Меню
Назад » »

Валерий Духанин / О ВЕЧНЫХ ВОПРОСАХ ЖИЗНИ (17)

Храм - что это такое? Светлым облаком сияет На горе воздушный храм - Точно с озера взлетает Белый лебедь к небесам. Там, меж сосен изумрудных, Блещет озера хрусталь. Как молитва в звуках чудных, Звон церковный льется вдаль… священник Владимир Шамонин Представьте, что любимый человек назначил вам свидание в определенном месте и сказал: "Только там, где нас никто не будет отвлекать, где все будет способствовать близости наших душ, мы сможем с теплом, искренно общаться и я подарю тебе нечто важное". Если вы действительно любите, то придете в условленное место в назначенный час. И тогда вы получите тепло сердца и некий очень важный подарок. А если нет, то… То вы пойдете куда-нибудь в другие места, а для оправдания подумаете: "Я и так помню про этого человека, и так хорошо к нему отношусь, а близкое общение и подарки, кто знает, нужны ли они мне…" Не будем судить о чьем-либо выборе. Скажем о другом. Есть место, которое для свидания с человеком назначил Бог. Да, да, вы догадались, это - храм! Может быть, кто-то спросит: почему именно храм, когда Господь присутствует везде? Конечно, Всевышний видит человека на всяком месте, и на всяком месте можно и нужно обращаться к Нему. Но вряд ли на базаре вы сможете помолиться Богу так, как в храме. Бог - не безликая энергия, к которой можно подключиться в любом месте. Бог - это Высшая Личность, а с Личностью надо встретиться. Разве на всяком месте мы способны наиболее близко общаться с Господом, везде ли мы настроимся на чистую молитву к Нему? Если пророку Моисею для получения от Бога закона нужно было взойти на гору Синай, а апостолам для принятия Духа Святого - собраться в Сионскую горницу, то современному человеку для очищения собственной души и приобщения дарам Божиим - придти в святой храм. Когда царь Соломон построил храм, то Бог сказал ему: "Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни" (3 Цар. 9: 3). И по сей день во всех созидаемых храмах Господь наиболее проявляет Свое благодатное, освящающее присутствие и слышит человека во всех нуждах его. Храм - это место, посвященное Богу, в котором собираются христиане для таинственного богообщения. Есть нечто, что Господь подарит человеку только в храме. Это очень великий и важный подарок. Но об этом чуть позже. А сейчас обратим внимание на Внешний и внутренний вид храма Сначала немножко отвлечемся и посмотрим на предметы, которые окружают нас в повседневном быту. Оказывается, они заключают в себе определенную информацию, своеобразные символы. Так, кастрюли и тарелки напоминают о питании, портфель - об учебных тетрадях или деловых бумагах, телевизор - о новостях и развлекательных программах. Все, что встречается в повседневной жизни, имеет печать тревог, забот, однообразных развлечений. Не от этого ли многим из вас так хочется отвлечься, испытать новые чувства и впечатления? Обыденная обстановка человека постоянно погружает его мысль в круговорот земной суеты. И только в храме каждый предмет напоминает об идеальном, неповторимом и вечном. Здесь все исполнено священных символов от величия внешней архитектуры до глубины молитв и богослужебного пения. Посмотрите на здание храма - это образ красоты богозданного мира, творения Божия. А величественный купол - символ духовного неба, в котором царствует Бог. Весь видимый и невидимый мир - под покровом Всевышнего. Одновременно храм символизирует и небесный город, Царство Божие, в котором люди обретают желанный покой и вечное счастье. Присмотримся внимательней: купол похож на пылающую свечу, а это - символ пламенного стремления людей к Небесному Отцу, образ их горячей веры, любви и молитвы. А если на храме три купола? - Это символ Лиц Святой Троицы. Пять куполов - образ Христа и четырех евангелистов, то есть апостолов, записавших Евангелие. Семь - в знак семи Таинств и семи даров Духа Святого. Девять - в честь девяти чинов небесных сил - ангелов. Тринадцать - означают Христа и двенадцать апостолов. Тридцать три - по числу лет земной жизни Спасителя. Купол всегда увенчивается крестом - главным символом христианства, его победы над злом. Из века в век архитектура храма выражала основной опыт христианской жизни: с нами Бог. Обратите внимание и на вид храма в его основании. Он бывает неодинаков. Некоторые имеют продолговатый вид на подобие корабля или, лучше, ковчега, потому что Церковь несет в себе верующих по волнам жизни в Небесное Царство. Другие в своем основании имеют вид креста, потому что только посредством Креста Христова Церковь получила жизнь и силу. Если в основании виден круг, то это символизирует благую вечность, к которой Церковь ведет людей, ведь у круга нет ни начала, ни конца. А иногда в плане храма заложена восьмиконечная звезда - в этом мире Церковь, подобно звезде, сияет благодатным, Божественным светом. Подойдем ко входу в храм. Как правило, над дверями располагается икона Спасителя, Божией Матери или кого-либо из святых. Они словно зовут нас внутрь, дружелюбно приглашают вступить под покров святых сводов. Что же там? Первая за дверями, совсем небольшая часть храма называется притвор. Она предваряет храм и означает человеческий мир, который еще не принял Христа, но уже призван к духовным благам. А в древности здесь молились готовящиеся ко Крещению - оглашенные, и отлученные на время от Церкви по каким-либо великим грехам - кающиеся. Не будем останавливаться здесь надолго. Заходим в следующие двери. Нам открывается собственно храм или церковь во всех их внутренних красоте и убранстве. Стены покрыты фресками на темы евангельских событий, а внизу стен и на колоннах располагаются иконы. Перед ними на позолоченных подсвечниках горят свечки, и каждая выражает чью-то надежду, искреннюю веру или горячую благодарность. Лики святых смотрят в самую душу, но смотрят с теплом, с любовью и пониманием, и словно говорят: "Не бойся, ты дома". А запах ладана располагает душу почувствовать святыню совершаемого в храме. Кто-то поначалу чувствует себя неловко здесь, где мужчине положено непременно снять головной убор, а женщине непременно одеть. Но благодатная тишина, покой и мир, царящие в храме, невольно привлекают душу, принимают ее в свои объятия, и будто какая-то тяжесть спадает с плеч. Да. Эта часть храма знаменует благодатное царство Христа на земле. Итак, вы в гостях у Господа. И забыв о всех проблемах, почувствовав их ничтожность по сравнению с тем, что человеку подаст Небесный Отец, вы устремляете свой взор дальше. Ваш взгляд уже сам стремится вперед к красивой ограде из нескольких рядов икон, что так и называется - иконостас. За ним располагается третья часть храма, которая несколько возвышается, и называется она - алтарь (с латинского - возвышенный жертвенник). Алтарь означает высший духовный мир, Небеса, где обитает Бог в неприступном свете. Алтарь всегда смотрит на восток, поскольку на востоке был Рай, и на востоке восходит солнце, которое - образ Христа, Солнца правды. "Свет Христов просвещает всех", - говорит священник на одном из богослужений. Алтарь также означает Рай, куда входят одни достойные. Алтарь назначен для священнодействий, поэтому туда проходят только лица посвященные, которые, подобно небесным силам, окружают престол Божий. Но нам достаточно побыть и здесь. И хотя лавочки вдоль стен предназначены, в основном, для старых или больных людей, но постоять в храме ради общения с Богом не трудно. Да, кстати, с алтарем как раз связаны те дары, которые… Но немножко терпения. Есть вопрос, на который надо ответить по-раньше: А что это видно на иконостасе? О иконопочитании Вспомните, как вы когда-либо ехали в автомобиле и сидели на заднем сиденье. Рулевой устремлен взором вперед. Возможно ли, при этом, общаться с ним лицом к лицу? Оказывается, возможно. Как? Посредством зеркальца впереди салона. Зеркало дает точное отображение, образ другого. И обращаясь к этому образу, вы несомненно обращаетесь к отраженному человеку. Икона - это образ Христа Спасителя, Его Пречистой Матери, ангелов или святых. Причем, на иконе изображается не детально точный физический портрет, но облик духовно преображенный, просветленный благодатью Божией, ставший выше земных страстей и эмоций, достигший мира небесного; он называется лик. Через икону мы общаемся с Тем, Кто изображен на ней. Поэтому, когда христиане с глубоким благоговением молятся перед иконой и целуют ее, то они обращаются не к доске, краскам и творчеству иконописца, но к Тому, о Ком икона свидетельствует. Кто-то может спросить: а почему в Ветхом Завете не было иконопочитания, даже существовал запрет делать какое-либо изображение того, что на небе, на земле или в воде, поклоняться этому и служить? Потому что люди быстро начинали обоготворять окружающие предметы и изображения. Помните, когда Моисей принимал от Бога закон на горе Синай, то народ, испугавшись длительного отсутствия своего вождя, решил вылить золотого тельца и поклоняться ему. Вместе с тем, в Ветхом Завете присутствует начало и прообраз иконопочитания. Когда Господь повелел Моисею устроить ковчег завета, чтобы там хранились скрижали - каменные пластины с заповедями, то пророк услышал буквально следующее: "Сделай из золота двух херувимов (ангелов высшего чина): чеканной работы сделай их на обоих концах крышки… там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения" (Исх. 25: 18, 22). Значит, Господь благословил возможность изображать небожителей с помощью человеческого искусства. И ветхозаветный храм был также украшен святыми образами: "Сделал (Соломон) в давире двух херувимов из масличного дерева… И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов" (3 Цар. 6: 23, 28 - 29). Подобных изображений не было более нигде, они носили исключительно религиозное употребление. Но разве можно изобразить Бога, Который не имеет никакого вещественного вида, образа и очертания? Потому-то в Ветхом Завете и не изображали Всевышнего, что "Бога не видел никто никогда" (Ин. 1: 18). Но в Новом Завете: "великая благочестия тайна: Бог явился во плоти" (1 Тим. 3: 16). Бесплотный воплотился и Невидимый стал видим! Теперь Он уже Сам говорит ученикам: "Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели" (Мф. 13: 17); "видевший Меня видел Отца" (Ин. 14: 9). Невозможное в Ветхом Завете осуществилось в Новом. Всевышний, родившись на земле, стал видим, зрим, осязаем, а значит, и изображаем. Вы помните, что одной из первых икон стал нерукотворный образ на Туринской плащанице. Христос подарил людям Свою икону, и тем самым благословил иконопочитание. Удивительно, как образ Господа на плащанице соответствует православной традиции написания лика Христа! Если бы вы жили во времена Спасителя, то неужели не захотели бы сфотографировать Его, как фотографируете тех, кто дорог и близок вашему сердцу? Но фотографии тогда не было. И христиане сохранили образ Господа посредством красок. Подобно тому, как свет проходит в дом через окно, Господь подает Свои благодать, дары и милости посредством иконы. Священные изображения напоминают, что мы не одиноки, рядом - Бог и святые Его. Икона побуждает человека к общению с миром небесным, предостерегает от греха, приближает к познанию Всевышнего. Один художник, обладая развитым эстетическим вкусом, как-то обратил особое внимание на православные иконы. А потом он оказался в кругу секты кришнаитов, которые предлагали ему вступить в их общину. Увидев их слащавые изображения, он тут же почувствовал всю их фальшь. Художник вспомнил глаза Богородицы на Владимирской иконе, неземной лик архангела Гавриила с иконы "Ангел Златые власы", и этого было достаточно, чтобы навсегда придти в Церковь. Икона - это свидетельство небесной истины. Но теперь вернемся к предмету нашей беседы и поговорим О том, что видно на иконостасе Итак, вы находитесь перед алтарем - символом духовного Небесного мира, где пребывает во всей Своей славе Господь, а с Ним - святые ангелы и люди. Как это постичь? Часто человек воспринимает духовные истины посредством вещественных образов. Иконостас, который, как кажется, закрывает от нас алтарь, на самом деле раскрывает нам смысл и значение алтаря. Посредством линий и красок иконостас предлагает вашему взору духовный, Небесный мир. Иконостас раскрывает всю суть Священной истории. Здесь выражена идея единения миров небесного и земного, стремления человека к Богу и Бога к человеку. Духовные истины излагаются пред вами поэтапно, на протяжении пяти ярусов или рядов (иначе, чинов), из которых традиционно складывается православный русский иконостас. Господь постепенно, словно по ступенькам, низводил к людям с Небес спасение. Первый сверху ряд называется праотеческий. Это образ самых древних святых, которые жили еще до Закона, принятого Моисеем. Хотя это был первый этап скитаний человечества вне Рая, праотцы жили глубокой надеждой и верой. Они держат в руках свитки, на которых начертаны пророчества о грядущем Христе. В центре ряда - икона Троицы как символ предвечного совета о спасении людей, а над иконой и, соответственно, над всем рядом - святой крест как символ осуществления этого спасения. Второй ярус - пророческий. Это собор святых, уже получивших Закон, при свете которого богоизбранный народ шел к своей главной цели. Пророки предвещали о Пресвятой Деве, от Которой родился Христос. Поэтому в центре яруса находится икона Матери Божией с Богомладенцем. Третий ряд - праздничный. Наконец, и Новый Завет - праздник всего человечества! Иконы отражают события-праздники, связанные, в основном, с жизнью Христа и Его Пречистой Матери. Какие именно, вы сможете внимательно рассмотреть сами и рассказать другим (а понять иконы возможно, познакомившись с текстом Евангелия). Четвертый - деисусный чин или Деисис (с греческого - моление). Это основное звено иконостаса, и часто иконы здесь самые большие по размеру. Деисис - моление всей Церкви ко Христу. Мы все предстоим пред Ним: Он видит тайники нашей души и слышит молитву любого человека. В центре ряда - икона Господа, как Небесного Царя, Вседержителя и Судии, а справа и слева - образы Богоматери и Иоанна Крестителя в молитвенном обращении к Спасителю. Далее, обыкновенно, иконы архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и других святых, тоже обращенных ликами к Спасителю. Те, кто приняты Господом на Небеса, ходатайствуют о нас и хотят, чтобы мы тоже достигли спасения. Пятый, нижний, ряд - местный. В центре, перед вами - царские врата, названные так потому, что через них на Литургии проходит Сам Царь славы - Христос для преподания верным Своих Святых Таин. Итак, Сам Небесный Царь готов выйти к вам прямо навстречу. Лишь бы вы готовы были принять Его. Священнослужители проходят через царские врата лишь во время некоторых, особенно важных моментов богослужения. На самих царских вратах вы видите икону Благовещения Божией Матери - с этого события Бог пришел в наш мир, земля приняла долгожданную весть спасения. Здесь же иконы четырех евангелистов, а иногда - святых Василия Великого и Иоанна Златоуста, записавших богослужение Литургии. Пред царскими вратами диаконы во время службы возглашают от лица всего народа ектении - прошения. Справа от царских врат располагается икона Спасителя, а слева - Богородицы. В этом ряду ставятся храмовая икона, то есть того праздника или святого, в честь которого освящен храм, и иконы местночтимых святых - которые наиболее почитаются в данной местности. А знаете ли вы, какие святые почитаются у вас? В местном ярусе есть еще северные и южные врата (или двери), называемые также диаконскими, поскольку во время богослужения через них проходят, в основном, диаконы. На дверях полагаются иконы святых диаконов, либо архангелов, поскольку небесные силы сослужат в храме при совершении Таинств. Наконец, над царскими вратами вы видите икону "Тайная вечеря", а в некоторых храмах теперь помещается более древняя икона "Евхаристия". Вот эта-то икона и подсказывает нам о том особенном… Но, может быть, сначала вы сами ответите на вопрос: Что человек ищет в храме? Почему эти люди так идут в храм? Разного возраста, уровня образования, социального положения - идут, молятся, крестятся, выстаивают долгие службы - как будто им за это деньги дают. - Почему? В одном селении жили двое портных, хорошо знакомые друг с другом. Один имел большую семью: жену, детей, престарелых родителей. Он был благочестив и ежедневно ходил на богослужение, в церковные праздники не принимался за работу. Труды его всегда были вознаграждаемы, хотя он не славился искусством в своем ремесле. Жил он не только достаточно, но имел еще избыток. Между тем, другой не имел семейства, был искусен в своем деле, трудился гораздо более своего соседа, сидел за работой и в воскресенье и в другие праздничные дни, проводил часы богослужения за шитьем, так что про церковь и не вспоминал. Однако его усиленные труды не были успешны и едва-едва доставляли ему насущный хлеб. Однажды, побуждаемый завистью, хитрый портной сказал другому: "Как это ты обогатился от своих трудов, тогда как и трудишься меньше, и семейство имеешь больше, чем я? Для меня это непонятно и, даже подозрительно!.." Добрый портной решил вразумить своего знакомого. "Я хожу каждый день в церковь, - сказал он, - и каждый день нахожу там какую-либо значительную монету золотую или серебряную. Но я не завистлив, готов поделиться с тобою тем, что найду, если ты согласен ходить со мною в церковь". И они, действительно, стали вдвоем ходить в храм. Получилось так, что Божественная служба полюбилась и невольному посетителю храма. Он, мало по малу, привыкал к молитве и до того разгорелся усердием к богослужению, что уже не принимался за свою работу прежде церковной молитвы. Через небольшое время его труды увенчались успехом. Увидев счастливую перемену в своем знакомом, благочестивый портной сказал ему: "Теперь ты на себе испытал, что не ложно Слово Божие: ищите прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится к вам (Мф. 6: 33). Вот то сокровище, которым я желал поделиться с тобою". Нужно ли ходить в храм? В миру человек погружается в поток информативной грязи, в душе оседают увиденные нечистые картины, услышанные нецензурные слова - в храме вся эта грязь очищается. Скорби, проблемы, болезни нас давят к земле, - в храме эта тяжесть снимается, взор вновь обращается к Небу. Одно присутствие в Божьем храме отвлекает душу от власти греха и забот, сообщает сердцу благодатную, небесную отраду. Как невозможно было во время всемирного потопа спастись вне Ноева ковчега, так невозможно вне храма Божия обрести подлинные мир и покой души. Многие люди, зайдя в это священное место, впервые ощутили - здесь их истинный дом, здесь возвращение давно утраченных надежд и радостей. В храме человек чувствует сердцем - он предстоит пред Богом, Который неизреченно величествен и, вместе, любит и слышит нас, исполнит все, что мы с верой попросим. Храмовые купола и кресты на них, иконы Господа, Божией Матери и святых, фрески евангельских событий, колокольный звон, мерный ритм богослужения - все погружает в особую духовную атмосферу, в которой вершится преображение, просветление человека. Часто душевные и телесные немощи отступают назад после посещения храма. В храме люди, пришедшие каждый со своими нуждами, становятся ближе друг другу, потому что получают от Бога, - общего Небесного Отца всех людей, - одну благодатную помощь. Как капли дождя собираются в один поток, или как свет многих свечей сливается в одно сияние, так и общая храмовая молитва есть светоносный поток надежды и веры, устремленный к Небу. И даже человек, еще не умеющий молиться, но все же пришедший в храм, оказывается включен в это сияние, потому что Господь подает благодать Свою даром. В храме вместе с людьми молятся ангелы и святые, поэтому в богослужении участвует вся полнота Церкви земной и небесной. Бывает, что человек, недавно пришедший в Церковь, испытывает на богослужении слабость и тошноту - ему становится плохо в храме. Так в нашем естестве с давних пор произошла удивительная перемена: человек может выкуривать по пачке сигарет в день, пить водку стаканами, часами смотреть по экрану кровопролития - и ему не становится плохо. А присутствие в храме на богослужении вдруг оказывается мучительным для него. Это невидимый враг, давно занявший территорию души человека, окопавшийся в его естестве, не хочет покидать своих позиций. Мучаясь от действия благодати сам, враг мучает подвластного ему человека. Только терпение, усиленная молитва в церкви и участие в Таинствах избавляет от подобной тирании. Тогда душа словно обретает крылья, становится легкой и быстрой в молитве Господу, доброй и отзывчивой в общении с людьми. Конечно, веру в Бога и любовь к Нему необходимо хранить в душе всегда и везде. Но эти добрые качества тускнеют в сердце без благодатной помощи, обретаемой в храме. Там Господь в большей мере проявляет Свое присутствие, там совершаются Таинства, в которых душа словно заново рождается. Кто действительно верит в Бога и любит Его, тот придет туда, где Господь предлагает Свои удивительные, чудные дары. В V-м веке в Антиохию пришел с войском военачальник-язычник по имени Иулиан. Он напал на соборную церковь, которая по своему великолепию называлась золотою. В храме остался только Феодорит - хранитель церковных сосудов. Иулиан отнял у него ключи и бросил его в темницу. Затем язычники стали грабить храм, а многие церковные вещи свалили в одну кучу, на верх которой сел Иулиан. Он стал смеяться над храмом и святыми иконами, но вдруг он лишился рассудка. Иулиан впал в бешенство и умер страшной смертью. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ Как говорил Андерсен, "дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь". И приветствуя победителей в чтении, терпеливо дошедших до этой страницы, мы дерзаем сказать, что далее вы еще глубже познаете то уникальное явление в мире, о котором мы уже как-то робко упомянули. А теперь представьте, что вам подарили огромную сумму денег для покупки иномарки, а вы вдруг все растеряли. Это - трагедия. Такого не должно происходить. Так и дар спасения души необходимо не только принять, но и сохранить. Бог сделал для вечной жизни человека все, и в Церкви для этого также есть все. А что же сам человек? Стоит проявить некоторое усердие и ему. Если же у кого-то возник вопрос: почему и как? - этому посвящены несколько следующих страниц. У кого же вопросов не возникло, и кто твердо знает, в чем выражается усердие человека, тот может уверенно приступать к следующей, не менее интересной главе. А впрочем, не спешите и ответьте на такой вопрос: Вы хотите быть счастливы? Конечно, ведь этого все хотят. Тогда что же такое счастье? Не стоит ломать голову, каждый хоть немножко, порой неосознанно, но чувствует, что это такое. Счастье - это когда ты любим и взаимно любишь, и когда любящие друг друга рядом. Если муж горячо любит жену, а жена - мужа, то они счастливы. Если дети любят родителей, а родители - детей, они - счастливы. Если люди любят друг друга, они - счастливы. Потому что когда в твоем сердце любовь, и ты знаешь, что любят тебя, то у тебя есть все - полнота жизни, радость, свет, счастье. Такая любовь сильней всех встречающихся невзгод, так как невзгоды действуют со стороны, а любовь изнутри согревает сердце. Есть земное счастье, когда любят здесь, на земле, в таком случае оно бывает коротким и имеет конец. Но счастье может быть и небесным, вечным - когда любят Бога - Небесного Отца и чувствуют, что любит и Он. Как счастлив тот, кто верит свято В ученье чистое Христа. Его душа, как даль заката, И безмятежна, и чиста. Всем сердцем ощущая Бога, Влекомый к светлым небесам, Он говорит: "Где Бог - там счастье, Бог в Небесах - и счастье там". Современный нам старец отец Кирилл, при встрече с которым люди чувствуют удивительную любовь, тепло, мудрость, прошел II Мировую войну. В освобожденном Сталинграде он как-то среди развалин дома, из мусора поднял книгу. Отец Кирилл рассказал об этом: "Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе - книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война, почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие - у меня просто глаза прозрели на все окружающее, на все события. Такой мне бальзам на душу оно давало. Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся. Дошел до Австрии. Господь помогал и утешал. А после войны привел меня в семинарию". Так человек услышал весть высшей, небесной любви и откликнулся на нее, а затем приобщил к этой вести и многих других. Но если это так, то почему столько людей, хотя и знают о Боге и Евангелии, но испытывают глубокое внутреннее одиночество, оказываются перед какой-то бездной, думают, что ни откуда не будет помощи? Тогда ощущается, насколько мы далеки от счастья. Почему? Если обитель счастья - сердце, то, может быть, в нем хранится разгадка этой проблемы? Что написано на сердце человека? В жизни вы можете наблюдать духовный закон: "Ничто не проходит бесследно". Все, что вы делаете, говорите или даже просто желаете и думаете - отпечатлевается в вашем сердце. Ум способен удерживать лишь малую долю встречаемого. Рассудочная память, подобно ситу, задерживает только самое крупное. Но сердце хранит письмена всего, что прошло через душу, с чем соприкоснулся ваш внутренний мир. А что такое, вообще, сердце? - Это не просто один из телесных органов, но еще и средоточие духовной жизни, сердцевина человеческой души. На это важно обратить внимание. Состояние сердца - зеркало внутреннего мира человека, того, чем он живет на самом деле. В сердце суммируется все, что мы помышляем и чувствуем. От этого оно либо сияет как солнце, подавая свет и тепло окружающим, либо уподобляется черной дыре, способной только поглощать на своем пути все. Можно привести такое сравнение. Легкие засоряются от частого вдыхания выхлопных газов и пыли. А сердце - когда окунается в дурные, нечистые мысли. Легкие исцеляются, вдыхая свежий, чистый воздух - в лесах или у моря. А сердцу легко и свободно от добрых, чистых мыслей и чувств. Выходит, многое зависит от мыслей и чувств человека? Что за важность - мысль? В современном мире мысль признается за что-то неважное. Законы осуждают лишь преступное дело или изредка слово, а не преступную мысль - последней они не в силах запретить или как-то препятствовать. Но с чего начинается любое преступление? - С мысли! Потому и совершаются злодеяния, что прежде в душу запал дурной помысел или дурное чувство. А высочайшее творчество, гениальные открытия и просто чистые, добрые поступки - с чего начинаются? С глубокого и невидимого вдохновения, родившегося в тайниках души. Если вам скажут, что сердце бывает нейтральным в отношении добра или зла, то это неправда. Сердце - это алтарь души, а алтарь всегда чему-либо посвящается. Даже безразличие ко всему есть посвящение себя духу апатии. И вновь повторимся: человек - это храм, в котором сердце - священный алтарь, где приносятся жертвы в виде чувств, желаний, стремлений. Как говорил преподобный Макарий Великий, "Бог есть наивысшая красота". И кто в глубинах сердца обращается к Богу, тот соприкасается с вечной, доподлинной Красотой, Которая украшает человека нетварными драгоценностями. Но если эта Красота отсутствует в душе, значит, там - безобразие. А разве может такая душа быть счастлива? Итак, "больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни" (Притч. 4: 23), - сказано в Священном Писании. Познай самого себя Герой древней мифологии Эдип долго искал, кто же виновен в бедах страны. И после долгих поисков оказалось, что виновен он сам. Действительно, часто разгадка всех наших несчастий кроется в нас самих! Итак, необходимо познать себя. Теперь это, пожалуй, самое трудное занятие. Все средства массовой информации, весь ритм современной жизни направлены на внешние переживания, на принятие огромного потока разных сведений. При этом, растревоженное сердце остается без глубинного знания; полученный объем информации оказывается огромным как воздушный шар, но пустым внутри. Пытаясь разобраться в происходящем, человек приходит к бессмыслице и разочарованиям. Разве возможно понять происходящее, если от нас сокрыты его причины? А причины внешних событий находятся внутри самого человека. Поэтому, как мы поймем смысл того, что во вне, если не знаем то, что внутри нас? Еще древние философы задачей жизни ставили познание себя. Человек - малый космос, познать свой внутренний мир, значит, найти ключ к разгадке смысла Вселенной. Потому что, только познав себя, можно научиться изменять себя, а через это - и внешний мир. Церковные же писатели указывали даже большее: "Хочешь ли познать Бога? Познай прежде себя самого" (авва Евагрий). Помните, мы говорили, что человек - такое уникальное существо, с которым не сравнится ничто в видимом мире. Все оказывается гораздо ниже нас, либо потому, что не имеет жизни - природа минералов, либо потому, что не имеет души - царство растений, либо потому, что не имеет разума - животный мир. Глобальные катаклизмы и разыгравшиеся стихии уступают воле и силе людей. Человек обладает свободной волей - в этом также его превосходство и, вместе, ответственность за собственные действия. Однако парадокс: самим собой человек, - этот уникум природы, - распоряжается совершенно бессмысленно и жестоко. Он может губить свое здоровье, уничтожать собственное потомство, истреблять себе подобных и оказывается часто хуже животных и бездушной материи. Царь стал вести себя как жалкий раб и преступник. Почему? Есть такая притча. Один господин, отправляясь в путь, оставил в своем винограднике двух сторожей - слепого и хромого. Он думал, что ни тот, ни другой не смогут оборвать ягоды винограда. Но когда слепой узнал от хромого о богатствах сада, то придумал следующее: он посадил на себя хромого и заставил его рвать ягоды. Хозяин виноградника заметил следы хищения. Сторожей позвали на допрос. Тогда слепой стал слагать вину на хромого, говоря, что без него он не мог бы найти и дорогу к винограду. А хромой стал обвинять слепца, без которого он никак не мог бы достать виноград. Господин виноградника велел снова посадить хромого на плечи слепого и одинаково наказать обоих. Слепец - это душа человека, а хромой - его тело. Обе повреждены грехом и обе часто соглашаются делать недоброе. Совершенно очевидно, что, хотя каждый желает счастья, поступки изобличают испорченность, болезненность человека - венца творения. Итак, что же мы можем познать, познавая самих себя? Что происходит в душе? Теперь заглянем внутрь собственной души поглубже. То, что мы увидим, замечательно описывает святитель Феофан Затворник: "Видали вы, как туман стелется по долине? Вот это точный образ мыслей наших. Все они ползают и стелются по земле. Но кроме этой низкоходности, они еще бурлят непрестанно, не стоят на одном, толкутся как куча комаров летом... Под ними лежит сердце, и от них в сие сердце непрестанно падают удары и производят соответственное себе действие. Какая мысль, такое и движение сердца. Отсюда то радость, то досада, то зависть, то страх, то надежда, то самоуверенность, то отчаяние одни за другими возникают в сердце. Остановки нет и порядка никакого, так же как и в мыслях. Сердце непрестанно дрожит от чувств как осиновый лист". Наверняка каждый из вас заметит, что часто желал не делать зла ни себе, ни ближним, но делал это, словно вопреки всякому здравому смыслу. И сколько бы раз ни приходилось сожалеть и раскаиваться, вновь и вновь мы повторяем свои ошибки. Сколько мук доставляют душе человека страсти зависти, гордости, уныния, мести, которые все возникают почти что на пустом месте. Какая-то внутренняя закваска греха и порока примешана к нашему сердцу. Прекрасное сравнение указывает святитель Феофан: "Путник в горах видит пещеру, вход в которую прикрыт разросшеюся травою, внутри - мрак. Приложив ухо, он слышит там шипение змей, рычание и скрежет зубов диких зверей - это образ нашего сердца... Справедливо один из подвижников, внимательных к себе, созерцал сердце человеческое полным змей ядовитых, которые суть страсти. Когда загорается какая-либо страсть - это то же, как бы змей выходил из сердца и, обращаясь на него, уязвлял его своим жалом. И когда выползает змей - больно, и когда жалит - больно..." Разве может быть человек счастлив, нося в себе самом невидимый, мучительный огонь? Горит, а мы того не знаем, Трещит - не ощущаем жар, И даже не подозреваем, Что есть невидимый пожар! А он вовсю бушует рядом - Огонь грехов и дым страстей, - Увы, не различимый взглядом Для согрешающих людей. Что платим, то и получаем - Все ближе, ближе, ближе жар. А мы, увы, не замечаем Этот невидимый пожар! Е. Санин Кто уврачует душу? Итак, внимательный и правдивый взгляд вглубь собственной души открывает ее испорченность. Мы глубоко повреждены духовно - это очевидно. А что из этого следует? Помните из фильма "Электроник" герой как-то сказал: - Я могу развивать скорость до трехсот километров в час. Двойник Электроника Сережа Сыроежкин обрадовался: - Так тебя надо на мировые соревнования! Но Электроник ответил: - Мне не нужны призы. Я хочу человеком стать. У каждого из нас задача намного легче, потому что Электроник был робот, а мы уже - люди. Нам всего лишь надо стать человеком в том подлинном смысле, в каком он создан Богом, а создан он был духовно красивым, сильным, вечным, счастливым. У величайшего святого, преподобного Симеона Нового Богослова есть такая мысль: "Чтобы пришел Врач, надобно призвать Его; чтобы призвать, надобно увидеть болезнь и почувствовать ее". Только тот, кто увидел недостатки своей души, увидел все безобразие греха, захочет освободиться от этого. Однажды к известному шотландскому доктору Джемсу Симпсону (1811 - 1870), который открыл анестетические, обезболивающие свойства эфира и хлороформа, подошел молодой человек, чтобы похвалить его за великие открытия. Доктор сказал: - Молодой человек, величайшие открытия, которые я когда-либо сделал, это, во-первых, то, что я сознал себя грешником и, во-вторых, что Иисус Христос - мой Спаситель. Грех, поселившийся в душе, не может быть побежден одной только силой души. Необходимо особое духовное лекарство - помощь свыше. Освободить душу может только Тот, Кто Сам не имеет греха и Кто победил грех на кресте Своими страданиями - Христос Спаситель. Только принятие благодати Божией способно уврачевать сердце от всякого недуга, изгнать из него всякую греховную змею. Паскаль говорил: "Познание Бога без познания своей греховности приводит к гордости. Познание своей греховности без познания Бога приводит к отчаянию. Познание же Иисуса Христа приводит на верный путь, так как в Нем находим мы Бога". Итак, испорченность души человека видна, кто может исцелить душу - ясно. Остается последний вопрос: как? Открой сердце Богу Современный духовник и старец отец Иоанн Крестьянкин предлагает такой совет: "Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле - очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешать в самых маленьких и легких делах. Это самый простой и легкий способ войти в духовный мир и приблизиться к Богу". Древний великий скульптор Фидий ваял статуи изумительной красоты. Однажды его спросили, как он достиг такого совершенства? Фидий ответил: я беру камень и отсекаю от него все лишнее. Так и сердце человеческое станет чистым, свободным, красивым только тогда, когда от него будет отсечено все лишнее - греховное и порочное. В душе возникают дурные мысли и чувства - не принимай. Невидимый враг клонит тебя ко греху - обратись к Господу. Если Бог создал небо и землю, сотворил человека с его удивительной душой, неужели Он не сможет исцелить и очистить сердце, водворить в нем покой и мир? Человек потому не испытывает полноты счастья, что помнит о Боге только поверхностно, как о чем-то постороннем. "Сын, дай мне сердце", - говорит Господь. Кто примет Его не одним умом или логикой холодного рассудка, а самым сердцем - тот становится счастлив. Иногда в отношении Церкви высказывают два, причем противоположных друг другу, упрека. Первый - что Церковь будто пресекает любую инициативу человека, подавляет его самостоятельность. Второй - что Церковь не может механически помочь человеку, который, например, сходил раз в храм, поставил свечку, прочитал дома молитву, а страсть (допустим, винопития) не пропала. Как же так? На самом деле, Церковь ценит исключительность каждого человека и ищет, чтобы человек увидел в себе дары Божии, смог раскрыть их, и приложил собственные силы для победы над всем дурным в себе. Потому и Господь не избавляет человека от страсти механически, чтобы он проявил свою свободную волю, показал, что он действительно хочет и ищет помощи. И когда желание человека становится горячим, исполненным веры, тогда Бог избавляет его. Святой Иоанн Златоуст говорил: "Если будем памятовать, что везде предстоит Бог, все слышит, все зрит - и не только дела и слова наши, но и намерения и помышления наши, в таком случае мы ничего беззаконного не дерзнем ни сделать, ни сказать, ни помыслить". А если не только памятовать, но и обратиться к Нему с искренней, чистой душой, от всего сердца? К Тому, Кто нам ближе всех. Ведь Он не стыдился назвать Себя нашим Отцом! Итак, если вы будете с Ним, то станете дети Неба и вечности! Бесценное сокровище души Каждый из вас обладает уникальным даром - свободной волей. Этот дар подобен прочным, крепким дверям дома, ключ от которых находится в руках хозяина - человека. Сам Творец не дерзает войти сквозь двери человеческого сердца, если они закрыты наглухо. Господь смиренно ждет, когда мое "я" благоволит открыть себя навстречу Красоте, Добру, Вечности. Господь не заставляет, но кротко зовет человека к себе, как добрая мать зовет вернуться беспутного сына, - и тогда сердце стонет от пустоты глупого, бессмысленного существования. Теперь давайте вспомним, что произошло с Каем, который необдуманно привязал свои санки к саням Снежной королевы. "… Санки его точно приросли к большим саням и продолжали нестись вихрем. Кай громко закричал - никто не услышал его! Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы. Кай весь дрожал, хотел прочесть "Отче наш", но в уме у него вертелась одна таблица умножения". Бедный Кай! Сколько ему еще пришлось натерпеться! А когда самоотверженная Герда оказалась в пределах Снежной королевы, без башмаков и рукавиц, то именно "Отче наш" помогло ей преодолеть нечеловеческие преграды. Действительно, в жизни бывают случаи, когда внезапная опасность мгновенно пробуждает человека, и он вдруг произносит из самого сердца: "Господи, помоги!" Тяжелые обстоятельства способны подвигнуть человека к поиску Бога. А молитва, - обращение к Небесному Отцу, - рождает в душе живую веру, и человек уже точно чувствует: Господь всегда рядом и только в Нем - спасение от всякой беды. Но подтвердит ли наши слова не сказка, а реальная история? В XIV веке, во время правления в Москве великого князя Дмитрия Донского, у татарского хана заболела любимая жена - Тайдула: она потеряла зрение. Хан послал в Москву к князю грамоту с приказом прислать в Орду святителя Алексия (+ 1378): "Мы слышали, что есть у вас служитель Божий, который если о чем попросит Бога, Бог слушает его. Пришли его, пусть он исцелит жену мою. Если не пришлешь, пойду я опустошать землю вашу". Князь передал волю хана святителю Алексию. Сначала митрополит смутился, но вера и надежда на Бога придали ему духовную силу. Святитель зашел в храм к гробнице святого митрополита Московского Петра помолиться. Во время молебна в руках святого Алексия вдруг сама зажглась церковная свеча. Подкрепленный этим знамением Святитель отправился в далекое и опасное путешествие. Прибыв в Орду, он отслужил молебен над больной Тайдулой, совершил водоосвящение и окропил святой водой глаза царицы. Тайдула прозрела. С тех пор она покровительствовала русской земле, а святой Алексий возвратился домой со славой и богатыми дарами хана. Так чистая, искренняя, полная веры молитва отвратила от родины грозящую беду. Если бы каждый из нас смог научиться такой молитве! Научи меня молиться, Добрый Ангел, научи! И твоим благоуханьем Чувства черствые смягчи! Да во глубь души проникнут Солнца вечного лучи, Да в груди моей забьются Благодатных слез ключи! Дай моей молитве крылья, Дай полет мне в высоту; Дай мне веры беспредельной Чистоту и теплоту! Что же такое молитва? Молитва есть общение души человеческой с Богом, она - опора во всякой беде, основа любого успеха. По словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, молитва есть златая связь человека с Богом. Детям свойственно желание видеть своих родителей и с радостью беседовать с ними. А любому человеку свойственно радоваться при беседе с Богом, духовном общении с Ним. Если бы человек видел и понимал, какая опасность грозит душе, далекой от Бога, то он молился бы непрестанно. Одна молодая супруга, когда ее муж отсутствовал, ночью вдруг проснулась от непонятного чувства. Она совершенно точно услышала, как кто-то вкрадчиво, но уверенно приближается к кровати, ложится рядом на постель - неописуемый ужас охватил душу молодой женщины. Она ощутила, как буквально могильный холод повеял от неизвестного. Но самым страшным оказалось то, что она не могла пошевельнуть и пальцем - тело оцепенело. Рука не поднималась для крестного знамения. В уме промелькнуло: "Надо молиться". И совершенно точно ей был мысленный ответ: "Не надо". А она уже не могла пошевельнуть языком. В уме прочитала "Отче наш" - могильный холод вмиг развеяло. Искуситель исчез. А на следующий день вдруг неожиданно лопнуло зеркало (хотя к нему не прикасались), напомнив о случившемся ночью. У нас есть действительные, настоящие враги, желающие навеки погубить нашу душу - демоны. Они готовы без всякого спроса проникать в храм человеческого сердца, - уловками и обманом, - превращать душу в рабу страстей. Они стремятся похоронить в человеке дары благодати, полученные в Крещении и других Таинствах. Тогда, если демоны удерживаются в сердце до конца нашей жизни, душа по разлучении с телом оказывается полностью в их власти. Представьте себе чугунный котел. Когда он лежит без дела, по нему бегают разные насекомые. Но если накалить котел на огне, то на него не опустится ни одна муха со своими бактериями. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступна дурному воздействию демонов. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы, или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, и все внутри успокоится, встанет на свое место. Важно учесть и еще кое-что. Протоиерею Максиму Козлову одна девочка задала вопрос: "Раньше мне снились сны про бесов. Они были разные и очень жуткие. Папа мне сказал, что, если появляется бес, его надо крестить. Я так и сделала, но он никуда не делся. Это очень страшно, когда у тебя остается последняя надежда на Бога, а Он не помогает. Почему?" Отец Максим ответил: "Такие сны у современных отроков и отроковиц в основном бывают от усиленного смотрения телевизора, от разного рода барабашек, черепашек ниндзя и прочих поучительных персонажей. Если месячишко-два поживешь с молитвой да без телевизора или хотя бы лишь с добрыми, спокойными передачами, то, глядишь, бесы сниться перестанут. Господь помогает тогда, когда мы сами не можем справиться, когда нет наших сил и ты просишь: "Господи помоги! Я уже не могу больше с этим бороться!" И просишь искренне, с глубочайшей верой. Тогда Господь обязательно поможет. Ты ведь еще и сама можешь побороться с этим искушением, а не автоматом освободиться от него: раз - и как рукой сняло. Ну а если просишь, чтобы тебе Господь помог, то и сама должна все делать для того, чтобы быть от этого искушения подальше. Вот и посмотри - все ли ты для этого делаешь". Тепло молитвы Окружающая нас жизнь пронизана льдом антипатий, неприязни, страстей. Противостоять этому можно только двумя способами: либо самому превратиться в бесчувственную, холодную глыбу, отвечая злом на зло, либо молиться Господу, Который в любой ситуации даст сердцу Божественные силу и тепло, от которых будут теплеть и окружающие нас люди. Святой Епифаний Кипрский, находясь в пустыне, попал в руки разбойников. Те начали издеваться над Епифанием, злословить его, а один, не имевший глаза от рождения, замахнулся мечом, чтобы отрубить святому голову. Но в эту самую минуту Епифаний помолился о своем враге - и, по его молитве, у разбойника прозрел больной глаз. Радости разбойника не было предела, а остальные взмолились к святому о прощении их. Исцеленный последовал за Епифанием, стал его учеником и принял святое Крещение с именем Иоанна. Об удивительном действии молитвы говорит преподобный Серафим Саровский: "Бог есть огонь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Итак, если ощутим в сердцах своих холод, который от диавола, ибо диавол холоден, то призовем Господа. Он придет, согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты убежит хлад доброненавистника". Для молитвы Господу вовсе не нужно особого красноречия или эмоционального возбуждения. Господь слышит простое, искреннее слово, исходящее из верующего сердца. Молитва исключает искусственность и фальшь, здесь нет места актерству. В молитве мы поставляем себя пред Богом такими, какие мы есть на самом деле, и просим, чтобы Он очистил нас и сделал лучше. Молитвой мы открываем Господу все тайники своей души, всецело вверяем себя Его освящающей силе. А значит, Господь, - Его небесные святость и мир, - вступают в нашу личную жизнь, душа соприкасается с вечностью. Молитвы святых Не стоит забывать о молитвах, составленных святыми, - сборники таких молитв называются молитвословами. Порой мы не знаем, как и о чем просить Господа. Святые угодники посвятили себя всецело служению Богу, и они достигли многих благодатных даров. Поэтому в составленных ими молитвах верно отражен тот дух и то настроение, с которыми необходимо обращаться к Господу. Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв Пушкин, "Молитва" Один, еще совсем юный человек, только что придя к вере и Церкви, заинтересовался молитвословом. От слов древних молитв веяло величием и тишиной. Юноше понравились церковно-славянские фразы, хотя он еще не полностью понимал их смысл. С интересом, сидя за столом, прочитал он вечерние молитвы, а затем лег спать. Сон был необыкновенно спокоен, и на следующий вечер он опять за столом прочитал молитвы. Затем он вдруг поймал себя на мысли: "Почему я просто читаю, - ведь это же беседа с Богом". И поняв это, он вдруг поднялся из-за стола, закрыл дверь в комнату и встал перед иконами. Теперь он вкладывал в написанные слова свое личное обращение к Богу. А смысл записанных фраз подсказывал, с каким чувством, с каким сердцем важно обращаться к Господу. Юноша стал молиться утром и вечером. Он чувствовал, как молитва укрепляет его, очищает его сердце от всего недоброго, злого. Впоследствии молитва часто помогала ему. Так человек научился молиться, просто заглянув в молитвослов. Важно запомнить краткие молитвы, и во всех непредвиденных, сложных ситуациях жизни они будут сами всходить в уме, приобщать помощи Божией, в результате чего уравновесится внутреннее состояние души. Первая мысль С древности известна закономерность: какая будет после ночного сна твоя первая мысль, так пройдет весь день. Мысль, преданная суете и заботам, означает, что ты не удержишься от круговорота проблем. Мысль рассеянная предвещает, что все будет валиться из рук. Но если первую мысль посвятить Богу, обратиться к Нему с внимательной молитвой, то весь день пройдет под небесным благословением. Христианин, поднявшись утром, произносит: "Господи, благослови!" и осеняет себя крестным знамением: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь". Существуют специальные утренние молитвы. С первых секунд дневного бодрствования христиане принимают духовную силу к преодолению любых испытаний. Также молитва перед сном предвещает полноценный отдых душой и телом, она отгонит бессонницу или тревожные сны. Как необходимо умываться утром и вечером, так необходимо умывать и свой духовный лик - молиться Господу. "Памятовать о Боге необходимее, нежели дышать", - говорил святитель Григорий Богослов. Потому что без Бога мы не могли бы сделать ни одного вздоха. Если не сможем уделить время молитве Богу, оно будет непременно занято грехом, бессмыслицей, или его займут болезни и скорби. Жизнь человека есть духовная война, на которой решается его вечная участь. Здесь нельзя быть беспечным. Любая мысль или чувство сердца, отданные греху, означают поражение перед невидимым врагом, который желает разорить наш внутренний мир. Напротив, каждый помысел или чувство, освященные молитвой Богу, становятся нашей личной победой на пути к вечному, небесному счастью.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar