Создатель призывает человека к Себе, дает ему неизъяснимое предощущение Своего присутствия. Бывает, человек ощущает какой-то внутренний зов, необходимость поиска, неудовлетворенность обыденной жизнью. И явление веры в душе есть ответ на зов Божий. Вера подобна нити Ариадны, которая выведет из любого лабиринта проблем. О, вера чудная святая, Ты чудоточная струя, Ты дверь души в обитель рая, Ты жизни будущей заря! Гори во мне, светильник веры, Гори ясней, не угасай, Будь мне повсюду спутник верный И жизни путь мне просвещай! К. Р. (1852 - 1915) Сердце ощущает, что в Боге для него есть что-то близкое, доброе, родное. "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!" (Пс. 41, 2) - воспевал царь Давид. При одной лишь мысли о Всевышнем душа испытывает особое состояние благоговения, она чувствует нечто священное, теплое, светлое. Как при воспоминании светлых, беззаботных дней детства, в душе рождается желание вернуть утерянную с годами радость жизни, так при вере в Бога человек вновь находит ее. Верующий ощущает точно, что Всевышний видит глубины наших мыслей, Он рядом с каждым из нас, от Него ничто не скроешь. И вместе, Сам Бог не выразим никаким человеческим словом, Его невозможно представить в каком-либо виде и образе. Бог есть Личность, Творец вселенной, ее Жизнь и Свет, Он - сама Любовь к всему существующему. Всевышний не смешивается с природой, и вместе безграничен, потому что нематериален. Бог вечен и бессмертен. Еще не было человека, земли, всего мира и самого времени, а Творец был всегда. Для Него нет ни прошедшего, ни будущего. Для Бога - всегда настоящее, пред Ним вся человеческая история как на ладони. Один из ученых древности заметил: "Бог есть высшее Начало и Благость. Он превыше всякой природы. К Нему все стремится так естественно, как растение поворачивается к солнцу, чтобы жить". Что воздух значит для легких, то и Всевышний для души, для всей человеческой жизни. Нужно ли объяснять, почему ребенок тянется к своей матери? Это понятно само собой, по самой природе вещей: жизнь ребенка, пусть он еще не понимает этого, наитеснейшим образом связана с заботой о нем его матери. Так и Создатель невидимо, а иногда и явно, заботится о нас, даже если мы этого не понимаем, не видим или не хотим признать. Если в летнее, раннее и ясное, утро выйти на луг, то на траве окажется множество росинок, а в каждой росинке будет видно отраженное солнце. Как бы ни была росинка мала и незначительна, она вмещает в себя отблеск целого солнца. Так, весь мир и каждый человек в отдельности содержат в себе отблески заботы Божией о нас. Душа чувствует: есть Господь Бог, Который дал мне жизнь, дал для счастья и вечности. И если я делаю зло, то это мучает мою душу, которой по самой природе более приятно тянуться к Богу. Ведь от Бога - всякое добро. "Всякий человек, кто бы он ни был, желает и ищет себе благополучия и счастья. Желать себе добра и искать благополучия или блаженства есть врожденное чувство человека, и потому это не есть грех или порок. Но надобно знать, что здесь, собственно, на земле, не находилось, не находится и никогда не найдется истинного и совершенного счастья и благополучия, ибо все наше благополучие и блаженство находится только в Боге: никто и никогда без Бога или вне Бога не найдет истинного счастья и совершенного благополучия" (святитель Иннокентий Московский). РАСКАЯНИЕ КОМСОМОЛЬЦА БЕЗБОЖНИКА Из воспоминаний княгини Н. В. Урусовой С детства у меня была близкая подруга Н. Б. Она была немного старше меня, и вышла замуж на два года раньше. В первый же год у нее родился сын Владимир. С самого рождения мальчик удивлял своими большими, черными, как бы грустными глазами и необыкновенно смирным характером. На второй год родился у нее сын Борис, тоже удивлявший всех с первого дня появления на свет, но наоборот, чрезвычайно беспокойным характером и живостью. Владимир все классы прошел первым учеником. По окончании Московского университета он поступил в Духовную Академию и был посвящен в диаконы, а затем в священники в 1917-ом году. Владимир вступил на путь, к которому стремился и был избран Богом с рождения. С самого начала стал пользоваться уважением и любовью прихода. В 1924-ом году он и его родители были высланы в Тверь без права покидать город. Они должны были постоянно находиться под надзором ГПУ (Главного Политического Управления). В 1930-ом году Владимир был арестован и расстрелян в Москве. Другой брат - Борис, когда началось брожение революции, поддался пропаганде, вступил в комсомол, а затем, к великому горю родителей, стал членом Союза безбожников. Отец Владимир при жизни старался вернуть его к Богу. Умолял одуматься и, вероятно, много молился о душе брата, но не обратил его. В 1928-ом году Борис стал председателем Союза безбожников в городе Петропавловске в Казахстане, куда уехал, женившись на девушке комсомолке, тоже безбожнице. В 1935-ом году я приезжала на несколько дней в Москву, где случайно встретила Бориса. Он радостно бросился ко мне со словами: "Господь по молитвам брата отца Владимира на небесах, вернул меня к Себе". Вот, что он мне рассказал: - Когда мы венчались (что было сделано по настоянию родителей), то мать моей невесты благословила ее образом "Нерукотворного Спаса" и сказала: "Только дай мне слово, что вы его не бросите; пусть он сейчас не нужен вам, только не бросайте". Он действительно не был нам нужен и лежал в сарае, в сундуке с ненужным хламом. Через год у нас родился мальчик. Мы оба очень хотели иметь ребенка и были очень счастливы, но ребенок родился больной и слабенький, с туберкулезом спинного мозга. Средства мы сумели сохранить кое-какие и не жалели денег на врачей. Все они говорили, что в лучшем случае, при хорошем уходе и лежа всегда в гипсовом корсете, мальчик может дожить до шестилетнего возраста. Тут мы уехали в Казахстан, надеясь на лучший климат. И там я был председателем Союза безбожников и гнал Церковь. Ребенку уже пять лет. Здоровье все хуже и хуже. До нас дошел слух, что в Петропавловске находится в ссылке знаменитый профессор по детским болезням. От нашего селения нужно было ехать 25 верст на лошадях до ближайшей станции. На Петропавловск всего один поезд в сутки. Ребенку совсем плохо и я решил поехать и пригласить профессора к нам. Когда я подбежал к станции, то поезд на моих глазах ушел. Я опоздал на несколько минут. Что было делать? Оставаться на сутки и ждать, а там жена одна и вдруг ребенок умрет без меня? Подумал и повернул обратно. Приезжаю и застаю следующее: мать, рыдая, стоит на коленях у кроватки, обняв уже холодеющие ножки мальчика… Местный фельдшер только что ушел, сказав, что это последние минуты. Я сел за стол против окна, обхватил голову руками и предался отчаянию. И вдруг вижу, как на яву, что отворяются двери сарая и из них выходит покойный брат отец Владимир. Он держит в руках лицом от себя наш образ Спасителя. Я обомлел: вижу, как он идет, как на ветру развеваются его длинные русые волосы, слышу, как он открывает входную дверь, шаги его слышу. Я весь остолбенел и похолодел, как мрамор. Он входит в комнату, приближается ко мне, молча передает мне образ в руки и исчезает. Я не могу передать словами, что испытал, но я бросился в сарай, отыскал в сундуке образ и положил его на ребенка. Утром он был совершенно здоров. Приглашенные, лечившие его врачи, только руками разводили. Сняли гипс. Следов туберкулеза нет. Тут я все понял. Я понял, что есть Бог, понял молитвы брата! Я немедленно заявил о своем выходе из Союза безбожников и не скрывал происшедшего со мной чуда. Везде и всюду я возвещаю о случившемся со мной и призываю к вере в Бога. Не откладывая, мы уехали под Москву к моим родителям, где они поселились после окончания срока ссылки. Окрестили сына, дав ему имя Георгий. Я простилась с Борисом и больше его не видела. Когда вновь приехала в Москву в 1937-ом году, то узнала, что после крещения сына он с женой и ребенком уехал в Кисловодск на Кавказ. Борис везде открыто говорил о своем заблуждении и спасении. Через год он, будучи совсем здоровым, неожиданно скончался и врачи не определили причины. Его убрали большевики… Как вы думаете, почему некоторые люди, понимающие ложность атеизма, все-таки не хотят обратиться к Богу? Можете ли вы объяснить, почему вера в Бога преображает душу человеческую? Достаточно ли заниматься одной наукой, чтобы придти к вере? Почему люди культуры бывают особенно чутки к духовным вопросам? ХРИСТИАНСТВО А теперь мы станем подражать искателям жемчужин. Мы будем нырять, только не в соленую и не в пресную воду. А станем погружаться к глубинам познаний. За духовным, бесценным бисером, который украшает душу человека невиданной красотой. И в первую очередь обратим внимание на христианство. На то самое христианство, которое завоевало величайшие империи мира - не мечем, а заповедью любви. Которое было постоянно гонимо, но никогда не умирало, напротив, давало жизнь другим. Которое избрали князья русские, потому что оно сплочало и возвышало народ. И сегодня миллионы людей признаются, что христианство освятило их жизнь. Рассуждая о христианстве, мы подразумеваем Православие. Почему? - вы догадаетесь по завершении всех поисков. Пусть этот поиск будет добровольным движением вашей души. Итак, именно вам вверяем весы и чаши суда. А первый шаг мы вместе совершим на ПУТИ БОГОПОЗНАНИЯ Когда человек оказывается в незнакомой местности, ему необходимо осмотреться. - Чтобы выбрать верный ориентир пути. Но для начала зададимся вопросом: Куда обращается взор человека? Помните из рассказа Тургенева "Бежин луг": "- Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, - раздался вдруг детский голос Вани, - гляньте на Божьи звездочки, - что пчелки роятся! Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза. Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились". Что могло поразить их? А какие чувства охватывают ваши души, когда вы смотрите в голубой, либо усеянный звездами небосвод? Почему созерцание бескрайнего неба ложится на сердце ощущением чего-то величественного, прекрасного, вечного, и вместе родного и близкого нам? Знаете ли, что само слово "человек" с греческого?(антропос) означает "обращающий взор вверх"? Такое наименование присвоено каждому из нас не случайно. В самой природе человека есть глубокая потребность обращать духовный взор к Небу, стремиться к познанию Всевышнего. В этом мире внимание людей привлекает познание необычных явлений природы, науки, искусства или культуры разных стран. Но не большего ли внимания заслуживает познание мира невидимого, духовного, в особенности же Самого Бога - Творца всего существующего? Философ Кант (1724 - 1804) говорил: "Вечно новым и постоянно возрастающим удивлением и благоговением наполняет мою душу звездное небо надо мною и закон нравственности во мне". Пока человек не разучился удивляться, он будет стремиться познавать все таинственное, сокровенное. Поверьте, в Боге кроется много таинственного, неизведанного, но при этом такого, что чем более открываешь, тем более твоя жизнь становится интересней, свободней, радостней. При этом, важно уточнить одну тонкость. А что такое познание? На языке Священного Писания познание чего-либо значит не просто поверхностное ознакомление, а познание на опыте, проникновение в самую суть предмета или явления. К примеру, познать страдания - значит испытать их в собственной жизни. Познать любовь - значит полюбить на самом деле. Познать грех - значит согрешить реально. В этом смысле познание кого-либо означает вступление с ним в личные отношения, ближайшее приобщение к жизни другого. Поэтому познание Бога есть приобщение к Его жизни, обретение личного богообщения. Когда вы желаете поближе познакомиться с человеком, то заводите с ним разговор, пытаетесь в беседе стать ближе к нему. Так и если вы хотите познать Бога, обратитесь к Нему со своей просьбой. Он - Личность, любит каждого, способен исполнить желание любого человека. Лишь бы это желание было чистым. В этом - основа богопознания. Уверовавший в Бога стремится самым сердцем постигнуть Того, Кто открывает истинный смысл жизни и дарует жизнь вечную. Богопознание при этом - не единичный акт, оно - бесконечный процесс духовного возрастания и укрепления человека в общении с Богом. Можно сказать, что это путь к счастью и радости. Но таких путей два Христианство указывает на существование двух путей богопознания: естественного и сверхъестественного. Оба ведут к верному знанию о Боге. Но первый путь подает менее глубокие понятия, естественное познание Бога доступно всем без исключения. Это знание, открывающееся людям из самой природы, из познания самих себя и всех дел Божиих. Второй путь богопознания - сверхъестественный. Он превышает обычные способности и силы нашего ума. Это Божественное Откровение, то, что Бог Сам явил о Себе людям. Такое знание о Боге более совершенно, оно зафиксировано в Священном Писании и Священном Предании, которое хранит, истолковывает и которым живет христианство. Ломоносов писал: "Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие, в другой - Свою волю. Первая - видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его, признавал Божественное всемогущество. Вторая книга - Священное Писание; в ней показано Создателево благоволение к нашему спасению… Обе обще удостоверяют нас не только о бытии Божием, но и о несказанных к нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры!" Итак, приоткроем первую книгу. Естественное богопознание Как мы уже говорили, созданный Богом мир - природа содержит в себе удивительную красоту, разнообразие и гармонию, и из этого познается могущество, мудрость и красота Творца. Величайший святой Антоний Великий (+351) замечал: "Бог создал человека, чтобы он был зрителем и благодарным истолкователем Его дел и, познавая творения Божии, он видел Самого Бога и прославлял Создавшего их для человека". В IV веке по Р. Х. в финикийском городе Илиополе жил некто Диоскор, человек богатый и знатный. Он был язычником, то есть не верил в одного Всемогущего Бога, а признавал многих богов, идолам которых покланялся. Диоскор имел дочь Варвару, отличавшуюся удивительной красотой. Желая скрыть красоту дочери от чужих глаз, Диоскор поместил Варвару в высокой башне. Находясь в одиночестве, и будучи чиста душой, девица много любовалась окружающим миром. Прекрасные зори, солнечные лучи, закаты солнца и сверкающие звезды заставили ее глубоко задуматься. - Кто сотворил это? - невольно вырвалось из ее сердца. Ей пытались указать на бессмысленных истуканов, сделанных мастерами. Но душа Варвары уже сияла удивительным открытием: - Один должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая (и не придумало воображение - автор), но Сам Он, имеющий Собственное бытие, рукою Своею создал все. Один должен быть Тот, Кто простер широту неба, утвердил основания земли и просвещает свыше всю вселенную лучами солнца, сиянием луны и блистанием звезд, а внизу - украшает землю различными деревьями и цветами и напояет реками и источниками. Один должен быть Бог, Который все содержит, всему дает жизнь и обо всех промышляет. Она смотрела на созвездья, И для нее в какой-то миг Они вдруг стали как известье О Том Творце, что создал их. И солнца яркое горенье, И моря блеск, и ширь полей, И шум садов, и все творенье - Все о Творце сказало ей. Тот мир, что виден был ей с башни, Как книгу Бог открыл пред ней, И сладок стал ей плен домашний И одиночество родней. Господь для сердца, не для слуха, Ей открывал Свои дела, И благодать Святого Духа Живым огнем в нее вошла. - так современный поэт Виктор Афанасьев описал в стихах то, что произошло с Варварой. А подобное происходило не только с ней. Христианин способен видеть Творца сквозь всю природу, как сквозь стекло, природа - проводник этого зрения. При этом, чем более человек зрит Бога в природе, тем все более сама по себе природа утрачивает красоту пред ним, и все более Бог представляется ему величественным. Не случайно святой Василий Великий (+379) именовал Вселенную таким училищем, в котором разумные души обучаются боговедению. Отсюда к познанию Бога во многом должно располагать углубление в науки. Астроном поймет величие Божие, зная неизмеримость пространства вселенной; геолог - постигая смену эпох на земле в течение тысяч лет; биолог - наблюдая удивительное разнообразие жизненных форм. Не познать Творца из созерцания окружающего мира - все равно что ничего не видеть в ясный полдень.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.