Меню
Назад » »

Валерий Духанин / О ВЕЧНЫХ ВОПРОСАХ ЖИЗНИ (13)

Вы заметите, что Евангелие точно изображает человеческий мир, как он неодинаково относится ко Христу. Произошел парадокс: человек стал судьей, какое место занять Богу в его жизни. Наиболее уважаемый, элитный слой общества, - фарисеи, - не приняли Спасителя. Фарисеи по меркам человеческим были достойны похвалы - они ратовали за укрепление нации, охраняли традиции, заботились о благоденствии родного государства, порицали преступность и поощряли нравственность. Но им оказался не нужен Сам Бог, ставший ради них человеком. Почему же почитаемые в обществе люди отвергли Христа? Потому что не хотели признать, что они сами нуждаются в Нем, что их душа должна быть очищена, а сердце преображено. Фарисеи - это "просто порядочные люди", которые делают свое "добро", но не видят необходимости лично для себя в Спасителе. Есть такое высказывание: самая страшная болезнь - невидение своих болезней. Как выздороветь тому, кто не идет к хорошему врачу и не хочет принять давно проверенное лекарство? "Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы" (Ин. 3: 19). Кто слишком привык к грязи, в которой лежит, тот не захочет очиститься. Христос пришел открыть человеку глаза на его внутренний мир. Только увидевший свое действительное состояние захочет измениться к лучшему. "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные" (Мф. 9: 12). Христа приняли люди, которые желали чистоты своего сердца. Человек вдруг понимал, что сам собой он не сможет стать лучше и чище, и во Христе он находил для себя величайшую силу. Эти люди всем сердцем следовали за Ним, становились ближайшими апостолами, учениками, а затем исповедовали Истину, не страшась мук и смерти. Потому что воплотившаяся Истина даровала им свободу души - от греха, а затем и жизнь вечную. "Приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин. 6: 37), - сказал Господь. Смысл апостольства В Евангелии есть один интересный и важный момент, суть которого при чтении упускается многими из вида. Христос не только Сам исцеляет, духовно возрождает, преподает Божественное учение, возводит души человеческие к Небу. Еще Он избирает особых учеников и последователей, посредством которых люди могли бы обратиться к Нему. Господь избрал ближайший круг двенадцати, а затем еще семьдесят апостолов. Апостол - с греческого "посланник". Этим именем выражается то, что Господь послал Своих учеников с проповедью спасения во все стороны света. Несмотря на доступность Спасителя всем людям, двенадцать учеников были ближе к Нему, чем семьдесят, а семьдесят ближе, чем все другие. Не всегда апостолы превосходили по духовному уровню простой уверовавший во Христа народ: среди ближайших учеников нашелся вор и предатель, многие из них временно колебались в вере. И все-таки Богочеловек устанавливает иерархичность отношения людей к Нему. Господь видел способность некоторых усваивать Его слово в большей мере и доносить это слово до других людей. "Видя толпы народа, Он (Христос) сжалился над ними, что они были изнурены и разсеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам своим: "Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Мф. 9: 36 - 38). Не каждому для обращения к вере должен явиться непосредственно Сам Христос. Богу угодно, чтобы люди обращались к вере посредством людей. Господь избирает апостолов, видя их искренность и готовность к такому служению. Он специально воспитывал их, чтобы они были способны приводить к Спасителю других, утверждать их на пути духовной жизни. Поэтому далеко не все селения посещал Сам Христос, многие места Его благодать достигала посредством апостолов. "И, призвав двенадцать, начал посылать их по два" (Мк. 6: 7), позже посылаются также семьдесят учеников. "Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь" (Мф. 10: 1). Господь от Своей Собственной силы уделяет апостолам, чтобы они несли ее во все концы мира. "Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду" (Лк. 9: 6). Апостолы, с помощью благодати Спасителя, располагали души людей к принятию Христа, тем самым являлись для многих путеводителями к вечной жизни. Стремление к Богу, сокрытое в глубинах души падшего человека, посредством апостолов освобождалось, находило направление к Небесному Отцу, а не к обольстителю в облике истины. Именно апостолы, как носители благодати Христовой, помогали людям освобождаться от духовного рабства падшим ангелам. Самим собой обрести благодать Христову невозможно. В основном, она подается Господом через тех, кто эту благодать уже имеет. Конечно, тогда находились самоуверенные "искатели истины", твердившие: "Мне не нужны посредники в общении с Богом". Таковые оставались одиноки в своем гордом представлении о самих себе. Они отвергали реальную помощь Божию, подаваемую посредством людей, тщеславно думая, что для их спасения им должен являться Сам Бог. А ведь Господь и так звал их к Себе, при помощи людей, уже достигших богообщения. Христос сказал Своим ученикам: "Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня" (Лк. 10: 16). О том, как Господь помогает людям посредством людей повествует такой интересный случай. Некоторая женщина, придя в церковь, увидела у входа маленькую девочку лет восьми. Девочка держала в руках письмо и робко осматривалась по сторонам. - Что ты здесь делаешь, дитя мое? - спросила женщина. Девочка не ответила. Тогда женщина взяла ее за руку, стала ласково разговаривать с ней и попросила показать письмо. Девочка рассказала, что ее родители тяжело больны, в семье еще четыре ребенка и все погибают от голода. На письме было написано: "Милосердному Богу", и в нем выражалась просьба прислать домой что-нибудь поесть. Девочка объяснила, что священник не раз говорил: когда мы чего-нибудь просим у Бога, то всегда получаем просимое; молитв она не знала, и поэтому написала свою просьбу к Богу на бумаге, чтобы оставить в церкви. Женщина сказала: - Дай мне это письмо, я знаю, что надо сделать, чтобы Господь Бог услышал твою молитву. Девочка возвратилась домой с легким сердцем и с твердой верой, что Господь обязательно поможет. Перед сном она горячо помолилась, чтобы Он скорее ответил на ее письмо. Утром она отворила дверь и ахнула: там стояла полная корзина хлеба и других продуктов, а сверху лежало письмо, в котором было написано, что Бог все это посылает ей и что скоро кто-то придет повидаться с ее родителями. Перед обедом пришел доктор и прописал лечение родителям. А затем появилась та самая женщина - она принесла немного денег, которые собрала у знакомых, рассказав им историю письма. Вскоре вся семья поднялась на ноги. Осталось только вспомнить слова писателя Лескова: "Многие располагают, что все это случилось самым обыкновенным манером… Но мы против таковых доводов не спорим: всяк как верит, так и да судит, а для нас все равно, какими путями Господь человека взыщет и из какого сосуда напоит, лишь бы взыскал и жажду утолил". Преображение Вера человека бывает способна двигать горами, она сильнее любого оружия. Но иногда наша вера настолько слаба, что не может принять даже самого очевидного и нужного. Сквозь сумрак греха не разглядеть образ Истины, и по сей день далеко не все, узнавая дела и учение Христа, видят за ними Божественные всемогущество, мудрость и любовь Спасителя. Присутствие Господа среди людей причиняло Ему глубокие страдания. Созданное Им человечество, ради которого Он Сам стал человеком, привыкло все понимать превратно. В Спасителе люди желали видеть земного Царя-Освободителя, который доставит тленное благополучие, предложит свободный доступ к нескончаемым чувственным удовольствиям. А Господь нес человечеству нечто большее, хотя пока невидимое, недоступное многим - вечное, Божественное Царство. И ради этого Он шел на крест, на страдания. Наслаждением люди потеряли Рай, страданиями возвращаются в него. Христос шел принять муки за грехи человечества, дабы Своим смирением окончательно ниспровергнуть власть над людьми духа гордости и тем самым открыть всем двери Рая. Но даже апостолы могли соблазниться, видя немощь Христа на кресте, они могли усомниться в Его Божественной силе. Для укрепления их веры необходимо было особенное знамение, и оно было дано трем избранным апостолам. Как-то Господь сказал: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе " (Мк. 9: 1). Через шесть дней после этого Спаситель взял с Собой Петра, Иоанна и Иакова и взошел на высокую гору помолиться (по преданию, это была гора Фавор). Он возвел с Собой только троих, как наиболее близких ему. Господь видел, кто более других доверяет Ему и любит Его - тем Он и Сам становится близок, им Он и открывает многое. На горе Апостолы утомились от долгой молитвы, стали клониться ко сну, но вдруг что-то необычное, удивительное, доселе невиданное пробудило их ум, сердце и тело. Господь "преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет" (Мф. 17: 2). Спаситель видимым образом явил Свое вечное Божественное величие. От Него исходил свет Божества, более яркий и чистый, чем солнечные лучи. Этот свет не ослеплял, он просвещал сердце, изгонял из него всякий мрак. Те, кто видели этот свет, ощутили неизъяснимую радость, небесный покой, блаженство. Спаситель стоял в Своей нетварной, небесной славе, перед которой бессильно коварство как недобрых людей, так и падших ангелов, и которую Христос премудро скрывал в течение Своей земной жизни. "Этот Свет был откровением дивной красоты Божией, в сравнении с которой вся чувственная земная красота показалась бы темной, мрачной ночью, а земные наслаждения, если бы слить их в одну чашу, - напитком, горьким, как полынь. Этот Свет был началом, источником и полнотой бытия. На горе Преображения человеческой мысли ничего не хотелось знать, но только созерцать вечный, несотворенный Свет. Человеческое сердце ничего не могло желать, кроме одного - всегда пребывать в лучах Фаворского Света. Перед апостолами открылось таинство вечной жизни, как вечное озарение Божественным Светом, где в каждом мгновении - полнота всего счастья; и в то же время это счастье постоянно увеличивается и раскрывается в новых волнах Божественного Света, поэтому вечная жизнь - это всегда новое, всегда неведомое, всегда нежданное, всегда дивно прекрасное и неповторяющееся в своей красоте… Божественный Свет изображается на иконах как нимб вокруг лика святого. Это драгоценная корона, которой Господь венчает победителей. Божественный Свет Преображения - это тайна будущего века, когда в огне сгорят небеса и земля и будут новая земля и новое небо" (архимандрит Рафаил (Карелин)). В этот момент преобразившемуся Господу предстали два древних пророка Моисей и Илия, так же во свете, беседуя с Ним о предстоящих Ему страданиях в Иерусалиме. Моисей некогда принял из рук Божиих Закон, он ходатайствовал пред Господом за целый народ и по справедливости назван боговидцем. Илия - ревностный блюститель Закона, верный Богу даже тогда, когда вокруг поголовно все были преданы тлетворному духу язычества. Душа Моисея по смерти находилась в аду, где до пришествия Христа ветхозаветные святые пребывали в надежде на грядущее избавление. Илия промыслительно взят с телом на небо, дабы в конце веков возвестить на земле Второе Пришествие Христово и принять смерть от руки антихриста. Так на Фаворе представители неба, земли и преисподней поклоняются Господу, в Котором Божество соединено с человечеством и Который желает преобразить весь видимый мир, возвести людей от власти преисподней к вершинам небесной славы. Пророки, завершив беседу, удалялись в иной мир. Свет будущего Небесного Царства, явленный людям на малое время, скрывался от их глаз. Апостолам хотелось навсегда продлить Преображение, и Петр сказал: "Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (палатки): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии" (Мф. 17: 4). Апостол Петр выразил состояние души, испытываемое каждым, кто приобщился свету благодати Божией: "хорошо нам здесь быть" - с Тобой, Господи, в Твоем Божественном Царстве, когда в нас от Твоего света умолкли все порывы греха. Петр в простоте предложил сделать три палатки для Господа и двух пророков, чтобы продлить явление небесной славы. Его разум еще не совсем понимал, что не о созидании вещественного жилья нужно заботиться. Но сердце апостола было проникнуто верным, святым настроением - он желал Богообщения, при этом не просил шатра для самого себя - своекорыстие чуждо душе, коснувшейся благодати Божией. Вдруг изумленных апостолов покрыло светлое облако, раздался небесный, Божественный голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!" (Мф. 17: 5). Вновь людям явлено единство Бога Отца и Сына, и что только в послушании Христу возможно достичь небесного благоволения. Видение завершилось. Спускаясь с горы, Спаситель запретил апостолам рассказывать об увиденном до Его Воскресения - когда свет Божественной славы Христа будет явлен уже многим людям. Благодатное облако на Фаворе Каждый год в день православного празднования Преображения Господня, 19 августа, в Палестине над горой Фавор появляется облако. Оно спускается на православный храм на верху горы, покрывает его и людей, находящихся в нем. Это явление признают за чудо даже местные жители, потому что летом в этой местности облаков не бывает вообще. Однажды, когда во время богослужения на Фаворе пели поочередно два хора, облако внезапно появилось над поющими. Когда запел другой хор, облако переместилось к нему. Так оно перемещалось от одного хора к другому всю службу. А в другой раз, во время Литургии, при вынесении чаши со Святыми Дарами, в небе вдруг появились облака, которые проносились над головами людей с огромной скоростью. При этом, ветра почти не было, верхушки кипарисов еле колыхались, а облака все летели и летели. Они устремлялись к православному храму. Пройдя над ним, облака исчезали на подступе к католической базилике. Схождение облака происходит только на православный праздник Преображения, католики отмечают его двумя неделями раньше - без чудесного облака. ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВ Спаситель даровал человечеству заповеди. Они просты по содержанию, но что-то необыкновенное, живое и теплое содержится в каждом их слове. Обратите внимание. В них нет укора или категоричных требований к падшему человечеству. Заповеди Христа - не бездушные приказы и не отвлеченные моральные требования. В них - глубочайшее знание человеческого существа, его болезней и его высокого предназначения. В них - Божественное сострадание людям, подсказывающее путь к вечному счастью. Господь скорбит о человеке и в Своих заповедях указывает на духовную высоту и достоинство, к которым он призван. Поэтому, в каждой из заповедей упоминается блаженство, то есть высшее духовное состояние радости, покоя и счастья в единении с Богом. Здесь предложены условия, следуя которым, можно достичь богоподобия и жизни вечной. Заповеди Спасителя отображают Божественные совершенства, в полноте явленные в жизни Самого Христа. Поэтому исполняющий их уподобляется Христу. 1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Нищета духовная есть смирение, то есть сознание полной духовной немощи и нечистоты перед Богом, признание своего полного бессилия в добре без помощи Господа. Это глубокое внутреннее убеждение, что все духовные и телесные блага мы можем иметь только как дар Творца. Вы, наверное, скажете, что современному человеку трудно понять смысл данной заповеди. Мир превозносит людей, как полагают, крепкого духа: тех, кто твердо держится своих принципов и не отступает от них ни на шаг, кто культивирует собственный дух до способности влиять на других людей, на окружающую природу и т.д. В душе таких людей растет свое "я". Помните голого короля из сказки, который верил, что его одели в прекрасные одежды? Так и каждый гордый не замечает собственной немощи, наслаждается мнимыми достоинствами самого себя. Что же значит стать нищим духом? Это - упроститься, стать самим собой, увидеть, кем же мы являемся на самом деле. Нищий духом видит: мы - ничто перед величием Божиим, наш дух бессилен без Его помощи, любовь наша перед Его любовью все равно как кусочек льда перед пламенем костра. Ты всемогущ, а я бессильный, Ты царь миров, а я убог, Бессмертен Ты - я прах могильный, Я быстрый миг - Ты вечный Бог! П. А. Вяземский Из математики вам известно, что число любой величины оказывается несравненно мало перед бесконечностью. Что есть человек по сравнению с Господом? Мы можем быть сильны по-настоящему только Духом Божиим, а для этого надо упразднить в себе абсолютизацию своего "я", стать нищими духом. На самом деле, для принятия такого убеждения необходимо большое мужество духа. Чтобы сломить в себе кумир своего "я" и из гордого стать смиренным необходима сила духа. Смирение есть состояние мира сердца, душа примиряется с Богом, с другими людьми, с самой собой. 2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Плач, принимаемый Богом, есть глубокое сокрушение духа о своих грехах и недостоинстве пред Богом. Что будет с новорожденным ребенком, если он не заплачет? Его легкие не раскроются и не смогут принять кислород. Так и человеку для принятия Божественной благодати необходим плач сердца. Но разве всякий плач угоден Господу? Ведь льют слезы оскорбленное самолюбие, бессильная злоба, неудовлетворенная страсть. Это плачет грех внутри человека. Плач о греховном не очищает душу, а потому не может и утешить. Не тоска в сердце должна вызывать плач, но любовь к Богу и ощущение нашей удаленности от Него. Как научиться этому? Святой Исаак Сирин приводит такой сильный и несколько строгий образ: "У кого лежит родной мертвец перед глазами, того нужно ли учить плачу? Перед тобою лежит душа твоя, умерщвленная грехами, она для тебя дороже всего мира: неужели не будешь плакать о ней?" Плач о грехах очищает душу, а в очищенную душу приходит благодать, которая утешает. "А когда Бог утешает, то хотя бы тысячи горестей с тобой случились, все победишь" (святитель Иоанн Златоуст). Если мы будем оплакивать свои грехи здесь, то избежим вечного плача в том мире. Плач рождается в сердце, почувствовавшем свою духовную нищету, тогда в нем воцаряются мир, утешение. Такой плач означает, что каменное сердце наконец-то оживает. "БРИЛЛИАНТОВЫЕ СЛЕЗЫ" (сказка-притча) Борис Ганаго Появился на свет маленький человечек. Сначала новый мир испугал его, и он заплакал. Это были слезы страха. Потом он узнал родной голос мамы и успокоился. Шли дни, и он уже улыбкой отвечал на ее улыбку. Как-то ранним утром он стал разглядывать росинки на цветах, на травинках. Они светились, отражая солнечные лучи. Каждая росинка сама как бы превращалась в маленькое солнце. Это созерцание было так поразительно, что у него самого из восторженных глаз выкатились крохотные росинки-слезинки. Только роса в саду скоро испарилась, не оставив и следа, а его капельки превратились в маленькие бриллиантики. Они изумительно переливались всеми цветами радуги, будто солнце изнутри озаряло их. В другой раз он увидел в окно, как из гнезда выпал беспомощный птенец. Птенчик жалобно пищал, пытался взлететь, но не мог: крылышки у него еще не выросли. Мальчуган, еле ходя сам, вышел из дома, чтобы помочь упавшему, но когда он спустился с крыльца, то увидел облизывающегося черного кота, а рядом трепещущие пушинки. И опять несколько слезинок-бриллиантиков скатилось из его глаз. Родители бережно хранили эти сокровища. Иногда они устраивали для себя праздник: доставали бриллианты и любовались ими. Они никому их не показывали, никому не говорили, что их сынок порой плачет обыкновенными слезами - слезами обиды, каприза, а порой - драгоценными. Это была их тайна. Они боялись, что злые люди похитят их сына, потому ни с кем не давали ему играть, боясь, что тайна будет открыта. И мама, и папа окружили свое дитя такой заботой, что почти буквально носили его на руках. Мальчик вскоре привык к такому царственному почитанию. Ему стало казаться, что весь мир создан для него и все - его подданные. Он привык повелевать, становясь все надменнее и холоднее. Родители видели, как меняется сын, но уже ничего не могли поделать. Им казалось, что он навсегда разучился плакать даже обыкновенными слезами. Это глубоко огорчало их. Ведь когда-то это был такой трогательный малыш. Шли годы. Силы родителей иссякали, они старились. Их надежды, что сын будет их помощником и защитой в бедности и болезнях, давно растаяли, как утренняя роса. Сын был черств и равнодушен ко всем, кроме себя. Он на всех поглядывал свысока, как на рабов, никого не любя, никому не сочувствуя. Сердце его окаменело. Ни одной слезинки не проронил он, когда стоял у гроба своего отца. Только задумался о чем-то. Быть может, ему вспомнился птенчик, который выпрыгнул из родного гнезда, но так и не смог взлететь. Впрочем, кто знает, о чем он задумался… Когда умирающая мать попросила сына дать ей воды, тот поморщился, но принес. Подавая, он невольно обратил внимание, как ее трясущиеся руки никак не могли удержать стакан. Вода в нем расплескивалась, а сам стакан звонко ударялся об ее зубы. Он впервые внимательно посмотрел на скрюченные бугры, в которые превратились ее пальцы, ее руки. Сколько же они переделали работ, заботясь о нем? И вот теперь эти руки не могут удержать даже стакан. Сын взял его и бережно поднес к ней. Она удивленно и благодарно взглянула на него. Глаза ее увлажнились. Ему пришла мысль, что скоро он останется один на всем свете и никто в мире больше не будет любить его так, как любила мать. Он пожалел, что никогда в жизни ничем ни разу не порадовал ее, не согрел добрым словом или заботой. Она жила для него, а для кого жил он? Она была для него матерью, а был ли он для нее сыном? Вдруг глаза его затуманились, и он услышал, что что-то упало в стакан. Это был маленький бриллиант. 3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Кротость есть спокойное, полное чистой любви, состояние духа. Кроткий человек не сердится и не позволяет себе ропота ни на Бога, ни на людей. Известный полководец Александр Македонский, хладнокровно подчинивший своему влиянию многие страны мира, не смог совладать сам с собой, когда его обличил родной брат. В гневе он убил того, кто некогда спас его жизнь. Гнев делает человека неуправляемым. Значит, гнев - признак слабости духа. А кротость есть великая духовная сила. Она изгоняет из сердца злопамятство, вражду, осуждение, гнев. Подлинное величие духа - в способности владеть собственным естеством. Только кроткие могут по-настоящему побеждать в себе пламя всего недоброго, раздражительного, злого. Никакие оскорбления и злые наветы не оставляют на кротком сердце даже малого следа. Святой князь Даниил Московский почти ни разу не обнажил меча, а его княжество постоянно возрастало. Кротость сердца сильнее несдержанных страстей, и кто пресекает всплески гнева, тот везде достигнет успеха. Часто, среди самых жестоких обстоятельств жизни Господь сохраняет кротких людей, подавая им различные блага здесь, на земле. Но главное, они восходят туда, где истинное отечество человека, - в Царство Небесного Отца. 4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Можете ли вы сказать, что такое правда? - Это свобода от лжи и греха. Кто Источник правды? - Господь. А алчущие и жаждущие правды? - Это те, которые всем сердцем ищут Бога, стараются найти правильный путь к Нему и стремятся следовать правде во всех своих делах, словах и мыслях. Человек испытывает внутреннюю потребность в правде. Ощущая ее отсутствие или искажение, душа буквально стонет. А кто не имеет правды в самом себе, тот словно пустая сокровищница. Утративший правду теряет самого себя, потому что ложь есть уход от реальности. Божественная правда воплотилась во Христе. В Нем она явилась во всей чистоте и святости. Но только алчущий и жаждущий этой правды способен принять ее. Бывают телесные недуги, настолько изнуряющие организм, что он не испытывает голод и жажду. Тогда принятие пищи и пития оказывается мучительным, хотя и необходимо для жизни. Так и душа иногда настолько расстроена грехом, что уже не ищет высшей, Божественной правды. Общение с Богом таковым представляется сначала мучительным. Но мучает человека не Бог, а собственный грех. Стоит только снять покрывало с совести и станет ясно, как душа тоскует по Богу, в каких она голоде и жажде по Его вечной правде. Был человек, который всем сердцем искал истину. Его звали Евгений Роуз (1934 - 1982). Он происходил из американской протестантской семьи. Но что-то стало не удовлетворять, перестало насыщать его душу в этой среде. Евгений поступил в знаменитый колледж Помоны. Профессора восхищались его способностями. Это, действительно, был особенный, исключительный человек. Его нисколько не привлекали студенческие развлечения. Душа Евгения была направлена на какой-то внутренний поиск. Постепенно подкрался вопрос: для чего он живет? Роуз не разделял убеждений современников, что научный прогресс спасет человечество. Он хотел понять, что такое мир, и что есть человек в этом мире. Ему не нравилась духовно застывшая жизнь окружающего его протестантизма. А религия, вообще, представлялась примитивным признанием безоговорочных истин. Хотелось искать чего-то глубинного, высокого, значимого, Евгений не терпел застылости. Он штудировал западных философов. А затем обращается к трудам Ницше, исполненным бунта против всяких традиций, выдвигающим идею "сверхчеловека". Как известно, Ницше постигло душевное расстройство, истоки которого - в его собственном творчестве. Евгений стал отрицать Бога как Высшую Разумную, любящую человека Личность. Но, вместе, испытывал неудовлетворение, грусть, одиночество. Он сошелся с несколькими сверстниками, которых объединяла любовь к искусству, музыке, литературе. Они собирались вместе, спорили, обсуждали, порой говорили о смысле жизни. Евгений больше слушал, нежели говорил. Он радовался друзьям и беседам с ними, но подчас ему казалось, что разговоры о смысле жизни останутся только словами. Нередко в беседах Роуз мог сказать что-то богопротивное, выступить оппонентом верующих друзей. Изучая философию, Евгений наконец понял, что рассудком истину не познать. Тогда он обратился к дзен-буддизму, который призывал смотреть за рамки логики и расчета, познавать сущее путем непосредственного ощущения. Евгений специально изучал китайский язык, он даже чувствовал графическое соответствие иероглифов тому, что они обозначают. Казалось, истина где-то рядом… Но душа его стонала. С отчаяния Евгений запил. Некий зов он почувствовал в музыке, особенно в религиозных произведениях Баха. Однако это обрекало Евгения лишь на новые муки. Порой, пьяный, он бросался на пол, бил кулаками и кричал, чтобы Бог оставил его в покое. Значит, он чувствовал что-то, или Кого-то… но никак не мог принять Его своим сердцем. Роуз поступил в Академию востоковедения. Посещая оперы, увлекаясь искусством, покуривая дорогие сигареты и не избегая изысканных ресторанов, он все более увлекался буддистским учением, под влиянием известного тогда учителя Алана Уоттса. Суть учения сводилась к следующему: не нужно смотреть на свою греховность, не нужно никаких поисков, важно то, что есть; от действий человека ничто не зависит, поэтому живи как хочется. Но однажды, после попойки, Евгений написал другу: "Хочу понять, кто я такой и кто такой Бог". А в другом письме, сочиненном тоже во хмелю, он признался: "Я болен, как и всякий, кто лишен Божией любви". Евгений проводил опасные эксперименты с умопомешательством, ломая процессы логического мышления, чтобы "прорваться на ту сторону". Он вновь брался за Ницше, часами вчитывался в безбожные строки, пока в один момент в его ушах вдруг явственно зазвучали строки философа, словно кто-то шептал на ухо, и будто током пробило сердце Евгения. Хотя он изучал, помимо буддизма, еще индуизм, хасидизм, ислам и даже немножко Православие, но поиски истины так и не завершились успехом. Душу ломало отчаяние и глубокие внутренние муки. Впоследствии он описал свое состояние так: "Я был в аду". А однажды… Однажды Евгений просто зашел в православный храм. Он сам описал это так: "Долгие годы своих занятий я удовлетворялся тем, что был выше традиций, оставаясь каким-то образом верным им… Я пошел в православную церковь, чтобы посмотреть на еще одну "традицию". Однако когда я вошел туда - это была русская церковь в Сан-Франциско - со мной случилось нечто, чего я никогда не испытывал раньше ни в буддистком, ни в каком другом восточном храме, что-то в моем сердце сказало: ты дома, поиски окончены. Я не знал, что это значило, служба была мне абсолютно незнакома и шла на иностранном языке. Я стал посещать православные богослужения, постепенно изучая язык и традиции… Когда я раскрылся для Православия и православных, я начал осознавать, что Истина не просто абстрактная идея, искомая и познаваемая умом, но нечто личностное, даже больше, некая Личность, которую ищет и любит сердце. Так я встретил Христа". Евгений ощутил состояние, которое невозможно передать словами. Это наиболее может почувствовать тот, кто долго блуждал во мраке заблуждений, отчаяния, кто стоял на грани полного внутреннего срыва, но вдруг находит смысл, полноту жизни, истину. Вернее, Истина находит этого человека. Он оказывается в объятиях так долго искомого Небесного Отца. Со временем Евгений принял монашество и священство и многих-многих людей привел к Богу. Он известен миру как отец Серафим Роуз - автор ряда глубоких духовных произведений. 5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Представьте, что в трудную минуту вам вдруг искренно помог человек, о котором вы ранее думали как о враге. Как вы теперь станете к нему относиться? Если же люди откликаются на чье-то добродушие и милосердие, тем более милостив к такому будет Бог. Самое сильное оружие против врага - ответить на его злобу добродушием. Твори другим добро - и не будешь мучиться от неприязни. Напротив, злопамятный и мстительный терзает самого себя, заключает себя в темницу собственной злобы. Потому что есть закон духовной жизни: чем более сердце несет свет и тепло другим, тем более оно само светлеет и согревается. Господь смотрит на нас, как мы относимся к окружающим нас людям, чтобы то же самое воздать и нам. А иногда Он подает неизмеримо больше. Об этом повествует такая история. Строитель Андреевского скита на Афоне по фамилии Сибиряков был сын богатых родителей из Петербурга. Рано осиротев, он, в окружении дурных друзей, встал на путь разврата и пьянства. В глубине распутных увлечений на него напала такая неизъяснимая смертельная тоска, что он решил застрелиться. Сибиряков задумал сделать предсмертное распоряжение об имуществе. Необходимо было ехать в Государственный банк. Когда ему подали экипаж, он, выходя на парадное крыльцо, заметил вблизи подъезда молодую женщину, бедную, исхудавшую, в рубище. Держа ребенка на руках, она грустно просила оказать ей помощь. Вид женщины тронул Сибирякова до глубины души. Его сердце наполнилось чувством глубокого сострадания к ней. Отдав ей все наличные деньги, он, садясь в экипаж, подумал: "Разве велика моя помощь бедной? Ей хватит этих денег не больше чем на два месяца. Обеспечу я ее и ребенка на всю их жизнь. Пусть поминают мою душу". А потому, отъезжая от крыльца, он издали крикнул ей: "Часа через два или три приди сюда. Я еще тебе помогу" - и уехал. Когда он произносил эти слова, его сердце неожиданно наполнилось ощущением столь сильной неземной радости, какой он никогда прежде не испытывал. Проезжая мимо Казанского собора, он вспомнил, как часто привозила его сюда мать к иконе Божией Матери и как она молилась перед ликом Царицы Небесной. У него появилось непреодолимое желание помолиться в соборе. Оставив экипаж, он вошел в храм, подошел к Казанской чудотворной иконе Божией Матери и пристально взглянул на нее. Лик Царицы Небесной показался ему живым и таким милостивым, будто милость эта была не земная, а небесная. Склонив колена перед Богоматерью, он в одно мгновение почувствовал всю свою вину перед Богом за бесплодно прожитую, порочную жизнь. Он только повторял: "Матерь Божия, спаси меня!" Долго-долго плакал, и слезы облегчали его сердце. Наконец поднялся от иконы и, выходя из Казанского собора, почувствовал себя совершенно обновленным душой. Отчаянные мысли в нем вовсе исчезли. Жизнь стала теперь настолько дорога, что он почувствовал в ней неоценимое сокровище. Сибиряков поспешил домой, издали увидел бедную женщину с ребенком и рад был видеть ее. Милосердие к ней явилось причиной его душевного воскресения. Он обеспечил ее и ребенка на всю жизнь и просил молитвенно помнить его до конца. Затем он уехал на Афон, где прославился благодеяниями и построил величественный собор. 6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Чистые сердцем - это те, которые не только избегают дурных дел, но и сохраняют душу чистой от греховных мыслей и желаний. Вряд ли на земле найдется человек, который хочет почитаться злодеем. Если и бывают такие, то только очень неразумные люди, которые еще не поняли всю ядовитость зла для них самих. Обыкновенно каждому хочется, чтобы другие видели в нем что-то хорошее и светлое. А почему? Потому что сердце человеческое ищет чистоты, оно встречает все нечистое и греховное как что-то неестественное, ненормальное. Что же такое чистота? Это трудно объяснить, это можно только почувствовать. Представьте, что вы вышли на улицу в новой красивой одежде, и тут же ее запачкали - на душе сразу становится неприятно. Но есть и духовная грязь - это грехи, зло, все дурное, что делает сердце человека нечистым. Наверное, каждый из вас вспомнит случаи, когда вас пытались толкнуть на какой-то неблаговидный поступок, но вам удалось этого избежать, и потом вы вспоминали: "Как хорошо, что я не сделал этого, как мне теперь легко на душе!" Потому что вы оказались чисты от греха, к которому вас склоняли. Насколько же человеку будет легко и радостно, если его сердце станет чисто и от всех остальных грехов! Чистота, по словам святого Иоанна Лествичника, есть "небо сердца". Как красиво безоблачное небо! Как оно чисто, как вдохновляет человека! И эта красота, чистота и сияние может быть в вашем сердце. "Чистота нас усвояет Богу и, сколько возможно, делает Ему подобными". Как же этого достичь? А от чего зависят в доме порядок и чистота? От хозяина, который поселился в нем. Так и состояние сердца зависит от того, кому человек принес его в дар. Только действительно полюбивший добро не допустит зла в собственной душе. Чистота сердца - дар Божий, подается тем, кто искренно ищет его. И чем чаще сердце обращается к Богу, тем больше оно светлеет и очищается. Преподобный Исаак Сирин говорил: "Мы - храм Божий. Поэтому, как чист Сам Бог, очистим храм Его, чтобы Он возжелал вселиться в нем. И, как Он Сам свят, освятим и храм Его; украсим его всякими добрыми и честными делами, облагоухаем его благоуханием покоя воли Божией, чистою и сердечною молитвою. Тогда облако славы Его приосенит душу, и свет величия Его воссияет внутри сердца". Как чистое зеркало ясно отражает предметы, так чистое сердце созерцает Бога, потому что подобное познается подобным. Зрение Бога означает особую близость к Нему, теснейшее общение души человеческой с Духом Божиим. Сердце, очищенное Господом, видит тайны мира небесного, в таком сердце нет даже тени зла, оно исполнено глубокой любви ко всем. В этом - подлинное счастье человека. 7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. В душе человеческой бывают два противоположных чувства - любовь и вражда. Первое - созидает и умиротворяет; второе - разделяет и разрушает. Грех не способен созидать, он сеет только вражду. И в чьей душе смятение и шум, тот будет производить вокруг одни раздоры. А любовь поселяется там, где царит чистота, где есть стремление к высшему, небесному, святому. Она не терпит зла, ищет утверждения добра во всем существующем. Сердце, в котором поселилась любовь, исполняется мира, его покидают дурные желания. Такое сердце несет только добро окружающим. "Что такое чистота? Кратко сказать: сердце, милующее всякую тварную природу… И что такое сердце милующее?.. Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них, очи у человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию. А потому и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению в этом Богу" (преподобный Исаак Сирин). Кто получил от Бога дар чистоты, чье сердце обрело свободу от греха, тот ищет, чтобы другие достигли того же. Душа, увидевшая неземную Божественную красоту, желает, чтобы эта красота отразилась в каждом сердце. Такие люди, имея глубокий мир внутри себя, несут мир и всем окружающим. Одно присутствие рядом с ними удивительно согревает душу, разрешает все жизненные проблемы. Потому что эти люди стали сынами Божиими, то есть имеют ближайшее отношение к Небесному Отцу, а Он слышит каждое их слово. Некий брат был в обиде на другого брата, который, узнав об этом, пришел для примирения к нему. Первый не отворил ему дверей. Второй пошел к некому старцу и рассказал ему о случившемся. Старец отвечал: "Посмотри, нет ли тому причины в твоем сердце? Не признаешь ли себя правым в своем сердце? Не имеешь ли намерения обвинить брата, а себя оправдать? По этой причине Бог не коснулся его сердца и он не отворил тебе дверей. Но то, что скажу тебе, верно: хотя бы он был виноват перед тобой, положи в своем сердце, что ты виноват перед ним, и оправдай брата. Тогда Бог вложит в его сердце желание примириться с тобой". Брат, услышав это, поступил по слову старца, пошел к брату, постучался в дверь. Тот сразу же отворил дверь и, прежде чем пришедший попросил прощения, обнял его от души, и водворился между ними мир. 8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Развращенный мир не знает святых. И покуда в обществе будет царствовать грех, дотоле останется в почете девиз: "Правдою не проживешь!" Неправда - принцип жизни современного мира, залог мнимого благополучия здесь, на земле. Потому-то поступающие по правде оказываются часто непонятны обществу. И вместе с тем, праведник всегда и везде вызывает уважение, за ним ощущается что-то глубинное, величественное, а именно, за ним чувствуется правда. Поэтому недобрые люди, видя праведника, исполняются зависти. Праведник - укор их жизни. А стерпеть это трудно, особенно если нет желания исправиться. В отношении поступающих по правде возникает раздражение, над ними начинают смеяться, их пытаются опорочить, наконец, их притесняют и гонят. Так было на земле всегда с того момента, когда человек отступил от правды, и так будет до самой кончины мира. Верные правде оказываются вне славы земной - она для них невозможна, зато они становятся причастниками славы Небесного Царства. 9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Мог ли русский народ, веками живший православной верой, предполагать, что наступит время, когда за веру во Христа будут убивать? Можем ли мы быть уверены, что не наступит пора испытания и силы нашей веры? Самое страшное падение, которое может случиться с человеком - отречение от Христа. Отказывающийся от Христа убивает свою душу. Это есть отречение от лучшего в себе, потому что все прекрасное в человеке поддерживается Богом, ставшим ради нас человеком. Один человек прошел в советские годы через ГУЛАГ и не выдержал пыток. Впоследствии он покаялся и рассказал следующее: "Самое трудное - не пытки. Вас могут начать пытать сегодня, а завтра еще кого-то, и у вас будет время для отдыха. Но за вами всегда внимательно, подобно бесам, наблюдают и хотят любой ценой заставить сказать ложь или хулу на Бога… Когда вас пытают, после часа или двух часов страданий боль начинает стихать. Но после отречения от Бога от одного сознания, что ты предал Бога, боль не прекращается. Духовная боль несравненно мучительнее телесной. Что делать человеку после этого, чтобы не сойти с ума? Только молиться. Без покаянной молитвы невозможно выжить". Как предельная любовь к людям - смерть ради них, так и предельная любовь к Богу - верность ему при любых трудностях, исповедание веры в Него даже тогда, когда за это будет грозить смерть. Существование человека на земле удивительно коротко. Ничто не может доставить здесь полноты благ, сделать людей по-настоящему счастливыми. И только Господь Бог, сотворивший небо и землю, может даровать действительное блаженство - вечное, постоянное. Небесный Отец приготовил великую радость тем, кто верен Ему до конца. СВЯТАЯ КРОВЬ (Крымское сказание о событии, имевшем место в реальности) Что это за рой кружится над церковкой, старой туклукской церковкой греческих времен? Не души ли погибших в святую ночь Рождества! Еще не знали в Крыму Темир-Аксака, но слух о хромом дьяволе добежал до Тавра, и поднялся в долине безотчетный страх перед надвигавшейся грозой. Плакали женщины, беспокойно жались к матерям дети и задумывались старики, ибо знали, что когда набегает волна, - не удержаться песчинке. Скорбел душой и отец Петр, благочестивый старец, не носивший зла в сердце и не знавший устали в молитве. Только лицо его не выдавало тревоги. Успокаивал до времени священнослужитель малодушных и учил мириться с волей Божией, как бы ни было тяжко подчас испытание. Так шли дни, близилось Рождество - праздник, который с особенной торжественностью проводили греки в Туклуке. По домам готовились библейки, выпекалась василопита - хлеб святого Василия с монетой, которая должна достаться счастливейшему в Новом году. Лучше, чем когда-либо, поднялся хлеб Зефиры, двадцатилетней дочери Петра, и мечтала Зефира, чтобы вложенная ею в хлеб золотая монета досталась юноше, которого ждала она из Сугдеи с затаенной радостью. Только не пришел он, как обещал. Стало смеркаться, зазвучало церковное било вечерним призывом, а юноши все не было. Склонив в печали голову, стояла в церкви девушка, слушая знакомые с детства молитвенные возгласы отца. И казалось ей, что никогда еще не служил отец так, как в эту ночь. Точно из недр души, из тех далеких пределов, где человеческое существо готово соприкоснуться с Божественным Откровением, исходило его благостное слово. Веяло от него теплом мира, и под песенный напев, в тумане сумерек, при мерцании иконостасных лампад, чудился Кто-то в терновом венце, учивший не бояться страданий. Каждый молился, как умел, но тот, кто молился, понимал, что это так. Смолк священник, прислушался. С улицы доносился странный шум. Смутились прихожане. Многие бросились вон из церкви, но не могли разобрать, что делалось на площади. Они только слышали дикие крики, конский топот, бряцание оружия, проклятие раненых. Побледнел, как смерть, отец Петр. Сбылось то, что поведал ему когда-то пророческий сон. - Стойте, - крикнул он обезумевшей от ужаса толпе. - И слушайте! Бог послал тяжкое испытание. Пришли нечестивые. Только вспомним первых христиан и примем смерть, если она пришла, как подобает христианам. В алтаре, под крестом, есть подземелье. Я впущу туда детей и женщин. Всем не поместиться, пусть спасутся хоть они. И отец Петр, сдвинув престол, поднял плиту и стал впускать детей и женщин поочереди. - А ты? - сказал он дочери, когда она одна осталась из девушек. - А ты? - Я при тебе, отец. Благословил ее взором отец Петр и, подняв высоко крест, пошел к церковному выходу. На площади происходила последняя схватка городской стражи с напавшими чагатаями Темура. С зажженной свечой в одной руке и крестом в другой, с развевающейся белой бородой, в парчовой ризе, стоял отец Петр на пороге своей церкви, ожидая принять первый удар. И когда почувствовал его приближение, - благословил всех. - Нет больше любви, да кто душу свою положит за други своя. И упал святой человек, обливаясь кровью, прикрыв собой поверженную на пороге дочь. Слилась их кровь и осталась навеки на ступенях церковки. И теперь, если вы посетите эту деревню, маленькую церковку, вы, если Господь осенит вас, увидите следы святой крови, пролитой праведным человеком когда-то, много веков назад, в ночь Рождества Христова. КРЕСТ И ВОСКРЕСЕНИЕ Есть такая притча. В одном городе жили два товарища. Случилось так, что один из них стал наркоманом. Другой же, напротив, совершенно не пил, не курил, не кололся и посвятил свою жизнь Богу. Однажды ночью к нему забежал весь окровавленный его друг, который, добывая денег на героин, совершил убийство. Сняв окровавленную одежду, он попросился принять ванну, но в это время позвонила милиция и сказала, что ищет убийцу. Тогда, одев чужую окровавленную одежду, вышел к ним друг наркомана. Его судили и приговорили к высшей мере. Наркоман же… Но здесь остановимся. Как бы вы отнеслись к подобному благодетелю и спасителю? Надо признать, человек не всегда ценит то, что дается ему и что сделано ради него. Однако поступок пожертвовавшего собою достоин, чтобы спасенный наконец-то решил исправиться. А теперь обратим внимание. За грехи людей, причем всех людей без исключения, умер не друг, не брат, а - Сам Бог. Он для того и стал человеком, чтобы всех искупить от греха. Но Почему Христос шел страдать за людей? А вы любили когда-нибудь кого-то по-настоящему, искренно, всей душой? Если да, то вы уже знаете: искренно любящий готов положить свою жизнь за любимого. В рассказе Тургенева "Воробей" описано, как выпавшего из гнезда птенца хотела проглотить собака. Но вдруг с дерева к ней ринулся взрослый воробей, готовый жертвовать собой ради детеныша. Собака никак не ожидала этого и удалилась. А Тургенев сказал: "Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь". Представьте: человек, драгоценный вашему сердцу более, чем весь мир, вдруг подвергся тяжкой болезни и нуждается в переливании крови. Задумаетесь ли вы о самих себе или пожертвуете собственной кровью ради любимого? Так и Христос, ради спасения людей, шел пролить Свою кровь. "Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою" (1 Ин. 3: 16). Вы все не раз видели икону Святой Троицы преподобного Андрея Рублева. Троица символически представлена в виде трех Ангелов, обращенных друг к другу ликами. Они сидят за одним столом, на котором стоит единственная чаша. Это - образ предвечного совета Троицы о создании мира и о спасении людей. На иконе Ангел слева, символизирующий Бога Отца, благословляет Ангела, сидящего посередине. В предвечном совете решено, что Бог Сын придет в мир для искупления людей. Средний Ангел, символизирующий Сына, склоняет правую руку в благословении над чашей, в которой видна голова тельца - жертвенного животного. Бог Сын готов стать человеком, чтобы нести жертвенное служение. "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф. 20: 28). На иконе силуэты двух крайних Ангелов образуют собой чашу, в середине которой оказывается средний Ангел. Сын Божий Сам становится Жертвой. Он жертвует Самим Собой ради нас и ради нашей вечной жизни. "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3: 16). Но почему все должно было быть именно так? Мог ли мир терпеть Христа? А разве может зло, вошедшее в мир, терпеть святость? Явление Богочеловека на земле, погрязшей в страстях, стало глубоким укором падшему миру. Человек оказался пред выбором: или следовать за Христом и трудиться над искоренением в себе всего злого, или оставаться в прежнем нечестии. Но тогда бытие Христа, воплотившейся Итины - глубокий укор человеческой совести. Легко ли стерпеть подобный укор? "Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы" (Ин. 3: 19-20). Сейчас эта проблема решается легче: про Христа можно просто не думать, о Евангелии можно сказать, что это миф или сказка. Но когда Господь тридцать лет жил среди людей и три с лишним года вершил Божественные дела, как можно было терпеть это, оставаясь в рабстве лукавому? …Кто положит душу свою за друзей своих… Мог ли Господь избежать страданий? Однажды, когда "слова благодати, исходившие из уст Его" (Лк. 4: 22), удивляли народ, враги в ярости "выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, прошед посреди них, удалился" (Лк. 4: 29-30). Спаситель животворил и исцелял других. Коварство злодеев было бессильно пред Ним. Неоднократно недруги "искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его" (Ин. 7: 30). Сын Божий знал, что ожидает Его. Он готовил к этому апостолов, и когда они исповедали Его "Христом, Сыном Бога Живого" (Мф. 16: 16), то "с того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту и в третий день воскреснуть" (Мф. 16: 21). Накануне Своих страданий Господь предсказывает: "Через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие" (Мф. 26: 2). Спаситель знал предателя, знал, кто и когда будет казнить Его, но не пытался скрываться или разрушить планы врагов. Почему? Тот, Кто принес в мир высочайшую духовную истину: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15: 13), должен был явить ее на Собственном примере. Спаситель шел добровольно предать Себя в руки злодеев.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar