- 265 Просмотров
- Обсудить
"Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6: 14 - 15). Некоторые, жалуясь на свою судьбу, иногда говорят: "Почему Бог так жесток ко мне?" А всегда ли сами люди милосердны к другим? "Спаситель тебя самого - виновного - делает судиею над самим собою, и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь о себе суд, такой же суд и я произнесу о тебе. Если простишь своему собрату, то и от Меня получишь то же благодеяние, хотя Мое тебе благодеяние будет на самом деле несравненно важнее твоего. Ты прощаешь другого потому, что сам имеешь нужду в прощении, а Бог прощает, ни в чем не имея нужды" (святитель Иоанн Златоуст). Некто Исаак-монах рассказывал случай из своей жизни: "Однажды я поссорился с братом и стал гневаться на него. Сидя как-то за рукоделием, я вспомнил о ссоре, раскаялся и, думал: "Что мне делать?" В это время вошел ко мне какой-то юноша и, не сотворив, как следовало, крестного знамения, сказал: "Ты согрешил и тревожишься, доверься мне и будешь спокоен". Я понял, что это диавол, и ответил: "Уйди, ибо ты не от Бога". Он же говорит: "Жаль мне тебя: дело свое ты губишь, а все-таки ты мой". "Нет, - говорю, - не твой я, диавол, а Божий". Он сказал: "Тех, кто гнев держит и зло помнит, Бог передал нам. А ты уже три недели гневаешься на своего брата". Услышав это, я тотчас же пошел к брату, поклонился ему и примирился с ним. Что же? Возвратившись домой, я увидел, что диавол, не потерпев моего примирения, из злобы, сжег мое рукоделие и рогожу, которую я обыкновенно подстилал, когда молился". "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы" (Мф. 6: 19 - 21, 33 - 34). Разве удовлетворит человека хоть что-то земное? И не временные ли, земные блага часто становятся причиной величайших трагедий? Три путешественника нашли на дороге драгоценную находку. Надлежало разделить ее поровну. Находка была так велика, что часть каждого была бы весьма значительна. Но в спутниках возникли жадность, коварство и зависть. Каждый думал, как бы завладеть всем сокровищем. Один из них отправился в ближайший город купить припасов. Двое оставшихся договорились убить третьего, когда тот вернется, чтобы разделить между собой его часть. Между тем отправившийся решил отравить их ядом, чтобы богатство досталось ему. Когда он вернулся, то немедленно был убит своими спутниками, а они, в свою очередь, поев принесенную пищу, оба умерли. Драгоценная находка осталась на месте ждать других. На самом деле, в таком положении оказываются все, кто гонится за земными сокровищами. В итоге жизненного пути сокровища остаются на земле, а душа несчастного оказывается мертва для вечности. Как же собрать себе сокровище на Небе? Что это за сокровище? А каким образом человек может попасть на Небо? Только с помощью Божией, с помощью Его благодати, которая очищает сердце человека, делает его одновременно мужественным и добрым. Небесное сокровище и есть благодать Духа Святого, которую необходимо обрести за время земной жизни. Если же человек видит главные ценности жизни, свое сокровище только в земном, то как его сердце обратится к Богу? Поэтому Господь просит прежде всего земного искать Царства Божия и правды его. То есть, чтобы над сердцем не властвовали грех, страсти, мелкие земные интересы. Для жизни достаточно столько, сколько покрывает необходимые нужды. Господь не оставит человека, который ищет Царства Божия, близости к Небесному Отцу. "Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучек из глаза твоего"; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего" (Мф. 7: 5). В одном монастыре жил инок, проводивший, как казалось, нерадивую жизнь. Наступил его предсмертный час, и все сокрушались о его загробной участи. Но вдруг на лице умирающего просияла улыбка. Окружающие попросили открыть причину радости. Инок поведал, что увидел ангелов, пришедших со списком его грехов, но ради того, что он никогда никого не осудил и ни к кому не питал злобы, разорвавших список. Один брат спросил авву Пимена, как может человек не говорить худо о ближнем? Старец сказал: "Если человек находит в себе недостатки, то в брате своем видит совершенства. А когда сам себе он кажется совершенным, тогда, сравнивая с собой брата, находит его худым". "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него" (Мф. 7: 7-11). Но почему же мы не всегда получаем просимое? Святитель Иоанн Златоуст привел мудрое сравнение: "Вы, будучи отцами, дожидаетесь просьбы своих детей; и когда малые дети просят ножа или горячих угольев, не даете им, потому что знаете, как вредно дать им это, а когда будут просить полезного, то охотно даете". Часто человек просит неполезного для себя, а иногда думает, что молитва не услышана, тогда как она услышана намного лучше, чем мы могли бы представить. Мать блаженного Августина - Моника - много переживала о сыне, так как в юности он отличался распущенностью. Она молилась Богу не допустить путешествие сына в Италию, где в развратном Риме его подстерегали опасности. Но путешествие состоялось, и именно в этой стране Августин уверовал во Христа и исправил свою жизнь. Таким образом, молитва матери была с избытком услышана, хотя внешне казалось обратное. Сам блаженный Августин впоследствии написал: "Не унывайте и вы, когда просите и не получаете; не думайте, что око Божие отвратилось от вас. Врач не всегда дает больному то, чего он просит, а предписывает ему, чего не просит. Он не позволяет приятной для больного пищи, дабы потом все позволить, когда тот выздоровеет". "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Мф. 7: 12). - Данные слова Спасителя не нуждаются ни в каких пояснениях, толкованиях, дополнениях. Они нуждаются в одном - в исполнении. "Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их". (Мф. 7: 13-14). Для того, чтобы согрешить, порой ненужно никаких усилий. Напротив, для чистой, праведной жизни необходима борьба, и в первую очередь с самим собой, со своими слабостями и дурными привычками. Далее борьба с соблазнами, идущими извне, стойкость в постигающих тебя неприятностях. Ведь в мире много такого, что может поколебать веру человека, сломать его душу. За чистоту своего сердца необходимо сражаться. Это и есть узкий путь. "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их" (Мф. 7: 15-20). Вам, конечно, не раз встречались люди "приятной" наружности, с сияющими улыбками, которые бесплатно предлагают разноцветную литературу, брошюрки, листочки, наперебой рассказывают вам о Боге и о вашем спасении. При этом, для достижения счастья, даруемого этими "пророками", необходимо одно маленькое условие: не ходить в православный храм и не участвовать в церковных таинствах. Правда, теперь есть и такие, вроде сайентологов, которые говорят: ходи, куда хочешь, только верь во всем нам. Лжепророки - это самозванцы, выдающие себя за посланников Божиих, проповедников истины. Они, как кажется, открывают глаза на потрясающие вещи, но, по сути, поворачивают людей спиной к спасению. Плоды их таковы, что создавая вокруг себя некую общину - секту, они заключают человека в темницу ложных представлений о Боге и о дарах Божиих. "Не всякий, говорящий мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие". Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дои свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дои тот; и он упал, и было падение его великое" (Мф.7: 21-27). Вам также часто приходилось слышать, что некоторые экстрасенсы, целители и психотерапевты, пытаясь совершать чудеса, упоминают имя Божие, произносят молитвы и порой советуют сходить в храм. Но, оказывается, все это еще не значит быть со Христом и служить именно Богу. Необходимы внимательность и осторожность. Со Христом только тот, кто верен Ему, кто не примешивает к Его благодати свои собственные оккультные силы. "И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи" (Мф. 7: 28 - 29). Чудеса Любовь Спасителя к людям проявлялась постоянно. Ублажая нищих, плачущих, гонимых, призывая искать, в первую очередь, духовных благ, Христос Сам ни разу не обрек последовавших за Ним на скудость в чем-либо. Напротив, Он обильно покрывал нужды идущих к Нему, часто совершая такие чудеса, которые не повторит собственной силой более никто во Вселенной. К Спасителю шли душевно надломленные, одержимые, больные, увечные, умирающие, голодные, и никто не остался без утешения и реальной помощи. "И вот, подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы" (Мф. 8: 2 - 3). Болезнь проказы - одна из самых жутких и неисцелимых. Это процесс медленного гниения, умирания еще живого человека. Но распад естества вмиг прекратился от прикосновения Христа - Источника жизни. Значит, болезни - не дамоклов меч и не кара свыше. Сам Господь хочет нашего исцеления ("…хочу, очистись…"). И не только хочет, но и может подать и подает его ("…и он тотчас очистился…"). Поэтому "куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись" (Мк. 6: 56). Человечество, увидев обилие чудес Христа, пришло в недоумение: Он превзошел по силе действия всех врачей и достижения медицины всей истории мира, при этом исцелял даром. Требовалось ли для таких исцелений что-то со стороны самого человека? Да, ведь недостаточно просто иметь лекарство, важно правильно принять его. Упомянутый прокаженный произнес удивительные слова: "если хочешь". Он упразднил в себе действие эгоистической воли, предал себя полностью в руки Божии. Спаситель, видя его смирение пред Богом, а значит желание освободиться от грехов, уврачевал его душу и тело. Только те, "которые прикасались к Нему, исцелялись", сила Христова целительна всегда и везде, но человеку важно открыть себя этой силе, приблизиться ко Христу. У одного царедворца сильно заболел сын и уже находился при смерти. Этот царедворец разыскал Спасителя и обратился к Нему со словами: "Господи! приди, пока не умер сын мой". Однако Спаситель сразу сказал: "Пойди, сын твой здоров". Евангелист Иоанн, один из ближайших спутников Христа, при этом замечает: "Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров". Оказалось, что находившийся при смерти юноша выздоровел в момент произнесения Господом целительных слов (Ин. 4: 46 -53). Богочеловек исцелял совершенно просто, без малейшего усилия, эмоционально-волевого напряжения, магических действий или заклинаний. Последнее используют личности, не способные в действительности лечить, таковые ищут экстрасенсорного состояния для воздействия на других - а у больных при временном облегчении тела, покрывается ранами душа. Христос же исцеляет на самом деле, избавляет от болезней одним словом, одним Своим желанием, потому что Он - Бог во плоти, и значит не может не исцелять. Господь Иисус Христос - единственный, Кто исцеляет Самим Собой, Своей Собственной силой, благодатью. Потому что Он Сам - Источник истинной жизни и подлинного здоровья души и тела. Спаситель ищет встречного движения человеческого сердца. "По вере вашей да будет вам", - сказал Он двум слепцам, поверившим, что Господь дарует им прозрение (Мф. 9: 27 - 30). Именно вера открывает двери нашего сердца Богу, соделывает способным принять от Него дар исцеления. Часто Господь помогал некоторым по вере и просьбе других людей. Так Он возвращает здоровье сыну упомянутого царедворца, дочери одной иноплеменницы (Мф. 15: 22 - 28), парализованному, которого принесли четверо друзей (Мк. 2: 3 - 12). На последнем случае следует остановиться внимательней. "Пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю, где Он находился и, прокопавши ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои". Христос оказывает милость несчастному, видя веру тех, кто принес его. Значит, среди людей возможно ходатайство пред Богом одних за других. Спаситель благословляет молитву за другого человека, особенно когда тот находится в болезни или беде. В приведенном случае содержится еще одно удивительное чудо. Какое? - Людям наконец-то стали прощаться грехи. Скептики, услышавшие слова Христа расслабленному, совершенно справедливо подумали: "Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?" А Спаситель доказал, что Он и есть Воплотившийся Бог, тем, что прочитал их мысли (то есть Он всеведущ) и тем, что одним словом исцелил расслабленного (то есть Он всемогущ): "Для чего так помышляете в сердцах ваших ?.. Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел пред всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали". Потому-то люди толпами шли к Спасителю, что с Ним они ощущали облегчение души. Его присутствие снимало груз с сердца, Его слова возвращали смысл жизни, Его дела отворяли очищенному Им же человеку врата вечности. Сборщик подати, почитавшийся врагом своего народа, на кроткий призыв Господа: "Следуй за Мною" (Мф. 9: 9) оставляет все накопленное и становится апостолом, написавшим затем Евангелие. Блудница, с плачем кающаяся о прошлых падениях, слышит отрадные слова Спасителя: "Вера твоя спасла тебя; иди с миром!" (Лк. 7: 50). Разбойник, уже преданный смертной казни, сподобился принять Божественное определение, которого удостоится далеко не каждый: "Ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23: 43). Души людей воскресали от прикосновения благодати, исходившей от Христа. Древние демоны, чувствуя, что "Свет пришел в мир" (Ин. 3: 19), беспомощно съежились, стали покидать насиженное место в сердцах человеческих. Их тирания оказалась настолько ничтожной перед Христом, что "духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты - Сын Божий" (Мк. 3: 11). И даже, чтобы, оставив человека, войти в свиней, бесы вынуждены рабски просить позволения (Мк. 5: 2-13). "Приносили к Нему всех больных и бесноватых… И он исцелил многих страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос" (Мк. 1: 32, 34). Лесть падших ангелов, как неспособная быть проповедницей истины, пресекалась мгновенно. Дела Спасителя произвели изменения в общем миропорядке. Он показал, что стихии могут вновь повиноваться людям. Так, Христос повелевает ветрам и морю (Мф. 8: 26), Сам ходит по водам (Мк. 6: 48), претворяет воду в вино (Ин. 2: 7-11), а пять хлебов и две рыбы умножает до возможности насытить пять тысяч человек (Мк. 6: 41-44). Все это совершал Он не ради актерства или честолюбия, а по реальной необходимости для конкретных людей, часто запрещая провозглашать о чуде. Светильник, переносимый ночью из комнаты в комнату везде разгоняет мрак. Так и Христос, пришедший в наш сумрачный мир, повсюду творил чудеса: исцелял, укреплял, возрождал. Он показал свою победу над тем, что более всего пугает человека. - Над смертью! Она теперь уронила свой скипетр и действует только до времени. Спаситель, сказавший: "Я есмь воскресение и жизнь" (Ин. 11: 25), подтвердил это самым делом. Как-то "Иисус пошел в город, называемый Наин; и с ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И подошед прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: юноша! Тебе говорю, встань. Мертвый поднявшись сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его" (Лк. 7: 11 - 15). Как некогда слово Творца произвело на свет жизнь, так и теперь вочеловечившийся Вседержитель возвратил жизнь умершему. Одним словом Спаситель воскресил также дочь начальника синагоги (Мк. 5: 22 - 24, 35 - 43) и Лазаря, близкого Ему человека, который находился в гробу уже четыре дня (Ин. 11: 1 - 45). Некогда Господь воскресит и каждого из нас для вечной жизни, а действительность этого Он подтвердил воскрешением людей при Своей земной жизни. Отныне скорбь о покидающих наш мир не безутешна. Кто принимает Христа? "Когда Господь был на земле пресвятою плотию, - многие видели Его и, вместе, не видели. Что пользы, когда человек смотрит телесными очами, общими у него с животными, а ничего не видит очами души - умом и сердцем?" - спрашивал святитель Игнатий Брянчанинов. Солнце не может не греть. Так и Господь обильно благотворит человечеству, подавая каждому по вере все необходимое. Однако Его слова: "ты выздоровел; не греши больше" (Ин. 5: 14) люди с радостью примут, исключив их вторую половину. В чем же состоял смысл пришествия Христа? В том ли, чтобы поражать всех чем-то необычным? - Нет. В Своих чудесах Спаситель хотел показать, что только в общении с Богом - здоровье, радость, счастье, а значит, надо идти к Нему. Во Христе невидимый и неосязаемый Бог стал доступен людям, но нет от этого никакой пользы, если человек не хочет соделать доступным Ему свое сердце. Однажды, находясь в Иерусалимском храме, Господь сказал: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин. 8: 12). Смысл данных слов проходит сквозь все Евангелие: спасает не учение Христа, а Сам Христос. Необходимо не просто согласиться с правильностью заповедей, необходимо принять личность Богочеловека, вступить с Ним в личное духовное общение. Давайте зададимся вопросом: трудно ли принять человека, который любит нас и делает все для нашего благополучия? Оказывается, трудно, если мы сами не любим его. Есть и еще вопрос: можно ли не любить Бога, Который даровал нам жизнь и хочет подать вечное счастье? В древней мифологии рассказывается о прекрасном юноше Нарциссе, который однажды посмотрел в воду и, увидев свое отражение, уже не смог оторвать глаз. Человек, пораженный гордостью, не способен подарить свою любовь кому-либо другому. Он находится в оковах самолюбования, его сердце не видит Бога. Перед взором гордого - духовный мираж собственных достоинств. Нужен ли Спаситель тому, кто не считает себя погибающим? "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19: 10). Но кто видит себя совершенным и самодостаточным, тот посчитает Христа в своей жизни лишним.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.