- 284 Просмотра
- Обсудить
Перекрещу тебя в дорогу. Теперь иди, плыви, лети, Спеши к далекому порогу, - Господь хранит тебя в пути! Господь хранит тебя в напасти, Господь хранит тебя от бед, В минуты горести и счастья, В дни поражений и побед. Господь хранит и, слава Богу, Ведет к Себе тебя, храня… Перекрещу тебя в дорогу. И ты перекрести меня! Е. Санин Не устарел ли пост? При императоре Феодосии Младшем близ Царьграда поселился монах, вышедший из пустыни Египетской. Однажды император, проходя мимо его хижины, вздумал зайти к нему и постучал в дверь. Инок отворил и, не зная, кто его гость, принял императора за воина. Сотворив молитву, царь сел и повел беседу с иноком. "Как живут, - спросил он, - отцы египетские?" "Слава Богу, - отвечал старец, - и молят о вашем спасении". А затем, в свою очередь, спросил: "Не хочешь ли съесть что-нибудь?" "Хочу", - был ответ. Инок поставил хлеб, масло (растительное), соль и воду. Гость пил и ел. После трапезы он сказал старцу: "Знаешь ли, кто я?" "Бог тебя знает", - отвечал монах. "Я царь Феодосий". Инок поклонился ему. Царь продолжил: "Блаженны вы, иноки, свободные от суеты мирской! Вот я и рожден от царя, но поверь мне, за всю свою жизнь не вкушал я пищи с таким наслаждением, с каким ныне вкусил у тебя". "А знаешь ли, отчего это?" - спросил старец. - "Отчего?" - "Оттого, что мы, монахи, с молитвой и благословением приготовляем пищу, потому сладким делается и худое брашно. У вас же много труда несут, изготовляя ее, но благословения не спрашивают, потому и вкусная пища становится невкусной". Свидание окончилось, но после того царь стал оказывать старцу особенное уважение. Последний же, не терпя славы человеческой, вскоре снова удалился в Египет. "Гордый человек! ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он - в совершенной и непрерывной зависимости от желудка", - писал святитель Игнатий Брянчанинов. Душа каждого из нас находится в теснейшей связи с телом, поэтому состояние тела напрямую влияет на состояние души. И если в Раю у человека душа господствовала над плотью, то теперь у нас плоть господствует над душой. С древности известно, что каждый вид пития и пищи имеет свое воздействие на организм. Пища способна не только поддерживать нашу деятельность, но и препятствовать ей. Вы знаете блюда, которые услаждают и разгорячают, расслабляют и утяжеляют организм. Еда способна все больше привлекать к себе внимание, порабощать желудок, а значит, склонять душу к земному и тленному. Когда желудок пресыщен, ум становится ленив, а сердце грубеет, разве способен человек в таком состоянии чисто и искренно молиться Богу? В Древнем патерике рассказывается. Взалкал (почувствовал голод) однажды утром некий брат и боролся со своим помыслом, чтобы не вкушать пищи до третьего часа. Когда настал третий час, он решился терпеть до шестого. Когда же наступил шестой час, он размочил хлеб и, присев вкусить, опять встал и сказал: "Потерплю до девятого часа". Настал и девятый час, и старец, сотворив молитву, увидел силу диавола, как дым выходящего из его недра. Таким образом миновала его алчба (голод). Путь духовной жизни предполагает победу над своими страстями, преодоление нашей чувственной ограниченности. Здесь Церковь предлагает давно проверенное средство - пост. "Когда царь собирается взять неприятельский город, - говорил преподобный Иоанн Колов, - он прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов. Тогда граждане, будучи утеснены голодом, покоряются царю. То же бывает и с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жизнь в посте и голоде, то беспорядочные желания изнемогут". Вспомните противоположный пример казаков из "Тараса Бульбы" Гоголя. Сечь, хотя и молилась в церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, однако, не хотела и слышать о посте и воздержании. Не от этого ли оказался ослаблен их внутренний дух, что выразилось в примере предательства и в конечном поражении казаков? Представьте, что с одной стороны от вас играет музыкант на скрипке, а с другой трудится рабочий с отбойным молотком. Разберете ли вы мелодию скрипки? Или увидите только движение смычка по струнам? Так и в жизни человека все внешние впечатления, мирские удовольствия не дают услышать голос Небесного Отца. Кто сумеет остановить отбойный молоток страстей, тот услышит слово Божие, вступит в общение с Ним. На это направлен пост. Он погашает привязанность к чувственным удовольствиям, чтобы человек насладился духовными истинами. Пост есть рассудительное отношение к пищи, основанное на многовековом знании действия ее на наше естество. Когда наступает время поста, христианин ограничивает себя в употреблении пищи животного происхождения, а также хранит меру в самом количестве еды. Дары мира растительного, принимаемые организмом, оказывают более легкое действие и не провоцируют в естестве движение низких, грубых страстей. Есть такой образ. Легкое судно скоро переплывет море, а обремененное большим грузом может затонуть. Пост - не только телесное воздержание "Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел", - говорил святитель Василий Великий. Пост - это ограничение себя во всем, что приземляет духовно-нравственные стремления человека. В пост положено воздерживаться от супружеских отношений, легкомысленных развлечений и суетных, ненужных забот. Именно в это время следует отказаться от таких вредных привычек как курение, сквернословие и злоупотребление алкоголем. Пост есть воздержание внешних и внутренних чувств от недозволенных впечатлений. "Пусть постятся не одни уста, но и зрение и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела, - пишет святитель Иоанн Златоуст. - Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные дела. Пусть постятся глаза - зрение есть пища очей. Всего нелепее было бы воздерживаться от пищи, а глазами пожирать то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не пожирай же глазами своими сладострастия. Пусть постится слух; а пост слуха в том, чтобы не внимать злословию и клевете. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства, ибо что пользы, если мы от птиц и рыб воздерживаемся, а братьев наших угрызаем и съедаем. Злословящий пожирает тело брата, угрызает плоть ближнего". Пост погашает привязанность к чувственным наслаждениям, помогает покорять духу плоть. Без поста не возможно восстановить в нашем естестве ту райскую гармонию, при которой все чувства и желания тела находились в полном повиновении душе. Доставляемое постом чувство голода избавляет человека от самодовольства и самомнения, открывает ему его немощь, заставляет чаще вспоминать о Боге. Если не научимся ограничивать себя в чувственных потребностях, то как наша воля сможет побеждать более сильные страсти? Остерегайся ошибок Если человек впервые приступил к какой-либо деятельности, или в его жизни наступил новый этап, то избежит ли он ошибок? В какой-то мере ошибки необходимы и даже полезны, так как преодоление их делает более опытным. И в то же время ошибки - знак опасности, так как показывают нашу неустойчивость и способность уклониться от истины. В особенности это касается духовной жизни. Здесь каждая ошибка ведет к потере общения с Богом. Преподобный Антоний Великий рассказал своим ученикам: "Целый год молился я, чтобы мне были показаны места праведных и грешных. И вот увидел я огромного черного великана, который поднимался до облаков и доставал руками до неба, под ним было озеро, величиной с море. Потом увидел я человеческие души, они летали, как птицы. Те, которые перелетали через руки и голову великана, были охраняемы Ангелами. А те, которых он ударял своими руками, падали в озеро. Дошел до меня голос: "Те, которых ты видишь перелетающими через голову и руки великана, - это души праведников: Ангелы охраняют их в раю. А те, которых черный великан ударяет руками, погружаются в ад, потому что увлеклись пожеланиями плоти и предались памятозлобию"". Итак, невидимый враг пытается соблазнить души людей, склонить их к какой-нибудь духовной ошибке. "Кто гоня не бережется, тот скоро обожжется", - гласит народная пословица. Необходимо быть особо внимательным. Оплошности в духовной жизни сначала трудно различимы. А ведь самая страшная ошибка - незамеченная. Она потому и страшна, что остается неисправленной. Ложная мысль Мы уже говорили, что началом всякого зла является принятая сердцем ложная мысль. В церковном сборнике "Пролог" рассказывается о видении одного старца, которому дано было наблюдать, как среди заполнявших храм людей бродили бесы. Подходя то к одному, то к другому, они нашептывали им свои мысли, нарушая их внутренний покой. Каждый из нас несет на себе отпечатки греха, и поэтому в мире духовном к нам ближе всего падшие ангелы. Они легко вкладывают в нас свои помыслы, мечтания и ощущения, которые мы часто принимаем как собственные. Древний святой авва Матой говорил: "Сатана не знает, какой страстью будет побеждена душа; он сеет, но не знает, пожнет ли. Сеет он помыслы блуда, помыслы злословия и также другие страсти. К какой страсти склонной покажет себя душа, ту и внушает он ей". Нередко человек после бурного всплеска, например, страсти гнева говорит, что на него "нашло что-то". Ясно, что душа просто поддалась наваждению демона. Иногда обольщение невидимого врага бывает совсем незаметно, так что весь день человек предан глупым, пустым мыслям, носится умом туда и сюда. Дьявол словно катается на мыслях нашего ума. Как распознать козни врага? Многовековой духовный опыт Церкви помогает распознать любые козни врага. Этот опыт выражен в наследии святых отцов. Обратите внимание на такое замечание святителя Игнатия Брянчанинова: "Ясные признаки пришествия к нам и действия на нас падшего духа суть внезапно являющиеся греховные и суетные помыслы и мечтания, греховные ощущения, тяжесть тела и усиленные скотские требования его, ожесточение сердца, надменность, тщеславные помыслы, отвержение покаяния, забвение смерти, уныние, особенное расположение к земным занятиям. Пришествие к нам падшего духа всегда сопряжено с ощущением нами смущения, омрачения, недоумения". Если человек чувствует внутри себя дискомфорт, если возникшие мысли и чувства принесли смущение, значит - близка опасность. Любая греховная страсть воспринимается человеком, особенно поначалу, как что-то неестественное, чуждое. В этом смысле детский писатель Алан Маршалл вспоминал о себе: "Люди настойчиво твердили, что я храбрец, и я принимал эту похвалу с тайной гордостью, хотя и испытывал при этом чувство какой-то вины". На греховных мыслях не стоит сосредотачивать внимания: дьявол отступит, когда человек безразличен к нему. Так, авва Исаия спросил авву Пимена о нечистых помыслах. Авва Пимен ответил: "Если сундук с платьем будет оставлен без попеченья, то платье со временем истлеет; так и помыслы, если не будем исполнять их на самом деле, со временем исчезнут или как бы истлеют". Другой брат сказал авве Пимену: "У меня много помыслов, и я в опасности от них". Старец вывел его на воздух и сказал: "Раскрой свою пазуху и не впускай ветра!" - "Не могу этого сделать", - отвечал брат. "Если сего не можешь сделать, - сказал старец, - то не можешь остановить и прилива помыслов; но твое дело противостоять им". Искренняя и усердная молитва Богу и посещение храма (особенно участие в таинствах Исповеди и Причащения), словно солнечные лучи, рассеют в душе всякий мрак. Необузданный конь воображения Главою на руку склонен, В забвении глубоком, Я в сладки думы погружен На ложе одиноком; С волшебной ночи темнотой, При месячном сиянье, Слетают резвою толпой Крылатые мечтанья… Пушкин, "Мечтатель" Если всадник не станет сдерживать ретивого коня, то скоро упадет. Так и вольные фантазии способны довести до полного душевного расстройства. Поэтому в особенности важно хранить незапятнанным воображение. Лермонтовский герой Печорин признавался: "В первой молодости моей я был мечтателем; я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге". Итак, не стоит увлекаться бесплодными фантазиями. Часто враг буквально транслирует на воображении человека серии надуманных фильмов ужаса, боевиков, а самые любимые его картины - блудные. Уместно будет в данном случае привести слова преподобного Нила Синайского: "Демон принимает на себя лице женское (а для кого-то мужское - автор), чтобы обольстить душу к смешению с ним. Облик образа женщины (или мужчины - автор) принимает на себя бесплотный демон, чтобы похотливым помыслом ввести душу в блуд. Не увлекайся же не имеющим существенности призраком, чтобы не сделать чего-либо подобного и плотию. Обольщены бывают духом блуда все такие, не отражающие крестом внутреннего прелюбодеяния". В истории монашества известен такой случай. Один старец пришел в скит с сыном, который еще питался молоком и не знал, что такое женщина. Когда мальчик достиг мужского возраста, то демоны представили ему ночью женские образы. Он открыл это своему отцу. Старец подивился. Случилось однажды сыну быть с отцом в Египте. Увидел он там женщин и говорит своему отцу: "Вот те самые, которые ночью приходили ко мне в скит". Старец отвечал ему: "Это сельские иноки, сын мой, они имеют иной вид, чем пустынники". При этом старец удивился, каким образом в скиту демоны могли показать ему женские образы? И тотчас возвратились они в свою келлию. Другой случай подобен первому, но еще более красноречив. Некто пришел в скит, чтобы быть монахом. При нем также был сын-младенец, только что отнятый от груди. Когда сын достиг юношеского возраста, демоны начали нападать на него и беспокоить. Он сказал отцу: "Пойду в мир, потому что не могу выдерживать плотского вожделения". Отец утешал его. По прошествии некоторого времени опять говорит юноша отцу: "Я не в силах выдерживать вожделения, отпусти меня, пойду в мир". Отец отвечал: "Еще раз послушай меня. Возьми с собой сорок хлебов и пальмовых ветвей на сорок дней и пойди во внутреннюю пустыню, пробудь там сорок дней, и воля Божия да будет". Послушавшись отца, юноша ушел в пустыню. Он оставался там и проводил время в подвиге и работе, плетя веревки из сухих пальмовых ветвей и питаясь сухим хлебом. Когда он пробыл там двадцать дней, то внезапно увидел, что некое диавольское привидение приближается к нему. Оно остановилось близ него в образе женщины-эфиоплянки неприятнейшей наружности и смердящей. Не будучи в состоянии перенести ее смрад, он отталкивал ее от себя. Она сказала ему: "Я та, которая представляется сладкой в сердцах человеческих. По причине твоего послушания и подвига Бог не дозволил мне обольстить тебя, но явил тебе мое зловоние". Он встал, воссылая благодарение Богу, возвратился к отцу и сказал ему: "Уже не хочу идти в мир, я узнал действие диавола и его зловоние". Открыто было и отцу о всем этом, он отвечал сыну: "Если б ты пробыл все сорок дней во внутренней пустыне и вполне сохранил заповеданное мной, то увидел бы еще большее". Кто услаждается представлениями блуда, тот впрыскивает в душу яд духовной грязи. Принятие демонских образов означает принятие самих демонов. А если воображать святое? При переходе через пропасть по узкому мосту нельзя оступаться как влево, так и вправо. Остерегаться воображения следует не только в отношении нечистых картин. Во время молитвы ни в коем случае не стоит представлять в уме образы Спасителя, Божией Матери, ангелов, святых и т.д. Подобное представление не есть познание мира духовного, это всего лишь личное воображение человека. То есть, воображающий видит не истину, а личину истины. В таком случае душа тонко обманывает себя "духовными" картинами, происходит не молитва, а самоуслаждение образами. Порой представляемые картины получают чрезвычайную живость и привлекательность. Человек уже совсем не молится (хотя бы и произносил слова молитв), весь отдан плодам своего больного воображения. Иногда невидимый враг сам льстит человеку, вкладывает в его ум, казалось бы, святые образы. А когда душа совсем потеряет бдительность, демон способен явиться ей в виде ангела, святого или даже Христа. Подобные видения всегда тешат любопытство и тщеславие человека, несут высокоумие, самомнение, нечистую радость. О пагубности подобных явлений повествуют такие случаи. В одном монастыре жили отец с сыном. Отец возмечтал о своих духовных достоинствах и впал в самообольщение. Многократно являвшегося ему беса он принимал за светлого ангела. Когда враг увидел, что монах в его руках, то предложил ему заклать сына в жертву Богу. "И ты, - сказал, - сподобишься такой же чести, как Авраам". Безумный внял диавольскому наущению и начал готовить веревку и точить нож. Хорошо, что сын вовремя заметил это и спасся бегством. В другом, более трагичном случае обольщен был уже сын. Он жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был прельщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его родной отец. Однажды, отправляясь к сыну, он взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился к сыну и сказал ему: "Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей". Отец пришел, по обычаю, а сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его. Немедленно напал нечистый дух на отшельника и удавил его. Пытается враг обольщать людей и в наши дни. Одна женщина поведала о случившемся с ней искушении: "В этом грехе я уже каялась пред священником: меня обманул сатана. Я молилась пред иконой, и внезапно икону осиял свет полукругом, как радуга. Меня это очень обрадовало. "Значит, Господь слышит меня, принимает мои молитвы", - подумала. Я тогда еще ничего не знала о кознях сатаны, о том, что диавол обманывает неопытных. Увидев, что я прельстилась сиянием около иконы, он опять сделал так, что как будто от иконы сияет свет. Я стала еще больше молиться, желая опять увидеть это сияние. Конечно, сияние вновь повторилось, и еще раз, и еще. А я все больше молилась, думая, что угождаю Богу своими молитвами. Наконец, от иконы или как бы от иконы послышался голос. Чей? Я думала, Божий. Потом голос повторился. Он стал говорить мне, что нужно делать, и я делала, не задумываясь. Мне казалось, что я исполняю поручения Господа нашего Иисуса Христа. И вот этот голос сказал мне, чтобы я пошла и сделала блуд… И только потом до меня дошло, какая я неразумная! Ну, разве может Бог посоветовать грешить? Или послать на грех? Нет, конечно, нет. Я опомнилась и побежала в церковь каяться. Батюшка мне выговорил. Сказал, как нужно поступать. Сказал, что мой грех от самомнения, от того, что я подумала, будто стала духовной, что я угодна Богу, - вот Бог и наказал меня - оставил со своим умом, со своими силами, и диавол без труда одолел меня". В наше время демоны нередко являются в образе инопланетян, летающих тарелок, проявляют свое присутствие в виде полтергейста, домовых, барабашек и т.д. Такие видения иногда потворствуют самолюбию человека, а иногда наводят на него животный страх. Освящение жилья и участие в Таинствах Церкви освобождает от власти подобных явлений. А кто в самой молитве не развлекается образами, заключает ум в слова молитвы, того не обольстит невидимый враг. Самая опасная ошибка С одной из скал на южном берегу Крыма связана такая легенда. Когда-то давно здесь появился отшельник. До этого он был жестоким, беспощадным воином. Но ужасные видения стали мучить его, и он решил как-нибудь искупить свою вину. Отыскал в скалах пещеру и поселился в ней. Питался дикими плодами, лишь иногда позволяя себе немного рыбы, которую ловил в море. Он думал изнурить себя постом так, чтобы не иметь сил даже вспомнить прошлое. Миновали годы. Новое поколение знало отшельника как человека чистой жизни. В народе прослыл он мудрым. Пастухам, которые иногда встречали его, казалось, что вокруг его головы светилось сияние. Наконец и сам старик забыл многое и стал считать, что так, как он живет в пещере, он жил всегда. Никогда никаких преступлений не совершал, а значит, и никакого раскаяния испытывать не должен. На людей он теперь смотрел, как на существа низшие и порочные. Тут-то и приступили к нему два злых духа. Один обернулся кошкой. В ненастную погоду он стал мяукать и царапаться в дверь пещеры. Старик не распознал наваждения врага и пустил кошку внутрь. Она мурлыкала у огня свои песни, и потихоньку неспокойствие стало закрадываться в сердце отшельника, а затем проснулось в нем и прежнее негодование. Он вышвырнул кошку из пещеры, но злому духу уже удалось вывести из себя отшельника. Наступила очередь второго духа. И когда однажды старик закинул сеть в море, то вытащил не рыбу, а девушку, едва прикрытую остатками одежды. Стал приводить ее в чувство, а она приоткрыла глаза, вскинула руки и поцеловала отшельника. Проснулось в отшельнике прошлое, жадно привлек он красавицу к себе… Засмеялись злые духи, прокатился громом их смех. Но здесь вмешался Высший Суд и превратил всех троих в прибрежные скалы.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.