Меню
Назад » »

Валерий Духанин / О ВЕЧНЫХ ВОПРОСАХ ЖИЗНИ (16)

Одна вдова часто видела во сне своего покойного мужа, который о чем-то просил ее. Не зная, чем помочь ему, она обратилась с этим вопросом к старцу Амвросию. Помолчав некоторое время, старец сказал: "Твой муж должен был деньги, - тут он назвал одно имя, - этот долг его тяготит. Заплати этому человеку, и душа твоего мужа успокоится". Женщина нашла названного человека, возвратила долг, после чего покойный не стал больше беспокоить ее. Некий иконостасный мастер приехал к настоятелю монастыря получить деньги за выполненную работу. Отец Амвросий под разными предлогами три дня задерживал его отъезд из обители. Мастер скорбел, так как к нему на дом должны были приехать выгодные заказчики, но нарушить слово старца он не решился. Каково же было его удивление, когда возвратившись домой, оказалось, что заказчики тоже задержались на три дня. Однако главное обнаружилось через несколько лет. Работник этого мастера на смертном одре сознался, что в те дни хотел убить хозяина, чтобы забрать деньги, которые тот вез из монастыря, и для этого три ночи караулил его под мостом. "Не быть бы тебе в ту пору живым, да Господь за чьи-то молитвы отвел тебя от смерти без покаяния…" - были последние слова умирающего. Оптина пустынь привлекала представителей русской интеллигенции. На этот слой общества также большое влияние оказывали такие иерархи, как святители Филарет Московский (1782 - 1867), Игнатий Брянчанинов (1807 - 1867), и Феофан Затворник (1815 - 1894), которые оставили богатое литературное наследие. Некоторые священнослужители просвещали совершенно дикие племена и народы. Например, святитель Иннокентий Московский (1797 - 1879), будучи еще простым священником, имея жену и маленьких детей, отправился на Алеутские острова, поселился в землянке и стал просвещать светом веры местных жителей. Затем он трудился на Камчатке, в Приамурье и Якутии. Везде Святитель изучал местный язык и наречия. Он создал церковно-алеутский, а затем и церковно-якутский языки, перевел на них Евангелие и некоторые книги. Вокруг него местные жители собирались целыми селениями. Помимо духовных истин, Иннокентий обучал туземцев изготовлению кирпичей, плотницкому, столярному и слесарному ремеслам. Он организовал преподавание общеобразовательных дисциплин. Благодаря святому Иннокентию, целые народы духовно и культурно возвысились. А святой Николай (Касаткин) (1837 - 1912) в возрасте двадцати трех лет был направлен в Японию - страну, где за принятие христианства полагалась по закону смертная казнь. Николай столкнулся с неимоверными трудностями, отчего за восемь лет его деятельности ко Христу обратилось всего двадцать человек. Среди обращенных был самурай Савабе, будущий православный священник отец Павел, а сначала уважаемый и богатый жрец древнейшей в городе синтоистской кумирни. Он пришел к Николаю, чтобы высказать свое презрение и ненависть к христианству. Но в процессе беседы Савабе стал серьезней и вдумчивей, перед ним приоткрылся удивительный и неповторимый мир веры во Христа. Савабе приходил для бесед вновь и вновь, привел с собой друга, наконец, они стали христианами. Через двенадцать лет проповеди Святителя и без того небольшую горстку христиан подвергли гонениям: одних посадили, других вызывали на допросы. Но это чудесно закончилось отменой старых запретов против христианства. И через двадцать шесть лет деятельности Николая христиан в Японии - 12000. Во время русско-японской войны Святитель помогал русским военнопленным, но не выступал и против Японии. Его мудрость была такова, что от Церкви никто из японцев не отпал, напротив, многие продолжали креститься. Это только некоторые из числа многих примеров самоотверженности, мудрости и доброй деятельности Христовых служителей. Благодаря служению священства Евангелие распространилось на земле, людям открылся доступ к богослужению и Таинствам, бесчисленные массы людей обрели спасение. Много замечательных священнослужителей и в наши дни, о них будут писать впоследствии, чтобы их жизнь стала примером для других. Возможно, и кто-то из вас, читающих эти строки, станет пастырем Церкви Христовой и приведет к Богу много и много людей. Но если столь высоко служение священства, то почему некоторые представители духовенства имеют недостатки? Авва Марк Египетский прожил тридцать лет в молитвенном делании, не выходя из келлии. К нему обыкновенно приходил пресвитер и приносил ему Святое Причащение. Диавол, видя столь крепкое терпение Марка, злоумыслил искусить его осуждением. Он внушил одному бесноватому идти к старцу будто бы для молитвы. Одержимый духом, не говоря еще ни слова, закричал старцу: "Пресвитер твой имеет гнусные грехи, не позволяй ему более входить к тебе". Боговдохновенный муж сказал ему: "Сын! Все выбрасывают нечистоту вон, а ты принес ее ко мне. В Писании сказано: "Не судите, да не судими будете" (Мф. 7: 1). Впрочем, если пресвитер и грешник, Господь спасет его, ибо сказано: "… Молитеся друг за друга, яко да изцелеете" (Иак. 5: 16)". После этих слов старец, сотворив молитву, изгнал из человека беса и отпустил его здоровым. Когда, по обыкновению, пришел пресвитер, старец принял его с радостью. И Бог, видя незлобие старца, явил ему чудо. "Когда пресвитер приступил к Святой Трапезе, я увидел, - рассказывал сам старец, - что Ангел Господень сошел с Неба и положил руку свою на пресвитера, и пресвитер сделался как бы огненным столпом. Когда же я с изумлением смотрел на это видение, услышал глас, говоривший мне: "Человек! Что ты удивляешься сему? Если и земной царь не позволяет вельможам своим предстать пред себя нечистым, а требует от них великолепия, тем паче Божественная сила. Неужели она не очистит служителей Святых Таин, предстоящих пред Небесной Славой?"" Таким образом, мужественный подвижник Христов Марк Египетский, сделавшись великим, удостоился этого дара за то, что не осудил пресвитера. Церковь ведет войну с адом, и в этом невидимом бою священники находятся на передовой. Совершая победы, они иногда получают и раны. Ведь невидимый враг более всего старается поражать предстоятелей - и у священников бывают недостатки. Но станете ли вы осуждать солдат, которые стоят под пулями в первом ряду, хотя бы некоторые из них были слабы и плохо обучены? Ради того, что они закрывают собой других и принимают первый удар на себя, они достойны благодарности. Кстати, по поводу реального присутствия священников под пулями есть смысл привести примеры из воспоминаний протопресвитера Русской армии и флота Георгия Шавельского. Эти случаи произошли во время Первой мировой войны. "Протоиерей 7-го Финляндского стрелкового полка Сергей Михайлович Соколовский, прозванный французами за свою храбрость "легендарным священником", дважды раненный, во второй раз с потерей кисти правой руки, совершил такой подвиг: 7-му Финляндскому полку на австрийском фронте нужно было разрушить неприятельское проволочное заграждение. Было сделано несколько попыток, с большими потерями, но успеха не было. Охотников не находилось на новые попытки. Тогда вызвался отец Сергий. - Ваше ли это дело, батюшка? - ответил ему командир полка. - Оставим, господин полковник, этот вопрос, - возразил отец Сергий. - Полк должен уничтожить заграждения… Почему же я не могу сделать это? Это же не убийство. Командир полка дал разрешение. Отец Сергий отправился в одну из рот. - Кто со мной рвать заграждения? - обратился он к солдатам. Вызвалось несколько десятков человек. Он облек их в белые саваны - дело было зимой - и, двинувшись под покровом ночи, разрушил заграждения. Георгиевская Дума присудила ему за это орден Георгия 4-й степени. 9-й драгунский Казанский полк должен был двинуться в атаку на австрийцев. Раздалась команда, но полк не тронулся с места. Жуткая минута! Вдруг вылетел на своей лошаденке скромный и застенчивый полковой священник отец Василий Шпичек и с криком: "За мной, ребята!" понесся вперед. За ним бросилось несколько офицеров, а за ними весь полк. Атака была чрезвычайно стремительной - противник бежал. Полк одержал победу. И отец Василий был награжден Георгием 4-й степени. 16 октября 1914 года геройски погиб священник линейного заградителя "Прут", иеромонах Бугульминского монастыря, семидесятилетний старец Антоний (Смирнов). Когда "Прут" во время боя начал погружаться в воду, отец Антоний стоял на палубе и осенял Святым Крестом свою паству, в волнах боровшуюся со смертью. Ему предлагали сесть в шлюпку, но он, чтобы не отнять место у ближнего, отказался. После этого он спустился внутрь корабля и, надев ризу, вышел на палубу со Святым Крестом и Евангелием в руках и еще раз благословил своих духовных чад, осенив их Святым Крестом. А затем вновь опустился внутрь корабля. Скоро судно скрылось под водой… Священник 119-го пехотного Коломенского полка Андрей Пашин спас свой полк от неминуемой гибели. Не разобравшись в обстановке и направлении, командир этого полка повел свой полк в самое опасное место, где его ожидали расстрел или пленение. Отец Андрей понял ошибку командира и убедил его направить полк в противоположную сторону… Священник 58-го Прагского полка Парфений Холодный совершил иного рода подвиг. Полк действовал тогда в Галиции. Отец Парфений с полковым врачом и одним из младших офицеров переезжали реку по мосту. Тут они наткнулись на австрийскую засаду, сидевшую под мостом. Выскочив с ружьями на перевес, австрийские солдаты окружили двуколку. Отец Парфений не растерялся. Осенив крестом своих врагов, он обратился к ним с увещанием, что не стоит братьям проливать кровь и, помимо того, впереди и позади большие русские отряды, засаде не уйти от гибели, и поэтому лучше, не проливая крови, сложить оружие. Речь отца Парфения была понята, так как среди напавших большинство были чехи и угроруссы. Пошептавшись между собой, они начали сдавать оружие, которое было сложено в двуколку. И пленники, конвоируемые офицером, доктором и отцом Парфением были приведены в находившийся невдалеке штаб полка…" В наши дни священники геройски трудятся в Чечне, нередко оказываясь на линии боевых действий. Приведем случай, произошедший с игуменом Киприаном, о котором он поведал сам на страницах журнала "Русский дом": "В Чечню я попал добровольцем. Помолившись Богу, я рванул туда, где гибли мои соотечественники. Все они, знакомые и незнакомые, гражданские и военные, все они имели простое желание жить. Кто был на войне, тот знает: там свои законы. Страшные и жестокие. Но на этой, особенно вначале, беззащитными перед смертью оказались не только необстрелянные мальчишки срочной службы, но и несчастное мирное население. В первое время и гражданские, и солдатики с удивлением всматривались в мою персону. Им было странно: что я здесь делаю, почему я сюда попал. И лишь офицеры да старые солдаты прятали свои вопросы в тайники души, наблюдая и понимая все очень быстро. Изо дня в день, кропотливо и упорно, они делали свое дело, как того требовали обстановка и устав. Они понимали главное: сейчас не время сводить счеты с предательством официальной Москвы, сейчас жизненно важно не потерять в ненависти здравый смысл, не дать погибнуть "зеленым" мальчишкам. Я свидетельствую: там, в Чечне, явился высший подвиг духовной жертвенной красоты русского воина. Старшие боевые товарищи - ветераны Афгана и других "горячих точек" - прикрывали мальцов своей грудью, учили их оставаться в живых. Я хочу рассказать, как в то памятное утро стал свидетелем еще одной грани чеченской войны. Я заночевал вблизи поселка в расположении автобатальона. Под утро стало зябко, и мне пришлось проснуться. Сильно закашлял капитан. Он подмигнул мне и улыбнулся: "Ну как, отец, поспал?" Вышел на улицу и тут же на мгновение ослеп. Здесь такое раннее яркое солнце. Проморгался. Вокруг умывальника захлопотали солдаты. Вода здесь в большой цене, но отказаться я не мог, они бы обиделись. Кто я был для них? Их скрытные, но любопытные взгляды я постоянно ощущал на себе: кто-то называл меня батюшкой, кто-то относился как к боевому товарищу, кто-то видел во мне хорошую весть из дома. Автопарк почти пуст. Все разъехались на задание, остался только караул. Наличный состав парка в тот момент состоял из "зеленых" парней в четыре ствола, старшины с "пеэмом", ребят на кухне и водителей-ремонтников. Я посмотрел в сторону гор, там располагались наши части. Мне очень хотелось навестить знакомых - давно приглашали. Ребятки, остановив свои хлопоты, подражая мне, также смотрели в сторону гор. Я улыбнулся и сказал им: - Друзья, а ведь сегодня большой мусульманский праздник… - Какой, батюшка? - встрепенулись они. - Последний день Рамадана. И это не только праздник чеченцев, но всех мусульман планеты. Я от всей души поздравляю вас - моих товарищей, исповедующих Ислам, с вашим праздником. Вас и ваших родных и близких. Сказал и сразу заметил, что несколько парней заулыбались, их лица потеплели. - Вот тебе, батюшка, и их Рамадан! Сейчас они нас поздравят! Офицер показывал в сторону ворот. Там, на той самой дороге, которая тянулась с гор мимо поселка Толстой Юрт, как раз напротив нашего автохозяйства сгрудились до трех десятков чеченских автомашин, из них выскакивали дудаевские "смертники". Те самые отборные воины, которые поклялись умереть за Дудаева, беспощадно уничтожая неверных. От ужаса я онемел. Сейчас они начнут грамотно, как их учили, уничтожать вот этих, пока еще живых ребят… Терзать, резать почти безоружных! Я в этом не сомневался, они уже показали себя в расправах с пленными. Я слышал голос офицера - яростный, со страшным русским матом: - Батюшка, нас инструктировали,.. так-перетак,.. что сегодня,.. так-перетак,.. в последний день Рамадана, боевики поклялись порезать наших. Вот и дождались,.. так-перетак!.. Вот что, батя, давай за гаражи. Там - через забор. Осторожно обойдешь мины и,.. давай-ка дуй подальше. Соседи услышат стрельбу, помогут, вот тогда и вернешься… Я понимал, что он не хотел меня обидеть, он искренне испугался за меня. Действительно, в тот момент это была единственная возможность для меня спастись, и никто из этих ребят, уже готовящихся к смерти, не осудил бы и даже не позавидовал бы мне. Ноги вросли в землю. В сознании пронесся вихрь видений. Я вдруг отчетливо увидел исковерканные страшные трупы этих юных ребят - еще живых и целых. Я увидел их матерей, задохнувшихся от горя, их крики, слезы, проклятия. И что есть мочи возопил во мне внутренний голос: "Господи, не допусти! Молю, не допусти!" И что-то со мною произошло. Я в тот миг еще не понял - что. Я был одет в "зеленку", на мне только крест священника, а под тельником параман - монашеский деревянный крест и плат с изображением мук Христа. Я вдруг вновь стал тем, кем меня знали раньше "в миру" - готовым к строю и бою. И уже спокойный твердый голос мой сказал вслух: - Сейчас я пойду к ним. Что бы со мной ни случилось - огонь открывать только ответный. Пока "тяну", радируйте Востротину. Я прошу вас не подвести меня, выполнить , что я сказал. Бить меня будут, рвать - не стреляйте,.. - говорю, а сам думаю: лишь бы не подвели и, не дай Бог, не вздумали бы удерживать. Мучительным взглядом отыскал глаза старого прапорщика - начальника караула. Если бы он знал, дорогой мой человек, что в тот миг я благословился у него! Я умолял его не подвести: именно от его мужества и действий зависело все, на что по воле Божией и с Богом я собрался пойти. Может быть, Сам Господь тогда взглянул его глазами на меня, я получил уверение: иди, обязательно иди. По давней строевой привычке я поправил форму, волосы и шагнул за калитку. Вот они, я и сейчас их вижу в подробности, эти несколько метров между мною и воинами Аллаха. Не было тогда никаких героических чувств во мне, была лишь уверенность, что поступаю правильно. А еще был страх… Страх за тех, кого оставил позади, их напряженные взгляды я чувствовал спиной. Нет, это уже был не я. То был их отец с сумасшедшей надеждой остановить смерть добром. Сначала боевики не разобрали, кто к ним идет. Начали куражиться, кричать мне: "Иди, иди, мы тебя сейчас порэжэм!" В их искренности я не сомневался. Но меня вела великая отцовская сила, Его воля тяжелой дланью опустилась на плечи, сопротивляться я не мог, я шел вперед. Защелкали затворы, стволы уткнулись в мою сторону. Как бы между прочим отметил про себя, что "упакованы" они - будь здоров! Под коричневыми кожаными куртками огромных размеров бронежилеты с толстыми "разгрузками", у всех автоматы, у многих ручные пулеметы, гранат, как семечек, гранатометы… Между нами сокращались метры. Я медленно, но настойчиво приближался. Чеченцы бросили куражиться, они как будто смутились. Как относиться ко мне - улыбающемуся, дружески и тепло, словно старым закадычным друзьям. Они в замешательстве переглядывались: что со мной делать?.. Подпускали меня все ближе. В тот момент я плохо понимал, что со мной происходит, я себя словно не чувствовал. Всем моим существом овладела одна-единственная мысль: этих мальчишек я вам не отдам. - Здравствуйте, уважаемые люди! - сказал чужим голосом и, напрягая этот свой чужой голос, чтоб слышали все, вылепил новую фразу: - Искренне поздравляю вас с великим праздником Рамадана! Тень растерянности пробежала по рядам. Те, кто знал русский, тут же перевели мои слова. Все были удивлены и заинтересованы. Я видел, что стрелять, по крайней мере сейчас, они не будут. Подбодренный успехом, я продолжил речь. Громко и горячо, стараясь как можно убедительней, говорил и говорил. Я понимал, что, пока говорю, мои ребята будут живы. - Я войсковой священник Киприан, за мной дети, спасатели. У них нет оружия. Они развозят гуманитарную помощь. Я желаю вам мира. Здоровья и счастья вам, вашим семьям, старикам, детям, внукам. Желаю, чтобы скорей кончилась эта война. Негодяи и подлецы столкнули наши народы, которые прошли многовековую, кровавую историю, полную горя и слез. Дай Бог, чтобы мудрые старцы и уважаемые люди скорей остановили это братоубийство. Верьте, я одинаково молю Бога, чтобы не гибли больше чеченские и русские люди. Бог и люди против этой войны. Она начата сатаной-шайтаном. Пусть скорей зацветут ваши сады. И мы будем жить как братья и добрые соседи, уважая историю, обычаи и волю каждого… Я говорил и говорил, еще и еще… Я видел слезы этих пыльных щетинобородых людей. "Смертники" внимали мне в напряженном молчании и плакали. Я понимал, что с ними, похоже, уже давно не разговаривали на простом человеческом языке, что они обойдены чутким пастырским словом. Я увлекся и чуть было не перешел к обычной проповеди, как резко прозвучала гортанная команда, боевики горохом рассыпались по машинам и в мгновение разъехались. Исчезли как не было. Они не тронули меня, и это было тем более странно, что я всерьез приготовился к мученической участи. Оглушительная тишина сдавила уши. Они не тронули того, кого по логике военной действительности должны были расчленить живым. Того, кого генерал Дудаев объявил врагом чеченского народа. По телевидению свободной Ичкерии вдалбливали в головы этих людей, что я, священник Киприан, пришел в Чечню, чтобы силой крестить мусульман. Едва осела взвихренная пыль, вновь заблистало солнечное небо, жарко дохнула пустынная дорога. Лишь со стороны гор я заметил движение - то спешила к нам помощь генерала Востротина. Разом ослабели ноги, я едва доплелся до ворот. Ребята бросились ко мне, что-то говорили, что-то спрашивали, я ничего не понимал и только спросил: - Сколько все это длилось? - Недолго, совсем недолго, какие-то минуты. Во рту было сухо и пыльно, я с трудом отрывал язык от гортани. Кто-то протянул мне фляжку с компотом. Я пил и видел лишь глаза старого прапорщика. Догадался ли он, какую важную роль сыграл в моей жизни и судьбе всех, кто был тогда обречен. Мы с ним, не пошевелив ни одним мускулом, победили в этом страшном противостоянии. То была победа нашего духа. И эту победу признали грозные чеченцы. Они, следуя законам гор и канонам Ислама, в тот раз отнеслись к нам как к гостям. Через полтора часа из соседнего села к нам пришли старики и дети. Они принесли нам вкусную еду. Так принято на Кавказе - в последний день Рамадана обильно угощать гостей. Так из врагов мы превратились в гостей, друзей и братьев. Храни их Бог…" Таинства Церкви Сердце человека - удивительная, неповторимая глубина. Кто заполнит ее? Только Господь, только Его благодать насытит душу человека, дарует мир и покой. Что есть жизнь Церкви? Это встреча с Небесным Отцом, общение с Ним, а значит, непрестанное освящение человека, возвращение духовных даров, которые он некогда потерял, и приобщение к дарам еще большим. Христианин приобщается Духу Святому посредством Таинств. Таинство - это священнодействие, в котором за видимыми знаками и символами действует возрождающая сила Божия. Но почему так важны видимые действия в Таинстве? Если бы человек был бесплотным духом, то благодать подавалась бы в Церкви непосредственно. А поскольку мы обладаем телом, то и невидимое действие благодати сопряжено в Церкви с действием видимым. Само слово "таинство" указывает, что оно не подлежит исследованию разумом, а принимается верующим сердцем. В Церкви семь основных Таинств. Они такие. Крещение В "Повести временных лет" сказано: "… Разболелся Владимир в то время глазами, и ничего не видел, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: "Если хочешь избавиться от этой болезни, то крестись поскорее; если же не крестишься, то не избавишься от недуга своего". И услыхав это, Владимир сказал: "Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский!" И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с попами царицыными, огласив, крестили Владимира. И когда возложили на него руку, он тотчас прозрел. Уведал Владимир свое внезапное исцеление и прославил Бога, говоря: "Теперь познал я истинного Бога!" Увидела это дружина его, и многие крестились…" Жизнь земная и временная начинается с телесного рождения, а жизнь небесная и вечная - с духовного рождения - таинства Крещения. Вступающего в Церковь трижды погружают в освященную воду с призыванием имени Божия - Отца, Сына и Святого Духа. Вообще, вода - это удивительный символ очищения, жизни, и в то же время, в пучинах вод может таиться гибель. Погружаясь в водах Крещения, человек умирает для греха и возрождается к жизни святой, вечной. Как при крещении Самого Христа был виден Дух Святой, сходящий на Него в виде голубя, так и на каждого крещаемого нисходит Дух Святой, Который очищает человека от всех грехов. "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие" (Ин. 3: 5), - сказал Сам Господь о необходимости Крещения. Душу человеческую можно представить как сосуд, который не терпит пустоты: если в ней нет благодати Божией, она заполняется мраком и холодом. В Крещении Господь подает человеку дар вечной жизни, освобождает от власти диавола, от всякого греха. Поэтому часто крестившиеся ощущают по принятии этого Таинства удивительный мир и легкость души, неизреченную радость, этот день действительно становится рождением к чему-то новому - к доброй вечности. Сразу за таинством Крещения следует другое Таинство - Миропомазание В жизни физической человеку недостаточно одного акта рождения, необходима еще и жизненная энергия, дающая движение и рост организму. Так и в духовном, христианину сразу после Крещения преподается таинство Миропомазания, сообщающее духовную силу. Соотношение таинств Крещения и Миропомазания так объясняется в церковной книге "Правила исповеди": "В Крещении мы только очищаемся от грехов и возрождаемся силой Святого Духа, но не удостоиваемся еще принять Его в себя и соделаться Его храмами: через Миропомазание преподается нам Дух Святой со всеми Его благодатными дарами, необходимыми для жизни духовной". Новокрещенному помазываются все части тела святым миром (благовонным маслом, приготовляемым и освящаемым одними епископами - преемниками апостолов) со словами: "Печать дара Духа Святаго. Аминь". "Не думай, что это миро есть простое, - говорит святой Кирилл Иерусалимский, - нет - это дар Христов и дар Святого Духа: в нем есть Божественное присутствие. Видимым миром помазуется тело, Святым же и Животворящим Духом освящается душа". Глубоко символично само помазание. А именно, крестообразно помазываются: чело (лоб) - в знак освящения мыслей; очи (глаза) - для освящения зрения, чтобы видеть свет истины; уши - чтобы слышать Слово Божие; уста - для освещения речи; руки - для освящения сил, и чтобы творить дела, угодные Богу; ноги - чтобы ходить по пути добра, правды и истины; грудь - для освящения сердца, чтобы оно стало храмом Божиим. Сообщенная миропомазанному благодать способна духовно просвещать и укреплять, помогает преодолевать все искушения и скорби. В завершение Таинства священник, при молитвенном пении, трижды обводит миропомазанных вокруг купели Крещения. Число "три" символизирует полноту, а круг - вечность, чем выражается вечная сила Таинства и полнота духовной радости людей, обретших спасение. Таинства Крещения и Миропомазания совершаются однажды в жизни и более не повторяются, потому что как физически, так и духовно человек рождается однажды. Причащение "… Иисус сказал им в ответ: … истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира" (Ин. 6: 43, 47 - 51). Телесная жизнь поддерживается питанием. В нашем мире все тленно и смертно - вкушение пищи этого мира означает причастие тлению. В Церкви же предлагается нетленная, животворная пища в таинстве Причащения. Мы с вами уже говорили о том, что первыми из людей были причащены Самим Христом на Тайной вечери апостолы. Теперь в храмах эти Дары предлагаются для вкушения всем христианам. Причащение - это Таинство, в котором христианин, под видом хлеба и вина, принимает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом, становясь причастником вечной жизни. Совершается это Таинство на Литургии - главном православном богослужении, которое ежедневно бывает в храме в утреннее время. Причащение еще называется Евхаристией (с греческого - Благодарение), поскольку совершается в благодарение Богу за дарованное Им спасение. Епископу некоего города возвестили, что из числа замужних жен-христианок две ведут развратную жизнь. Опечалило епископа это известие. Подозревая, что, может быть, и другие ведут себя подобным образом, он обратился с молитвой к Богу, прося разрешить его недоумение. Молитва была услышана. Так, после Божественного Жертвоприношения (совершения таинства Евхаристии), когда присутствовавшие приступали один за другим к принятию Святых Таин, епископ стал видеть на лице каждого состояние его души. Лица грешных мужей видел он черными, как бы выгоревшими от зноя; глаза у них были красные, кровавые. У других людей лица были светлые, а одежды - яркой белизны. Тело Господне одних, принимавших его, сожигало и опаляло, других просвещало, соделывало подобными свету; входя в уста, оно разливало свет по всему телу. После мужчин стали приступать женщины. И между ними увидел епископ одних с черными лицами, с красными кровавыми глазами, других с лицами белыми и светлыми. Вместе с другими женами подошли и те две, которые были обвинены перед епископом, тем большее обратил он на них внимание. Он увидел, что они приступают к Святому Таинству со светлыми и чистыми лицами, облеченные в мантии необыкновенной белизны. Когда они сделались причастницами Таинства Христова, то как бы осветил их свет. Снова обратился епископ к молитве, умоляя Бога объяснить показанное ему в откровении. Ему предстал Ангел Господень и сказал: "Они раскаялись в своих поступках и отступили от них. Посредством слез, воздыханий и исповеди они соделались достойными Божественного Дара. Вдобавок дали обещание: если получат прощение в прежних грехах, никогда не позволять себе порочного поведения. За это они удостоились божественного изменения, разрешены от грехов, с тех пор живут воздержанно, благочестно и праведно". Епископ удивился не столько изменению жен - это случается со многими, - сколько дару от Бога, Который не только избавил их от вечной муки, но даже сподобил благодати. Ангел сказал ему: "Справедливо удивляешься как человек! Но Господь и Бог наш и ваш по естеству Своему благ и милосерд. Оставляющих свои греховные деяния и приступающих к Нему Он посредством исповеди не только избавляет от вечной муки, но и удостаивает почестей". Епископ спросил Ангела: "Прошу тебя, объясни мне и значение различных видов, которые принимают лица согрешающих различно". Ангел сказал ему: "Те, у которых лица светлы и радостны, живут в воздержании, чистоте и правде, скромны, сострадательны и милосердны. Те же, у которых лица черны, преданы любодеянию и прочим беззакониям. Те, у кого глаза были красными и кровавыми, живут в злобе и неправде, любят обманывать, лукавствовать - это хулители и человекоубийцы". Ангел присовокупил: "Помогай тем, которым желаешь спасения. Потому и услышана твоя молитва, чтоб, просвещенный видением, ты объяснил своим ученикам грехи, чтоб исправлял их наставлениями и увещаниями, усвоял их посредством покаяния умершему ради них и воскресшему из мертвых Господу Иисусу Христу. Когда они будут приносить покаяние и обращаться к Богу, получат спасение своим душам и обилие будущих благ". Чтобы приобщиться Святым Тайнам с чистой душой, существует еще одно Таинство - Покаяние Спрошен был старец одним воином, принимает ли Бог раскаяние. И старец, поучив его многими словами, говорит ему: "Скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, то выбросишь ли его вон?" Воин говорит ему: "Нет! Но я зашью его и опять буду носить". Старец говорит ему: "Если ты так щадишь свою одежду, то тем паче Бог разве не пощадит Он Свое творение?" И воин, убедившись в этом, отошел с радостью в свою страну. Когда вы наливаете воду в чайник, то она кажется прозрачной и чистой. Но со временем на стенках чайника образуется толстая, серая накипь. Так и в жизни человека: не всякий сразу заметит, как душу покрывает короста грехов. Вы, конечно же, часто слышали, как некоторые говорят: "У меня особых грехов нет. Ведь я никого не убивал, не воровал, не блудил…" Но велика ли разница: привязан к плечам один большой камень или мешок мелких камней? - в обоих случаях груз повлечет ко дну. Грех - это все, что не позволяет человеку быть с Богом, что доставляет ему муку, делает его душу безобразной. Порой люди не видят своих грехов, но последние проявляют себя чувством тоски, безысходности, ощущением внутренней нечистоты и дискомфорта (правда, некоторые настолько привыкли к своему внутреннему дискомфорту, что уже не обращают на это никакого внимания). В Церкви есть удивительное Таинство, способное восстановить казалось бы совсем утраченную красоту души, вернуть человека к Богу, подать ему духовную силу. Это Покаяние. Оно - драгоценный дар, возвращающий сердцу чистоту и невинность. Есть такая притча. Один человек очень хотел отблагодарить Бога и молился: - Господи, что мне отдать Тебе? И вдруг Бог ответил ему: - Мне ничего не надо. Все, что есть у тебя, и так Мое, это Я дал тебе. Но человек настаивал: - Как же мне отблагодарить Тебя, что же мне дать Тебе? Тогда Бог сказал: - Если ты любишь Меня, то отдай Мне твои грехи. Покаяние - это не истязание человека, а очищение его от ненужных, греховных наслоений. Это освобождение человека от того, что не его, что для него лишнее, что доставляет ему только муку и тяготу. Представьте воздушный шар: если он обременен лишним грузом, то не поднимется к небу. Так и человек. В Покаянии Бог отнимает у человека грехи и попаляет их, чтобы человек духовно возвысился. Покаяние начинается с искреннего раскаяния о грехе, совершается через исповедь перед священником, завершается молитвой священнослужителя над главой кающегося. Посредством священника грехи прощает Сам Бог. Однажды преподобный Пафнутий Боровский сидел на церковной паперти и погрузился в тонкую дремоту. Внезапно представилось ему, будто отверзаются врата монастырские и множество людей со свечами идут в церковь, посреди же них - князь Георгий Васильевич, который сперва поклонился храму Божию, а потом преподобному. Равным образом и ему поклонился Пафнутий и сказал: "Ты уже преставился, сын мой и князь?" "Действительно так", - отвечал Георгий. "Каково же ныне тебе там?" - спросил Пафнутий. Тот отвечал: "Твоими святыми молитвами, отче, благое даровал мне Бог, наипаче же потому, что когда я шел против агарян под Алексия, у тебя чисто покаялся". Когда начал звонить пономарь, преподобный очнулся от чудного видения и прославил Бога. Богобоязненный князь этот Георгий, безбрачный до конца своей жизни, часто приходил на исповедь к преподобному Пафнутию и говорил своим родным: "Всякий раз, когда иду на исповедь к старцу, колена у меня подгибаются от страха". Многие люди понимают необходимость исповеди, но боятся придти в храм. Одни не решаются рассказать все свои грехи, другие думают, что слишком привыкли к дурной жизни и исповедь не поможет им. Этот страх важно перебороть. Представьте, что у кого-то болит зуб, а человек все откладывает и не решается пойти лечить его. Зуб может сгнить и дать осложнения на весь организм. Так и откладывая покаяние, можно окончательно повредить своей душе. Иногда человек прикрывается ложным стыдом, что он еще не готов к исповеди, к храму, что он крайне недостоин пред Богом. Да, в душу каждого вложено чувство нашего недостоинства пред Богом. Но это не значит, что, раз мы недостойны, то и не надо к Богу идти. Человек никогда не приготовится полностью к исповеди, никогда не станет полностью достойным, а промедление бывает равно смерти. Напрасно стеснение и перед священником. Мы каемся пред Богом, а священник - только свидетель. На исповеди батюшке исповедуют столько грехов, что все его личные эмоции отступают назад. Священник радуется, когда люди каются во всех своих темных сторонах жизни, потому что тогда они становятся ближе к Богу. Бывает, человек одержим какой-то страстью, и все говорят ему, что он - величайший грешник, грязь, не человек. Но на самом деле, его душа драгоценна, дорога Богу. Потому и борет его бес, что душа имеет величайшую ценность. Важно увидеть эту ценность в своей душе, понять, что наша душа нужна Богу. Господь хочет, чтобы человек был счастлив, а за счастье необходимо сражаться. И пусть первой победой станет искренняя исповедь в своих грехах. Владимир Губанов, о котором мы уже говорили в самом начале, рассказал, какое воздействие на него произвели первые исповедь и Причащение Святых Таин: "Я стал верующим в тот миг, когда впервые принял Причастие. Это было в 1976 году, в сентябре. Я никогда не был атеистом, но и верующим себя назвать не мог. Однажды я прочитал в Евангелии, что человек, желающий иметь вечную жизнь, должен причащаться Тела и Крови Христа. А сначала он должен креститься. Крещеным я уже был. Но верующим?.. В школе учили детей, что Бога нет. В институте внушали, что Бога выдумали попы. Души нет. Ада и рая нет. Этот мир пуст. А того мира вообще нет. Я не очень верил этим учителям и думал: если Бог есть, Он отзовется. Когда после чтения Евангелия я решил идти к Причастию, мне было страшно идти. Грешить не боялся, а вот исповедовать грехи страшновато. Я никогда не думал, что диавол может шептать на ухо, внушать ложные мысли. Я думал, что это метафора. Но именно так и было со мною, когда я шел к Причастию. Пред вратами церковной ограды это искушение кончилось. Но появился страх: "И как это я буду вместе со старушками причащаться, такой интеллигентный, образованный, московский?" И я, грешным делом, загадал: вот если эта женщина впереди меня скажет: "Иди к Причастию, или к исповеди", тогда пойду. А так - боязно. А исповедь уже шла. Люди слушали, что им читает или говорит батюшка, потом называли свои грехи, наклоняли головы под епитрахиль (я уже знал, что этот узкий плат на священнике называется епитрахилью) и крестясь целовали крест и Евангелие, и отходили, положив на тарелку кто монету, кто свечу. - А вон исповедь идет, - сказала вдруг женщина, на которую я загадал. - Батюшка давно исповедует. И она повернулась, обращаясь ко мне. - Что, идти? - спросил я, как будто она была пророчицей. - Иди, иди, - обрадованно сказала она. И я с боязнью пошел. Впервые в жизни я шел к исповеди. Батюшка встретил меня без радости, спросил: - Вы готовились к Причастию? - Как это? - Говели? Я опять не понял. Я подумал, что говенье и пост разные вещи. - Вы постились? Мясо ели вчера? - Да, постился! Я и мясо, и рыбу не ел, и масло не ел, только хлеб и чай. Удивившись, батюшка накрыл мою голову епитрахилью. Я успел ему исповедать грехи только в общем, но он и не ждал подробностей. - Господь и Бог наш Иисус Христос… да простит ти, чадо… Как имя? - Владимир, - со страхом прошептал я. - …чадо Владимир… и аз недостойный иерей, властию Его… прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. В это мгновение, когда священная епитрахиль покрыла мою главу и иерей прочел разрешительную молитву, совершилось чудо. На меня сошла благодать. Тоньше и легче воздуха, она прошла в меня до пояса, чистая, светлая. Благодать взяла и вынула из меня грязь. Не умом, не в воображении, а телом я почувствовал, что в меня вошла сила Божия, во все поры, жилы, кости. Взяла и вылила из меня нечистоту. Трудно описать мое удивление и радость. Я не ожидал ничего подобного, я это и вообразить себе не мог. Так вот, оказывается, почему эти бабушки ходят в храм - здесь грехи прощаются Богом, а я и не знал! Прощение свыше, от Бога, ощущаешь не только душою, но и телесно. Рука уже сама совершает крестное знамение, легко, свободно. Нет ложного стыда, что тебя увидят знакомые и осмеют. Молитва изливается сама: "Боже, не обличи меня, не посрами…" Крестное знамение уже совершается само, истово, спокойно. "Но ведь нужно еще идти к Причастию", - со страхом подумал я. Я направился к царским вратам и встал в очередь к Чаше. "Господи, не посрами меня", - мысленно взывал я к Богу, чувствуя страх перед первым в жизни Причастием. Первым в сознательной жизни, ибо наверное при крещении в младенчестве меня причащали. Когда я подходил к Причастию, я не чувствовал своих ног, но колени дрожали. - Причащается раб Божий… Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную. Аминь. Со страхом я принял в уста свои Божественную капельку и частицу Тела Его и, как будто током, благодатью меня пронзило всего, от темени до пят. Кого хоть раз било электрическим током, поймет меня. Именно, как божественным током, прожгло меня всего сверху донизу, от головы до ног, сквозь кожу, сквозь плоть и кости. Как током, только не больно, а сладостно, приятно, блаженно. Я ощутил райское блаженство не только в душе, а во всем теле. Я узнал своего Творца, Его присутствие. Это Его сила. В это мгновение я стал верующим. Я стоял, как на воздухе, или на облаке. Вокруг меня не было просто людей, а были мои братья и сестры, отцы и матери. Это так просто: ведь у нас один Отец. Каждого из них окружал свет - свет вокруг голов, плеч, тел. Свет окружал чашу с Божественными дарами. Свет исходил от священника. Свет шел из алтаря. Свет от каждой вещи в храме. Свет окружал и меня, я чувствовал свет внутри. Я уже не чувствовал тела своего, не видел и не слышал ничего земного. Это было небо. И я был на небе. - Иди, запей, - сказали мне сочувственно, видя, что я не в себе. - В первый раз всегда сильно бывает. Да, после Причастия запивают особенною водою, иногда ее называют теплотою. Она тоже освященная. Я запил этою водою, съел кусочек просфоры или благословенного хлебца, который мне предложили. И, повторяю, с этого мгновения, с этого часа, с этого дня я стал новым человеком. Я вышел из храма, как будто спустился с небес. Царствие небесное пришло на землю. Блаженство, огненное счастье. Мне казалось, что войны на земле не будет. Никаких драк, ссор, ругани, никакого зла никому не будет вовек. Отныне новая жизнь. Придя домой, я не знал, что мне делать. Блаженство, дарованное в Причастии, не покидало меня. Любовь к Богу была светлейшей, чистейшей - ведь Христос простил мне грехи. Я вышел на улицу, чтобы сообщить своим друзьям новость: есть Бог. Он находится везде, но живет Он в храме, Бог прощает грехи (действительно, а не мнимо). Я хотел поделиться с друзьями этим божественным богатством". Елеосвящение В Священном Писании Нового Завета, в послании апостола Иакова есть такие слова: "Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, - и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5: 14 - 15). Освящающее действие благодати простирается не только на душу. Одно из церковных Таинств специально направлено на укрепление как души, так и тела человека, на изгнание из них греховных движений и устранение болезней. Таинство называется Елеосвящением, то есть это - освящение елея (масла растительного происхождения) и семикратное помазание им с особой молитвой больного. Еще это Таинство называется Соборованием, потому что для его совершения обыкновенно собирается несколько (в основном семь), то есть собор священников. Но может совершить Таинство и один священник. При совершении Таинства семь раз читаются определенные молитвы, избранные места из Священного Писания и семь раз больной помазывается елеем, в который добавлено красное вино как напоминание о пролитой Иисусом Христом крови. У каждого человека возникает вопрос, откуда берутся болезни? Часто болезни - последствия греха, они свидетельствуют, что наше естество стремится к смерти. В Елеосвящении больному дается благодатная сила во исцеление душевных и телесных немощей, и часто тяжелейшие недуги покидают человека по принятии этого Таинства. Венчание Почему люди разделены на мужской и женский пол? Так было угодно Создателю. Но вы согласитесь, что люди созданы для взаимного дополнения. Любовь объединяет оба пола, она есть основа для продолжения рода человеческого. Любовь - самое возвышенное и благородное чувство на земле. Однако люди смертны, и даже наисильнейшая в этом мире любовь обречена на кончину. Только Бог может подарить двум любящим друг друга людям дар высшей, благодатной любви. Это происходит в таинстве Венчания или Брака. В этом Таинстве жениху и невесте, при свободном обещании взаимной верности, ниспосылается небесное благословение к созиданию семьи, к рождению и воспитанию детей. Благодать Божия способна хранить в вечности взаимную, искреннюю любовь мужа и жены по образу любви Христа к Церкви. Венчающимся подается небесная сила быть одной душой и одной плотью, чтобы их любовь была нерасторжима. "- А почему у нас нет бессмертной души? - грустно спросила русалочка. - Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом подняться на небо. - Вздор! Нечего и думать об этом! - сказала старуха. - Нам тут живется куда лучше, чем людям на земле! - Значит, и я умру, стану морской пеной, не буду больше слышать музыки волн, не увижу чудесных цветов и красного солнца! Неужели я никак не могу обрести бессмертную душу? - Можешь, - сказала бабушка, - если кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, если отдастся он тебе всем своим сердцем и всеми помыслами и велит священнику соединить ваши руки в знак вечной верности друг другу; тогда частица его души сообщится тебе и когда-нибудь ты вкусишь вечного блаженства". (Андерсен, "Русалочка") Священство Все Таинства Церкви совершаются при непосредственном участии священнослужителей. Поэтому само посвящение в Священство также является Таинством. Это совершается на Литургии при чтении особых молитв и возложении рук архиерея на голову посвящаемого. Отсюда Таинство называется Хиротонией, то есть, с греческого, Рукоположением. Посвятив ставленника (того, кто принимает священный сан), архиерей возглашает: "Аксиос!" на что хор и весь народ отвечает троекратным "Аксиос!", выражая свое согласие на посвящение достойного христианина. Поставляемый получает благодать Святого Духа для служения Церкви. Так обеспечивается преемство благодати, данной апостолам, и единство Церкви из века в век. Именно посредством Священства в мире живет и действует одна и та же спасительная благодать Духа Святого, ниспосланная Воскресшим Христом в день Пятидесятницы. При этом, благодать в различной мере даруется диакону, пресвитеру и епископу. И при посвящении христианина соблюдается постепенность: невозможно взойти на высшую ступень, минуя низшей. Священнослужители Православной Церкви действуют не от себя и не сами по себе, не "вместо" или "за" Христа, но их задача - свидетельствовать, что Господь и ныне открыт людям, доносить Его благодать до каждого верующего. На этом можно было бы остановиться, если бы в наши дни некоторые не задавали вопрос: Почему женщина не может быть священником? Не дискриминация ли это? А является ли дискриминацией то, что мужчина не может рожать? Вы сами назовете ряд профессий, которые занимают, как правило, женщины. Если считать, что священник - только тот, кто преуспел в богословских дисциплинах и администраторских способностях, то женщина могла бы занять такой пост. Но священник - представитель Христа, свидетель того, что совершает Христос. А Господь благоволил родиться на земле в человеческом естестве мужского пола. Священство основывается не на личных достоинствах и заслугах человека, а на священстве Самого Христа. Посредством иерея действует Христос. Благодать, поданная от Господа, делает служителя алтаря образом Христа. Поэтому священником становится тот, кто подобен Господу по своему полу. Если так, то в чем же выражается участие женщин в служении Церкви? - В также весьма значимом: богослужебном пении, писании икон, шитье церковных облачений, в миссионерской и педагогической деятельности, и даже в заведывании экономическими и юридическими вопросами. Многие женщины прославились как сестры милосердия. Женщине не менее мужчины открыт доступ к духовному совершенствованию. А кто самый близкий к Богу человек? - Пресвятая Богородица. Благодать таинств В Церкви много и других тайнодействий, направленных на освящение жизни человека от самого его рождения вплоть до посмертного бытия. Подобно огню, очищающему золото от примесей, благодать Божия обновляет и освобождает подлинный лик человека - неизреченно красивый, драгоценнейший всех сокровищ мира. Только учтем одну маленькую вещь: как в обыденной жизни встречаются воры, стремящиеся похищать все дорогое, так и в духовной жизни есть воры невидимые, желающие лишить нас дара благодати - это падшие ангелы. Они предлагают совершить грех, сказать с раздражением, подумать дурное - и если человек соглашается, то огонек благодати, полученный в Таинствах, в его душе потухает. Он может вновь разгореться, но только при искреннем обращении к Тому, Кто этот благодатный огонь в душе возжег. Действие этого огонька не как у огня вещественного, который опаляет и разрушает, но благодать, чем более сияет в сердце, тем более укрепляет человека, соделывает его красивее, свободней, счастливей.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar