Меню
Назад » »

Валерий Духанин / О ВЕЧНЫХ ВОПРОСАХ ЖИЗНИ (20)

Любовь - дар Божий. Но можете ли вы сказать, как этот дар отличить от влюбленности и от увлечения телесной красотой? Да и есть ли такое различие? Помните, из "Ромео и Джульетта", герой сгорал по Розалине, но, едва увидел Джульетту, и уже охвачен чувством к ней, а через сутки добивается Венчания. Не случайно брат Лоренцо заметил: У бурных чувств неистовый конец, Он совпадает с мнимой их победой. Разрывом слиты порох и огонь, Так сладок мед, что, наконец, и гадок. Избыток вкуса отбивает вкус. Не будь ни расточителем, ни скрягой: Лишь в чувстве меры истинное благо. Так и в реальной жизни: едва увидев девушку, парень уже обольщен ее лицом и фигурой. Образ увиденной запечатлевается в сознании, воображение влечется к мечтам. Сердце предано горячему, пылкому чувству. Однако есть вопрос для размышления: почему бывает, что человек, показавшийся сначала самым прекрасным в мире, при личном, более близком общении вдруг теряет свою красоту; напротив, нередко человек с виду невзрачный, по мере общения и познания его души предстает взору все более и более красивым? Любовь или бенгальский огонь? Видели вы на новый год бенгальский огонь? Он привлекает взор яркими искрами, но скоро угасает, оставляя затем один дым. Этому огню подобна пылкая любовь, возбужденная красотой телесной и внешними манерами. Ромео воздыхал: Что есть любовь? Безумье от угара, Игра огнем, ведущая к пожару, Столб пламени над морем наших слез, Раздумье необдуманности ради, Смешенье яда и противоядья. Не случайно в порыве чувств Ромео и Джульетта заканчивают жизнь самоубийством, по сути, убивают собственные души. Горе такой любви, при которой хотят насладиться друг другом только здесь, на земле, закрывая себе дверь к любви вечной на небе. А что было бы с чувствами героев, если бы они остались живы? На это отвечает реальная жизнь. Многие, едва загоревшись, остыли: красота другого лица исчезла, стала привычной, приелась, взамен явилось внутреннее недопонимание друг друга. Да, со временем телесная красота увянет, плотское влечение остынет. Но если на этом основывались взаимоотношения любимых, то с прекращением страсти прекратится любовь. Какова же истинная любовь? Во время II мировой войны в одном госпитале встретились раненый солдат и медсестра. Они искренно полюбили друг друга. Расставаясь, обещали встретиться по окончании войны, и солдат подарил девушке полевой цветок. Минули военные годы. Жизнь разбросала любимых. Он находился возле Москвы, занимал один за другим высокие посты. Женился, но затем развелся и остался один. Наступила старость, и вдруг он почувствовал, словно кто-то родной и очень близкий приближается, идет к нему. Он получает почту и видит в конверте высохший полевой цветок, который некогда подарил. Она умерла, но перед смертью просила дочь написать письмо ему и положить в конверт этот цветок. Она знала о нем все, собирала вырезки из газет, но не решилась дать о себе знать - он занимал слишком высокое положение. Тогда он понял, что все это время любил только ее. Любовь - это когда другой для тебя как твое "я", даже выше чем "я". Ошибки в жизни совершает каждый. Но истинная любовь стремится быть вечной. Настоящая любовь обращена к душе. Она есть спокойное, ровное, тихое чувство. Любовь - сокровенный свет, пребывающий в сердцах двух возлюбленных, который видят только они. Она есть вполне объективное ощущение, что все, что есть в этом человеке - действительно "твое", это что-то родное и самое близкое твоему сердцу. И общение с этим человеком идет просто, естественно, без внутренней скованности, без лишних слов. Потому что есть какое-то родство, близость, сокровенность двух любящих друг друга душ, осененных благословением Божиим. Их близость - не в плотском разгорячении, вовсе нет, но во взаимном сердечном тепле, в постоянном согревании душ друг друга. Истинная любовь - вся в глубочайшем внимании друг к другу, и значит, во взаимной верности, в полном принятии скорбей и радостей любимого, как своих личных скорбей и радостей. Посредством зрения души другого красивым является и тело его: Все в ней гармония, все диво, Все выше мира и страстей; Она покоится стыдливо В красе торжественной своей; Она кругом себя взирает: Ей нет соперниц, нет подруг; Красавиц наших бледный круг В ее сиянье исчезает. Куда бы ты ни поспешал, Хоть на любовное свиданье, Какое б в сердце ни питал Ты сокровенное мечтанье, - Но, встретясь с ней, смущенный, ты Вдруг остановишься невольно, Благоговея богомольно Перед святыней красоты. Пушкин, "Красавица" Но настоящая любовь чужда дерзости. Желание обладать другим человеком, насытить себя его красотой и девственностью показывает не любовь, а тайную гордость. Так, гордый Печорин рассуждал: "Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!" Самолюбивый ищет удовлетворения лишь себя, своих низких, телесных чувств. Он жаждет насытить понравившимся человеком преступную страсть, но как только насытится, вмиг охладевает и отвращается от мнимо любимого. Гляди, я дую на свою ладонь И след любви с себя, как пух, сдуваю. Развеяна. Готово. Нет ее. О ненависть и месть, со мною будьте И грудь раздуйте мне шипеньем змей! Шекспир, "Отелло" Любовь - чистота Любовь - чистое чувство, кто любит, тот благоговеет перед целомудрием любимого, видит в нем святыню и хранит ее, не позволит телесной близости до законного супружества. Блуд несовместим с истинной любовью. На самом деле, кто действительно любит, тот даже в мысли не допустит плотской страсти в отношении другого. Так, каждый может проверить самого себя: любовь греет ли сердце его или же возбуждает греховную плоть? Однажды красавица мне говорила О том, что такое любить: "Любить - это падать, и в этом паденье Другого с собой захватить". Такую любовь я не знал и не знаю, И знать не могу, не хочу. Иную мечту о Любви в своем сердце Я светом надежд золочу. Любить - самому в высоту подниматься Тернистою узкой тропой. Любить - это в райские двери стучаться, Другого ведя за собой. Архимандрит Исаакий (Виноградов) Любовь - это жертвенность Есть притча. Некто, подойдя к дверям любимого, стал стучаться. И послышался голос изнутри: - Кто там? - Это я, - отозвался стучавший. - Нет места двоим в этом доме, - отвечал голос, и дверь не отворилась. Тогда пошел человек с желанием своим в пустыню, постился и молился в уединении, и опять пришел через год к тому дому и постучался. - Кто там? - послышался голос. - Ты сам, - отвечал стучавший. И отворилась ему дверь. Кто-то из древних святых заметил, что хотя небожителей намного больше, чем живущих на земле, однако на небе - у всех одна воля, а на земле у каждого своя. Но любовь творит из двух воль одну, вдохновляя каждого отдавать свое ради другого. Здесь жертвовать собой не значит ущемлять себя, потому что у любящих жертвенность добровольная. В 1888 году императорский поезд, в котором ехали государь Александр III с семьей, потерпел крушение. Крыша вагона, в котором во время обеда находилась царская семья, стала проваливаться. Император принял на себя ее тяжесть и держал до тех пор, пока его жена и дети не выбрались живыми и невредимыми из-под обломков. Он поступил так потому, что любил жену и детей больше, чем себя. Напротив, печальный герой Печорин сам указывает причину своих бед: "Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия…" Близка мать детям, близки друзья друг другу, но близость возлюбленных намного глубже: они - одна душа, их скорби и радости настолько взаимны, что исполняется слово Писания: "Оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей; и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19: 5 - 6). Любовь мирна и несет мир. Здесь человек не раздирается помыслами ревности, не сторожит непрестанно "любимого", остерегаясь возможных соперников и обращая на них весь гнев. Истинная любовь верна и верит. Главная ошибка Отелло из трагедии Шекспира заключалась в том, что он больше слушал постороннего человека, нежели пытался искренно переговорить с юной супругой. Ревнуют не затем, что есть причина, А только для того, чтоб ревновать. Сама собой сыта и дышит ревность. Шекспир, "Отелло" Любовь не сковывает любимого, не закрепощает запретами общаться с кем-либо. Потому что истинная любовь свободна, она любит добровольно, жаждет встречной добровольной любви и верит в искренность любимого. Любимый - кумир или образ Божий? В жизни не все бывает ровно и гладко. На пути общения двух любящих друг друга лиц проходят определенные ступени взаимного познания. Если вначале каждый настроен видеть в другом идеал красоты и всех совершенств, то по мере реального общения сталкивается с особенностями характера, с немощами любимого. Тогда возможны огорчения, когда ты видишь, что любимый не во всем таков, каким хотелось бы видеть его. Этого не стоит бояться. Есть смысл задать вопрос себе: насколько я сам соответствую идеалу, своим запросам о другом человеке? Открой глаза на свое несовершенство, на свою собственную немощность, а отсюда пойми и сострадай немощам другого! На самом деле, когда оба любящих преодолеют в себе надуманные стереотипы образа другого человека, когда все недопонимания разрешатся в духе христианской любви и жертвенности, тогда реальный образ любимого предстанет намного красивее, намного лучше вымышленного. Не делайте из человека кумира! И когда снимутся с ума представления о другом человеке по прихотям своей испорченной природы, тогда окажется, что любимый в реальности как раз отражает все идеалы, соответствует всем сокровенным желаниям. Реальность выше вымысла, чище, лучше мечтаний. И зрение идеала, а лучше сказать, образа Божия в другом человеке, возможно лишь при чистоте своего собственного сердца. Потому что другой человек бывает настолько красив пред нами, насколько мы сами с добром и любовью относимся к нему. Прими другого, какой он есть! Если человека любят за что-то, это несовершенная любовь. Истинная любовь приемлет другого таким, каков он есть в реальности, не взирая на его заслуги и достоинства, не взирая и на его недостатки. Любовь несовместима с гордостью, потому что чистая, искренняя любовь объемлет другого, каким бы он ни был. Но кто любви не жертвовал собою? Вы, чувствами свободные певцы! Пред милыми смирялись вы душою, Вы пели страсть - и гордою рукою Красавицам несли свои венцы. А. С. Пушкин А ложная любовь, - самолюбие, - довольна лишь теми, кто ублажает ее, кто льстит и заискивает перед ее самомнением. Поверьте, что именно такой была холодная душа Снежной Королевы: "Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости". Потому-то и "поцелуй ее был холоднее льда". Думающий о себе как о обладателе великих достоинств никогда не поймет другого, не почувствует его скорби, не порадуется радости, тем более не снизойдет его недостаткам. Путь к настоящей, прочной любви пролегает через внутренний труд над самим собой, через искоренение греховных страстей, который все сводятся к самости и желанию чувственных удовольствий. Только Господь подает всесильную помощь в преодолении собственных немощей. Один Господь скрепляет союз двух людей бессмертными, вечными узами. Отчего в мире царит недоверие, неискренность, обособленность всех от всех? Почему мы часто в общении с другими испытываем внутреннюю скованность? Человек замыкается на самом себе, не может открыть своего сердца другому. Он замкнут, потому что нет того, кто поймет его душу, и потому что часто в открытую душу плюют, ее попирают, как это случилось с сердцем любвеобильного Данко. Мы одиноки в мире, часто либо озлоблены, либо находимся на грани какой-то внутренней бездны оставленности, ощущаем отсутствие нужнейшей опоры в жизни. И любовь к другому человеку, которую вложил Господь в естество наше и которая способна воссиять лишь в христианском сердце, выводит из состояния внутренней скованности. Чьего сердца коснулась любовь, тот не может быть замкнут. Сердце любящего болит о другом, и эта боль растопит холод бесчувствия, подаст вдохновение чего-то совершенно нового в жизни. Любовь обновляет и учит человека действительно жить, потому что истинная жизнь - не ради себя, а ради друг друга. Любовь способна возвести человека от земли к самому Небу. А теперь, полностью полагаясь на вас в этой сокровенной теме, предлагаем вам краткий отрывок из романа Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея". Герой полюбил юную, нежную актрису, великолепная игра которой привлекала зрителей к бедному театру. И когда Дориан был помолвлен с Сибилой, - так звали любимую, - он пригласил на ее выступление своих друзей. Но произошло невероятное: на этот раз она играла удивительно плохо. "… Как только окончился спектакль, Дориан Грей помчался за кулисы. Сибила стояла одна в своей уборной. Лицо ее светилось торжеством, глаза ярко блестели, от нее словно исходило сияние. Полуоткрытые губы улыбались какой-то одной ей ведомой тайне. Когда вошел Дориан Грей, она посмотрела на него с невыразимой радостью и воскликнула: - Как скверно я сегодня играла, Дориан! - Ужасно! - подтвердил он, глядя на нее в полном недоумении. - Отвратительно! Вы не больны? Вы и представить себе не можете, как это было ужасно и как я страдал! Девушка все улыбалась. - Дориан. - Она произнесла его имя певуче и протяжно, упиваясь им, словно оно было слаще меда для алых лепестков ее губ. - Дориан, как же вы не поняли? Но сейчас вы уже понимаете, да? - Что тут понимать? - спросил он с раздражением. - Да то, почему я так плохо играла сегодня… И всегда буду плохо играть. Никогда больше не смогу играть так, как прежде. Дориан пожал плечами. - Вы, должно быть, заболели. Вам не следовало играть, если вы нездоровы. Ведь вы становитесь посмешищем. Моим друзьям было нестерпимо скучно. Да и мне тоже. Сибила, казалось, не слушала его. Она была в каком-то экстазе счастья, совершенно преобразившем ее. - Дориан, Дориан! - воскликнула она. - Пока я вас не знала, я жила только на сцене. Мне казалось, что это - моя настоящая жизнь. Один вечер я была Розалиндой, другой - Порцией. Радость Беатриче была моей радостью, и страдания Корделии - моими страданиями. Я верила всему. Те жалкие актеры, что играли со мной, казались мне божественными, размалеванные кулисы составляли мой мир. Я жила среди призраков и считала их живыми людьми. Но ты пришел, любимый, и освободил мою душу из плена. Ты показал мне настоящую жизнь. И сегодня у меня словно открылись глаза. Я увидела всю мишурность, фальшь и нелепость той бутафории, которая меня окружает на сцене. Сегодня вечером я впервые увидела, что Ромео стар, безобразен, накрашен, что лунный свет в саду не настоящий и сад этот - не сад, а убогие декорации. И слова, которые я произносила, были не настоящие, не мои слова, не то, что мне хотелось бы говорить. Благодаря тебе я узнала то, что выше искусства. Я узнала любовь настоящую. Искусство - только ее бледное отражение. О радость моя, мой Прекрасный Принц! Мне надоело жить среди теней. Ты мне дороже, чем все искусство мира. Что мне эти марионетки, которые окружают меня на сцене? Когда я сегодня пришла в театр, я просто удивилась: все сразу стало мне таким чужим! Думала, что буду играть чудесно, - а оказалось, что ничего у меня не выходит. И вдруг я душой поняла, отчего это так, и мне стало радостно. Я слышала в зале шиканье - и только улыбалась. Что они знают о такой любви, как наша? Возьми меня отсюда, Дориан, уведи меня туда, где мы будем совсем одни. Я теперь ненавижу театр. Я могла изображать на сцене любовь, которой не знала, но не могу делать это теперь, когда любовь сжигает меня, как огонь. Ах, Дориан, Дориан, ты меня понимаешь? Ведь мне сейчас играть влюбленную - это профанация! Благодаря тебе я теперь это знаю. Дориан порывистым движением отвернулся от Сибилы и сел на диван. - Вы убили мою любовь, - пробормотал он, не поднимая глаз. Сибила удивленно посмотрела на него и рассмеялась. Дориан молчал. Она подошла к нему и легко, одними пальчиками коснулась его волос. Потом стала на колени и прильнула губами к его рукам. Но Дориан вздрогнул, отдернул руки. Потом, вскочив с дивана, шагнул к двери. - Да, да, - крикнул он, - вы убили мою любовь! Раньше вы волновали мое воображение, - теперь вы не вызываете во мне никакого интереса. Вы мне просто безразличны. Я вас полюбил, потому что вы играли чудесно, потому что я видел в вас талант, потому что вы воплощали в жизнь мечты великих поэтов, облекали в живую, реальную форму бесплотные образы искусства. А теперь все это кончено. Вы оказались только пустой и ограниченной женщиной. Боже, как я был глуп!.. Каким безумием была моя любовь к вам! Сейчас вы для меня ничто. Я не хочу вас больше видеть. Я никогда и не вспомню о вас, имени вашего не произнесу. Если бы вы могли понять, чем вы были для меня… О Господи, да я… Нет, об этом и думать больно. Лучше бы я вас никогда не знал! Вы испортили самое прекрасное в моей жизни. Как мало вы знаете о любви, если можете говорить, что она убила в вас артистку! Да ведь без вашего искусства вы - ничто! Я хотел сделать вас великой, знаменитой. Весь мир преклонился бы перед вами, и вы носили бы мое имя. А что вы теперь? Третьеразрядная актриса с хорошеньким личиком. Сибила побледнела и вся дрожала. Сжав руки, она прошептала с трудом, словно слова застревали у нее в горле: - Вы ведь не серьезно это говорите, Дориан? Вы словно играете. - Играю? Нет, играть я предоставляю вам, - вы это делаете так хорошо! - едко возразил Дориан. Девушка поднялась с колен и подошла к нему. С трогательным выражением душевной муки она положила ему руку на плечо и заглянула в глаза. Но Дориан оттолкнул ее и крикнул: - Не трогайте меня! У Сибилы вырвался глухой стон, и она упала к его ногам. Как затоптанный цветок, лежала она на полу… … а Дориан Грей смотрел на нее сверху с усмешкой высокомерного презрения на красиво очерченных губах. В страданиях тех, кого разлюбили, всегда есть что-то смешное. И слова и слезы Сибилы казались Дориану нелепо-мелодраматичными и только раздражали его". Произошла глубокая трагедия, ставшая первым кардинальным поворотом в жизни героя. А в чем же была причина трагедии в прочитанном вами фрагменте? Выбор пути Обыкновенно большинство школьников ждет выпускной день как прекращение каторги. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило. А. С. Пушкин Наконец-то завершится однотипный ритм жизни, прекратятся ненужные переживания, уйдут в прошлое эмоции учителей и головные боли над учебниками. Сдача последних экзаменов представляется как дверь к долгожданной свободе. А сама жизнь не подобна ли постоянным зачетам и экзаменам? Едва успел разобраться с одними проблемами, разрешить возникшие трудности, как уже подступают новые и надо готовиться к решению их. Еще не закончилась учеба в школе, как уже необходимо думать о дальнейшем пути. Кем я стану, какую профессию избрать, чтобы это вело к благополучию моему и моей семьи? Вы правы, избирать надо ту работу, которая доставит полную обеспеченность семейных нужд. Человек несет ответственность за свою семью, от его труда зависит ее достаток. Но с другой стороны, если искать работу только ради заработка, значит, вы никогда не будете довольны. Разве есть в душе человека четкий критерий обеспеченности? Сколько бы много человек ни стремился заработать, ему будет хотеться все большего. "Смотрите, берегитесь любостяжания (любви к приобретениям), ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Лк.12: 15), - сказал Христос. Более богат тот, кто менее других привязан к деньгам. И счастлив тот, кто при любом достатке сохраняет доброе расположение души. В Прологе рассказывается такая история. Некий старец, придя в одно селение, чтобы продать свое рукоделие, встретил простолюдина, который, окруженный нищими и убогими, возвращался с работы в свой дом. Старец вместе с другими вошел к нему, и простолюдин омыл всем ноги, всех накормил, напоил и успокоил. Узнав, что это был камнесечец Евлогий, который каждый день всю заработанную плату делил с бедными, старец подумал, что если бы этот человек был богат, сколько бы он сделал добра! И стал молить Бога, чтобы Он дал Евлогию богатство. Молитва старца была услышана, и Господь сказал ему: "Евлогию лучше оставаться так, как теперь. Но если хочешь, Я дам ему богатство, только поручишься ли за него?" "Да, Господи, - отвечал старец, - от рук моих взыщи душу его!" На другой день Евлогий, по обычаю придя на работу, начал ударять мотыгой в каменную скалу и, пробив отверстие, увидел в скале пещеру, наполненную золотом. Задумался Евлогий и решил золото тайно перенести домой. И вот уже нищие забыты, а Евлогий по ночам возит к себе золото. Затем он удалился в Византию, купил дворцы, сделался вельможей. Прошло два года. Однажды старец видит во сне, что Евлогий изгоняется от лица Господня. Ужаснулся отшельник и пошел в то селение, где в первый раз встретил Евлогия. Долго ища и не находя его, он обратился к одной старице с вопросом: "Нет ли у вас в селении какого нищелюбца?" Старица сказала ему: "Увы, был у нас один такой, камнесечец, но теперь он стал вельможей и ушел от нас". Старец воскликнул: "Что я сделал, ведь я убийца!" Он сел на корабль и отправился в Византию. Найдя дом Евлогия, он сел у его ворот и стал ждать выхода хозяина. Дождался: выходит Евлогий, окруженный рабами, гордый, надменный. Старец пал перед ним и воскликнул: "Помилуй, я что-то хочу сказать тебе!" Но Евлогий вместо ответа приказал бить старца. Встретил он в другой раз Евлогия и опять был бит. В третий раз ему также нанесли раны. В отчаянии он решил вернуться домой, сел на корабль и тут упал без чувств. В это время во сне он снова видит Господа с гневным лицом, окруженного Ангелами, и Господь повелевает им изринуть старца от Своего лица как виновника в погибели Евлогия. Но явилась Матерь Божия и стала умолять Господа о прощении. Тогда Господь сказал старцу: "Впредь не проси того, чего не должно. Я возвращу Евлогия в его прежнее положение". Радостный проснулся старец и со слезами возблагодарил Господа и Пречистую Его Матерь. Что же случилось? Умер в Царьграде царь Иустин, любивший Евлогия, а новый приказал отобрать его имение в казну, а самого его убить. Евлогий бежал и наконец достиг своего села. Первым его делом было пойти к скале, не найдется ли в ней опять золота. Но золота не нашлось. Тогда он пришел в себя, сделался нищелюбцем и страннолюбцем. Старец, узнав об этом, прославил Бога. Господь в душу каждого человека вложил определенные дары. Открыть их в себе значит оправдать собственную жизнь, увидеть ее ценность и смысл, найти путь к радости. Посмотрите внутрь собственного сердца, на его внутренний зов. Пусть выбор пути ответит поиску вашего сердца, тогда этот выбор будет не угнетать, а питать и укреплять вашу душу. А если мы не знаем, куда направить собственную жизнь, как быть? "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам", - сказал Сам Христос (Мф. 7: 7). Но если просить, надо знать, что, как и у кого. В сказке "Холодное сердце" угольщик Петер Мунк мечтал о большом заработке и более высоком положении. Он обращается со своей мечтой к лесному духу Стеклянному Человечку - положительному персонажу сказки. Человечек тогда мудро заметил: "Что вы, люди, за странное племя! Редко кто из вас бывает доволен тем положением, которое занимает по рождению и воспитанию". А когда Петер все же настаивал на своем: просил лошадь и повозочку, то Человечек совсем изумился: "Лошадь! Повозочку! Ума, ума - вот чего следовало тебе пожелать, простого человеческого разумения, а не лошадь и повозочку!" Действительно, даром полученный завод привел его к беспечности, и он стал ходить в трактир. Завод пришел в упадок, Петер продал его в полцены, а вскоре и вовсе разорился. Итак, задумаемся, что же действительно следовало бы нам просить у Господа? По крайней мере, мы можем молиться, чтобы Он вразумил, просветил, и Сам направил нашу жизнь ко благу. Вы знаете, что до революции в школах преподавался Закон Божий. На экзамене одного малолетнего воспитанника спросили: - Какая молитва нужнее и важнее всех прочих? - Молитва Господня, - с кротостью ответил отрок, - та молитва, которой научил нас Сам Бог. - А какое прошение кажется тебе необходимее других? - Да будет воля Твоя, - сказал мальчик. - Почему же так? - Потому, что я сам не знаю, что для меня лучше и полезнее, поэтому и надо мне во всех случаях говорить Богу: "Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли!" Одно то хорошо и полезно человеку, что бывает с нами по воле Божией, какова бы она ни была! Бывает, после усердной молитвы, все удивительным образом проясняется. Господь через людей, через обстоятельства жизни приводит человека к пути, на котором он наслаждается собственной работой. Выбор пути, освященный благословением Божиим, не бывает ошибочным. И еще важно помнить: для хорошей профессии необходимо учиться. Вновь экзамены, вновь переживания, - но благодаря им жизнь в свое время принесет добрые плоды. В поисках развлечений и отдыха В IV веке некий охотник, ловя в пустыне диких зверей, увидел, как авва Антоний шутил с братиями, - и соблазнился. Ему казалось, что святой не должен давать себе никаких послаблений. Старец заметил смущение охотника и сказал: "Положи стрелу на лук свой и натяни его". Он сделал так. Старец говорит ему: "Еще натяни". Тот еще натянул. Опять говорит: "Еще тяни". Охотник ответил: "Если я сверх меры натяну лук, то он переломится". Тогда старец сказал: "Так и в деле Божием; если мы сверх меры будем напрягать силы братий, то они скоро расстроятся. Потому необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии". Охотник, услышав это, пришел в сокрушение и пошел от старца со многою пользою. А братия, подкрепившись, возвратились в свое место. Да, силы человека не безграничны, и иногда наступает момент, когда надо полностью сменить деятельность, дать естеству отдых (когда вы прочтете этот параграф, непременно отвлекитесь). Издревле человек находил для этого различные формы творчества, игры, путешествовал или просто гулял. Всегда признавалось, что лучший отдых - на природе. Впрочем, стоп! Каждый сам определяет, какой для него отдых лучше. Не так ли? А вдруг, если мы не всегда свободны в выборе? Или окажется, что какая-то форма отдыха просто навязана нам? Тогда это уже настоящая зависимость, и ни о каком отдыхе не может быть речи! Не лучше ли разобраться? Попытаемся? А теперь внимательно посмотрите на этот специально обустроенный угол, на это самое почетное место в комнате. Что там так уютно восседает? Телевизор! Догадывался ли изобретатель Зворыкин, что его труды доставят современным людям?.. О древних мифических существах горгонах говорили, что посмотревший в их лицо превращается в камень. Телевизор превзошел горгон. Превзошел коварством, ибо человек перед экраном остается живым, но при этом каменеет. Преподобный Максим Исповедник говорил: нет вещей дурных по природе, но есть вещи дурные по употреблению. Оставляя без спора эту истину, заметим: голубой экран зачаровал зрителя - и поработил его душу! Представьте, что ваш дом полон гостей, все ведут оживленную беседу. Но достаточно нажать волшебную кнопочку на пульте управления, и глаза всех невольно устремляются к потоку ярких образов. Устремляются и вбирают все без разбора. За несколько часов вы получите столько впечатлений, сколько в нормальной жизни за несколько месяцев. Но разве это так плохо?.. А что будет с желудком человека, который за день съест столько, сколько положено съедать за неделю? Кстати, психиатры и психологи считают, что основными болезнями детей в XXI веке будут болезни от телевизора и компьютера. А один психолог ради научного эксперимента три дня подряд смотрел современные ему остросюжетные боевики. После этого он поехал на трамвае домой. Когда его кто-то случайно задел, он почувствовал едва преодолимое желание развернуться и с размаху ударить толкнувшего. На счастье, психолог сумел совладать с собой. А как вы думаете, откуда у него возникло такое странное желание ударить? Но как же быть с добрыми, глубокими, идейными фильмами и с такими передачами, как "В мире животных", "Вокруг света" и т.п.? Несомненно, они достойны вашего внимания. Только современное телевидение - это такое поле, где семена цветов и сорняков брошены вместе, а как известно, сорняк заглушает цветы. Чем заполнены телевизионные программы? Пожалуй, вы вместе с Пушкиным скажете, что там …современный человек Изображен довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом. "Евгений Онегин" Телевизор привел в ваш дом толпы людей, фантастических призраков, тех, с кем вы не хотели бы встречаться в реальности. Когда какой-либо грех постоянно перед глазами, он теряет свою отвратительность. А поскольку всякое зрелище вызывает сопереживание, то постепенно увиденная грязь становится естественной для души. Телевидение - это мир впечатлений и образов. Поверьте, что мы во многом думаем и поступаем так, как об этом увидели по телевизору. Телевизор внедряется в психику человека, задает ей определенный тип мышления и поведения. Почему люди так смотрят фильмы, и даже бабушки не желают умирать ранее просмотра последней 1030-й серии? Потому что в фильмах люди видят осуществление несбывшихся надежд: земного счастья, романтической любви, удачного итога скитаний, победы над врагами и злом. Просматривая фильм, человек сопереживает героям, тем самым приобщается к их успехам, но все это так и остается фантазией. Кино есть игра в действительность и пародия истины. А реальная жизнь постепенно уходит на второй план. Стремление к действительному личному счастью погашено переживанием иллюзий фильма. Именно поэтому после просмотра яркого, насыщенного фильма многим собственная жизнь представляется серой и скучной. Впрочем, у телевизора есть одно величайшее достоинство. Он способен показать степень крепости нашей воли. Имея дома телевизор, вы обладаете прекрасным тренажером упражнения силы воли. Попытайтесь-ка неделю не смотреть ни одной передачи. Поверьте, вы скоро почувствуете, что в этом подвиге не обойтись без помощи усердной молитвы. И когда в этой неравной борьбе с теледиктатором вы обретете наконец долгожданную свободу, то вам откроются совершенно новые, удивительные стороны жизни. Допустим, что так. Но ведь есть еще нечто другое, что близко телевизору, но одновременно, весьма отличается от него. Это явление называется - Компьютерные игры Разве они не упражняют интеллектуальные способности? Разве они не есть усовершенствование разных видов народных игр? Несомненно, усовершенствование! Только всегда ли за играми, привитыми народу, стоит добро и польза? Не так давно во Владимирской области с протоиереем Виктором Ц. произошел такой случай. Он пришел в дом знакомых людей и застал их за игрой в карты. "Чем же вы тут занимаетесь?" - возмутился он. Собрав карты со стола, священник решительно бросил их в печку. Раздался оглушительный взрыв, которого не ожидал никто, включая самого батюшку. В печи образовалась щель толщиной в палец. Это стало уроком для всех. Значит, есть игры, где на кон ставится человеческая душа? Да, и эта душа проигрывается при любом исходе игры. Но как же быть с развитием умственных способностей? А посмотрите внимательно: победители компьютерных игр - самые ли умные люди? Превзойти своих сверстников в нажатии кнопок и управлении пультом еще не значит стать мудрым и открыть в себе творческие способности. Любая игра - это искусственная реальность, и человек здесь учится тому, чего в настоящей жизни просто нет и быть не может. Приведем такое сравнение. Игра в шахматы изначально была задумана для обучения военной стратегии, как имитация военных действий. Но удивительно: ни один великий полководец не был знаменитым шахматистом, и ни один великий шахматист не стал знаменитым полководцем. Или, вы думаете, что Суворов выиграл бы в шахматы хоть у одного современного чемпиона? А современный чемпион достиг бы хоть одной победы Суворова? Как же так? Законы игры и законы жизни кардинально различные. Правила любой, в том числе компьютерной игры не вписываются в условия реальной, ничем неповторимой жизни. Мир этих игр упрощен, и навык виртуальных побед не выйдет за пределы экрана. Поэтому погрязнуть в компьютерных ребусах, значит, бесконечно отстать от жизни. Более того, человек привыкает жить реальностью по ту сторону экрана, сам становится телеперсонажем, фишкой компьютерных игр. Он с головой уходит в несуществующий мир, в котором царят космические войны, поединки со всевозможными врагами и присутствует собственная гибель. А что будет с психикой человека, если она постоянно живет иллюзией? Ведь компьютер обладает удивительной гипнотической способностью, так что человек, сев за него на 20-30 минут, поднимается уже через 6-8 часов. И довольный игрок, уничтоживший сотни страшилищ, возвращается к своим делам с истощенной нервной системой. В таком случае вопрос остается открытым: Какой отдых - лучший? Как же проводить свой досуг? А неужели вы думаете, что здесь вам предложат один общий шаблон? Душа каждого слишком неповторима, чтобы навязывать ей нечто общее. Сердце ищет простора, свободы, гармонии. И именно на этом поиске основывалось творческое вдохновение, изливавшееся в форме музыки, песни, в различных видах искусства. Досуг многим людям помог открыть в их душе заложенные Богом дары и способности. Итак, отдых способен не только отвлечь вас от утомительной деятельности, но и помочь найти в вас самих нечто важное, интересное. Да не подведет вас ваша интуиция! Со своей стороны поделимся следующим. Человек - венец творения. В каждом из нас есть потребность присутствовать на природе. Цивилизация высушивает все внутренние силы человека, а чистая, открытая природа вдохновляет и укрепляет. Кто бывает в ее тишине, тот наслаждается красотой, вложенной Творцом в окружающий мир. Побыть наедине с самим собой - вот чего так не хватает современному человеку. Теряясь во внешних впечатлениях, человек не замечает голос и поиск собственной души. А что может быть страшнее, как не слышать самого себя? "Молчание возлюбите и уединяйтесь, сколько возможно, чтобы быть во единении с Господом", - говорил святитель Феофан Затворник. Отдых способен стать еще одним шагом к Богу. А в каком случае этот шаг действительно возможен, вопрос уже к вам! Граница земной жизни Покажи мне, Владыка, кончину мою, Приоткрой и число уготованных дней, Может, я устрашусь оттого, что живу, И никто не осилит боязни моей. Приоткрой, и потом от меня отойди, Чтобы в скорби земной возмужала душа, Чтобы я укрепился на крестном пути Прежде чем отойду, и не будет меня. Игорь Росляков (затем иеромонах Василий, погибший от руки убийцы в день Пасхи 18 апреля 1993 года) Есть такая история. К одному старцу пришел юноша и весело сказал: - Порадуйся за меня, отче, мой дядя, наконец, согласился со мной: я поступаю в высшую школу, стану ученым, и счастье моей жизни упрочено. - Радуюсь за тебя, - ответил старец, - ты, конечно, будешь внимательно и усердно учиться, ну а потом - что? - Потом сдам экзамены, получу награду и поступлю на службу. - А потом? - Я буду продолжать заниматься, стану ученым, обо мне заговорят, ко мне будут стекаться со всех сторон люди, чтобы с доверием учиться у меня. - Потом? - Накоплю себе денег, стану самостоятельным человеком, женюсь на какой-нибудь девушке с хорошим приданым и заживу своим домом. - А потом? - допытывался старец. - Потом займусь воспитанием своих детей, чтоб из них вышли дельные люди. Буду каждого из них учить тому, к чему у него будет больше способности. Хорошо образованные, они пойдут по стопам своего отца. - Потом? - Тогда я отдохну, стану радоваться счастью своих детей, пользоваться их заботой и любовью, то есть заживу спокойной, счастливой старостью. - А потом-то? - продолжал упорно старец. - Потом?.. Ну, потом… ведь нельзя же всегда оставаться живым, я умру. - А что же потом? - воскликнул старец. Тогда веселый юноша изменился в лице, побледнел и с глазами, полными слез, произнес: - Прости, отец мой, я забыл о самом главном, что есть на свете для человека, - о благодатном Царстве Божием. С этой минуты я никогда не забуду об этом. Когда юный человек рассматривает в зеркале черты своего лица и ощущает в теле здоровье и крепость, ему трудно представить, что некогда он состарится. И только ускоренный бег времени заставляет признать, что жизнь человека - как кратковременный блеск молнии, за которой раздастся гром смертного часа. По преданию, у царя Соломона на руке всегда был перстень с надписью: "И это пройдет". Надпись напоминала, что как горе, так и веселье завершатся. Пройдет и сама жизнь. Мы все рано или поздно умрем. "Что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий" (Иак. 4: 14), - сказано в Священном Писании. … Что все на свете скоротечно - Летят губительны часы, Румяны щеки пожелтеют, И черны кудри поседеют… А. С. Пушкин Как-то шекспировский герой Гамлет печально-иронически сказал: "Мы откармливаем всяких животных себе в пищу и откармливаем себя в пищу червям. Возьмете ли толстяка-короля или худобу-горемыку, это только два блюда к столу, два кушанья, а суть одна". В другой раз, оказавшись на кладбище, он узнает череп королевского скомороха и говорит: "Я знал его… Это был человек бесконечного остроумия, неистощимый на выдумки. Он тысячу раз таскал меня на спине. А теперь это само отвращение и тошнотой подступает к горлу. Здесь должны были двигаться губы, которые я целовал не знаю сколько раз. - Где теперь твои каламбуры, твои смешные выходки, твои куплеты?" Человек - странник на этой земле, и какой бы груз ни успел собрать, дойдя до положенного предела, все нужно будет оставить. Смерть уравнивает всех, богатых и бедных, известных и одиноких. Жизнь подобна драгоценному сосуду, который люди носят в руках и боятся уронить, и который все равно упадет и расколется. И несомненно перед каждым человеком возникает вопрос: является ли смерть безысходностью? Разлучение с телом - еще не гибель Некая семья была заброшена кораблекрушением на пустынный остров среди океана. Члены семьи питались кореньями и травами, жили в пещере. Дети не помнили, когда и как попали на остров, они забыли родину, не знали обыкновенных для людей продуктов питания. Однажды к берегу пристала лодка с четырьмя неграми. Потерпевшие невероятно обрадовались и решили покинуть остров. Но лодка была так мала, что не могла вместить всех. Отец решил отправиться первым. Мать и дети заплакали, увидев его в лодочке. Но он сказал на прощанье: - Не плачьте, там лучше, и мы все увидимся. Скоро лодка вернулась и увезла мать. Дети заплакали еще больше. - Не плачьте, - утешала их мать, - скоро мы увидимся в лучшей стране. Наконец лодка причалила и за детьми. Очутившись в беспредельном море, они очень испугались, и этот страх не покидал их всю дорогу. Какова же была их радость, когда на берегу они встретили родителей. - Милые дети, - сказал им отец, - в нашем переходе с пустынного острова на плодородную землю заключается большой смысл. Всем нам предстоит переход из этого мира в лучший. Остров, на котором мы жили, - образ земного мира. Страна, в которой мы теперь очутились, - слабое подобие Неба. А бурный переход с острова сюда - образ смерти. Лодочка - это носилки, на которых нас понесут четверо носильщиков в черной одежде. Итак, смерть телесная не есть гибель.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar