- 291 Просмотр
- Обсудить
Догадались ли вы, в чем была основная причина падения отшельника? Да, ошибкой малоприметной, но, пожалуй, самой опасной, является мнение о себе как о уже достигшем определенного совершенства. Возмечтавший о себе начинает видеть всех вокруг несравненно хуже себя. Здесь царит поддельное ощущение духовного совершенства, по сути - наслаждение своей гордыней. А поскольку такой человек теряет благодать Божию, то он становится уязвим для любого греха. Этому подвержен также тот, кто, едва уверовав, уже считает себя спасенным и говорит: "Зачем мне ходить в храм, если Бог у меня в душе". Причем несчастный буквально чувствует себя в "благодати", наслаждается своим состоянием. Иногда и кто ходит в храм, способен уклониться к признанию себя "особенным". Так или иначе, мнящий о себе уверен в своем духовном достоинстве, мечтает о своей исключительной близости Богу. Но насколько мечта далека от истины, настолько мнение о своем совершенстве далеко от совершенства истинного. Кстати, упомянутая скала Отшельник в 1931 году во время шторма была разбита сильным морским прибоем. Так и мечтающий о себе, даже если будет прочен как камень, легко обращается в жалкие обломки. Ведь он - без Бога. Ревность не по разуму Иногда только что обратившийся к вере начинает горячо и ревностно вводить в свою жизнь духовные правила. Будучи не готов еще к осмысленному их несению, он неразумно измождает собственный организм, а порой доставляет лишние скорби родным и близким. Об этом повествует следующий, немного смешной случай из жизни преподобного Иоанна Колова. Он оставил мир в юном возрасте. Со своим родным братом Даниилом удалился в скит, где оба приняли монашество. Они разместились на жительство в одной келлии и подвизались в посте и молитве. По прошествии некоторого времени Иоанн сказал брату: "Я решился нисколько не заботиться о теле, не хочу употреблять пищу и питие, приготовленные на огне, но хочу пребывать в этой пустыне без попечения,, подобно бесплотному Ангелу". Сказав это, он тотчас снял одежду и нагой вышел из келлии в пустыню. В эту ночь был сильный мороз. Не стерпев холода, Иоанн возвратился в келлию к брату и начал стучаться в двери. Брат, желая вразумить его, долгое время не подавал голоса, потом сотворил молитву и сказал: "Кто там стучится так настойчиво в мои двери?" Иоанн отвечал: "Это - я, твой брат Иоанн, не могу вынести мороза и возвратился послужить тебе". Даниил отвечал: "Не прельщай меня, демон! Уйди, я не отворю тебе. Как смеешь говорить, что ты - мой брат? Разве не знаешь, что брат мой - ангел, что он небрежет о теле, что он не нуждается в пище? Уйди от меня!" Иоанн сотворил молитву и сказал: "Я - брат твой Иоанн! Ныне узнал, не стерпев мороза, что на мне плоть". Когда он покаялся, то брат отворил дверь и принял его в келлию, при этом сказал: "Брат! На тебе плоть, для нее ты должен трудиться о пище и одежде". Необходимо помнить: путь духовной жизни предполагает рассудительность и постепенность. Нам никогда не взять высоких планок, если прежде не научимся брать планки более низкие, посильные. Правильная духовная жизнь не причинит ущерба собственному здоровью и не подорвет отношений с близкими. Последняя ошибка Наконец, заметим еще одну, последнюю ошибку. Она случается, когда человек ослабевает на своем духовном пути и проявляет веру только внешне, механически, без участия сердца. Слова парят, а чувства книзу гнут, А слов без чувств вверху не признают. Шекспир, "Гамлет" Бог не нуждается в бессмысленном выполнении человеком религиозных обязанностей. Он ищет сердца человеческого, чтобы оно свободно, добровольно обратилось к Небесному Отцу. Такое сердце найдет счастье. Духовное руководство В древности, в каждом войске, отличавшемся благородством, существовало правило: первые ряды занимали опытные воины, закрывая собой новичков и плохо обученных солдат. Тем самым, недавно вступивший в войско избегал лишней опасности, перенимал навыки более совершенного воина. Чье сердце обратилось к Богу, тот бросил вызов падшим ангелам. Итак, вы объявили им невидимую духовную войну. Однако и в этой брани возможна ли победа без помощи людей более опытных, которые бы предостерегли от опасностей, научили, как правильно вести невидимую брань? Раз козни и уловки падших ангелов бесчисленны, то вступивший на путь духовной жизни сразу ли распознает искушение врага? Как невозможно самому перейти незнакомое болото, так невозможно преодолеть искушения врага без помощи духовно опытного человека. Не стоит стесняться подходить с вопросами к священнослужителям. Господь призвал их вести людей к Небесному Царству. Порой Сам Бог говорит посредством священника, так как его служение основано не на земной грамотности, а на поданной ему благодати Духа Святого. Душу человеческую способно облагораживать не только устное слово, но и письменное. От каких книг духовная польза? У замечательного писателя И. С. Шмелева есть рассказ "Полочка". Там он описал воспоминания своего приятеля о детстве. Есть там такой очерк: "Мне не запрещали бывать у дяди: он сам просил отпускать меня. И сколько славных вечеров провел я! Сидишь, бывало, на скамеечке и слышишь покойный голос. С верхних полок глядят портреты писателей, глядят строго, точно думают большую думу. Дядя говорит мне о них, как болели они о людском горе, своими сердцами звали людей к лучшей жизни, указывали пути. - Многие из них давно умерли, - говорил дядя. - Но все-таки они… здесь!.. Они молчат, да! Но стоит взять книгу, раскрыть, - и они заговорят! Из черных строк заговорят!.. Я видел полки с книгами, тихие сумерки и пурпурные угли камина. Я видел так ясно все, что еще так недавно открыло мне какой-то новый мир - мир живых книг. Да, я уже знал, что они живые. За ними я видел людей. Я знал их. Они глядели на меня там, с высоких полок! Они втиснули свое сердце в черные ряды строк на белой бумаге…" Вспомните, как вам кто-либо написал письмо. Читая, вы знакомились с мыслями и чувствами, с настроением писавшего. От этого вы радовались или грустили, потому что письмо производило в вашей душе какое-то впечатление. Иными словами, вы соприкасались с духом того, кто вам написал. Любая книга - это письмо к читателю, письмо лично к каждому из вас. А еще, книга - отражение духа автора, его внутренних стремлений и желаний. Иногда мы не все понимаем в прочитанном или не все запоминаем, но, поверьте, сам дух книги влияет на наш внутренний мир. А всякий ли дух оказывает доброе влияние? С одним монахом Троице-Сергиевой Лавры произошел такой случай. Он стал читать книгу оккультного содержания ради простого ознакомления, чтобы потом можно было сказать о вреде оккультизма. Ведь, вы знаете, иногда говорят: как вы можете критиковать, не ознакомившись с этим подробно? Конечно, можно ответить: а надо ли подробно знакомиться с содержимым атомной бомбы, чтобы судить о необходимости ее применения? Но монах думал иначе. Ночью, сквозь сон, он вдруг услышал, как открылась дверь, в келлию вошел кто-то внушающий ужас и стремительно приблизился к постели. Инок перекрестился с молитвой - видение рассеялось. Через некоторое время он исповедовался у отца Кирилла. Когда настала пора читать разрешительную молитву, и батюшка уже накрыл епитрахилью голову инока, то духовник почему-то медлил читать молитву. Вдруг что-то открылось духовному взору старца, и он спросил: "А не читал ли ты оккультной литературы?" Монах сознался, и отец Кирилл, ласково вразумив его, произнес разрешительную молитву. Ирландский писатель Оскар Уайльд делил все книги на три категории. Одна - это книги, которые есть смысл прочесть раз в жизни. Другая - это те, которые следует перечитывать. Третья - те, которые вовсе читать не стоит. Причем, особенно осведомленными надо быть в третьей категории, чтобы знать, что из бескрайнего книжного репертуара не заслуживает внимания. Но мы не будем брать на себя дерзкую попытку судить о книгах всего мира. Скажем только: книги, написанные святыми, духовно чистыми людьми, несут вам чистоту и святость. Чтение Священного Писания, в особенности Евангелия, постоянно соприкасает душу читателя с словом Самого Бога, с вечностью. Ум, погружающийся в святые книги, легко освобождается от дурных, нечистых мыслей, становится способен к зрению небесных истин. Как-то к одному подвижнику пришел ученик и пожаловался, что сколько ни читал Священного Писания, никак не может запомнить его. Подвижник обратил внимание на следующий образ: если постоянно наполнять кувшин водой и выливать ее оттуда, сосуд всегда будет чист от пыли и грязи. Так и постоянное чтение Писания очищает душу, хотя бы трудно было хранить его в уме. Со временем душа научится познавать смысл Писания. Тогда, перечитывая одни и те же строки, будут открываться все новые глубинные стороны Слова Божия. Они осветят жизнь особым, духовным смыслом. Но ум грешного человека многое понимает превратно. Смысл Священного Писания правильно уяснит только тот, кто исполняет его заповеди в жизни. Святой Марк Подвижник говорил: "Господь сокровен в заповедях Своих и ищущими Его обретается по мере исполнения их". В наибольшей мере постигли смысл Писания святые люди, поэтому важно обращать внимание на их произведения. В наследии святых разъяснены все тонкости духовной жизни, в них можно найти ответ на любой волнующий сердце вопрос. Плоды духовной жизни "Элиза посмотрела на бесчисленные валуны, выброшенные на берег морем, - вода отшлифовала их так, что они стали совсем гладкими и круглыми. Все предметы, которые выбрасывало море, будь они из стекла, из железа или из камня - тоже носили следы этой шлифовки, а между тем вода была мягче нежных рук Элизы, и девушка подумала: "Волны неустанно катятся одна за другой и в конце концов шлифуют самые твердые вещи. Буду же и я трудиться неустанно! Спасибо вам за науку, светлые быстрые волны!"" (Андерсен, "Дикие лебеди") Терпеливое и осторожное шествие по пути духовной жизни увенчивается плодами. Каждый духовный плод - бескорыстный дар Божий, который подается людям, сохранившим верность Господу. Духовное преображение действует на естество человека необъяснимым для самого человека образом. Это происходит постепенно, так что достигший духовного плода порой и не замечает за собой успеха. Однако духовное совершенствование производит в человеке существенные изменения. Если вначале человек ощущает себя на богослужении словно чужим, испытывает тяжесть и неудобство, ему все кажется непонятным, то постепенно благодать согревает и просвещает душу. Сердце откликается на храмовую молитву, в нем возгорается огонек живой веры в Бога. Душа чувствует, что молитва питает ее, а богослужение снимает груз грехов и скорбей. В церковно-славянских фразах молитв открывается глубинный смысл, который не передать русским языком. Душа уже сама тянется к храму и испытывает потребность как можно чаще молиться Богу. Молитва становится внимательней. Человек ощущает, что общение с Господом доставляет ему внутреннее тепло, свободу, свет, радость. Сердце избавляется от приступов злых, тяжелых мыслей, в нем воцаряется удивительная легкость. Особенно это бывает после участия в таинствах Исповеди и Причащения. Тогда удивительный покой объемлет душу, потому что она освободилась от груза грехов и приобщилась благодати Божией. Человек начинает чувствовать, что Господь есть величайшая Любовь, Он заботится о всем существующем, желает подарить нам целую вечность. Душе открывается, как премудро Господь управляет человеческой жизнью, есть промысел Божий, который не раз отводил нас от явно пагубных дел. Если же нам попускаются неприятности, то для нашей же пользы или вразумления. Душа уже не терзается страхами и лишними переживаниями, она знает: Господь всегда рядом, Он никогда не оставит. Чем ближе человек к Богу, тем более видит свое недостоинство. Сердце чувствует: все добро, которое есть у нас - от Бога, только Он подает успехи и благополучие. Мы - Его творение, наша жизнь - Его дар, поэтому нам нечем гордиться, как будто собственно своим. Такое состояние души называется смирением. Сердце, очищаясь от духовной грязи, начинает чисто смотреть на ближнего. В другом человеке становится виден образ Божий. Господь любит каждого и призывает к спасению всех людей, если же есть что дурное в другом человеке, то это - не собственно его, а привнесенное невидимым врагом. Уходят в сторону насмешки, осуждение, зависть. Чужие успехи начинают радовать, а скорби - вызывать сострадание. В сердце поселяется любовь ко всем без исключения, даже ко врагам. И искренняя молитва о них означает, что человек становится близок к богоподобию. Многим известна книга "Старец Силуан". Она посвящена человеку, который с детства искал Бога, а начинается с такого описания: "Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Симеон. Он долго молился с неудержимым плачем: "Помилуй меня", но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: "Ты неумолим!" И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе еще что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа; огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая". ГРИБЫ ОТЦА САМСОНИЯ В те времена, когда Кизильташ был еще киновией, и все население его состояло из десятка монахов, епархиальное начальство прислало туда на епитимию некоего отца Самсония. В киновии скоро полюбили нового иеромонаха, полюбили за его веселый, добрый нрав, за сердечную простоту и общительность. В свой черед и отец Самсоний привязался к обители, которой управлял тогда великой души человек - игумен Николай. Сроднился с горами, окружавшими высокой стеной монастырь; сжился с лесной глушью и навсегда остался в Кизильташе. В монастырь редко кто заглядывал из богомольцев; соседи татары относились к нему враждебно, и монахам приходилось жить лишь тем, что они могли добыть своим личным трудом. Только раза два-три в год наезжала помолиться Богу, а кстати, по ягоду и грибы, местная отузская помещица с семьей, и тогда дни эти были настоящим праздником для всех монахов и особенно для отца Самсония. Монахи слышали звонкие женские голоса, общались со свежими наезжими людьми, которые вносили в их серую, обыденную жизнь много радостей и оживления. А отец Самсоний знал, как никто, все грибные и ягодные места, умел занять приветным словом дорогих гостей и потому пользовался в семье помещицы особым расположением. Уезжая из обители, гости оставляли разные съедобные припасы, которые монахи экономно сберегали для торжественного случая. Так шли годы, и как-то незаметно для себя и других, молодая жизнерадостная помещица обратилась в хворую старуху, а отец Самсоний стал напоминать высохший на корню гриб, не нужный ни себе, ни людям. Почти не сходил он со своего крылечка, обвитого виноградной лозой. И если воскресал в нем прежний любитель грибного спорта, то только тогда, когда приезжали по грибы старые отузские друзья. И вот однажды, когда настала грибная пора, игумен, беседуя с отцом Самсонием после церковной службы, сказал: - По грибы больше не поведешь. - Почему? - Еле ноги волочит. Не дойду, говорит, а был ей будто сон: в тот год, когда по грибы не пойдет, - в тот год и помрет. Сокрушается. Жаль стало отцу Самсонию, не из корысти, а от чистого сердца; сообразил он что-то и стал просить: - А вы ее, отец игумен, все-таки уговорите; грибы будут сейчас за церковью, в дубняке. - Насадишь, что ли? - усмехнулся отец Николай и обещал похлопотать. И действительно помещица, к общему удивлению, собралась и приехала со всей семьей в монастырь. Обрадовались все ей, радовалась и она, услышав знакомый благовест монастырского колокола. Точно легче стало на душе и притихла на время болезнь. - Ну вот и слава Богу, - ликовал, потирая руки, отец Самсоний. - Отдохните, в церкви помолитесь, а завтра по грибы. А сам с ночи отправился в грибную балку лысой горы и к утру, когда еще все спали, успел посадить в дубняке, за церковью, целую корзину запеканок. Только что кончил свои хлопоты, как ударил колокол. Перекрестился отец Самсоний и сел под развесистым дубом отдохнуть. От усталости старчески дрожали руки и ноги и колыхалось, сжимаясь, одряхлевшее сердце. Но светло и радостно было на душе, потому что успел сделать все, как задумал. Глядишь, с верхней скальной кельи спускается суровый схимник, старец Геласий. Побаивался отец Самсоний старца и избегал встречи с ним. Всегда всех корил Геласий и никто не видал, чтобы он когда-нибудь улыбнулся. - Мирской суетой занимаешься. Обман пакостный придумываешь. Посвящение свое забыл. Тьфу, прости Господи, - отплюнулся старец и побрел в церковь. Упало от этих слов сердце у отца Самсония, ушла куда-то светлая радость и не вернулась, когда очарованная старуха, срывая искусно насаженную запеканку, воскликнула: - Ну, значит, еще мне суждено пожить. А я уж и не чаяла. - Да что с тобой, отец Самсоний, - добавила она, поглядев на Самсония. - Не здоровится что-то. Состарился, сударыня. И хотел подбодриться, как видит, возвращается Геласий из церкви, к ним присматривается. Остановился, погрозил пальцем. - Где копал, там тебя скоро зароют. Испугался Самсоний пророческому слову старца. Всегда сбывалось оно. … скоро зароют. - Да что с тобой сталось, отец Самсоний, - допытывалась помещица, уезжая из монастыря. А к ночи отец Самсоний почувствовал себя так плохо, что вызвал игумена и поведал ему о своем тяжком нездоровье, о том, как корил и что предрек ему Геласий и как неспокойно стало у него на душе. - Ну, грех не велик, - успокаивал добрый игумен, - а за светлую радость людям тебя Сам Бог наградит. Пошел игумен к Геласию, просил успокоить болезнующего, но не вышло ничего. Отмалчивался Геласий и только, когда уходил игумен, бросил недобрым словом: - На отпевание приду. И случилось все так, как предсказал Геласий. Недолго хворал отец Самсоний и почувствовал, что пришла смерть. Отсоборовали умирающего, простилась с ним братия, остался у постели один иеромонах и стал читать отходную. Вдруг видит - поднялся на локтях Самсоний, откинулся к стене, а на стене висела вязка сухих грибов, и засветились они, точно венец вокруг лика святого. Вздохнул глубоко Самсоний и испустил дух. Рассказали монахи друг другу об этом и стали коситься на Геласия, а Геласий трое суток, не отходя от гроба, клал земные поклоны, молился и шептал: - Ушел грех, осталась святость. Как понять - не знали монахи, и была между ними тревога и жуть. Еще больше пошло толков, когда, придя на девятый день к могиле отца Самсония, - а похоронили его, по указанию схимника, в дубняке, за церковью, - увидели, что у могильного креста выросли грибы. Повырывал их Агафангел иеродиакон, игумен окропил место святой водой, соборне отслужили сугубую панихиду. А на сороковой день повторилось то же, и не знали, что думать, - по греху ли, по святости совершается. Пошли у монахов сны об отце Самсонии; стали поговаривать, будто каждую ночь вырастают на могиле его грибы, а к последней звезде ангел Божий собирает их, и светится все кругом. Стали замечать, что если больному отварить гриб, сорванный вблизи могилы, то тому становится лучше. Так говорили все в один голос, и только Геласий схимник хранил гробовое молчание и никогда не вспоминал об отце Самсонии. И вот, как раз в полугодие кончины Самсония, случилась с Геласием беда. Упал, сходя с лестницы, сломал ногу и впал в беспамятство. Собрались в келье старцы монахи - не узнал никого Геласий, а когда игумен хотел его приобщить, оттолкнул Чашу с Дарами. Скорбел игумен и молил Бога вразумить старца. Коснулась молитва души Геласия, поднялись веки его, принял Святые Дары, светло улыбнулся людям и чуть слышно прошептал: - Помните грибы отца Самсония. То были святые грибы. Путь христианина Для страждущей души моей Искал я на земле врачей, Искал я помощи, отрады: Моим болезням были рады. Надежда тщетна на друзей Моих минувших счастья дней: Они со мною пировали - И одаль встали в дни печали. Не утушит тоски вино! Напрасно сердцу утешенья Искать среди самозабвенья: Грустней пробудится оно. И в развлеченьи нет отрады! Нет прочной в нем тоске преграды: Еще веселья слышен шум, А грусть, как ночь, туманит ум. Испытан я судьбой, врагами, Изранен многими стрелами: Пытали клеветой меня, Предательством был мучен я. И долго, долго я томился… Но наконец сквозь толщу туч, Сквозь мрак суждений мира, луч, Луч света радостный пробился. Прозрел я, ожил. Оживленный, Святою верой просвещенный, Спокойно совершаю путь, Которым к вечности идут. Святитель Игнатий Брянчанинов Что ожидает каждого? Вы дарили кому-нибудь розы? Или, может быть, дарили вам? Как они красивы собой, какую доставляют радость! Но… имеют шипы и быстро увядают. А не подобна ли им жизнь человека? Если спросить людей, какой период жизни они считают самым счастливым, то многие ответят: "Детство! Потому что тогда я жил без бед и печалей, я радовался и наслаждался жизнью". Да, в детстве почти никто не испытывает забот и проблем. Но человек взрослеет. С годами на плечи ложится тяжелое бремя, и каждого поджидает - скорбь. Некий инок, одолеваемый множеством скорбей, сказал сам себе: "Уйду отсюда". С этими словами он начал надевать сандалии на ноги и внезапно увидел в углу как бы другого человека, который, также обуваясь, сказал ему: "Из-за меня ли ты уходишь отсюда? Во всяком месте, куда бы ты ни пошел, я уже буду прежде тебя". Один высокообразованный, почтенный человек имел двух красивых дочерей шестнадцати и девятнадцати лет. В них он не чаял души. Казалось, они - постоянное украшение, продолжение жизни самого отца. Но неожиданно младшая погибает от тифа; от нее заражается старшая и также умирает. Отец неделю не выходил из уединения… Дар жизни, оказывается, насколько бесценен, настолько и хрупок. Скорбь словно нож, поражает сердце. Пронзая душу, страдания переворачивают все внутри, заставляют смотреть на жизнь совсем иначе. То, что до этого волновало и развлекало, мгновенно блекнет, становится бессмысленным и жалким. И потихоньку возникает вопрос: Есть ли в страданиях смысл? Если вы читали документальную повесть "Живый в помощи" Виктора Николаева, - автор прошел афганскую войну и другие горячие точки, а став православным, смог показать смысл происходившего, - вы вспомните тот трагичный случай, когда в руки душманов попал наш офицер Сергей. Его, избитого, с надломленным позвоночником, подвели к яме, на краю которой лежали трупы двух его друзей. А в яме… Там кишели громадные арычные крысы, жаждавшие человеческого мяса. Ужас и отвращение, отразившиеся в глазах Сергея, вызвали в среде душманов невероятное ликование. И весь смысл этой нечеловеческой радости можно было выразить фразой: - Где Ты, Бог, если Ты позволяешь нам вершить такое?! И сквозь века проносится этот вопрос. Он идет от кого-то - с злорадством, от кого-то - с отчаянием. Преподобный Антоний как-то особенно недоумевал над глубиной судов Божиих. Он молился и говорил: "Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетой?" Долго он так размышлял, и был ему голос: "Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии, потому что это - душевредно". Человек подобен однодневной бабочке, которая, за краткий миг своего бытия, постигнет ли мудрость Того, Кто над нами, Кто правит вечностью? Но здесь остановимся. А разве можно объяснить страдания с позиции отвержения Бога? Если отвергнуть Господа, то - тем более безутешны скорби. Тогда в наших бедах - полная безысходность, а жизнь человека - сплошная бессмыслица. "Жить без Бога - страдать без утешения", - сказал величайший старец 20 века архимандрит Тихон Агриков. Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат, Кто б ты ни был, не падай душой. Пусть неправда и зло полновластно царят Над омытой слезами землей, Пусть разбит и поруган святой идеал И струится невинная кровь, - Верь: настанет пора - и погибнет Ваал, И вернется на землю любовь! С. Я. Надсон Только с признанием Бога становится виден в страданиях смысл, появляются силы к преодолению их. Если есть Бог, то скорби - бессильны. Потому что любая скорбь временна, а Бог вечен. Каждый верующий знает: за сумраком несправедливостей откроется свет вечной, блаженной жизни. И разве не стоит немножко потерпеть здесь ради вечности? В годину зла, во дни лишений Ты должен все перебороть. Не попускает искушений Нам выше наших сил Господь. Оставят все - Он не оставит, Все предадут - Он не предаст, Обманут люди - Он наставит, Все отберут, а Он - подаст! В годину зла, во дни лишений Себя и душу не сироть. Среди врагов и искушений Ты не один, с тобой - Господь! Е. Санин Так где же был Бог? Страдавший за грехи всего человечества, победивший зло Своим воскресением, Он был здесь же, рядом и укреплял воина Сергея. Он укреплял его не поддаться на льстивое предложение "духов" столкнуть трупы друзей в яму с крысами. Он укреплял его в последний миг жизни кинуться в яму, обхватив руками главаря банды и предателя-переводчика. Подвиг духа русского воина стал казнью для банды. А вскоре базу душманов постигло жестокое возмездие, и ни один не избежал наказания. Если мы не видим воздаяния и знаем массу примеров безнаказанности, то только потому, что мы не всевидящи и не всеведущи. Нам и не нужно этого видеть, есть Тот, Кто знает, когда и что кому воздать. Для нас более важен другой вопрос: Может быть, человеку полезно страдать? Почему родители не всегда покупают детям игрушки, которые они просят? Потому что покупка игрушек не всегда идет на пользу, и некоторые дети из-за этого вырастают избалованными. Так и Бог не всегда избавляет от скорби, чтобы человек стал духовно чище, выше, опытней. Бывают лекарства, горькие на вкус, но принятие их внутрь приносит значительное облегчение. Так и в страданиях, принимаемых с верой и молитвой к Господу, совершается очищение души от бремени страстей и грехов. Господь попускает испытания жизни, чтобы пробудить в людях сердце. В этом смысле великий писатель А. И. Солженицын, за плечами которого десятилетия концлагерей и испытаний, писал: "Согнутой моей, едва не подломившейся спиной дано было мне вынести из тюремных лет этот опыт: как человек становится злым и как - добрым. В упоении молодыми успехами я ощущал себя непогрешимым и оттого был жесток. В преизбытке власти (а он был в армии офицером) я был убийца и насильник. В самые злые моменты я был уверен, что делаю хорошо, оснащен был стройными доводами. На гниющей тюремной соломке ощутил я в себе первое шевеление добра". Кто никогда не страдал, тот не вспомнит про Бога, самоуверен и тратит дни жизни во вред своей вечной душе. Господь избавляет от греховных страстей болезнями и скорбями. "Скорби рождают смирение", - сказал святой Исаак Сирин. А где смирение, там воцаряется глубокий духовный мир, душе возвращается детская, чистая радость. Когда душа твоя истерзана страданьем И грудь полна тоской, безумною тоской, - Склонись тогда пред Тем с горячим упованьем, Кто - кротость и любовь, забвенье и покой. Откинь в уме твоем возникшие сомненья, Молись Ему, как раб, с покорностью немой - И Он подаст тебе и слезы примиренья, И силу на борьбу с безжалостной судьбой… С. Я. Надсон Да, в страданиях человек познает свою немощь. Оказывается, есть достаточно скорый предел нашим силам. И многие, достигнув этого предела, поняли: жизнь человека в руках Того, Кто ее дал. Скорбь открывает глубочайшую истину - без Бога невозможно истинное счастье. Если нестрадавший человек думает о Боге, и то изредка, как о чем-то отвлеченном, не имеющем к нам близкого отношения, то в страданиях вдруг открывается, какую величайшую нужду в Боге мы испытываем. Архимандрит Тихон Агриков говорил об этом так: "Страдание творит чудеса. Оно почти как таинство, со своей невыразимой внутренней силой. …Молодой человек, без страха и благоговения прикасающийся к святыне, нечувствительный к духовному озарению, рассеянно погруженный в свои страсти, как только коснулось его страдание, стал серьезным, тихим и молитвенным. Жизнь - это громадная мастерская, в которой души закаляются в горниле страданий и готовятся на Небо". Итак, истинно верующий не тот, кто, став верующим, перестал страдать, но кто в самых страданиях остался верен. Иеромонах Серафим Роуз поведал об одной своей встрече: "Около года тому назад (то есть в 1980 году) был у меня долгий разговор в поезде с одним молодым американцем. Встретил он меня, казалось бы, случайно (хотя, конечно, случайностей в жизни не бывает) и сказал мне, что учит русский язык. Он искал веру, побывал в разных так называемых христианских группах, не нашел ничего, кроме лицемерия и обмана и готов уже был совсем отказаться от поисков. Но тогда он услышал, что в России люди гонимы и страдают за свою веру. "А там, где страдание, - думал он, - там, возможно, есть нечто истинное и нет такого обмана, как у нас в Америке". И вот, он стал учить русский, чтобы поехать в Россию и встретить там настоящих христиан. Мне, священнику Русской Православной Церкви, было удивительно слышать это, так как он никогда ранее не видел православного пастыря и даже ни разу не был на православном богослужении. У нас был долгий разговор о вере, и я увидел, что его чаяния были абсолютно здравыми: мысль о том, что страдание, должно быть, свидетельствует об истинном, в то время как наша эгоистичная жизнь с удобством порождает обман". Ничто так не утешит в скорби как обращение с молитвой к Господу. Молитва в страданиях всегда живая и искренняя, и в скорби человек наиболее способен воспринять близость Господа к нам. Он молится уже не как чужой для Бога, его сердце в едином покаянном зове обращено к Небесному Отцу. Потому и Господь часто помогает скорбящим, - в трудностях жизни подает силу духа, в неисцелимых болезнях - исцеление, а посреди всеобщего разврата - чистоту и любовь. Обращаться ли к экстрасенсу? Когда со Христом были распяты двое разбойников, то один роптал на Бога и с дерзостью требовал освобождения от креста. Другой признавал себя достойным мук, смиренно просил вспомнить о нем в Царствии Божием. Первый, ничего не добившись, умер в духовном мраке. Второй был принят в истинное отечество человека - в Рай. Этим разбойникам уподобляются все страдающие. Одни ожесточаются и отвергают помощь Божию, либо ищут избавления у колдунов и экстрасенсов - таковые остаются в духовном мраке. Другие каются пред Господом в своих грехах, возлагают на Него всю надежду, участвуя в Таинствах Церкви. Таковые, обретая очищение души, часто получают и выздоровление тела. Современный мир - это миллиарды людей, спешащих и толкающихся, постоянно соприкасающихся друг с другом, и это единицы истинных друзей. В одном доме могут жить сотни лиц и, при этом, не иметь общения. Действительно, в каких случаях человек чаще всего обращается к другому? Когда это затрагивает собственные интересы. Ближний не интересует как личность, важна корыстная польза, которую можно от него получить. В сказке "Маленький мук" одной из ошибок героя было то, что он посчитал, будто приобретением золота можно завоевать любовь своих врагов. Его богатство вызвало только зависть и повлекло новые неприятности. Истинная дружба не покупается деньгами. И кто дружит ради прибыли, тот всегда без друзей. Так, неразумный король из той же сказки, ценивший в других только выгоду, был навсегда наказан длинными ушами и увесистым носом. Христианство принесло в мир высочайшую истину: человек - образ Божий, он призван к теснейшему единению с Господом. Все, что имеется во Вселенной, несравненно ниже духовного призвания человека. Часто сам человек поступает хуже животного, и тем не менее у него - вечная душа, призванная к богоподобию. Потому-то, когда происходит встреча с другим, важно видеть в нем образ Божий. Ценна не та польза, которую можно добиться посредством данного человека, ценен сам человек. Однажды святой Макарий Великий, идя в Нитрийскую гору в сопровождении ученика своего, повелел этому ученику идти несколько впереди себя. Ученик, уйдя вперед, повстречался с языческим жрецом, который куда-то очень спешил, неся большой обрубок дерева. Ученик крикнул ему: "Куда бежишь, демон?" Жрец, рассердившись, побил его жестоко, оставив едва дышащим, и снова поспешно продолжал путь свой. Пройдя немного, он встретился с Макарием, который приветствовал его так: "Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!" Жрец, удивившись, отвечал: "Что нашел ты во мне доброго, чтобы приветствовать меня?" Старец сказал: "Я приветствовал тебя, потому что увидел тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то". Жрец отвечал на это: "От приветствия твоего я пришел в умиление и понял, что ты - великий служитель Бога. Напротив, другой, окаянный монах, повстречавшись со мною, обругал меня; за то я побил его". С этими словами он пал к ногам Макария, обнял их и воскликнул: "Не оставлю тебя, доколе не сделаешь меня монахом". Они пошли вместе. Дойдя до того места, где лежал избитый монах, они подняли его и отнесли на руках в церковь, потому что он не мог идти. Братия горы, увидев, что жрец языческий идет вместе с Макарием Великим, очень удивились этому. Жрец принял христианство, а потом и монашество. Наставленные примером его, многие из идолопоклонников обратились к христианству. По этому поводу авва Макарий сказал: "Слово гордое и злое направляет к злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей". Не будь актером В 1957 году в песках Туркмении был найден мальчик. Он пять лет жил в волчьей стае. Его назвали Джумой Джумаевым. Постепенно он привык к человеческому окружению, научился говорить. А как-то один журналист спросил его, нашел ли он среди людей такие же взаимопонимание, чуткость и заботу, какие находил среди волков. В глазах Джумая показалась неподдельная боль. Он ответил: "Нет". И рассказал о той искренней заботе и нежности, с которыми относились к нему мама-волчица и папа-волк. Потеря искренности - трагедия современного общества. Вы встретите множество книг с подробными предписаниями, как вести себя в обществе, чтобы вызвать к себе уважение. Целью ставится достижение успехов в карьере, в бизнесе и т.д. Ближний рассматривается как средство к этому. Современный человек надевает на себя различные маски в зависимости от того, с кем общается. Подлинный лик утрачивается, на первое место восходит желание показаться таким-то, произвести такое-то впечатление. Когда нужно, подобный актер будет приветливым и отзывчивым, хотя он раздражается на самых близких людей, притесняет тех, кто хоть в малом от него зависит. Но разве можно завоевать уважение, минуя искусственные приемы общения? Христианство в этом отношении просто и прямо говорит: люби ближнего как самого себя, тогда и искренность твоя в общении будет не наигранной, а естественной. Истинная любовь чужда корысти, она любит не ради прибыли. Только такой человек станет настоящим другом, на него будут полагаться многие, его будут все уважать. Христианство призывает очищать свой подлинный лик, оставаться самим собой и искоренять в себе греховные страсти. Только грех мешает нам любить ближнего. А кто достиг сияния внутренней чистоты, тому не нужно актерство, ему и без этого станут доверять, относиться с искренним расположением. Мудрость и простота - Что делать, когда ко мне пристают? - Посмотреть, кто пристает. Если к тебе пристает здоровый бугай из твоего класса и просит ручку одолжить, лучше одолжи. Если маленький первоклашка пристает и просит помочь, то помоги. А если на темной пустынной улице пристают три неблагонадежных гражданина, то надо бежать - с молитвой. Ну а если серьезно, если в классе пристают, можешь - дай отпор, но делай это без злобы и никогда сам не задирайся и не лезь первым. А вперед спроси (самого себя): к тебе пристают потому, что они такие злобные, или потому, что ты сам их провоцируешь своим поведением. А ежели провоцируешь, то и потерпи за свой скверный характер. Протоиерей Максим Козлов А почему некоторые из вас начали курить? Не потому ли, что так поступали большинство старших сверстников, и это считалось ступенью к авторитетности? Оказывается, окружающие люди способны на нас влиять. Действительно, Господь сподобил каждого из вас жить в определенном кругу лиц. Этот круг слагает свою духовную атмосферу, в которую оказываетесь и вы невольно включены. Человек неповторим, он имеет свои достоинства, но также и недостатки. Есть такое наблюдение, ставшее пословицей: "По течению только мертвая рыба плывет". Поверьте, вам еще неоднократно придется испытать постороннее давление, если вы в чем-то отличаетесь от других: ходите в храм, не перенимаете чужих привычек, не заискиваете перед ложью, жестокостью и злом. Итак, порой необходимо дать достойный отпор. Помните из фильма "По кличке "Зверь"": я тебя уважаю за то, что ты человеком остался. Это очень важно: остаться человеком тогда, когда тебе предлагают нечто иное. Не перенимайте чужие дурные привычки, не теряйте ту исключительность, которая дана вам Богом! И если вы вновь слышите известный девиз: "В жизни надо попробовать все", то спросите такого дегустатора: "А ты пробовал прикасаться к оголенным высоковольтным проводам, пить цианистый калий, прыгать с девятого этажа без парашюта?" "Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10: 16), - сказал Христос. Христианская любовь к ближнему не исключает рассудительности. Необходимы мудрость и мужество, чтобы, когда рядом предлагают рискнуть заработать слишком легким, но не безупречным способом, прикоснуться "таинственному наслаждению" наркотика, почувствовать себя "взрослым" в преступной связи, - вовремя сказать твердое "нет". Помните из "Алиса в стране чудес": " - Вот что, голубчик, - сказала Алиса поросенку, - если ты твердо решил стать свиньей, нам придется расстаться. Так что взвесь, пожалуйста, все "за" и "против"… И Алиса стала размышлять о тех своих знакомых, из которых тоже запросто вышли бы самые настоящие свинки, и уже подумала: "Эх, знать бы, как их превратить…"" Но не будем даже мысленно превращать плохих знакомых в кого-либо. Отказ последовать греху не означает презрение к предлагавшему это человеку. От больного холерой следует держаться подальше, однако сам больной заслуживает сострадания. Христианину чуждо превозношение перед страдающим духовными недугами. Шаг к другому У преподобного аввы Дорофея (кон. VI - нач. VII вв.) есть такой образ: "Представьте себе круг, начертанный на земле, середина которого называется центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами… Предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга - Бог; радиусы же, то есть прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой. Итак, насколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом". Один из основных пороков современного общества - духовная разобщенность. Человек боится открыть себя навстречу другому и не хочет приобщиться жизни ближнего. Люди, - эти дети одного Небесного Отца, призванные к свету одного Небесного Царства, - обращены лицами друг от друга и, тем самым, смотрят в никуда. Христианство, очищая людей от греха, несет в мир единение всех в святости Господа - в Церкви Христовой. Путь к этому начинается с молитвы о другом человеке, каков бы этот человек ни был. Молясь о его спасении, мы прикасаемся его личной жизни и сами открываем себя навстречу ему. Потому что от души пожелать другому добра и искренно помолиться о нем, значит, сделать первый и главный шаг на пути к единодушию. Ситуации в общении с другими людьми бывают различные. Не всегда совесть подскажет, как правильно поступить. Но Спаситель произнес удивительные слова, которые помогут найти верный выход: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7: 12). Эти слова должны стать закономерностью жизни. Некая бедная девушка, портниха, жительница одного северного города, получила известие, что мать ее при смерти и просит приехать (было это в дореволюционное время). Девица не имела на дорогу денег и отнесла в ломбард свою швейную машину, заложив ее за 10 рублей. По приезде к матери она, к великой радости, застала ее в живых. Мать благословила ее и вскоре скончалась. Похоронив ее по-христиански, девица вернулась к себе. Теперь ей нужно было выкупить машинку, она обошла всех знакомых, прося взаймы, но все было тщетно. Надежды на людей не оставалось. И девушка пришла в храм, который находился напротив городского вокзала, к иконе Божией Матери "Знамение". Со слезами она просила Богородицу помочь ей в нужде. Выйдя из храма, девица увидела, как два неизвестных, хорошо одетых господина у вокзального подъезда садятся в экипаж. Один из них, застегиваясь перед посадкой, уронил свой бумажник. Между тем лошадь тронулась и карета поехала. Девушка, подняв бумажник, с криком побежала догонять карету, но за топотом лошадей ее голос не был услышан. Только несколько минут спустя, с помощью впереди шедших людей, удалось остановить коляску. Девушка подбежала к неизвестным ездокам и отдала оброненные деньги. Владелец бумажника сказал: "Дорогая девица! Вы обладаете ангельской добротой и честностью. Здесь шесть тысяч рублей. По закону вы имеете право рассчитывать на третью часть найденных вами денег". Он тут же отсчитал ей четыре пятисотенных бумажки и вручил их со словами: "Желаю, чтобы эти деньги, приобретенные вашей честностью, помогли вам в жизни". Затем он вручил ей свою карточку со словами: "Если вам когда-нибудь нужна будет помощь, то приходите ко мне. Я всегда буду рад вам помочь". Девушка горячо поблагодарила своего благодетеля и тут же вернулась в храм для благодарения Царицы Небесной за неожиданное покровительство. Люби, пока любить ты можешь, Иль час ударит роковой, И станешь с поздним сожаленьем Ты над могилой дорогой. О, сторожи, чтоб сердце свято Любовь хранило, берегло, Пока его другое любит И неизменно и тепло! Тем, чья душа тебе открыта, О, дай им больше, больше дай! Чтоб каждый миг дарил им счастье, Ни одного не отравляй! И сторожи, чтоб слов обидных Порой язык не произнес. О Боже! Он сказал без злобы, А друга взор уж полон слез! Люби, пока любить ты можешь, Иль час ударит роковой, И станешь с поздним сожаленьем Ты над могилой дорогой. Вот ты стоишь над ней уныло. На грудь поникла голова, Все, что любил, навек сокрыла Густая влажная трава. Ты говоришь: "Хоть на мгновенье Взгляни - изныла грудь моя! Прости язвительное слово, Его сказал без злобы я". Но друг не видит и не слышит, В твои объятья не спешит, С улыбкой кроткою, как прежде, "Прощаю все" не говорит. Да, ты прощен, но много-много Твоя язвительная речь Мгновений другу отравила, Пока успел он в землю лечь. Люби, пока любить ты можешь, Иль час ударит роковой, И станешь с поздним сожаленьем Ты над могилой дорогой. А. Плещеев Поиск самого близкого Что может быть хуже полного одиночества? Душа начинает тосковать, если рядом нет того, с кем можно было бы поделиться. Человеку свойственно не замыкаться на себе, искать, находить что-то живое и общее с другими людьми. И вместе, как трудно найти того, кто понял бы тебя во всем до глубины души, хранил бы все твои тайны и сам ничего от тебя не скрывал. Поэтому каждый ищет друга. И не просто друга. Кто скажет, откуда берется это удивительное чувство, вдруг охватывающее душу, поражающее сердце, заставляющее совсем по-особому, не как обычно, смотреть на человека противоположного пола? Случалось ли это с вами? Конечно, случалось. В наше естество Господь вложил удивительную силу - любовь. Она подобна магниту - заставляет стремиться друг к другу в поиске глубинного единения как душой, так и телом. Любовь соединяет двоих в одну душу и одну плоть, делает их самыми родными и близкими друг другу.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.