- 352 Просмотра
- Обсудить
Отец спросил: "Что ты видишь?" Сын ответил: "Пришли черные люди и хотят меня взять". Сказав это, он стал произносить скверные и богохульные речи, к которым уже слишком привык, и вскоре скончался. Если бы он помолился Богу, такой трагедии не случилось бы. К сожалению, родители не научили его этому. Любой упрек или скверное слово в сторону Источника жизни является подрывом собственной жизни. Теперь представьте, что кто-то сначала принимает лекарство, а затем отраву. Так и когда человек сначала обращается с молитвой к Богу, а потом произносит скверные, нечистые слова, то первое является напрасным. Есть ли выход из такой ситуации? - Но здесь мы, чувствуя бессилие, умолкаем, испрашивая помощи в разрешении такого вопроса у вас. 4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмый - день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему. Вы, конечно, уже изрядно устали от учебы. Но посмотрите на других людей: они все от чего-нибудь да устают. Человек осужден на постоянный труд, как вы помните, за грех гордости и непослушания. Изматывающий нас труд - свидетельство о нашей жизни вне Рая. Но разве это все, что можно сказать о труде? Нет. Оказывается, труд, постоянно напоминая о человеческой немощи, смиряет надменный дух человека. Тем самым, он устраняет причину, по которой человек пал. Так наказание за грех становится лекарством от греха. Но лекарство предполагает врача. И данная заповедь напоминает, что наши дела должны являть путь к Богу, вне Которого нет упокоения. Господь установил каждый седьмой день как день покоя в знак того, что безропотное несение ниспосланных забот и тягот увенчается покоем небесным. Как же наши дела могут являть путь к Богу? Когда человек в каждом деле хранит верность Богу. А может ли быть верен тот, кто не уделяет общению с Богом ни минуты времени? Поэтому Господь зовет посвятить этому хотя бы седьмую часть своего времени. Один день, посвященный Богу, доставляет освящение целой недели. 5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле. "Аисты, обступив отца, у которого от старости вылиняли перья, согревают его своими крыльями и доставляют ему обильную пищу, даже при полете оказывают сильную поддержку, слегка поддерживая с обеих сторон своими крыльями", - говорил святитель Василий Великий. Итак, птицы почитают своих отца и мать. Вообще, удивительное дело: Бог установил так, что родителей мы не выбираем. Все, что угодно, мы можем выбрать, а родителей выбрать не можем. Значит, посредством них моей судьбой и жизнью во многом распоряжался Сам Бог. В какой-то мере, родители - ангелы-хранители своих детей. Бывает, их сердце за много километров чувствует состояние ребенка. И именно родительская молитва является лучшим ходатайством перед Богом. Как же можно такое ходатайство отвергать? Однажды к преподобному Парфению, епископу Лампсакийскому, некие родители привели юношу, жестоко мучимого нечистым духом. Епископ часто помогал таким страдальцам своей молитвой, даже без их просьбы. Но посмотрев на юношу, он вдруг выразил неудовольствие. Родители умоляли сжалиться над сыном. Тогда святой Парфений сказал им: "Сын ваш недостоин исцеления, и дух-мучитель дан ему в наказание за то, что он часто вас оскорблял, злословил и всегда был непокорен вам; вы сами в душевной горести молились, чтобы Господь наказал непокорного сына. Итак, пусть он страждет, как заслуживший это наказание!.." Но родители со слезами просили святого помочь одержимому. Преклоненный мольбой родителей, преподобный Парфений исцелил юношу. Дерево не может долго существовать без корня, так и отвергший родителей долголетен не будет. Благословение же отца и матери укрепляет здоровье и жизнь детей. Существует еще одно интересное наблюдение: как вы относитесь к своим родителям, так к вам будут относиться и ваши дети. СТАРЫЙ ЮВЕЛИР И МУДРАЯ ДЕВУШКА Сказание Жил-был старый ювелир. Когда умерла его жена, решил он оставить ремесло, передать нажитое добро трем взрослым сыновьям, а самому заняться воспитанием внуков. Вскоре, когда гостил он у старшего сына, стал вдруг чувствовать на себе недовольные взгляды. А через несколько дней старший сын спросил его, не хочет ли он погостить у среднего. И хотя внучата плакали и не хотели отпускать дедушку, собрал старик свою котомку и пошел к среднему сыну. Недолго прожил он в семье своего среднего, ушел к младшему. Но и тот очень скоро сказал отцу, что он загостился у них. Ничего не ответил ювелир, собрал котомку и пошел куда глаза глядят. А навстречу ему - красавица: "Здравствуй, дедушка!" Заметила она слезы на лице старика, сразу все поняла: "Идемте ко мне домой!" Дома, усадив гостя на почетное место, она угостила его вкусным обедом, и здесь поведал старик свою невеселую историю. И девушка дала старому ювелиру мудрый совет. Утром пошел старик в молитвенный дом к священнику, поставил резной сундучок и сказал: "Ты знаешь, что я был хорошим ювелиром, и теперь хочу завещать свое сокровище тому, кто досмотрит меня. Пусть оно хранится в храме до моей смерти". Весть о сокровище и завещании быстро докатилась до его сыновей. Наперебой стали просить они отца пожить в их домах, каялись в своей черствости и глупости. Простил их старик и стал жить поочередно у каждого сына. Наконец пришел день, когда старик навсегда закрыл глаза. Побежали сыновья к священнику за обещанным наследством. Каждый доказывал, что он лучше досматривал отца. Но священник сказал, что считает справедливым поделить сокровище между сыновьями поровну. Отомкнул он замок сундука, откинул крышку. Сундук был пуст. Лишь на дне лежал лист пергамента со словами: "Я завещаю вам, мои сыновья, и всем людям большое сокровище - мудрость. Воспитывайте своих детей так, чтобы в старости не бояться за свои последние дни". 6. Не убивай. Жизнь - бесценный дар Божий, как же можно посягать на этот дар? Помните, кто явился первым убийцей? Каин? - Нет, не он. А кто? - Дьявол! Он стал виновником смерти людей. Он же - постоянный вдохновитель убийства. Поэтому, кто совершает убийство, тот - покорное орудие дьявола. Знаете ли вы, что убийцу можно определить по лицу? Потому что на таких лицах лежит какая-то печать. Это печать преступности - они переступили через определенную грань, и в первую очередь, через самих себя. Идущий на убийство должен сначала стать самоубийцей, убить в самом себе голос совести, потому что заповедь "не убивай" написана на нашем сердце. В трагедии "Гамлет" Клавдий, тайно убивший своего брата-короля и занявший его престол, произносит в отчаянии: Удушлив смрад злодейства моего. На мне печать древнейшего проклятья: Убийство брата. Жаждою горю, Всем сердцем рвусь, но не могу молиться. Помилованья нет такой вине. Убийство уничтожает в сердце преступника основу жизни - любовь. Кто любит, тот желает любимому полноту всяких благ и, прежде всего, полноту жизни - вечное бытие. А убийство - предельная противоположность любви. Потому-то душа убийцы бывает угнетаема страхами, испытывает самые ужасные депрессии, тягу к алкоголю и наркотикам, чтобы забыться. Победе грош цена, Коль не дает нам радости она, Милей судьбой с убитым поменяться, Чем страхами, убив его, терзаться. Шекспир, "Гамлет" Блаженный Иоанн Мосх, совершивший в конце VI - начале VII веков большое путешествие и описавший жизнь палестинских, сирийских и египетских монахов, сохранил весьма поучительный случай. Его рассказал ему авва Савватий: "Когда я жил в Лавре аввы Фирмина, пришел разбойник к авве Зосиме Киликиянину и стал просить старца: "Окажи мне милость, ради Бога! Я совершил много убийств. Сделай меня иноком, чтобы я мог отстать от злых дел". Старец, наставив его, сделал иноком и облек в ангельский чин. Спустя немного времени старец сказал: "Поверь мне, чадо, тебе нельзя оставаться здесь. Если начальник узнает, то схватит тебя. Послушайся меня, и я отведу тебя в другую киновию, подальше отсюда". И отвел его в киновию аввы Дорофея, что близ Газы и Маиума. Девять лет прожил он там, изучил Псалтирь и весь монашеский устав. Но вот он снова идет в монастырь аввы Фирмина к принявшему его старцу и говорит ему: "Честной отец, сделай милость, верни мне мирские одежды и возьми обратно иноческие". "Зачем так, чадо?" - спросил опечаленный старец. "Вот уже девять лет, как тебе хорошо известно, я провел в монастыре, постился, сколько было силы, воздерживался и жил в послушании, в безмолвии и страхе Божием. И я хорошо знаю, что благость Божия простила мне много злодеяний. Но я ежедневно вижу мальчика, говорящего мне: "Зачем ты убил меня?" Я вижу его и во сне, и в церкви, и в трапезе, слышу его голос, и нет у меня ни одного часа покоя. Вот почему, отче, я хочу уйти, чтобы умереть за мальчика. Совсем напрасно я убил его". Взяв свою одежду, он ушел из Лавры и прибыл в Диосполис, где был схвачен и на другой день обезглавлен". Другие виды этого греха Заповедь "не убивай" означает еще: не сердись, не ненавидь, не гневайся. Ведь последнее часто служит причиной убийств. Убить может и слово, произнесенное со злобой. Даже обычное равнодушие может обернуться этим страшным грехом, если мы пройдем мимо человека умирающего или оказавшегося в беде. У чуткого Андерсена в сказке "Ромашка" есть такое описание: "Вот и вечер пришел, а никто так и не принес бедной птичке воды. Тогда она распустила свои коротенькие крылышки, судорожно затрепетала ими и еще несколько раз жалобно пропищала: - Пить! Пить! Потом головка ее склонилась набок, и сердечко разорвалось от тоски и муки… Только на другое утро пришли мальчики и, увидав мертвого жаворонка, горько-горько заплакали, потом вырыли ему могилку и всю ее украсили цветами, а самого жаворонка положили в красивую красненькую коробочку - его хотели похоронить по-царски! Бедная птичка! Пока она жила и пела, они забывали о ней, дали ей умереть от жажды в клетке, а теперь устраивали ей пышные похороны и проливали над ее могилкой горькие слезы!" Убийство может быть духовным, когда другого человека обучают греху или отклоняют от веры в Бога. Насколько душа важнее тела, настолько духовное убийство хуже телесного. Самое же страшное убийство есть самоубийство. Это наиболее противоестественное, что может совершить человек. Самоубийство - торжество сатаны над существованием человека. Потому что покончивший с собой не оставляет себе никакой возможности исправить свою ошибку. Коварное убийство ВЫПИСКА ИЗ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ: "Больная К., 23 года, в анамнезе ранняя половая жизнь с 15 лет, IV беременности. I-III беременности закончились медицинскими абортами, IV - преждевременными оперативными родами на 36-й неделе. В роддом беременная поступила в состоянии геморрагического шока, артериальное давление 50/0, пульс нитевидный, сердцебиение плода не выслушивалось. С диагнозом преждевременная отслойка плаценты и антенатальная гибель плода женщина была переведена в операционную, где ей произвели операцию кесарева сечения. Извлечена мертвая, недоношенная девочка. Во время операции был поставлен диагноз матки Кувелера, в связи с чем матка была удалена. 1,5 суток больная находилась в роддоме на искусственной вентиляции легких, затем была переведена в больницу в реанимационное отделение". ПИСЬМО: "Летом 1993 года я с ужасом поняла, что беременна. Осторожно выспросив у родителей их мнение по этому поводу, поняла, что в восторге они не будут. Мой парень не возражал против аборта, даже был рад моему решению. Меня уверяли, что я еще слишком молода, что, родив ребенка, загублю свою жизнь, опозорю родителей и т. д. В конце концов я решилась. Было много проволочек, как будто кто-то пытался помешать мне, но я с ослиным упрямством двигалась к цели. Теперь дело сделано. Вся моя жизнь пошла наперекосяк, испортились отношения с родителями, из университета чуть не выгнали, до сих пор вишу на волоске, с парнем отношения тоже испортились. И его и меня мучали страшные сны. За что бы я ни взялась, ничего хорошего не получалось. Как будто бьешься лбом о бетонную стенку. Не делайте глупостей! Физически, возможно, обойдется, но душевная травма останется надолго. Не родив ребенка, а сделав аборт, вы действительно искалечите себе жизнь". Существует убийство, которое насколько коварно, настолько же многими считается безобидным. Оно называется - аборт. Вы, конечно же, слышали, что, если сделать аборт на ранней стадии, то это не является убийством, так как "там еще ничего нет - какая-то биомасса". Но ведущие ученые мира в области эмбриологии, генетики утверждают, что жизнь человека начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток. Первая клетка - зигота уже содержит всю полноту генетической информации о человеке. Бог дарует человеку бессмертную душу именно в момент его зачатия. Одна женщина рассказала: "Есть сны пустые, а есть особенные, извещающие. Вот такой сон я видела в молодости. Мне приснилось, что я стою в полной тьме и слышу обращенный ко мне голос: "Родная мать хочет убить своего ребенка". Слова и голос наполнили меня ужасом. Я проснулась, полная страха. Солнце ярко освещало комнату, за окном чирикали воробьи. Я посмотрела на часы - было восемь. Свекровь, с которой мы спали в одной комнате, проснулась тоже. - Какой страшный сон мне сейчас приснился, - сказала я ей и начала рассказывать. Свекровь взволнованно села на кровати и пытливо посмотрела на меня: - Тебе сейчас приснилось? - Да, - ответила я. Она заплакала. - Что с вами, мама? - изумилась я. Она вытерла глаза и грустно сказала: - Зная твои убеждения, мы хотели скрыть, что сегодня в девять часов Ксения (моя заловка) должна идти в больницу на аборт, но теперь я не могу скрывать. Я ужаснулась: - Мама, почему вы не остановили Ксению? - Что делать?! У них с Аркадием уже трое детей. Он один не может прокормить такую семью. Она тоже должна работать, а если будет малыш, ей придется сидеть дома. - Когда Господь посылает ребенка, Он дает родителям силы вырастить его. Ничего не бывает без воли Божией. Я пойду и попытаюсь отговорить ее. Свекровь покачала головой: - Ты не успеешь: она вот-вот уйдет в больницу. Но я уже ничего не слушала. Не одеваясь, а как была в ночной сорочке, я набросила на себя пальто, сунула босые ноги в туфли и, на ходу надевая берет, выбежала на улицу. Ехать было далеко. Я пересаживалась с трамвая на автобус, с автобуса на другой трамвай, стараясь сократить путь, а стрелка часов между тем перешла за девять… - Царица Небесная, помоги! - молилась я. С Ксенией мы столкнулись в вестибюле ее дома. Лицо у нее было осунувшееся, мрачное, в руках она держала маленький чемодан. Я обхватила ее за плечи: - Дорогая, я все знаю! Мне сейчас приснился о тебе страшный сон: чей-то голос сказал: "Родная мать хочет убить свое дитя". Не ходи в больницу! Ксения стояла молча, потом схватила меня за руку и потянула к лифту: - Я никуда не пойду, - плача сказала она. - Никуда! Пусть живет! Ксения родила мальчика. Он вырос самым лучшим из ее детей и самым любимым." В 70 году по Р. Х. Иерусалим был осажден римскими воинами. Ужасный голод вынудил некоторых матерей съедать собственных младенцев. Убийство ребенка в утробе матери представляется более гуманным (тему использования абортированных детей в качестве медицинских препаратов или в парфюмерии мы даже не затрагиваем). Но поверьте, на сердце матери останется глубокий шрам, который затем уже ничто не сгладит. При аборте мать обязательно заразится инфекцией, так как даже самый стерильный инструмент, проходя через влагалище, переносит его флору (микроорганизмы) в матку. Опасен аборт и гормональной катастрофой, которая наступает в результате прерывания беременности. Организм настроен на вынашивание и кормление ребенка (о чем свидетельствует прекращение менструации), и вдруг все ломается. Гормональная катастрофа ведет к развитию опухолей: раку яичников и молочных желез. Сенека говорил: страшно не то время, когда совершается много пороков, а когда порок становится нормой жизни. Уже который десяток лет аборт воспринимается как нормальное, естественное явление нашей жизни. В 1913 году в США была основана Национальная лига контроля рождаемости. Главным инициатором такого движения стала Маргарет Зангер. Ей принадлежат следующие слова: "Наибольшее благодеяние, которое большая семья может совершить для своего маленького члена - это его прикончить". Конечно, ведь это лучше, чем обречь ребенка на голод, - вторят сегодня тысячи, сотни тысяч цивилизованных людей. Нова ли эта идея? Послушайте, что утверждали фашистские эксперты, вынашивая план всемирного господства: "Любое средство пропаганды, особенно прессу, радио и кино, а также фельетоны, брошюры и лекции надо использовать для внушения русскому населению идеи, что вредно иметь несколько детей. Мы должны подчеркивать затраты, которые они вызывают, говорить о хороших вещах, которые можно приобрести на деньги, затраченные на детей. Надо также намекать на опасное влияние деторождения на здоровье женщины… Необходимо будет открыть специализированные учреждения для проведения абортов и подготовить персонал для этой цели. Население будет тогда прибегать к абортам более охотно… Добровольная стерилизация должна быть рекомендована…" Гитлер пытался распространить контроль над рождаемостью на восточных территориях. Там он желал окончательно прекратить рост населения (сегодня эта идея в России осуществилась). Сам Гитлер заявлял: "Большие семьи туземного населения могут удовлетворить нас только в том случае, если девушки и женщины будут делать настолько много абортов, насколько это возможно. Активная торговля контрацептивами должна поощряться в восточных территориях, поскольку мы не можем иметь ни малейшего интереса в росте численности негерманского населения". Под вечер, осенью ненастной, В далеких дева шла местах И тайный плод любви несчастной Держала в трепетных руках. Все было тихо - лес и горы, Все спало в сумраке ночном; Она внимательные взоры Водила с ужасом кругом. И на невинном сем творенье, Вздохнув, остановила их… "Ты спишь, дитя, мое мученье, Не знаешь горестей моих, Откроешь очи и тоскуя Ко груди на прильнешь моей. Не встретишь завтра поцелуя Несчастной матери твоей. Ее манить напрасно будешь!.. Стыд вечный мне вина моя, - Меня навеки ты забудешь; Тебя не позабуду я; Дадут покров тебе чужие И скажут: "Ты для нас чужой!" - Ты спросишь: "Где ж мои родные?" И не найдешь семьи родной. Мой ангел будет грустной думой Томиться меж других детей! И до конца с душой угрюмой Взирать на ласки матерей; Повсюду странник одинокий, Предел неправедный кляня, Услышит он упрек жестокий… Прости, прости тогда меня. Быть может, сирота унылый, Узнаешь, обоймешь отца. Увы! где он, предатель милый, Мой незабвенный до конца? Утешь тогда страдальца муки, Скажи: "Ее на свете нет - Лаура не снесла разлуки И бросила пустынный свет". Но что сказала я?.. быть может, Виновную ты встретишь мать, Твой скорбный взор меня встревожит! Возможно ль сына не узнать? Ах, если б рок неумолимый Моею тронулся мольбой… Но, может быть, пройдешь ты мимо - Навек рассталась я с тобой. Ты спишь - позволь себя, несчастный, К груди прижать в последний раз. Закон неправедный, ужасный К страданью присуждает нас. Пока лета не отогнали Беспечной радости твоей, - Спи, милый! Горькие печали Не тронут детства тихих дней!" Но вдруг за рощей осветила Вблизи ей хижину луна… С волненьем сына ухватила И к ней приближилась она; Склонилась, тихо положила Младенца на порог чужой, Со страхом очи отвратила И скрылась в темноте ночной. А. С. Пушкин Несчастная бросила сына - и уже величайшее горе на всю жизнь! Что же говорить про убийство младенца. Из текста фильма Бернарда Натансона "Безмолвный крик": "Сейчас на экране мы видим 12-недельного ребенка в ультразвуковом изображении. Вот его голова, вот тело. А это - рука, тянущаяся ко рту. Если мы рассмотрим изображение поближе, то различим глаз, нос, рот и даже мозговую полость, заполненную мозгом. Мы видим, как бьется сердце, совершая около 140 ударов в минуту. Ребенок время от времени немного меняет свое положение. Его движения спокойны, он находится в защищенном пространстве. Тень, которая появилась сейчас внизу, - это вакуум-кюретка, специальный инструмент, присоединенный через вакуумную трубку к электронасосу с "засасывающим" давлением около 55 мм ртутного столба. Хотя инструмент еще не коснулся ребенка, он уже очень возбужден. Его рот раскрыт. …Вакуум-кюретка нащупывает ребенка, и вновь он широко раскрывает рот в безмолвном крике. Сейчас его сердце бьется быстрее. Он чувствует угрозу своей безопасности, отодвигается в сторону, в левую часть матки, в возбуждающей сострадание попытке спрятаться от безжалостного инструмента, которым врач собирается его убить. Сердечные удары еще заметно учащаются и уже достигают приблизительно 200 в минуту. Ребенок, несомненно, ощущает смертельную опасность… Плодный пузырь прорван, околоплодная жидкость вышла, инструмент присасывается к телу ребенка… …Здесь недавно было живое беспомощное крошечное человеческое существо…" Подобного убийства не желайте даже врагу. 7. Не прелюбодействуй. В древности на Руси девушки, вступая в брак, оплакивали свое девство. В каждом человеке сокрыто глубокое чувство святыни своего пола. И если законное соитие вызывает волнение и страх, то растление святыни - катастрофа человеческой жизни. Это всегда карается укорами совести, человек ощущает, что теряет крайне важное и драгоценное в жизни. Потеря невинности отражается даже на лице, красота такого человека утрачивает свежесть, на ней проявляется печать порочности. Грехами против данной заповеди являются: " блуд - добрачное половое сожитие; " супружеская измена; " кровосмешение- вступление в брак близких родственников; " извращения - плотское удовлетворение, избегающее деторождения; " блудные помыслы; Все блудные грехи основываются на отсутствии настоящей любви к другому. Это очень важный момент. Любящий видит в другом высочайшую ценность, а не средство к удовлетворению своих страстей. Подлинная любовь благоговеет перед целомудрием любимого: до законного брака она не допустит телесной близости, а в браке сохранит взаимную верность. В трагедии Пушкина "Каменный гость" нецеломудренный дон Гуан так увлекся замужней Доной Анной, что убивает ее мужа. На свидание с любовницей он с цинизмом и гордостью приглашает мраморную статую убитого. И статуя пришла и смертельно сдавила руку преступника. Так и каждого блудника преследуют неприятности, скорби, а порой смертельные болезни. Один поселянин просил преподобного Кирилла Белоезерского помолиться о его больном товарище, у которого из уст и ноздрей текла кровавая пена. Но старец, милостивый ко всем, на этот раз, по духу прозорливости, не позволил больному находиться даже за оградой обители. Другу же сказал: "Поверь мне, чадо, что болезнь эта приключилась в наказание за его прелюбодейство. Если пообещает исправиться, верую, что Господь его исцелит, если же нет, то еще больше пострадает". Когда передано было это больному, он устрашился обличения и обещал исправиться. От чистого сердца исповедал он все свои согрешения святому и, по его молитве, исцелился не только телесно, но и душевно, приняв епитимию для очищения грехов. 8. Не кради. В начале XX века в Троице-Сергиевой Лавре жил благочестивый человек по имени Николай. С сорока лет он, по болезни, не вставал с постели. За чистоту его души, терпение и смирение, Господь одарил его прозорливостью. В частности, за десять лет до революции он со скорбью предсказывал, что царя не будет, что Лавру закроют, а монахов разгонят. Однажды пришел к Николаю молодой человек. И вдруг Николай снял с него шапку и сказал: "Не отдам, не твоя, - твоя за вагоном валяется". Оказалось, что, когда молодой человек приехал в город и вышел из вагона, то увидел на земле пьяного, а рядом новую шапку, взял ее себе, а свою бросил за вагон. Так, Господь даже людям открывает подобные грехи, тем более Сам Он все видит. Человек ответит за кражу. Жизнь вора - постоянное смятение. Его душа то сгорает от зависти, видя чье-то имущество или богатство, то довольствуется нечистой радостью, добившись в своем деле успеха, то теряется в страхе быть пойманным, то погружается в глубокое уныние, поскольку полученное со временем перестает удовлетворять. Кто крадет - тот всегда поступает украдкой. Он перестает быть свободной личностью. Воровство - постоянное неудовлетворение своим положением, самим собой, всем миром. Эти люди всегда несчастны. Иногда представители преступного мира говорят, что, воруя, они вершат правду, освобождают богатых от нечестной прибыли. В таком случае, вор, приобретая чужую нечестную прибыль, берет на себя и чужие грехи. Против данной заповеди погрешают также те, кто дает в долг с огромными процентами, кто не желает помочь неимущему, хотя располагает такой возможностью, кто исполняет свою должность небрежно, а получает полную плату, и кто, имея способности к работе, живет за счет милостыни. Жил в одном селе крестьянин, который на каждый праздник посещал богослужение. Однажды в день памяти святителя Николая его жена так торопилась закончить дела, что забыла запереть дверь. Мимо проходил известный всему селу вор. Заметив незапертую дверь, он вошел и начал собирать все, что было там ценного. Он уже связал все в узел, как вдруг сквозь прикрытую дверь входит сам святитель Николай в полном архиерейском облачении. Святой сказал: "Как?! Люди, любящие Бога, поспешили в храм, забыли запереть свою хижину, а ты воспользовался этим, чтобы похитить их достояние, приобретенное трудом?" Затем Святитель ударил вора рукой по щеке, и тот моментально ослеп. Он не мог найти выхода. Хозяева, вернувшись из церкви, застали вора дома, и он с плачем рассказал о происшедшем. Вор был осужден на поселение в Сибирь. При этапировании, он проходил мимо села и решил зайти в храм, где стоял образ святителя Николая. Здесь он со слезами помолился святому, каясь в своем грехе. А когда он поцеловал икону Святителя, его глаза прозрели. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Каждый человек ищет друга. И каждый хочет найти друга искреннего, верного, который никогда и нигде не подведет. Наверное, кто-то хочет увидеть такого друга в каждом из нас. Знаете ли вы, как снискать уважение и любовь окружающих? Да для этого и не нужно каких-либо приемов или особого искусства. Пусть само сердце подскажет: уважение и любовь других достигаются лишь открытостью, честностью, прямодушием. Из этих качеств складывается целостность личности, которая не скажет другу в лицо одно, а потом, за глаза, другое. Самое ужасное в дружбе и просто в общении с людьми - двуличие. Вспомните коварный совет жены Макбет из трагедии Шекспира: Ты должен, Всех обмануть желая, стать, как все: Придать любезность взорам, жестам, речи, Цветком невинным выглядеть и быть Змеей под ним. Двуличный постоянно носит маску. Он - актер в этой жизни, причем, исполняющий отрицательную роль. Такой, желая снискать уважение многих, и строя интриги, всегда оказывается внутренне одинок - без друзей. Более того, будучи лукав в общении с людьми, он не окажется прямодушен пред Богом. Ведь если истина и правда исходят от Бога, то подлость, клевета и ложь - порождения дьявола. Каким хочешь, чтобы был твой друг, таким стань, прежде всего, сам! Данная заповедь означает также: не высмеивай чужие недостатки. В одной школе был мальчик с отвисшей, кривой губой. Когда он говорил, то делал некрасивые гримасы. Многие смеялись и издевались над ним. А особенно сильно обижал его один школьник. Как-то обидчик шел в школу, и той же дорогой проезжал крестьянин на телеге с косой в руках. Этой косой он нечаянно задел мальчика по лицу, отрезав кусок губы и разрезав рот. Когда рана зажила, то лицо этого мальчика стало гораздо безобразнее лица товарища, над которым раньше многие насмехались. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Если шестая, седьмая и восьмая заповеди запрещают наносит вред ближнему делом, а девятая - словом, то десятая запрещает вредить ему даже мыслью. Можно сказать совершенно уверенно, что в этой жизни счастлив тот, кто не завидует. Зависть - ржавчина человеческой души, она съедает сердце, не даст ему ни минуты покоя. Но надо быть честными перед самими собой, наше сердце не свободно от греховных страстей, в том числе и от зависти. Поэтому, когда заповедь Божья запрещает желать что-либо принадлежащее другому, тем самым она призывает бороться и побеждать в своем сердце дурные желания. Мир перед пришествием Спасителя Далеко не все древние люди грелись возле Закона Божия. Большинство замерзали, находясь вдали от Источника духовных света и тепла. На земле царствовали меч и человеческая хитрость. Великие монархии - Египетская, Вавилонская, Персидская - поочередно господствовали и исчезали. Александр Македонский пытался соединить их в одну державу на почве греческой культуры, но со смертью Александра (323 год до Р. Х.) его монархия распалась на несколько частей, которые все стали добычей Рима. Перед пришествием Спасителя на земле господствует Римская империя, простершаяся от Египта до Британии. Рим собирал все лучшее в тогдашнем мире. Каждый раз, завоевывая новые земли, столица империи принимает местные языческие божества и вводит их в свой пантеон (храм для различных божеств). Бесконечное разнообразие религиозных культов вело к убеждению, что истинной религии не существует. Безумие язычества доходило до обожествления римских императоров - людей часто порочных, утопающих в блуде, преданных гневу, несправедливости. Римский писатель Светоний (70 - 140 гг. по Р. Х.) в своей книге "О жизни цезарей" описал жизнь двенадцати первых императоров от Цезаря до Домициана, что охватило период примерно с 100 года до Р. Х. до времен первых ростков христианства в империи. При характеристике каждого властителя Светоний подмечал как их положительные, так и отрицательные черты. Обратите внимание на то, что императоры посмертно обожествлялись. Какими же были эти люди-боги? Гай Юлий Цезарь - "На целомудрии его единственным пятном было сожительство с Никомедом, но это был позор тяжкий и несмываемый, навлекавший на него всеобщее поношение… На любовные утехи он, по общему мнению, был падок и расточителен. Он был любовником многих знатных женщин… И в провинциях он не отставал от чужих жен: это видно хотя бы из двустишья, которое распевали воины в галльском триумфе: Прячьте жен: ведем мы в город лысого развратника. Деньги, занятые в Риме, проблудил ты в Галлии". Тем не менее, Цезарь ставил свое изваяние рядом со статуями римских божеств. Октавий Август - подавив один из мятежей и взяв много пленных, всех, кто просил о пощаде, обрывал словами: "Ты должен умереть!" Он также жил с чужими женами. Устраивал тайные пиршества, в которых участники одевались богами и богинями, а сам он изображал Аполлона. "Глаза у него были светлые и блестящие; он любил, чтобы в них чудилась некая божественная сила, и бывал доволен, когда под его пристальным взглядом собеседник опускал глаза, словно от сияния солнца". Однако "перед громом и молнией испытывал он не в меру малодушный страх: везде и всюду он носил с собою для защиты от них тюленью шкуру, а при первом признаке сильной грозы скрывался в подземное убежище". Тиберий - испытывал безмерную страсть к вину, так что порой соучастникам в пьянстве раздавал самые высокие должности. Удалившись на остров "Капри, оказавшись в уединении, он дошел до того, что завел особые постельные комнаты, гнезда потаенного разврата…" Сюда собирались девочки и мальчики для самых постыдных целей. Он был крайне скуп и отбирал имущество по самым пустым и бесстыдным наговорам. Проявлял крайнюю жестокость к собственной матери и к сыновьям, умертвил своих внуков. Дня не проходило без неоправданной казни. Гай Калигула - с лучших изображений греческих богов он повелел снять головы и поставить изображение собственной головы. Сам становился между идолами, принимая божественные почести от посетителей. Посвятил себе особый храм, где поставил свое изваяние, назначил жрецов и установил жертвы. Его любовь к казням дошла до того, что он воскликнул: "О, если бы у римского народа была только одна шея!" Он жалел, что его время не отмечено никакими всенародными бедствиями. Клавдий - император, изгонявший первых христиан из Рима. Был недоверчив и труслив, верил почти каждому доносу. Один доносчик сказал, что видел сон, будто кто-то убил императора, затем он же указал на мнимого убийцу, которого Клавдий тут же и предал казни. Отличался рассеянностью и бездумностью. Приговоренных к смерти и уже казненных он иногда приглашал на следующий день на совет или на игру в кости, а так как они не являлись, то обзывал их через посланных сонливцами. "До еды и питья был он жаден во всякое время и во всяком месте… От стола он отходил не раньше, чем отяжелев и взмокнув, и тут же ложился навзничь, чтобы во сне ему облегчили желудок, вставив перышко в разинутый рот". Нерон - "твердо был убежден, что нет на свете человека целомудренного и хоть в чем-нибудь чистого, и что люди лишь таят и ловко скрывают свои пороки: поэтому тем, кто признавался ему в разврате, он прощал и все остальные грехи". Наверное, это был самый распущенный император. Его безнравственность дошла до того, что он справил свадьбу с мальчиком, а затем и сам вышел замуж за мужчину. Остальные языческие императоры не поднимались выше общего духовного уровня. И хотя многие из них жили уже по Рождестве Христовом, все они остались людьми эпохи дохристианской. Человечество задыхалось от духовной пустоты, искало выхода в оргиях наслаждений, либо в самоубийстве. Последнее почиталось как лучший способ избавления от невыносимого положения, а порой признавалось за подвиг. Впрочем, принятию такого ужасного способа часто препятствовал инстинкт самосохранения. Тогда люди обращали свой взор к надежде на лучшее будущее. Распространялась вера, что откуда-нибудь должно придти спасение, если не от людей, то свыше. По свидетельству историков Светония и Тацита, ходила молва, что на востоке скоро появится могущественный царь, который покорит весь мир. А римский поэт Вергилий воспевал младенца, который должен был восстановить золотой век. Это совпадало с тем ожиданием Избавителя мира, Мессии, которое с веками сильнее нарастало в богоизбранном народе, а посредством иудеев распространялось и среди язычников. Ожидание Мессии у евреев стало настолько живо, что сами их правители принимали власть лишь условно, "доколе восстанет Пророк вечный" (1 Мак.14: 41). Правда, многие хотели видеть в Спасителе всемирного завоевателя, который покорит иудеям весь мир и установит на земле вечное еврейское царство. Лишь редкие люди жаждали увидеть Того, Кто освободит человечество от рабства греху, подаст мир возмущенной душе и дарует человеку вечное Царство Божие. БОГОВОПЛОЩЕНИЕ Когда у вас будут дети, и вы увидите, что кто-то из них упал в грязь, то как вы поступите? Поверьте, что уж своих-то детей вы будете любить. И даже если ребенку не избежать шлепка, все равно вы его поднимете и очистите. Точно так и грехи человечества - это грязь, в которую люди упали, но которая не способна затмить собой милосердие Божие. Любовь Господа безгранична, и поэтому положение человечества быть безысходным не может. Каким же образом Создатель решил спасти людей? А какое событие положило начало новому летоисчислению? Для спасения человека Бог Сам стал человеком. Рождение Пречистой Минуло несколько тысячелетий со дня потери человеком Рая, прежде чем на земле совершилась тайна спасения. Среди всего человечества Господь избрал праведный род, ведший начало от Авраама. Именно в этом роде должен был осуществиться замысел Божий. При этом, послужить в полноте воле Господа мог только тот, кто был ближе всех к Богу. Таковой оказалась Пресвятая Дева Мария. Ее родители, - Иоаким и Анна, - были бесплодны до преклонного возраста. В те далекие времена иудеи надеялись, что хотя бы в своих потомках они станут участниками царства Спасителя. Бесплодие считалось тяжким наказанием, а кто не имел детей, те находились в глубоком презрении у окружающих. Иоаким и Анна были праведны и много скорбели о собственном бесчадии. Но они верили Богу, много молились и обещали посвятить того, кто родится, именно Ему. Наконец Господь за терпение, надежду и любовь праведников подает им Дочь. По указанию Ангела, Ей было дано имя Мария, что значит "Госпожа". Почему же была избрана Дева Мария? "Отрок подобен доске в руках художника: что на ней нарисуют - доброе или худое, святое или грешное, Ангела или демона, - то и останется", - говорил святитель Димитрий Ростовский. Иоаким и Анна увидели в ребенке бесценный Божий дар и с первых дней жизни Дочери воспитывали ее по заповедям Господа. Когда Марии исполнилось три года, родители, согласно данному обещанию, отвели Ее в Иерусалимский храм. Там Она помогала служителям алтаря, много молилась, читала Священное Писание, строго соблюдала пост. Мария жила при храме около одиннадцати лет. Вы, конечно, не раз заходили в храм и могли почувствовать, что такие посещения доставляют душе удивительную легкость, отраду. Представьте, что человек много лет ежедневно бывает в храме - насколько чистой должна быть его душа! Мария выросла глубоко благочестивой и преданной Богу. Она дала обет не выходить замуж, то есть навсегда остаться девой, чтобы посвятить Свою жизнь только Богу. Может быть, жизнь Святой Девы была схожа с жизнью других девственниц, находившихся при храме. Ведь о людях мы часто судим по их внешнему поведению, сердца их для нас, в основном, закрыты. Но одному святому, проникшему в глубь духовных созерцаний, было открыто Богом, что Пресвятая Дева никогда не согрешила даже мыслью. Легко ли не согрешить мыслью? Человек не способен удержаться от греховного дела, от недоброго слова, тем более, от роя страстей в уме и сердце. И если кто-то таких грехов за собой не знает, то просто потому, что привык грешить и уже не замечает этого. А Пресвятая Дева искренно любила Бога, и поэтому никогда не согрешила даже мыслью. В этом - причина Ее избрания. Когда закончились дни служения Святой Девы при храме, Ее надлежало, по закону, выдать замуж. Но поскольку Мария дала обет девства, Она была обручена дальнему родственнику - восьмидесятилетнему старцу Иосифу. Он стал хранителем Ее девства. После этого произошло величайшее событие священной истории. Благовещение За Свою близость к Богу сердцем Дева Мария сподобилась величайшей милости - носить Его во чреве и родить как человека. Однажды, когда Святая Дева пребывала в богомыслии, Ей явился архангел Гавриил и сказал: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами" (Лк. 1: 28). Дева смутилась от таких слов, так как Сама в Своем сердце нисколько ни выделяла Себя среди других людей. Она имела глубокое смирение, которое более всего приятно Богу в людях, и которое приобщает человека благодати Божией, делает близким Ему. "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога" (Лк. 1: 30), - продолжал Ангел. "Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего,…и Царству Его не будет конца" (Лк.1: 31 - 33), - возвещает Ангел. Такова воля Всевышнего: Сын Божий, вторая Ипостась Святой Троицы, родится как человек и станет Спасителем (именно это значит имя Иисус) людей, чтобы навеки утвердить Царство Божие в душах человеческих. Спаситель должен стать настоящим, реальным человеком. Однако Его Рождение будет сверхъестественным, безмужным, безгрешным, при освящении от Духа Святого. "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк.1: 35), - возвещено ангелом Деве. По Своему человеческому естеству Родившийся будет совершенно чист и непорочен. "При зачатии Богочеловека, от человечества заимствована одна половина его - Дева; семя мужчины, обыкновенно оплодотворяющее утробу женщины, отвергнуто. Причина этого ясна. Род человеческий тотчас по сотворении первых человеков получил способность размножаться (Быт. 1: 28). Эта способность осквернена грехом вместе с прочими способностями в самом корне своем - в праотцах; следовательно, она, производя людей, в самом обряде производства сообщает им греховный яд… Бог-Слово для принятия человечества (то есть для рождения в человеческом естестве - автор) заменил действие семени мужеского творческой силой Бога" (святитель Игнатий Брянчанинов). Возвещая тайну рождения Спасителя, Господь не подавляет Собственной воли Марии. От Нее требовалось добровольное согласие стать Матерью Того, Кто прольет Кровь за грехи людей. Со смирением Дева предает Себя в волю Божию: "Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему" (Лк. 1: 38). Так человек являет согласие принять спасение от Бога. Доверие Небесному Отцу, некогда подорванное обольщением лукавого, вновь возрождается в человечестве. Тогда Господь и воспринимает наше естество, воплощаясь во чреве Девы. "Как Ева, хотя имела мужа, но еще оставаясь девою, показала преслушание и чрез то причинила смерть как себе, так и всему роду человеческому: так Мария, быв обручена мужу, но пребывая Девою, явила послушание, и чрез то послужила спасению своему и всего рода человеческого" (святой Ириней Лионский). Ангельское приветствие Божией Матери Святая Церковь прославляет Матерь Божию следующей молитвой-песнью: Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Благодатная - исполненная благодати Духа Святаго; благословенна - прославлена или достойна прославления; в женах - между женщинами; плод чрева Твоего - Родившийся от Тебя; яко - потому что, так как; Спаса - Спасителя. Один слабохарактерный юноша стеснялся покаяться в постыдных грехах. Однажды он услышал поучение о великой силе ангельского приветствия и стал возносить его Матери Божией. Помолившись усердно три дня, он почувствовал такое желание очистить душу от грехов, что не мог успокоиться, пока не открыл всего на исповеди и не получил полного во всем прощения. Девушка вышла замуж и скоро убедилась, что муж ее не только не любит, а прямо возненавидел. Он бил несчастную и даже стал грозиться убить. Она взмолилась Матери Божией. Вскоре муж увидел Пречистую Богородицу во сне. Она повелела ему не только прекратить издевательства, но и попросить у жены прощения, если не хочет быть наказанным. Муж, очнувшись и убоявшись, рассказал обо всем жене, просил у нее прощения и обещал исправиться. Помирившись, супруги жили в любви и согласии до конца своих дней. В большом сибирском городе жила бедная вдова, чиновница. У нее было семеро детей. Жизнь так подорожала, что многострадальная женщина распродала все, что могла, но кормить детей стало уже совершенно нечем. Измученная мать с раздражением сказала: "У богатых вон дети умирают, а у меня ни один не умрет". Затем, обратясь к плачущей голодной дочке, крикнула: "Хоть бы тебе пропасть!" Девочка, горько рыдая, выбежала из комнаты. Не успела неумная мать кончить своей брани, как к ней прибежали с вестью, что дочь ее утонула. Мать истерзалась мыслью, что она прокляла свою девочку. Муки совести доводили ее до изнеможения. Но вот однажды она увидела во сне свою дочь веселой и радостной. Девочка сказала несчастной матери: "Не плачь, мама! Мне здесь очень, очень хорошо. Когда я стала тонуть, ко мне пришла Матерь Божия и, прижав меня к своей груди, унесла на Небо. Мне здесь очень, очень хорошо…" Бедная вдова утешилась, безумная тоска ее утихла, но мысль о том, что это она виновата в смерти кроткой своей девочки, все же так и не прошла. Рождество Христово Давайте вспомним из "Снежной королевы" Андерсена: "Розы цвели все лето восхитительно. Девочка выучила псалом, в котором тоже говорилось о розах; девочка пела его мальчику, думая при этом о своих розах, и он подпевал ей: Розы цветут… Красота, красота! Скоро мы узрим младенца Христа. Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним, - им чудилось, что с него глядел на них Сам младенец Христос". Бог Сын рожден от Бога Отца до сотворения мира. Сам мир получил свое бытие через Сына. Теперь же Сын рождается от земной Матери. Он становится Человеком, не переставая быть Богом. Рождество Сына Божия произошло во время переписи населения, которую проводил император Август в Римской империи (она включала тогда и Иудею). Еврейские обычаи требовали, чтобы запись велась в городе, где некогда жил глава рода. Дева Мария вместе со старцем Иосифом пришла в Вифлеем - город царя Давида, их предка. Им не нашлось места в городе, и они поместились в одной из пещер или гротов, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Здесь и родился Спаситель мира, Господь Иисус Христос ("Христос" значит "Мессия", "Помазанник"). "И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк. 2: 7). Почему Матерь Спасителя Сама спеленала Младенца? Ведь роды всегда болезненны, отнимают у матери все ее силы, требуют помощи посторонних людей. Но рождение Господа было безболезненным. Вы помните, что муки рождения были введены в жизнь людей по причине греха. А человеческое естество Христа не имело греховного повреждения. Более того, как до Рождения, так в самом Рождении и после него Матерь Господа осталась Девой. Это было Рождение от Духа Святого. Святитель Иоанн Златоуст говорил: "Не спрашивай, каким образом Дух образовал Младенца Деве. Ибо, если при естественном действии невозможно объяснить сего образования, то как можно объяснить сие, когда чудодействовал Дух? Ничего более не знаю, говорит Евангелист, а знаю только то, что Рожденное в Ней рождено от Духа. Устыдитесь вы, желающие постигнуть сверхъестественное рождение!.. Не думай, что ты все узнал, когда слышишь, что Христос родился от Духа… Как Беспредельный вмещается в утробе? Как Всесодержащий носится во чреве жены? Как Дева рождает, и остается Девою?" Так на земле явился Богочеловек - в одном лице Бог и человек. Славу Божества Он принес в мир человеческих страданий. С самого Рождения Спаситель взял на Себя крест смирения, уничижения, принял полноту человеческих скорбей. Родился Он не в доме, а в хлеву. И уже вскоре Мария и Иосиф, спасаясь от Ирода, бежали с Младенцем на некоторое время в Египет. Всю жизнь затем Спаситель скитался, "не имея где преклонить голову" (Лк. 9: 58). Господь не возгнушался понести немощь человеческого бытия. Он стал таким, как мы, чтобы мы постарались уподобиться Ему. Воплотившись, то есть приняв человеческую плоть, Господь показал, что за сумраком страданий может открыться свет вечной блаженной жизни. И не только уничижение сопровождало рождение и земную жизнь Христа, но и отблески Его Божественной Славы. Вы все знаете, что в самый момент Рождения Ангелы явились пастухам, воспевая: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лк.2: 14). То есть Всевышний благоволит к людям, дарует их возмущенным душам мир. Восточным волхвам, - а так на востоке называли мудрецов, - было открыто о рождении Спасителя. Они предприняли далекое путешествие, поклонились Богомладенцу и преподнесли Ему свои дары. Это прообразовало обращение ко Христу язычников всех сторон света. Божественная слава Спасителя начинала проявлять себя в исцелении и утешении людей, духовном возрождении грешников. Дары волхвов По преданию, волхвов звали Валтасар, Гаспар и Мельхиор. В дар новорожденному Христу они принесли золото, ладан и смирну. Золото - драгоценный металл всех времен; ладан - дорогая ароматная смола, употребляемая в богослужении; смирна - благовонное масло, которым помазывали умерших. Дары имели прообразовательный смысл. Христу было преподнесено золото - как царю, ладан - как Богу, смирна - как Тому, Кто должен был умереть за грехи людей. Но поверите ли вы, узнав, что дары волхвов сохранились до наших дней! Золото - двадцать восемь пластин разной формы с неповторимым тонким орнаментом. Ладан и смирна - шарики величиной с маслину, числом около семидесяти. Эти сокровища хранятся на Афоне, в монастыре святого Павла, в небольшом ковчеге. Как они оказались там? Дары волхвов бережно хранила Божия Матерь. Перед Своим отшествием из этого мира Она оставила дары в Иерусалиме. В 400 году по Р. Х. византийский император Аркадий перенес их в Константинополь. Когда Византия окончательно пала под ударами турок-мусульман в 1453 году, святыня была переправлена сербской царевной Марией на Афон в монастырь святого Павла. От даров исходит удивительное благоухание. Иногда они полагаются в храме перед паломниками, и тогда благоухание наполняет всю церковь. А афонские монахи заметили, что дары исцеляют одержимых нечистыми духами. Для чего Господь воплотился? Если бы люди рождались от Адама и Евы, не впавших в грех, то нам не надлежало бы умирать, мы были бы здоровы и счастливы. Однако люди приходят в мир уже со грехом, с повреждением души и тела. Рождаясь, мы уже обречены на смерть. Организм, пораженный болезнью, нуждается в лечении. Так и человечеству для возвращения к прежней райской жизни необходимо обновление, исцеление от греха. Но может ли мертвый воскресить себя сам? Конечно же, нет. Только прикосновение жизни свыше способно воздвигнуть тлеющее естество человека. Для того-то Бог и воспринял наше естество, чтобы возродить его прикосновением Божественной жизни. Если бы вы решили отыскать в горах самородки золота, то увидели бы, что они соединены с посторонними примесями. Только погружение в огонь очищает золото, придает ему его настоящий блеск. Так и во время Воплощения Сына Божия, от прикосновения Божества к человеческой природе во чреве Девы произошло полное очищение, обновление естества человека от примеси греха и недостатков. На земле явился новый Адам в совершенстве чистоты и непорочности. Более того, в самом Воплощении человеческое естество обрело теснейшее единение с Божеством. С тех пор тленному и ограниченному человеку открыта дверь к бессмертной, безграничной, блаженной жизни. Господь стал новым Адамом, чтобы быть новым родоначальником человечества. Своей благодатью Он духовно возрождает людей для вечной жизни. Богочеловек пришел исполнить то, что не исполнил первый Адам. Наш праотец нарушил заповедь Божию, явил непослушание. А Иисус Христос был верен воле Небесного Отца вплоть до Крестной смерти. Спаситель родился, чтобы пройти путь, который не прошел Адам. Во Христе воля человеческая неуклонно следовала воле Божией. Он явил на Собственном примере, что все этапы человеческой жизни с младенчества до предсмертных страданий способны быть проникнуты духовной чистотой, безгрешностью, верностью Богу. Господь добровольно подчинил Себя скорбям и тяготам. Он стал Человеком, чтобы принять на Себя муку наших грехов. Не состоя во власти греха, Спаситель добровольно страдает, чтобы затем победить смерть и тление силой Своего Воскресения. В этом главнейшее и самое таинственное значение воплощения Сына Божия. Он родился, чтобы стать Жертвой за наши грехи и искупить человека от вечных мук Своими безвинными страданиями. Историчность личности Христа Великая тайна - вечный, неподвластный категориям пространства и времени Бог стал Человеком и тем самым принял реальное участие в нашей истории. Рождение Христа, Его жизнь, дела и учение глубоко историчны. Сам Спаситель не оставил Своих личных письменных свидетельств. В течение земной жизни Господь ничего Сам не писал - никаких наставлений, моральных требований или новых законов. Это и не требовалось для нашего спасения. Сама жизнь Господа, - рождение в человеческой плоти, врачевание душевных и телесных немощей, страдание за наши грехи, Воскресение и ниспослание благодати Святого Духа, - доставила людям спасение. В этом - смысл Его пришествия. Господь даже не просил учеников фиксировать Его жизнь и учение письменно. Однако Он обещал, что Дух Святой напомнит Его учение (Ин. 14: 26), и заповедал нести свидетельство о спасении, совершенном Им, по всему миру (Мф. 28: 18 - 20; Мк. 16: 15; Лк. 24: 46 - 48). Ученики и записали события жизни и учение Христа, дабы люди всех стран и последующего времени могли приобщиться к совершенному Господом спасению. Первыми и наиболее достоверными историческими свидетелями жизни Богочеловека могли быть только Его ближайшие последователи. Известные вам книги Нового Завета как раз являются непосредственными свидетельствами о жизни Христа, событиях по Его Вознесении и о Его учении. Сохранившиеся древнейшие списки Нового Завета (первая половина II века по Р.Х.) указывают, что подлинники были написаны во второй половине I века, то есть через небольшой промежуток времени после вознесения Господа на небо. Выдержки из Нового Завета содержатся уже в сочинениях христианских писателей рубежа I-II веков: апостола Варнавы, святых Климента Римского, Игнатия Богоносца, Иустина Философа. Сохранилось одно из древнейших упоминаний, записанное около 130 года по Р.Х., об авторах двух Евангелий из известных нам четырех. Упоминание принадлежит Папию Иерапольскому, общавшемуся со многими учениками Христа. Он пишет об одном из двенадцати апостолов, Матфее: "Матфей записал беседы Господа на еврейском языке, а переводил их кто как мог". А также об апостоле Марке, ученике апостола Петра: "Марк, истолкователь Петра, с точностью написал все, что запомнил, хотя и не держался порядка слов и деяний Христовых, потому что сам не слушал Господа и не сопутствовал Ему. Впоследствии он был с Петром, но Петр излагал учение с целью удовлетворить нуждам слушателей, а не с тем, чтобы беседы Господни передать по порядку. Посему, Марк нисколько не погрешил, описывая некоторые события так, как припоминал их: он заботился лишь о том, как бы не пропустить чего-либо слышанного или не переиначить". Что касается авторов двух других Евангелий, то один из них - апостол Лука, ученик апостола Павла, врач и историк, тщательно изучивший все свидетельства о Христе перед написанием своего Евангелия (об этом он сам упоминает вначале повествования - Лк. 1: 1 - 4); а второй - ближайший и любимый ученик Спасителя Иоанн Богослов, наиболее глубоко проникший в духовную сторону жизни Господа и дополнивший в своем повествовании то, что не описано у предыдущих авторов. Иногда четверо евангелистов, повествуя о Христе, расходятся в деталях и частностях, не всегда имеют общую хронологическую последовательность событий, и, бывает, один упоминает то, о чем не сказано у остальных. Значит, каждый свидетельствовал независимо от других, без предварительного сговора или согласования и без списывания одним у другого. Они опирались, в основном, на живую память о Христе: Матфей и Иоанн - на собственную память, а Марк и Лука на память учеников Спасителя. Хронологическая точность была необязательна, поскольку евангелисты старались показать то главное, что сделал Христос для всего человечества. Французский писатель, философ и энциклопедист Дени Дидро (1713 - 1784) говорил: "Откровенно, со всею искренностью признаюсь в том, что мне неизвестно ни во Франции, ни где-либо во всем мире ни одного человека, который мог бы писать и говорить с большим искусством и талантом, чем те рыбаки и мытари, которые написали Евангелие. Я осмеливаюсь утверждать, что никто не в состоянии написать хотя бы подобный евангельскому рассказ, который был бы так прост и в то же время возвышен, так свеж, так трогателен, обладал бы таким могущественным воздействием на душу и не слабеющим на протяжении целых веков влиянием, каким является для нас каждое незначительное, евангельское известие о страданиях и смерти Иисуса Христа". Но не только ученики Христовы сохранили исторические свидетельства о Нем. Личность Спасителя слишком уникальна, чтобы остаться без внимания среди древнейших выдающихся деятелей и писателей, хотя бы и не принявших веру во Христа. Поскольку Господь жил среди народа иудейского (то есть еврейского), то первые нехристианские свидетельства о Нем принадлежат иудеям. Свидетельства иудеев Давайте обратим внимание на такого виднейшего иудейского историка I века, как Иосиф Флавий (35-100 гг. по Р. Х.). Он оставил два больших труда на греческом языке - "Иудейская война" и "Древности иудейские". В них, особенно в последнем, можно встретить немало лиц, упоминаемых в Евангелии (например, Иоанн Креститель, апостол Иаков и др.). Иосифу Флавию принадлежит следующее подробное свидетельство о Христе: "В это время жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком; ибо он творил поразительные чудеса и был учителем людей, которые радостно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и многих эллинов. Он был Мессией (Христом). И когда Пилат, по обвинению наших старейшин, приговорил его к распятию, те кто с самого начала возлюбили его, остались ему верны. На третий день он явился им снова живой. Ибо Божественные пророки предвозвестили это и огромное множество других чудес относительно него. И племя христиан, название которых пошло от него, не исчезло по сей день". Этот текст имеется во всех сохранившихся списках книги Флавия, а также приводится историком Евсевием Кесарийским (IV век по Р.Х.) в его "Церковной истории". Таким образом, для Иосифа Флавия, почти современника Христа, историчность и реальность личности Спасителя была бесспорной и вполне очевидной. Упоминает о Христе и Талмуд - книга важнейшая в иудаизме. Она состоит из набора исторических сведений, преданий, нравственных поучений, бытовых предписаний, комментариев к текстам Ветхого Завета - пятикнижию Моисея (Торе). Талмуд составлялся с III по VI века по Р.Х. как реакция на христианство, и поэтому имеет резкую антихристианскую настроенность. Однако никто из талмудистов не утверждал, что существование Христа - вымысел. Многие авторы поучений и повествований Талмуда жили в I веке по Р.Х., т.е. были современниками Христа и Его учеников. Поскольку достоверность жизни Спасителя признавалась повсеместно, то Талмуд тоже не отрицает этого факта. Однако, талмудисты открыто выражают пренебрежение ко Христу. В трактате Санхедрин упоминается: "В канун Пасхи повесили Иисуса из Назарета… не нашлось никого, чтобы Его оправдать…". Известный рабби Акиба-бен-Иосиф (перв. пол. II в. по Р.Х.) тоже писал о Христе, относя Его смерть к кануну иудейской пасхи. Рабби Салман Цеви свидетельствовал, что Иисус Назарянин родился в Вифлееме Иудейском в царствование Ирода и был умерщвлен в Иерусалиме при Понтийском Пилате. Упоминается о Христе также в рассказе раввина Элиезера-бен-Гирканоса. Итак, даже лютые враги христиан, иудеи, признавали реальность жизни Господа на земле. Тому же следовали представители мира языческого.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.